Научная статья на тему 'Политика сша в Ираке (1945-1958 гг. )'

Политика сша в Ираке (1945-1958 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
814
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА США / ИРАК / ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ / THE US MIDDLE EASTERN POLICY / IRAQ / LEAGUE OF THE ARAB STATES / REGIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Ксения Андреевна

Статья посвящена анализу зарождения отношений между Ираком и США, когда еще влияние Великобритании в Ираке было доминирующим, а Советский Союз не представлял особой угрозы. В этот период США небезуспешно пытались вовлечь Ирак в региональную организацию, направленную против СССР. Ситуация поменялась с Суэцким кризисом 1956 г. и революцией в стране 1958 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the formation of relationship between Iraq and the USA when the British influence was still strong and the Soviet Union did not present any threat. During this period the USA successfully involved Iraq in a regional military organization against the USSR. The situation changed due to the Suez crisis of 1956 and Revolution of 1958.

Текст научной работы на тему «Политика сша в Ираке (1945-1958 гг. )»

Зарубежная история

К.А. Белоусова

Политика США в Ираке (1945-1958 гг.)

Статья посвящена анализу зарождения отношений между Ираком и США, когда еще влияние Великобритании в Ираке было доминирующим, а Советский Союз не представлял особой угрозы. В этот период США небезуспешно пытались вовлечь Ирак в региональную организацию, направленную против СССР. Ситуация поменялась с Суэцким кризисом 1956 г. и революцией в стране 1958 г.

Ключевые слова: ближневосточная политика США, Ирак, Лига арабских государств, региональные блоки.

Сегодняшнее положение дел в Ираке, явно неадекватная реакция Соединенных Штатов на «вызов», брошенный им Ираком, и практически непрогнозируемая ситуация на будущее заставляют уделить более пристальное внимание внешнеполитическим отношениям этой страны в новейшее время, а особенно - зарождению американо-иракских отношений.

Вторая мировая война поделила арабов на два лагеря: тех, кто поддерживал Великобританию и ее союзников, и тех, кто был сторонником фашистской Германии и держав оси «Берлин - Рим». Это разделение завершилось вследствие падения пронемецкого правительства Рашида аль-Гальяни в Ираке в мае 1941 г., освобождения Сирии и Ливана войсками союзников в июне 1941 г. и поражения немцев под Сталинградом в сентябре 1942 г. Арабские политики, понимая, что союзники выиграют войну, искали пути укрепления своей роли в новом международном порядке.

Нури ас-Саид, премьер-министр Ирака, эмир Трансиордании Аб-даллах и Мустафа ан-Нахаз, премьер-министр Египта, наблюдали за созданием альянсов военного времени в Европе и слушали заявления лидеров полярных блоков с большим интересом. Для них эти события значили, что послевоенная международная система будет основана на политических блоках и региональных альянсах [3, р. 184].

Англичане, которые еще во время Второй мировой войны пытались подтолкнуть арабов к созданию арабского союза, невольно увеличивали это впечатление. Публичные заявления министра иностранных дел А. Идена в мае 1941 г. и в феврале 1943 г. в поддержку арабского союза были интерпретированы в арабских странах как дополнительное доказательство, что великие державы видят разительные изменения в системе международных отношений. В феврале 1943 г., отвечая на заявление Идена, Нури ас-Саид пригласил арабских лидеров для обсуждения возможностей арабского альянса. Следуя этой инициативе, арабские лидеры начали переговоры о будущем межарабских отношений. Эти дискуссии, которые, по предложению Нури, проводились под руководством египетского премьер-министра, окончились созданием Арабской Лиги в марте 1945 г. [2, р. 98-264]. Ирак после Египта был вторым важным центром Арабского Востока, а потому основным соперником Египта в местном лидерстве. Ирак вступил на путь полученной независимости как полноправный член Лиги Наций в 1932 г., обладая механизмом представительного правительства и конституционной монархией.

Во внешнеполитическом аспекте Ирак и Трансиордания занимали прозападную позицию, а на внутриарабской сцене боролись с Египтом за доминирование в арабском мире в целом и в Сирии - в частности. В Ираке наиболее важной политической фигурой, за исключением королевской фамилии, в лице регента Абд аль-Илаха при несовершеннолетнем короле Фейсале II, официально правившем до 1953 г., был Нури ас-Саид, занимавший должность премьер-министра 14 раз.

Центром внутриарабской борьбы за влияние являлась Сирия, основными протагонистами были Ирак и Египет. Изменяющиеся отношения с Англией подчеркнули эту вражду. Иракский режим тесно сотрудничал с Великобританией, в то время как египетские правительства искали пути завершения английского договора. Целью политики Англии являлось сохранение сильного и дружественного Ирака, а отсюда интересы Ирака и Англии в плане будущего Сирии были тесно связаны. Как Египет противился усилиям Ирака, так и Франция противодействовала действиям Англии до 1956 г.: французы завидовали коммерческому, культурному и политическому влиянию, которое осталось им после коллапса сирийского мандата, и не могли забыть роль, которую сыграла Англия в осуществлении этого коллапса. А с 1955 г. в игру вступили Соединенные Штаты и Советский Союз.

Хотя до революции 1958 г. Великобритания занимала лидирующее положение в Ираке, тем не менее, Соединенные Штаты предпринимали попытки завязать отношения с этой страной. До революции 1958 г. на ирако-американские отношения влияли два фактора: палестинский вопрос и проблема создания новой системы региональной безопасности.

Американо-иракские противоречия по первому вопросу не ликвидировали полностью зарождавшееся сотрудничество между двумя странами, но заложили основу для напряженности, трений и разногласий, которые стали доминирующей чертой американо-иракских отношений в течение нескольких десятилетий в будущем [6, p. 282].

С 1945 по 1958 гг. сначала Великобритания и Франция, а затем и Соединенные Штаты были вовлечены в отношения Египта, Сирии, Ирака, Иордании, Ливана и Саудовской Аравии. Западные державы не всегда действовали успешно, иногда их цели были полярны, но обычно арабы действительно ощущали их вмешательство.

К концу 1940-х гг. арабский мир был на краю радикальных политических изменений. В то время, как последствия палестинской катастрофы 1948 г. были причиной внутренних политических переворотов внутри большинства конфликтующих стран, арабский мир в целом боролся против остатков западного господства, прикрытых двусторонними соглашениями. Западные державы, особенно Англия, надеявшиеся сохранить свое влияние в любых будущих оборонных организациях, старались изо всех сил убедить арабских лидеров в возможности советской угрозы. Для арабов, не имевших опыта отношений с СССР, возможность советской экспансии была весьма абстрактна. И, напротив, арабы имели живой опыт английского и французского колониализма, представленного на данный момент британскими войсками на их территориях, как было оговорено в двусторонних соглашениях. Более того, Израиль представлял собой в глазах арабов куда более серьезную угрозу, чем Советский Союз.

Несмотря на оппозицию арабов западным схемам, некоторые арабские лидеры лелеяли надежду на создание ближневосточной оборонной организации против Советского Союза, полагая, что это укрепит их собственные позиции. В их числе, прежде всего, стояли Нури ас-Саид и король Абдаллах. В ноябре 1949 г. король Египта Фарук предложил Великобритании заключить «стратегический альянс», который послужил бы базой для более широкой организации, состоящей из Турции, Греции и арабских государств. Вскоре стало ясно, что этим шагом Фарук quid pro quo хочет получить английскую гарантию защиты его трона от внутренних и внешних угроз. Хотя англичане были озадачены предложением, они решили оставить его нерешенным до «лучших» времен.

Потерпев неудачу с привлечением англичан и в результате получив внутренние проблемы, Фарук повернулся к арабам. На октябрьской сессии Арабской Лиги, когда обсуждалась возможность союза между Ираком и Сирией, Фарук предложил создание Арабского коллективного пакта безопасности. Возможный ирако-сирийский союз рассматривался как эффективное оружие против Израиля, поэтому Фарук решился на контрмеру, предлагая многосторонний договор, координирующий защиту

d о 2

всех арабских государств, тем самым делая ирако-сирийский союз неактуальным [7, р. 90]. В конечном счете, Арабский пакт, известный как Договор о коллективной защите и экономическом сотрудничестве, был одобрен советом Лиги в апреле 1950 г. Египет, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия и Йемен подписали договор в июне 1950 г., Ирак -в феврале 1951 г., а Иордания - в феврале 1952 г. Формальная ратификация Договора арабскими государствами была окончательно завершена в октябре 1953 г.

Хотя Пакт имел дело с арабской системой, ст. 10 разрешала государствам соблюдать видимость нейтралитета в отношениях с великими державами, но ставила условием, что ни одна из стран не может заключать «международное соглашение, противоречащее условиям Договора и не может действовать в международных отношениях, если это действие противоречит целям Договора» [11, р. 238-240].

В 1950-е гг. США и Англия пытались всеми способами укрепить свои стратегические интересы в регионе. В сентябре 1951 г., после долгих консультаций между западными державами, была изобретена схема оборонной организации под названием «Ближневосточное Командование».

13 октября 1951 г. Египту было вручено формальное приглашение вступить в Ближневосточное Командование как члену-основателю [10, р. 209-210]. Однако пятью днями раньше, в целях предотвращения этого шага, египетский премьер-министр Нахаз объявил англо-египетский договор недействительным. 15 октября Египет ответил Англии официальным отказом присоединиться к схеме, рассматривая ее как «увековечение английской оккупации» [Там же, р. 226, 392]. Более того, Египет потребовал, чтобы арабские государства, к которым обратится Запад, должны посоветоваться с ним до принятия каких-либо решений.

В то время как Египет был приглашен участвовать в Ближневосточном Командовании на правах основателя, остальные арабские государства были приглашены только как младшие члены организации. Такой периферийный статус разочаровал большинство арабских лидеров, которые были недовольны тем, что Египет не проконсультировался с ними до того, как отверг западное предложение. Однако только Ирак был единственной арабской страной, высказавшей свой протест официально: Нури был разочарован, что Великобритания обратилась к Египту до Ирака и что только Египту предложили статус члена-основателя. Он заявил официальным лицам Великобритании: если Египет откажется от своего участия, Ирак желал бы получить это место. С его точки зрения, Саудовская Аравия должна также получить статус члена-основателя, когда другие арабские страны могут оставаться рядовыми членами [13, р. 271]. Однако в течение нескольких дней Нури полностью изменил свою позицию, утверждая, что Ирак не отклоняется от египетской позиции.

В 1952 г. западные державы разработали новую схему создания комбинированной английской, французской, американской, турецкой и египетской Ближневосточной оборонной организации, в которую Сирия и Ирак и другие страны были бы вероятно вовлечены. Однако египетская революция июля 1952 г. временно прервала этот план.

В мае 1953 г. государственный секретарь США Джон Фостер Даллес решил отправиться на Ближний Восток с целью встретиться с местными лидерами и более конкретно изучить региональные проблемы. Однако за 24 часа до его прибытия в Каир Арабская Лига выпустила коммюнике, где объявляла, что «Арабский пакт... рассматривается как адекватная гарантия защиты арабских стран» [14, 102720]. Несомненно, что содержание и время заявления были сделаны с намерением продемонстрировать, что арабский мир противостоит западной интервенции и что сотрудничество возможно через Арабский коллективный пакт безопасности, где была обеспечена египетская гегемония. Даже Нури ас-Саид колебался в принятии решения, пока Суэцкая проблема оставалась неразрешенной.

В конечном итоге, Даллесом был разработан план Северного Яруса обороны.

Благосклонная реакция стран Северного Яруса побудила Объединенный комитет начальников штабов США посоветовать министру обороны «воодушевить» Турцию, Пакистан, Иран и, может быть, Ирак сформировать оборонную ассоциацию. Была надежда, что эта ассоциация под местным командованием, в конечном итоге, включит остальные ближневосточные страны, Индию и Афганистан. Впоследствии Соединенные Штаты действительно убедили Турцию и Пакистан подписать двустороннее соглашение, которое должно было стать базой для регионального пакта.

Однако, вместо того, чтобы присоединиться к турецко-пакистанскому военному пакту, Ирак подписал 25 апреля 1954 г. соглашение о предоставлении ему военной помощи США. Соглашение предусматривало поставки американского вооружения, учреждение в стране военной миссии США, инспектирование американскими военными советниками иракской армии, отправку иракских офицеров для обучения и переквалификации в США [15, р. 22].

В целом, программа США в Ираке не была вначале масштабной. Она предусматривала отправку в Ирак всего лишь 11 американских советников и выделение 9 млн. долларов помощи на первый год.

Англичане не выступали против этого соглашения, поскольку часть средств должна была пойти на закупку английского вооружения и снаряжения.

Всего за первые три года действия соглашения 1954 г. Ирак получил от США свыше 20 партий военного снаряжения стоимостью в 12 млн.

2

^ -о

долларов, а стоимость американских военных поставок Ираку за четвертый год достигла 40 млн. долларов.

Соглашение же, подписанное в апреле 1954 г., вскоре стало устаревшим: в феврале 1955 г. Ирак и Турция подписали военный пакт, который, в конечном итоге, превратился в полнокровную региональную организацию «Багдадский пакт», включившую в себя Великобританию, Пакистан и Иран.

Фактически все арабские страны, за исключением Ливана, осудили турецко-иракский союз.

Президент Насер не оставлял надежды заставить или уговорить Ирак не вступать в пакт. С Нури ас-Саидом были проведены переговоры в Багдаде. Египетская делегация заявила, что если Ирак вступит в пакт с Турцией, то Каир выйдет из Арабского пакта и создаст новый оборонный пакт, который включит в себя арабские страны, отказавшиеся присоединиться к иностранным альянсам. На что Нури ответил: «Я не солдат в армии Абд ан-Насера. Пожалуйста, передайте ему, что я никогда не подчинюсь его приказам» [9, р. 149].

Таким образом, Ирак встал на путь участия в блоках. Вступление Ирака в союз с Турцией, а чуть позже - в Багдадский пакт, явилось, по всей видимости, самой серьезной ошибкой Хашимитов и Нури. Были неправильно взвешены, во-первых, отношения между Ираком и Советским Союзом, во-вторых, позиция, занятая Ираком в арабском мире, после присоединения к пакту.

Насер начал проводить политику изоляции Ирака не только потому, что из-за вступления Ирака в пакт позиция президента слегка пошатнулась, но и чтобы другим неповадно было. Насер весьма реально оценивал западную политику. Он считал, что самым важным для Запада являлось заполнить вакуум между Пакистаном и Турцией. Иными словами, это были Афганистан и Иран. И в этой схеме должен стоять Ирак.

Великобритания присоединилась к пакту 5 апреля 1955 г. и нашла в этом приемлемую замену англо-иракскому договору 1930 г. Как было заранее оговорено, договор 1930 г. с Ираком автоматически закончился и был заменен новым двусторонним договором.

Великобритания достигла своих целей. Хотя две авиационные базы - Хаббании и Шуйабы - перешли под суверенитет Ирака, Королевские воздушные силы могли их использовать. Английский персонал под британским командованием оставался в Ираке. Кроме того, Англия могла хранить военное снаряжение, оружие и боеприпасы в Ираке для использования в войне; мастерские и склады оставались для нужд обеих сторон. Сооружения на аэродромах, считавшиеся жизненно важными, оставались в собственности англичан с последующим правом продажи Ираку. Правительство Англии должно было заплатить Ираку 2,755 млн.

фунтов стерлингов за эту собственность в ответ на обещание Багдада потратить 2 млн. на приобретение вооружения у Великобритании.

23 сентября 1955 г. к пакту присоединился Пакистан, а 3 ноября -Иран. Завлечь какую-либо другую, в том числе, арабскую страну в Багдадский пакт не удалось.

Таким образом, события послевоенного периода характеризовались борьбой внутри арабского мира за внутрирегиональное превосходство. Однако внутренняя борьба была осложнена вмешательством бывших колониальных держав и возрастающим американским интересом в регионе. Несмотря на то, что набирающая силу «холодная война» рассматривалась большинством арабов как явление внешнее и не имеющее прямого касательства к их проблемам [5, р. 226], Ближний Восток объективно не мог находиться на «нейтральной полосе» и вольно или невольно принимал ту или иную сторону.

Борьба за национализацию Суэцкого канала способствовала подъему освободительного движения в арабских странах. На протяжении 1956 г. независимость обрели Судан, Марокко, Тунис. Начавшаяся в 1954 г. вооруженная борьба алжирского народа в это время вступила в новый этап: в 1956 г. состоялся конгресс Фронта национального освобождения Алжира. В ноябре того же года началось вооруженное восстание в Ираке против Нури ас-Саида, которое, однако, было жестоко подавлено. Для Ирака, и, в частности, для Нури ас-Саида, последствия Суэцких событий оказались тяжелыми. Ничто не могло более дискредитировать Англию в глазах арабов, чем совместная военная компания с Израилем, и все это после того, как Нури и его союзники привели Ирак в Багдадский пакт, одной из участниц которого была Англия.

Политическое поражение Англии в ходе Суэцкого кризиса позволило Соединенным Штатам укрепить свое влияние в регионе. Доктрина президента США Д. Эйзенхауэра 1957 г. послужила юридическим закреплением нового положения его страны в регионе. США придавали Ираку важное значение не только как нефтяной стране, но и как военно-стратегическому плацдарму, находящемуся в непосредственной близости от границ СССР. С конца 1957 г. американское военное командование стало проявлять интерес к возможностям строительства в Ираке площадок для запуска ракет.

Со своей стороны Ирак благосклонно отнесся к перемене «покровителя». В правительственные учреждения стали назначать американских советников вместо английских. В генштабе проанглийски настроенные офицеры заменялись сторонниками ирако-американского сближения.

Однако в 1957 г. не Ирак, а Сирия становится ключевой фигурой во внутриарабских отношениях. Насер, получивший все лавры после Суэцкого кризиса, не мог проявлять терпимость к американскому давлению

^ -О

на Сирию, которое могло ослабить его собственное влияние в этой стране и изменить баланс сил против него в регионе. Таким образом, в 1957 г. Сирия была центром вражды между великими державами и, в то же время, фокусом борьбы Египта за превосходство на Ближнем Востоке.

США фактически поощряли вынашивавшиеся правительством Ну-ри Саида планы вооруженной интервенции против Сирии. Между королем Ирака Фейсалом II, королем Иордании Хусейном и президентом Ливана Камилом Шамуном велись по этому вопросу тайные переговоры.

В июле-августе 1957 г. в Стамбуле при участии эмиссара президента США Лоя Гендерсона состоялась турецко-иракская встреча на высшем уровне, на которой был разработан детальный план вторжения в Сирию, причем его осуществление было поручено в основном Турции как неарабской стране. Однако в агрессии против Сирии должно было принять участие и правительство Нури Саида, которое планировало оккупацию сирийской области Дейр эз-Зор.

США оказали поддержку ирако-иорданской федерации, созданной 14 февраля 1958 г. [4, р. 314; 8, р. 370-372]. В газете «Нью-Йорк Таймс» было сообщение о послании президента Эйзенхауэра королю Хусейну, переданное за день до его встречи с иракской делегацией, 10-го февраля, по поводу обсуждения проекта федерации, хотя официальный Вашингтон отрицал эту информацию [12, р. 3]. В уставе федерации было прописано обязательство не только объединить прозападные правительства в регионе в единый фронт, но и рассматривать ее как бастион против нарастающей революционности арабского национализма. Более того, ожидалось, что Союз укрепит Иорданию и перенесет финансовую ношу для поддержания дальнейшей жизнеспособности с Соединенных Штатов на Ирак. Иракская потенциальная возможность абсорбировать палестинских беженцев и интегрировать их в экономику была немаловажна для Соединенных Штатов, которые вкладывали значительные средства в бюджет Управления ООН по палестинским беженцам [1, р. 154].

Есть все основания полагать, что инициатива создания союза исходила в большей степени от Иордании в лице короля, чем от Ирака. Одним из объяснений этому может служить то, что Иордания была слабым экономическим партнером. Насер поздравил Фейсала II, но не Хусейна.

Революция 14 июля 1958 г. в Ираке кардинально поменяла ситуацию на Ближнем Востоке. Иракский режим долго служил символом западной ориентации и моделью «умеренности» в бурном регионе Ближнего Востока. Таким образом, его падение вызвало страх всех «умеренных» правительств, в особенности, Иордании, Саудовской Аравии и Ливана. Кроме того, произошло явное ухудшение отношений между Ираком и Соединенными Штатами. Ирак повернулся в сторону Советского

Союза. В конце 1958 г. Ирак и СССР подписали первое соглашение о торговле и военной помощи.

Таким образом, после Суэцкого кризиса противоречия между прозападными, традиционными силами и прогрессивными, нейтральными силами переросли в острый конфликт. Растущий вызов прогрессивных сил мог быть уравновешен только с западной поддержкой, основным действующим лицом которой были Соединенные Штаты.

В конечном счете, США боролись за укрепление своих позиций в стратегически важном регионе, пытаясь обеспечить себе массовую базу и не допустить увеличения числа радикальных «революционных» режимов как следствие усиления позиций СССР в регионе. Политика США на Ближнем Востоке и, в частности, в Ираке, находилась в тесной связи с советско-американским противостоянием. Поддержка того или иного государства в регионе определялась тем, насколько антикоммунистически оно было ориентировано.

Однако можно с уверенностью говорить, что невмешательство США во внутренние дела Ирака в 1958 г. было прямым следствием того же противостояния и предвидением реакции СССР на подобную акцию.

Библиографический список

1. Aruri Naseer H. Jordan: A Study in Political Development (1921-1965). The Hague, 1972.

2. Gomaa M.A. The Foundation of the League of the Arab States. L., 1977.

3. Mayer T. Egypt and the Palestine Question 1936-1945. Berlin, 1983.

4. Peretz D. The Middle East Today. NY, 1963.

5. Perry G.E. The Middle East Fourteen Islamic Centuries. Englewood Cliffs, N.J., 1992.

6. Rubin B. The Arab States and the Palestine Conflict. NY, 1981.

7. Seal P. The Struggle for Syria. A Study of Post-War Arab Politics. 1945-1958. L., 1965.

8. Shwadran B. Jordan, A State of Tention. NY, 1959.

9. Stephens R. Nasser: A Political Biography. NY, 1972.

10. Foreign Relations of the United States. Washington, 1951. Vol. V.

11. Khalidi I. Arabs and New Initiative // Middle East Journal. 1952. Vol. 6. Р. 237251.

12. New York Times. 1958. February 13.

13. Podeh E. The Cold War in the Middle East: The Western Quest for a Regional Defense Organization 1945-1953 // Orient. 1992. Vol. 33. № 2. Р. 265-277.

14. Public Record Office, Foreign Office 371 / Stevenson to FO / Tel. 114 Saving, 14 May 1953, JE1022/7.

15. Report to Congress on the Mutual Security Program for the Six Months Ended. June 30, 1955, GPO, Washington, 1955.

21

-CO О

m о c^

о

CD -J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.