Нуриддинов С.Б. Авазов Б.К.
Каршиев К. Т.
Курбонов И.Б.
Хасанов Ф.Ф. ассистент
Ташкентский государственный транспортный университет
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ
КОРИДОРОВ
Аннотация: Данная статья называется «Политико-экономическое значение транспортных коридоров» и представляется возможным определить транспортные коридоры как пространства массовых транспортных потоков, организованных на основе единой технической, управленческой и правовой инфраструктуры, которые важны с точки зрения социально-экономического развития и продвижения регионов, национальных интересов и определяет геополитический ландшафт.
Ключевые слова: транспортные коридоры, грузопассажирские потоки, Великий шелковый путь, мультимодальный маршрут, транспорт, торговые пути, континентальная блокада.
Nuriddinov S.B. Avazov B.K.
Karshiev K. T.
Kurbonov I.B.
Khasanov F.F. assistant
Tashkent State Transport University POLITICO-ECONOMIC ESSENCE OF TRANSPORT CORRIDORS
Annotation: This article is called "Political and economic significance of transport corridors" and it seems possible to define transport corridors as spaces of mass traffic flows organized on the basis of a unified technical, managerial and legal infrastructure, which are important in terms of socioeconomic development and promotion of regions, national interests and determines the geopolitical landscape.
Key words: transport corridors, cargo and passenger flows, the Great Silk Road, multimodal route, transport, trade routes, continental blockade.
Теоретические и практические условия формирования и развития международных транспортных коридоров восходят к глубоким
историческим корням. Еще в древности и в средние века формировались транспортные и торгово-экономические коридоры, которые характеризовались широкой концентрацией грузовых и пассажирских потоков, периодичностью торгово-экономических связей, взаимозависимостью соединенных штатов и континентов. В истории было много межрегиональных торговых путей. В частности, одним из известных исторических торговых путей является Великий шелковый путь, соединявший страны Восточной Азии и Средиземного моря. Кроме того, такие исторические коридоры включают «Путь пряностей» из Индии, Островов пряностей и Восточной Африки к Средиземному морю; «Янтарьская дорога» — от Балтики до Средиземного моря; «Соляной путь» — от порта Салария до лагеря Трутн на побережье Адриатического моря, напримерх[1].
Здесь следует уточнить термины «коридор» и «транспортный коридор». Термин «коридор» широко используется научным сообществом и практиками в различных областях, поскольку транспортные коридоры охватывают многие области знаний: транспорт, логистику, историю, политику, географию, международные отношения, технологии, финансы. При этом «транспортный коридор» - это новое понятие, возникшее в результате становления всех видов транспорта при переходе к новым видам транспорта, когда в начале ХХ века сформировались железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Для обозначения транспортных коммуникаций того времени использовалось понятие «дорога» - дорога, извилистая линия, маршрут и термин «коридор» - как узкий переход от одной рекреации к другой[2,3,4].
В современной литературе существуют различные взгляды и подходы к определению «международных транспортных коридоров» как политического и экономического явления. Так, в русскоязычной литературе ученые В.А. Дергачев, О.В. Внукова, М.О. Тураева, Л.Б. Исследования проводили Вардомский, Кузнецова Е.М., специалисты Евразийского банка развития - Винокуров Е.Ю., Джадралиев М.А., Щербанин Ю.А., а также ряд других специалистов.
В.А. По определению Дергачева, под МТК понимается «концентрация на основных направлениях общеупотребительного транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, трубопроводного) и телекоммуникаций»[3,5].
По определению, данному О. В. Внуковой и В. А. Никифоровым, ТЗ определяется как «совокупность основных транспортных коммуникаций различных видов транспорта, имеющих соответствующую инфраструктуру и обеспечивающих перевозки в международном сообщении по более концентрированным направлениям».
Результаты и обсуждения: Таким образом, исходя из определения вышеизложенного, стало ясно, что ТЗ - это сбалансированная
коммуникационная модель, связывающая страны и способствующая увеличению внешнеторговых и транзитных ценностей, то есть является не только частью инфраструктуры, но и гармонизированная траектория развития международного сообщения, основой которой является рационализация транспортно-логистических процессов и оптимизация.
В ходе исследовательской работы предлагается интересный вариант отражения основных параметров «транспортных коридоров». Предлагается вариант построения иерархии взаимосвязанных элементов, которая является основой формирования ТК. Иерархия построена следующим образом: в рамках каждого вида транспортного процесса существует определенный «груз», который является единственным элементом системы - атомарным типом. Кроме того, транспортные потоки, добавляемые к «коридору», формируются из суммы всех процессов перевозки грузов всеми видами транспорта. Однако «коридор» функционирует больше как инфраструктурный объект и, в свою очередь, предопределяет возникновение транзита, то есть суммы всех транспортных процессов и операций, предопределяющих возникновение «транспортных (транзитных) коридоров». Далее в иерархии появляется межгосударственный транзит, выражающийся в пересечении государственных границ и международном сотрудничестве в области транспорта.
В то же время существует ряд ограничений, связанных с транспортной инфраструктурой, которые отражают наличие определенных барьеров и требуют формирования целостного инновационно-модернизационного процесса. В качестве системы между Узбекистаном и Китаем имеются важные перспективы и возможности, а также определенные угрозы и риски при строительстве ВСК в рамках связующих транспортно-логистических комплексов. Особое внимание уделяется вопросам создания единой системы транспортных сообщений между государствами с целью установления согласованной оптимальной траектории экономического развития евразийского региона в рамках существующего сотрудничества. В данном случае ИКТ играет роль драйвера роста и развития полноценных и масштабных международных коммуникаций. Интересы субъектов политического пространства неизбежно вызывают конкуренцию в продвижении собственного направления транспортных коммуникаций. В то же время транспортные коридоры становятся мощным инструментом в этом противостоянии.
Заключение
Таким образом, транспортные коридоры, создаваемые на национальном, региональном и международном уровнях, имеют важное и неотъемлемое геополитическое значение, помимо своей прямой цели -социально-экономического развития регионов и повышения уровня жизни населения. Транспортные коридоры, выводящие на качественно новый
уровень сложности мирового геополитического ландшафта, вызывают две диалектически противоположные тенденции: «сжатие пространства» за счет увеличения интенсивности и скорости сообщения и расширение глобальной транспортной системы за счет объединение новых территорий. ТЗ с такими характеристиками становится эффективным инструментом «конструирования» геополитического «проекта» цивилизационного пространства.
Использованные источники:
1. Nuriddinov S. B., Baratov R. "One belt - one road" initiative - as a modern transport logistics". THE 1ST INTERNATIONAL CONFERENCE ON PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF MODERN SCIENCE: ICPPMS-2021, AIP Conference Proceedings 2432, 030058 (2022); https://doi.org/10.1063/5.0089703
2. Нуриддинов С. "Бир макон - бир йул" ташаббусида узбекистон-хитой хамкорлигининг устувор йуналишлари, KONSENSUS XALQARO JURNALI. INTERNATIONAL JOURNAL OF CONSENSUS, http://dx.doi.org/10.26739/2181 -0788-2020-2-16
3. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и эко- номиеческих вызовов / М.: 2018. - Стр. 66.
4. Внукова О.С., Никифоров В.А. Международные транспортные коридоры // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. - Стр. 193.
5. Нестерова Н.С. Методология проектирования мультимодальной транспортной сети дисс. Санкт-Петрбург.2018г. - Стр.74.
6. Нуриддинов С.Б. Узбекистон ресрубликасининг "бир макон - бир йул" лойихасидаги манфаатлари, "Транспорт сохасида халкаро даражадаги мутахассис кадрлар тайёрлаш истикболлари" -6, 2022-yil. https://DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1 -232-238
7. Манукян М.А. Методический инструментарий создания иклассификации транспортных коридоров. Дисс. Ростов-на-Дону-2015
8. Нуриддинов С.Б. Транспорт сохдсида халкаро хамкорлик масалалари узбекистон республикаси транспорт коридорлари салохияти, "Транспорт сохасида халкаро даражадаги мутахассис кадрлар тайёрлаш истикболлари". -6, 2022-yil. https://DOI:10.24412/2181-1385-2022-1-707-713
9. Kayumjonovich, T. N. (2022). DEVELOPMENT OF A METHOD FOR SELECTING THE COMPOSITIONS OF MOLDING SANDS FOR CRITICAL PARTS OF THE ROLLING STOCK. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(5), 1840-1847.
10. Kayumjonovich, T. N. (2022). NON-METALLIC INCLUSIONS IN STEEL PROCESSED WITH MODIFIERS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(5), 1848-1853.