Научная статья на тему 'Политика властей штата Северная Каролина по созданию инфраструктуры инновационного бизнеса'

Политика властей штата Северная Каролина по созданию инфраструктуры инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС / ВЛАСТЬ / ИНСТИТУТЫ / СЕВЕРНАЯ КАРОЛИНА / INNOVATION DEVELOPMENT / ENTREPRENEURSHIP / AUTHORITIES / NORTH CAROLINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варламов Олег Евгеньевич

Рассматривается создание институциональной структуры инновационного развития штата Северная Каролина начиная с 1960-х гг. Основным принципом, использовавшимся властями штата при создании данной организационной структуры, являлось совмещение частного и государственного партнерства в стимулировании инновационного бизнеса. Совместная работа государственных структур, предпринимательского сообщества и университетов обеспечила успешное инновационное развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation infrastructure creation policy of North Carolina authorities

The North Carolina innovation business development policy is a great example of successful governance, ''an American dream''. The state without sufficient advantages in the spheres of higher education and industry transferred its economy on innovation basis. But the greatest work was done by the government of the region and it is connected with the predominance of the Democratic Party members in the North Carolina political establishment. Almost all governors of the state who took their seats after the Second World War were Democrats. One of the components of their ideology is greater state regulation of economy and the North Carolina authorities acted as true Democrats, creating institutions of innovation business development. The creation of institutions, contributing to innovation policy of North Carolina began in 1950s. In 1956 the Research Triangle Park was created. Luther Hodges the Governor of North Carolina agreed with recommendations of business leaders and industrialists and signed the executive order, initiating the Research Triangle Project, an industrial park which transformed the state from the agrarian into the industrial one. There are three main channels of incentives for high-tech businesses: the structures created by the authorities, universities and business associations. But such system did not appear at once. At the beginning of innovation way to success the authorities determined the directions of state development in the sphere of science. To fulfill the task the North Carolina Board of Science and Technology was created in 1963. In the state there were three main types of technology: biotechnology, green energy and defence technologies. The position of high-tech business is represented by the NC Technology Association. It is an organization with established membership: representatives of big corporations take part in the work of the association and are simultaneously the sponsors. Politicians are invited to different events to discuss certain projects and legislations. In 1984 the North Carolina State Universities established Small Business and Technology Development Center. The unique structure of the university allows it to provide mentorship for high-tech businesses. North Carolina determined the priorities of innovation development, built the structure responsible for attracting investment to the emerging start-ups. The key of the state's success is the combination of the public-private approach in creation and functioning of this structure.

Текст научной работы на тему «Политика властей штата Северная Каролина по созданию инфраструктуры инновационного бизнеса»

№ 363

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Октябрь

2012

ИСТОРИЯ

УДК 94 (74/79)

О.Е. Варламов

ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ ШТАТА СЕВЕРНАЯ КАРОЛИНА ПО СОЗДАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Рассматривается создание институциональной структуры инновационного развития штата Северная Каролина начиная с 1960-х гг. Основным принципом, использовавшимся властями штата при создании данной организационной структуры, являлось совмещение частного и государственного партнерства в стимулировании инновационного бизнеса. Совместная работа государственных структур, предпринимательского сообщества и университетов обеспечила успешное инновационное развитие региона. Ключевые слова: инновационное развитие; бизнес; власть; институты; Северная Каролина.

Осуществление политики Северной Каролины в сфере стимулирования инновационного бизнеса представляет собой пример успеха, созданного своими руками, настоящей американской мечты. Штат, не имевший преимуществ перед другими регионами США ни в сфере образования, ни в сфере промышленного потенциала, сумел за несколько десятилетий перевести существенную часть своей экономики на инновационные рельсы. Причем основную роль в развитии региона взяли на себя власти штата. Частные инвесторы также не остались в стороне и внесли большой вклад в развитие инновационных предприятий региона.

Следует упомянуть, что Северная Каролина традиционно считается «демократическим штатом»: во второй половине ХХ в. губернаторами в нем почти всегда становились члены демократической партии. Члены демократической партии более склонны к государственному вмешательству в экономику, в отличие от республиканцев, поощряющих частную инициативу и стремящихся к ограничению влияния государства. Это обстоятельство во многом помогло ускорить рост инновационной инфраструктуры в штате, так как важнейшие центры помощи инновационным предприятиям были созданы с подачи властей Северной Каролины.

Институциональное оформление инновационного развития штата идет с середины 1950-х гг. В 1956 г. губернатор Л. Ходжес (представитель демократической партии США) по настоянию бизнесменов и промышленников подписал проект о создании «Исследовательского треугольника», инновационного парка, которому предстояло изменить облик штата и дать толчок к превращению Северной Каролины из аграрного региона в инновационный.

Треугольником он был назван, так как объединял три города (Роли, Дарэм, Чапел-Хилл) и три университета (Университет штата Северная Каролина, Университет Дюка, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл). До 1965 г. Треугольник не давал особых результатов, но в том году компания 1ВМ приняла решение стать резидентом этой особой зоны. В последующие десятилетия развитие технологического парка характеризовалось привлечением шести новых компаний в год и ежегодным созданием 1 800 рабочих мест [1].

Следующий губернатор штата Т. Сэнфорд, также член демократической партии США, учредил фонд

Северной Каролины - пятилетнюю программу по борьбе с бедностью, заключавшуюся в создании агентств, отвечающих за экономическое развитие, а также проведение в жизнь иных инициатив [2]. Это важно отметить для лучшего понимания процесса становления инновационной политики штата. Время губернаторства Т. Сэнфорда (1961-1965 гг.) было временем борьбы за гражданские права меньшинств в США, а создание инфраструктуры инновационного бизнеса было частью более глобального реформирования экономической и социальной политики в Соединенных Штатах в целом.

Стимулирование инновационного предпринимательства в штате осуществляется по трем основным каналам: непосредственно через властные структуры штата, через университетское сообщество и через предпринимательские ассоциации. Однако такая система сотрудничества сложилась не сразу. Основной задачей политиков и управленцев в процессе стимулирования малого инновационного бизнеса на начальном этапе являлось установление приоритетных для развития областей науки и промышленности. С этой целью в 1963 г. по инициативе губернатора Т. Сэнфорда была создана комиссия по науке и технологиям Северной Каролины (the North Carolina Board of Science and Technology) [3].

В 1960-х гг. комиссия являлась практически единственной организацией, ответственной за разработку и претворение в жизнь индустриальной и научной политики штата. В настоящее время в ее состав входят губернатор, министр торговли, представители вузов и промышленности. Именно они и определяют направления развития штата. В Северной Каролине прорывных проектов оказалось несколько: биотехнологии, альтернативная энергетика и военная промышленность. Для каждого направления в отдельности и для всей инновационной политики штата необходимо было создать поддержку в виде стимулирующих институтов, что и было сделано.

В 1984 г. уже другой губернатор-демократ Дж. Хант основал Центр биотехнологий Северной Каролины [4]. Это послужило отправной точкой для активного развития биотехнологий в регионе. Его целью являлось стимулирование исследований и бизнеса в этой научной сфере.

Центр является старейшей организацией подобного рода в мире. Деятельность этой организации принесла успех - Северная Каролина входит в тройку американских штатов с наибольшим числом рабочих мест в биотехнологической индустрии. Финансируемый из средств регионального бюджета, центр биотехнологий, тем не менее, является негосударственной некоммерческой структурой. Центр предоставляет менторскую поддержку предпринимателям и исследователям, привлекает иностранные биотехнологические компании в штат и выделяет гранты исследователям (от 50 до 300 тыс. долл.) [5]. Согласно отчету Университета Бат-теля, опубликованному на сайте Центра, с момента его открытия в штате была создана мощная индустрия с более чем 500 компаниями, на 2010 г. существовало 226 823 рабочих места в биотехнологической промышленности, а также собран 1,92 млрд долл. налогов [6].

В 1978 г. была создана Ассоциация альтернативной энергетики Северной Каролины [7]. Эта организация, включавшая ученых, бизнесменов и политиков, поставила своей целью всемерное развитие экологически чистой энергетики в штате. Основным направлением ее деятельности, в котором она добилась существенных результатов, стало лоббирование нужных законов, научная экспертиза технологических проектов и консультации с властями штата [8]. Во многом благодаря ей в 1980-х гг. наблюдались рост фирм, специализирующихся на использовании солнечной энергии, и увеличение количества солнечных установок, вырабатывающих электроэнергию в графствах штата. Оборонной промышленности в штате традиционно уделялось большое внимание.

В июне 2004 г. в Законодательное собрание был внесен законопроект о выделении финансирования на создание военного бизнес-центра [9]. Его миссией является использование оборонных госзаказов для улучшения качества жизни в штате и создания новых рабочих мест. Основное направление его работы - контракты: заключение договоров с Министерством обороны и выигрыш тендеров компаниями Северной Каролины; также в его задачи входит развитие фирм, связанных с оборонной индустрией. Ввиду наличия в Северной Каролине развитой оборонной промышленности и военных баз правительство штата в 2006 г. создало инкубатор оборонных технологий [10]. Эта организация довольно быстро привлекла клиентов из различных оборонных компаний [11].

Позицию высокотехнологичного бизнеса штата представляет Технологическая ассоциация Северной Каролины (N.C. Technology association). Это организация с установленным членством: ее участниками являются представители крупнейших корпораций США и бизнеса штата, они же выступают ее спонсорами. Ассоциация организует различные типы мероприятий, начиная от ежегодных VIP-конференций для лидеров индустрии и заканчивая неформальными турнирами по гольфу.

На эти встречи приглашаются представители власти, там и обсуждаются возможные законопроекты, темы для сотрудничества [12]. В качестве приоритетов ассоциации определены: поддержка штата по главным научным направлениям, лоббирование дальнейших

налоговых льгот для малого бизнеса, создание квалифицированной рабочей силы в штате через поддержку технических и естественно-научных отделений университетов Северной Каролины, а также повышение эффективности работы штата через помощь в развитии IT-инфраструктуры, используемой правительством (электронное правительство), и финансирование использования новых технологий в других областях его работы [13].

В 1984 г. был образован совет по развитию предпринимательства в рамках «Исследовательского треугольника» Северной Каролины. Это некоммерческая организация с фиксированным членством. Основная ее работа совпадает с деятельностью Технологической ассоциации штата - это налаживание связей предпринимателей и инвесторов. Основателями совета являлись лидеры бизнес-сообщества штата и ученые, роль официальных лиц была минимальной. За годы своей работы совет способствовал созданию более 700 компаний, сгенерировал более 1 млрд долл. прибыли; на 2012 г. он насчитывает 5 500 членов и более 1 100 компаний [14].

Следует отдельно отметить роль университетов в формировании инновационной политики штата. В сентябре 1984 г. Университет Северной Каролины (который объединяет 16 отдельных институтов-кампусов по всему штату и является крупнейшей научно-образовательной организацией в штате) основал центр развития технологий и малого бизнеса (Small Business and Technology Development Center). Уникальная структура самого университета позволяет этому центру мобилизовать ресурсы всех его частей для консультативной помощи инновационному бизнесу. Экспертные оценки бизнеса, помощь в составлении заявок на федеральные гранты и помощь в участии в тендерах государственных закупок - вот далеко неполный перечень услуг центра. C течением времени этот центр стал государственно-частным объединением, частично перейдя в подчинение непосредственно штату и тесно сотрудничая с Администрацией по делам малого бизнеса США [15].

В 1983 г. властями штата была инициирована программа бизнес-инкубаторов, предназначавшаяся для индустриализации сельскохозяйственных областей Северной Каролины. Спустя 13 лет, в 1996 г., на основе этой программы была создана Ассоциация бизнес-инкубаторов Северной Каролины. На тот момент ассоциация представляла собой добровольное объединение специалистов в сфере бизнеса; она неформально координировала действия отдельных инкубаторов в регионе и помогала им обмениваться опытом по продвижению высокотехнологичного бизнеса. В 2002 г. она получила статус некоммерческой организации и стала функционировать на официальной основе. За время существования программы бизнес-инкубаторы появились более чем в трети графств штата [16].

Одним из столпов инновационной политики в любом государстве является венчурное финансирование старт-апов и малых инновационных фирм. Северная Каролина оказалась в выгодном положении, так как ее самый большой город Шарлот является также вторым по величине банковским центром в Соединенных Шта-

тах. В 1998 г. Даг Эллис, один из крупнейших инвестиционных банкиров штата, создал компанию Decision Point, занимавшуюся консалтингом старт-апов и крупных технологических корпораций в США и Канаде [17]. Ее основными клиентами были фирмы, связанные с биотехнологией, разработкой программного обеспечения и информационными технологиями.

Позднее, в 2005 г., Эллис выступил одним из создателей организации IDEA, которая работает уже непосредственно на Северную Каролину и предоставляет рисковое венчурное финансирование малому инновационному бизнесу штата [18]. Приоритет отдается компаниям, работающим в сфере медицинских технологий, наук о материалах, информационных технологий и альтернативной энергетики. Объем средств, выделяемых победителям конкурса, варьирует от 10 до 50 тыс. долл. За семь лет существования организации гранты разыгрывались одиннадцать раз - в общей сложности было выделено больше 2,3 млн долл. для 62 компаний.

NC IDEA работает в тесной кооперации с IDEA Fund Partners - «старшим братом» этой компании, функционирующим по схожей схеме на территории восточного побережья США: с компаниями из Вир-жинии, Мэриленда и Южной Каролины. Несмотря на более широкую географию работы, основные компании, получившие от нее гранты, также находятся в Северной Каролине. В связи с более широким охватом работы этого венчурного фонда он предоставляет более крупные объемы грантов - от 100 до 750 тыс. долл. [19].

Еще одним партнером NC IDEA является консалтинговая фирма Groundwork Labs, открывшаяся в феврале 2012 г. Ее цель - стимулировать развитие фирм по производству программного обеспечения, желающих вести свой бизнес в штате. Она предлагает трехмесячную программу, в ходе которой работники Groundwork Labs сводят бизнесменов с бизнес-ангелами, потенциальными партнерами из других фирм, помогают оформить заявку на гранты NC IDEA. Сама фирма не вкладывает деньги в те старт-апы, которым помогает. За время своего существования она уже успела помочь выиграть гранты NC IDEA трем фирмам из штата [20].

Стандартной практикой в США является вкладывание пенсионных накоплений граждан в различные бизнес-проекты с целью получения прибыли. 15 марта 2010 г. был создан инновационный фонд Северной Каролины с бюджетом 230 млн долл., который инвестирует средства в развитие высокотехнологичного предпринимательства в штате [21]. Примечателен тот факт, что финансируется фонд из средств пенсионного фонда

граждан, а распоряжается деньгами частный банк Credit Suisse [22]. Таким образом, пенсионные накопления граждан штата идут на венчурные инвестиции в возникающие старт-апы. Особого риска в таком использовании денег нет, так как объем пенсионного фонда штата составляет 66 млрд долл. и фонд использует лишь малую его часть.

Последнее по времени институциональное изменение инновационной политики властей штата произошло 16 ноября 2009 г. в связи с созданием Совета по инновациям Северной Каролины [23]. В распоряжении губернатора штата Беверли Пердью о создании данного Совета отмечается необходимость более координированного управления инновационной политикой штата, множественность ее задач и потребность в новых, агрессивных подходах коммерциализации инноваций в связи с обостряющейся международной конкуренцией [24].

Структура Совета создана с целью обеспечения наибольшей репрезентативности, его членами являются сам губернатор, по два представителя от верхней и нижней палат Законодательного собрания штата, министр торговли, три представителя из комиссии по науке и технике Северной Каролины, а также представители высокотехнологичного бизнеса, высшего и среднего образования. Основной формой работы Совета являются «мозговые штурмы» по различным проблемам, связанным с развитием инновационного потенциала штата [25].

Северная Каролина четко определила приоритеты развития инновационной политики, выстроила институциональную структуру, ответственную за привлечение инвестиций в зарождавшиеся производства, предоставление исследовательских грантов ученым и консультирование начинающих предпринимателей. Успеху штата способствовало сочетание частного и государственного партнерства в разработке инновационной политики, поощрение частной инициативы. Немаловажным фактором является активная ориентация на Демократическую партию США, которая ратует за более активное участие государства в экономике. По сути, все наиболее значимые институты были созданы при участии или поддержке государства.

Привлечение инвестиций на начальном этапе развития, создание инвестиционной привлекательности штата являлись заслугами прежде всего его властей, согласившихся с мнением многих ученых и представителей промышленности о необходимости развития инновационного бизнеса. Тем не менее успех задела, созданного государством, был бы невозможен без энергичных и креативных предпринимателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ремённый А. Исследовательский треугольник Северной Каролины. URL: www.sibai.ru/assets/media/Research-Triangle-Park.pdf (дата обраще-

ния: 14.06.2012).

2. What was the North Carolina Fund? URL: http://www.ibiblio.org/ncfund/fundframes.html (дата обращения: 14.06.2012).

3. History of the Board // NC Department of Commerce. URL: http://www.nccommerce.com/st/board-of-science-technology/history-of-the-board (дата

обращения: 14.06.2012).

4. The North Carolina Biotechnology Center. URL: http://www.nccommerce.com/st/board-of-science-technology/history-of-the-board (дата обращения:

14.06.2012).

5. Research Funding at the North Carolina Biotechnology Center. URL: http://www.ncbiotech.org/research-grants/research-funding (дата обращения:

14.06.2012).

6. Biotech's economic impact // Research Funding at the North Carolina Biotechnology Center. URL: http://www.ncbiotech.org/biotech-basics/growing-

the-economy (дата обращения: 14.06.2012).

7. The North Carolina Sustainable Energy Association. URL: http://energync.org/about/about-ncsea.html (дата обращения: 14.06.2012).

8. Public Policy // The North Carolina Sustainable Energy Association. URL: http://energync.org/assets/files/NCSEA-Flyer2.pdf (дата обращения:

14.06.2012).

9. House Bill 1791 An Act to Appropriate Funds for the Development of a Statewide Military Business Center and a Homeland Security Business Incu-

bator // North Carolina General Assembly. June 1, 2004. URL: http://www.ncleg.net/sessions/2003/bills/house/pdf/h1791v1.pdf (дата обращения:

14.06.2012).

10. The North Carolina Military Business Center. URL: http://www.ncmbc.us/index.php (дата обращения: 14.06.2012).

11. The Defense and Security Technology Accelerator receives first client companies // Techjournal. December 7, 2006. URL: http://www.tec-hjournal.org/2006/12/the-defense-security-technology-accelerator-receives-first-client-companies (дата обращения6 14.06.2012).

12. The North Carolina Technology Association. URL: http://www.nctechnology.org/about/default.aspx (дата обращения: 14.06.2012).

13. 2012 Public Policy Agenda // The North Carolina Technology Association. URL: http://www.nctechnology.org/communities/interest_networks/ affairs_government/2012_legislative_agenda.pdf (дата обращения: 14.06.2012).

14. The Council for Entrepreneurial Development. About. URL: http://www.cednc.org/content/about+ced/10063 (дата обращения: 14.06.2012).

15. The North Carolina’s Small Business and Technology Development Center. URL: http://www.sbtdc.org/about-us (дата обращения: 14.06.2012).

16. The North Carolina Business Incubation Association. URL: http://www.ncincubation.org/Home/tabid/36/Default.aspx (дата обращения:

14.06.2012).

17. Decisionpoint International. URL: http://decisionpointint.com (дата обращения: 14.06.2012).

18. NCIDEA. About. URL: http://www.ncidea.org /content/history/961 (дата обращения: 14.06.2012).

19. NC IDEA Fundpartners. URL: http://www.ideafundpartners.com/content/portfolio+%7C+idea+fund+partners/21073 (дата обращения: 14.06.2012).

20. Groundwork Labs. URL: http://groundworklabs.com/program (дата обращения: 14.06.2012).

21. Treasurer Cowell Announces NC Innovation Fund // North Carolina Office of the Treasurer. March 15, 2010. URL: https://www.nctreasurer. com/inside-the-department/News-Room/Press%20Releases/Treasurer%20Cowell%20Announces%20NC%20Innovation%20Fund%20Final.pdf (дата обращения: 14.06.2012).

22. The Credit Suisse NC Innovation Fund. URL: http://www.ncinnovationfund.com/index2.htm (дата обращения: 14.06.2012).

23. Gov. Perdue Establishes the North Carolina Innovation Council // Office of the Governor. November 16, 2009. URL: http://www.gover-

nor.state.nc.us/NewsItems/PressReleaseDetail.aspx?newsItemid=773 (дата обращения: 14.06.2012).

24. Executive Order 29: Establishing the North Carolina Innovation Council // Office of the Governor. November 16, 2009. URL: http://www.governor.

state.nc.us/newsItems/ExecutiveOrderDetail.aspx?newsItemID=782 (дата обращения: 14.06.2012).

25. North Carolina: Innovation State - Perdue Creates Council to Help Make It Reality // Winston-Salem Journal. November 17, 2009. URL: http://www2.journalnow.com/business/2009/nov/17/north-carolina-the-innovation-state-ar-155444 (дата обращения: 14.06.2012).

Статья представлена научной редакцией «История» 21 июля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.