№ 363
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Октябрь
2012
ИСТОРИЯ
УДК 94 (74/79)
О.Е. Варламов
ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ ШТАТА СЕВЕРНАЯ КАРОЛИНА ПО СОЗДАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА
Рассматривается создание институциональной структуры инновационного развития штата Северная Каролина начиная с 1960-х гг. Основным принципом, использовавшимся властями штата при создании данной организационной структуры, являлось совмещение частного и государственного партнерства в стимулировании инновационного бизнеса. Совместная работа государственных структур, предпринимательского сообщества и университетов обеспечила успешное инновационное развитие региона. Ключевые слова: инновационное развитие; бизнес; власть; институты; Северная Каролина.
Осуществление политики Северной Каролины в сфере стимулирования инновационного бизнеса представляет собой пример успеха, созданного своими руками, настоящей американской мечты. Штат, не имевший преимуществ перед другими регионами США ни в сфере образования, ни в сфере промышленного потенциала, сумел за несколько десятилетий перевести существенную часть своей экономики на инновационные рельсы. Причем основную роль в развитии региона взяли на себя власти штата. Частные инвесторы также не остались в стороне и внесли большой вклад в развитие инновационных предприятий региона.
Следует упомянуть, что Северная Каролина традиционно считается «демократическим штатом»: во второй половине ХХ в. губернаторами в нем почти всегда становились члены демократической партии. Члены демократической партии более склонны к государственному вмешательству в экономику, в отличие от республиканцев, поощряющих частную инициативу и стремящихся к ограничению влияния государства. Это обстоятельство во многом помогло ускорить рост инновационной инфраструктуры в штате, так как важнейшие центры помощи инновационным предприятиям были созданы с подачи властей Северной Каролины.
Институциональное оформление инновационного развития штата идет с середины 1950-х гг. В 1956 г. губернатор Л. Ходжес (представитель демократической партии США) по настоянию бизнесменов и промышленников подписал проект о создании «Исследовательского треугольника», инновационного парка, которому предстояло изменить облик штата и дать толчок к превращению Северной Каролины из аграрного региона в инновационный.
Треугольником он был назван, так как объединял три города (Роли, Дарэм, Чапел-Хилл) и три университета (Университет штата Северная Каролина, Университет Дюка, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл). До 1965 г. Треугольник не давал особых результатов, но в том году компания 1ВМ приняла решение стать резидентом этой особой зоны. В последующие десятилетия развитие технологического парка характеризовалось привлечением шести новых компаний в год и ежегодным созданием 1 800 рабочих мест [1].
Следующий губернатор штата Т. Сэнфорд, также член демократической партии США, учредил фонд
Северной Каролины - пятилетнюю программу по борьбе с бедностью, заключавшуюся в создании агентств, отвечающих за экономическое развитие, а также проведение в жизнь иных инициатив [2]. Это важно отметить для лучшего понимания процесса становления инновационной политики штата. Время губернаторства Т. Сэнфорда (1961-1965 гг.) было временем борьбы за гражданские права меньшинств в США, а создание инфраструктуры инновационного бизнеса было частью более глобального реформирования экономической и социальной политики в Соединенных Штатах в целом.
Стимулирование инновационного предпринимательства в штате осуществляется по трем основным каналам: непосредственно через властные структуры штата, через университетское сообщество и через предпринимательские ассоциации. Однако такая система сотрудничества сложилась не сразу. Основной задачей политиков и управленцев в процессе стимулирования малого инновационного бизнеса на начальном этапе являлось установление приоритетных для развития областей науки и промышленности. С этой целью в 1963 г. по инициативе губернатора Т. Сэнфорда была создана комиссия по науке и технологиям Северной Каролины (the North Carolina Board of Science and Technology) [3].
В 1960-х гг. комиссия являлась практически единственной организацией, ответственной за разработку и претворение в жизнь индустриальной и научной политики штата. В настоящее время в ее состав входят губернатор, министр торговли, представители вузов и промышленности. Именно они и определяют направления развития штата. В Северной Каролине прорывных проектов оказалось несколько: биотехнологии, альтернативная энергетика и военная промышленность. Для каждого направления в отдельности и для всей инновационной политики штата необходимо было создать поддержку в виде стимулирующих институтов, что и было сделано.
В 1984 г. уже другой губернатор-демократ Дж. Хант основал Центр биотехнологий Северной Каролины [4]. Это послужило отправной точкой для активного развития биотехнологий в регионе. Его целью являлось стимулирование исследований и бизнеса в этой научной сфере.
Центр является старейшей организацией подобного рода в мире. Деятельность этой организации принесла успех - Северная Каролина входит в тройку американских штатов с наибольшим числом рабочих мест в биотехнологической индустрии. Финансируемый из средств регионального бюджета, центр биотехнологий, тем не менее, является негосударственной некоммерческой структурой. Центр предоставляет менторскую поддержку предпринимателям и исследователям, привлекает иностранные биотехнологические компании в штат и выделяет гранты исследователям (от 50 до 300 тыс. долл.) [5]. Согласно отчету Университета Бат-теля, опубликованному на сайте Центра, с момента его открытия в штате была создана мощная индустрия с более чем 500 компаниями, на 2010 г. существовало 226 823 рабочих места в биотехнологической промышленности, а также собран 1,92 млрд долл. налогов [6].
В 1978 г. была создана Ассоциация альтернативной энергетики Северной Каролины [7]. Эта организация, включавшая ученых, бизнесменов и политиков, поставила своей целью всемерное развитие экологически чистой энергетики в штате. Основным направлением ее деятельности, в котором она добилась существенных результатов, стало лоббирование нужных законов, научная экспертиза технологических проектов и консультации с властями штата [8]. Во многом благодаря ей в 1980-х гг. наблюдались рост фирм, специализирующихся на использовании солнечной энергии, и увеличение количества солнечных установок, вырабатывающих электроэнергию в графствах штата. Оборонной промышленности в штате традиционно уделялось большое внимание.
В июне 2004 г. в Законодательное собрание был внесен законопроект о выделении финансирования на создание военного бизнес-центра [9]. Его миссией является использование оборонных госзаказов для улучшения качества жизни в штате и создания новых рабочих мест. Основное направление его работы - контракты: заключение договоров с Министерством обороны и выигрыш тендеров компаниями Северной Каролины; также в его задачи входит развитие фирм, связанных с оборонной индустрией. Ввиду наличия в Северной Каролине развитой оборонной промышленности и военных баз правительство штата в 2006 г. создало инкубатор оборонных технологий [10]. Эта организация довольно быстро привлекла клиентов из различных оборонных компаний [11].
Позицию высокотехнологичного бизнеса штата представляет Технологическая ассоциация Северной Каролины (N.C. Technology association). Это организация с установленным членством: ее участниками являются представители крупнейших корпораций США и бизнеса штата, они же выступают ее спонсорами. Ассоциация организует различные типы мероприятий, начиная от ежегодных VIP-конференций для лидеров индустрии и заканчивая неформальными турнирами по гольфу.
На эти встречи приглашаются представители власти, там и обсуждаются возможные законопроекты, темы для сотрудничества [12]. В качестве приоритетов ассоциации определены: поддержка штата по главным научным направлениям, лоббирование дальнейших
налоговых льгот для малого бизнеса, создание квалифицированной рабочей силы в штате через поддержку технических и естественно-научных отделений университетов Северной Каролины, а также повышение эффективности работы штата через помощь в развитии IT-инфраструктуры, используемой правительством (электронное правительство), и финансирование использования новых технологий в других областях его работы [13].
В 1984 г. был образован совет по развитию предпринимательства в рамках «Исследовательского треугольника» Северной Каролины. Это некоммерческая организация с фиксированным членством. Основная ее работа совпадает с деятельностью Технологической ассоциации штата - это налаживание связей предпринимателей и инвесторов. Основателями совета являлись лидеры бизнес-сообщества штата и ученые, роль официальных лиц была минимальной. За годы своей работы совет способствовал созданию более 700 компаний, сгенерировал более 1 млрд долл. прибыли; на 2012 г. он насчитывает 5 500 членов и более 1 100 компаний [14].
Следует отдельно отметить роль университетов в формировании инновационной политики штата. В сентябре 1984 г. Университет Северной Каролины (который объединяет 16 отдельных институтов-кампусов по всему штату и является крупнейшей научно-образовательной организацией в штате) основал центр развития технологий и малого бизнеса (Small Business and Technology Development Center). Уникальная структура самого университета позволяет этому центру мобилизовать ресурсы всех его частей для консультативной помощи инновационному бизнесу. Экспертные оценки бизнеса, помощь в составлении заявок на федеральные гранты и помощь в участии в тендерах государственных закупок - вот далеко неполный перечень услуг центра. C течением времени этот центр стал государственно-частным объединением, частично перейдя в подчинение непосредственно штату и тесно сотрудничая с Администрацией по делам малого бизнеса США [15].
В 1983 г. властями штата была инициирована программа бизнес-инкубаторов, предназначавшаяся для индустриализации сельскохозяйственных областей Северной Каролины. Спустя 13 лет, в 1996 г., на основе этой программы была создана Ассоциация бизнес-инкубаторов Северной Каролины. На тот момент ассоциация представляла собой добровольное объединение специалистов в сфере бизнеса; она неформально координировала действия отдельных инкубаторов в регионе и помогала им обмениваться опытом по продвижению высокотехнологичного бизнеса. В 2002 г. она получила статус некоммерческой организации и стала функционировать на официальной основе. За время существования программы бизнес-инкубаторы появились более чем в трети графств штата [16].
Одним из столпов инновационной политики в любом государстве является венчурное финансирование старт-апов и малых инновационных фирм. Северная Каролина оказалась в выгодном положении, так как ее самый большой город Шарлот является также вторым по величине банковским центром в Соединенных Шта-
тах. В 1998 г. Даг Эллис, один из крупнейших инвестиционных банкиров штата, создал компанию Decision Point, занимавшуюся консалтингом старт-апов и крупных технологических корпораций в США и Канаде [17]. Ее основными клиентами были фирмы, связанные с биотехнологией, разработкой программного обеспечения и информационными технологиями.
Позднее, в 2005 г., Эллис выступил одним из создателей организации IDEA, которая работает уже непосредственно на Северную Каролину и предоставляет рисковое венчурное финансирование малому инновационному бизнесу штата [18]. Приоритет отдается компаниям, работающим в сфере медицинских технологий, наук о материалах, информационных технологий и альтернативной энергетики. Объем средств, выделяемых победителям конкурса, варьирует от 10 до 50 тыс. долл. За семь лет существования организации гранты разыгрывались одиннадцать раз - в общей сложности было выделено больше 2,3 млн долл. для 62 компаний.
NC IDEA работает в тесной кооперации с IDEA Fund Partners - «старшим братом» этой компании, функционирующим по схожей схеме на территории восточного побережья США: с компаниями из Вир-жинии, Мэриленда и Южной Каролины. Несмотря на более широкую географию работы, основные компании, получившие от нее гранты, также находятся в Северной Каролине. В связи с более широким охватом работы этого венчурного фонда он предоставляет более крупные объемы грантов - от 100 до 750 тыс. долл. [19].
Еще одним партнером NC IDEA является консалтинговая фирма Groundwork Labs, открывшаяся в феврале 2012 г. Ее цель - стимулировать развитие фирм по производству программного обеспечения, желающих вести свой бизнес в штате. Она предлагает трехмесячную программу, в ходе которой работники Groundwork Labs сводят бизнесменов с бизнес-ангелами, потенциальными партнерами из других фирм, помогают оформить заявку на гранты NC IDEA. Сама фирма не вкладывает деньги в те старт-апы, которым помогает. За время своего существования она уже успела помочь выиграть гранты NC IDEA трем фирмам из штата [20].
Стандартной практикой в США является вкладывание пенсионных накоплений граждан в различные бизнес-проекты с целью получения прибыли. 15 марта 2010 г. был создан инновационный фонд Северной Каролины с бюджетом 230 млн долл., который инвестирует средства в развитие высокотехнологичного предпринимательства в штате [21]. Примечателен тот факт, что финансируется фонд из средств пенсионного фонда
граждан, а распоряжается деньгами частный банк Credit Suisse [22]. Таким образом, пенсионные накопления граждан штата идут на венчурные инвестиции в возникающие старт-апы. Особого риска в таком использовании денег нет, так как объем пенсионного фонда штата составляет 66 млрд долл. и фонд использует лишь малую его часть.
Последнее по времени институциональное изменение инновационной политики властей штата произошло 16 ноября 2009 г. в связи с созданием Совета по инновациям Северной Каролины [23]. В распоряжении губернатора штата Беверли Пердью о создании данного Совета отмечается необходимость более координированного управления инновационной политикой штата, множественность ее задач и потребность в новых, агрессивных подходах коммерциализации инноваций в связи с обостряющейся международной конкуренцией [24].
Структура Совета создана с целью обеспечения наибольшей репрезентативности, его членами являются сам губернатор, по два представителя от верхней и нижней палат Законодательного собрания штата, министр торговли, три представителя из комиссии по науке и технике Северной Каролины, а также представители высокотехнологичного бизнеса, высшего и среднего образования. Основной формой работы Совета являются «мозговые штурмы» по различным проблемам, связанным с развитием инновационного потенциала штата [25].
Северная Каролина четко определила приоритеты развития инновационной политики, выстроила институциональную структуру, ответственную за привлечение инвестиций в зарождавшиеся производства, предоставление исследовательских грантов ученым и консультирование начинающих предпринимателей. Успеху штата способствовало сочетание частного и государственного партнерства в разработке инновационной политики, поощрение частной инициативы. Немаловажным фактором является активная ориентация на Демократическую партию США, которая ратует за более активное участие государства в экономике. По сути, все наиболее значимые институты были созданы при участии или поддержке государства.
Привлечение инвестиций на начальном этапе развития, создание инвестиционной привлекательности штата являлись заслугами прежде всего его властей, согласившихся с мнением многих ученых и представителей промышленности о необходимости развития инновационного бизнеса. Тем не менее успех задела, созданного государством, был бы невозможен без энергичных и креативных предпринимателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ремённый А. Исследовательский треугольник Северной Каролины. URL: www.sibai.ru/assets/media/Research-Triangle-Park.pdf (дата обраще-
ния: 14.06.2012).
2. What was the North Carolina Fund? URL: http://www.ibiblio.org/ncfund/fundframes.html (дата обращения: 14.06.2012).
3. History of the Board // NC Department of Commerce. URL: http://www.nccommerce.com/st/board-of-science-technology/history-of-the-board (дата
обращения: 14.06.2012).
4. The North Carolina Biotechnology Center. URL: http://www.nccommerce.com/st/board-of-science-technology/history-of-the-board (дата обращения:
14.06.2012).
5. Research Funding at the North Carolina Biotechnology Center. URL: http://www.ncbiotech.org/research-grants/research-funding (дата обращения:
14.06.2012).
6. Biotech's economic impact // Research Funding at the North Carolina Biotechnology Center. URL: http://www.ncbiotech.org/biotech-basics/growing-
the-economy (дата обращения: 14.06.2012).
7. The North Carolina Sustainable Energy Association. URL: http://energync.org/about/about-ncsea.html (дата обращения: 14.06.2012).
8. Public Policy // The North Carolina Sustainable Energy Association. URL: http://energync.org/assets/files/NCSEA-Flyer2.pdf (дата обращения:
14.06.2012).
9. House Bill 1791 An Act to Appropriate Funds for the Development of a Statewide Military Business Center and a Homeland Security Business Incu-
bator // North Carolina General Assembly. June 1, 2004. URL: http://www.ncleg.net/sessions/2003/bills/house/pdf/h1791v1.pdf (дата обращения:
14.06.2012).
10. The North Carolina Military Business Center. URL: http://www.ncmbc.us/index.php (дата обращения: 14.06.2012).
11. The Defense and Security Technology Accelerator receives first client companies // Techjournal. December 7, 2006. URL: http://www.tec-hjournal.org/2006/12/the-defense-security-technology-accelerator-receives-first-client-companies (дата обращения6 14.06.2012).
12. The North Carolina Technology Association. URL: http://www.nctechnology.org/about/default.aspx (дата обращения: 14.06.2012).
13. 2012 Public Policy Agenda // The North Carolina Technology Association. URL: http://www.nctechnology.org/communities/interest_networks/ affairs_government/2012_legislative_agenda.pdf (дата обращения: 14.06.2012).
14. The Council for Entrepreneurial Development. About. URL: http://www.cednc.org/content/about+ced/10063 (дата обращения: 14.06.2012).
15. The North Carolina’s Small Business and Technology Development Center. URL: http://www.sbtdc.org/about-us (дата обращения: 14.06.2012).
16. The North Carolina Business Incubation Association. URL: http://www.ncincubation.org/Home/tabid/36/Default.aspx (дата обращения:
14.06.2012).
17. Decisionpoint International. URL: http://decisionpointint.com (дата обращения: 14.06.2012).
18. NCIDEA. About. URL: http://www.ncidea.org /content/history/961 (дата обращения: 14.06.2012).
19. NC IDEA Fundpartners. URL: http://www.ideafundpartners.com/content/portfolio+%7C+idea+fund+partners/21073 (дата обращения: 14.06.2012).
20. Groundwork Labs. URL: http://groundworklabs.com/program (дата обращения: 14.06.2012).
21. Treasurer Cowell Announces NC Innovation Fund // North Carolina Office of the Treasurer. March 15, 2010. URL: https://www.nctreasurer. com/inside-the-department/News-Room/Press%20Releases/Treasurer%20Cowell%20Announces%20NC%20Innovation%20Fund%20Final.pdf (дата обращения: 14.06.2012).
22. The Credit Suisse NC Innovation Fund. URL: http://www.ncinnovationfund.com/index2.htm (дата обращения: 14.06.2012).
23. Gov. Perdue Establishes the North Carolina Innovation Council // Office of the Governor. November 16, 2009. URL: http://www.gover-
nor.state.nc.us/NewsItems/PressReleaseDetail.aspx?newsItemid=773 (дата обращения: 14.06.2012).
24. Executive Order 29: Establishing the North Carolina Innovation Council // Office of the Governor. November 16, 2009. URL: http://www.governor.
state.nc.us/newsItems/ExecutiveOrderDetail.aspx?newsItemID=782 (дата обращения: 14.06.2012).
25. North Carolina: Innovation State - Perdue Creates Council to Help Make It Reality // Winston-Salem Journal. November 17, 2009. URL: http://www2.journalnow.com/business/2009/nov/17/north-carolina-the-innovation-state-ar-155444 (дата обращения: 14.06.2012).
Статья представлена научной редакцией «История» 21 июля 2012 г.