Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ В'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / ДЕПУТАТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / MULTIETHNIC / MULTICONFESSIONALITY / STATE / RUSSIA / DEPUTIES OF THE NORTH CAUCASUS / LAW-MAKING ACTIVITY / NORTH CAUCASUS REGION / REGIONAL ELITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айбатов М.М.

В статье анализируется политико-правовая деятельность депутатов Северного Кавказа в начале XX в., в период формирования и деятельности Государственной думы. Отмечается, что царская администрация, модернизируя государственно-политическую систему страны, не могла игнорировать многонациональный и многоконфессиональный характер Российского государства и поэтому старалась учитывать эти особенности российской государственно-политической системы. В статье делается вывод о том, что участие региональных депутатов в политико-правовой деятельности первого законодательного органа страны (Государственной думы) в начале XX в. позволило довести до сведения центральных органов государственной власти основные проблемы Северо-Кавказского региона и обеспечивать процесс интеграции национальных и региональных элит в российскую политическую элиту, определить позиции северокавказской элиты в политическом пространстве Российского государства. Однако многие законодательные инициативы, выдвинутые депутатами Северного Кавказа, не находили поддержки со стороны правительственных органов власти и их решение откладывалось на неопределенный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL ACTIVITY OF DEPUTIES OF THE NORTH CAUCASUS IN THE STATE DUMAOF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article analyzes the political and legal activity of the deputies of the North Caucasus in the early XX century, during the formation and activity of the State Duma. It is noted that the tsarist administration, modernizing the state-political system of the country, could not ignore the multinational and multi-confessional nature of the Russian state and therefore tried to take into account these features of the Russian state-political system. The article concludes that the involvement of regional MPs in political and legal activities of the first legislature (State Duma) at the beginning of the XX century has allowed to bring to the attention of Central government authorities, the main problems severokavkazskaya of the region and provides a process for the integration of national and re- gional elites in the Russian political elite to pinpoint the positions of North Caucasian elites in the political space of the Russian state. But many legislative initiatives put forward by the deputies of the North Caucasus did not find support from the government authorities and their decisions were postponed indefinitely.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ В»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 342.532(470+571)(091)

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ думе российской империи в начале хх в.

Айбатов М.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, aibatov52@yandex.ru

В статье анализируется политико-правовая деятельность депутатов Северного Кавказа в начале XX в., в период формирования и деятельности Государственной думы. Отмечается, что царская администрация, модернизируя государственно-политическую систему страны, не могла игнорировать многонациональный и многоконфессиональный характер Российского государства и поэтому старалась учитывать эти особенности российской государственно-политической системы. В статье делается вывод о том, что участие региональных депутатов в политико-правовой деятельности первого законодательного органа страны (Государственной думы) в начале XX в. позволило довести до сведения центральных органов государственной власти основные проблемы Северо-Кавказского региона и обеспечивать процесс интеграции национальных и региональных элит в российскую политическую элиту, определить позиции северокавказской элиты в политическом пространстве Российского государства. Однако многие законодательные инициативы, выдвинутые депутатами Северного Кавказа, не находили поддержки со стороны правительственных органов власти и их решение откладывалось на неопределенный срок.

Ключевые слова: многонациональность, многоконфессиональность, государство, Россия, депутаты Северного Кавказа, правотворческая деятельность, северокавказский регион, региональная элита.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-14-18

UDC 342.532(470+571)(091)

POLITICAL and LEGAL ACTIVITY of DEPUTIES of the NORTH CAUCASUS IN the STATE DUMA of the RUSSIAN EMPIRE in the EARLY twentieth Century.

Aybatov M.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, aibatov52@yandex.ru

The article analyzes the political and legal activity of the deputies of the North Caucasus in the early XX century, during the formation and activity of the State Duma. It is noted that the tsarist administration, modernizing the state-political system of the country, could not ignore the multinational and multi-confessional nature of the Russian state and therefore tried to take into account these features of the Russian state-political system. The article concludes that the involvement of regional MPs in political and legal activities of the first legislature (State Duma) at the beginning of the XX century has allowed to bring to the attention of Central government authorities, the main problems severokavkazskaya of the region and provides a process for the integration of national and regional elites in the Russian political elite to pinpoint the positions of North Caucasian elites in the political space of the Russian state. But many legislative initiatives put forward by the deputies of the North Caucasus did not find support from the government authorities and their decisions were postponed indefinitely.

Key words: multiethnic, multiconfessionality, state, Russia, deputies of the North Caucasus, law-making activity, North Caucasus region, regional elite.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-14-18

В начале XX в. под влиянием революционных событий 1905-1907 гг. начинается процесс модернизации государственно-политической системы Российской империи, что привело к политической активности и росту национального самосознания не только граждан центральной части страны, но и народов, живущих в национальных окраи-

нах. Модернизируя государственно-правовую систему страны, царская администрация вынуждена была учитывать особенности Российского государства, в числе которых можно выделить национальное и конфессиональное многообразие Российского государства.

Политическая элита России была вынуждена пойти на определенные уступки в вопросах привлечения представителей национальных окраин к политико-правовой деятельности в рамках Государственной Думы. В начале XX в., в процессе становления российского парламентаризма, состоялось активное участие в законотворчестве представителей региональных элит, в том числе и СевероКавказского региона. В Государственную Думу первого созыва от данного региона было избрано 3 депутата: от Терского казачества был избран учитель П.П. Димиров, от невойскового сословия -преподаватель городского училища А.П. Маслов и от горского населения - чеченец по национальности учитель Т.Э. Эльдерханов. Весьма болезненным вопросом для северокавказских депутатов был земельный вопрос, ибо, как правило, лучшие земельные владения оказывались в руках переселенцев, а не местного населения. Так, депутат А. П. Маслов, представляющий население Терской области, в выступлении в первой Государственной думе по земельному вопросу подчеркивал, что больше всего местное население беспокоит

«крайне неравномерное распределение земли между

казаками, местными крестьянами, землевладельцами и пришлым русским населением, т. н. иногородними» [1] и предлагал принять нормативно-правовой акт, регулирующий справедливое распределение земли между местным населением и переселенцами.

Многие депутаты первой Госдумы, особенно депутаты, представляющие национальные окраины, считали ключевым вопросом для государства национальный вопрос. Так, депутат от Северного Кавказа Т. Э. Эльдарханов, выступая в прениях по вопросу о политических и гражданских правах граждан, отмечал, что «счастье и мир для маленьких народностей наступят тогда, когда им дадут устроить свою жизнь самим, когда они получать такие же права, как и другие народы» [2].

На территории Северного Кавказа очень часто происходили межнациональные и земельные конфликты между казаками и горскими народами, один из которых состоялся в июне 2006 года в Терской области. Северокавказские депутаты сразу же откликнулись на эти события и обратились с депутатскими запросами в военное министерство и Главное управление казачьих войск. В результате активной деятельности депутатов Северного Кавказа этот конфликт закончился подписанием мирного соглашения между ингушами и казаками.

Думские депутаты от региона остро реагировали на все события на Кавказе и стремились донести свое мнение до всей страны. Так, Т.Э. Эль-дарханов 22 июня 1906 г. резко осудил действия властей по вербовке среди горского населения стражников и посылке их в центральные области России. В связи с этим он организовал запрос с подписями 45 депутатов различных фракций в адрес председателя Правительства России [3].

В ходе работы первой Государственной думы большой интерес у депутатов СевероКавказского региона вызвали «Основные положения законопроекта о свободе совести», выдвинутые кадетской фракцией. Активное участие при обсуждении данного законопроекта принял, в частности, депутат Т.Э. Эльдарханов, который отметил ряд юридических ограничений прав мусульман в Российской империи.

Во П-ю Государственную Думу прошли от Северного Кавказа всего 16 депутатов, среди них 3 социал-демократа, 4 трудовика, 3 эсера, 2 прогрессиста, 3 кадета и 1 правый. Особую активность проявлял в Думе депутат М.А. Караулов, отразивший требования казачества. В отделах Терского казачьего войска был создан институт уполномоченных. Требования казачьей группы в Думе заключались во введении во всех войсках постоянно действующих войсковых кругов (рады) и выборного самоуправления, в том числе и выборов наказных атаманов. Одним из требований было принудительное отчуждение земель, розданных офицерам и чиновникам, в пользу казаков. Необходимо отметить, что большинство фракций во время работы второй Думы было образовано по партийному, реже по национальному признаку, а мусульманская фракция была единственной фракцией, которая была создана по конфессиональному признаку, куда вошли и мусульманские депутаты Северного Кавказа [4, с. 6].

Ставропольский депутат-эсер В. Небовидов выступал против введения столыпинских аграрных законов, считая разложение общины негативным фактом. Его позиция вызвала протест не только со стороны правых, но и со стороны левых партий. Депутат от Терской области И.И. Покровский и депутат от Кубанской области Л.Ф. Герус требовали отчуждения частновладельческой земли без выкупа и передачи ее в распоряжение земств. Кавказские депутаты Б. Султанов, Т.Э. Эльдарханов, Г.А. Горбунов, С.А. Широкий связывали решение аграрного вопроса с национальным, требуя равноправия, гражданских свобод и местного самоуправления. Северный Кавказ всегда страдал малоземельем, особенно плодородной земли, в силу чего особый интерес у депутатов Северо-Кавказского региона вызывал переселенческий вопрос, связанный с предоставлением лучших земель пришлому казачьему населения в ущерб интересам местного населения. Поэтому депутат Т.Э. Эльдарханов предложил «вернуть туземцам отобранные у них незаконным образом земли и урегулировать арендные цены» [5].

При обсуждении законопроекта об обязательном начальном образовании в рамках четырехлетней школы, внесенным правительством П. А. Столыпина, думцы из числа мусульман-депутатов Северного Кавказа настаивали на том, чтобы наряду с общеобразовательными дисциплинами и русским языком в школах для детей их единоверцев обязательно изучался ислам и обучение

велось на родном языке [6, с. 17], ибо многие горцы плохо владели русским языком.

Государственная Дума третьего созыва, в отличие от предыдущих созывов, просуществовала пять лет (1 ноября 1907 - 9 июня 1912 г.). Думская комиссия, созданная для рассмотрения законопроектов во время работы Государственной думы второго созыва, продолжила работу в рамках Государственной думы третьего созыва. Для Министерства внутренних дел из законопроектов, предложенных к рассмотрению комиссией, особое значение имел проект «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое». Депутаты Северного Кавказа поддержали тех, кто желал не просто отпасть от православной веры, но и вернуться в религию своих предков. Одним из видных представителей мусульманской фракции был депутат И. Гайдаров, выпускник Института инженеров транспорта, инженер путей сообщения, дворянин, депутат от Дагестанской области. В своих выступлениях он не раз подчеркивал, что различные «притеснения в отношении свободы совести порождают у мусульман сепаратистские настроения» [4, с. 7]. «Свобода означает право человека распоряжаться своим внутренним, духовным миром, право его в вере и в неверии, право его образовывать самоуправляющиеся религиозные общины. Однако все это немыслимо в стране, где применительно к разным религиям используются различные критерии, где царит административный произвол» [7, с. 94], - заявил И. Гайдаров в своем выступлении.

Выборы в IV Государственную Думу проходили в 1912 г. Население Северного Кавказа отнеслось к ним с апатией. Кавказский наместник отмечал, что «население Владикавказского, Назра-новского, Введенского округов, Пятигорского отдела проявляет полное равнодушие, за исключением туземной интеллигенции, сочувствие которых было, несомненно, на стороне левых партий. Заметное оживление намечалось исключительно среди казачьего населения, потому что этому населению законом предоставлено право выбора особого депутата». В Новороссийске, Екатеринодаре, Анапе, Темрюке на первичных выборах победу одержали кадеты и социал-демократы. Избранным стал кадет В. П. Николаев. От казачества Кубанской области вновь был избран К.Л. Бардиж, от Терской области - кадеты М. А. Караулов и Н. В. Лисичкин. Представительство коренных народов Терской области было сокращено в два раза. От Ставропольской губернии в Государственную думу были избраны учитель и журналист Д.Д. Старлычанов, землевладелец Т.Н. Ярыгин и трудовик Г.Д. Мирошниченко. Депутатом от Дагестанской области стал вошедший впоследствии в Прогрессистский блок гласный Владикавказской городской Думы, врач М.М. Далгат. Он выступил с предложениями, учитывающими особенности Дагестана в решении земельного, религиозного, судебного вопросов. М.А. Караулов говорил о реформировании станичного судопроизводства с целью введения бессо-

словного суда. Н.Н. Николаев был членом комиссии по запросам. К весне 1914 г. в его адрес поступило 9 наказов и 2 наказа М. А. Караулову. До начала первой мировой войны депутаты практиковали такую форму связи с избирателями, как их ознакомление с итогами работы Думы после каждой сессии [8].

На одном из заседаний IV Государственной Думы выступил депутат от Дагестанской области М. М. Далгат с критикой национальной и переселенческой политики, которую проводила царская администрация в Северо-Кавказском регионе. Выступая с поддержкой законодательной инициативы мусульманской фракции Государственной думы, он заявил: «Будущее Родины нам не менее дорого, чем русским, ибо у русских мусульман нет политических судеб, раздельных от судеб Российской империи» [9, с. 22]. В декабре 1913 г. мусульманскими депутатами Северного Кавказа IV Государственной думы были внесены в Думу «законодательные предположения» об учреждении особого Духовного управления (муфтията) для мусульман Северного Кавказа по образцу и подобию Закавказского суннитского правления [10, с. 915]. Все основные законодательные инициативы, поднятые на заседаниях Думы, в последующем направлялись в правительственные структуры власти для принятия конкретных решений, но, как правило, по ним в правительственных структурах не принималось никаких решений, или они откладывались на долгий срок. Правительственные чиновники это объясняли тем, что данные инициативы депутатов будут учтены при рассмотрении «общего вопроса об упорядочении высшего управления делами магометан в тех местностях империи, где такового управления не имеется» [11, с. 312]. Но реальной причиной откладывания инициатив, поднятых депутатами региона, на наш взгляд, являлось опасение со стороны царской власти, что с созданием такого духовного управления в Северо-Кавказском регионе возможна «антиправительственная консолидация северокавказского «мусульманства». Решающую роль в данном деле сыграло также и то, что царь Николай II являлся противником подобного нововведения

[4, с. 7].

Разные подходы были у политических партий и к событиям Первой мировой войны, где Россия являлась их активным участником. Участвуя в различных думских партийных фракциях, северокавказские депутаты высказывали свои позиции относительно событий Первой мировой войны [12, с. 54]. Депутаты от Северного Кавказа, как и депутаты большинства других фракций, выступили в поддержку курса правительства. От имени депутатов М. Далгат заявил, что в сложившихся условиях успешная победа над врагом может быть достигнута только в том случае, если в стране «будет обеспечено гражданское и национальное равноправие» [4, с. 8], имея в виду отношение к национальным меньшинствам.

Северокавказские депутаты в Думе всех созывов стремились привлечь внимание центральных

органов исполнительной власти и законодателей к насущным проблемам региона. К числу таких важных вопросов для Северо-Кавказского региона являлись земельный и национальный вопросы. Поэтому решение национальных проблем северокавказские депутаты Т.Э. Эльдарханов. Ф. Онипко, А.П. Маслов, Г.А. Горбунов связывали непосредственно с преобразованиями аграрной сферы. Все они полагали, что важнейшим этапом в решении этих проблем является отчуждение частновладельческих земель. Кадеты и трудовики расходились в методах его проведения. И.П. Покровским и И. И. Гайдаровым были подняты вопросы развития национальной культуры, в частности, образования. Они уделяли особое внимание положению мусульманского населения и его правам [13].

Т.Э. Эльдарханов, И.П. Покровский, М.А. Караулов от Терской области, И.И. Гайдаров, М.М. Далгат от Дагестанской области и Закаталь-ского округа отстаивали в Думе решение проблем национального равноправия, гражданских свобод, вопросов, связанных с региональным демократическим самоуправлением, а также решение проблемы дискриминации по религиозному признаку.

В полемике с правыми депутатами представители Северного Кавказа пытались их убедить, что без учета полиэтнического состава Российской империи и речи не может быть об успешном государственном управлении. Кавказские депутаты пытались донести до сведения всех депутатов третьего созыва Думы тот факт, что для процветания и благополучия российского государства необходимо обеспечение прав личности, прежде всего, национальных меньшинств. Северокавказские депутаты были активны и при обсуждении других вопросов во время работы Госдумы. В работе третьей Государственной думы думцы-мусульмане поднимали также вопрос о реорганизации духовных учреждений мусульман. Депутат от Северо-Кавказского региона, представитель думской фракции Ибрагим Гайдаров изложил программу их реформирования, предложив перейти к выборности всех мусульман-

ских духовных лиц, а также к их уравнению в правах с христианским духовенством. Он настаивал на создании в Северо-Кавказском регионе такого же духовного управления мусульман, как и в других национальных окраинах.

Патриотические чувства охватили и простых граждан на Северном Кавказе. Сразу же после объявления войны в 1914 г. для защиты Отечества против австро-германского нашествия большинством горских обществ в составе русской армии были выставлены подразделения, сформированные на сугубо добровольной основе по всему Северному Кавказу. Разрешение на это поступило в наместничество в Тифлисе и затем было направлено на места. Николаем II, несмотря на возросшую занятость государственными делами, не были оставлены без внимания изъявления «верноподданнических чувств» к себе и державе, имевшие место на российской мусульманской периферии. Так, на поступившее сообщение из Терской области о поддержке караногайцами усилий России в наступивших нелегких испытаниях генерал-губернатору без промедления был дан следующий ответ: «Передайте мою сердечную благодарность за выраженную... преданность, за заботы о наших раненых воинах и за пожертвования на нужды войны» [14].

Таким образом, оценивая политико-правовую деятельность северокавказских депутатов в Государственной думе, необходимо отметить, что в качестве самостоятельной законотворческой силы они были не слишком активны. Но, тем не менее, при рассмотрении наиболее важных вопросов, связанных с законодательством о равноправии всех народов, проблем народного образования, положения национальных окраин, переселенческой политики, конфессионального и земельного вопроса - единство являлось очевидным. Это обстоятельство было в целом свойственно и для других, неправославных народов Российской империи.

Литература

1. Маслов Антон Петрович [Электронный ресурс]. URL: http://wiki-org.ru/wiki/ (дата обращения: 05.03.2019).

2. Ровно 111 лет назад Т. Эльдарханов стал первым чеченцем-депутатом Государственной думы [Электронный ресурс]. URL: http://www.grozny-inform.ru/news/society/84890/ (дата обращения: 05.03.2019).

3. Дибирова Т.И., Керимханова Т.Б. Становление российского парламентаризма. Выборы в первую Государственную Думу на Северном Кавказе в 1906 г. [Электронный ресурс]. URL: http://naukarus.com/stanovlenie-rossiyskogo-parlamentarizma-vybory-v-pervuyu-gosudarstvennuyu-dumu-na-severnom-kavkaze-v-1906-godu (дата обращения: 05.03.2019).

4. Алиева С.И., Кулиев Ф.М. Законотворческая деятельность депутатов-мусульман в Государственной Думе Российской империи (1906-1917 гг.) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. 2017. №3. С. 5-8.

5. Дарчиева С.В. Деятельность депутатов Государственной Думы от Северного Кавказа в разрешении национального вопроса: 1906-1917 гг.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Владикавказ, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-deputatov-gosudarstvennoi-dumy-ot-severnogo-kavkaza-v-razreshenii-natsionalnogo-#ixzz5cEMtH6nu (дата обращения: 15.03.2019).

6. Гамзаева А.Б. Деятельность депутатов от Северного Кавказа в I-IV Государственных думах по решению аграрного вопроса: 1906-1917 гг.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Махачкала, 2002.

7. Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906-1917 гг.). М., 2000. С. 94-96.

В. Дарчиева С.В. Политическая борьба партии на Северном Кавказе в ходе избирательных кампаний в Государственную думу России (1907 и 1912 гг.). [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia-soigsi.ru/ru/archive/izv-2012/151-article1 (дата обращения: 20.12.2019).

9. Барковская Е.Ю. Ислам и государственное строительство России (вторая половина XVI в. -февраль 1917 г.). М., 2006. С. 96-9В.

10. Законодательные предположения об учреждении особого духовного управления (муфтията) для мусульман Северного Кавказа // Мир ислама. 1913. Т. II. С. 915-919.

11. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Пг., 1917. С. 312-313.

12. Андреев И.В., Лебедев И.М. Партийные фракции в Государственной Думе: исторический опыт и современность // История государства и права. 2019. № 7. С. 52-57.

13. Формирование российского парламентаризма и Северный Кавказ. [Электронный ресурс]. URL: https://bstudy.net/60B611/istoriya/formirovanii_rossiyskogo_parlamentarizma_severnyy_kavkaz (дата обращения: 15.03.2019).

14. Терские ведомости. 1915. 13 октября.

References

1. Maslov Anton Petrovich [Elektronnyi resurs]. URL: http://wiki-org.ru/wiki/ (data obrashcheniya: 05.03.2019).

2. Rovno 111 let nazad T. El'darkhanov stal pervym chechentsem-deputatom Gosudarstvennoi dumy [El-ektronnyi resurs]. URL: http://www.grozny-inform.ru/news/society/84890/ (data obrashcheniya: 05.03.2019).

3. Dibirova T.I., Kerimkhanova T.B. Stanovlenie rossiiskogo parlamentarizma. Vybory v pervuyu Gosu-darstvennuyu Dumu na Severnom Kavkaze v 1906 g. [Elektronnyi resurs]. URL: http://naukarus.com/stanovlenie-rossiyskogo-parlamentarizma-vybory-v-pervuyu-gosudarstvennuyu-dumu-na-severnom-kavkaze-v-1906-godu (data obrashcheniya: 05.03.2019).

4. Alieva S.I., Kuliev F.M. Zakonotvorcheskaya deyatel'nost' deputatov-musul'man v Gosudarstvennoi Dume Rossiiskoi imperii (1906-1917 gg.) // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova. Obshchestvennye nauki. 2017. №3. S. 5-В.

5. Darchieva S.V. Deyatel'nost' deputatov Gosudarstvennoi Dumy ot Severnogo Kavkaza v razreshenii natsional'nogo voprosa: 1906-1917 gg.: avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Vladikavkaz, 2006. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-deputatov-gosudarstvennoi-dumy-ot-severnogo-kavkaza-v-razreshenii-natsionalnogo-#ixzz5cEMtH6nu (data obrashcheniya: 15.03.2019).

6. Gamzaeva A.B. Deyatel'nost' deputatov ot Severnogo Kavkaza v I-IV Gosudarstvennykh dumakh po resheniyu agrarnogo voprosa: 1906-1917 gg.: avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Makhachkala, 2002.

7. Pinkevich V.K. Veroispovednye reformy v Rossii v period dumskoi monarkhii (1906-1917 gg.). M., 2000. S. 94-96.

В. Darchieva S.V. Politicheskaya bor'ba partii na Severnom Kavkaze v khode izbiratel'nykh kampanii v Gosudarstvennuyu dumu Rossii (1907 i 1912 gg.). [Elektronnyi resurs]. URL: http://izvestia-soigsi.ru/ru/archive/izv-2012/151-article1 (data obrashcheniya: 20.12.2019).

9. Barkovskaya E.Yu. Islam i gosudarstvennoe stroitel'stvo Rossii (vtoraya polovina XVI v. - fevral' 1917 g.). M., 2006. S. 96-9В.

10. Zakonodatel'nye predpolozheniya ob uchrezhdenii osobogo dukhovnogo upravleniya (muftiyata) dlya musul'man Severnogo Kavkaza // Mir islama. 1913. T. II. S. 915-919.

11. Rybakov S.G. Ustroistvo i nuzhdy upravleniya dukhovnymi delami musul'man v Rossii. Pg., 1917. S. 312-313.

12. AndreevI.V., LebedevI.M. Partiinye fraktsii v Gosudarstvennoi Dume: istoricheskii opyt i sovremen-nost' // Istoriya gosudarstva i prava. 2019. № 7. S. 52-57.

13. Formirovanie rossiiskogo parlamentarizma i Severnyi Kavkaz. [Elektronnyi resurs]. URL: https://bstudy.net/60B611/istoriya/formirovanii_rossiyskogo_parlamentarizma_severnyy_kavkaz (data obrashcheniya: 15.03.2019).

14. Terskie vedomosti. 1915. 13 oktyabrya.

Поступила в редакцию 18 февраля 2020 г.

Received 18 February, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.