ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Батралиева А. Н.
Astrakhan State University
ARTICLE INFO_
Received 25 October 2016 Accepted 11 November 2016 Published 15 November 2016
KEYWORDS
экономический рост, стимулирование экономического роста, перспективы Российской экономики,
динамика темпов роста ВВП
© 2016 The Author.
Введение. В России на данный момент времени усиление напряженности в международных отношениях наложило на экономику страны внешние ограничения, введенные рядом развитых стран. Достигнутые пределы экстенсивного экономического роста, а также внешние ограничения подталкивают государство к поиску более прогрессивных путей стимулирования роста ВВП.
Основная часть. В последние 7-8 лет в России происходили качественные изменения. Особенно преломил динамику роста кризис в 2008-2009 годах. Он зафиксировал смену двух этапов.
Девальвация рубля, произошедшая в конце 1998 г., запустила процесс импортозамещения, способствовавший оживлению российской экономики в 1999 - 2000 гг. [1]
Дальнейший подъем экономики в 2001 г., можно предположить, был результатом политики ФРС США, которая снизила учетную ставку с 6% до 1%. Смягчение денежной политики привело к оживлению деловой активности до 2008 г. во всем мире.
Россия шла на пути восстановительного роста, используя свои внутренние резервы и возможности, связанные с повышением цен на товары российского экспорта. Чаще всего рост российской экономики в этот период связывают конкретно с повышением цен на нефть.
В 2004 г. основным стимулятором российской экономики стали расходы на потребление со стороны домохозяйств, которые были связаны с ростом личных доходов, а также с развитием потребительского кредитования. [1]
По данным МВФ, развивающиеся страны имели средние темпы роста 6, 5 % в год, и Россия с показателем 7, 2 % была одной из динамично развивающихся экономик. [2]
В 2005 г. наблюдалось снижение темпа роста ВВП с 7, 2 % до 6, 4 %. А. Кудрин считает, что одной из причин замедления экономического роста являются высокие темпы прироста импорта, вызванные повышением курса рубля. По оценкам автора, при росте реального курса рубля к доллару на 1% стоимостный объем импорта увеличивается на 0,94%; рост ВВП на 1% сопровождается ростом импорта на 1,32%. Иными словами, из 28,6% прироста импорта 9,9 % обусловлено повышением курса рубля, а 8,4 % — приростом ВВП. [3]
Цены на нефть в 2007 г. были равны 80-90 долл. / барр., а спрос со стороны потребителей рос на 10-12 % в год. [1]
Выдвинуть гипотезу о «перегреве» экономики страны позволяла зависимость российской экономики от бурного роста цен на нефть и необеспеченных потребительских кредитов.
В период с конца 2007 г. до сентября 2008 г., когда мировые финансовые рынки испытывали первые признаки турбулентности, многие считали, что экономика РФ с огромными
ABSTRACT_
Данная статья содержит информацию о проводимой экономической политике в России с 1998 по 2015 гг., ее плюсы и минусы. Статья демонстрирует выявленные пределы экстенсивного экономического роста и анализирует перспективы дальнейшего развития экономики страны.
http://ijite. org/
3(5) November 2016 3
валютными резервами и профицитом бюджета сможет выдержать надвигающийся кризис. Вопреки этому отток капитала, «отключение» многих российских банков от мировых финансовых рынков и падение цен на нефть разрушили существующие представления.
Мировой экономический кризис 2008 г. стал началом второго этапа развития российской экономики. Он показал, что денежная политика смягчения не приносит долгосрочных результатов и вероятность того, что огромные валютные резервы выдержат мировой кризис, очень мала. Этап характеризуется снижением темпов экономического роста и увеличение неустойчивости во всей экономике.
В 2009 г. реальный ВВП снизился на 7, 8 %, промышленное производство на 9, 3 % , ввод жилья промышленными организациями - на 14, 6 %, железнодорожные грузоперевозки - на 15 %. [1]
Вопреки отрицательным значениям показателей, Россия пережила два кризисных года сравнительно легко. Причинами такого явления являются «перегрев» российской экономики, который предшествовал кризису, и наличие резервов. Но в дальнейшем произошел резкий перелом динамики.
После окончания восстановительного подъема в 2010-2011 гг. было понятно, что модель роста Российской экономики, основанная на высоких и постоянно растущих ценах на нефть, потеряла свою значимость.
Правительство встало на путь стимулирования экономики, чтобы предотвратить последующее замедление.
В 2009-2010 гг. сбережения Минфина на счетах в Резервном фонде и ФНБ сократилась примерно на 100 млрд. долл., направленные на поддержку банков и компаний, которые пострадали от ухудшения глобальной конъюнктуры. С 2008 г. правительство начало практиковать размещения депозитов в российских банках, что позволяло смягчить негативные последствия глобального кризиса для банковского кредитования. Также была модифицирована система рефинансирования ЦБ РФ, до 2007 г. не развитая и не использовавшаяся как средство поддержки банков, стала доступна банкам как кризисный механизм. [2]
В 2010-2011 гг. темпы роста российской экономики составили 4, 3 - 4.5%. Федеральный бюджет был исполнен с профицитом 0, 8 %, а среднегодовые темпы инфляции снизились до 4 %. [4]
Но динамика ВВП России, несмотря на действия государства, все же в последующие годы замедлилась: показатели начали затухать в 2012 г., темпы роста ВВП составили 3, 4 %, в 2013 г. - 1, 3 %, в 2014 г. - 0, 6 %.
Ряд экономистов считали основной причиной торможения темпов роста ВВП падение цен на нефть. Но не следует оставлять без внимания структурные ограничители роста.
Во-первых, отрицательное изменение ВВП обусловлено сокращением инвестиционной активности в 2012 г. По сравнению с 2011 г. темпы роста инвестиций упали вдвое: с 10, 8 до 6, 6 %. К 2013 г. показатель приблизился к нулю. [4] По итогам 2014 г. инвестиций снизились на 2 %, а во 2 квартале 2015 г. - на 7, 4 %. [2] Падение инвестиций проявлялось на фоне оттока частного капитала. В совокупности они привели к снижению спроса на инвестиционный импорт.
Во-вторых, с 2012 г. Россия столкнулась с ограничениями со стороны трудовых ресурсов. С 1989 г. численность населения моложе 20 лет уменьшилась на 14 млн. человек. Число россиян старше 65 лет упало с 20,2 млн. в 2007 г. до 18,1 млн. в 2011 г. [2]
Данную ситуацию усугубляет распределение трудовых ресурсов в стране. Государство с 2009 г. увеличило число занятых работников в государственном секторе.
Увеличение занятости в неформальном секторе также является одним из факторов влияния на изменение общей трудовой статистики. В 2014 г. количество работников в этом секторе выросло с 14, 1 млн. до 15 млн. человек. Опасения вызывает также тот факт, что увеличивается число квалифицированных кадров, уходящих в эту область. Доля работников с высшим образованием повысилась с 13% до 16 % в 2013г. Общий эффект от таких изменений приводит к сокращению производительности труда во всей экономике.
В 2012 г. Россия вступила в ВТО. Позиция переговоров РФ была основана на сохранении защищенности внутренних рынков. Присоединение к Всемирной торговой организации не принесло радикальных изменений регулирования внутреннего рынка и его открытости для иностранного капитала. Иными словами, страна не просила для сбыта своих товаров новые рынки, но и не смягчала условия привлекательности для иностранных инвестиций. Зарубежные компании в России действует в основном в автомобильной промышленности и в торговле (мировые розничные сети).
В 2014 г. Россия взяла активный курс на импортозамещающую политику. Данное событие стало своего рода решением проблемы введения санкций против России.
4 3(5) November 2016
http:/Лjite. org/
На основе опыта истории можно составить определенные признаки проведения политики импортозамещения, чтобы доказать, что в России данная политика имела свои особенности.
Во-первых, правительство определяет приоритеты развития национальной экономики, т.е. происходит реструктуризация экономики сверху. Возникновение институтов развития характеризует реализацию такой стратегии.
Во-вторых, источниками роста являются государственные компании, которым доступны дешевые кредитные ресурсы, государственные субсидий.
В-третьих, политика правительства направлена на создание барьеров для конкуренции со стороны зарубежных предприятий в виде тарифов и квот.
В-четвертых, правительство укрепляет валютный курс, чтобы снизить цену инвестиционного импорта.
Корпорации и банки развития были созданы с середины прошлого десятилетия, имея целью быть проводниками государственной политики в отраслевом разрезе. Это доказывает, что с 2000-х годов страна проводила некие меры из политики импортозамещения. [2]
Также сохранение барьеров для иностранного капитала после вступления России в ВТО свидетельствуют о существовании признаков импортозамещающей политики до принятия курса на данную политику.
На 2014 г. насчитывалось 10 институтов развития, под управлением которых находились активы на сумму около 7 трлн. рублей, или 10 %. [2]
До 2014 г. политика нашей страны соответствовала политике импортозамещения: был зафиксирован валютный курс для удешевления импортного оборудования и были использованы международные капиталы для финансирования собственного роста. Однако это не предотвратило структурное замедление роста в последние годы.
На 2015 г. принята политика плавающего курса рубля, которая не соответствует политике стимулирования импортозамещения, но могла бы поддержать экспортеров, обеспечивая их ценовую конкурентоспособность.
Заключение. Н. Орлова считает, что первый шаг для поддержки не сырьевого экспорта сделан, нужны следующие действия. [2]
Существуют различные сценарии развития российской экономики. Наиболее подходящим, на мой взгляд, является инновационный вариант дальнейшего развития.
Он предусматривает обеспечение повышения качества государственного управления, улучшения инвестиционного климата, стимулирование предпринимательской деятельности. [4]
Следует провести институциональные изменения, которые повлияют на раскрытие человеческой личности и составляющих человеческого капитала. Создать условия для дальнейшего роста потенциала работников и специалистов и реализаций имеющихся возможностей. Поставить цель сократить отток человеческого капитала из страны и принят необходимые меры для достижения этой цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мозиас П. М. Экономика Китая: возвращение в "новую реальность" / П. М. Мозиас // Вопросы экономики. - 2015. - № 5. - С. 134-160. - ISSN 0042-8736.
2. Илларионов А. Н. Секрет китайского экономического "чуда" / А.Н. Илларионов // Вопросы экономики. - 1998. - № 4. - С. 14-27. - ISSN 0042-8736.
3. Пылаева Т. В. Влияет ли коррупция на устойчивость экономического роста? / Т. В. Пылаева // Балтийский регион. - 2011. - №4. - С. 49-59. - ISSN 2074-9848.
4. Рождественская Н. В. Влияние качества бюрократии на экономический рост / Н.В. Рождественская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №101. - С. 81-86. - ISSN 1992-6464.
5. Смирнов С. Н. Экономический рост и экономические кризисы в России: конец 1920-х годов - 2014 год / С.Н. Смирнов // Вопросы экономики. - 2015. - № 5. - С. 28-48. - ISSN 0042-8736.
6. Орлова Н. В Структурные факторы замедления роста Российской экономики / Н.В. Орлов // Вопросы экономики. - 2015. - N 12. - С. 69-85.
7. Ясин Е. Г. Состоится ли новая модель экономического роста в России / Е.Г. Ясин // Вопросы экономики. - 2013. - № 5. - С. 4-10. - ISSN 0042-8736.
8. Кудрин А. Л. Реальный эффективный курс: проблемы роста / А. Л. Кудрин // Вопросы экономики. - 2006. - № 10. - С. 4-19. - ISSN 0042-8736.
http://jite. org/
3(5) November 2016 5