Научная статья на тему 'Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
168
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР / БЕЗОПАСНОСТЬ В АТР / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ / US FOREIGN POLICY / CHINA FOREIGN POLICY / ASIA-PACIFIC SECURITY / TERRITORIAL DISPUTES IN THE SOUTH CHINA SEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамонов Михаил Викторович

Решение администрации Б.Обамы о «возвращении» США в Восточную Азию, осуществляемое с опорой на традиционные военно-политические инструменты, поставило вопрос о будущем китайско-американских отношений и вероятности полномасштабного конфликта между двумя державами. Симптомы такого конфликта можно увидеть в активном вмешательстве США в территориальные споры КНР с государствами АСЕАН в Южно-Китайском море. В Пекине скептически оценивают потенциал американского лидерства в АТР. И намекают о необходимости разделения ответственности за регион. Система обеспечения безопасности в Восточной Азии построена на двусторонних военных союзах США с отдельными государствами. Безопасность в Восточной Азии будет зависеть от того, будут ли готовы Пекин и Вашингтон учитывать мнения друг друга при приведении региональной «архитектуры безопасности» в соответствие с изменившимися условиями международной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The US policy in the Asia-Pacific region and the potential conflict between the USA and China

The Obama administration decision to restore the US in the Asia-Pacific region by tapping on the traditional military and political toolkit has once again pointedly raised the issue of future relations between the USA and China as well as a possible full-scale conflict between the two powers. One can read the first signs of such a conflict in the US aggressive interference in territorial disputes China has with certain ASEAN nations. Beijing is skeptical about the potential of the US leadership in Asia and is trying to make Washington reconcile the Chinas mighty and unavoidable growth, notwithstanding military might. Also China cautiously indicates the need to share the burden of responsibility for the region. The Eastern Asia security system built on the network of the US bilateral military alliances with a number of Asian nations has not undergone any meaningful changes after the end of the Cold War and is currently in the dire need of transformation. The future of the East Asian security largely depends on Beijings and Washingtons readiness to take into consideration each others opinions, fears and interests while the regional security architecture is brought into synch with the altered conditions of the international environment.

Текст научной работы на тему «Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Михаил Мамонов

Потенциал конфликтности китайско-американских отношений

В конце 2011 г. администрацией Б.Обамы было принято решение о «возвращении» США в АТР и смещении фокуса американских внешнеполитических усилий с вопросов борьбы с терроризмом и переустройства Ближнего Востока на более традиционные задачи «сдерживания-вовлече-ния-балансирования» в Восточной Азии. Данное решение исполнялось в присущей Соединенным Штатам стремительной, хотя и несколько прямолинейной манере.

10 ноября 2011 г. в своем выступлении на саммите АТЭС в Гонолулу госсекретарь США Х. Клинтон провозгласила наступление «тихоокеанского века для Америки» и готовность Вашингтона принять на себя лидерство в АТР, идя навстречу пожеланиям партнеров и союзников в Восточной Азии1.

16 ноября Клинтон подписала со своим филиппинским коллегой А.дель Росарио Манильскую декларацию, приурочив ее к 60-летнему юбилею Договора о взаимной обороне и напомнив миру о нерушимости военного союза между двумя странами. В Декларации, в частности, шла речь о том, что обе страны разделяют «общий интерес в поддержании свободы судоходства, беспрепятственной законной торговли» и придерживаются «при разрешении конфликтующих претензий в отношении приморских районов подхода, основанного на правилах посредством мирного, кооперационного, многостороннего и дипломатического процессов в рамках международного права»2. Данное заявление приобретало совершенно очевидный смысл на фоне разгоравшегося с но-

МАМОНОВ Михаил Викторович - старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН. E-mail: mamonov2004@yandex.ru

Ключевые слова: внешняя политика США, внешняя политика КНР, безопасность в АТР, территориальные споры в Южно-Китайском море.

вой силой между Манилой и Пекином конфликта вокруг находящегося под филиппинской юрисдикцией рифа Скарборо (в КНР его называют островом Хуаньянь).

17 ноября Б.Обама во время своего визита в Австралию объявил о решении разместить в Дарвине на севере Австралийского континента, пусть и на ротационной основе, 2500 американских морских пехотинцев, передислоцировав их из Японии.

19 ноября, впервые приняв участие в Восточно-Азиатском саммите, Б.Обама заявил: «Хотя мы и не являемся участником спора в Южно-Китайском море и не принимаем ничью сторону, мы придаем очень большое значение морской безопасности в целом и разрешению споров в ЮжноКитайском море в частности - как тихоокеанская держава, как морское государство, как торговая нация и как гарант безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (курс. -Авт.)»3.

В той же логике было построено и выступление министра обороны США Л.Панетты на Диалоге по безопасности «Шангри-Ла» в Сингапуре, где он заявил о намерении Пентагона сконцентрировать до 60% всех сил и средств ВМФ США на Тихом океане к 2020 г.4, а визит Панетты во Вьетнам (еще одно, помимо Филиппин, государство - участник спора относительно принадлежности островов в Южно-Китайском море) и

посещение им бывшей советской базы Камрань, на доступ к которой рассчитывают в США*, стало и вовсе символичным шагом, говорящим о готовности Вашингтона расширять число военно-политических союзников в регионе, в том числе и непосредственно у границ КНР**.

Столь активный разворот США в сторону Восточной Азии, несомненно, привел к существенному сужение окна внешнеполитических возможностей для КНР и заставил отдельных представителей международного экспертного сообщества заговорить о формировании в регионе «великой антикитайской стены». Ощущение изоляции КНР усугублялось тем, что к военно-политическим мерам по укреплению своих позиций в АТР Вашингтон добавил меры экономического характера - в ноябре 2011 г. США объявили о запуске крупного экономического интеграционного проекта, названного «Тихоокеанское партнерство» (Trans-Pacific Partnership), целью которого является создание в АТР преференциального торгового режима на базе многостороннего торгового соглашения с участием Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Брунея, Сингапура, Вьетнама, Чили и Перу6. И также без участия КНР.

Реакция Пекина, однако же, на возникающие в Азии геополитические вызовы и его прогнозы относи-

* При общении с прессой во время визита во Вьетнам Л.Панетта заявил: «Доступ судам ВМФ США на этот объект является ключевым компонентом взаимодействия США с Вьетнамом, и мы видим здесь огромный потенциал»5.

** В этом контексте нельзя не отметить и состоявшийся в начале декабря 2011 г. исторический визит Х. Клинтон в Бирму - традиционного сателлита Пекина, в последний год ставшего на путь демократических реформ.

тельно развития ситуации оказываются куда более спокойными и взвешенными, чем голоса отдельных зарубежных аналитиков.

Во-первых, представляется, что в Пекине понимают логику внешнеполитического поведения американцев: в предвыборный год, уходя из Афганистана и сокращая свое военное присутствие на Ближнем Востоке, администрация Б.Обамы просто обязана продемонстрировать дипломатические успехи в другом ключевом регионе мира и заодно успокоить своих азиатских союзников, ощущавших недостаток внимания со стороны государства-патрона в годы активной глобальной кампании по борьбе с терроризмом и «ненадежными режимами». К тому же на фоне нарастания новых кризисных тенденций в мировой экономике АТР выглядит островком «сравнительного процветания» и упустить возможность поправить свое экономическое положение за счет расширения торговых связей (и расширения американского экспорта) с не потерявшими динамики развития государствами Восточной Азии в Белом доме не хотят. Однако сугубо экономические инициативы, подобные «Тихоокеанскому партнерству», не способны вернуть Соединенным Штатам лидирующие политические позиции в регионе. Именно поэтому очевидно и вполне закономерно стремление США компенсировать экономические механизмы классическим военно-политическим инструментарием из набора адепта школы политического реализма - за счет опоры на существующую сеть двусторонних военных союзов, причем в первую очередь с теми странами, которые либо

заинтересованы в росте своего регионального влияния (Австралия), либо испытывают потребность во внешних гарантиях безопасности (Филиппины).

Как к первой, так и ко второй категориям относится и не являющийся пока формальным союзником США Вьетнам. Именно такой вывод делают аналитики в Пекине. Чэнь Сяньян, заместитель директора Китайского института современных международных отношений, часто выражающий позицию Министерства государственной безопасности, в своей статье «Отстаивать морские права и интересы» отмечает: «.. .некоторые страны в своем экономическом развитии зависят от колоссального рынка Китая и в то же время в обеспечении безопасности опираются на США. Соединенные Штаты используют эту зависимость в области безопасности»7.

Интерес Соединенных Штатов к спорам в Южно-Китайском море носит, таким образом, несмотря на заверения администрации США в обратном, функциональный, технический характер.

Во-вторых, КНР со скепсисом (осторожным, но, похоже, не наигранным) оценивает шансы США на реализацию своей новой региональной внешнеполитической стратегии. К примеру, отношение к проекту «Тихоокеанского партнерства» Китая, к нему «не допущенного», варьируется от сдержанно-вежливого до открыто ироничного.

Так, заместитель министра торговли КНР, попеняв участникам проекта на дискриминационный характер «Тихоокеанского партнерства» и попытку «подменить действующие

региональные многосторонние режимы», отметил, что «в целом «Тихоокеанское партнерство» устанавливает очень высокие стандарты, и нам еще предстоит понять, все ли его члены смогут им соответствовать»8, а авторитетное китайское экономическое издание «Чжунго цзинцзи ба-одао» в статье с показательным названием «Соединенные Штаты не очень хорошо выбирают новых партнеров для “Тихоокеанского партнерства”» прямо отмечает, что без участия Японии и Республики Корея его практический смысл невелик, и Китай «будет не вмешиваясь, спокойно наблюдать» за развитием перегово-ров9.

Уже упоминавшийся исследователь Чэнь Сяньян, анализируя новую стратегию США в Восточной Азии, излагает следующие объективные трудности, которые могут возникнуть у Вашингтона при ее осуществлении:

- противоречия с Россией по европейской ПРО и по Сирии;

- потребность по-прежнему активно участвовать в переустройстве Ближнего Востока, а также продолжающееся обострение противоречий с Пакистаном и их влияние на урегулирование в Афганистане будут отвлекать внимание США от АТР, а гигантский дефицит американского бюджета, несмотря на все заверения Белого дома, неизбежно приведет к сокращению военных расходов;

- эти факторы могут заставить США сконцентрироваться на внут-

ренних, а не внешних вызовах и проблемах10.

В-третьих, Пекин, и Вашингтон в силу целого ряда политических и экономических причин прилагают все силы для того, чтобы не допустить конфликта: и китайские товарищи обращают внимание прежде всего на примирительный тон американских внешнеполитических заявлений.

Оценивая атмосферу на состоявшемся в Сингапуре «Шангри-Ла-ди-алоге», газета «Жэньминь жибао» отмечает, что вопреки ожиданиям, «деэскалация была ключевым словом» саммита, а вопрос споров о ЮжноКитайском море не был ключевым звеном дискуссий11. Не ускользнули от внимания Пекина и слова Л.Па-нетты о неготовности США автоматически вмешиваться в конфликты КНР с другими государствами12.

Известный американский политолог и китаист Бонни Глейзер, комментируя выступление Панетты на «Шангри-Ла -диалоге», отметила, что он «отчетливее, чем любой другой официальный представитель США дал понять, что «мы хотим, чтобы у государств региона была возможность оборонять себя, но не принимать как должное или рассчитывать на то, что при возникновении проблемы Соединенные Штаты придут тушить пожар»13,*.

Одновременно с этим в Пекине понимают и то, какой логикой диктуется поведение США и азиатских государств в отношении КНР. Извест-

* Китайские официальные СМИ приписывали слова Глейзер непосредственно самому Панетте: США отрицают, что новая стратегия направлена против Китая / / Цюаньцю Жибао. 2012. 6 апреля // ИИЬ: http://news.xinhuanet.com/world/2012-06/04/

c_123232178_2.htm

ный китайский исследователь Ван Цзиси в своей статье «Почему международная среда стала для Китая более суровой» указывает, что «в процессе наращивания оборонного потенциала КНР ее соседи и Соединенные Штаты не только выражают сомнение в миролюбивых намерениях Китая, но также расширяют направленные против него оборонительные меры вдобавок к координированию своих стратегий на китайском направлении»14.

И возвращение США в Азию, и укрепление позиций, в том числе военных и военно-политических, Пекина - процессы объективные и закономерные. Нарастание напряженности в регионе является неизбежным следствием их развития и взаимодействия - в контексте сложившейся политической ситуации, усугубляемой фактором смены элит и сопряженной с этим процессом активизацией политической борьбы в США и КНР.

С одной стороны, Пекин не просто не выражает готовности быть встроенным в американоцентричную модель восточноазиатской подсистемы международных отношений - он не понимает ее содержания в изменившихся условиях, а также сомневается в наличии у США достаточных ресурсов для реализации такой модели, а с другой - ограничиваясь заверениями в приоритете мира и развития, Китай до последнего времени не отходил от максимы Дэн Сяопина «никогда не становиться лидером» и «не привлекать к себе внимания» и не предлагал внятной альтернативной модели регионального развития. Пожалуй, в нынешней ситуации имен-

но дефицит новых идей и подходов несет наибольшую опасность региональному миру и стабильности.

Если китайско-американские отношения будут развиваться по инерции, то США неизбежно в обозримой перспективе будут вынуждены перейти к активному сдерживанию военно-политических амбиций Пекина, в первую очередь стремясь ограничить его способность к проециро- ванию морской мощи (пример превращения территориального спора в Южно-Китайском море в один из главных источников повышенного регионального напряжения здесь весьма показателен). При этом следует понимать, что возрастание китайской мощи носит объективный характер, и для того чтобы смягчить американское противодействие, Пекину придется изыскивать способы отвлечения внимания и ресурсов Вашингтона от Восточной Азии. Возможности, пусть и ограниченные, у Китая для этого есть: от экономических и валютно-финансовых инструментов до использования своего права вето в Совете Безопасности ООН (в случае, к примеру, с Сирией), своих особых отношений с Пакистаном (для оказания влияния на процесс мирного урегулирования в Афганистане), наконец, своего политического и экономического влияния в Африке. Если конфронтационная модель китайско-американских отношений возобладает в АТР, то игрой на противоречиях между двумя державами не преминут воспользоваться те игроки в регионе, которые заинтересованы в расширении американской поддержки в своих спорах и конфликтах с Пекином (Филиппины, Вьетнам, Тайвань), что, в свою очередь, негативным образом ска-

жется на состоянии региональной безопасности. Об этом, в частности, предупреждает отечественный исследователь А.А.Сушенцов15. Другие же государства в регионе будут поставлены в крайне невыгодное положение, когда им придется в том или ином виде выбирать между расширением экономического партнерства с КНР или развитием военно-политического взаимодействия с США*. Это достаточно пессимистичный сценарий развития ситуации в Восточной Азии, однако не единственно возможный.

В своем интервью газете «Хуанцю жибао» ведущий китайский исследователь Янь Сюэтун отметил: «Невозможно представить, что американская стратегия в Азии, как заявляют США, не будет направлена против Китая. Разница лишь в том, будет это на уровне действий приготовление к военному противостоянию с Китаем, его сдерживание или превентивное сотрудничество с КНР»17. На последний предложенный китайским исследователем вариант взаимодействия с КНР следует обратить особое внимание - особенно с учетом контекста его формулирования.

Янь Сюэтун - одна из ключевых фигур современной китайской политологии, автор концепций «цзунхэ шили», - комплексной государственной мощи (универсального инструмента измерения «удельного веса» государств на международной аре-не)18 и «синь аньцюань гуань» - новой

концепции безопасности (альтернативное блоковому видение системы международных отношений, ставшее ритуальной мантрой китайской дипломатии конца 90-х - начала 2000-х годов)19, его выступления никогда не носили популистский характер и едва ли когда-либо отражали только его личную точку зрения. В конце 2011 г. в своей статье «От одной сверхдержавы и нескольких сильных держав - к двум сверхдержавам и нескольким сильным державам», оценивая текущую политическую ситуацию в мире, Янь Сюэтун отметил несколько основополагающих тенденций современного международного развития.

1. С учетом того что в ближайшие 5 лет только США и Китай смогут поддерживать военные расходы на уровне свыше 100 млрд долл. США в год, анализируя материальные аспекты мощи, можно заключить, что мировая архитектура начала изменяться - из конфигурации «одна сверхдержава - несколько сильных держав» в сторону конфигурации «две сверхдержавы, несколько сильных держав», тогда как шансы на наступление периода многополярности уменьшаются.

2. Произошла институционализация практики вмешательства во внутренние дела других государств. Причем не только на уровне великих держав, но и на уровне развивающихся государств; принципы вмешательства и невмешательства могут сосуществовать.

* Для иллюстрации этого подхода Г. Киссинджер в своей статье «Будущее китайско-американских отношений: конфликт - это выбор, а не неизбежность» цитирует слова высокопоставленного индонезийского представителя, обращенные к своему американскому коллеге: «Не оставляйте нас, но и не заставляйте нас выбирать»16.

3. Набирает силы процесс «дема-гогизации» международных организаций, их выхолащивания, поскольку «у государств-лидеров недостаточно сил для обеспечения лидерства, а государства, обладающие для этого достаточным потенциалом, не принимают на себя лидерские функции».

4. Равноправие и справедливость становятся основным направлением общественной мысли в мире, замещая своего ключевого конкурента - школу либеральной мысли - прежде всего в экономике под воздействием кризисных явлений, поскольку «нерациональное распределение по-прежнему не позволяет решить вопросы бедности и обеспечения самым необходимым (пинькунь юй вэньбао)».

Автор статьи призывает КНР «идти в ногу со временем» (юйши цзюйц-зинь)* и учитывать указанные тенденции при формулировании своей внешней политики.

Помимо своей сугубо научной ценности (как отражение ставшей в последнее десятилетие стремительной эволюции китайской науки о международных отношениях), данная статья, как представляется, может рассматриваться и как некий внешнеполитический манифест КНР, который:

1. Начинает допускать вмешательство во внутренние дела как инструмента внешней политики (это, по сути, концептуализация доктрины

«дипломатия красных линий» - «хун-сян вайцзяо»: признания наличия у КНР так называемых «коренных интересов», отстаивание которых может потребовать крайних мер20);

2. Призывает к перераспределению ответственности и лидерских полномочий в многосторонних организациях для повышения эффективности их деятельности;

3. Провозглашает верность и применимость официальной китайской концепции «справедливого и рационального мирового экономического и политического порядка»;

4. Заявляет о готовности КНР к обсуждению с Соединенными Штатами вопроса о повышении бремени ответственности Китая за мировые процессы (от себя добавим - как минимум в региональном масштабе). При этом речь не идет о системе «мирового согосподства» - негативная реакция Китая на эту идею американского экономиста Найла Фергюс-сона была озвучена еще в 20092010 гг., когда новое китайско-американское партнерство вселяло столько же оптимизма, как и российско-американская перезагрузка**. Не желает Китай и ухода США из Восточной Азии - даже если гипотетически допустить возможность такого шага, это бы полностью подорвало существующую систему региональной стабильности и возможности дальнейшего роста для КНР.

* При этом весьма в саркастичном ключе используется эта классическая идеологемма ключевых официальных текстов КПК.

** Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао назвал формулировку «большая двойка» «неуместной». (Цит. по: 02 тифа буто (формулировка «большая двойка» неуместна) / / Жэньминь жибао хайвайбан. 25 мая 2009 // ИЫЬ: http://paper.people.com.cn/rmrbhwb/html/2009-05/25/ content_260354.htm; Лэнгуань совэй Чжунмэй 02 шидай (Хладнокровно оценивать идею так называемой эры «большой китайско-американской двойки») // Ляован. 14 марта 2009 // ИКЬ: http://news.xinhuanet.com/world/2009-03/ 14/content_11009192.htm).

Пекин стремится примирить Америку с неизбежностью приведения своих военно-политических возможностей в соответствие со своим экономическим потенциалом и вновь посылает США сигнал о необходимости скорректировать правила поведения в регионе - признать интересы друг друга в Южно-Китайском море и Восточной Азии в целом, отказаться от стратегии сдерживания, рассмотреть альтернативы существующей модели безопасности в Азии, построенной на сети двусторонних военно-политических союзов государств региона с США, но по-прежнему исключающей Китай. По мнению Пекина, «Азия нуждается в новой архитектуре безопасности, а не в новом лидерстве»21.

Сложившаяся в «Большой Восточной Азии» система международных отношений объективно нуждается в трансформации (в отличие от Европы она практически не изменилась со времен окончания холодной войны), основа которой - в превентивной кооптации Пекина, в делегировании ему части ответственности за устойчивое развитие региона. На данном этапе, пока международные возможности КНР еще относительно невелики, этот процесс может носить управляемый, неконфронтационный характер и быть куда менее болезненным, чем попытки в авральном режиме закрепить изменения статус-кво десятилетие спустя. Заявленное США «возвращение» в Азию - подходящий момент, чтобы начать предметную дискуссию по этому вопросу.

Примечания

1 Clinton H. America's Pacific Century // Foreign Policy // URL: http://

www.foreignpolicy.com/articles/2011/10/11/americas_pacific_century?page=full

2 Signing of the Manila Declaration On Board the USS Fitzgerald in Manila Bay, Manila, Philippines, November 16, 2011 // URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/11/ 177226.htm

3 Obama and Asian Leaders Confront China's Premier // The New York Times. 2011, November 19 // URL: http://www.nytimes.com/2011/11/20/world/asia/wen-jiabao-chinese-leader-shows-flexibility-after-meeting-obama.html?pagewanted=all

4 Speech Delivered by Secretary of Defense Leon E. Panetta, Shangri-La Hotel, Singapore, Saturday. 2012. June 02 // URL: http://www.defense.gov/speeches/speech.aspx? speechid=1681

5 Pentagon Seeks Return to Long-Abandoned Military Port in Vietnam, Los Angeles Times.

2012. June 3 // URL: http://latimesblogs.latimes.com/world_now/2012/06/pentagon-cam-ranh-bay-vietnam.html

6 URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/11/ 12/remarks-president-meeting-trans-pacific-partnership

7 Xiangyang №en Safeguard Maritime Rights and Interests // China Daily. 11. 06.2012. P. 9.

8 Obama Would Push His TPP Deal in Honolulu, But Could He? // Xinhua, 2011. 10.11 //

URL: http://news.xinhuanet.com/english2010/indepth/2011-11/10/c_131239304.htm

9 Мэйго бутай хао чжао куатайпинъян ди синь хобань (Соединенные Штаты не очень хорошо выбирают новых партнеров для «Тихоокеанского партнерства») // Чжунго цзинцзи баодао. 14.11.2011 // URL: http://finance.jrj.com.cn/opinion/2011/11/ 14105911550339. shtml

10 Сянъян Чэнь Мэйго «чжаньлюэ дунъи ди бэйхоу (Контекст американской стратегии «разворота к Азии») // Ляован. 05.12.2011 // URL: http://news.xinhuanet.com/mil/ 2011-12/05/c_122379211_2.htm

11 De-escalating 'key word' at Summit // China Daily. 2012.06.04 // URL: http:// usa.chinadaily.com.cn/world/2012-06/04/content_15462941.htm

12 Panetta on New U.S. Defense Strategy // Asia-Pacific Policy. 2012. June 2 // URL: http:// www.uspolicy.be/headline/panetta-new-us-defense-strategy-asia-pacific-policy

13 U.S. Navy's Pacific Presence to Expand, Panetta Says. Bloomberg. 2012. Jun. 2 // URL: http://www.bloomberg.com/news/2012-06-02/u-s-navy-s-pacific-presence-to-expand-panetta-says. html

14 Цзиси Ван Чжунго ди гоцзи хуаньцзин вэйхэ цю юй яньсу (Почему международная среда стала для Китая более суровой) / / Хуаньцю шибао. 13.06.2012 / / URL: http:// news.sina.com.cn/pl/2012-06-13/0716245B34S6.shtml

15 Сушенцов А. Военное присутствие США в АТР. Российский совет по международным делам. 2012. 6 июня // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=463#top

16 Kissinger H.A. The Future of US-Chinese Relations: Conflict Is a Choice, Not a Necessity // Foreign Affairs. 2012. March-April // URL: http://www.henryakissinger.com/articles/ fa0412.html

17 Мэй фожэнь синь чжаньлюэ чжэньдуй Чжунго (Америка отрицает, что новая стратегия направлена против КНР) // Хуанцю жибао. 04.06.2012 // URL: http:// news.xinhuanet.com/world/2012-06/04/c_12323217S.htm

1S Шицзе чжуяо гоцзя цзунхэ голи пингу Оценка комплексной государственной мощи мировых держав) / / Цюаньцю чжаньлюэ дэ гэцзюй (Глобальная стратегическая архитектоника. Международное окружение Китая в новом веке). Пекин: Шиши чубаньшэ, 2000. C. 3; Xuetong Yan The Rise of China and Its Power Status // Chinese Journal of International Politics. 2006. Vol. 1. P. 5-33.

19 Сюэтун Янь Синь аньцюань гайнянь юй аньцюань хэцзо гуань (Новая концепция безопасности и новые взгляды на сотрудничество в сфере безопасности) // Сяньдай гоцзи гуаньси (Современные международные отношения). 1997. No 3. C. 2S-32.

20 Lam Willy China Deploys Pugilistic Foreign Policy With New Vigor // China Brief. Vol. 12. Issue 12. P. 3-6.

21 Дин Ган Гэй Мэйго цзай Наньхай хуа и тяо цзесянь (Провести Америке черту в вопросах Южно-китайского моря) / / Жэньминь жибао хайвай бань. 01.06.2012. С. 1.

Уважаемые читатели!

В соответствии с решением Высшей аттестационной комиссии журнал «Обозрева-тель-Observer» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Перечень введен в действие с 1 января 2007 года.

96

OБOЗРEВАTEЛЬ-OBSERVER

11/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.