Липунова Л.В., к. ист. н.
доцент НФИ КемГУ Российская Федерация, г. Новокузнецк ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
В действительной политико-правовой мысли существует большое количество подходов в определении сущности и практической реализации общетеоретических концепций в сфере государственного управления. Однако, какого-либо единого мнения по данному поводу не сложилось.
Среди одних из ведущих направлений в политико-правовой мысли можно назвать буддизм и брахманизм, которые появились в середине первого тысячелетия до нашей эры, когда у арийских племен, завоевавших Индию, началось образование классов.
Брахманизм и Буддизм, как направления, своими истоками восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных писаниях ариев.
Расхождение идейных взглядов между буддизмом и брахманизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Основные разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества [1, с. 125].
У древних индийцев было четыре варны — варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, торговцев и ремесленников (вайшьи) и самая низшая варна (шудры).
Согласно ведическому преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.
Основная концепция идеологии брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах.
Одним из наиболее значимых среди них был трактат «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме» — был составлен в период II в. до н.э. — II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием «Законы Ману».
Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали
в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы — культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны.
Брахманам предписывалось изучение Вед, обучение народа религии и руководство богослужениями; военным делом полагалось заниматься кшатрием. Управление общественными и государственными делами являлось привилегией двух высших варн.
Вайшьи должны были пасти скот, торговать и обрабатывать землю. «Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам со смирением», — утверждали Законы Ману [5, с. 21].
Формально шудры были свободными, но то положение, которое они занимали в обществе, и о котором было написано в Законе Ману, было схожим с положением рабов.
В брахманизме, как идеологии, были выработаны конкретизированные правила жизни для шудр и для других наиболее низших сословий, к которым можно отнести рожденных от смешанных браков, рабов и неприкасаемых.
Рабство признавалось как естественное явление для иноземцев и племен, которые не знали деления на варны.
Основной смысл идеологического учения о дхарме основывался на том, чтобы обосновать деления тех или иных сословий на касты и привилегии наследственной знати, а также, направленный на оправдание подневольного положения низших варн [3, с. 34].
Принадлежность к определённому сословию устанавливалась по рождению и являлась пожизненной. Переход из варны низкой в более высшую брахманы допускали лишь после смерти человека, в его «будущей жизни», как одну из наград за служение богам, кротость и терпение.
Одним из средств, которое могло обеспечить исполнение кастовых предписаний, в брахманизме служило принуждение со стороны государства, которое можно было понимать как продолжение карающей силы богов.
Основополагающим принципом политической теории была идея наказаний — ей придавалось настолько большое значение, что науку управления государством называли учением о наказании.
«Весь мир можно подчинить лишь посредством Наказания», — прописывали Законы Ману [5, с. 65].
Называя принуждение как один из методов осуществления власти, идеологи в области жречества видели его назначение в том, чтобы «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир» [3, с. 41].
Законы Ману характеризовали государственную власть как правление единоличного государя. В том или ином благоустроенном государстве, как писали составители трактата, существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения).
В данном перечне одним из важнейших элементов является — царь.
Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при режимах, которые проявляли в себе элементы деспотизма, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать образ единого государства.
О царской власти, как о Божественном даровании, идеологи жречества определяли с кастовых позиций. Правители из брахманов и кшатриев приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к кастам низшего сословия, уподоблялись содержателям притонов.
Одним из значительных политических идеалов брахманизма являлось некое теократическое государство, в котором под руководством жрецов правит царь.
Брахманы исходили из того, чтобы праители признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Одно из наиболее важных мест в истории древнеиндийской политико -правовой мысли занимает трактат, который получил название «Артхашастра» ( в переводе как «Наставления о пользе»). Автором данного трактата является брахман Каутилья — советник царя Чандрагупты, который основал в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н.э.
Данный Трактат содержит концепции брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о первоочерёдности жречества над иными сословиями, его исключительный характер на совершение религиозного культа.
В полном соответствии с основными постулатами брахманизма проводятся идеи превосходства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. В Трактате говорится, Царь должен следовать дворцовому жрецу, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину» [2, с. 23].
В то же время трактат содержит идеи, которые не совпадают с традиционным учением жречества.
В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, которые настаивали на первостепенности религиозного закона, авторы трактата отводили значительную роль в законодательной деятельности государю.
Как отмечалось в Артхашастре, из четырех видов узаконения дхармы — священного закона (дхар-машастры), царского указа, обычая и судебного решения — наибольшей силой обладает царский указ. «Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу» [1, с. 45].
В случае отсутствия разногласий между ними закон религиозный оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед обычным правом и судебными решениями.
На первый план в Трактате выдвинута идея непоколебимой сильной
централизованной царской власти. Государь предстает здесь самодержавным неограниченным правителем.
Каутилья даёт рекомендацию царям, в первую очередь, исходить из интересов укрепления государства, принесёт ли их деятельность какую-либо государственную пользу и не ограничиваться этим, если того потребуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга.
Наибольшее и основное внимание создатели трактата уделяют не обоснованию царской власти с религиозной точки зрения, а каким-либо практическим рекомендациям по государственному управлению в целом.
Артхашастра — наиболее всеобъемлющий в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, который можно назвать как энциклопедия политического искусства.
Эти новые идеи для брахманизма были направлены на то, чтобы в большей степени проявлять и основываться правителям в ходе своей политико-правовой деятельности на какие-либо практические аспекты жизнедеятельности общества, на освобождении деятельности государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догмами религии.
В этом заинтересованность проявлялась как светских правителей, которые стремились усилить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и некоторые круги самого жречества, которые были готовы поступиться некоторой частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий.
Идеи Артхашастр выражали программу взаимных уступок со стороны жречества и светской власти.
Необходимость таких взаимных уступок, можно предположить, была вызвана возросшей политической активностью господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев.
В борьбе против жреческой религии сформировался Буддизм. Он возник в VI—V веках до нашей эры. Основателем Буддизма, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, которого в дальнейшем прозвали Буддой, т.е. просветленным.
Одним из самых ранних, который дошёл до нас, сводов, состоявших из буддийского канона является — «Типитака» (буквально «Три корзины» — данное название, можно предположить, произошло в зависимости от того, что тексты данного канона были тематически поделены на три части). Типитака датируется II—I веках до нашей эры [4, с. 127].
Буддизм как раннее политико-правовое учение представлял собой мифолого-религиозное учение. Центральной проблемой им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.
Одним из необходимых условий спасения буддисты считали выход человека из мира и вступление его в монашескую общину.
Ранний Буддизм состоял из двух систем морально-религиозных
предписаний: первая — для членов, которые состояли в монашеской общине, а вторая — для мирян.
Свободных допускали только в буддийские монашеские общины (не принимали рабов). Те, кто вступал в общину должен был перестать соблюдать предписания своей варны, отказаться от семьи и собственности. «Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет... Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать»— в каноне говорит Будда [5, с. 19].
Основатели политико-правовой идеологии буддизма утверждали, что если выходцы из других каст получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества, то добиться спасения могут не только брахманы, но и они. Жизнь в монашеской общине детально регламентировалась.
Правила же, которые касались непосредственно мирян не получили подробной регламентации и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии.
Отличительными особенностями понимания буддистов в отношении каст проявлялось лишь в том, что одними из первых в перечне варн отводилось место кшатриям, а не брахманам. Будда проповедовал, -«Существуют четыре касты, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди перечисленных четырех каст брахманы и кшатрии обладают превосходством» [5, с. 18].
Политико-правовые требования буддизма в социальной сфере, в своём отражении, были направлены на уравнение каст в религиозной сфере, при этом, не касаясь основ общественного строя.
В тоже время, при всей своей очевидной ограниченности это учение опровергало изначальное положение наследственных брахманов, их первостепенное положение на политическое и идейное руководство обществом.
Антижреческий, аппозиционный характер буддизма, его некастовое предрасположение в делах веры, психическое самоутверждение человека перед страданиями — все это привело к одобрению и придаче широкой популярности среди неимущих и обездоленных.
Изначально в политико-правовой доктрине буддизма находили своё отражение взгляды обычных общинников-землевладельцев и городской бедноты. В данный состав вошли, возникшие на почве общинных порядков, представления пережитков патриархальных традиций и племенной демократии.
К примеру, цари, которые правили первыми, изображались правившими и выборными в полном согласии с народом. В отдельных частях книг канона довольно часто проявляется осуждение правителей, которые не соблюдали древние обычаи из-за каких-либо корыстных целей.
«Даже, если царь завоевал все земли до моря и стал обладателем больших состояний, он, всё равно, все еще жаждал бы, всех тех владений, которые находятся за Морем» [5, с. 12].
В буддийских притчах также рассказывалось и том, как народ, который был возмущён явной несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Однако, люди, которые стояли у истоков буддизма не призывали к активной борьбе с несправедливостью.
В дальнейшем, буддизм как политико-правовая доктрина потерпела коренный изменения. Люди, которые были заинтересованы в преимущественном положении господствующих сословий, побудили руководителей буддистских общин пересмотреть данное учение.
В данном учении занимают преимущественное положение идеи непротивления и покорности существующей власти, были смягчены требования крайнего аскетизма, а также проявление идеи спасения мирян [4, с. 135].
В свою очередь, светские правители, используют учение в борьбе против засилия жречества и стремятся укоренить буддистские догмы как официальной идеологии.
Буддистская идеология становится официальной идеологией и достигает апогея в III веке до нашей эры, когда царь, правивший империей Маурьев, Ашока, принял и перешел в буддийскую веру.
В дальнейшем история индийской политико-правовой и общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, которая основывалась на некоторых элементах элементы буддизма, брахманизма и некоторых других верований.
Буддизм как политико-правовая идеология получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др.
В первых веках нашей эры одной из Мировых Религий становится Буддизм.
Использованные источники:
1. История политических и правовых учений [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. проф. О.Э. Лейст. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. - 321 с.
2. История политических и правовых учений [Текст] / под ред. проф. М.Б. Смоленского.- Ростов-н-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.
3. Крывелев, И.А. История религий: учебник. [Текст] / И.А Крывелев. - М.: Юристъ, 1998. - 105 с.
4. Кочетов, А.И. Буддизм [Текст] / А.И Кочетов. - 2-е изд., доп. и испр. -М.: «Интерстиль», 2003. - 178 с.
5. Религия в истории народов мира [Текст]: учебник / под ред. С.А. Токарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 137 с.