Научная статья на тему 'Политико-правовой анализ процесса реформирования России и Китая в период XX-XXI вв'

Политико-правовой анализ процесса реформирования России и Китая в период XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПОЛИТИКА / РОССИЯ / КИТАЙ / РЕФОРМЫ / ПЕРЕСТРОЙКА / СОЦИАЛИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / LAW / POLICY / RUSSIA / CHINA / REFORMS / PERESTROIKA / SOCIALISM / POLITICAL ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Моисеева Оксана Георгиевна, Печатнова Юлия Вадимовна, Стаценко Дарья Алексеевна

В статье анализируются процессы политико-правовых реформ России и Китая в переходный период (XX-XIX вв.). В сравнительно-правовом аспекте представлены цели, мотивы, этапы и результаты реформирования; подчеркнуты основные сходства и различия направлений политического реформирования; выявлены причины различных результатов при первоначально схожих целях. Исследование обобщает опыт «перестройки» двух государств и ориентирует на совершенствование государственного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Моисеева Оксана Георгиевна, Печатнова Юлия Вадимовна, Стаценко Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE REFORM PROCESS IN RUSSIA AND CHINA IN XX-XXI CENTURIES

The political and legal reform process in Russia and China during the transition period of XX-XIX centuries is analyzed in the article. Purposes, motives, stages and results of the reforms are presented through the legal comparative aspects. The main similarities and differences of the political reforms directions are underlined. The reasons of differences between the results in spite of the common purposes are found. The research summarizes the experience of «perestroika» in the both states and orients on the government management development.

Текст научной работы на тему «Политико-правовой анализ процесса реформирования России и Китая в период XX-XXI вв»

УДК 34.05

DOI 10.23672/SAE.2019.10.39035

Моисеева Оксана Георгиевна

кандидат юридических наук, доцент,

Алтайский государственный университет [email protected]

Печатнова Юлия Вадимовна

магистрант,

Юридический институт Алтайского государственного университета [email protected]

Стаценко Дарья Алексеевна

магистрант,

Юридический институт Алтайского государственного университета dariastatsenko01 @gmail.com

Oksana G. Moiseeva

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Altai State University [email protected]

Yulia V. Pechatnova

Undergraduate, Law Institute of Altay State University [email protected]

Daria A. Statsenko

Undergraduate, Law Institute of Altay State University dariastatsenko01 @gmail.com

Политико-правовой

анализ процесса реформирования россии и китая в период хх-хх1 вв.

Political and legal analysis

of the reform process in russia and china in xx-xxi centuries

Аннотация. В статье анализируются процессы политико-правовых реформ России и Китая в переходный период (ХХ-Х1Х вв.). В сравнительно-правовом аспекте представлены цели, мотивы, этапы и результаты реформирования; подчеркнуты основные сходства и различия направлений политического реформирования; выявлены причины различных результатов при первоначально схожих целях. Исследование обобщает опыт «перестройки» двух государств и ориентирует на совершенствование государственного менеджмента.

Ключевые слова: право, политика, Россия, Китай, реформы, перестройка, социализм, политическая элита.

Annotation. The political and legal reform process in Russia and China during the transition period of XX-XIX centuries is analyzed in the article. Purposes, motives, stages and results of the reforms are presented through the legal comparative aspects. The main similarities and differences of the political reforms directions are underlined. The reasons of differences between the results in spite of the common purposes are found. The research summarizes the experience of «perestroika» in the both states and orients on the government management development.

Keywords: law, policy, Russia, China, reforms, perestroika, socialism, political elite.

Сегодня Китай является одним из самых перспективных государств мира. Растущие экономические показатели, тактика политических маневров, внушительный военно-стратегический потенциал, своеобразие менталитета, культурная идентичность и многовековая история объясняют исследовательский интерес представителей различных научных дисциплин к феномену Китая.

Настоящая статья посвящена компаративистскому исследованию мотивов, целей, этапов и результатов реформирования России и Китая в период ХХ-ХХ| вв.

Новизна исследования проявляется в попытке выстроить максимально объективную позицию

по отношению к обоим государствам. Вместе с тем, ряд современных научных анализов и сопоставлений России и Китая проведены в той или иной мировоззренческой плоскости и подвержены субъективной авторской оценке, в результате чего формируются диаметрально противоположные точки зрения в отношении одного и того же предмета изучения.

Выбор предмета исследования обусловлен тем, что оба указанных государства, несмотря на очевидные и существенные правовые, экономико-социальные, исторические и культурологические различия, обнаруживают ряд сходств.

Во-первых, ХХ век для России и Китая прошел под влиянием идей марксизма. Вместе с тем,

идеи марксизма, распространяющиеся в большей степени на более развитые европейские капиталистические страны, были чужеродны как для России, так и для Китая. Воспринимая идеи марксизма, государства ставили перед собой неодинаковые текущие задачи, но схожие конечные цели. Так, Россия и Китай, адаптировав теорию марксизма для локального применения, прошли через этап «государственного социализма».

Во-вторых, оба государства оказались «во власти социального утопизма и гигантомании», что нашло отражение в политике форсированного строительства коммунизма. Так, в 1958 председатель Центрального КомитетаКоммунистиче-ской партии Китая Мао Цзэдун провозгласил политику «трех красных знамен»: новая генеральная линия; большой скачок; народные коммуны. В 1961 г. первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Н.С. Хрущев предпринял аналогичный шаг и инициировал принятие программы построения коммунизма в кратчайшие сроки (20 лет) [1].

В-третьих, оба государства в период 1950-1960 гг. отличались постановкой научно необоснованных задач, выдвижением нереализуемых антинаучных инициатив и ложных теорий. Так, в СССР известность приобрели дело врачей, мичуринская агробиология и другие резонансные примеры антинаучного вмешательства государства в научную среду. В то же время в Китае проводилась крупномасштабная борьба против вредителей сельского хозяйства, которая еще сильнее обострила аграрную проблему.

В-четвертых, многие авторы отмечают схожесть стилей руководства И. В. Сталина и Мао Цзэду-на, стремившихся к исключительности и формированию культа личности.

Таким образом, главное сходством России и Китая сводится к единому общему знаменателю -социалистическое прошлое с характерными ему методами и целями управления государством. Примечательно то, что в переломный период, последняя треть ХХ - начало XIX вв., оба государства встали на путь рыночных преобразований и, как следствие, корректировки способов и методов управления, что свидетельствует о совпадении мотивов и целей реформирования. Вместе с тем, по состоянию на сегодняшний день Россия уступает передовым позициям Китая.

Следует отметить следующие отличительные черты в реформировании России и Китая, существенно повлиявших на результаты проведенных преобразований.

Во-первых, значительная разница - в качестве российской и китайской политической элиты. В переходный период китайская элита показала себя сплоченным, мотивированным идеей, креативным и мощным организмом, нацеленным на рыночные преобразования. Вместе с тем, российская элита периода 1990-х годов оказалась

расколотой на два лагеря - воодушевленных сторонников, с одной стороны, и категоричных противников реформирования, с другой стороны.

Весьма примечательно то, что китайское решение о реформах («реформа и открытость») 1978 года по своему содержанию мало отличались от объявленной В.И. Лениным новой экономической политики, которая обладала мощным потенциалом, предлагала многообещающие результаты, но ввиду отсутствия единства мнения в кругу политических лидеров, была отвергнута.

Во-вторых, Китай избрал оригинальную модель выстраивания отношений со странами Запада. Не пренебрегая национальной идей, государство сумело грамотно выстроить приоритеты в экономическом развитии, способы привлечения в страну капитала, новых технологий и современного менеджмента (различного типа открытые экономические зоны) [2]. Вместе с тем, большинство ученых в сфере сравнительного правоведения убеждены, что российская политико-правовая мысль в переходный период попала под значительное влияние западных идей, что впоследствии отразилось на экономической политике, ее целях и приоритетах [1].

В-третьих, реформаторская элита Китая с использованием административных ресурсов коммунистической партии нашла оригинальный путь проведения реформ: постепенно, без разрушения политического, экономического и государственного строя. Оптимальным представляется новое толкование социализма, выдвинутое китайскими управленцами. Так, в переходный период в Китае зафиксирован новый социальный идеал, под которым подразумевается социализм с китайской спецификой [3]. Такой подход позволил партийной элите Китая безболезненно внедрить рыночные идеи и наполнить «социализм с китайской спецификой» несвойственным марксистско-ленинскому учению смыслом.

Тем самым, в теории, экономике и политике Китая переходного периода господствующим стал принцип градуализма, исключающий шоковые методы, характерные для России 1990-х годов [1]. Если для России можно обозначить конкретные даты, с которыми связаны переходы к демократии и рынку, то в Китае менялось название экономического строя, его содержание и, разумеется, менялась сама социальная структура общества. Вместе с тем, конкретную дату периода обозначить достаточно сложно.

В-четвертых, в двух государствах неодинаково формировался культ личности. Так, лидеры обоих государств отличались стремлением сформировать образ своей исключительности. В то же время, в советском прошлом на примере перехода полномочий Генерального секретаря ЦК КПСС от И.В. Сталина к Н.С. Хрущеву произошел резкий мировоззренческий скачок от чрезмерного возвеличиваниядо резкого спада и переосмысления культа личности. Вместе с тем, в Китае после инициированных Мао Цзэдуном

массовых репрессий перед его преемником Дэн Сяопином также встал выбор: разрушить культ личности или, наоборот, не допускать этого. На примере советского опыта он уже знал, какиенегативные последствия может повлечь за собой разоблачение грубыхошибочных решений и преступных деяний первого руководителя, с которым связано рождение нового государства и новой общественной системы, при которой выросло несколько поколений людей. Поэтому Дэн Сяопин заявил, что деятельность Мао Цзэдуна на 70 % была правильной и только на 30 % -ошибочной. Такая оценка не вызвала раскола в обществе и не затруднила движение страны вперед. Так, несмотря на тяжелые последствия политики «большого скачка» и «культурной революции», несмотря на массовые репрессии граждан, Мао Цзэдун продолжает оставаться в Китае высоко почитаемым государственным деятелем. Этим подчеркивается, что для китайского менталитета огромную роль играет не разрыв с прошлым, что характерно для России, а преемственность достижений поколений руководителей [1].

Литература:

1. Кива А.В. Реформы в Китае и России: сравнительный анализ // Институт востоковедения РАН. М. : Центр стратегической конъюнктуры, 2015. 304 с.

2. Овчинников В. «Пятая модернизация». Политические реформы создали современный Китай // Российская газета, 27.09.2005 (дата обращения 29.09.2019).

3. Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой // Памятники исторической мысли. М., 2004. Т. 2.

4. Китай стал второй страной в мире по числу миллиардеров. URL : newsland/news/detail/id/ 1280639 (дата обращения 29.09.2019).

Итак, в результате реформирования масштабы достижений, которые показывает Китай уже более трех десятилетий, по всем показателям экстраординарные. Китайская Республика провела индустриализацию в три раза быстрее, чем страны Запада. Это государство ведет наиболее успешную борьбу с коррупцией и, в целом, с преступностью. За первые 30 лет реформ (начиная с 1979 г.) ВВП Китая увеличился в 15 раз, а промышленное производство - более чем в 20 раз. Внешнеторговый оборот вырос более чем в 100 раз. Более того, рост Китая продолжился и в период мировых кризисов, что подчеркивает независимость китайской экономики от скачков на мировом рынке [4].

Таким образом, в сопоставлении с советским и российским опытом можно сделать вывод о том, что мудрость китайского государственного менеджмента состоит, прежде всего, в осторожности, преемственности и приверженности самобытности. Видится, что именно этикачества китайской политики предопределили успешные итоги реформирования Китая.

Literature:

1. Kiva A.V. Reforms in China and Russia: the comparative analysis // Institute of Oriental Studies RAS. M. : Center for Strategic Market Situation, 2015 .304 p

2. Ovchinnikov V. «"Fifth modernization». Political reforms created modern China // Rossiyskaya Gazeta, 09/27/2005 (date accessed 09/29/2019).

3. Jiang Zemin. About the socialism with Chinese characteristics // Monuments of historical thought. M., 2004. T. 2.

4. China has become the second country in the world in the number of billionaires. URL : newsland / news/detail/id/1280639 (date accessed 09/29/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.