УДК 316.74:2
ПОЛИТИКА ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ: КОНТЕКСТ ВЛИЯНИЯ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
В.И. Гостенина, Д.А. Кобылин
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Авторы анализируют состояние политической активности молодежи и ее зависимость от пропаганды тоталитарных сект. Значение данного вида девиантного поведения молодежи достаточно редко анализируется в социологической литературе, однако значение данного вида отклонения рассматривается как новое направление на влияние умов, которое не знает географических границ и национальных преград.
Политическая активность определяется как особый вид социальной идентичности, направленный на самоопределение индивида в политическом плане через идентификацию с политическими институтами и предполагающий участие индивидов в политическом процессе. Можно считать, что политическое участие молодежи состоит в том, что они могут индивидуально или, присоединившись к какой-либо партии или организации, влиять на развитие и функционирование политической системы, отстаивая свое собственное мнение. Опасность явления увеличивается с каждым днем и требует предметного исследования, направленного на профилактику участия молодежи в деятельности тоталитарных сект.
Ключевые слова: тоталитарные секты, девиантное поведение, манипулирование, электоральное поведение, электоральная активность молодежи.
Молодежь является, по своей сути, определяющей стрелой общественного мнения в виду своего возраста и процентного соотношения с числом населения страны. Поэтому за их внимание, за их голос и необходимость участия в жизни страны ратует государство. Многие исследователи указывают на малую заинтересованность молодежи в политической активности, зафиксированную социологическими исследованиями [2,7].
О. М. Карпенко и И. А. Ломанов выделяют компоненты политической активности: мыслительная, электоральная, стихийно-массовая, структурная и профессиональная [8, 1]. Причем участие в выборах принято рассматривать как основную форму политического участия, возможность отстоять свою гражданскую позицию. Политическая активность может иметь разные виды. Политологи и специалисты - социологи выделяют такие типы как, традиционный (конформный), протестный, рациональный и апатичный (пассивный) [2].
Вместе с тем, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы и особенности политической активности молодежи. К объективным относят: возрастные особенности (лабильность политического сознания, подверженность манипулированию, отсутствие политического опыта); неустойчивое материальное положение; влияние типов политического режима и фаз социально-экономического развития. Среди субъективных выделяют: степень доверия к институтам власти, уверенность в завтрашнем дне, удовлетворенность своей жизнью, наличие или отсутствие интереса к политике [2].
Нельзя сказать, что молодежь абсолютно не интересуется политикой. Скорее интерес имеет волновой и непостоянный характер. Молодежь не находится изолировано от общества, участвуя в его жизни и узнавая новости по телевизору или через Интернет, проявляет включенность в политические процессы, которая происходит со стороны активной части ее представителей. К особенности политической активности молодежи относят прагматичный характер, ибо она стремится жить хорошо и видеть изменения, происходящие сразу же. Молодежь осознает свою жизнь в романтических цветах индивидуализма как быстропроходящую, поэтому, зачастую, не заглядывает в будущее. Причиной тому может быть как нестабильность прошлых лет, так и новая парадигма мышления эпохи. Целесообразным для молодежи является решение государством молодежных проблем [4]. Не вызывает удивления результаты исследования, показывающие, что подавляющее большинство молодых людей главной ценностью жизни называют личную свободу и независимость [8]. Тем удивительнее, с какой легкостью они готовы ее потерять. Представим анализ этого тренда на примере попадания
молодежи пол воздействие тоталитарных сект и как результат полная потеря самостоятельности и критичности мышления, апатия и делинквентное, асоциальное и даже противоправное поведение.
Молодежь сильнее, чем другие категории населения подвержена влиянию политической толпы. Р. Парк называет ее группой экстравертной или теми, кто привыкли действовать и что-то изменять. Действительно, участие в политической жизни направлено на активные действия, требующие определенного психологического и социального предрасположения. В противовес этому Р. Парк называет молодежь группой интровертов, которые зациклены на внутренних проявлениях и всяческий уход от сигналов внешнего мира в свое собственное пространство, выстроенное на вере и ритуалах с редким проявлением экспрессии.
Так Р. Парк определяет религиозную группу или религиозную толпу. Под такой религиозной толпой он подразумевает и религиозные секты. Общим для этих направлений Р. Парк выделяет бескомпромиссность или радикализм (революция для политической группы, построение новой «политики жизни» для секты) [5]. С появлением новых видов сект, их зацикленное на себе действие зачастую переходит во внешнюю среду, - они могут перекликаться или занимать место политической партии, предполагая изменения и обустройство общества в соответствии с собственными интересами. Такую параллель Р. Парк высказывает в своем описании: «Политическое общество, где признается только одна партия и где правит одна партия, неизбежно - в перспективе развития - принимает форму теократии, когда правящая партия — это не что иное, как правящая секта» [5]. Таким образом, на данный момент, тема переплетения политики и сектантства имеет под собой настоящую основу борьбы за численность приверженцев того или иного направления. Происходит борьба за их голоса. Поэтому, считаем обоснованным провести анализ влияния сектантских групп на политическую активность молодежи.
Среди обозначенных факторов участия в политической деятельности, существуют пересечения с факторами попадания под влияние сектантских групп, которые в своем агрессивном и деструктивном направлении имеют названия тоталитарных сект. Среди ситуационных факторов вовлечения в секты (развод, переезд, смерть близкого или друга, первый и последний год обучения, смена работы, смена образа жизни, экономическая нестабильность) [3] ученые отмечают прохождение основных этапов психосоциального развития с соответствующими кризисами как фактор предрасположенности к вербовке [6]. Степень удовлетворенности своей жизнью, осознание собственной свободы и ответственности за свою жизнь, распоряжение ею - те факторы, благодаря которым человек осознает себя как социально активное существо. Под воздействиям различных рефлексий молодежь принимает разные решения. Человек фрустрированный, пассивный к собственной жизни и своему выбору, лишенный собственной позиции, легче поддается вербовке.
В связи с этим интересно рассмотреть, как относятся к политической активности идеологии различных тоталитарных сект, ибо адепты в сознательном варианте зависят от ее решений. Учитывая раннюю пассивность и затуманенность сознания молодежи, они будут готовы нести те идеи, которые были заложены в их головы тоталитарной группой. В этом зачастую и проявляется их тоталитарное настроение, лишающее критичности индивида. Не секрет, что в последнее время возникло множество различных групп, направленных на саморазвитие, самосовершенствование или иной взгляд на жизнь со стороны мистики, религии или мессианских откровений. Не вызывает сомнения и тот факт, что, несмотря на их распространение и функционирование, множество из них могут нести деструктивное влияние на сознание человека.
Представляется маловероятным изучить культовые документы на предмет их отношения к участию в политической жизни. Находясь во вовне их функционирования молодежь пребывает в состоянии «эзотерического разрыва», который позволяет членам секты обманывать и говорить о разных позициях по тому или иному вопросу (учение или отношение к какому-либо институту и миру вообще) в зависимости от того, кто задает такой вопрос и на основе проработки тоталитарного воздействия на потенциальных и бывших членов сект со-
ставляются концепции отношения тоталитарных сект к политическому участию своих членов, конкретно, принадлежащих к молодежной среде.
Значение дальнейших исследований помогут уточнить и скорректировать данные концепции.
Итак, нам представляется существенным систематизировать и представить следующие концепции отношения тоталитарных сект к политической активности.
1. Полная замкнутость. Это характерно для тоталитарных сект закрытого типа. Наиболее опасных и неизвестных групп, которые полностью отделяются от внешнего мира.
Мастер подобной группы не желает отпускать своих членов для участия в какой-либо деятельности, кроме обозначенной им самим для заработка средств (фандрайзинг). Он не будет согласен также принимать у себя избирательные комиссии и любых других посторонних людей, не подготовленных должным образом. Все имеющиеся контакты с внешним миром имеют скорее формальный характер и не распространяются на адептов, цель которых сосредоточиться на работе в группе и изолироваться от остального мира. В цвете тоталитарной идеологии иной мир будет представляться греховным, злым, враждебным, а значит, и участие в политике не будет иметь для них никакого значения, возможно, даже порицаться или отождествляться с демонизмом.
2. Запрет. Это может быть характерно для открытых групп, полностью не изолирующих себя от остального мира, но продолжающих втайне считать его греховным и опасным. Более того, такая позиция может являться важным элементом участия в группе. Данное условие может быть прописано в кодексе культа, как, например, запрет на переливание крови у иеговистов. В таком случае прививается абсолютная безучастность к делам в политической сфере, возможно выражение отвращения через создание образа врага в лице политической деятельности, выставление ее в крайне нелицеприятном свете, указание на ее ошибки и недочеты, применение элементов запугивания и выработка страха.
3. Нейтралитет. Данная концепция также относится к открытым группам, имеющим свои сайты, и чьи мероприятия можно посетить свободно. Официально они могут занимать позицию развития личности и не одобрять у своих адептов стремления к чему-то обычному и массовому, но и не давать официальный запрет. Фактически, участник такой группы может представлять собой электоральную единицу, но его мнение, его позиция, его выбор будут во многом зависеть от гуру или лидера группы и от самой идеологии группы. Возможно проявление такой же незаинтересованности в участии в общественной жизни и настроение, направленное на собственное духовное возвышение, лишенное привязанности к государству и участию в политике. Даже если ранее человек занимал активную политическую позицию, со временем он может отойти от своих интересов, не поддерживаемых группой.
4. Благословление. Группы, придерживающиеся данной концепции, не имеют никаких предубеждений в своих идеологиях и побуждают своих адептов участвовать в общественной жизни, наряду с остальными. Бороться и проявлять активную гражданскую позицию, голосовать и отстаивать свои интересы.
Стоит учитывать, что, группы, которые называются деструктивными, откладывают свой отпечаток на сознание индивида. В тоталитарных сектах лидеры влияют на своих адептов, и приверженность такой политике вовлечения в политическую активность идет для реализации собственных задач, а не для раскрытия личности адепта. Возможно, таким образом организация пытает продвинуть свои идеи и свои интересы дальше, чем может охватить группа. И для этого им необходимы носители их идеологии, т.е. адепты.
Таким образом, когда мы говорим о тоталитарных сектах и их концепции одобрения участия в политической жизни, нам необходимо проявить осторожность и попытаться выяснить, что на самом деле скрывается за этим желанием.
Таким образом, говоря о любой из упомянутых концепций, нам стоит проявить осторожность и обратить внимание на деятельность культов. Если культ не против участия своих адептов в политической жизни, то велика вероятность того, что их участник не отстаивает собственное мнение и интересы, но посвящен реализации проектов, навязанных группе. Дей-
ствия группы могут не устраивать самого адепта, т.к подобные действия могут нести вред не только самому адепту, но и обществу и государству в целом. Большинство из членов культов представляют собой пассивную группу, которые используются для реализации собственных тоталитарных проектов и для привлечения внимания, ибо, находясь под влиянием, пассивность молодежи может быть раскрыта как активность в тоталитарной культуре.
Список литературы
1. Алексеев, С. А. Политическая активность и политическая идентичность молодежи в современных условиях / С. А. Алексеев, Э. Б. Гаязова, Ф. Ф. Ильясова // Казанский педагогический журнал. - 2017. -№ 5. - С. 181 - 184.
2. Беликова, Е. А. Политическое участие молодежи: анализ проблем политической активности / Е. А. Беликова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 1. - С. 57 - 61.
3. Кучмистов, К. С. Психологические факторы включенности личности в деструктивные секты: к постановке проблемы / К. С. Кучмистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 68 - 72.
4. Ницевич, В. Ф. Основные формы политической активности российской молодежи /
B. Ф. Ницевич, Т. В. Игнатова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 4. -
C. 61 - 67.
5. Парк, Р. Характеристика секты / Р. Парк, С. Баньковская // Социологическое обозрение. - 2006. - № 1. - С. 19 - 23.
6. Романов, А. В. Причины вовлечения в культовые религиозные группы / А. В. Романов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2013. - № 2 (46). - С. 137 - 142.
7. Устинкина, К. Г. Электоральное поведение российской молодежи / К. Г. Устинкина // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2014. - №1. - С. 139 - 145.
8. Чирун, С. Н. Политическая активность и политическое участие молодежи: проблемы и возможности / С. Н. Чирун // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - С. 50 - 54.
Сведения об авторах
Гостенина Валентина Ивановна - доктор социологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», заведующая кафедрой социологии и социальной работы.
e-mail: [email protected]
Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14
Телефон: +79803092170, рабочий: +74832643031
Кобылин Даниил Александрович - студент 4 курса по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
Адрес: 241521, Брянская область, Брянский район, д. Тиганово, ул. Садовая, д. 20
Телефон: +79803143722, рабочий: +74832643031
e-mail: [email protected]
UDK 316.74:2
POLITICS OF TOTALITARIAN SECTS: THE CONTEXT OF INFLUENCE ON THE ELECTORAL BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE
V.I. Gostenina, D.A. Kobylin
Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Bryansk State Academician I.G. Petrovski University»
The authors analyze the state of political activity of young people and their dependence on the propaganda of totalitarian sects. The significance of this type of deviant behavior of young people is rarely analyzed in the sociological literature, but the significance of this type of deviation is considered as a new direction for the influence of minds that does not know geographical borders and national barriers.
Political activity is defined as a special type of social identity aimed at self-determination of an individual in political terms through identification with political institutions and involving individuals in the political process. It can be considered that political participation of young people consists in the fact that they can individually or by joining a party or organization, influence the development and functioning of the political system, defending their own opinions. The danger of this phenomenon is increasing every day and requires a case study aimed at preventing the participation of young people in the activities of totalitarian sects.
Keywords: totalitarian sects, deviant behavior, manipulation, electoral behavior, electoral activity of youth.
References
1. Alekseev, S. A. Politicheskaya aktivnost' i politicheskaya identichnost' molodezhi v sov-remennyh usloviyah / S. A. Alekseev, E. B. Gayazova, F. F. Il'yasova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2017. -№ 5. - S. 181 - 184.
2. Belikova, E. A. Politicheskoe uchastie molodezhi: analiz problem politicheskoj aktivnosti / E. A. Belikova // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. - № 1. - S. 57 - 61.
3. Kuchmistov, K. S. Psihologicheskie faktory vklyuchennosti lichnosti v destruktivnye sek-ty: k postanovke problemy / K. S. Kuchmistov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya 3: pedagogika i psihologiya. - 2013. - № 2. - S. 68 - 72.
4. Nicevich, V. F. Osnovnye formy politicheskoj aktivnosti rossijskoj molodezhi / V. F. Ni-cevich, T. V. Ignatova // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2013. - № 4. - S. 61 - 67.
5. Park, R. Harakteristika sekty / R. Park, S. Ban'kovskaya // Sociologicheskoe obozrenie. -2006. - № 1. - S. 19 - 23.
6. Romanov, A. V. Prichiny vovlecheniya v kul'tovye religioznye gruppy / A. V. Romanov // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2013. - № 2 (46). - S. 137 - 142.
7. Ustinkina, K. G. Elektoral'noe povedenie rossijskoj molodezhi / K. G. Ustinkina // Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. - 2014. - №1. - S. 139 - 145.
8. CHirun, S. N. Politicheskaya aktivnost' i politicheskoe uchastie molodezhi: problemy i vozmozhnosti / S. N. CHirun // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - S. 50 -54.
Author's information
Gostenina V.I. - doctor of social Sciences , Professor, FSBEI HE Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, head of the Department of sociology and social work.
e-mail: [email protected]
Kobylin D.A. - 4th year student in the field of training 39.03.02 " Social work», FSBEI HE Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky.
e-mail: [email protected]