Научная статья на тему 'Политика управления человеческими ресурсами'

Политика управления человеческими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8975
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика управления человеческими ресурсами»

ПОЛИТИКА

УПРАВЛЕНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ

Ю.Г. Быченко

^Зоциальная политика представляет собой систему организованных, контролируемых и мотивируемых управленческих мероприятий, направленных на поиск, формулирование и достижение совершенствования отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, развития и оптимального использования трудового потенциала общества. Поэтому социальную политику можно рассматривать как инструмент управления человеческим развитием, стимулирующий элемент социальных изменений, и пример значительных социальных перемен в обществе.

В узком смысле социальная политика - это вид деятельности государства, направленный на внедрение определенной общественно необходимой формы существования людей вне рабочего времени [1]. Однако такое понимание нельзя связывать только с реализацией управленческой деятельности органов федеральной и местной власти, занимающихся социальными

БЫЧЕНКО

Юрий

Григорьевич -доктор

социологических

наук,

профессор

Поволжской

академии

государственной

службы

ч

вопросами. «Социальная политика - это прежде всего деятельность государства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего населения в целях решения социальных задач» [2, с. 207]. Здесь социальная политика это целесообразная планомерная деятельность органов государственной власти по управлению и регулированию положения, отношений и взаимодействий основных элементов социальной структуры общества, а ее функции заключаются в согласовании долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с интересами общества как целостности. «В данном случае социальная политика не сводится лишь к отдельной узкой функции государства, направленной только на некоторые группы общества; ее сущность видится в регулировании государством комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и граждан общества» [3. с, 8]. Поэтому социальная политика может рассматриваться и в широком смысле как двойственный синтезирующийся процесс, который отражает, с одной стороны, управленческую и регулирующую деятельность основных ветвей государственной власти - исполнительной, законодательной и судебной. С другой стороны, - деятельность различных социальных институтов: общественных организаций и объединений, политических союзов, профессиональных организаций, институтов семьи. Комплексное универсальное понятие социальной политики в конкретизированном виде представляет собой вид управленческой и регулирующей деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными структурами по превращению неорганизованных социальных совокупностей общества в эффективную, динамично развивающуюся общность. Данный вид деятельности в его широком понимании может осуществляться как на уровне всего общества (макроуровень), так и на уровне отдельного региона (региональный уровень) и отдельной организации (микроуровень).

На макроуровне разрабатываются государственные регулятивные программы минимального прожиточного уровня, доступа возможности и оценки социально значимого уровня образования, управления образовательным развитием населения, доступа и возможности медицинского обслуживания, регулирования биологического развития на-

10

лет

КК«А1Ш1ИИ

/'"ХЙГ"*

селения. На региональном уровне реализуется трансформация государственной политики на уровень отдельного региона, куда делегируется часть управленческих полномочий центра по перераспределению материальных ресурсов в социальных целях потребительного развития граждан, поддержания и реализации программ социальной защиты различных групп населения. На микроуровне внедряются отдельные социальные программы и планы общественных организаций и объединений, политических союзов, профессиональных организаций, институтов семьи.

Таким образом, социальная политика в плане практического осуществления - это деятельность на благо общества по воздействию на происходящие в нем процессы в интересах социальных групп, наций и народностей с целью совершенствования отношений общества и личности, условий труда и быта, здоровья и досуга, образовательного развития, способствующего росту человеческого капитала и справедливости. Она направлена на создание оптимальных экологических, экономических, социальных условий для развития потенциала общества в целом и каждого его члена в отдельности. Социальная политика на всех уровнях осуществляется через достижение совершенствования показателей социально значимых для общества индикаторов человеческого развития: продолжительности жизни, здоровья населения, уровня жизни, сокращения безработицы, образовательного развития, сокращения поляризации доходов. При этом, как правило, происходит сглаживание социальной неоднородности общества, устраняются объективные причины социальных конфликтов и потрясений путем обеспечения социальных гарантий государства всем членам общества по целому ряду параметров. Важнейшие из них: нормативы минимального прожиточного уровня, душевого дохода членов общества, потребительной корзины семьи и отдельных граждан. По сути, речь идет о целевой ориентации на расширенное удовлетворение потребностей населения, рост качества его жизни, интеллектуальное и биологическое развитие, выполнение функции социального управления, направленного на человеческое развитие. Реализация данного социального управления представляет собой «такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие» [4, с. 13]. Эта управленческая

ч

функция является многогранной, охватывающей все стороны человеческой жизни и в связи с этим становится стимулирующим элементом социальных изменений [5, с. 18].

В.Н. Ярская по этому поводу отмечает, что современный социально-экологический подход международного форума связал природные и человеческие ресурсы в единую цель социальной политики в системе мирового сообщества [6, с. 4]. Поэтому всеобщее воздействие на человеческий потенциал посредством социальной политики определяет вектор всеобщих потребительских практик, выравнивает жизненные шансы людей, усиливая позиции незащищенных групп. В результате повышается степень социальной интеграции и стимулируется развитие каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Социальная политика объективно направлена на формирование человеческого потенциала и, исходя из этого, планово реализуется при широком финансовом, организационном и ином участии государства, деловых кругов и социальных институтов. Она в современных условиях выступает не только механизмом государственного управленческого регулирования социальной мобильности и накопления человеческого капитала, но и инструментом управленческого воздействия на образование и здравоохранение в целях общественного образовательного развития, охраны здоровья, создания предпосылок выхода из социальноэкономического кризиса и развития сервисной индустрии и наукоемких отраслей производства.

Реализуя социальную политику, государство управляет структурами, регулирующими социальные процессы формирования новой системы социальных потребностей, повышения качества жизни, уровня образования, социального статуса. В свою очередь, развитие социальных потребностей оказывается важнейшим механизмом накопления человеческого капитала. Потребности и интересы социальных групп в аккумуляции и успешном обороте человеческого капитала сгруппированы в стили потребления и пребывают в прямой зависимости от уровня их доходов.

Социальная политика осуществляется с помощью ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных направлений государственного управленческого действия, которые и представляют ее механизм осуществления. В самом обобщенном виде механизм социальной политики

10

лет

можно представить в виде регулирования приоритетных социальных процессов:

динамики и структуры личных доходов населения, создание условий простого воспроизводства человеческого капитала, а также его частичного саморазвития, то есть самопроизводства;

условий реализации доходов и достижения целевой сбалансированности в потребительском общественном секторе, потребления и самосовершенствования нужд, а значит и потенциальных способностей членов общества, то есть регулирование потребительного расширенного самовоспроизводства человеческого капитала;

жилищных условий населения, создание нормальных условий жизнедеятельности;

развития социальных институтов науки, образования, здравоохранения, семьи, обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала, целевого развития (производства) потенциального интеллектуального, образовательного, биологического, культурного человеческого капитала;

преобразований в сфере занятости, создание оптимальных условий накопления потенциального человеческого капитала в системе общественного воспроизводства.

Таким образом, основные направления управленческого механизма социальной политики тем или иным образом связаны с формированием человеческого потенциала, созданием условий его оптимального профессионального накопления в форме человеческого капитала и изменением социальной профессиональной структуры общества. Поэтому совершенствование основных направлений управленческого механизма социальной политики представляет собой в то же время объективное условие совершенствования расширенного воспроизводства человеческого капитала общества, создание предпосылок интенсификации развития качественных его показателей. Совершенствование управленческого механизма социальной политики приводит к рационализации формирования и социального накопления человеческого капитала, росту результативности трудовой деятельности, изменению социальной структуры человеческой жизнедеятельности, а значит и к социальному переструктурированию всего общества.

pKl£IUUK \

Эффективная социальная политика прогрессивно изменяет социальную структуру общества, совершенствует деятельную характеристику того или иного общественного слоя, закрепляет определенные качественные характеристики, способности, виды деятельности за совокупностями людей, проявляющиеся в процессе их отношений с другими людьми по поводу создания духовных и материальных благ. Совершенствование общественной структуры есть результат процесса формирования человеческого капитала в процессе реализации управленческой функции эффективной социальной политики. Стратегическая управленческая разработка и реализация новой социальной политики в свою очередь - итог развития человеческого капитала общества. Данные социальные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Peter F. Drucker «A New Discipline». Success! 1987. January-February.

2. Castells M. Urban Sociology and Urban Politics: From a critigue to new trends of research II Comp. Social Res. 1975. Vol. 3, № 1.

3. Основы современного социального управления: тория и методология I Под ред. В.Н. Иванова. М., 2000.

4. Константинова Л. Модель социального государства II Человеческие ресурсы. 1998. № 3.

5. Управление организацией I Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М., 1998.

6. Ярская B.H. Антропология социальной политики II Человеческие ресурсы. 1998. № 1.

10

лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.