1А.В. Мельцов
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АРКТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ
Статья посвящена правовому статусу арктического региона. Территориальные споры, касающиеся региона, имеют своей первопричиной наличие огромного потенциала развития Арктики. Богатый природными ресурсами и имеющий стратегически важный характер край еще долгие годы будет предметом пристального внимания не только государств, имеющих статус арктических, но и всего остального мира. Место России, ее сила и успешное развитие в будущем во многом зависят от того, какие шаги по укреплению влияния в регионе предпримет она сейчас.
Ключевые слова: арктический регион, правовой статус, концепция полярных секторов, международное морское право, «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.».
Россия, США, Канада, Дания и Норвегия - это прибрежные к Северному Ледовитому океану государства, имеющие статус арктических. Также имеют такой статус Швеция, Финляндия и Исландия, так как часть сухопутной территории этих государств располагается в так называемом арктическом бассейне (согласно Декларации об учреждении Арктического совета 1996 г.).
С точки зрения географии, определение границ арктического региона не представляет особой сложности. Географически его можно определить таким образом: с севера - Северный полярный круг плюс материковые части Евразии и Америки и островные образования Северного Ледовитого океана, с юга - географическая параллель 66° 33' северной широты.
Ситуация в корне меняется, когда мы начинаем говорить о территориальной принадлежности данного региона конкретным странам. Это обусловливается его расположением и наличием огром-
© Мельцов А.В., 2010
ного количества как исследованных, так и скрытых пока ресурсов. Арктика имеет большое значение с любой точки зрения: военной, экономической, геополитической безопасности, экологической и т. д.
Современный правовой статус этих территорий определяется исходя из суверенитета вышеперечисленных государств и регулируется общими нормами международного права. Здесь следует отметить, что он практически не отличается от объема прав прибрежных государств в неарктической части Мирового океана.
В связи с особым положением Арктики выработалась международно-правовая концепция (концепция полярных секторов), основанная на признании особой ответственности и сопутствующих ей особых прав, учитывающих законные интересы арктических государств. Одним из проявлений этой концепции было признание права прибрежных арктических государств устанавливать границы полярных владений в секторах, вершиной которых является Северный полюс, основанием - их арктическое побережье, а боковыми границами - меридианы, проходящие через крайние точки северного побережья указанных стран. Секторальное деление сложилось исторически начиная с XIX в. рядом двусторонних соглашений. Следует отметить, что данное деление не соответствует Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву.
Именно особые климатические условия Арктики предопределили договоры о мирных переходах через территориальное море, но они также стали отправной точкой для появления «исторических прав»1 в морских пространствах за пределами внешней границы территориального моря. Данные права регулируются как нормами действующего международного права, так и нормами внутригосударственного права этих государств.
Первым актом, фиксирующим принадлежность России северных территорий, была нота Министерства иностранных дел Российской империи в 1916 г., устанавливающая принадлежность островов (территорий), составляющих продолжение на север Сибирского континентального плоскогорья, и островов, расположенных вблизи европейского побережья России (Земли императора Николая II, острова цесаревича Алексея, острова Старокадомского и др.). Данное положение было подтверждено в 1924 и 1926 гг. советским правительством. Указанные нормативные акты также устанавливали восточные границы арктических владений России / СССР с США. Западные границы были установлены Договором о Шпицбергене в 1920 г.
Российский сектор Арктики охватывает площадь около 9,46 млн км2, из которых 6,8 млн км2 приходится на водное пространство, что составляет 45% общей площади Северного Ледови-
того океана. В пределах сектора континентальный шельф России составляет 6,19 млн км2, или 41% площади всей водной акватории Арктики.
За время использования природных ресурсов над регионом, кроме опасности оспаривания прав на территории, нависла и другая угроза. В силу особых климатических условий все больше стало появляться проблем, связанных с экологической безопасностью Арктики. В целях создания механизма, позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на регулярной основе вопросы международного сотрудничества в этом регионе, в 1990 г. образован Международный арктический научный комитет.
Важным шагом в этом направлении стало проведение первой межправительственной Конференции по охране окружающей среды Арктики в июне 1991 г. в Финляндии. Восемь северных государств подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона, включающую охрану морской среды арктических морей.
В 1996 г. учрежден Арктический совет, который уделяет внимание проблемам защиты окружающей среды от загрязнения. В этом же году была принята Икалуитская декларация министров государств - членов Арктического совета, в которой поддерживаются «усилия Российской Федерации по разработке и выполнению Российской национальной программы действий по охране арктической морской среды от негативного влияния человеческой деятельности на суше»2.
В Конвенцию ООН по морскому праву также включена специальная ст. 234, посвященная проблемам загрязнения «покрытых льдом районов». Согласно этой статье, прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение «законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его»3.
Свою национальную морскую политику, в том числе в арктическом региональном направлении, Российская Федерация проводит в соответствии с «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденной Президентом РФ 27 июля 2001 г. № Пр-1387. Так, особую важность приобретает «закрепление богатств исключительной экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации, роль Северного флота для обороны страны с морских и океанских направлений, а также возрастающее значение Северного морского пути для устойчивого развития Российской Федерации»4.
Однако остаются проблемы, связанные с самой доктриной международного права по вопросам, относящимся к региону. Хотя идея установления арктических секторов нашла поддержку у представителей международно-правовой доктрины ряда арктических государств, в работах западных юристов можно встретить самые крайние квалификации режима - от открытого моря до полного суверенитета приарктических государств.
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает наличие в пределах 200-мильных экономических зон особых районов, в которых «по признанным техническим причинам, связанным с океанографическими и экологическими условиями, а также с использованием этого района или защитой его ресурсов и с особым характером движения судов в нем», допускается принятие специальных обязательных мер для предотвращения загрязнения с судов (ст. 211, п. 6).
Особо следует остановиться на вопросах делимитации зон функциональной юрисдикции - исключительных экономических зон и зон континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.
Учитывая наличие природных ресурсов в регионе, у многих стран возникают территориальные споры, длящиеся годами. Такие споры могут быть разрешены мирным способом только после подписания соответствующего договора, устраивающего страны-участницы конфликта. Но примеров успешного разрешения противоречий не так уж и много, поэтому до сих пор остаются спорные территории.
В Арктике это, прежде всего, длящийся многие годы спор с Норвегией о делимитации морских границ в Баренцевом море, включающий вопросы, связанные с толкованием статуса архипелага Шпицберген, и спор о делимитации с Соединенными Штатами Америки в Чукотском и Беринговом морях, который также был предметом многолетних переговоров, завершившихся все же подписанием Соглашения между правительствами СССР и США летом 1990 г.5
«Правовой режим морских районов Арктики, даже постоянно покрытых льдами, регулируется нормами международного морского права, касающимися морских пространств (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море)»6.
Крайне важным до сегодняшних дней остается международный политико-правовой статус арктических территорий. У каждого секторального «хозяина» есть собственные геополитические интересы и особое видение правового закрепления этих территорий. В последние годы в СМИ очень остро ставятся вопросы принадлежности территорий7. Политические и экономические интересы государств в этом регионе способствуют общей координации действий для закрепления этих пространств. Практически все приарк-тические государства имеют собственные Арктические стратегии или доктрины8.
Ряд ученых отмечают важные особенности международно-правового режима морских пространств Арктики с точки зрения интересов Российской Федерации. Для укрепления правового режима российской Арктики и Северного морского пути предлагаются меры, которые закрепляют правовой статус континентального шельфа Северного Ледовитого океана. Также особая роль отводится подготовке и последующему принятию закона о Северном морском пути9.
«Предлагаемые меры, во-первых, находятся в полном соответствии с действующим международным правом и современными тенденциями, относящимися как к правовому режиму, так и к использованию Арктики и Северного морского пути. Во-вторых, эти меры позволили бы на деле укрепить правовой режим российской Арктики вообще и Северного морского пути в частности, что в значительной степени обеспечит экономические, политические и оборонно-стратегические интересы Российской Федерации»10.
Примечания
1 См.: Коломбос Д. Международное морское право. М., 1975. C. 171-172.
2 Вылегжанин АЛ, Колодкин АЛ, Михина И.Н. Северный морской путь - исторически сложившаяся транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике // Проблемы Северного морского пути / Отв. ред. А.Г. Гранберг, В.И. Пересыпкин. М., 2006.
3 Современное международное морское право: Режим вод и дна Мирового океана. М., 1974.
4 Колодкин АЛ, Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.
5 Молодцов С.В. Международное морское право. М., 2007.
6 Колодкин АЛ, Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Указ. соч.
7 См. также: Скандинавские страны создают «арктический кулак» [Электронный ресурс] // Сайт «Новости@тай.га». [M., 2009]. URL: http://news.mail.ru/
politics/2364882/ (дата обращения: 14.02.2009); Еврокомиссия выступает за интернациональный статус Арктики [Электронный ресурс] // Сайт «Прайм-Тасс». [М., 2008]. URL: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id= 839629&ct=news (дата обращение: 14.12.2008).
8 Ministry of Foreign Affairs of Denmark «Arktisk Strategi» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Дании. [Копенгаген, 2008]. URL: http://www.um.dk/da/menu/Udenrigspolitik/GlobaleEmner/Arktis / ArktiskStrategi/ (дата обращения: 15.02.2009).
9 Проект подготовлен рабочей группой под руководством академика А.Г. Гран-берга и заместителя председателя Государственной думы А.Н. Чилингарова. В рабочую группу по подготовке проекта входят В.В. Михайличенко, Г.К. Вой-толовский, А.Н. Вылегжанин, А.Л. Колодкин.
10 Колодкин АЛ., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Указ. соч.