Научная статья на тему 'Политико-правовая основа взаммодействия на межрегиональном уровне (на примере Читинской области и АРВМ)'

Политико-правовая основа взаммодействия на межрегиональном уровне (на примере Читинской области и АРВМ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
382
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стельмашенко О. В.

В статье анализируется законодательная база взаимодействия российских и китайских регионов, оценивается правовая основа сотрудничества приграничных регионов России и Китая, рассматриваются принципы межрегионального взаимодействия. Правовые вопросы регулирования совместной деятельности являются важнейшей составляющей процесса взаимодействия регионов. Законодательная база взаимодействия на межрегиональном уровне формируется в России параллельно с развитием процессов взаимодействия, отстает от меняющейся политической и экономической ситуации. Региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов взаимодействия, не имеют статуса международных договоров, что сдерживает развитие взаимоотношений Читинской области с приграничными районами КНР. Договорно-правовая база приграничного межрегионального взаимодействия стала основой надежного механизма управления, в рамках которого возможно развитие многообразных форм межгосударственного и межрегионального сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Стельмашенко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовая основа взаммодействия на межрегиональном уровне (на примере Читинской области и АРВМ)»

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЗАММОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

(НА ПРИМЕРЕ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И АРВМ)

О.В. Стельмашенко, аспирантка, ст. преподаватель каф. МПиМО юридического института, ЧитГУ

В статье анализируется законодательная база взаимодействия российских и китайских регионов, оценивается правовая основа сотрудничества приграничных регионов России и Китая, рассматриваются принципы межрегионального взаимодействия.

Правовые вопросы регулирования совместной деятельности являются важнейшей составляющей процесса взаимодействия регионов. Законодательная база взаимодействия на межрегиональном уровне формируется в России параллельно с развитием процессов взаимодействия, отстает от меняющейся политической и экономической ситуации.

Региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов взаимодействия, не имеют статуса международных договоров, что сдерживает развитие взаимоотноше -ний Читинской области с приграничными районами КНР.

Договорно-правовая база приграничного межрегионального взаимодействия стала основой надежного механизма управления, в рамках которого возможно развитие многообразных форм межгосударственного и межрегионального сотрудничества ■

The author analyzes legislative basis of regions cooperation, political and juridical foundation of cooperation between Russian and Chinese regions (Chita Region and autonomic region of Inner Mongolia). The law principles of bordering regions relations are viewed in this article.

The judicial issues of regulating interregional cooperation are the most important part of the interregional cooperation process. The judicial base of interregional cooperation goes parallel to the development of cooperation processes, lags behind political and economic situation in Russia. Regional judicial documents, regulating interregional cooperation, don't have the status of international pacts. This fact slows the interregional cooperation process between Chita region and China.

Judicial base of the interregional cooperation has become the fundament of the managing mechanism. The development of different forms of the interstate and interregional cooperation is possible within this mechanism ■

* * *

В настоящее время взаимодействие на уровне регионов становится все более весомым фактором межгосударственных отношений. Функционирование региона как системы трудно представить без правовой и политической составляющих. Одной из основных функций государства в области политико-экономических процессов является создание правовой базы для их эффективного функционирования, в частности, создание правовой базы в области российско-китайских отношений.

Правовые вопросы регулирования совместной деятельности являются важнейшей составляющей процесса взаимодействия регионов. Правовая основа взаимодействия включает основополагающие документы, в которых изложены правовые нормы функционирования институтов экономики, необходимые для становления цивилизованных взаимоотношений регионов, обеспечивающие реализацию интересов субъектов взаимодействия на межрегиональном уровне.

Законодательная база взаимодействия на межрегиональном уровне формируется в России параллельно с развитием процессов взаимодействия. Эти процессы не синхронизированы: практика требует правового регулирования, а принятие необходимых законов идет с опозданием, что сдерживает развитие взаимоотношений Читинской области с приграничными районами КНР, инициируемое органами местной власти. Межрегиональные проблемы затрагивают не только интересы субъекта Федерации и крупного территориальноэкономического формирования -АРВМ, нередко ключ к разрешению этих проблем лежит в сфере разграничения полномочий между органами федеральной власти и администрациями регионов. Государственная региональная политика должна быть направлена на укрепление межрегиональных связей ввиду их особой значимости для развития региона.

Российско-китайские отношения в сфере политики достигли значительных успехов: ежегодно проводятся встречи на высшем уровне, регулярно встречаются министры иностранных дел России и Китая, налажены межмидовские консультации по широкому кругу вопросов, динамично развиваются российско-китайские межпарламентские

связи. В основном сформирована договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, куда входят: Торговое соглашение между РФ и КНР на 19972000 гг., Меморандум о взаимопонимании между РФ и КНР об основных направлениях торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также значительное число межправительственных и межведомственных до-

кументов по конкретным направлениям сотрудничества.

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. утверждена Стратегия экономического сотрудничества РФ с КНР. Подписание договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в июле 2001 г. вывело российско -китайские отношения на качественно новый уровень.

Изменения системы управления внешнеэкономическими связями привели к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных связей к внешнеэкономической деятельности на уровне регионов, муниципальных образований, предприятий. За последние годы расширился перечень нормативных документов и рекомендаций по вопросам координации внешних связей регионов России. Это ряд федеральных законов: «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. 101-ФЗ; «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ; Указ Президента от 4 июня 1992 г. № 548 - «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории РФ »1.

Отношения между Россией и КНР опираются на прочную договорноправовую базу, развиваются в русле равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в. Однако законодательная база государственного регулирования межрегионального взаи-

1 Сарина Т. И. Приграничное сотрудничество: проблемы, перспективы (на примере г. Чита) /

Т.И. Сарина // Мат. рег. науч. конф. « Проблемы нац. безопасности России - региональный ас -пект». - Т. 1. - Чита: ЧитГУ, 2005. - С. 198-203.

модействия еще только формируется, отстает от меняющейся политической и экономической ситуации. Читинская область стремится создать собственное правовое поле, однако в этом случае межрегиональное взаимодействие затрудняется из-за того, что региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов взаимодействия, не имеют статуса международных договоров.

Под взаимодействием нами понимается согласованное действие сторон на определенной законодательной основе, направленное на достижение политической стабильности и экономического прогресса. Основные правовые принципы межрегионального взаимодействия включают:

- равноправие сторон и доверие в отношениях;

- соблюдение законодательных норм;

- добровольность принятия обязательств;

- ответственность за выполнение принятых обязательств;

- содействие государств укреплению и развитию процессов взаимодействия регионов;

- свобода выбора и обсуждения вопросов взаимодействия;

- разрешение конфликтов на основе совместно принятых документов и консенсуса.

В условиях рыночной экономики дифференциация российских регионов усиливается, различия в уровне и качестве жизни регионов одной страны возрастают. Регионы с наиболее тяжелым экономическим положением такие, как Читинская область, вынуждены искать пути выхода из кризиса самостоятельно. Одним из вариантов улучшения собственного положения является ориента-

ция экономики области на приграничный регион Китая - АРВМ.

Взаимодействие на международной арене Россия и Китай строят на основе совместной Декларации, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.

Отметим присущую российско-китайским отношениям тенденцию: разрыв между динамично развивающейся политической и отстающей эко -номической их составляющей увеличивается. Основным негативным фактором является социально-экономический кризис в России, отражающийся на взаимной торговле и на привлекательности образа России как надежного партнера. Структура торговли с Китаем отличается низкой степенью диверсификации, основной номенклатурой российского экспорта остаются товары сырьевой группы, а импорта — промышленные товары народного потребления, продукция пищевой промышленности и бытовая электроника.

В российско-китайском межрегиональном сотрудничестве наиболее интенсивно развиваются контакты регионов двух стран, примыкающих к общей границе. Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное 10 ноября 1997 г. Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Соглашение открывает широкие возможности для инициатив местных органов государственной власти в сфере внешней деятельности, при этом нейтрализуя угрозы экономического сепаратизма.

Среди проектов на ближайшую перспективу, по которым выражена обоюдная заинтересованность российских и китайских регионов — развитие

сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, горной промышленности, энергетики.

Остановимся на правовом регулировании внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности автономного района Внутренняя Монголия. Для осуществления успешного торговоэкономическое сотрудничества Читинской области с её южным соседом необходимо не только определение взаимных интересов сторон, но и изучение механизма правового регулирования АРВМ.

Современная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) территориальных образований Китая проводится в условиях относительно жесткой системы государственного регулирования, однако контроль со стороны государства не тормозит процесса децентрализации ВЭД местных органов власти АРВМ. Осуществляется сужение сферы прямого директивного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов ВЭД.

В рассматриваемом районе Китая ВЭД регулируется целым рядом законов, принятых на общегосударственном уровне. По мнению многих китайских экономистов1, успешная региональная внешнеэкономическая политика страны

1 Ван Чжаньго. Бяньцзин дицюй сяньюй цзинц -зи фачжань яньцзю (Изучение экономического развития приграничных районов, уездов и областей ). - Харбин, 1997. - С. 50-67; Дунбэйя хэцзо синши фэньси юй юйцэ (Прогнозы и анализ экономического положения СВА). - Чанчунь, 1996.; Дунбэйя цюйюй хэпин юй фачжань ди цзю цы гоцзи сюэшу яньтаньхуй - 21 шицзи цюй цзи. (Сборник материалов 9-ой международной научной конференции «СевероВосточная Азия: мир и развитие. Обсуждение моделей экономического регионального сотрудничества в 21 веке»). - Чанчунь, 2000.

невозможна без привлечения иностранных инвестиций, направляемых на мобилизацию дополнительных ресурсов для структурной перестройки экономики. Привлекательность инвестиционного климата для иностранных инвесторов обусловлена стабильной политической ситуацией в стране, льготной налоговой политикой, наличием дешевой рабочей силы и природных ресурсов, значительным потенциалом китайского рынка.

Правовой основой иностранного инвестирования служат такие нормативно-правовые акты, как:

1) Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом», принятый 4-й сессией ВСНП 6-го созыва (1986 г.), а также Положение «О применении Закона "О предприятиях с иностранным капиталом"», принятого Госсоветом КНР в 1990 г.;

2) Закон КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», принятый 2-й сессией ВСНП 5-го созыва (1979 г.), пересмотренный в соответствии с «Решением о пересмотре Закона КНР "О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом"» 3-й сессии ВСНП 7-го созыва (1990 г).;

3) Закон КНР «О компаниях», принятый 5-м заседанием ПК ВСНП 8го созыва (1993 г.), а также разработанное на его основе Положение КНР «О продаже акций иностранным инвесторам» (1995 г.);

Осуществляемая внешнеэкономическая деятельность АРВМ также регулируется Законом КНР «О внешней торговле» (1994 г.).

Большое значение для развития межрегионального сотрудничества с Россией имело специальное постановление Госсовета КНР (1992 г.) о начале

создания «пограничного пояса открытости», «костяком» которого выступают «открытые города» Северо-восточного Китая. Санкцией Госсовета КНР с 1995 г. этим городам уменьшены отчисления в бюджет с целью стимулирования их экономического роста, созданы льготные режимы для иностранных инвесторов. С этого времени китайская сторона стала поднимать вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска, в ноябре 1996 г. начала функционировать китайская часть торгового комплекса в районе г. Маньчжурия. С целью облегчить индивидуальную коммерческую деятельность жителей приграничных районов России в феврале 1998 г. заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов, действующих по китайскую сторону границы.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности автономного района Китая не ограничивается лишь принятыми на общегосударственном уровне законами. АРВМ также наделен правом принятия собственных правовых актов, регулирующих осуществляемую им внешнеэкономическую политику и не противоречащих действующему в стране законодательству. Одним из регуляторов ВЭД района могут выступать различного рода уведомления, правила, рекомендации, разработанные и принятые высшими и вышестоящими органами власти, а также межгосударственные соглашения.

Проанализировав особенности правовых основ ведения внешнеэкономической деятельности в автономном районе Внутренняя Монголия, можно прийти к следующим выводам:

1) в КНР отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, полностью посвященный регулированию внешнеэкономических связей;

2) поскольку по государственному устройству КНР - унитарное государство, то в отличие от федеративного, местные власти обладают минимальным набором полномочий в сфере осуществления ВЭД;

3) центральное руководство КНР проводит активную работу по либерализации внешнеэкономической политики рассматриваемых районов;

4) в КНР более детально, чем в

России разработаны отдельные аспекты правовых основ политико-

экономического взаимодействия на местном уровне;

5) законодательные акты, принимаемые местными органами власти КНР, не противоречат центральным законам и основным принципам интеграции Китая в мировое сообщество.

Приграничные связи Китая с Россией получили юридическую базу после создания в январе 1992 г. межправительственной российско-китайской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В Декларации об основах взаимоотношений между КНР и РФ от 18 декабря 1992 г. стороны подтвердили готовность поддерживать и развивать взаимовыгодное и равноправное приграничное сотрудничество (п. 16). Российская Федерация и КНР взяли на себя обязательство создавать «благоприятные условия для торговых связей в рамках межгосударственных соглашений и протоколов и на основе прямых связей между регионами, в том числе приграничными».

На федеральном уровне был предпринят ряд шагов по систематизации приграничного сотрудничества. Для ак-

тивизации вовлечения регионов в процессы взаимодействия с сопредельными государствами и ускорения на этой основе их социально-экономического развития была разработана «Концепция приграничного сотрудничества в РФ».

Утвержденная Концепция определяет цели, принципы, приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан в области Приграничного сотрудничества в РФ. На данный момент это единственный нормативно-правовой акт, определяю щий полномочия органов местного самоуправления во внешнеэкономической деятельности.

Для либерализации внешних связей было необходимо заключение рамочного межправительственного соглашения о межрегиональном сотрудничестве, которое создало бы условия для развития цивилизованных форм политико-экономического взаимодейст-

вия. До подписания подобного документа в 1997 г., важную роль в осуществлении приграничного взаимодействия играли соглашения, подписанные на межрегиональном уровне между администрациями российских регионов и народными правительствами провинций и автономных районов КНР.

Сотрудничество Читинской области и АРВМ происходит на базе многих видов соглашений и договоров: экономических, торгово-

экономических, культурных, что отражает многосторонность межрегионального взаимодействия. К разряду международных договоров относятся: Закон Читинской области от 24 мая 2000 г. № 221-ЗЧО «Об утверждении Соглашения об экономическом, торговом, научнотехническом и культурном сотрудниче-

стве между Администрацией Читинской области Российской Федерации и Народным Правительством автономного района Внутренняя Монголия КНР» и Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о совместном строительстве пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи-Шивэй (Пекин, 15 февраля 2001 г.). Ряд соглашений заключены как комплексные, включающие разные сферы деятельности, другие - более конкретны, что обусловлено как возможностями взаимодействия, так и накопленным потенциалом сотрудничества.

В 1997 г. было подписано «Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов РФ и местными правительствами КНР», ставшее основным юридическим документом, на котором в настоящее время базируются приграничные межрегиональные связи. В ст. 3 соглашения указывается, что «администрации (правительства) субъектов РФ и местные правительства КНР могут достигать договоренности о сотрудничестве по вопросам, входящим в компетенцию администраций (правительств) субъектов РФ и местных правительств КНР согласно национальному законодательству каждого из двух государств...»1.

Для регулирования отношений и межгосударственного, и регионального уровня в конце 1997 г. было подписано межправительственное «Соглашение о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая». В январе 1998г. было принято решение о созда-

1 Сборник российско-китайских договоров 19491999. - М1999. - С. 418.

нии Российско-китайского Координационного совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству из представителей российских и китайских регионов, что расценивается как шаг в направлении более тесного взаимодействия на межрегиональном уровне. В ноябре 2000 г. было подписано российско-китайское межправительственное

торговое соглашение на 2001-2005 гг., предусматривающее двусторонние консультации с целью предотвращения возникновения торговых споров и урегулирования имеющихся.

Вступление КНР в ВТО требует приведения сотрудничества в соответствии с нормами и критериями данной международной организации. Дополнительные сложности возникают из-за отсутствия должной правовой базы, регулирующей приграничные торговоэкономические отношения, неразвитости банковской и арбитражной систем их обслуживания из-за преобладания в течение долгого времени бартерной формы сделок.

В этих условиях особое значение приобретает разработка перспективной модели межрегионального экономического взаимодействия России и Китая, отвечающей нормам международного права.

Проанализировав особенности договорно-правовой базы межрегионального сотрудничества, можно сделать вывод, что подобное взаимодействие начинает играть все более заметную роль в развитии экономических комплексов регионов каждой из стран. В связи с этим появилась необходимость создания правовых, регулирующих и институциональных механизмов как на государственном, так и на межрегиональном уровне. К основным из них относятся подписанное межправительственное соглашение (1997 г.) и созданный Координационный совет. Наличие подобных надежных правовых регуляторов дает шанс для дальнейшего успешного развития межрегионального взаимодействия.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что создаваемая более 15 лет организационно-правовая база приграничного межрегионального взаимодействия стала основой надежного механизма управления, в рамках которого возможно развитие многообразных форм межгосударственного и межрегионального сотрудничества.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

международного сотрудничества А.И. Гриценко, аспирант

В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье проанализированы политико-правовые аспекты международного сотрудничества, международные соглашения в области космической деятельности. Дана характеристика организационных мероприятий по противодействию загрязнения космоса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.