IDA |W
l_JvJr~VJ JOURI
Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)
УДК 336.711
ПОЛИТИКА ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
Мандрон В.В., Дудина А.Г.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
Денежно-кредитная политика, которая проводится национальными банками, оказывает большое влияние на состояние денежно-кредитной сферы страны и на состояние и развития национальной экономики. В данной статье анализируется динамика инфляции в России. Рассматривается таргетирование уровня инфляции как основного инструмента монетарной политики национальных банков, а также приводятся условия таргетирования инфляции. Кроме того, в работе приводятся режимы денежно-кредитной политики. Ключевые слова: Банк России, инфляция, монетарная политика, таргетирование, ценовая стабильность.
10.22281/2542-1697-2022-01-02-14-18
Денежно-кредитная политика национальных банков во всех странах мира оказывает огромное влияние на состояние и темпы развития экономии, она отличается и имеет свои особенности, целевые ориентиры, как в периоды подъема, так и стагнации экономических систем. Меры денежно-кредитной политики центральных банков всех стран направлены на формирование макроэкономического равновесия на товарных и финансовых рынках, а также обеспечивают равновесие между объемами предложения и спроса денег, обеспечение оптимального состояния платежного баланса страны.
Монетарная политика, проводимая национальными банками сама по себе не развивает, и не замедляет экономическую систему государства, но она через определенные инструменты и методы оказывает влияние на спрос. При увеличении спроса - происходит рост производительности труда, развиваются производства, технологии, то есть денежных средств достаточно для развития бизнеса, отраслей экономики. Уменьшение спроса влечет сокращение производительности труда, отрицательно влияет на технологическое развитие и развитие производств, денежных средств не достаточно, происходит постепенная стагнация экономики. В соответствии с этим, выделяют следующие виды денежно-кредитной политики проводимой национальными банками - сдерживающая (жесткая), нейтральная и стимулирующая (мягкая).
Решение о переходе на стимулирующую денежно-кредитную политику принимается, если происходит замедление темпов экономического развития, уровень инфляции находится в пределах или ниже таргетируемого значения. В период проведения мягкой монетарной политики Центральный банк начинает этап постепенного понижения ключевой ставки, для того, чтобы уровень инфляции стал повышаться и произошло оживление экономики государства.
Жесткая монетарная политика применяется финансовыми регуляторами, если экономическая система «перегрета», имеются высокие инфляционные ожидания, уровень инфляции выше таргетируемого значения. Такие события в экономике влияют на то, что Центральный банк повышает ключевую ставку, для того, чтобы инфляционные ожидания и темпы инфляции снизились.
При нейтральной денежно-кредитной политике значение ключевой ставки финансовый регулятор долгое время не меняет, и имеет то значение, которое Центральный Банк считает наиболее подходящим для развития национальной экономики.
Стратегические цели денежно-кредитной политики Банка России многогранны - рост экономики, ценовая стабильность, стабильный уровень процентных ставок, стабильная работа финансового рынка, высокий уровень занятости населения страны. В связи с постепенной трансформацией деятельности финансовых регуляторов некоторые из них стали менее значимыми, например, стабильность валютных рынков и стабильный уровень
DOAJ
Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №«2(26)
процентных ставок.
Стратегические цели по характеризуются долгосрочным характером, и их реализация является длительным процессом, некоторые их них достигаются годами. Следовательно, для их реализации национальные банки действуют путем постановки промежуточных целей.
Промежуточные цели монетарной политики центральных банков являются среднесрочными и более реализуемыми в ближайшей перспективе. Признанная цель монетарной политики является ее номинальным якорем.
В качестве номинального якоря монетарной политики может быть:
- денежный (значения денежных агрегатов - М1, М2. М3);
- валютный (курс национальной валюты);
- инфляционный (уровень инфляции)
Подавляющее большинство стран как развитых, так и развивающихся используют режим инфляционного таргетирования [6, с. 14].
Главным в работе финансового регулятора является определение режима, выбор и фиксация ориентира, как целевого направления монетарной политики. На современном этапе страны могут придерживаться разных режимов денежно-кредитной политики.
Режимы монетарной политики систематизированы и представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Режимы денежно-кредитной политики национальных банков
Исходя из проведенного исследования установлено, что наиболее востребованным режимом монетарной политики является режим инфляционного таргетирования. Он фактически применяется в 39 странах мира из 259 государств [5, с. 176].
Первым государством, которое стало применять таргетирование инфляции - это Новая Зеландия в 1990 г. Страны, которые придерживаются данного режима, отличаются
DOAJ
Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №«2(26)
относительной экономической устойчивостью, а также на данные государства имеют более трети мирового объема ВВП. Режим инфляционного таргетирования применяют национальные банки таких стран как: Англии (1992 г.), Австралии (1995 г.), Бразилии (1999 г.), Венгрии (2001), Израиля (1991 г.), Канады (1991 г.), Норвегии (2000 г.) Японии (2011 г.) и др. США и страны Еврозоны, официально не подтверждали введения режима таргетирования инфляции, но на практике при формировании прогнозов экономического развития они устанавливают среднесрочные цели по уровню инфляции и инфляционным ожиданиям. С учетом всех стран, которые устанавливают целевые значения по уровню инфляции, в мировом совокупном объеме ВВП достигает приблизительно 75%.
Режим таргетирования инфляции в Российской Федерации был введён финансовым регулятором совместно с Правительством России в 2015 г. Банк России установил таргет инфляции в размере 4%, то есть величина годовой инфляции должна быть в пределах 4% [1, с. 157]. Переход к инфляционному таргетированию в России проходил в несколько этапов и возможен был при наличии определенных условий, главными из которых являются:
- плавающий режим валютного курса;
- стратегическая цель проводимой денежно-кредитной политики - это ценовая стабильность;
- официальное закрепление целевого значения уровня инфляции;
- реализация монетарной политики на основе анализа широкого массива макроэкономической информации;
- открытость и прозрачность деятельности национального финансового регулятора;
- практическое применение механизма подотчётности.
Изменение уровня инфляции в Российской Федерации за период с 2001 по 2021 гг. отражено схематично на рисунке 2 [2, с. 226].
Инфляция, %
Рисунок 2 - Изменение годового уровня инфляции в России за 2001-2021 гг., %
Период с 2015 по 2016 гг. был дезинфляционным и национальная экономика проходила этап адаптации к новому режиму денежно-кредитной политики, также в этот период совместные усилия Правительства РФ и Центрального банка РФ были направлены на преодоления последствий от масштабного кризиса 2014 г. [7].
В начале 2017 г. уровень инфляции благодаря эффективным мерам денежно-кредитной политике приблизилась к цели финансового регулятора и ее уровень был в пределах 4% [4].
По итогам 2017 г. инфляция оказалась ниже уровня таргета, и составила 2,52% за год. По итогам 2018 г. не смотря на высокую волатильностью национальной валюты и повышение ставки основного косвенного налога (НДС) уровень инфляции сравнялся с величиной таргета. Ускорение роста темпов инфляции стало происходить в 2019 г.
© О ©
>—BY SA
DOAJ
directory of open access
journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)
В 2019 г. регулятор смог удержать инфляцию на уровне 5,5%. Смягчение денежно-кредитной политики послужило сдерживанием темпов роста инфляции в 2019 г. Население и предприятия испытали «шок» от кризиса 2020 г. вызванного пандемией «Covid-19», однако цифры российской статистики не демонстрируют глубокой стагнации национальной экономики, так объем ВВП страны снизился на 3,1%, реальные доходы населения уменьшились на 3,5%, безработица увеличилась на 4,3%. Уровень инфляции по итогам 2020 г. достиг 4,91%.
Уровень инфляции с января по октябрь 2020 г. была ниже таргета, и не превышал 4%. В ноябре инфляция в стране оказалась выше целевого значения, в декабре 2020 г. она достигла 4,98% [7]. В 2020 г. Банк России объявил о целенаправленной стимулирующей монетарной политике, которая проводилась до июля 2021 г. В следствие этого произошло рекордное понижение ключевой ставки с 7,75% до 4,25%. В следствии данных мер, инфляция в течение 2020 г. инфляция не вышла за пределы 2019 г. С июля 2021 г. Банк России стал постепенно переходить от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике, и первым этапом стало повышение ключевой ставки, также были отменены регуляторные послабления, вводимые для коммерческих банков [3, с. 112].
В декабре 2021 г. инфляция в России достигла рекордных значений с 2015 г. и составила 8,39%.
Ценовая стабильность на современном этапе является главной целью финансового регулятора России, так как имеет много преимуществ для национальной экономики, главным из которых является снижение фактора неопределенности макроэкономических условий для экономических агентов, что дает возможность расширять горизонты планирования своей деятельности и благоприятно влияет на инвестиционный процесс.
Ценовая стабильность не ставит цель достижения нулевого уровня инфляции, а предполагает, что значения инфляции будут находиться в пределах узкого коридора.
Список использованных источников
1. Голышева В.С., Мандрон В.В. Оценка эффективности инструментов денежно-кредитной политики в условиях нестабильности национальной экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №4. - С. 157-143.
2. Зверев А.В., Мандрон В.В., Мишина М.Ю. Финансовые рынки современной России: особенности регулирования и тенденции развития // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. - № 1 (35). - С. 226-234.
3. Кравченко Л.А., Троян И.А. Антикризисное государственное регулирование в условиях новых вызовов и ограничений // Вопросы региональной экономики. - 2021. - №2 (47). - С. 111-119.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов. - Текст : электронный // Центральный банк Российской Федерации [официальный сайт]. - URL: https://cbr.ru//Downloads/on_2021(2022-2023)%20(2).pdf (дата обращения: 28.02.2022).
5. Власова С.С., Севрюкова С.В. Динамика формирования реальных дохов населения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - №4. - С. 176-181.
6. Севрюкова С.В., Бохан А.А. Оценка конкурентоспособности экономики России на мировом уровне // Вектор экономики. - 2018. - №2 (20). - С.14.
7. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения: 28.02.2022).
Сведения об авторах
Мандрон Виктория Валериевна - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского; e-mail: [email protected]
Дудина Анна Геннадьевна - студент 1 курса, направления подготовки Экономика,
гло л 'directory of
j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)
направленность (профиль) Национальная экономика (уровень магистратуры); e-mail: [email protected]
UDK 336.711
INFLATION TARGETING POLICY AS A MONETARY POLICY TOOL OF THE
NATIONAL BANK
Mandron V.V., Dudina A.G.
Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk
Monetary policy, which is carried out by national banks, has a great impact on the state of the monetary sphere of the country and on the state and development of the national economy. This article analyzes the dynamics of inflation in Russia. The article considers the targeting of the inflation rate as the main instrument of the monetary policy of national banks, and also provides the conditions for targeting inflation. In addition, the paper provides monetary policy regimes.
Keywords: Bank of Russia, inflation, monetary policy, targeting, price stability.
References
1. Golysheva V.S., Mandron V.V. Assessment of the effectiveness of monetary policy instruments in conditions of instability of the national economy. Scientific and methodological electronic journal «Concept», 2017, No.4, pp. 157-143.
2. Zverev A.V., Mandron V.V., Mishina M.YU. Financial markets of modern Russia: regulatory features and development trends. Bulletin of the Bryansk State University. 2018, No.1 (35), pp. 226-234.
3. Kravchenko L.A., Troyan I.A. Anti-crisis state regulation in the face of new challenges and restrictions. Issues of regional economy. 2021, No.2 (47), pp. 111-119.
4. Osnovnye napravleniya edinoj gosudarstvennoj denezhno-kreditnoj politiki na 2021 god i period 2022 i 2023 godov (The main directions of the unified state monetary policy for 2021 and the period 2022 and 2023.) Available at: https://cbr.ru//Downloads/on_2021 (2022-2023)%20(2).pdf
5. Vlasova S.S., Sevryukova S.V. Dynamics of the formation of real dohs of the population. Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2018, No.4, pp. 176-181.
6. Sevryukova S.V., Bohan A.A. Assessment of the competitiveness of the Russian economy at the world level. Vector of Economics. 2018, No.2 (20), pp.15.
7. Central'nyj bank Rossijskoj Federacii (Central Bank of the Russian Federation) Available at: https://cbr.ru/
Author's information
Mandron Victoria Valerievna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected]
Dudina Anna Gennadievna - 1st year student, areas of study Economics, orientation (profile) National Economy (Master's degree level); e-mail: [email protected]