Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В СФЕРЕ ДУХОВНОСТИ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ'

ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В СФЕРЕ ДУХОВНОСТИ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

102
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / джадид / культура / религия / просвещение / население

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — З. Х. Насирова

В данной статье рассматривается вопрос политики царского правительства в сферах духовности и просвещения. В статье использованы не только литература но и сборники материалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В СФЕРЕ ДУХОВНОСТИ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ»

ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В СФЕРЕ ДУХОВНОСТИ В ТУРКЕСТАНСКОМ

КРАЕ

З. Х. Насирова

ЧГПИТО, преподаватель кафедры дошкольного образования

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопрос политики царского правительства в сферах духовности и просвещения. В статье использованы не только литература но и сборники материалов.

Ключевые слова: духовность, джадид, культура, религия, просвещение, население

ВВЕДЕНИЕ

Как известно после захвата Российской империей Туркестанского края политика в отношении ислама выстраивалось поэтапным образом. Первый генерал-губернатор фон Кауфман выбрал путь последовательного игнорирования ислама, то есть «ни гонений, ни покровительства». Это не означало, что религиозный вопрос в Туркестане был пущен на самотёк и выпадал из поля зрения русской власти. Генерал-майор М.Г. Черняев был противником игнорирования и считал, то в будущем это ни к чему хорошему это не приведёт. После Андижанского восстания 1989 г. Генерал Духовский представил Николаю II доклад, в котором ставилась задача беспощадной борьбы с исламом во всей империи [1]. Известный туркестанский миссионер и востоковед Остроумов считал, что русская администрация должна была выработать планы по отношении к местной религии. Добиться этого попытались через систему образования [2].

МЕТОДОЛОГИЯ

В начале ХХ в. в Туркестане существовала мусульманская система образования. Народное образования представляло собой два направления: медресе и русские школы. В медресе образование основывалась на заучивании, и давали знание подходящие мусульманского направления. В высшей школе тоже наблюдалось господство религиозной схоластики. Наряду с этим шёл процесс реформирования традиционной школы джадидами. Они стали открывать новометодные школы, в которых наряду с религиозными науками стали обучать знаниями по медицине, химии, физики, истории и т.д. Джадиды

June, 2022

577

Туркестана боролись против абсолютизма, они были сторонниками обучения молодёжи за рубежом. Лидерами движения были Бехбуди, Абдулла Авланий, Мунаввар Кары. Просветители искали пути выхода из регресса общества через просвещение и науку. Бехбуди утверждал, что" Права берётся, а не даётся!". При этом население Туркестана страдало от пустого представления о прогрессе и развитии. Вместе с прогрессом и развитием в жизнь населения проникала европейская культура [3]. Правительство России для полного осуществления своих планов пыталось сблизить русскую и местную системы образования, создавая русско-туземные школы [4]. Туркестанские джадиды утверждали, что реформа народного образования жизненно необходимо так как, многие местные учебные заведения начали пустовать.

Валиди был глубоко убежден, что на протяжении последних сорока лет передовая культура, достижения прогресса не доходили до народов Туркестана, а то, что вошло в их жизнь, было нацелено на разрушения фундаментальных основ образа жизни, сознания культуры быта народов Туркестанского края [5]. Представители туркестанской интеллигенции связывали прогресс своего народа не только с просвещением, но и с коренными изменениями его политического положения, с обретением независимости. В 1916 г. в целях повышения и укрепления патриотических настроений среди коренного населения Военное Министерство приняло решение установить на два года издание "Туркестанской туземной газеты" на тюркском языке.

ОБСУЖДЕНИЕ

Условия Туркестана считались настолько своеобразными, что рассматривать его мусульманское население под углом зрения представлялось весьма рискованным. Накануне I мировой войны вопрос об умонастроениях населения Туркестана стояло остро, потому что Турция на I мировой войне был противником России. Правительство начал подозревать туркестанское население в сочувствии Турции. По мнению одного из очевидцев, подавлением восстания царское правительство отвело в сторону опасность, но не уничтожило ее окончательно, а национально-освободительные идеи после этого сделались более навязчивыми, чем раньше [6].

Политика игнорирования неизбежно сближала духовенство с массой простых людей и ставила его во главе всякого рода скрытых и явных антиправительственных движений. Если бы в большинстве случаев привлекали бы к государственным чинам из местного населения ситуация выглядела бы иначе. Колониальное

June, 2022

578

отношение к населению Туркестанского края особенно в годы войны в России привело к масштабному восстанию в Туркестане.

ВЫВОД

Хотя были попытки когда, царское правительство призывало туркестанских мусульман проникнуться русской гражданственности. Царская администрация Туркестанского края только в 1915г. стала делать некоторые шаги по пересмотру отношения в особенности учёта религии, понимая какими, опасностями грозит возможный взрыв недовольства коренного населения, особенно в условиях войны.

REFERENCES

1. Ислам в Туркестане. Доклад Туркестанского генерал-губернатора С.М. Духовского1899г. Мусульманский мир и Царская Россия. Сборник материалов. М. 2006 г.

2. Файзрахманов Л.М. Остроумов-миссионер и востоковед. История. 2008г.

3. Алимова Д. Махмдходжа Бехбуди. Т. 1998 г.

4. Остроумов Н. образования туземцев в Туркестанском крае.

5.Абдурахмонов М.А. Поиск истоков историко-духовного наследия Туркестана. Т. 2000г.

6. Чариев З. Усиление колониальной политики и национального гнета и их последствия в Туркестане в начале ХХ века. Т. 1999 г.

©

© О

June, 20221

579

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.