Научная статья на тему 'Политика выбора. Взаимоотношения советского Союза и Синьцзяна после самороспуска Восточно-Туркестанской республики (1946-1947 гг. )'

Политика выбора. Взаимоотношения советского Союза и Синьцзяна после самороспуска Восточно-Туркестанской республики (1946-1947 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
594
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСТОЧНЫЙ ТУРКЕСТАН / ГОМИНЬДАН / КПК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бармин Валерий Анатольевич

На протяжении 1940-х гг. корректировки советской политики на китайском направлении оказывали существенное влияние на динамику развития уйгурского сепаратистского движения. Автор доказывает, что отношения с коалиционным правительством Синьцзяна и отдельными округами провинции выстраивались Москвой исходя из сложного переплетения стратегических и экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика выбора. Взаимоотношения советского Союза и Синьцзяна после самороспуска Восточно-Туркестанской республики (1946-1947 гг. )»

ПОЛИТИКА ВЫБОРА. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И СИНЬЦЗЯНА ПОСЛЕ САМОРОСПУСКА ВОСТОЧНО-ТУРКЕСТАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(1946-1947 ГГ.)

В.А. Бармин

Отдельные сюжеты, связанные с политикой Советского Союза в отношении самой крупной провинции Китая, Синьцзян, в 20—40-х годах ХХ в., исследованы сравнительно слабо, несмотря на активный интерес российских и зарубежных историков. В ряде случаев они, в связи с отсутствием источников, страдают фрагментарностью, а зачастую и вовсе остаются за рамками работ. К таким сюжетам с полным правом можно отнести вопросы выработки и реализации советским руководством политики в отношении повстанческого движения коренных народов Синьцзяна против китайских властей в 1944—1949 гг., деятельности непризнанной Восточно-Туркестанской республики, созданной повстанцами на освобожденной ими территории, а также попыток примирения противостоящих сторон путем создания коалиционного правительства.

Между тем без восприятия и понимания всего комплекса событий, разворачивавшихся здесь, невозможно восстановить реальные истоки решений, принятых в Москве. Особенно это касается вопросов, связанных с решением прекратить поддержку самопровозглашенной Восточно-Туркестанской республики и настоять на участии повстанцев в создании и деятельности коалиционного правительства провинции. В то же время после формирования такого правительства советское руководство не пошло на восстановление с ним торгово-

экономических отношений, продолжив развивать связи с так называемыми освобожденными районами.

В ноябре 1944 г. в трех северных округах китайской провинции Синьцзян: Тарбагатайском, Илийском и Алтайском — началось мощное национальноосвободительное восстание коренных народов Синьцзяна против китайского владычества. 15 ноября, после освобождения от китайских войск столицы Илийского округа, г. Кульджи, повстанцы провозгласили создание ВосточноТуркестанской Республики. Летом 1945 г. в территориальные границы ВТР вошли Тарбагатайский и Алтайский округа. К осени 1945 г. армия ВТР, пользуясь материальной и военно-технической поддержкой Советского Союза, не только полностью освободила от китайских войск территорию всех трех округов, но вышла к реке Манас, от которой до столицы Синьцзяна, Урумчи, оставалось около 220 км.

Однако 14 августа 1945 г. Советский Союз, готовясь к вступлению в войну против милитаристской Японии, подписал с Китаем «Договор о дружбе и союзе», что резко изменило его позицию в отношении повстанческого движения в Синьцзяне. Советское руководство настояло на том, чтобы правительство ВТР вступило в переговоры с делегацией Центрального правительства Китая с целью подписания мирного договора. В октябре 1945 г. эти переговоры начались, 2 января

89

COMPARATIVE POLITICS • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

1946 г. между сторонами было подписано предварительное соглашение «О прекращении военных действий и мирном урегулировании спорных политических и экономических вопросов». Оно вступило в силу после утверждения его Центральным правительством Китая 6 июня 1946 г. В соответствии с этим соглашением создавалось коалиционное правительство, в которое входили и представители освобожденных районов. 1 июля 1946 г. коалиционное правительство Синьцзяна приняло на себя всю полноту власти в провинции.

Взаимоотношения Советского Союза и провинции Синьцзян после заключения мирного соглашения между Центральным правительством и повстанцами, создания и начала деятельности коалиционного правительства носили весьма сложный и противоречивый характер. На содержании этих отношений сказывались многие обстоятельства как объективного, так и субъективного характера. Но основной задачей, которую продолжало решать советское руководство в этом регионе в рассматриваемый период, по-прежнему оставалось сохранение здесь политического и экономического влияния.

Это влияние было почти полностью утеряно на большей части территории провинции в 1942—1943 гг. и возвращено в полном объеме только в трех освобожденных округах: Илийском, Тарба-гатайском и Алтайском — после победы здесь национально-освободительного движения в 1945 г. Но, во-первых, на территории именно этих округов находились разработки наиболее ценных и необходимых Советскому государству полезных ископаемых, а во-вторых, вероятный успех в гражданской войне ан-тигоминьдановских сил во главе с КПК, которые поддерживались Советским Союзом, делали перспективу возврата былого влияния на всю провинцию вполне реальной. Нет сомнений, что эти факторы играли существенную, если не основ-

ную, роль в отношениях, которые складывались между СССР и Синьцзяном в 1946-1947 гг.

Члены коалиционного правительства Синьцзяна и его председатель, генерал Чжан Чжичжун, хорошо осознавали, что выход из глубочайшего экономического кризиса, в котором в это время находилась провинция, был во многом связан с восстановлением полнообъемных торгово-экономических связей с Советским Союзом. Объемы торговых операций Синьцзяна с Советским Союзом, до 1942 г. во многом определявшие экономическое благополучие провинции, продолжали сокращаться, а поставка некоторых видов товаров и сырья, как например, хлопка, кожсырья, пушнины, сухофруктов, шелка-сырца, китайской стороной была прекращена1. В то же время прекращение завоза советских промышленных товаров на синьцзянский рынок привело к тому, что в 1944— 1946 гг. цены на хлопчатобумажные ткани и обувь выросли в 100 раз, на сахар — в 35 раз, а большая часть товаров повседневного спроса перешла в разряд дефицитных1 2. Поэтому попытки нормализации этих отношений были предприняты руководством провинции уже в первые месяцы после начала деятельности нового правительства.

Инициатором восстановления утерянного доверия между сторонами и возврата основ былого сотрудничества выступил сам председатель правительства провинции. Опыт политика подсказал Чжан Чжичжуну, что начинать этот процесс необходимо с восстановления работы тех общественных организаций и объединений, прекращение деятельности которых в свое время стало олицетворением разрыва советско-китайских отношений в Синьцзяне.

1 Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений СССР и Китая (1917— 1974). М., 1977. С. 152.

2 Там же. С. 151.

90

сравнительный анализ локального опыта

Десятого ноября 1946 г. на имя председателя правления «Всесоюзного общества культурных связей с заграницей» Кеменова поступила информационная записка из генерального консульства СССР в Урумчи, которая достаточно наглядно характеризует меры, предпринятые Чжан Чжичжуном в этом направлении. В информации сообщалось, что «...по инициативе генерала Чжана в середине сентября месяца сего года был поднят вопрос об организации общества советско-китайских культурных связей в Синьцзяне. Для этого была создана специальная инициативная группа в количестве 7 человек. В нее вошли мэр Урумчи Цю, уполномоченный МИД Китая в Синьцзяне Лю Цзэжун, начальник департамента просвещения Абдукерим Аббасов и от советского консульства Ульма-сов, Константинов и Суворов. 22 октября инициативной группой под руководством генерала Чжана было созвано первое учредительное собрание общества. На собрании участвовало, примерно, 160 человек. ... Собрание прошло с большим подъемом. На собрании с большой речью выступил генерал Чжан, который все свое выступление посвятил задачам укрепления дружбы между обеими странами»3.

Весьма показательным примером того, какое внимание уделял на первых порах председатель правительства вопросам восстановления сотрудничества с Советским Союзом, является состав членов правления воссозданного Китайско-советского культурного общества в Синьцзяне. В него вошли от китайской стороны сам Чжан Чжичжун в качестве председателя, членами правления стали заместители председателя коалиционного правительства, несколько ключевых фигур из числа членов правительства, а также известные общественные и политические деятели провинции.

3 Государственный архив Российской Федера-

ции (ГАРФ). Ф. 5283. Оп. 18. Д. 47. Л. 11-12.

Еще до восстановления китайскосоветского культурного общества в Синьцзяне при содействии провинциальных властей активизировалась работа русского клуба в Урумчи. В информации, направленной вице-консулом консульства СССР в Урумчи Ульмасовым на имя заместителя управления «Экспортфильма» Чукина, сообщалось: «В уйгурском и русском клубах. было показано 113 кинофильмов, в том числе художественных — 81, документальных — 32, из них озвученных на уйгурском языке — 31»4. Кроме того, в качестве жеста доброй воли правительство Синьцзяна предложило Советскому Союзу оказать всяческое содействие по доставке на советскую территорию товаров, закупленных в самой провинции и поставленных из центральных районов Китая до начала боевых действий с повстанцами. Эти товары ранее не представлялось возможным перевезти через линию фронта, и они с конца 1944 и до начала 1947 г. оставались на синьцзянских базах. С января по июнь 1947 г. все эти товары с помощью китайских властей были доставлены в Советский Союз5.

После некоторого оживления общественных связей между сопредельными сторонами и подобных жестов доброй воли, которые должны были обозначить смену политической линии руководства провинции в отношениях с СССР, Чжан Чжичжун посчитал возможным обратиться к советскому правительству с предложением о восстановлении торгово-экономического сотрудничества. Следует отметить, что и Центральное правительство Китая считало необходимым восстановление экономических связей Синьцзяна с Советским Союзом при условии, что они будут носить взаимовыгодный и рав-

4 Там же. Л. 25.

5 Шэн Ли. Синьцзян Э Су Маои Ши 1600-1900 (История торговых отношений Синьцзяна с Россией в 1600-1990 гг.). Урумчи, 1994. С. 539.

91

COMPARATIVE POLITICS • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

ноправный характер. Эти соображения также определялись ясным пониманием невозможности для провинции другого выхода из экономического кризиса. Оказать Синьцзяну реальную экономическую помощь в условиях послевоенной разрухи и начавшейся гражданской войны сам центр не мог. Об этом свидетельствовала безрезультатная поездка за такой помощью председателя провинциального правительства зимой 1946-1947 гг.6

Четвертого ноября 1946 г. Чжан Чжи-чжун передал генконсулу СССР в Урумчи А.И. Савельеву адресованные советскому правительству предложения о восстановлении торгово-экономических связей Синьцзяна с Советским Союзом и о создании в рамках предполагаемого сотрудничества смешанных китайскосоветских обществ, которые должны были вести разведку и добычу вольфрама, олова и нефти7.

Предложения китайской стороны были достаточно выгодны и вызвали заинтересованность как у Министерства внешней торговли СССР, так и у других советских ведомств, которых они в той или иной мере касались. Однако руководство Советского Союза отнеслось к предложению Чжан Чжичжуна достаточно сдержанно. Причин этой сдержанности было несколько. Прежде всего, активизация сотрудничества с Синьцзяном вела к объективному укреплению экономической базы гоминьдановского правительства в этом регионе. Между тем в условиях борьбы Гоминьдана с КПК всякое укрепление экономики в районах, контролируемых правительством Чан Кайши, противоречило интересам Советского Союза, который поддерживал китайских коммунистов.

6 Benson L. The Ili Rebellion. The Moslem Challenge to Chinese Authority in Xinjiang 1944-1949. Armonk, New York, London, 1990. P. 106.

7 Сладковский М.И. Указ. соч. С. 156; Ленин-

ская политика СССР в отношении Китая. М., 1968.С. 144.

Весьма существенную роль в сдержанном отношении советских лидеров к возобновлению экономического сотрудничества с Синьцзяном играло и то, что, по их мнению, Центральное правительство Китая и его представители в правительстве провинции во главе с самим председателем стали активными проводниками усиления американского и английского влияния в этом районе. Понимая опасения советской стороны и пытаясь снять небезосновательные подозрения, Чжан Чжичжун в беседах с советским послом в Китае А.А. Петровым настойчиво доказывал, что в Синьцзяне нет «...ни китайско-американских, ни китайско-английских отношений, а есть только китайско-советские отношения», и Синьцзян может и должен стать «образцом китайско-советской дружбы». Для того чтобы добиться этого, сторонам необходимо в позитивном ключе урегулировать все проблемные вопросы и «ускорить заключение советско-китайского соглашения об экономическом сотрудничестве в этой провинции»8. Однако заверения Чжан Чжичжуна воспринимались в Москве весьма скептически, ибо наряду с извечной подозрительностью здесь располагали и действительными фактами усиления в Синьцзяне влияния англичан и особенно американцев, начиная с 1943 г.

Попытки провинциального правительства Синьцзяна форсировать процесс восстановления торгово-экономических отношений с Советским Союзом закончились неудачей. Уже на уровне предварительного обсуждения положений будущего соглашения стало ясно, что советская сторона, выдвигая заведомо неприемлемые условия, затягивает начало договорного процесса. У истоков череды все новых предварительных условий перед началом возможных переговоров стояло советское консульство в Урумчи.

8 Ледовский А.М. На дипломатической работе в Китае в 1942-1952 гг. // Новая и Новейшая история. 1993. № 6. С. 114.

92

сравнительный анализ локального опыта

Во время одной из своих постоянных встреч с американским консулом, в апреле 1947 г., Чжан Чжичжун с очевидным раздражением заметил, что он признает огромное содействие генерального консульства СССР в установлении мирных отношений с повстанцами. Однако, по его мнению, «...в настоящее время сотрудники консульства ... не проявляют ни готовности к сотрудничеству, ни разумной трезвости при обсуждении вопросов, глупо хватаясь за малейшие выгоды. Ему пока непонятно, чем обусловлены эти перемены в действиях сотрудников консульства: сменой личного состава консульства или изменениями в политической линии советского правительства»9.

К середине 1947 г. китайцам стало ясно, что предложение синьцзянского правительства относительно восстановления торгово-экономических связей с Советским Союзом не находят у руководства последнего поддержки. Тем не менее они неоднократно давали понять, что это предложение остается в силе. В августе 1947 г. Москва, решив снять проблему, обозначила формальную причину отказа от обсуждения, внесенного китайцами предложения. В.М. Молотов отдал распоряжение генеральному консулу СССР в Урумчи А.И. Савельеву, чтобы китайцам в случае, если они вновь поднимут вопрос о торговоэкономическом сотрудничестве в Синьцзяне, было заявлено, что советская сторона готова будет приступить к обсуждению этого вопроса после заключения нового соглашения о советскокитайской авиалинии «Хамиата»10. Однако к переговорам относительно авиалинии советская сторона по тем же самым причинам намеревалась приступить не ранее февраля 1949 г.11

9 Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers, 1947. Volume VII. P. 552.

10 АВП РФ. Ф. Референтура по Китаю. Оп. 34.

П. 255. Д. 43 . Л. 9-10.

11 Дедовский А.М. Указ. соч. С. 114.

93

Таким образом, вопрос о восстановлении советско-китайского экономического сотрудничества в Синьцзяне в рассматриваемый период был, по существу, снят с повестки дня. Стратегические планы советского правительства в этом регионе исключали пусть выгодные, но не отвечающие политическим интересам Советского Союза, связи с контролируемой гоминьдановцами провинцией.

Не желая восстанавливать торговоэкономические отношения с правительством Синьцзяна, советские руководители в то же время продолжали курс на активное всестороннее сотрудничество с освобожденными округами. Хозяйственно-экономическая структура этих округов после подписания мирного соглашения между повстанцами и Центральным правительством продолжала действовать совершенно автономно, имея собственную управленческую и финансовую систему. При этом, по целому ряду объективных обстоятельств, экономика этих районов имела более выгодные условия для развития, нежели остальные семь округов провинции. К этим условиям необходимо отнести, прежде всего, наличие у всех трех округов границы c Советским Союзом и восстановленные со своим северным соседом, уже в начале 1945 г., хозяйственные связи.

Следует также отметить, что торговые операции освобожденных округов с советскими торговыми организациями имели постоянную тенденцию к росту. Объемы товарооборота с этими округами уже к середине 1946 года стали столь значительны, что Совсиньторг вынужден был создать в Хоргосе, Бахты и Май-Капчагае новые оптовые торговые базы, «. где синьцзянские коммерсанты обменивали свои товары по ценам, установившимся в предшествующие годы»12.

Более того, для упрощения и облегчения торговли советскими властями и администрацией освобожденных округов были приняты меры, по существу

12 Сладковский М.И. Указ. соч. С. 153.

COMPARATIVE POLITICS • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

отменявшие формальности при переходе границы. В июне 1946 г. командованию советских погранвойск, дислоцированных на советско-китайской границе Средней Азии, было отдано распоряжение «О дальнейшем нелегальном пропуске через границу в СССР жителей Синьцзяна по надобностям торговли»13. Автор вышедшей в 1994 г. в Синьцзяне фундаментальной работы «История торговых отношений Синьцзяна и Советского Союза (1600—1990)» профессор Ли Шен, касаясь этого вопроса, также указывает, что, после того как Советский Союз помог мятежникам установить власть в Илийском, Тарбагатай-ском и Алтайском округах, созданное ими временное правительство ликвидировало на советско-китайской границе все таможни. Основные торговые операции с Советским Союзом в 1945 — 1946 гг. вела созданная этим правительством «Илийская компания развития», поставляя в СССР, без уплаты каких-либо таможенных сборов, кожу, шерсть, козий пух, верблюжью шерсть, свиную щетину и т.д.»14.

О значительном росте товарооборота между СССР и освобожденными округами в 1945—1947 гг. говорит, например, тот факт, что поставки скота из этих районов уже к концу 1945 г. возросли на 15—20%. Так, в отчетах контор «Заготскот» и «Скотоимпорт» Казахской ССР за 1945 г. указывается, что Алма-Атинской конторой «Скотоимпорт» дополнительно «для приемки импортного скота в 1945 году установлено 2 пограничных приемных пункта, а именно: 1. Сумбе-Нарынкольского района и 2. Кульджа-Уйгурского района»15. Семипалатинская контора «Скотоимпорт» за 8 месяцев 1945 г. закупила в Синьцзяне 21 577 голов крупного рогато-

13 ГАРФ. Ф. Р-9401 («Особая папка» Л.П. Берии). Оп. 2. Д. 148. Л. 76.

14 Шен Ли. Указ. соч. С. 531-532.

15 Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 9. Д. 1677. Л. 1.

го скота при плане 18 680, перевыполнив свои обязательства на 15,5%16.

Однако основными и важнейшими видами продукции, которые Советское государство закупало в освобожденных округах, являлись редкие и цветные металлы. Основные разработки вольфрама и олова велись на территории Алтайского округа и обслуживались советскими инженерами, техниками и мастерами. Американский исследователь Ли Чанг, ссылаясь на данные Министерства национальной безопасности гоминьданов-ского правительства за 1948 г., приводит следующие цифры, характеризующие объемы добычи и вывоза в Советский Союз вольфрама: «В 1945 году добыто 150 тонн, занято 3000 рабочих; в 1946 — 450 тонн при 10 000 рабочих; в 1947 — 1000 тонн при 20 тысячах рабочих»17. При этом, по утверждению Ли Чанга, на рудниках постоянно работали и были заняты 1000 советских специалистов, 3000 шахтеров и 4120 человек охраны18. Даже с учетом возможного завышения приведенных данных есть все основания считать, что Советский Союз вел на территории трех округов масштабные работы по разведке и добыче полезных ископаемых.

Английский исследователь и журналист И. Моррисон, встречавшийся и беседовавший в августе 1948 г. с Оспан-батыром, бывшим руководителем повстанческого движения в Алтайском округе, перешедшим позже на сторону китайских властей провинции, пишет, ссылаясь на его утверждение, что «русские теперь контролируют вольфрамовые шахты на Алтае и увеличивают ежедневную добычу»19. С 1 июля 1947 г. были возобновлены промысловые работы

16 Там же. Л. 27.

17 Chang Li. The Soviet Grip on Sinkiang // Foreign Affairs An American Qvarterly Review. Vol. XXXII. № 3, Epril 1954. P. 502.

18 Ibidem.

19 Morrison I. Some Notes on the Kazaks of Sinkiang// Journal of the Royal Central Asian Society. Vol. XXXVI, January 1949. Part I. P. 70.

94

сравнительный анализ локального опыта

на нефтяных промыслах Тушанцзы. Сюда было доставлено советское оборудование и прибыли советские специалисты. Причем значительная часть добываемой здесь нефти и производимого бензина также вывозилась на советскую территорию20.

Помимо добычи нефти, цветных и редких металлов советскими специалистами велись в этом регионе активные геологоразведочные работы. В итоге в 1946—1948 гг. были открыты промышленные залежи алмазов, золота, висмута, асбеста, гипса, ртути и других полезных ископаемых21. Столь целенаправленная работа позволяет предполагать наличие масштабных и конкретных планов, существовавших у советского руководства в отношении этого района.

Следует заметить, что отношения Советского Союза с освобожденными округами Синьцзяна не ограничивались только торгово-экономическим сотрудничеством. Начиная с 1945 г. с этими районами были возобновлены культурные связи населения советских среднеазиатских республик. Сюда выезжали уйгурские, казахские и киргизские концертные бригады и театральные коллективы. В гг.: Чугучак, Кульджа, Шара-Сумэ — завозились книги, газеты и кинофильмы на казахском и уйгурском языках. В свою очередь, выходившие в этих округах газеты и журналы (в освобожденных округах выходило 11 газет и 4 журнала с разовым тиражом в 1490 экземпляров)22 знакомили своих читателей с событиями, происходившими в Советском Союзе. Например, газета «Халк Айвази» («Голос народа»), выходившая в г. Чугучак в течение 1947 г., поместила на своих страницах 52 статьи и перепечатки о Советском Союзе. Газета «Циклобачил Яшлар» («Революционная молодежь»), также вы-

20 Chang Li. Op. Cit. 502.

21 Ibidem.

22 Хакимбаев А.А. Национально-освобо-

дительное движение в Синьцзяне в 1931—

1949 гг. : в 2 ч. Ч. II. М., 1974. С. 93.

ходившая в Чугучаке, — 20 статей и перепечаток. Кроме того, в этой газете регулярно выходили так называемые русские страницы23.

Довольно часто населению освобожденных округов оказывалась экономическая помощь, что в условиях послевоенной разрухи было весьма непросто. Так, в июне 1946 г. министр внутренних дел СССР Круглов направил В.М. Молотову следующее письмо: «По сообщению Всесоюзного экспортно-импортного объединения по торговле с Синьцзяном (Совсиньторг), губернатор Алтайского округа Синьцзяна, в связи с затруднениями в снабжении хлебом и зернопродуктами для селян занятых повстанцами районов, обратился через советского консула с просьбой об отпуске 500 тонн пшеницы. Просьба была удовлетворена, и зерно уже доставлено в Тополев Мыс, в 70 км от границы на нашей территории.

Председатель объединения “Совсиньторг” просит разрешения на пропуск через границу синьцзянского каравана из 300 верблюдов с погонщиками до Тополева Мыса и обратно; караван уже прибыл из Синьцзяна к нашей границе. МВД СССР против пропуска каравана не возражает»24. Подобного рода эпизоды были частым явлением в отношениях между освобожденными округами и Советским Союзом.

Начиная с мая 1947 г., после назначения на должность председателя коалиционного правительства Масуда Сабри, одного из общепризнанных идеологов и лидеров пантюркизма, отношения между Советским Союзом и Синьцзяном начали вновь быстро ухудшаться. Их окончательное охлаждение наступило после того, как в начале июня 1947 г. в местечке Байташань на синьцзянском участке китайско-монгольской границы произошел серьезный инцидент с участием войск Монгольской Народной Республики

23 ГАРФ. Ф. 5283. Оп. 18. Д. 82. Л. 37-41.

24 ГАРФ. Ф. 9401-с («Особая папка» В.М. Молотова). Оп. 2. Д. 142. Л. 306.

95

COMPARATIVE POLITICS • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

и Китая, а в августе того же года было разорвано мирное соглашение между освобожденными округами и гоминьданов-ским правительством.

По официальной версии правительства Монгольской Народной Республики, 2 июня 1947 г. отряд казахов, насчитывавший несколько сот человек, во главе с Оспан-батыром и поддерживавшие их подразделения регулярной гоминьдановской армии, уничтожив монгольскую пограничную заставу, пересекли китайско-монгольскую границу и проникли вглубь монгольской территории. Подошедшие в район нарушения монгольские войска 5 июня 1947 г. в ходе ожесточенного боя вытеснили нарушителей за линию государственной границы, нанеся им существенный урон. В ходе боевых действий части монгольской армии поддерживались авиацией25.

Однако те же события в версии, изложенной Центральным телеграфным агентством китайского правительства в сообщении от 9 июня, выглядели совсем иначе. По данным, которыми располагало агентство (эти данные могли быть предоставлены только синьцзянскими властями, поскольку гоминьда-новские правительственные структуры, по мнению американских дипломатов, даже не знали, в какой точке провинции находится Байташань. — В.Б.), кавалерийское подразделение Монгольской Народной республики 5 июня, нарушив государственную границу в районе местечка Байташань, напало на китайские части, дислоцировавшиеся в этом районе. В ходе боев это подразделение продвинулось вглубь китайской территории на 200 миль. Сообщалось также, что боевые действия монгольских частей «...поддерживали 4 самолета, имевшие опознавательные знаки СССР». Советские самолеты, по версии китайской стороны, продолжали бомбардировку и об-

25 Foreign Relations of the United States. Diplomatic Paper. 1947. Volume VII. P. 566.

стрел китайских войск и в последующие несколько дней26.

Одиннадцатого июня посол Китая в Москве Фу Бичан вручил В.М. Молотову телеграмму министра иностранных дел Ван Шицзе, в которой тот обвинял Советский Союз в том, что «5 июня сего года 4 самолета с опознавательными знаками СССР, нарушив границу, перелетели на территорию Китая в Синьцзян и на расстоянии 200 км от границы над пунктом Байташань произвели бомбометание и обстрел китайских войск». В связи с этим, по поручению своего правительства министр заявлял «энергичный протест» и требовал «немедленного наказания виновников»27. В ответ на обвинения китайцев 14 июня было опубликовано заявление ТАСС, в котором эти обвинения отвергались как «не соответствующие действительности и являющиеся провокационным вымыслом»28. После этого между сторонами прошел обмен нотами с взаимными обвинениями и протестами29.

Инцидент в Байташане осложнил и без того весьма непростые взаимоотношения Советского Союза и Китая в Синьцзяне. В то же время разрыв мирного соглашения между повстанцами трех округов и Центральным правительством, произошедший в августе того же года и приведший к новому витку противостояния между провинциальными властями и национально-освободительным движением, окончательно похоронил надежду на казавшуюся близкой и достижимой нормализацию этих отношений.

И Центральное правительство Китая, и руководители провинции, как уже

26 Opxit. P.567.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 АВП РФ. Ф. 100. Оп. 41-а. П. 164. Д. 7. Л. 130.

28 Правда. 14.06.1947.

29 См.: ноты Поверенного в делах СССР в Китае министру иностранных дел Китая Ван Ши-цзе от 20 июня и 5 августа 1947 года и ноту министра иностранных дел Китая Ван Ши-цзе поверенному в делах СССР в Китае от 8 июля 1947 года // АВП РФ. Ф. 100. Оп. 41-а. П.164. Д. 7. Л. 62, 73, 87.

96

сравнительный анализ локального опыта

было отмечено, не сомневались в том, что восстание 1944—1945 гг. было инспирировано и поддерживалось Советским Союзом. Председатель провинциального правительства Чжан Чжичжун неоднократно заявлял об этом американскому консулу, ссылаясь на собственные наблюдения в качестве доказательств правоты. Не сомневался в этом и преемник Чжан Чжичжуна Масуд Сабри. Поэтому после разрыва мирного соглашения у них не было сомнений в том, что политическое и военное руководство освобожденных округов, за спинами которого стоит Советское государство, вернется к идее силового свержения существовавшей в провинции власти. Это было тем более реально в условиях, когда Советский Союз практически открыто поддерживал Компартию Китая, ведшую борьбу против гоминьдановского правительства.

Американский исследователь Г. Вэй, касаясь августовского политического кризиса в Синьцзяне, пишет в своей работе «Китай и Советская Россия»: «...Ситуация стала настолько критической, что правительству Китая пришлось отправлять в Урумчи оружие и боеприпасы на самолетах, так как имелись все основания ожидать нового восстания»30. Понятно, что в этих условиях предложения о восстановлении и развитии торговоэкономических связей c Советским Со-

30 Wey G. China and Soviet Russia. Princeton, New York. 1980. P. 207.

юзом, с которыми выступили провинциальные власти, были окончательно отставлены.

Таким образом, политика Советского Союза в отношении провинции Синьцзян в период действия мирного соглашения и деятельности коалиционного правительства определялась следующими обстоятельствами. С одной стороны, в Советском Союзе были убеждены в верности прогнозов о скором поражении гоминьдановского правительства от сил КПК в идущей гражданской войне. Приход к власти в Китае коммунистического режима должен был обеспечить возврат прежнего влияния СССР в Синьцзяне. В этих условия руководители Советского государства не считали возможным идти навстречу предложениям о восстановлении экономических отношений с провинцией, ибо такое сотрудничество противоречило их планам и целям. С другой стороны, активное всестороннее сотрудничество с освобожденными округами позволяло советскому правительству сохранять на территории провинции своеобразный плацдарм для возможных будущих операций и одновременно удовлетворять, хоть и частично, нужды собственной промышленности в полезных ископаемых, имеющихся на территории этих районов. События 1948—1949 гг. в значительной степени подтвердили верность такой политической линии.

97

COMPARATIVE POLITICS • 4 / 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.