НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 321.011.5:323.1(049.32)
Б01: 10.18384/2310-676Х-2020-4-162-167
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ: ЦЕННОСТНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАЦИИ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (РАЗМЫШЛЕНИЯ О КНИГЕ В. Ш. СУРГУЛАДЗЕ)
Кузнецов М. Н.
Российский университет дружбы народов
117198, г. Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Российская Федерация
POLITICAL AND LEGAL DiMENSiONS OF iDENTiTY POLICIES: THE VALUE SOVEREiGNTY AND ACTiViTY CONCEPT OF A NATiON ON GUARD OVER THE SECURiTY OF THE SOCiETY AND THE STATE (REFLECTiONS ON THE BOOK BY V. SH. SURGULADZE)
M. Kuznetsov
Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya ul., Moscow 117198, Russian Federation
В любом обществе ключевую роль играют объединяющие его членов нормы, правила, ценности, которые могут носить формальный и неформальный характер. Однако с течением времени, благодаря векам исторического, социально-политического и культурного развития, в каждом социуме вырабатываются те ценности и нормы, которые обеспечивают его стабильность и консолидацию. Сегодня понимание данных процессов привело к интенсификации научных исследований по изучению проблематики коллективной идентичности. Увеличение количества научных публикаций по указанной тематике закономерно, поскольку связано с ростом международной информационной напряжённости, идеологического, цивилизационного, ценностного противоборства, желанием каждого государства и каждой общности людей обосновать право на собственную уникальность и значимость в постоянно усложняющемся мире. Заметным явлением на научном поприще изучения коллективного самосознания стала работа российского политолога В. Ш. Сургуладзе «Политика идентичности в реалиях обеспечения национальной безопасности: стратегия, теория практика», изданная Аналитической группой «С.Т.К.» в серии «Мир в сетях идеологии». Монография вышла под научной редакцией канд. ист. н., д-р. юрид. н., заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, профессора Н. А. Фроловой - автора
© CC BY Кузнецов М. Н., 2020.
V162y
значительного количества исследований, посвящённых теоретическим и практическим вопросам обеспечения социальной безопасности государства, в том числе и в воспитательном, морально-нравственном, идеологическом измерении [1; 2].
Монография В. Ш. Сургуладзе в первую очередь интересна и ценна тем, что значительная её часть посвящена сугубо практическим аспектам реализации государственной политики идентичности. Политолог предлагает два авторских концептуальных подхода к практической консолидации общества: концепцию ценностного суверенитета и деятельностную концепцию нации.
Под ценностным суверенитетом В. Ш. Сургуладзе подразумевает выработанные обществом нормы, традиции, правовые обычаи, присущие социуму ци-вилизационные и культурно-исторические закономерности развития, которые формировались веками, а, значит, не могут оцениваться с точки зрения внешних, претендующих на универсальность эталонов. Среди приведённых автором обоснований необходимости обеспечения ценностного суверенитета, практического осмысления и правового закрепления понимания суверенитета заслуживает внимания сравнительный анализ политики идентичности, зафиксированной в конституционном праве современных государств [3, с. 242-276].
В. Ш. Сургуладзе приводит конкретные примеры исторически сложившихся социокультурных ценностей, заложенных в основных законах государств мира, тем самым подтверждая уникальность социального и политического опыта каждого государства-нации. По сути подход, которого придерживается автор, является политологической и политико-правовой разработкой активно развивающихся последние годы в отечественной [4] и мировой юридической науке исследований феномена конституционной идентичности [10]. Указанная методологическая особенность, а также принятые в 2020 г.
поправки в Конституцию Российской Федерации вводят «Политику идентичности» В. Ш. Сургуладзе в разряд актуальных теоретических работ, которые по своему характеру находятся в русле концепции конституционной идентичности.
Монография В. Ш. Сургуладзе демонстрирует плодотворность междисциплинарного анализа глобальных и национальных социально-политических процессов. В данном случае пограничный характер исследования связан с тем фактом, что предпринятый политологический анализ, затрагивая широкий круг вопросов правоведения и юридической практики, оказался на передовом рубеже и политологии, и права.
Авторская концепция ценностного суверенитета представляет собой стержневую мысль «Политики идентичности» В. Ш. Сургуладзе. По мнению политолога, деятельность государства в информационной сфере должна сосредотачиваться на защите национально-государственного мировоззрения, традиционных ценностей российского общества [3, с. 24, 27, 29, 70, 74, 76, 82, 97, 108, 176, 223, 238, 241, 288, 297, 303, 314, 330]. При этом и в структуре оглавления, и в названии монографии упоминание ценностного суверенитета отсутствует, хотя именно эта концепция представляет несомненный практический интерес и должна использоваться в контексте противодействия информационным угрозам Российской Федерации при реализации мероприятий, направленных на выявление и предотвращение враждебных действий по манипулированию коллективным восприятием и поведением методиками «мягкой» и «умной» силы, применяемыми разнообразными антироссийскими акторами.
Другим важнейшим теоретическим и практическим исследовательским направлением, разработанным В. Ш. Сур-гуладзе, является предлагаемый автором подход к консолидации общества на базе реализации деятельностной концепции нации [3, с. 172-233]. Впервые в науч-
V163;
ный оборот деятельностную концепцию нации политолог ввёл в работе «Грани российского самосознания: империя, национальное сознание, мессианизм и ви-зантизм России» [5], вышедшей в свет в 2010 г., в которой среди прочего освещались особенности взаимосвязей между коллективным самосознанием и комплексом проблем трансформации, модернизации и вестернизации общества, которыми автор занимался в предшествовавшие годы [6]. Исследователь регулярно возвращался к данной проблеме в своих публикациях [7], в связи с чем «Политика идентичности» представляет закономерный итог многолетних научных изысканий, сочетающий как глубокое теоретическое осмысление, так и анализ, проработку важнейших практических вопросов по обеспечению эффективной государственной информационной политики, направленной на обеспечение национальной безопасности России.
В отличие от авторской концепции ценностного суверенитета, деятельност-ной концепции нации посвящена отдельная глава работы В. Ш. Сургуладзе. Внимание к деятельностным аспектам реализации политики идентичности пронизывает собой всю монографию, являясь магистральной линией исследования [3, с. 7, 13, 20, 25-26, 29, 129, 172-223, 228, 287, 297, 299-300, 302-303, 334].
Методологической особенностью «Политики идентичности» В. Ш. Сур-гуладзе является тот факт, что автору удалось творчески переосмыслить наработки марксистского классового подхода и исторического материализма в обществоведении применительно к проблемам современного социального развития, характеризующегося перманентными кризисными явлениями. Автор использует условный классовый подход в целях выявления групп социально-политических интересов, сформировавшихся в постиндустриальном обществе информационной эпохи. Политолог отмечает рыхлость социальной структуры ин-
формационного общества и связанную с этим объективную сложность и дис-куссионность возможности применять понятие «класс» в современных условиях. Однако со всеми оговорками данный подход нельзя назвать бесперспективным, поскольку всё чаще в научной среде обсуждаются проблемы современных социальных групп, условно относящихся к прекариату и креативному классу.
По мнению В. Ш. Сургуладзе, эффективная государственная политика идентичности возможна только при координации с общим социально-экономическим планированием и развитием. В общенациональной деятельности на благо процветания общества и государства автор видит возможность преодоления информационной и социокультурной разобщённости, свойственной современному цифровому обществу. В теоретической части своего исследования групповые, классовые социально-политические проблемы и противоречия политолог анализирует средствами деятельностного подхода, выявляя его признаки в доктри-нальных положениях теоретиков и политиков-практиков.
Отдельные проявления авторского подхода к реализации политики идентичности на базе деятельностной концепции нации можно, по-видимому, обнаружить в разные эпохи и у разных народов, однако теоретически данный механизм консолидации общества и его закономерности до сих пор в социальных науках практически не осмыслены. То, что В. Ш. Сургу-ладзе выделил деятельностный механизм реализации политики идентичности -важное научное достижение, поскольку подходит для практического использования в таком сложном многонациональном и поликонфессиональном государстве, как Россия, тем более в условиях, когда всё чаще приходится сталкиваться с очевидной тупиковостью построения жизни социума на принципах эгоистического обособления либерального общества потребления.
V16V
К достоинствам «Политики идентичности» В. Ш. Сургуладзе можно отнести внимание автора к конкретным вопросам и проблемам государственного стратегического планирования, предпринятый анализ имеющихся дисбалансов в указанной сфере государственного управления, предложения по их преодолению. В заключительной главе [3, с. 277-329] исследователь анализирует политику идентичности в целеполагающих документах государственного стратегического планирования Российской Федерации [3, с. 277-302], предлагает конкретные меры реализации разрабатываемых авторских концепций на базе использования имеющихся у государства организационных, политических и правовых ресурсов [3, с. 303-329]. Важнейшее практическое направление осуществления государственной политики идентичности в части консолидации общества на базе деятель-ностной концепции нации В. Ш. Сургу-ладзе видит в увязке и координации государственной информационной политики с реализацией положений Федерального Закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В 2019 г. на российском книжном рынке одновременно появились «Политика идентичности» В. Ш. Сургулад-зе и работа известного американского либерального исследователя Фрэнсиса Фукуямы «Идентичность: стремление к признанию и политика неприятия» [9]. Указанное совпадение свидетельствует о том, насколько важными в современном мире стали темы идентичности и идеологии. Характерно и то, что работа российского политолога строится на попытке осмысления национального самосознания с точки зрения здравого смысла и реальной политики, в то время как маститый американский автор посвятил свою книгу задачам защиты находящегося в очевидном кризисе либерализма и американского мультикультурализма. При этом даже идеологу «Конца истории» пришлось вносить поправки в при-
вычные либеральные концепции: как и российский политолог, Ф. Фукуяма был вынужден констатировать, что общество не может нормально существовать без консолидирующих его членов, разделяемых большинством ценностей, признал, что невозможно гармоничное социально-политическое развитие в условиях диктата идеологической повестки дня претендующих на исключительность радикальных меньшинств.
Сопоставление «Политики идентичности» В. Ш. Сургуладзе и «Идентичности» Ф. Фукуямы симптоматично демонстрирует различия российской и американской школ осмысления социально-политической реальности. При этом можно констатировать, что сравнение двух работ свидетельствует о высокой степени идеологической предвзятости американского политолога. На этом примере хорошо видно, как западная наука становится заложницей идеологии либерализма и мультикультурализма, перестаёт искать объективные причины возникновения социально-политических процессов, концентрируясь на апологии разнообразных псевдоуниверсальных концепций. На контрасте с таким подходом работа российского учёного кажется образцом реально-политического и конкретно-исторического мышления. Отчасти указанная разница в подходах проявилась и в том, что В. Ш. Сургуладзе намного внимательнее отнёсся к выявлению функций коллективной идентичности, сопоставив их с социально-политическими и психологическими функциями идеологии, посвятив этой проблеме отдельный параграф [3, с. 87-107] и выделив одиннадцать функциональных свойств идентичности [3, с. 91-98], в то время как Ф. Фукуяма остановился только на пяти [9, с. 164-167].
Монография В. Ш. Сургуладзе будет полезна специалистам в области социальной инженерии, коллективной психологии и управления массовым сознанием и поведением, политологам и политиче-
ским аналитикам, практикам, специализирующимся в области обеспечения информационной безопасности общества и государства, а также профессионалам в сфере высшего образования и патриотического воспитания. Работа может представлять интерес для специалистов
в области государственного стратегического планирования, в том числе в части, касающейся правового обеспечения соответствующей сферы социально-политических отношений.
Статья поступила в редакцию 25.08.2020
ЛИТЕРАТУРА
1. Фролова Н. А. Идеология социальной безопасности и правовая политика государства: теоретический и исторический аспект. М. : АВА-БЕСТ, 2007. 144 с.
2. Фролова Н. А. Правовая политика в сфере социальной безопасности России: исторические и современные очерки: проблемы, тенденции, перспективы. М. : Аналитическая группа «С.Т.К.», 2020. 220 с.
3. Сургуладзе В. Ш. Политика идентичности в реалиях обеспечения национальной безопасности: стратегия, теория, практика / под науч. ред. Н. А. Фроловой. М. : Аналитическая группа «С.Т.К.», 2019. 400 с.
4. Зорькин В. Д. Конституционная идентичность России: Доктрина и практика // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 4. С. 1-12.
5. Сургуладзе В. Ш. Грани российского самосознания. Империя, национальное сознание, мессианизм и византизм России. М. : W. Bafing, 2010. 480 с.
6. Сургуладзе В. Ш. Идентичность. Проблема социокультурной трансформации современного российского общества. М. : Спутник+, 2007. 144 с.
7. Сургуладзе В. Ш. Конституционно-правовое понимание нации. Опыт сравнительного исследования на примере конституционного права зарубежных государств // Свободная мысль. 2017. № 2 (1662). С. 45-60.
8. Сургуладзе В. Ш. Мировая политика в зеркале современного политологического анализа: политические процессы, политика идентичности, стратегия и технологии. М. : Аналитическая группа «С.Т.К.», 2019. 652 с.
9. Фукуяма Ф. Идентичность: стремление к признанию и политика неприятия. М. : Альпина Паблишер, 2019. 254 с.
10. Jacobsohn G. J. Constitutional Identity. Cambridge: Harvard University Press, 2010. 388 p.
REFERENCES
1. Frolova N. A. Ideologiya socialnoj bezopasnosti i pravovaya politika gosudarstva: teoreticheskij i istorich-eskij aspekt [Social security ideology and legal policy of the state: theoretical and historical aspects]. Moscow, AVA-BEST, 2007. 144 p.
2. Frolova N. A. Pravovaya politika v sfere socialnoj bezopasnosti Rossii: istoricheskie i sovremennye ocher-ki: problemy, tendencii, perspektivy. [Legal policy in the sphere of social security of Russia: historical and modern essays: problems, trends, prospects]. Moscow, Analiticheskaya gruppa S.T.K. Publ., 2020. 220 p.
3. Surguladze V. Politika identichnosti v realiyakh obespecheniya natsional'noi bezopasnosti: strategiya, te-oriya, praktika [Identity politics in the realities of national security: strategy, theory, practice]. Ed. by prof. N. A. Frolova. Moscow, Analiticheskaya gruppa S.T.K. Publ., 2019. 400 p.
4. Zor'kin V. D. [Constitutional identity of Russia: doctrine and practice]. In: Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiya [Journal of constitutional justice], 2017, no. 4, pp. 1-12.
5. Surguladze V. Grani rossijskogo samosoznaniya. Imperiya, nacionalnoe soznanie, messianizm i vizan-tizm Rossii [Facets of Russian identity. Empire, national consciousness, messianism and Byzantism of Russia]. Мoscow, W. Bafing, 2010. 480 p.
6. Surguladze V. Identichnost'. Problema sociokul'turnoj transformacii sovremennogo rossijskogo obsh-chestva [Identity. The issue of socio-cultural transformation of modern Russian society]. Мoscow, Sputnik+, 2007. 144 p.
V16V
7. Surguladze V. [Constitutional and Legal Understanding of the Nation. A Comparative Study on the Example of the Constitutional Law of Foreign States]. In: Svobodnaya mysl' [Free Thought], 2017, no. 2 (1662), pp. 45-60.
8. Surguladze V. Mirovaya politika v zerkale sovremennogo politologicheskogo analiza: politicheskie prot-sessy, politika identichnosti, strategiya i tekhnologii [World politics in the mirror of modern political analysis: political processes, identity politics, strategy and technology]. Moscow, Analiticheskaya gruppa S.T.K. Publ., 2019. 652 p.
9. Fukuyama F. Identichnost': stremlenie k priznaniyu i politika nepriyatiya [Identity: the desire for recognition and the politics of rejection]. Moscow, Al'pina Pablisher, 2019. 254 p.
10. Jacobsohn G. J. Constitutional Identity. Cambridge, Harvard University Press, 2010. 388 p.
информация об авторе
Кузнецов Михаил Николаевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Mikhail N. Kuznetsov - Dr. Sci. (Law), Prof., Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Department of Civil Law and Procedural Law and Private International Law, Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia; e-mail: [email protected]
правильная ссылка на статью
Кузнецов М. Н. Политико-правовое измерение идентичности: ценностный суверенитет и деятель-ностная концепция нации на страже безопасности общества и государства (размышления о книге В. Ш. Сургуладзе) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 4. С. 162-167. БОТ: 10.18384/2310-676Х-2020-4-162-167
FOR cITATION
Kuznetsov M. N. Political and Legal Dimensions of Identity Policies: the Value Sovereignty and Activity Concept of a Nation on Guard Over the Security of the Society and the State (Reflections on the Book by V. Sh. Surguladze). In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2020, no. 4, pp. 162-167. DOI: 10.18384/2310-676X-2020-4-162-167