ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТЕРРОРИЗМ
М.Л. Лебедева, канд. полит. наук, доцент Московский международный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-3-102-105
Аннотация. В статье рассмотрен один из факторов воздействия на безопасность российского государства - терроризм. Материал представлен через анализ правовых норм, регламентирующих вопросы защиты системы российского управления от террористической деятельности. Соотнесены правовые нормы с научным осмыслением сущностного содержания разновидностей терроризма, выделены пути правового закрепления норм защиты суверенитета и безопасности России.
Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, безопасность, суверенитет, управление.
В XXI веке понятие «терроризм» приобрело особое значение. Именно терроризм является активно используемым способом решения политических конфликтов.
Вопросы обеспечения защиты суверенитета и безопасности российского государства регламентированы Конституцией РФ, Федеральным законом «О противодействии терроризму», Указом Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами [1, 2, 3].
В качестве предмета исследования выступает содержание понятия «терроризм», а потому автор поставил перед собой цель - проанализировать правовое закрепление названной дефиниции, а также научные взгляды на сущность, признаки, источники терроризма в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели и предмета исследования автору представляется необходимым решить следующие задачи:
1) рассмотреть содержание понятия «терроризм» в правовом и научном аспектах;
2) проанализировать нормы права, регулирующие вопросы защиты безопасности российского государства относительно террористической деятельности;
3) определить природу (источники) разновидностей терроризма;
4) обозначить направления правового закрепления норм защиты суверенитета и безопасности России.
Террористическая деятельность, согласно правовому закреплению в российском законодательстве, включает организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности [2].
В террологической литературе этому понятию было дано много определений. Само слово «терроризм» в переводе с латинского «terror» означает «страх, ужас». Одно из определений интерпретирует террор как особую форму политического насилия, характеризующуюся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью [9]. Английский конфликтолог Б. Крозье считал, что терроризм, есть мотивированное насилие с политическими целями [12].
Насилие действительно широко используется в политическом противоборстве. Ежегодно в мире происходит 20-80 вооруженных конфликтов [4, с. 3]. В сборнике научных трудов «Терроризм: Теория и практика» (США) дается следующее определение понятию «терроризм» - это угроза использования или использование насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания. Есть и другие, не менее наукоемкие определения терроризму и его месту в мировом политическом процессе [9, с. 259262]. Следует заметить, что «во многих работах фактически отождествляются понятия «терроризм» и «насилие». Это объясняется тем, что эти понятия «тесно связаны между собой, а проблема терроризма первоначально исследовалась именно в рамках общей теории насилия» [8, с. 63].
Исходя из политико-экономического содержания сущности исследуемого нами понятия, терроризм представляется как осознанное, осмысленное, хорошо спланированное и воплощенное в жизнь политическое действие, направленное на подрыв или полное уничтожение социально-экономической стабильности государства, а также народа, народов или группы этносов, проживающих на его территории.
Акцентируя внимание на экономическую составляющую понятия «терроризм», исследователи Жильцова Н.А. и Чердакова О.И. определяют экономический терроризм как особую разновидность насильственного воздействия на общество с целью его дестабилизации. Кроме того, авторы указывают, что идеология данного вида терроризма основана на деструктивных факторах, поскольку способна к разрушительному воздействию на экономические связи, бизнес-интересы, инвестиционную политику государства, причиняя вред развитию малого и среднего бизнеса [9].
Федеральный закон «О противодействии терроризму» это понятие определяет как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или
международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [2].
Современное понимание терроризма отлично от его восприятия в годы французской буржуазной революции, когда это понятие имело исключительно положительный оттенок. Исследователь Колот-ков М.Б. рассматривает французскую модель криминализации терроризма. Автор отмечает, что французский террор оформился в совершенно обособленное устойчивое явление, зародившись во Франции в конце XVIII в. как средство решения политических задач, чему способствовал успех якобинского террора во Франции и фактическое провозглашение его в качестве правящего государственного режима [6, с. 208].
Нельзя рассматривать значение этого слова с позиции живших людей на рубеже XIX-XX веков, когда террористические группы для оправдания массовых убийств использовали принцип «пропаганды действия» в попытке донести свои идеи до общественности через шок и ужас, вызванные массовым кровопролитием [9].
Сегодня, слово терроризм необходимо рассматривать как обобщающий термин, включающий в себя такие террористические действия политического, экономического, информационного и иного характера, то есть во всех его проявлениях. Американский историк Брюс Хоффман рассмотрел понятие «терроризм» с точки зрения его содержания, технологий, выделил национальные и религиозные особенности терроризма, эффект терроризма в СМИ, прочие вопросы, указав, что «уничтожение собственности и оборудования, опустошение земель может в особых случаях рассматриваться как дополнительная форма террористической деятельности, представляя собой разновидность аграрного или экономического терроризма как дополнение к общей программе политического терроризма» [10, с. 223].
В настоящее время нормативно-правовая база Российской Федерации основана на понимании терроризма, данного более 10 лет назад, дополненного переч-
нем объектов его воздействия. Ранее террористические действия были направлены на ликвидацию объекта воздействия, его устрашение. Для того чтобы осуществить задуманное, террористам приходилось затрачивать много времени и ресурсов для успешной реализации своих действий. Сегодня, подобные действия, являются достаточно примитивными в своем применении и могут быть расценены, как последний заключительный этап всей террористической деятельности, направленной на граждан и правительство отдельно взятого государства.
Закономерно возникает вопрос о финансировании террористических групп, источниках, ресурсах и основных акторах терроризма всех его разновидностей.
Ярко выраженной характеристикой субъекта экономического терроризма является наличие постоянного и несоизмеримо большого достатка. Каковы его источники? Прежде всего, речь идет о вполне легальных (создание благотворительных фондов, разного рода общественных организаций и пр.) и нелегальных (наркобизнес, спекуляция на биржевом рынке и пр.) политико-правовых действиях, которые не только обогащают самих террористов, но и истощают тех, кто мог бы им противостоять, тем самым приобретая форму реальной (военной и экономической) угрозы. Кроме того, имеет место преднамеренное и целенаправленное финансирование иностранными организациями, которые заинтересованы в поддержании нестабильности в мировом политическом процессе.
Фундаментом такого рода действий представляется возможным обозначить Валютно-финансовую конференцию ООН 1944 года (США), на которой были созданы такие политические институты как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР - будущий Всемирный банк), а также создание Ямайской валютной системы (1976 год), особенностью которой стала отмена золотого стандарта и
золотых паритетов, создание резервных валют и пр.
Автор убежден, что любое «государство избирательно подходит к выбору политических технологий в рамках государственного построения, тех процедур и способов деятельности, которые направлены на достижение наиболее оптимальной и эффективной реализации целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» [7, с. 196-197], соответственно, предлагает следующие направления политического решения в целях защиты политического и экономического суверенитета и безопасности российского государства:
1)законодательно проработать содержание статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», исключив явно прослеживающуюся связь трех понятий «идеология - практика - решения», наполнив данное определение понятием «действия», четко определив объект преступного деяния;
2) дополнить статью 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определением понятия «формы противоправных насильственных действий», поскольку обозначить указанные формы необходимо в целях исключения простора мысли при вынесении судебного решения (следует заметить, что формы противоправных насильственных действий фактически перечислены в определении понятия «террористическая деятельность»);
3) дополнить содержание понятия «террористическая деятельность» такой формой противоправного насильственного действия как коррупция, четко определив его сущностное содержание, а именно взаимосвязь с терроризмом;
4) дополнить статью 205 Уголовного кодекса РФ (Террористический акт) в части 1 объектами дестабилизации деятельности и воздействия на принятие политических решений - органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (httr://pravo.gov.ru) 6 октября 2022, № 0001202210060013.
2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 10.7.2023 г., ст. 0001202307100006.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
4. Залысин И.Ю. Насилие в политических конфликтах. Монография. - М.: МГУП, 2008.
- 292 с.
5. Залысин И.Ю. Идеи Г. Торо о гражданском неповиновении и современный политический процесс // Пробелы в Российском законодательстве. - 2013. - № 5. - С. 259-262.
6. Колотков М.Б. Рождение террора во Франции: поиск истины и правовых альтернатив // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 418. - С. 208-213.
7. Лебедева М.Л. Политическая конфликтогенность отношений «центр-регион» (на примере Французской Республики) // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. -2015. - № 5. - С. 196-198.
8. Отрасли права. Аналитический портал. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: htpps: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/17735(дата обращения 21.02.2024).
9. Политическая наука: словарь-справочник (Виртуальное (электронное) учебное пособие) / Political Science: dictionary-directory (virtual (electronic) study guide): 1 CD-ROM. М.: ВНТИЦ, 2008. - №50200800804.
10. Хоффман Б. Терроризм - взгляд изнутри. - М.: Изд-во У-Фактория, 2003. - 264 с.
11. Hardman J.B.S. Terrorism: A Summing Up in the 1930s // The Terrorism Reader: A Historical Anthology. Ed. by Walter Laqueur. - London, 1979. - 229 p.
12. Crazier B. Time to get tough with terrorists reader's digest Plesentville. 1973. Ap. № 612.
POLITICAL AND ECONOMIC CONTENT OF THE CONCEPT OF TERRORISM
M.L. Lebedeva, Candidate of Political Sciences, Associate Professor Moscow International University (Russia, Moscow)
Abstract. The article examines one of the factors influencing the security of the Russian state
- terrorism. The material is presented through an analysis of legal norms regulating the protection of the Russian governance system from terrorist activities. Legal norms are correlated with scientific understanding of the essential content of types of terrorism, ways of legal consolidation of norms for protecting the sovereignty and security of Russia are highlighted.
Keywords: terrorism, terrorist activities, security, sovereignty, governance.