Научная статья на тему 'Политико-правовое конструирование демографической безопасности России: к институциональному подходу'

Политико-правовое конструирование демографической безопасности России: к институциональному подходу Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
111
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ / ТЕОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА / С.П. КАПИЦА / КОНСПИРОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тиводар С. И.

В статье обосновано мнение о том, что очевидна необходимость исследования демографической проблемы посредством анализа многих факторов как результата их действия в конкретных исторических условиях. Для достоверной оценки и прогнозирования демографических процессов следует указать на систему материальных факторов, включающую уровень жизни населения, уровень здравоохранения, экологическую обстановку и некоторые другие. Названные факторы играют большую роль, в целом создавая необходимые биологические концепции населения к его воспроизводству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое конструирование демографической безопасности России: к институциональному подходу»

С.И. Тиводар

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ ПОДХОДУ

Управление демографическими процессами является одной из важнейших задач государства, определяющего приоритеты деятельности его органов по решению задач демографической политики. Политико-правовые технологии решения демографических проблем представляют собой концептуальные подходы, реализуемые демографической политикой, на основе которых формулируются задачи по их решению. Под демографической политикой мы понимаем целенаправленную деятельность органов государственной власти и иных социальных субъектов, направленную на регулирование воспроизводства населения. Ее цель заключается в воздействии на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохраняющего или изменяющего тенденции в области динамики его численности и структуры, темпов рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Важной частью демографической политики является демографическая правовая политика, которая представляет собой законотворческую, правоприменительную и правозащитную деятельность, направленную на регулирование демографических процессов в соответствии с национальными интересами. Перспективой демографической правовой политики, как правило, является формирование соответствующего правового порядка, способствующего достижению государством желаемого результата, связанного с рождаемостью, смертностью, продолжительностью жизни, миграционного сальдо.

Концептуальные положения государственной политики, как правило, отражаются в документе, не имеющем юридической силы, но имеющем значение в контексте формирования ее правового обеспечения. В России таким документом является принятая в 2001 году Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270-р. Слабая разработанность ее целей и задач, часто отмечаемая в литературе, имеет объяснение в методологическом подходе, реализованном в документе, основанном на факторном анализе. Очевидно, что данный подход не в состоянии привести к выработке эффективной для выхода России из демографического кризиса политико-правовой технологии.

Следует констатировать, что низкий уровень эффективности государственной демографической политики России объясняется отсутствием системности в оценке демографической ситуации, определении задач по преодолению демографического кризиса. Полагаем, что демографическая проблема в России должна рассматриваться в контексте проблем национальной безопасности, учитывая ее влияние на все стороны жизни российского общества, затрагивающее национальные интересы. Политико-правовое обеспечение институциональной взаимосвязи национальной и демографической безопасности должно придать системность демографической политике. Поскольку безопасность как социальное явление предполагает отсутствие угроз для репродукции человека, постольку разработка эффективной демографической политики, рассматривающей проблему источников формирования населения страны, должна быть важнейшей частью программ по обеспечению национальной безопасности. Анализ демографических угроз и разработка программы по их устранению является одной из первостепенных задач государственной политики в сфере национальной безопасности. В контексте сложившейся демографической ситуации деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан, направленная на преодоление демографического кризиса, должна иметь обоснование, исходящее из политической установки о том, что россиянин рассматривается как основная ценность государственной политики и объект национальной безопасности. Развитие и укрепление института семьи как приоритетная задача государственной демографической политики должна основываться на моральной реабилитации семьи и воспитании духовности в браке.

Полагаем, что сформулированная позиция может рассматриваться в качестве основного контекста оценки научных подходов к анализу демографических проблем, политико-правовых технологий их решения. В данном контексте мы рассматриваем и теорию демографического перехода, которая в качестве политико-правовой технологии играет большую роль в формировании установок демографической политики. Теория демографического перехода рассматривает динамику рождения и смертности в качестве

закономерных демографических явлений, не нарушающих общего баланса народонаселения на планете. Демографический баланс определяется стабильностью населения в контексте стабильной среды. Так, количество смертей должно быть уравновешено таким же количеством рождаемости. Сторонники теории полагают, что в условиях модернизации, которая в значительной мере нарушает стабильность среды, неизбежной и необратимой является смена неэкономичного, «расточительного» режима воспроизводства населения на экономичный, «сберегающий» режим. Это значит, что высокие рождаемость и смертность заменяются низкой рождаемостью и смертностью. В первом случае предполагается высокая рождаемость, во втором - низкая [1, с. 178].

Согласно этой теории, если в обществе с «расточительным» режимом воспроизводства населения происходит продолжительное снижение смертности, то неизбежно наступает демографический переход. Как правило, это является результатом модернизации. Западным странам потребовалось около 100 лет, а некоторым даже 150 лет, для завершения демографического перехода. Этот процесс имел среднюю интенсивность - в пиковый период темп естественного прироста не превышал 1 %. Однако, хотя большинство стран третьего мира еще не завершили переход, пиковый период ими уже пройден. Для многих из них максимальный показатель достигал 3,5 %. Как ожидается, полностью процесс демографического перехода будет завершен через 40-50 лет.

Формальность этого подхода предполагает его низкий эвристический уровень возможностей в оценке и прогнозировании демографической ситуации. Прогнозируемой данной теорией стабилизации населения в странах развитого Запада не наступает: на фоне стабилизации и роста уровня продолжительности жизни рождаемость продолжает снижаться. Уровень рождаемости находится значительно ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство. В некоторых странах суммарный коэффициент рождаемости находится в пределах от 1,2 до 1,8, что составляет лишь 15-45 % от уровня, необходимого для простого воспроизводства, который составлял 2,1. Если эта тенденция сохранится, следующее поколение будет вдвое меньше по численности, чем ныне участвующее в процессе воспроизводства. В 12 государствах средний коэффициент рождаемости находится в пределах от 1,3 до 1,49; только в трех странах он выше

1,89 (но ниже, чем 2,00) [1, с. 178]. По сути дела, в Европе нет стран, где рождаемость была бы выше уровня, обеспечивающего простое воспроизводство.

Поэтому сторонники данной теории стремятся дополнить ее понятием второго демографического перехода, которое должно объяснить данную ситуацию. Согласно этому дополнению, в объяснении демографических тенденций должны учитываться и иные факторы - социальные, психологические, культурные. Это позволяет понять, что женская эмансипация стала причиной иного отношения к браку и семье, объясняя указанные тенденции, не вписывающиеся в теорию.

Оригинальной математической версией теории второго демографического перехода является информационная теория С.П. Капицы, по мнению которого, начиная с 2000 года, демографический взрыв на планете сменяется стабилизацией роста населения: в 2000 г., когда население мира достигло 6 млрд, а темпы прироста населения достигли своего максимума - 87 млн в год, или 240 тыс. человек в сутки, скорость роста начала уменьшаться, и в ближайшем будущем рост должен прекратиться. Так, согласно этой точке зрения, население Земли стабилизируется на уровне 10-12 млрд. Переход от взрывного роста к стабилизации происходит в срок менее 100 лет и завершает глобальный демографический переход. По мнению С.П. Капицы, сокращение населения связано не столько с социально-экономическими проблемами, сколько с информатизацией, достигшей к 2000 году соответствующих критических значений: если бы население возрастало согласно прогрессии, имевшей место до 1960 г., то к 2000 г. оно составило бы 8, а не 6 млрд [2].

Следует сказать, что данный подход является далеко не единственным средством объяснения демографических процессов, культивируемых современным политико-правовым дискурсом России. Один из популярных подходов, конспирологический, получил в российской политике достаточное распространение в связи с остротой политических противоречий в 90-е годы прошлого века, равно как и концептуальной слабостью демографической политики. Слабая институциональная обеспеченность реализации, определяемая целью демографической политики, ведущая к низкой эффективности демографической политики в целом, стала почвой для объяснения демографического кризиса, основанного на идее тайного заговора, имеющего целью ослабление демографического потенциала России, ведущего к депопуляции страны. Конспирологическая концепция, распространенная в публицистической литературе, не претендует на научное объяснение демографических процессов, скорее, имея целью формирование отрицательной оценки власти у населения. В этом смысле конспирологическя концепция имеет значение в политическом процессе, оказывая на него влияние, генерируя соответствующий ценностный контекст политической деятельности.

Конспирологическая демографическая концепция (конспирологический подход) представляет собой совокупность взглядов на содержание демографических процессов, в основе которых лежит признание определяющего значения регулирующего воздействия государства, иных политических и социальных институтов, социальных и политических групп на демографическое состояние общества. При этом данная концепция провозглашает тайное (конспирологическое) воздействие на рождаемость, смертность, продолжительность жизни, структуру и направление миграции основными способами демографической политики. Представители этого подхода полагают, что за официально провозглашаемыми целями и задачами российской демографической политики кроются иные цели и задачи, способы их достижения, состоящие в достижении отрицательного баланса рождаемости и смертности, сокращения уровня продолжительности жизни населения, утверждении приоритета иммиграции в решении задачи удовлетворения потребностей производства в трудовых ресурсах.

Анализируемые источники показывают, что многие публицисты регулировку рождаемости в странах третьего мира и ее стимулирование в развитых государствах понимают в качестве преференции «золотого миллиарда». Согласно данному подходу, управляемость демографическими процессами не просто возможна, но стала реальностью в планетарном масштабе. Соответственно, депопуляция в России есть не что иное, как инициированный процесс [3; 4].

Спад рождаемости в мире совпадает с возобновлением устойчивого интереса к мальтузианской концепции. Некоторые авторы утверждают, что такая авторитетная организация, как Римский клуб, во многом ориентирована на неомальтузианский подход в вопросах демографии. Об этом свидетельствует концепция «нулевого роста», применяемая как к экономике, так и к народонаселению [5].

Особая роль в реализации конспирологических методов управления демографическими процессами сторонниками подхода отводится США, ведущим активную политику по сокращению рождаемости в странах третьего мира. Основным институциональным средством регулирующего воздействия на рождаемость является распространение центров планирования семьи, которое затронуло и Россию. В русле данных методов лежит и распространение средств контрацепции.

Обращение к анализу конспирологической демографической концепции вызвано необходимостью не ее высокого эвристического потенциала в оценке и прогнозировании российских демографических процессов, а той роли, которую она играет в системе подходов к исследованию российских демографических проблем. В целом нужно признать, что обращение к данной концепции как к единственному фактору в интерпретации демографического кризиса свидетельствует о трудностях методологии демографических исследований, неспособности дать исчерпывающей интерпретации причин демографического кризиса, определить эффективный способ выхода из него.

Выработка эффективной политико-правовой технологии решения демографических проблем связана с адекватной концептуальной оценкой демографической ситуации, включающей ее исторический, экономический, социокультурный и иные контексты. Так, демографическая проблема имеет разное содержание, обусловливающее как разный вектор, так и способы регулирования демографических процессов. Если страны Востока, в первую очередь, Китай и Индия, сталкиваются с проблемой перенаселения, то Запад нуждается в положительном демографическом балансе. Поэтому в первом случае демографическая политика направлена на регулирование рождаемости с целью либо стабилизации, либо сокращения демографического роста, а во втором случае - на увеличение рождаемости. Кроме того, страны с похожими по содержанию демографическими проблемами далеко не всегда могут решать их одинаковым способом.

Это говорит о том, что универсальные политико-правовые технологии в сфере демографии невозможны в силу того, что нельзя объективировать данный процесс посредством сведения к материальным (экономическим или биологическим) условиям. Очевидно, что закономерности демографического процесса не сводятся к данным материальным условиям, но определяются системой более широкого спектра факторов.

В этом смысле вполне справедлива точка зрения авторов, констатирующих необходимость междисциплинарных разработок в данной сфере, обусловливаемых социальной многоаспектностью проблемы. Вслед за В.Э. Багдасаряном, С.С. Сулакшиным [6; 7; 8; 9] мы также выделяем материальный фактор, фактор социальной трансформации, духовный фактор, фактор национальной ориентированности государства в качестве наиболее значимых в формировании и оценке демографической ситуации. Выглядят обоснованными и предложения по четырехфакторному анализу демографической проблемы (идейно-духовный фактор, фактор национальной идентичности, фактор качества государственной политики и социально-материальный фактор) [10].

Однако исходя из сделанных выше замечаний, полагаем, что очевидна необходимость исследования демографической проблемы посредством анализа многих факторов как результата их действия в конкретных исторических условиях. Это не означает уменьшения роли материального фактора демографических процессов. Для достоверной оценки и прогнозирования демографических процессов следует указать на систему материальных факторов, включающую уровень жизни населения, уровень здравоохранения, экологическую обстановку и некоторые другие. Названные факторы играют большую роль, в целом создавая необходимые биологические кондиции населения к его воспроизводству. Однако всю совокупность демографических явлений нельзя объяснить лишь этими факторами. Большое значение имеют и духовность, идентичность, государственная политика.

Давая концептуально-теоретическую и практическую оценку факторного анализа, следует отметить его несомненные достоинства по сравнению с теорией демографического перехода. Вместе с тем очевидным недостатком факторного анализа является установление жесткой причинно-следственной связи между системой факторов и складывающейся демографической ситуацией. Действие факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию, имеет институциональный характер. Не факторы как таковые должны быть исходным пунктом демографического анализа, а институты, преломляющие их действие в соответствии с особенностями их функционирования в конкретных социальных, исторических, политических, правовых и культурных условиях [11].

Поскольку институты как определяемая соответствующей сложившейся нормативной совокупностью деятельность социальных субъектов имеют консервативную устойчивость, то действие тех или иных факторов не всегда является линейной, опосредуясь ими. Институциональный подход в качестве одного из своих основополагающих принципов анализа демографической ситуации провозглашает особенности институционального поля, складывающегося в обществе в тот или иной исторический период. Соответственно, институциональное решение демографических задач должно состоять в формировании и развитии, равно как и ослаблении и реконструкции тех или иных институтов, важнейшую роль в числе которых играют политические и правовые институты.

Литература

1. Окольский М. Наступающие цивилизации, уходящие цивилизации на закате XX века. Взгляд с точки зрения демографии // Мир в зеркале международной миграции. М., 2003.

2. Капица С.П. Историческое время, информация, демографическая революция и будущее человечества // Общественные науки и современность. 2006. № 4.

3. Почему вымирают русские. М., 2004.

4. Вставайте, люди русские. М., 2004.

5. Багдасарян В.Э. Управляема ли демография // Власть. 2006. № 10.

6. Багдасарян В.Э. «Русский крест» // Наш современник. 2006. № 11.

7. Багдасарян В.Э. «Русский демографический крест» через призму факторного анализа // Власть. 2006. № 9.

8. Сулакшин С.С. Дуализм связи демографического результата с биосоциальным поведением человека // Власть. 2006. № 12.

9. Сулакшин С.С. Корреляционный факторный анализ российского демографического кризиса // Власть. 2007. № 1.

10. Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть. 2006. № 11.

11. Клупт М. А. Теория демографического развития: институциональная перспектива // Общественные науки и современность. 2005. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.