Научная статья на тему 'Политика устойчивого развития в Канаде: вопросы содержания и реализации'

Политика устойчивого развития в Канаде: вопросы содержания и реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2814
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ПРИРОДООХРАННЫЕ РАСХОДЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC DEVELOPMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT POLICY / NATURAL RESOURCES / STANDARD OF LIVING / ENVIRONMENT PROTECTION / ECOLOGICAL REGULATION / CLIMATE CHANGE / ENVIRONMENTAL EXPENDITURES / PRICE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметшина А. Р.

Статья содержит анализ системы управления эколого-экономической сферой в Канаде. Анализ показывает, что политика устойчивого экологоэкономического развития Канады больше соответствует принципам устойчивого развития, чем российская политика. Такие аспекты, как высокий уровень жизни населения, четко организованная структура экологического регулирования, государственная поддержка научных исследований в сфере охраны окружающей среды, высокий уровень государственных природоохранных расходов и другие свидетельствуют об этом. Изучение эффективных методов эколого-экономического регулирования, применяемых в Канаде, может помочь совершенствованию российской концепции устойчивого развития. Это позволит России улучшить состояние окружающей среды и повысить качество жизни своих граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains analysis of the system of ecological-and-economic management in Canada. The analysis shows that sustainable ecological-andeconomic development policy in Canada is more corresponding to the principles of sustainable development than the Russian policy. Such aspects as high standard of living, clearly organized structure of ecological regulation, government support of scientific research in the environmental sphere, high level of state environmental expenditures and others confirm it. Studying efficient methods of ecological-and-economic regulation used in Canada can help to advance the Russian concept of sustainable development. It enables Russia to improve the state of the environment and raise living standard of its population.

Текст научной работы на тему «Политика устойчивого развития в Канаде: вопросы содержания и реализации»

А. Р. Ахметшина

ПОЛИТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В КАНАДЕ:

ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: устойчивое развитие, эколого-экономическое развитие, политика устойчивого развития, природные ресурсы, уровень жизни, охрана окружающей среды, экологическое регулирование, изменение климата, природоохранные расходы, регулирование цен. sustainable development, ecological-and-economic development, sustainable development policy, natural resources, standard of living, environment protection, ecological regulation, climate change, environmental

expenditures, price regulation.

Статья содержит анализ системы управления эколого-экономической сферой в Канаде. Анализ показывает, что политика устойчивого экологоэкономического развития Канады больше соответствует принципам устойчивого развития, чем российская политика. Такие аспекты, как высокий уровень жизни населения, четко организованная структура экологического регулирования, государственная поддержка научных исследований в сфере охраны окружающей среды, высокий уровень государственных природоохранных расходов и другие свидетельствуют об этом.

Изучение эффективных методов эколого-экономического регулирования, применяемых в Канаде, может помочь совершенствованию российской концепции устойчивого развития. Это позволит России улучшить состояние окружающей среды и повысить качество жизни своих граждан.

The article contains analysis of the system of ecological-and-economic management in Canada. The analysis shows that sustainable ecological-and-economic development policy in Canada is more corresponding to the principles of sustainable development than the Russian policy. Such aspects as high standard of living, clearly organized structure of ecological regulation, government support of scientific research in the environmental sphere, high level of state environmental expenditures and others confirm it.

Studying efficient methods of ecological-and-economic regulation used in Canada can help to advance the Russian concept of sustainable development. It enables Russia to improve the state of the environment and raise living standard of its population.

Канада - одно из крупнейших по территории государств современного мира. Она обладает огромным потенциалом природных ресурсов и является крупнейшим поставщиком нефти, газа и лесных продуктов на мировой рынок. Канада является одной из наиболее развитых стран мира и обеспечивает своим гражданам высокий уровень жизни. Она занимает ведущие позиции в различных мировых рейтингах. Социологический показатель продолжительности жизни в стране - 80 лет (в России - 65 лет). Канада занимает 14 место в общем списке стран по данному показателю (Россия - 157 место). Согласно данным ООН в 2006 г. по индексу человеческого развития Канада занимала 3 место среди 179 стран (Россия - 73 место) [2].

Положительный опыт Канады в решении вопросов устойчивого эколого-

экономического развития мог бы быть полезен для совершенствования российской концепции устойчивого развития и помог бы России выйти в разряд стран с высоким уровнем жизни.

Федеральное правительство Канады выработало и проводит свою собственную политику устойчивого развития в вопросах законодательства, закупок, исследований и сотрудничества с бизнесом. В Канаде имеется должность комиссара по окружающей среде и устойчивому развитию, в функции которого входит контроль федерального правительства по вопросам включения в национальные программы «зеленых мероприятий».

Структура органов государственного управления в вопросах природных ресурсов и окружающей среды Канады представлена двумя структурами: Министерство природных ресурсов и Министерство окружающей среды (в России - Министерство природных ресурсов России).

В структуру провинциальных и федеральных органов экологического регулирования Канады входят:

• Координационный совещательный орган провинций, который наблюдает за деятельностью исполнительного аппарата управления, состоящего из высокопоставленных чиновников нескольких департаментов, министерств и других ведомств и призванного обеспечить выработку этими руководителями согласованных действий по решению комплексных проблем в экологической сфере.

• Постоянно действующие консультативные комиссии, основные функции которых заключаются в представлении рекомендаций по общим направлениям деятельности в области экологии с учетом интересов различных государственных органов, деловых кругов и общественных организаций. В провинции Онтарио, к примеру, действует Экологический совет, в который входят бывшие руководители провинциальных ведомств, известные экологи, представители корпораций, в своей деятельности затрагивающие использование природных ресурсов. Его предназначение - подготавливать для провинциального руководства «независимые», вневедомственные доклады и рекомендации по различным актуальным проблемам провинциальной экологической политики.

• Временные целевые рабочие группы, которые создаются на всех уровнях аппарата управления провинций и предназначены для исследования конкретной проблемы экологического развития субъекта Федерации. Они вырабатывают компетентные рекомендации по ее решению к заранее определенному правительством сроку. Примером может служить проведение круглого стола с участием независимых экспертов.

Анализ показывает, что провинциальные власти в Канаде обладают широкими полномочиями в сфере экологического регулирования, что позволяет им на местах эффективно решать существующие проблемы.

В полномочия провинций входят вопросы охраны окружающей среды, касающиеся непосредственно их территорий. Федеральное правительство оставляет за собой лишь национальные и международные проблемы, например, вопрос изменения климата.

Проблема изменения климата отмечена в Канаде как одна из самых важных на сегодняшний день проблем устойчивого развития страны. С 2000 г. было взято обязательство потратить более 3,7 млрд. долл. США на проекты связанные с борьбой против изменения климата. В 2004 г. Канада ратифицировала Киотский протокол, а в начале 2005 г. федеральное правительство опубликовало план действий по борьбе с изменением климата -«зеленый проект» - где был сделан акцент на инвестирование в исследование технологий и в повышение энергоэффективности. Кроме того, федеральное правительство контролирует крупных конечных товаропроизводителей, в основном в секторе углеводорода, теп-

лового электричества, добывающей и перерабатывающей промышленности. Были разработаны планы по сокращению выбросов парниковых газов.

Несмотря на благополучную энергетическую ситуацию, Канада активно занимается разработкой и внедрением энергосберегающих технологий, а также активно развивает альтернативные источники энергии. Уже сегодня уровень энергоемкости на единицу продукции в Канаде почти в два раза ниже российского.

В силу того, что государственная поддержка научных исследований в сфере охраны окружающей среды является необходимым условием политики устойчивого экологического развития, правительство Канады уделяет внимание развитию сектора природоохранных научных исследований. Министерство окружающей среды Канады реализует план научных исследований Environment Canada’s Science Plan 2007. План включает перспективные направления научных исследований Министерства окружающей среды Канады на десять лет вперед. В нем указаны стратегические направления научных исследований в сфере окружающей среды, принятые в министерстве.

Основанный на понимании актуальных и перспективных требований и возможностей науки об окружающей среде план научных исследований выделяет три долгосрочных направления деятельности министерства и его научных партнеров, ориентированных на достижение экологической устойчивости как средства улучшения человеческого здоровья и состояния окружающей среды и обеспечения долгосрочной конкурентоспособности (рис. 1).

Рис. 1 - Экологическая устойчивость как фактор улучшения качества жизни канадцев в соответствии с планом научных исследований министерства окружающей среды Канады (2007 г.)

В начале 1990 г. в силу чрезмерной эксплуатации претерпело значительный спад рыболовство, которое до этого было прибыльным производством в прибрежном регионе Канады. Экономика региона до сих пор не восстановилась. После этого урока неустойчивого развития Канада уделяет особое внимание своим природным ресурсам, в особенности лесной промышленности. Канада является единственным государством, где в Ассоциацию лесной промышленности принимают исключительно членов, которые имеют сертификат устойчивого лесного благоустройства, выданный аудитором.

Стабилизационные фонды являются примером успешного использования «нефтедолларов» на цели развития и создания дополнительных финансовых резервов, как для сегодняшних, так и будущих поколений. Трастовый фонд наследственных сбережений

Альберты в Канаде (Alberta Heritage Savings Trust Fund) был создан в 1976 г. на основании Акта о Трастовом фонде наследственных сбережений Альберты. Первоначально фонд получал 30% платежей за пользование невозобновляемыми природными ресурсами Альберты, что связано с большими запасами нефти. Фонд был создан для выполнения нескольких целей:

■ инвестирование для будущих поколений;

■ усиление и диверсификация экономики;

■ улучшение качества жизни;

■ создание резерва на черный день.

В начале 1980-х гг. фонд выдавал ссуду правительствам других провинций Канады. Затем денежные средства фонда использовались для важных инфраструктурных проектов. После 1987 г. доходы от платежей за пользование природными ресурсами перестали поступать в фонд и в 1987 г. его средства составили 12,7 млрд. долл. США. Первоначально фонд был создан для экономического развития, сейчас это в первую очередь долгосрочный сберегательный и инвестиционный фонд [3].

В настоящее время управление средствами фонда осуществляется корпорацией Alberta Investment Management Co. (AIMco). Корпорация AIMCo, ранее входившая в состав министерства финансов Альберты, стала в 2008 г. государственной корпорацией провинции, предоставляющей услуги инвестиционного менеджмента большому количеству частных предприятий. Средства фонда вложены в акции, облигации, недвижимость и альтернативные инвестиции и с целью получения дохода для провинции.

По данным отчета за третий квартал 2008-2009 финансового года средства фонда составили 14,5 млрд. долл. США. За 32-летнюю историю фонд произвел примерно 30 млрд. долл. США инвестиционных доходов, что повлияло на улучшение качества жизни в провинции [4].

В Канаде в настоящее время применяет рыночный подход для установления цен на нефть и топливо. Некоторые провинции предпочли регулировать цены на бензин и другое топливо. Регулирование цен в данных провинциях в основном введено для обеспечения более стабильных цен.

Несмотря на то, что Канада на сегодняшний день опирается на конкурентные рынки при установлении цен на топливо, это не всегда было так. С 1970-х до начала 80-х гг. потребительские цены на бензин и другие виды топлива были предметом государственного ценового контроля. Подписанное в 1985 г. важное соглашение устранило этот контроль, чтобы обеспечить достаточные поставки нефтепродуктов по наиболее конкурентным ценам. Согласно условиям «Западного договора» правительства Канады, Альберты, Саскачевана и Британской Колумбии договорились отменить контроль над ценами на нефть. Отмена регулирования увеличила поток инвестиций в канадскую нефтяную промышленность, способствуя ее развитию (рис. 2).

19"4-1985: Государственное регулирование цен на нефть

Контроль над экспортом нефти, экспортными налогами и субсидиями на импорт нефти

для канадских Н П ’3

1985: "Западный договор"

Договор Правительств Канады. Альберты. Саскачевана и Британской Колумбии об отмене контроля над ценами на нефть

Настоящее время: Рыночный подход к ценам на нефть н топливо

Правительство полагается на конкурентные рынки при установлении цен

Рис. 2 - Эволюция регулирования цен на нефть в Канаде

Международные соглашения, такие как Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), предписывают, чтобы канадские производители предлагали нефть своим торговым партнерам на тех же условиях, на которых она предлагается канадским нефтеперерабатывающим компаниям. Канадские производители свободно могут продавать нефть на мировом рынке и не обязаны принимать более низкую цену от канадских нефтеперерабатывающих компаний или НПЗ, действующих в рамках соглашения NAFTA.

За исключением чрезвычайных ситуаций национального масштаба правительство Канады не имеет полномочий прямого регулирования розничных цен на топливо. Согласно Конституции Канады этот вопрос относится к сфере полномочий провинций. Некоторые провинции предпочитают не применять данное право регулирования, полагаясь на рыночные силы. Другие регионы, включая остров Принца Эдварда, Ньюфаундленд и Лабрадор, Нова Скотию, Нью-Брансуик и Квебек, регулируют цены.

Цены на природный газ в Канаде устанавливаются на рынках, где большое количество покупателей и продавцов участвуют в купле-продаже природного газа. Двумя наиболее важными рынками в Северной Америке являются рынок Intra-Alberta (также называемый рынок AECO) и рынок Henry Hub. Канада, США и в меньшей степени Мексика образуют большой, интегрированный североамериканский рынок природного газа, и цены на различных региональных рынках связаны. Пока имеется достаточная производительность трубопроводов, связывающая региональные рынки, спрос или предложение могут быть быстро перенаправлены с одного рынка на другой, таким образом, создается ценовая цепочка. В данной ситуации разница в региональных ценах примерно равна стоимости транспортировки природного газа между этими регионами.

Показателем эффективности политики устойчивого развития, проводимой государством, является уровень государственных расходов на охрану окружающей среды. Государственный сектор и производственный сектор являются основными источниками финансирования охраны окружающей среды в Канаде. На эти два сектора приходятся примерно равные доли природоохранных расходов (в России на государственный сектор как

основной источник финансирования охраны окружающей среды приходится 80% природоохранных расходов). Расходы на контроль и сокращение загрязнения в Канаде составили в 2002 г. 12 912 млн. канадских долл. (курс канадского доллара к доллару США на 01.01.2010 г. составляет 0.9527). Для сравнения: Россия в 2005 г. израсходовала на охрану окружающей среды 5 666 млн. долл. США [5].

Наибольшая доля природоохранных расходов Канады приходится на очистку сточных вод (41%). Должное внимание уделяется обращению с отходами (28%). Оставшаяся часть природоохранных расходов (31%) связана с охраной атмосферного воздуха, обеспечением биоразнообразия [5].

В результате проведения национальной политики устойчивого развития, а также введения ограничивающих норм и принятия новых федеральных программ канадские предприятия, в особенности предприятия энергетического сектора, в настоящее время измеряют и декларируют объемы выбросов парниковых газов, а также ищут пути их сокращения. Некоторые предприятия покупают квоты на выбросы на канадском и международном рынке.

По причине определенного федеральным правительством приоритетного направления по проблеме изменения климата предприятия частного сектора заинтересованы инвестировать в технологические исследования. Например, в Канаде запущено производство топливных элементов, большая часть которого финансируется федеральным правительством.

Большинство канадских предприятий публикуют отчет социальной ответственности (RSE). Многие канадские предприятия, особенно те, кто работают на международной арене, начинают рассматривать успехи и репутацию социальной ответственности как конкурентное преимущество.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что система управления эколо-го-экономической сферой в Канаде больше соответствует принципам устойчивого развития. Российский опыт управления устойчивым развитием пока далек от совершенства. Необходимо изучать и использовать на практике эффективные методы экологоэкономического регулирования, применяемые в Канаде. Это позволит улучшить состояние окружающей природной среды и повысить качество жизни российских граждан.

Литература

1. Le guide PricewaterhouseCoopers du developpement durable. - Paris: Groupe Eyrolles, 2006. Интернет ресурсы

2. CIA WORLD FACTBOOK. 2009

3. (http://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook).

4. Институт суверенных фондов благосостояния (http://www.swfinstitute.org/fund/alberta.php).

5. Сайт правител Альберты (http://www.finance.alberta.ca/business/ahstf/index.html).

6. ОЭСР. Расходы на предотвращение загрязнения окружающей среды и борьбу с загрязнением в странах - членах ОЭСР. 2007 (http://www.oecd.org/dataoecd/41/57/4704311.pdf).

7. Министерство окружающей среды Канады (http://www.ec.gc.ca).

© А. Р. Ахметшина - канд. филол. наук, доц., помощник ректора по международному сотрудничеству КГФЭИ, alsu@ksfei.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.