Научная статья на тему 'Политико-экономические подходы к социальному измерению европейской интеграции'

Политико-экономические подходы к социальному измерению европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ХАРТИЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ / МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Залывский Максим Николаевич, Залывский Николай Павлович

The article reviews political decisions of member states of European Union on the co-ordination of principal orientations of social politics and forming European social model of integration. The authors proceed from the thesis that integration experience of European countries may be taken into account when defining problems of social development in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-экономические подходы к социальному измерению европейской интеграции»

Залывский М.Н., Залывский Н.П. Политико-экономические подходы..

УДК 327:339.924

ЗАЛЫВСКИЙ Максим Николаевич, кандидат политических наук. Автор 10 научных публикаций

ЗАЛЫВСКИЙ Николай Павлович, доктор экономических наук, профессор, декан факультета технологии и предпринимательства, заведующий кафедрой экономики Поморского университета. Автор ПО научных публикаций, в т. ч. 5 монографий

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОМУ ИЗМЕРЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ

ИНТЕГРАЦИИ

Европейская интеграция, Хартия основных социальных права трудящихся, Маастрихтский договор, социальная политика, социальное видение

Российская Федерация ищет новые пути интеграции с государствами, ранее представлявшими части единого Советского Союза. В силу различных причин факторы постсоветского пространства нередко предпочитают

изучить практику движения западноевропейских государств к единому европейскому дому. Этот опыт согласования национальных задач развития с характером глобальных процессов имеет историческое значение.

Что же нам необходимо учесть в первую очередь? Вначале важно осознать общеисто-

рические, политико-экономические предпосылки формирования единого внутриевропей-ского пространства. 11а наш взгляд, западноевропейской политической элите удалось з го стелить с минимальными издержками особом

ли они • ■

ла добиться поддержки гражданами идеи фор мировапия социокультурно! о снрипеиеког < пространства и достичь реального сближения социальных стандартов в западной части континента.

Опыт западных государств по согласованию направлений социальной политики очень

ГОСУДАРСТВО И ПРА

ш

ценен для России, апробирующей механизм дифференциации полномочий разных уровней государственного управления и определяющей систему бюджетной ответственности за финансирование социальных обязательств государства. Именно поэтому тема социального измерения европейской интеграции I ¡ред-ставляет особый интерес для российских специалистов, субъектов РФ и муниципальных образований.

Чем полезна для нас западноевропейская практика поиска компромиссов при разработке модели единой социальной политики? I Грежде всего политическим уроком, демонстрирующим, что нормальное управление общественным развитием включает своевременное осознание будущих проблем и публичную постановку новых задач по предупреждению их обострения. Наличие такой стратегии подтверждается тем, что сорок лет назад строительство экономически единой Европы было дополнено разработкой стратегии социальной политики. Социальный компонент политики был сразу принят не второстепенным, а ключевым фактором интеграции государств - членов Сообщества Это значительный успех, ибо материализация Европейской социальной идеи началась при не всем ясной необходимости единого подхода к социальной политике. 11а потребность в социальном измерении для европейского I ео-политического пространства в конце 80-х начале 90-х гг. указали актуальные проблемы европейских государств (прежде всего высокий уровень безработицы). Европа объективно нуждалась в благоприятном социальном климате для успешного завершения строительства внутреннего рынка, а трудящиеся нуждались в документе, который бы обозначил их основные социальные права и механизм их защиты.

Хартия основных социальных прав i рудн-щихся - новый подход Европы к решению проблем человека. Отправной точкой па данном ключевом для Европы отрезке времени стала Хартия основных социальных прав грудящихся, принятая на встрече глав г осударств и правительств в декабре 1989 г. н Страсбурге. Дискуссии по се первоначальному тексту, обнародованному VI конгрессом Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) в мае 1988 г. в Стокгольме1, отразили различия в подходах профсоюзов, предпринимателей. государства к решению социальных проблем. Главными препятствиями для принятия Хартии явились тенденции к сохранению приоритетов в социальной области за национальными инстанциями, противодействие ряда политических сил и общественных организаций деле! ированию своих компетенций на коммуннтарный уровень. Но политическая и практическая потребность в Хартии была весомей разно] ласий, поэтому па засе-дашш Экономического и Социального комитетов (в феврале 1989 г.) се текст был одобрен. Сообщество получило официальный документ. который, хотя и в весьма упрощенном виде, определял место трудящихся в социальной структуре ЕС, социальный стандарт, гарантировавший минимальный уровень защиты граждан государств-членов и всего Европейского сообщества. Следовательно, в этом документе за трудящимися копти) :ента официально закреплены их основные социальные права, отражены прогрессивные идеи по интеграции национальной социальной политики, по концентрации ресурсов Европейского сообщества для решения общеевропейских проблем.

Хартия оставалась спорным предметом взаимоотношений с Консультативным комитетом ЕКП. В профсоюзной «Коммунитарной

Залывский М.Н., Залывский Н.П. П ол и ти к о-эк о но ми ч еск не подходы..

хартии основных социальных нрав» подчеркивалось, что цель социальной политики -избежать «социального демпинга» и построить социальные отношения на уровне всей Европы. На наш взгляд, установление минимальных социальных стандартов для всех грудящихся Западной Европы открывало такую возможность. Однако Экономический и Социальный комитеты во «Мнении по основным социальным правам»2 предлагали отказаться от названия «Хартия» по терминологическим соображениям. С таким названием документа сама социальная политика Сообщества могла восприниматься второстепенным фактором успешного завершения строительства внутреннего рынка.

Проблема преодолена за счет фиксации в документе минимального набора социальных прав и сохранения за государствами-членами права действовать гораздо более самостоятельно. Комитет указал также на необходимость учета изменения ситуации, важность защиты социальных прав не только рабочих, но и остальных граждан ЕС, Кроме того, авторы Европейской социальной модели призвали к использованию норм межд\ наро то го и коммунитарного права в социальной области. поощрению законотворческой деятельности отдельных государств по развитию институтов защиты и реализации гражданских прав.

Вскоре Европейский парламен т по результатам горячею спора между представителями фракций принял резолюцию «Осоциаль-иом измерении внутреннего рынка»1 В частное! и, группа социалистов, самая многочисленная в Европарламенте, потребовала разработать одновременно с Хартией про-грамму социальных действий, для того чтобы Хартия не осталась простой декларацией. Со своей стороны Комиссия также предста-

вила проект Хартии основных социальных прав Сообщества (30 мая 1989 г.)4 Совету министров по социальным делам, который был принят, несмотря на сопротивление со с тороны Великобритании и Дании, с рядом существенных поправок. Самыми важными изменениями явились добавление в название Хартии понятия «трудящиеся», правка формулировки статей Хартии по проблемам улучшения условий груда, защиты детей и подростков, престарелых. Также был подтвержден приоритет национального права, а термин «гражданин» заменен па «человек».

После достижения в Европейском парламенте общего согласия5 документ одобрили одиннадцать государств (за исключением Великобритании) во время Европейского совета в Страсбурге 9 декабря 1989 г. Цель Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества сформулирована в ее преамбуле: консолидация прогресса, достигнутого в социальной сфере, с помощью действий государств-членов, с одной стороны, и принятие во внимание социального измерения как рамок осуществления дальнейшего развития Европы, с другой6.

Хартия зафиксировала двенадцать основных социальных прав трудящихся. На наш взгляд, среди наиболее важных можно назвать следующие: право на труд в любом государстве члене Сообщества, право на социальную защиту в соответствии с правилами, применяемыми в отдельных юсударовах-членах равное обращение с мужчинами п женщинами, право на охрану здоровья, безопасность на рабочем месте, право престарелых на достойные жизненные стандарты.

Структурно Хартия состоит из двух разделов. В торой раздел «Осуществление Хартии» перечисляет методы претворения в жизнь ее положений. Среди них подготовка Комис-

шшш

СТВО И ПРАВ

сией предложений «с целью создания правовых инструментов эффективной реализации, по мере формирования внутреннего рынка, тех прав, которые находятся в сфере компетенции Сообщества»7. Одновременно подчеркнуто, что необходимые социальные меры должны осуществлять в первую очередь государства-члены. Это не случайное напоминание, а принципиальное политическое решение, так как Хартия оставила в национальной компетенции многие важные вопросы социальной политики, другие же оказались и вовсе нерешенными: например, отпуска трудящихся, условия труда лиц с частичной и временной занятостью и т.д.

В целом Хартия не расширила компетенции Сообщества в социальной сфере. Более того, постоянные ссылки на главенство национальных компетенций, на национальную практику и отсылку к национальным законодательствам можно расценивать если не шагом назад, то остановкой на месте в деле формирования механизма интегрированной ком-мунитарной социальной политики. Хартия практически систематизировала и свела воедино цели, ранее сформулированные в Римском договоре и Едином европейском акте.

Не имеющая никакой юридической основы Хартия нуждалась в последующем нормативно-законодательном обеспечении продекларированных социальных прав. Законодательная активность коммупитарпого уровня подтвердила эту ее особенность. Другой особенностью стала Программа социальных, преимущественно коммунитарных, действий8, озвученная еще до приня тия Хар тии. Возможно, именно этот шаг Комиссии Европейского сообщества повлиял на позиции некоторых государств-членов при подписании Хартии. П программу действий Комиссия включила инициативы для претворения в

жизнь идей Хартии. Среди 47 конкретных мер, предусмотренных данной прог раммой, были директивы о коллективных увольнениях, защите прав матерей, охране труда молодежи, о рабочем времени.

Следует сказать, что действия по проведению в жизнь программы регулярно наталкивались на противодействие того или иног о государства-члена. Лишь малое число документов, касающихся сформулированных в Хартии прав, были одобрены. Исключение составили лишь положения, связанные с охраной здоровья, безопасностью на рабочем месте, поскольку процесс принятия решений при этом проходил не на основе принципа единогласия, а осуществлялся квалифицированным большинством. Чтобы преодолеть данные препятствия и ввести в силу положения Хартии и программы, необходимы были изменения инсти туционально! о порядка и расширение юридической базы в социальной области. Назревала необходимость изменения самого Римского договора. Это и стало целью социального протокола, приложения к I[.оговору о Европейском союзе,- Маастрихтского договора (1992 г.)4. о котором мы уже упоминали выше, говоря об общеисторических, политико-экономических предпосылках интеграции ЕС.

Стратегией консолидации правовых усилий по формированию единой Европы рас-сматривалась Конституция европейских государств, однако население отдельных стран региона (Франции, Нидерландов) не одобрило ее. Это признак того, что проблемы на пути интеграции существую г.

Трудный путь к Маастрихтскому договору - серьезная школа обучения интеграционной стратегии сотрудничества. Сложившаяся в конце 80-х начале 90-х гг. ситуация, недоспи ки в реализации первой программы со-

Залывский М.Н., За л ывскнй Н. П. П ояити ко-эконом ические подходы... &, <

циальных действий показали необходимость пересмотра некоторых концептуальных основ интеграционного процесса, признания его усиливающемся связи с созданием социального прострлнс гва на территории Сообщества, проблемами его функционирования. Это обусловлено также сложностями сочетания фундамента национальной коммупитарной социальной политики с оформлением централизованной системы действия институтов Европейского сообщества.

Эта система нуждалась в обновлении теоретической базы как отправной точки для выработки долгосрочной стратегии социального разви тия европейских стран. Интеллектуально Европа уже созрела для такой стратегии. ибо социальное измерение показало не только позитивный потенциал сотрудничества, но и открыло перспективы, чрезвычайно важные для дальнейшего разви гия процессов интс! рации на европейском геополитическом пространстве. Признание необходимости перспект ивного взгляда применит ельно к социальной сфере означало по гребность:

- в разработке четкой социальной ст ратегии, основанной на осмыслении социальных результатов деятельности ЕС;

-- подготовке и реализации новых программ социальных действий, учитывающих геополитические сдвиги в Европе;

- в совершенствовании коммуннтарной социальной политики, которая не только име-. ¿а бы право па сч шее 1 вивацие как самое ь.'Я 1с шюе и аира и дфпк деятельности I оооще ства, по и занимала бы все более заметное место в интеграционном процессе.

Договор по учреждению Европейского Союза был подписан 7 февраля 1992 1. в Маастрихте. Текст Договора и его Приложения (Соглашение о социальной политике и 1! рото-кол о социальной политике)10 содержали ряд

изменений институционалыюто порядка и определили поле действий Союза в социальной области. В чем их отличие? Напомним, что Парижский саммит 1972 г. лишь поставил вопрос о разработкекоммунитарпой >лшип тьж:ii поли гики. Хартия основных социальных прав грудящихся 1989 г. одобрена Страсбургской сессией Евросовета в качестве акта европейской идентичности. Она, как мы уже о тметили выше, только декларировала основные социальные права населения. Но эффективной социальная политика Европейски! о Союза может быть только тогда, когда она опирается на реальные, имеющие юридическую силу документы. Некоторое время Европа жида в прозрачном правовом дефиците, фрагментарном правовом пространстве. Именно поэтому для выполнения упоминавшихся выше социальных программ ЕвропарламенТом и Советом принимались директивы, регламенты и решения, призванные обеспечит ь реализацию предусматриваемых мер. Перечень таких документов. одобренных руководящими органами ЕС или предлагаемых им на рассмотрение, а т акже анализ степени их выполнения публиковались в Общих докладах о деятельности Европейского союза, ежегодно представляемых Комиссией, в разделах, посвященных социальным проблемам1'. Попутно отметим, что вынужденность дополнительного нормативного регулирования процесса движения к тесной интеграции помогла отрабо тат ь механи ш он шмалыкл о взаимодейс! пня меж, l\ межл ol , mpci венными, национальными пл щлшк надьпыми и местными органами

Вступление в силу Маастрихтского договора обозначило юридическое существование единой европейской социальной политики, так как в его основной текст были включены разделы, en юс я гц неся непосредственно к социальной области: раздел VIII «Социальная по-

ГОСУДАР

лишка, образование, профессиональное обучение и молодежь» и раздел XIV «Экономическое и социальное сплочение».

Создание правовой базы для единой социальной политики действительно имело большое значение для народов Европы. Договор о ЕС, развивая положения Единого европейского акта по вопросам социальной сферы, отразил системный и комплексный подход к правовому регулированию социальной деятельности государств. Достигалось это принятием дополнительно к Договору Соглашения и Протокола о социальной политике. В тексте Протокола были обозначены общие задачи, области компетенций европейских инсти тутов и границы этих компетенций.

Комиссия, заинтересованная в объединении усилий европейских стран в решении социальных проблем, представила Европейскому совету и Европейскому парламенту доклад. В нем доказывалась возможность «развивать социальное измерение Европы втаком же темпе, как это имеет место с экономическим, торговым и валютным измерениями» Авторы доклада стремились конкретизировать положения Протокола и Соглашения о социальной политике. Главную цель они видели в содействии «формированию европейской социа гьнои политики, которая будет приносить выгоды всем трудящимся и гражданам Союза. Но комиссия хочет большего и будет работать ради достижения этой цели, а именно: социальная политика должна строиться на единой правовой базе»13.

Соглашение о социальной политике действительно iтредегавля;ю соб(ui солидную правовую основу. Учтем, что и Протокол о социальной политике имел договорный ста туе, а институты Союза, как это зафиксировано в Протоколе, могли прибегать для решения вопросов социальной политики к положени-

ям Договора о ЕС, в которых предусмотрены процедуры, затрагивающие все страны-члены.

Маастрихтский договор определил юридическую базу социальной политики Европейского союза, позволил на правовой основе продолжить путь, проложенный Хартией основных социальных прав трудящихся, а учреждение Европейского союза обозначило новый этап в жизни Европейского сообщества на пути создания геополитического пространства без внутренних границ14.

«Книжная» модель диагностики проблем европейской интеграции и согласованных вариантов поиска Европейской социальной модели. Единую Европу нельзя представлять совокупностью государственных образований, заключивших между собой те или иные международные соглашения и договоры. Безусловно, без них не формируется новая геополитическая реальность как субъект международного права. Однако, по нашему мнению, единую Европу следует олицетворять прежде всего с объективной исторической мотивацией европёйско1 о населения к сублимации национальных культур, мировоззрений, чая-пи.:": жи i ь в большом дружном доме по общим правилам, принимаемым и разделяемым менталитетом человека естественной морально-пеихоло1 пческой и нравственной ценностью.

Путь к такой реальности, конечно, не бли зок, по бесспорно то. что инте: рация уже отражает такой вектор развития европейского континента. Составной частью этого вектора следует рассма i ривать идею Европейской

, ' л /■ 'О f пл. контуры будущей социальной Европы, как мы отметили выше, были намечены уже в первых документах Европейского сообщества. Принципиальное значение имело то, что эти документы, несмотря на расплывчатость многих формулировок, озна-

Залы век и ü МН.. Залывский Н.П. Политико-экономические подходы..

чали реальные шаги в направлении консолидации политической воли руководителей государств по формированию единой социальной политики стран ЕС, а также непрерывно подчеркивали равноценную неизменность деятельности в социальной области наряду с усилиями по другим направлениям Интеграционного развития Сообщества.

Переходу к Европейской социальной модели предшествовала многоцелевая работа институтов Сообщества. Важнейшими звеньями этой работы являются.' разработка кон-

гиэгттттгп гтал та тт т ттл лт т i Т^ г» г\ лт it г о тт * I */> тт лйпп U,VlHJ,ilíl I I n IjV- D WUlTilUJiOlIVJH KJKJJIÜ"

стп; выявление условий, гарантирующих качество жизни, устойчивое развитие, конкурентоспособное! ь, а также выход на другие показатели роста потенциала ЕС; обоснование и реализация комплексной системы мер и программ, социальных технологий, поддерживающих социальную стабильность, содействующих преодолению внутренних противоречий и противоборства между различными общественными силами; формирование механизма обеспечения интересов различных категорий населения и решения соответствующих задач в социальной облае ¡ и; npoiпозирование социального будущего ЕС, путей социального развития нового интегрирующегося общества, возможных последствий этого сложного и во многом противоречивого процесса".

Очевидно то. что социальная ситуации

i осударст венио! о внимания. И ССТССТВСИНО, в ходе rex или иных социальных процессов в западноевропейских государствах периодически возникали проблемы в социальной политике, требовавшие незамедлительных действий национальных правительств по их разрешению. Соответственно изменялось содержание социальной политики. Уже в 90-е гг.

XX в. увеличение социальных проблем в жизни населения европейских стран инициировало поиск новых подходов к изучению и отбору универсальных технологий их смягчения.

Одними из приоритетных являлись проблемы занятост и населения, что было вызвано активным включением Европы в систему международного ¡руда. Единая экономика Европы все больше интернационализировалась. втягивалась в орбиту глобализации. Закономерным последе г вием наложения европейских и мировых факторов развития стала

гглтпла!ia/vtt г» л* птгалтпА'ттг! ív гтлплч ютт v гтгмпт iIV/ i i и о t v i_u,w i осш ioi/\ nv^p^ivivi ici/v i ipi n i-

ципов деятельности Европейского Союза в социальной области. Более того, ощущалась необходимость новой трактовки социального вопроса, новой концепции решения социальных проблем XXI века.

Начало формированию социальной поли-тки ЕС было положено подготовкой так называемых Белой и Зеленой книг, которые, являясь официальными документами ЕС, содержали в себе оценки складывающейся социальной ситуации и предложения по ее оптимизации в будущем. Так, европейскими специалистами в области социальной политики была подготовлена Белая книга. Она отразила наиболее острые проблемы и обосновала меры, необходимые для их решения16. Это был первый документ такого масштаба, всеобъемлюще, в гам числе и концептуально. рассмотревший социальное проблемы Гцрмпепског м..м1<ма Книжная м^ле и систем пою среза существующих в ЕС проблемных зон взаимодействия стала важной формой ;окументиронания и инвентаризации новых подходов международного сообщества к решению перспективных проблем интеграции в социальной сфере и социальных последствий глобализации, интенсивной информатизации общества.

Интегрирующаяся Европа не м( >гл.а не сталкиваться с новыми сложностями в социальной сфере и в других областях. Новаторский характер объединения Европы не отменял 1 циклическое накопление проблем и трудностей разви гия каждой из стран, поэтому уже в 1993 г, для всеобщего обсуждения и широких консультаций был предложен новый документ под названием «Зеленая книга: европейская социальная политика, размышления для Союза», ставший про-; юлжением I юрвой Белой книги. Здесь 1 ю;щимал-ся целый ряд вопросов, связанных с будущим социальной политики ЕС17.

Появление Зеленой книги и начавшиеся на ее основе дебаты были вызваны несколькими причинами. Главным явилось то, что социально-экономическую обстановку в Сообществе определял высокий уровень безработицы. Требовались скорые и конкретные меры по стабилизации положения. Также истекал срок действия программы социальных действий, принятой после утверждения Хартии основных социальных прав трудящихся. Одновременно появились новые возможности для интенсификации социальной политики, поскольку со вступлением в силу Мааст рихтского договора социальное измерение обрело правовую базу.

Наиболее серьезным: концептуальным приобретен не\: евро 11л":ской цивилизации для выработки единой социальной полит ики явился следующий документ - «Белая книга: Европейская социальная политика: путь для Союза». После появления первых двух книг Комиссия Iюлучила более 150 дополнений и предложений. Их авторами были национальные правительства, социальные партнеры на всех уровнях, различные профессиональные.ассоциации и неправительственные организации. Именно лги предложения и вошли в Белую книгу 1994 г.1*

По замыслу создателей она должна была «обрисоватьпутьдляразвития Европейской социальной политики в XXI веке». В ней па-мечен ря/: специфических мер в областях, где предст авлялось возможным достижение прогресса, обозначены другие области деятельности и проблемы, которые требовали дальнейшей разработки. Также конст атировано, что последующее развитие интеграции свя-швается с реализацией средне- и долгосрочных программ социально)'© действия, разрабатываемых институтами Союза на базе по ложений Белой книги.

Основная идея этой Белой книги состояла в снятии ограничений деятельности государств-членов по повышению жизненного уровня своих граждан, непосяхательстве на их ответственность в социальной области, расширении перспектив совместной деятельности в этой сфере. В книге подчеркивалось, ч то многие из возникающих социальных проблем являются общими для всех государств-членов. Поэтому речь шла не о навязывании единообразных решений, а о преимуществе обмена мнениями и диалога на европейском уровне но вопросам интеграции усилий.

Десят ь 1 лав Белой книги отразили приоритеты конца Х.Х в. На первом месте вновь оказались проблемы занятости во всем их многообразии и шачении для общества. Важное место от водилось проблемам образования и профессионального обучения. Их решение прямо отвечало борьбе с безработицей, расширению рынка т руда, повышению качества рабочей силы. Большое значение придавалось также вопросам, связанным с интересами специфических групп общества (молодежь, женщины, престарелые, люди с ограниченными возможностями), охраной окружающей среды, здоровья и безопасности населения на рабочем месте, в повседневной жизни, Европей-

Залывский М.Н., Залщас^йи Н.П. Политико-экономические подходы...

внннш

скос сообщество уже на официальном языке заговорило об установлении баланса между профессиональной и семейной жизнью. Подобное содержание Белой книги было равносильно проектированию требований к качеству жизни европейцев. Он» > воспринято необходимым условием сохранения человеком мотивов быт ь субьск том социальной и профессиональной активности. Особо освещалась проблема социальной защиты населения, борьбы против социального отторжения и бедности, предоставления равных шансов для всех.

Специальный акцепт делался на необходимости более полного применения социального законодательства. Речь шла и об информировании граждан о существующем законодательстве Сообщества и социальных правах европейцев. Признание неодинаковых темпов процесса адаптации трудового законодательства в государствах-членах и его нестабильности сочетается с постановкой ЕС требований, чтобы все граждане Европы не только знали свои социальные права, но и имели возможность ими пользоваться,

В Белой книге впервые развито представление о будущем понятия «европейская социальная модель». Ее основу образуют общие и ясные для всех граждан Евросоюза ценности, в их числе: демократия и права личности, свободная рыночная экономика, равенство возможностей, благополучие и социальная защищенность для всех, сплочение и солидар-иость Bi-c я о. а ocoueimu солидарность и сонма плюс сплочение, оиреде.тясi и сейм-няшшою модель социальной Европы. Провозглашай своей целью совершенствование Ев-ропейской социальной модели, Белая книга в качесгве главного условия социального прогресса назвала важность солидарных действий и партнере f в а на всех уровнях при обя-за тельном уважении принципа субсидиарно-

сти, принятого в ЕС. «Европейская социальная поли гика должна служить как интересам Евросоюза в целом, так и всем его гражданам, независимо от того, работают они или нет», записано в Белой книге14. Евро пейская социальная модель предполагает эффективное сочетание и взаимодействие всех сфер жизни общества. Так, если экономический рост должен поднять благосостояние людей, го необходимо учитыва ть его связь с социальными и экологическими проблемами.

Руководящие институты Союза 1 юдцержа-ли план развития и претворения в жизнь Европейской социальной модели, поскольку увидели в ней возможность завоевать доверие всех граждан Европы и получить их социальный карт-бланш дальнейшей всесторонней интеграции. Главным притягательным моментом данной модели считается то, что она призвана обеспечить защиту интересов самых различных I рупн общества, не ограничиваясь поддержкой наиболее обездоленных. Чрезвычайно важно, что все государства-члены заявили о своем намерении совместными усилиями способствовать воплощению в жизнь Европейской социальной модели, параметры которой изложены в Белой книге.

Указанные три книжных документа ЕС это комплексный анализ накопленного опыта интегративной социальной работы государств. это политико-правовой пересмотр норм, регулируЮщих деятельность пнетиг ■ Iив ЕС. э 1 о ат 1С 1 румен 1 оцреле. 1ения пёри к к гивы и роли социальной НО.НПМКМ И СГрПИ тельствсобъединенной Европы XXI века. Белая книга, содержащая положения о росте, конкурентоспособности и занятости. Зеленая книга и вторая Белая книга, излагающие ос новы социальной политики, перед вступлением Европы в новое тысячелетие по существу выстроили новую стратегию социального

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

измерения политической, экономической и духовной интеграции, воли населения и правительств стран - членов ЕС жи гь в едином институциональном пространстве.

Вся последующая деятельность ЕС на пути политической интеграции в области формирования единой социальной политики неизменно опиралась и опирается на положения этих трех документов. Социальная политика заняла теперь свое важное место в процессе интеграции, что окончательно было закреплено уже в Амстердамском договоре 1997 г., который назвал ее приоритетным направлением деятельности Европейского союза на XXI век. Формирование единой социальной модели стало реальным признаком реагирования европейских государств-членов ЕС на инновационные, технологические и социальные вызовы сложного будущего человечества.

Такими были основные этапы интеграции деятельности Европейского Союза в социальном направлении в последние годы его бурной эволюции. Они в целом положительно сказались на темпах интеграции, однако европейской социальной модели еще предстоит прой ти нелегкий путь последующего оформления, построенного на учете ошибок прошло-

го и положительного опыта, накопленного к настоящему времени. Вместе с тем нельзя не заметить, что в начале XXI в. социальная политика приобретает качественно новые функции. К ним можем отнести удовлетворение потребности в предоставлении всем категориям населения, каждому гражданину доступа к активному участию в европейском строительстве, в создании новой Европы.

И так, опыт, накопленный Европой на пути интеграции в социальной сфере, указывает на возможность учета специфических интересов каждой страны - члена ЕС, когда все сообщество получает интеграционную маржу за счет стабилизации социальной ситуации. Благодаря политическим и институциональным компромиссам Европа сумела превратиться в образец сбалансированной социальной политики ведущих государств. Более того, европейская интеграция дала импульс рождению новых ценностей и смысла деятельности государств и населения, которые способны повлиять на изменение облика цивилизации. Успехи объединяющейся Европы - это веское основание для предположения, что в новом столетии страны Старого Света могут быть лидерами мирового экономического и социального прогресса.

Примечания

1 Charte communautaire des droits sociaux fondamentaux, Confederation Européenne des Syndicats. 1998. : CES vue sur «les droits sociaux fondamentaux communautaires», 22.02.1989. CES 270/89. 1 «La dimension social du Marche» 15.03.89. Doc. PB Л2-399/89.

'Avant-projet de «Charte Communautaire des droits sociaux fondamentaux», Com. (89)248 final, 30 mai 1989.

5 Parlement Européen. Débats. 21.11.1989.

6 Хартия основных социальных прав трудящихся // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее, Социальная политика, М., 1996. С. 12.

' Там же. С. 13.

8 Сот/ (89) 568/ Final/ Bruxelles, 29.11.1989.

" Treaty on European Union/ Treaties establishing the European Communities. Brussels; Luxembourg, 1992. 10 Протокол о социальной политике. Соглашение о социальной политике, заключение между государства-

Залывский М.Н., Залывский Н.П. Политико-экономические подходы..

ми-членами Европейского Сообщества, за исключением Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, 1995. С. 25-29

" General Reports on the Activities of the European Union. European Commission. Brussels, Luxembourg, 1985-1997.

t2 Доклад Комиссии EC о Хартии основных социальных прав трудящихся в Сообществе и о Протоколе о социальной политике, приложенном к Договору, учреждающему Европейское Сообщество // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Социальная политика. Брюссель. 1995. С. 74. 15 Там же. С. 78.

14 Договор о Европейском Союзе // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Единый европейский акт. Договор о Европейском Союзе. М., 1994. С. 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Каргалова М.В. Европейская интеграция и строительство единого социального пространст ва ЕС // Докл. Института Европы РАН. № 46. М.. 1998. С. 77.

16 Livre blanc sur la croissance, la competivite et l'emploi: les defis et pistes pour entrer dans le XXI-eme siecle. Bulletin des CE. Supplement 6/93. General Report on the Activities of the European Union. 1994. Brussels; Luxembourg, 1995. Point 554. P. 189

17 Livre vert sur la politique sociale europeene, opinions pour l'Union. Documents de consultation. Com. Doc. (93) 551.

18 Европейская социальная политика: путь для Союза. Белая книга // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Социальная политика. 1999. С. 90.

19 Там же. С. 149.

Zalyvsky Maksim, Zalyvsky Nikolai

POLITICAL AND ECONOMICAL APPROACHES TO SOCIAL V ISION OF EUROPEAN INTEGRATION

The article reviews political decisions of member states of European Union on the co-ordination of principal orientations of social politics and forming European social model of Integration. The authors proceed from the thesis that integration experience of European countries may be taken into account when defining problems of social development in Russia.

Рецензент - Скрипчеико В.А., профессор Архангельского филиала Всероссийского заочного финансового института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.