КОНФЕРЕНЦИЯ В ЯГТУ О ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
31
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Юдина Тамара Николаевна
доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник,
ФГБОУ ВО Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Гелисханов Ислам Зелимханович
соискатель ученой степени кандидата экономических наук,
ФГБОУ ВО Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Аннотация: Работа представляет собой тезисы доклада, который прозвучал на пленарном заседании конференции в Ярославле 18 декабря 2018 года. Авторы используют философско-хозяйственный и политико-экономический методы анализа. С их помощью делается попытка синтезировать имеющиеся многочисленные дефиниции цифровой экономики. В результате авторами дается целостный взгляд на этот феномен. При этом рассматриваются его сущность и способы измерения.
Ключевые слова: цифровая экономика; философско-хозяйственный и политэкономический методы; цифровые информационно-коммуникационные технологии; глобальная сеть Интернет; авторское определение цифровой экономики как последней стадии капитализма.
JEL: P40
POLITICAL AND ECONOMIC MEASUREMENT OF «DIGITAL ECONOMY»
Yudina Tamara Nikolaevna Doctor of Economics,
Senior Researcher of Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russian Federation
Geliskhanov Islam Zelimkhanovich PhD candidate in economics
Moscow State University named after M.V. Lomonosov Moscow, Russian Federation
Abstract: The work is a thesis of the report, which was heard at the plenary session of the conference in Yaroslavl on December 18, 2018. The authors use the philosophical and economic and political-economic methods of analysis. With their help, an attempt is made to synthesize the numerous definitions of the digital economy. As a result, the authors give a holistic view of this phenomenon. At the same time, its essence and methods of measurement are considered.
Keywords: digital economy; philosophical, economic and political economy methods; digital information and communications technology; global Internet; The author's definition of digital economy as the last stage of capitalism.
В настоящее время экономическая мысль и наука нацелены на определение феномена, сущности «цифровой экономики» («ЦЭ»). Используя философско-хозяйственный и политико-экономический методы анализа, авторы тезисов пытаются синтезировать имеющиеся многочисленные дефиниции «ЦЭ» и дать целостный взгляд на этот феномен, его сущность и способы измерения.
I. Рассматриваются семь определений «Цифровой экономики», представленных Аналитическим Центром при Правительстве РФ [7], в том числе весьма распространенные трактовки «ЦЭ» согласно
подходам Оксфордского словаря (1) и Всемирного банка (2):
1. «Экономика, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием интернета» (Оксфордский словарь);
2. «Система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» (Всемирный банк);
3. «Глобальная сеть экономических и социальных видов деятельности, которые поддерживаются благодаря таким платформам, как интернет, а также мобильные и сенсорные сети» (Правительство Австралии);
4. «Ведение бизнеса на рынках, опирающихся на интернет и/или всемирную паутину» (BCS, Великобритания);
5. «Производство цифрового оборудования, издательская деятельность, медийное производство и программирование» (Правительство Великобритании);
6. «Рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в интернете» (ОЭСР);
7. «Экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства» (Исследовательский центр журнала «Economist» и компания IBM). [5].
Анализ указанных семи определений показывает, что в большинстве из них главными детерминирующими факторами являются цифровые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и глобальная сеть Интернет. Действительно, именно ИКТ и Интернет как сеть сетей (всемирная паутина) можно позиционировать как истоки и даже основу экономики нового технологического уклада - «Цифровой экономики». С ними связан современный технологический прорыв.
II. Наряду с вышеназванными определениями есть и авторское философско-хозяйственное и политико-экономическое, связанное с трактовкой «ЦЭ» как последней стадии развития капитализма [4] в контексте изменений производительных сил и производственных отношений.
Цифровая экономика в широком смысле слова означает:
• «Изменение природы и трансформацию производственных отношений, смену их субъектно-объектной ориентированности;
• Возникновение отношений типа машина - машина (M2M) или система-система (S2S), где человек, может уже не выступать субъектом, превращаясь в неоантропа, биоробота, киборга;
• Появление Интернета-вещей (IoT), Интернета-всего, когда все объекты и субъекты объединены в сеть» [5].
Исследование доказывает, что философско-хозяйственный и политико-экономический аспекты открывают сущностные характеристики «цифровой экономики» как последней стадии развития капитализма, поскольку она посягает на природу человека и его место в социо-культурно-экономической системе.
Более того, «ЦЭ» можно представить, как интернетизирующийся и кибернетизирующийся организм, «подглядывающий капитализм» [6].
III. Проблемы экономического измерения цифровой экономики являются предметом широких обсуждений в научной литературе.
Большинство исследователей считает замедление роста производительности во многих странах проблемами объективного измерения цифровой экономики в категориях ВВП и производительности.
Другими словами, процессы цифровизации зачастую приводят к тому, что значительная доля продукции и услуг не регистрируется в национальных счетах, следовательно, статистика дает достаточно искаженную картину по объему и структуре экономической деятельности.
Это продиктовано, в том числе, неизмеримостью отдельных категорий бесплатных цифровых продуктов и услуг, глобальным характером производства, новыми формами финансовых (финтех) и
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
33
иных продуктов и услуг, а также рядом других факторов.
Так, статистика может не отражать новые виды и категории товаров и услуг, которые были созданы в результате технологических достижений. Например, бесплатные продукты, такие как программное обеспечение с открытым исходным кодом, не учитываются, хотя соответствующее программное обеспечение, находящееся в частной собственности, регистрируется по его рыночной цене при расчете ВВП.
Проблемы измерения экономического роста с учетом цифровой экономики могут быть условно сгруппированы в три категории: трудности в определении концептуальных границ ВВП, проблемы ценообразования новых и усовершенствованных цифровых продуктов, и услуг, а также проблемы измерения мощности цифрового сектора [1].
Развитие цифровой экономики поднимает проблемы измерения и потребности в новых статистических данных для внешнеэкономического, денежного, финансового и других секторов экономики.
Улучшение измерения цифровых продуктов, услуг и трансакций могло бы, в свою очередь, сделать более точным измерение различных макроэкономических показателей, в том числе инфляции; платежного баланса, влияющего на стабильность внешнеэкономического сектора; финансовых потоков и запасов, связанных с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег, а также других индикативных показателей.
Как и в случае понятий «цифровая экономика» и «цифровой сектор» необходимо отметить терминологическое многообразие определений цифровых продуктов, услуг и трансакций.
Цифровые трансакции (ЦТ), например, могут быть определены исходя из различных критериев, включающих в себя природу ЦТ (платформенно-ориентированные и т.п.), вид продукта или услуги, лежащих в основе ЦТ (продукты, услуги, информация, данные), виды участвующих акторов (государство, корпорации, домохозяйства и др.).
В состав цифрового сектора могут быть включены ключевые «цифровые» производители и элементы: цифровые платформы [2][3], платформенно-ориентированные сервисы, производители ИКТ-продуктов и услуг.
Учитывая, что оценки размера цифровой экономики и цифрового сектора достаточно чувствительны к выбору подходов к определению основных понятий ЦЭ и методикам расчета экономико-статистических показателей, отмечается необходимость выработки единых международных терминологических подходов к определению вышеуказанных параметров и методике их расчета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. IMF Staff Report. Measuring the Digital Economy. 2018. IMF, Washington, D.C.
2. Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт экономики нового технологического поколения // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2018» [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2018.
3. Гелисханов И.З. Цифровые платформы: институциональный аспект // Ломоносовские чтения - 2018 [Электронный ресурс]: Сборник материалов ежегодной научной конференции (12 апреля 2018 года, г. Севастополь). - Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2018. С. 148-149.
4. Юдина Т.Н. Цифровая экономика: некоторые аспекты pro et contra (искусственный интеллект, блокчейн и криптовалюты, производительность труда) // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Специальный выпуск. 2017. Декабрь. С.112-121.
5. Юдина Т.Н. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии/ Т.Н. Юдина, И.М. Тушканов // Электронный научный журнал «Философия хозяйства», 2017. — № 1. — С. 193-201
6. Юдина Т.Н. «Подглядывающий капитализм» как «цифровая экономика» и/или «цифровое общество»// Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2018. — № 4. — С. 13-17. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http:// theoreticaleconomy.ystu.ru
7. В. Митин. Семь определений цифровой экономики // [Электронный ресурс] www.crn.ru/news/ detail.php?ID=116780. (дата обращения 03.09.2018.)