Научная статья на тему 'Политико-географический анализ межгосударственного экологического взаимодействия России и Китая (на примере Юго-Восточного Забайкалья)'

Политико-географический анализ межгосударственного экологического взаимодействия России и Китая (на примере Юго-Восточного Забайкалья) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Новикова М. С.

Специфика межгосударственных отношений трансграничных регионов в сфере регионального природопользования определяет не только состояние отраслей хозяйства региона, совместное управление качеством окружающей среды и степень антропогенного воздействия на геосистемы приграничных территорий соседствующих стран, но и влияет на геополитические и военно-стратегические особенности регионов и стран в целом. В будущем, в связи с увеличением интенсивности трансграничных взаимодействий, экологическая нагрузка на приграничные территории будет возрастать, поэтому от муниципальных и федеральных властей потребуется разработка специальной приграничной экологической региональной политики по обеспечению экологической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Новикова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy-geographical Analysis Interstate Environmental of Interaction Russia and China (South-Eastern Transbaikalia as an Example)

The specific character of intergovernmental relations in the sphere of natural exploitation determines not only the problems in joint control of environmental quality and degree of man's impact on frontier territories of the neighbouring countries, but also influences geopolitical and military-strategic peculiarities of the regions. The goal of this article is to bring to light reasons of environmental problems by way of analysis of the natural exploitation of the South-Eastern Transbaikalia as a frontier region. In the future, because of the increase in natural exploitation, the federal authorities will have to work out a special environmental policy to guarantee environmental safety of the South-Eastern Transbaikalia

Текст научной работы на тему «Политико-географический анализ межгосударственного экологического взаимодействия России и Китая (на примере Юго-Восточного Забайкалья)»

УДК 327: (571.55) + (47-04)

М.С. Новикова, мл. научный сотрудник, ИПРЭК СО РАН, г. Чита

ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ)

Научные интересы: геоэкологический анализ обеспечения экологической

* безопасности природопользования на приграничных территориях в пределах

Читинской области; выявление и пути решения экологических проблем в ходе межгосударственного экономического сотрудничества и совместного природопользования России и Китая.

Специфика межгосударственных отношений трансграничных регионов в сфере регионального природопользования определяет не только состояние отраслей хозяйства региона, совместное управление качеством окружающей среды и степень антропогенного воздействия на геосистемы приграничных территорий соседствующих стран, но и влияет на геополитические и военно-стратегические особенности регионов и стран в целом.

В будущем, в связи с увеличением интенсивности трансграничных взаимодействий, экологическая нагрузка на приграничные территории будет возрастать, поэтому от муниципальных и федеральных властей потребуется разработка специальной приграничной экологической региональной политики по обеспечению экологической безопасности ■

M. Novikova, Institute of nature resources, ecology and cryology SB RAS, Chita

POLICY-GEOGRAPHICAL ANALYSIS INTERSTATE ENVIRONMENTAL OF INTERACTION RUSSIA AND CHINA (SOUTH-EASTERN TRANSBAIKALIA AS AN EXAMPLE)

The specific character of intergovernmental relations in the sphere of natural exploitation determines not only the problems in joint control of environmental quality and degree of man's impact on frontier territories of the neighbouring countries, but also influences geopolitical and military-strategic peculiarities of the regions.

The goal of this article is to bring to light reasons of environmental problems by way of analysis of the natural exploitation of the South-Eastern Transbaikalia as a frontier region.

In the future, because of the increase in natural exploitation, the federal authorities will have to work out a special environmental policy to guarantee environmental safety of the South-Eastern Transbaikalia ■

* * *

Юго-Восточное Забайкалье (юго-восточные районы

Читинской области) является одним из старейших освоенных приграничных

районов России. В настоящее время на исследуемой территории сконцентрированы многие крупные и уникальные предприятия - природопользователи, в

основе своей горнодобывающие. Например, единственное в России предприятие по добыче и переработке урановых руд - АООТ "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (11111 ХО), Харанорский буроугольный разрез и многие другие.

Необходимость написания данной статьи определяется резким повышением внимания к проблемам межгосударственного природопользования, совместного мониторинга качества и охраны окружающей среды в приграничных регионах на современном этапе развития отношений России и Китая.

Потенциал развития территории Юго-Восточного Забайкалья огромен, поэтому при планировании и проведении региональной экологической политики, а в итоге - обеспечения экологической безопасности природопользования, необходимо учитывать интересы всех задействованных в природопользовании сторон: хозяйства, природы (геосистемы) и населения. Отметим, что экологическая безопасность региона определяется степенью реализации экологических угроз (ЭУ) (Измалков, 1998).

На территории Юго-Восточного Забайкалья существует множество предпосылок для возникновения реальных и потенциальных экологических угроз как внутреннего, так и внешнего характера, которые в своем развитии формируются в экологические проблемы. Трансграничное положение исследуемой территории, особенности территориального межгосударственного разделения (государственная граница с соседним государством проходит по естественной гидрологической границе - р. Аргунь) и торгово-экономические связи с Китаем увеличивают вероятность возникновения экологических проблем локального, регионального и даже межгосударственного уровней.

С.С. Ганзей (2004) выделяет приграничную территорию как определенную территорию, которая является частью геосистемы региональной размерности, разделенной государственной границей и одновременно природнохозяйственным районом (или их сочетанием), политическая, экономическая, социальная, культурная и экологическая ситуации в пределах которого в существенной мере зависят от развития прилегающей территории соседнего государства и, в свою очередь, оказывают влияние на нее.

Природопользование (недро- и лесопользование) на исследуемой территории в ходе российско-китайских отношений носит, в основном, потребительский характер, направленный на вывоз природного сырья с российской территории. При этом приграничные населенные пункты практически не развиваются.

Иная ситуация наблюдается в Китае. В результате активизации приграничной (челночной) торговли в населенных пунктах наблюдается бурный рост деловой активности. Ускоренными темпами развивается инфраструктура, строятся дороги и т.д. Благодаря безвизовой форме приграничного туризма резко (в десятки раз) возросло количество гостиниц. Этому в большей степени способствовал неэквивалентный характер приграничной торговли. Обмен российских сырьевых товаров на китайский товар низкосортного качества происходил и происходит на основе неблагоприятных для российской стороны ценовых пропорций (Безопасность и международное..., 2002).

Специфика межгосударственных отношений трансграничных регионов в сфере регионального природопользования определяет не только состояние отраслей хозяйства региона, совместное

управление качеством окружающей среды и степень антропогенного воздействия на геосистемы приграничных территорий соседствующих стран, но и, что самое важное, влияет на геополитические и военно-стратегические особенности регионов и стран в целом. Так, на территории Юго-Восточного Забайкалья наблюдаются специфические предпосылки возникновения ЭУ. Если такие экологические угрозы перейдут из разряда потенциальных в разряд реальных, то проблемы приобретут военностратегическую и геополитическую окраску.

Речь идет об отчуждении плодородных пойменных земель, расположенных на левом берегу р. Аргунь и принадлежащих хозяйствам исследуемого региона. Ежегодно в период паводков и проливных дождей происходит поднятие уровня воды в р. Аргунь (последнее - в июне 2006 г.), подтопление ее поймы и слияние с р. Урулюнгуй (приток р. Аргунь). Вследствие этого возникают новые протоки, увеличиваются и образуются новые овраги, сточные воды на территории района уходят в реку, происходит отчуждение плодородных земель. Местные жители, самостоятельно решая проблему укрепления берегов, производят складирование в оврагах и водоохраной зоне бытового и строительного мусора, загрязняя тем самым воды р. Аргунь. Если в ближайшее время не принять мер по укреплению берегов р. Аргунь, то изменится русло реки и как следствие этого, при проведении следующей демаркации границы Российская Федерация потеряет в пределах 1,5 - 2,5 тыс. га земель (Отчет о состоянии., 2005). Экономический же ущерб сельскому хозяйству региона составит 450 - 700 млн руб. (без учёта стоимости подземных природных ресурсов). Сложившаяся ситуа-

ция негативно отразится не только на благосостоянии сёл Дурой, Зоргол, Но-воцурухайтуй, Старый Цурухайтуй, Кути (Приаргунский район), но и всего региона, поскольку данные земли являются традиционными рыболовными, охотничьими и пастбищными сельскохозяйственными угодьями (там же). Данная проблема напрямую не вызвана взаимодействием двух стран, однако является политико-географической, так как определяет их дальнейшее внешнеэкономическое сотрудничество.

Конечно, геополитические вопросы решаются на федеральном, а не на региональном уровне. Однако администрация и население исследуемого региона может косвенно влиять на принимаемые в отношении них решения. Необходимо отметить, что проблему спорных территорий не афишируют, но в любой момент она может всплыть как фактор внешней угрозы безопасности (Т.Е. Бейдина, В.И. Лыков, М.Ю. Швецов, 2001).

Наряду с негативным влиянием внешнеэкономического воздействия на территории Приаргунского района наблюдаются и позитивные действия в вопросах обеспечения экологической безопасности при совместном природопользовании. Так, 24 января 2006 г. на переговорах технических групп Комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области РФ и Автономного района Внутренняя Монголия КНР по вопросам совместного мониторинга качества вод и наблюдения за экологическим состоянием на берегах р. Аргунь были разработаны природоохранные планы на 2006-2007 гг. для решения обозначенных вопросов. Для выработки комплексных мероприятий по решению экологических проблем бассейна р. Хайлар/Аргунь в рамках функционирования постоянно дейст-

вующей российско-китайской группы были поставлены следующие задачи: выявление источников антропогенного загрязнения вод в бассейне р. Хай-лар/Аргунь; принятие единых критериев оценки состояния трансграничных вод на основе международных правил и стандартов (по системе 180); развитие сети охраняемых природных территорий в бассейне р. Хайлар/Аргунь; подготовка предложений в развитие проекта «Комплексное управление бассейна реки Амур (иКЕР/ОЕБ)».

В результате проведенного политико-географического анализа экологических проблем Юго-Восточного Забайкалья, вызванных межгосударственным сотрудничеством, становится очевидно, что обеспечение экологической безопасности отличается от такового на глубинных территориях страны, прежде всего, наличием групп не только внутренних, но и трансграничных (внешних) ЭУ. Внешние угрозы на приграничных территориях проявляются острее, так как территория первая «принимает удар на себя», во многих случаях гасит его, а по мере движения в глубь страны ЭУ нейтрализуются. В связи с неблагоприятными физико-географическими местными условиями и эколого-геогра-фическим положением Юго-Восточного Забайкалья относительно Китая (исток Аргуни расположен на территории соседнего государства) возникает необходимость формирования политики экологического буфера приграничной территории локального уровня.

Данный факт доказывает необходимость наличия особого пригранично-

го режима обеспечения экологической безопасности, который заключается в необходимости трансграничного обмена информацией о состоянии окружающей природной среды сопредельной территории и трансграничном взаимодействии в области ее охраны и т.д.

В будущем, в связи с увеличением интенсивности трансграничных взаимодействий, экологическая нагрузка на приграничные территории будет возрастать, поэтому от муниципальных и федеральных властей потребуется разработка специальной приграничной экологической региональной политики по обеспечению экологической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейдина Т.Е. Социальная безопасность (региональные аспекты) / Т.Е. Бейдина, В.И. Лыков, М.Ю. Швецов. - Москва, 2001. -229 с.

2. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. - М. - Волгоград: НОФМО, 2002. - 572 с.

3. Ганзей С.С. Трансграничные геосистемы юга Дальнего Востока России и Северо-Востока КНР / С. С. Ганзей. - Владивосток: Дальнаука, 2004. - 231 с.

4. Измалков В.И. Техногенная и экологи-

ческая безопасность и управление риском / В.И. Измалков, А.В. Измалков. - СПб.:

НИЦЭБ РАН, 1998. - 482 с.

5. Отчет о состоянии и об охране окружающей природной среды в Приаргунском районе в 2005 г. / «Приаргунский межрайонный экологический центр», Приаргунск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.