ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXIX (№ 29, 2015)_
© Панарина Д. С.
ИВРАН
ПОЛИТИКА США на ФИЛИППИНАХ на СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ЗА и ПРОТИВ
Историческая ретроспектива ясно показывает, что еще начиная с периода освоения Северо-Американского континента, молодое новообразовавшееся государство Соединенных Штатов Америки, породившее идеологию «само-созданного человека» (self-made man) и базирующееся на сильнейших демократических принципах, стремилось не только к совершенствованию собственных демократических свобод и созданию, если так можно выразиться, идеальной демократии, но и к насаждению тех же принципов и свобод в других странах мира. США быстро встали на позицию защитника демократии, борца с коммунистической угрозой и терроризмом, и активно принимают участие в политике и жизни многих как мировых держав, так и развивающихся стран. Интересы США всегда затрагивали, в частности, и регион Юго-Восточной Азии, однако стоит отметить, что до недавнего времени приоритет во внешней политике Соединенных Штатов временно отдавался европейским государствам и странам Ближнего Востока, как пишет Лексю-тина Я.В., участие США в жизни стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона было не так заметно и выражалось в основном в эпизодическом реагировании на возникающие кризисы и, начиная с 2001 г., в проведении совместных военных учений со странами региона в свете растущей террористической угрозы1.
Это дало возможность странам АСЕАН самостоятельно развивать и возглавлять процессы внутри региональной интеграции. Ситуация кардинально изменилась в 2011 г., когда стал очевидным внешнеполитический курс Китая, который за короткое время превратился в экономически и политически сильного конкурента другим мировым державам. Стремительно растущая мощь Китая не могла не вызвать у США опасений в возникновении в регионе ЮВА нового сильного лидера, кото-
рый впоследствии выйдет на мировую арену и может стать главным конкурентом США в мире. В сложившейся ситуации США предприняли свой широко известный «разворот» в Азию с целью ведения политики «офшорного балансирования»2 и постоянного сдерживания амбиций Китая. В соответствии с официальным планом «возвращения» в Азию США сформулировали свои основные цели в регионе, которые были озвучены госсекретарем X. Клинтон в 2011 году: 1) укрепление двусторонних союзов по безопасности, 2) укрепление существующих отношений с развивающимися странами в регионе, 3) взаимодействие с региональными многосторонними структурами и институтами, 4) расширение торговых отношений и инвестирования, 5) создание широкого военного присутствия в регионе, 6) продвижение демократии и прав человека3. И в первую очередь исполнение этого плана означало укрепление и налаживание отношений со старыми союзниками США в регионе, одним из которым являются Филиппины.
История филиппинской государственности сводится к четырем периодам, когда Филиппины были колонией Испании, затем Соединенных Штатов, период оккупации Японией во время Второй мировой войны и, наконец, постколониальный период, начиная с 1946 года, когда Филиппины официально получили независимость. За время пребывания колонией США, у метрополии и колонии сложились крепкие связи во многих направлениях - политическом, экономическом, стратегическом и культурном. Однако в постколониальный период, хотя Соединенные Штаты и сохраняли со своим давним союзником старые соглашения, их участие в жизни страны было минимальным, а на Филиппинах в свою очередь нарастали антиамериканские настроения, в особенности против американских военных баз Кларк и Сабик. Чувство «колониальной неполноценности», а также опасения за целостность филиппинских границ и сохранение независимости, растущее чувство национального самосознания и стремление к самостоятельности в решении важных вопросов - со стороны Филиппин, а также некоторые внешние факторы, привели к тому, что в конечном итоге в 1991 г. базы были закрыты и повторное их открытие стало возможно только с согласия Сената. Последовавшее за этим деся-
тилетие отчетливо показало, что Филиппины не способны справиться с внутренними проблемами, обеспечить безопасность своих граждан внутри страны, защитить свои границы от потенциальных внешних угроз, а также вести полномасштабную борьбу с террористической угрозой, которая стала более актуальной в свете усиления исламских сепаратистских группировок моро на южных островах Филиппин. Ситуацию усугубляло и плачевное состояние филиппинской полиции, бедное вооружение и низкий уровень профессионализма филиппинских военных. Поэтому, несмотря на сохранявшую свою актуальность тему независимости Филиппин от внешних сил, администрация президента Рамоса (1993-1998) была вынуждена вновь обратиться за помощью к Соединенным Штатам, как к государству с наиболее богатым опытом реализации программ развития и опытом борьбы с терроризмом.
США благосклонно встретили инициативу Филиппин по возобновлению и развитию двусторонних отношений и выразили готовность поддержать Филиппины в вопросах военной защиты и стратегии. При этом речь не шла об открытии старых военных баз, что в полной мере соответствовало и новому курсу США, которые стали больше ориентироваться на возможность пользоваться местными военными базами вместо того, чтобы тратить огромные ресурсы на поддержание своих собственных на территории не только Филиппин, но и других стран ЮВА. Заключение в 1998 г. «Соглашения о военных визитах», которое давало США право дислоцировать свои войска на территории Филиппин, обучать своих филиппинских коллег и оказывать всевозможную военно-техническую помощь, позволило Соединенным Штатам сохранить военное присутствие на филиппинской земле, а также в дальнейшем проводить дружественную политику по укреплению защиты морских границ страны и обеспечению безопасности, правда, без права проведения непосредственных военных действий на Филиппинах4. Со своей стороны, филиппинские государственные лидеры всячески приветствовали развитие отношений с США, которые являются для Филиппин не только «защитником», но и одним из самых крупных экономических партнеров.
В дальнейшем, в апреле 2014 г. было подписано «Соглашение о расширенном сотрудничестве в оборонной сфере» (Enhanced Defence Cooperation Agreement or EDCA), действующее следующие 10 лет, которое еще раз подтвердило все пункты предыдущих военных соглашений, и в том числе «Договора о взаимной обороне» (Mutual Defence Treaty or MDT), подписанного еще в 1951 г.
Новое соглашение призвано служить следующим целям: 1) обеспечить эффективное взаимодействие между США и Филиппинами; 2) ускорить развитие и увеличение потенциала военных сил Филиппин; 3) усилить военные силы Филиппин с целью укрепления внешней обороны страны; 4) обеспечить безопасность морских границ и высокую степень информированности о положении на близлежащих морских территориях; 5) наладить гуманитарную помощь и эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации в случае возникновения таковых. Для достижения данных целей организуются совместные учения, например, учения в Баликатане, а также проводятся совместные операции по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий, таких как тайфун Иоланда. В дальнейшем планируется придерживаться традиционной схемы, во-первых, строительства необходимых помещений и модернизации инфраструктуры, и во-вторых, обеспечения Филиппин вооружением и оборудованием, необходимым для ведения военных действий, а также для принятия мер в случае стихийных бедствий. Соглашение прописано таким образом, что базируется на принципах строгого соблюдения филиппинской конституции, законов и права, полного уважения к филиппинской государственности, требует согласия филиппинцев для проведения любых мероприятий, не предполагает постоянного присутствия американских войск на территории Филиппин, гарантирует полный контроль Филиппин над всеми помещениями, которые будут использоваться в военных целях. Американские военные силы также не имеют права использовать общие территории военных баз исключительно для себя. Соглашение рассчитано на достижение взаимных выгод обеими сторонами, предполагает постоянное обеспечение филиппинских военных сил военными средствами и новым во-
оружением, в том числе, в долгосрочной перспективе; при этом запрещается ввозить на территорию Филиппин ядерное оружие. В рамках соглашения также проводятся, как и раньше, совместные военные учения с целью улучшения боевых навыков филиппинских вооруженных сил. В ходе проведения всех этих мероприятий, Филиппины смогут укрепить свои силы и обеспечить более надежную защиту своих внутренних и внешних морских границ. В целом, суть соглашения сводится к наращиванию военных индивидуальных и совместных сил и взаимному укреплению обеих сторон для налаживания должной защиты США и Филиппин в регионе в случае возникновения военного конфликта5. При этом следует учитывать, что в соглашении, равно как и в «Соглашении о взаимных визитах» или даже в «Договоре о взаимной обороне» нигде не сказано, что США обязуются выступить на стороне Филиппин в условиях военного конфликта. Напротив, если внимательно прочесть «Договор о взаимной обороне», то становится ясно, что он также рассчитан на устранение любого военного конфликта
или столкновения сторон сугубо мирными дипломатическими
6
методами .
Если верить официальным источникам и документам Государственного департамента США, американского посольства на Филиппинах, филиппинского посольства в Соединенных Штатах и пресс-релизам встреч, саммитов и конференций на высшем уровне, то очевидно, что США подписали с Филиппинами за последние годы множество соглашений, деклараций и договоров, поддерживают различные программы экономического, культурного развития, в том числе в сфере образования, занимаются вопросами безопасности и борьбы с преступностью, терроризмом, торговлей людьми, уделяют внимание проблемам изменения климата, а также помогают Филиппинам в ликвидации последствий природных катастроф, таких как ураганы и тайфуны, которые являются частым стихийным бедствием в данных широтах. Так, на странице Госдепа США в разделе «Отношения США с Филиппинами» сказано:
«Американо-филиппинский двусторонний стратегический диалог продвигается на уровне взаимодействия и сотрудничества по двусторонним, мировым и региональным вопросам.
Соединенные Штаты рассматривают Филиппины в качестве своего важнейшего союзника вне НАТО, и между двумя странами существуют тесные связи по вопросам безопасности. Ма-нильская декларация, подписанная в 2011 г., заново подтвердила положение между странами, отраженное в «Соглашении о взаимной защите» 1951 года»7. Однако, как уже было сказано выше, ни сам текст соглашения, ни Манильская декларация не дают четкого ответа на вопрос обязаны ли США выступить на стороне Филиппин и оказать им реальную военную помощь в случае военного конфликта в регионе8, затрагивающего интересы Филиппин или угрожающего их государственной целостности. Можно сказать, что эти соглашения скорее подразумевают дипломатическое разрешение конфликтов и участие США в этом процессе в качестве консультирующей стороны и некоего буфера. Эта недосказанность не может не волновать филиппинских лидеров. Заявления президента Б. Обамы о том, что цель США в регионе - обеспечить соблюдение международных правовых норм в разрешении всевозможных споров и конфлик-
9
тов дипломатическим путем , лишнии раз доказывают нейтральную позицию США. Стоит к тому же учитывать и тот факт, что США рассматривают Китай как одного из своих торговых партнеров, и, следовательно, не могут позволить себе занять однозначную позицию на стороне Филиппин по вопросу Южно-Китайского моря, несмотря на то, что всячески поддерживают Филиппины в их попытках разрешить конфликт через Гаагский арбитражный суд. Знаменательно сравнительно недавнее высказывание президента США Б. Обамы, в котором он напрямую признает Китай сильным лидером, а также страной, которая неизбежно будет главенствовать в регионе уже в силу своих размеров10, вне зависимости от вмешательства внешних сил. Президент всячески подчеркивает, что США занимают нейтральную позицию и не стремятся к развертыванию конфликта с Китаем. Это сложная ситуация и нельзя точно сказать, что Соединенные Штаты исключительно нейтральны. Тем не менее можно достоверно говорить об их заинтересованности в присутствии в регионе и получении максимальных стратегических, политических и экономических выгод от этого присутствия. При этом методы, используемые США, могут сводиться
не только к дипломатическому взаимодействию на высшем уровне и проведению большого количества разнообразных программ поддержки стран ЮВА, но и к подспудному поддержанию на определенном уровне внутри- регионального конфликта, с целью сохранения своих миротворческих позиций в регионе и, следовательно, своего высокого политического влияния, в особенности в отношениях со своими региональными союзниками, такими как Филиппины. Отсутствие ясности в намерениях Соединенных Штатов защищать Филиппины на уровне военного столкновения не может не сказываться на настроениях внутри филиппинского правительства, однако администрация Акино с самим президентом во главе продолжают придерживаться позиции, что США окажет им необходимую поддержку в случае крайней необходимости.
В этой связи интересно отметить, что несмотря на подобную очень сдержанную и по сути нейтральную позицию американских властей, социальный опрос американских граждан, проведенный весной 2015 г. Pew Research Centre показал, что американцы в большинстве своем выступают за более активную военную поддержку американских союзников в ЮВА. Из нижеследующих данных опроса видно, что большинство американских граждан разделяют идею использования военных сил для помощи союзникам в случае возникновения прямого военного конфликта с Китаем11.
Вопрос: Если один из союзников в Азии, таких как Япония, Южная Корея или Филиппины окажутся в ситуации серьезного военного конфликта с Китаем, как Вы думаете, следует или не следует нам использовать военную силу, чтобы оказать им помощь?
Страна Опрос Следует задействовать вооруженные силы Не следует задействовать вооруженные силы Зависит Не знают/ отказались отвечать
США Весна 2015 56% 34% 5% 5%
Было проведено 1003 телефонных опроса с использованием стационарной и мобильной телефонной связи, опрашиваемые - взрослые филиппинцы, живущие на территории страны. Одновременно проводилось 39 опросов в разных точках Филиппин.
В том же разделе на сайте Госдепа говорится, что США также делает акцент на укрепление экономических, торговых и социальных связей с Филиппинами. По статистике насчитывается около 4 млн. американских граждан, имеющих филиппинские корни и более 220 тысяч американцев, живущих на Филиппинах, в том числе большое число американских ветеранов. Около 650 тысяч американцев посещают Филиппины ежегодно. В 2013 г. посольство США в Маниле выдало около 200 тыс. не иммигрантских виз и почти 65 тыс. виз для иммигрантов. С 1961 г. свыше 8500 добровольцев в составе «корпуса мира» служили на Филиппинах, а на данный момент 130 волонтеров «корпуса мира» работают в стране в сфере образования, с
молодежью, по вопросам окружающей среды и стихийных бед- 12 ствии .
Существует множество социальных программ по обмену между США и Филиппинами, таких как Фулбрайт или Молодежная образовательная программа по обмену Кеннеди-Лугар13. Для реализации образовательных программ был создан Филиппино-Американский образовательный фонд, - ФАОФ (The Philippine-American Educational Foundation or PAEF), являющийся некоммерческой, двунациональной организацией, ответственной за развитие и поддержку престижных образовательных проектов таких как Стипендиальная программа Фулбрайта, стипендии Хьюберта X. Хамфри и других образовательных программ по обмену студентами и специалистами. Под эгидой ФАОФ выдаются гранты на конкурсной основе филиппинским и американским студентам, учителям, исследователям и профессионалам с целью получения образования, проведения учебных курсов, чтения лекций, проведения исследований в США и на Филиппинах. ФАОФ был организован на базе исполнительного соглашения между правительствами двух стран еще 23 марта 1948 г. с целью реализации программ по обмену между студентами, учеными и специалистами из обеих
стран. Программа Фулбрайта на Филиппинах самая старая и длительная в мире, и с 1948 г. гранты на получение диплома, преподавание или научные исследования по данной программе получили практически 3000 филиппинцев и около 1000 американцев. Около 400 грантов на ученую степень и 2000 ненаучных грантов были выданы филиппинцам через программу Восточно-Западного центра. Еще 70 филиппинских специалистов получили возможность обучаться в США на базе стипендий Хамфри. Программа Фулбрайта на Филиппинах охватила несколько поколений филиппинцев и американцев и помогла и тем и другим сформировать представления о чужой культуре, расширить горизонты и создать длительные связи с коллегами в других странах.
В основном, программы обмена, поддерживаемые ФАОФ, финансируются средствами правительств Филиппин и Соединенных Штатов. К тому же министерство сельского хозяйства Филиппин и комиссия по высшему образованию совместно с семейным фоном Вашингтона 3. Сайсипа (Washington Z. Sycip)14 щедро поддерживают программу Фулбрайта на Филиппинах. Другие организации, включая сюда американские и филиппинские университеты, вносят свой вклад путем прямого и непрямого распределения расходов.
Продолжая укреплять связи с академическими и политическими кругами, ФАОФ также планирует расширять сотрудничество с частным сектором и строить новые связи с филан-тропистскими и бизнес организациями с целью рекрутирования самых лучших молодых лидеров на благо филиппинского и американского обществ15.
Нельзя не добавить несколько слов про программу Кеннеди-Лугар, также представленную на Филиппинах, как и во множестве других стран16. Молодежная программа по обмену и обучению Кеннеди-Лугар - МПОБ (The Kennedy-Lugar Youth Exchange and Study or YES) была создана Конгрессом в 2002 г. в свете трагических событий 11 сентября 2001 года. Программа финансируется Госдепартаментом США и спонсируется Бюро по вопросам образования и культуры (the U.S. Department of State and sponsored by the Bureau of Educational & Cultural Affaire or ECA) и существует с целью обеспечить стипендиями
студентов старшей школы из стран со значительным числом мусульманского населения и дать им возможность обучаться на территории США по меньшей мере в течение одного академического года. В соответствии с условиями программы, иностранные студенты проживают в семьях принимающей стороны, посещают старшую школу, участвуют в мероприятиях, которые помогают им лучше понять американское общество и американские ценности, приобретают лидерские навыки и в свою очередь помогают американцам лучше понимать культуру и обычаи стран, откуда студенты родом.
Данная программа реализуется совместными силами американского Госдепартамента и консорциума некоммерческих организаций, возглавляемых американскими советами по международному образованию (American Councils for International Education) и включает в себя ряд организацией, занимающихся дальнейшим трудоустройством участников программы.
Помимо программ по обмену студентами и специалистами разных уровней и поддержки в получении высшего образования в своей стране, США оказывают Филиппинам помощь более общего характера в модернизации системы образования. Так, в январе уходящего 2015 г. Филиппины и США подписали двустороннее соглашение о помощи Филиппинам в организации базового образования с целью повысить уровень грамотности среди филиппинского населения. Соглашение рассчитано на 5 лет и предполагает выделение со стороны США финансовой помощи в размере практически 12,9 млн. американских долларов на реализацию программ базового образования для филиппинцев через Агентство США по международному развитию - AMP США (United States Agency for International Development or USAID). В тесном сотрудничестве с Департаментом образования и различными партнерами в образовательной сфере это двустороннее соглашение улучшит навыки чтения у приблизительно 1 млн. филиппинских детей. Помощь также призвана повысить возможности доступа к качественному образованию для таких населения, как дети с ограниченными возможностями, дошкольники, дети и подростки, не обучающиеся в школах и люди, проживающие в кризисных районах или зонах конфликта. Уже в прошлом году особое внимание
американских лидеров было направлено на ту категорию филиппинского населения, которая труднодоступна для реализации образовательных стандартов. Достаточно большой прогресс был сделан в работе с детьми, не обучающимися в школах, а также теми, кто живет в отдаленных областях, однако еще многое необходимо сделать на этом направлении.
Вкупе с реформой по переводу филиппинской системы школьного образования на американский стандарт, по которому обучение в школе длиться 12 лет, выражается надежда, что филиппинское правительство сможет в будущем обеспечить в стране высокий уровень образования для всего населения.
Кроме этого планируется поддержать инициативу по повышению профессионализма и компетентности в управлении образовательными процессами в среде специалистов и чиновников Департамента образования, местных властей и членов школьных советов самоуправления, таких как ассоциации учителей и родителей.
В целом вопрос качественного образования очень важен, поскольку повышение уровня грамотности и образованности зримо улучшит возможности филиппинцев, создаст поколение с высоким потенциалом, более конкурентоспособное и позволит филиппинцам лучше и с большим успехом выступать на
- 17
мировои арене наравне с представителями других нации .
В экономическом плане США и Филиппины связывают прочные торговые и инвестиционные отношения. Соединенные Штаты являются одним из самых крупных инвесторов в филиппинскую экономику, вторым источником прямых иностранных инвестиций на Филиппины (В 2013 г. - 1,3 млрд. долларов инвестиционных капиталов, что на 28% больше чем в 2012 г.), и по статистике на 2013 год вторым самым крупным экономическим партнером Филиппин (после Японии)18, а общий доход от обмена товарами и услугами обеих стран составляет 25 млрд. долларов.
Администрация президента Акино добилась большого прогресса в реализации экономического курса и проведении институциональных реформ и значительных улучшений: наблюдается стабильный рост ВНП, увеличение конкурентоспособности, обеспечивается защита интеллектуальной соб-
ственности, растут доходы с налоговых поступлений, улучшаются рейтинговые показатели государственного долга. Соединенные Штаты оказывают помощь Филиппинам в экономике в рамках «Партнерства во имя роста» (Partnership for Growth), объединенные усилия 15 американских правительственных агентств направлены на преодоление наиболее значимых ограничений, сдерживающих развитие филиппинской экономики и на стимулирование всестороннего экономического развития. AMP США и Корпорация вызовов нового тысячелетия ответственны и отчитываются за большую часть финансовых средств «Соглашения», которые насчитывают порядка 750 млн. долларов.
За последнее время совместными усилиями Филиппин и США удалось добиться значительного прогресса в укреплении экономических связей между двумя странами. Так:
- Филиппины больше не входят в список особого контроля (Special 301 Watch List) в связи со значительным продвижением в сфере защиты интеллектуальной собственности.
- Предпринимаются действия по усилению и расширению двусторонних торговых отношений в области сельского хозяйства, включая американский экспорт мяса и овощей на Филиппины и филиппинский экспорт фруктов в Штаты, в связи с растущей важностью двусторонних отношений.
- В апреле 2014 г. Федеральное авиационное управление при Департаменте транспорта США (U.S. Department of Transportation's Federal Aviation Administration) объявило, что Республика Филиппины удовлетворяет международным стандартам безопасности, установленным Международной организацией гражданской авиации (International Civil Aviation Organization). Филиппинам была присвоена первая категория по рейтингу безопасности.
- Было достигнуто принципиальное соглашение по условиям выхода на широкий рынок, включая шаги, предпринимаемые Филиппинами для продвижения торговли, что в свою очередь дает возможность США поддерживать для Филиппин особые условия по импорту риса в рамках ВТО вплоть до 2017 года.
- Активно обсуждается вопрос вступления Филиппин в Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), которое США рассматривают как самый многообещающий путь для продвижения Тихоокеанской экономической интеграции и наилучший путь для стран региона для того, чтобы развернуть экономические реформ, развивать торговые отношения, повысить уровень конкурентоспособности внутри региона и на мировом рынке и создать новые рабочие места19.
Вырисовывается благополучная картина взаимовыгодных отношений двух стран. Однако возникает закономерный вопрос насколько сами филиппинцы благосклонно относятся к США как своему партнеру, нынешнему американскому президенту Б. Обаме, политике США на Филиппинах и каких изменений ожидают в дальнейшем. Самым верным способом найти ответ на данный вопрос было бы проведение полевого исследования на Филиппинах, и надеюсь, в будущем оно станет возможным. Однако сейчас в условиях «оторванности» от места событий, обратимся к результатам других исследований, проведенных Pew Research Centre и попробуем составить образ США с точки зрения филиппинцев. Практически все данные приводятся для последних 3 лет и взяты с сайта Pew Research Centre.
Опрос «Насколько Вы уверены в президенте США?» показал следующее: в 2013 г. 84% филиппинцев были уверены, в 2014 - 89%, в 2015 - 94%. Не испытывают доверия к американскому президенту: в 2013 г. 12%, в 2014 - 10%, в 2015 - всего 6%20. Отношение к США в целом благосклонное: в 2013 г. у 85% филиппинцев, в 2014 и 2015 годах - у 92%; неблагожелательное: в 2013 г. у 13%, в 2014 - у 6%, и в 2015 - у 7%21.
Отношение к американцам у филиппинцев также значительно тяготеет к положительному (данные за 2 года с разрывом в 11 лет): в 2002 г. к американцам хорошо относился 91% филиппинцев, в 2013 - 85%; негативное отношение к американскому народу выразили 7 и 14% соответственно22. При этом в 2013 г. 81% филиппинцев видят США партнером, 3% - врагом, и 13% - ни тем, ни другим23. По статистике на 2013 г. очень высоким оказывается процент тех филиппинцев, которые считают, что США оказывают большое или сравнительно большое влияние на Филиппины - 90% респондентов, и только
9% полагают, что Соединенные Штаты не оказывают слишком большого влияния или совсем не влияют на Филиппины24.
Что касается положения США на мировой арене, то и здесь наблюдаются высокие показатели доверия со стороны филиппинцев. Так США назвали ведущей мировой экономической державой: в 2013 г. 67% филиппинцев, в 2014 - 68% и в
25
2015 - 66% . Для сравнения: те же позиции на мировой арене отдали Китаю 13, 14 и 14 процентов филиппинцев26, Японии -
27
12, 13 и 13 процентов , и минимальное количество у Европейского союза - 4, 2 и 4 процента28. В целом, филиппинцы благосклонно отзываются о политике США в мире: 76% одобряют политику Штатов и только 15% не одобряют (данные на 2013 год)29.
На фоне таких результатов в очень невыгодном свете предстает Китай, что вероятнее всего объясняется длительным противостоянием двух стран в Южно-Китайском море. Так, неблагоприятно относятся к Китаю: в 2013 г. 48%, в 2014 - 58%, в 2015 - 43%. Благосклонно воспринимают Китай соответственно 48, 38 и 54 процента филиппинских граждан30. При этом в 2014 г. отсутствие уверенности в китайском правительстве выразило 47% филиппинцев, тогда как 32% оказали доверие китайским лидерам31.
В 2013 г. растущая военная мощь Китая вызывает негативную реакцию у 68% филиппинцев, и положительную только у 25%32. В том же году 22% филиппинцев назвали Китай парт-
33
нером, 39% - врагом, и 35% - ни тем, ни другим . И наконец, что касается положения Китая в мире показатели следующие: в 2013 г. 9% филиппинцев считало, что Китай уже занял место США на мировой арене, 13%, что Китай займет это место в будущем и 74% сказали, что Китай никогда не займет место Соединенных Штатов. В 2014 г. данные распределились на 7, 10 и 74 процента соответственно. И в 2015 г. тенденция сохранилась, дав результат в 9, 16 и 65 процентов34. Что касается влияния Китая на сами Филиппины, то здесь процентный показатель на 2013 год распределился следующим образом: 69% филиппинцев считают, что Китай оказывает большое или сравнительно большое влияние на Филиппины и 29% придерживают-
ся мнения, что это влияние невелико или не имеет места во-все35.
Как видно из приведенной статистики, образ США у филиппинцев максимально положительный, тогда как Китай, напротив, вызывает негативные ассоциации и эмоции. Однако следует учитывать, что в данных исследованиях не отражена социальная информация по опрашиваемым, что, вероятно, до определенной степени сказалось на результате.
Конечно у любого режима и у любой власти есть оппозиция, этого нельзя отрицать. На Филиппинах оппозицию нынешней администрации и двусторонним отношениям между США и Филиппинами составляет «левое крыло» коммунистической партии, члены которой называют Соединенные Штаты не иначе как державой, стремящейся к гегемонии в мире, а политику Штатов в отношении Филиппин - империализмом и неоколониализмом. Достаточно почитать статьи на сайте Национально-Демократического Фронта Филиппин36 или лекции и выступления профессора Хосе М. Сисона37 (Jose M. Sisón), писателя, поэта, основателя и руководителя Коммунистической партии Филиппин и Новой народной армии, чтобы составить полную картину воззрений коммунистов. В прессе время от времени также появляются сообщения о протестах филиппинцев в сторону различных правительственных инициатив, таких как соглашение на присутствие американских военных сил на Филиппинах в ближайшие 10 лет38 или, даже, относительно проведения саммита АТЭС на Филиппинах. Однако эти протесты незначительны, общее число протестующих не превышает нескольких сотен, возможно тысячи человек39 (для Манилы), что в рамках населения страны в почти 101 млн. человек и населения собственно Манилы в практически 13 млн. выглядит смехотворно.
В заключение можно сказать, что в свете «разворота в Азию» США будут продолжать вести политику в отношении всех стран ЮВА, и в том числе в отношении Филиппин тем же курсом, что был разработан администрацией президента Б. Обамы. Что касается конфликта в Южно-Китайском море, можно предположить, что ситуация будет развиваться поступательно, конфликт будет то разгораться, то затухать, однако
США однозначно намерены сохранять нейтрально-дипломатическую позицию и играть роль арбитра и дипломатического посредника между всеми заинтересованными сторонами, а также тщательно следить за соблюдением норм мирового права в решении спорных вопросом вокруг островов Спратли и шельфа Скарборо. При этом ни одна из сторон, вероятно, не будет готова к развязыванию реального военного конфликта в регионе.
1 Лексютина Я.В. Политика США в Юго-Восточной Азии при Б. Обаме: Укрепление союзнических отношений и формирование новых парт-нерств. / Грамота, 2012, № 7 (21): в 3-х ч. Ч. II. - Тамбов, Изд-во «Грамота». - С. 108. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_7-2_26.pdf Последнее посещение: 08.12.2015
2 Терехов В.Ф. Новые тенденции внешней политики США. / Российский институт стратегических исследований (РИСИ). [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://riss.ru/analitycs/3752/ Последнее посещение: 08.12.2015.
3 Clinton, Hillary, R. America's Pacific Century. Remarks. / U.S. Department of State Press Release. East-West Centre. Honolulu, HI, November 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.state.gov/secretary/20092013clinton/rm/2011/11/176999.htm Последнее посещение: 08.12.2015
4 Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы. / отв. ред. Б.А. Ширяев, И.А. Цветков, Я.В. Лексютина. - СПБ.: СПбГУ, 2012. - С. 181.
5 Document: Enhanced Defense Cooperation Agreement. / Philippines Government. Official Gazette, April 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.gov.ph/2014/04/29/document-enhanced-defense-cooperation-agreement/ Последнее посещение: 08.12.2015; Analyzing the US-Philippines Enhanced Defense Cooperation Agreement. / by Carl Thayer. The Diplomat, May 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://thediplomat.com/2014/05/analyzing-the-us-philippines-enhanced-defense-cooperation-agreement/ Последнее посещение: 08.12.2015
6 Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of the Philippines; August 30, 1951. / The Avalon Project. Documents in Law, History and Diplomacy. Yale Law School. Lilian Goldman Law Library. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://avalon.law.yale.edu/20th_century/phil001.asp#1 Последнее посеще-
ние: 08.12.2015
7 U.S. Relations With the Philippines. Fact Sheet. / U.S. Department of State. Bureau of East Asian and Pacific Affairs, November 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2794.htm Последнее посещение: 08.12.2015
8 Mutual Defense Treaty... / Указ. ист. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/phil001.asp#1 Последнее посещение: 08.12.2015
9 No firm commitment from US to defend PH. / by: Christian V. Esguerra, TJ A. Burgonio. Philippine Daily Enquirer, April 2014. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://globalnation.inquirer.net/103033/no-firm-commitment-from-us-to-defend-ph Последнее посещение: 08.12.2015
10 Ibid [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://globalnation.inquirer.net/103033/no-firm-commitment-from-us-to-defend-ph Последнее посещение: 08.12.2015
11 Pew Global Attitudes Project Poll, Apr, 2015. / Pew Research Centre. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.pewresearch.org/question-
search/?keyword=Question%3A+If+one+of+our+allies+in+Asia%2C+such+a s+Japan%2C+South+Korea+or+the+Philippines%2C+got+into+a+serious+mi litary+conflict+with+China%2C+do+you+think+we+should+or+should+not+ use+military+force+to+defend+them%3F+%5B2104%5D&x= 10&y=7 Последнее посещение: 08.12.2015
12 Fact Sheet: United States-Philippines Bilateral Relations. / 2014 Press and Photo Releases. Embassy of the United States, Manila, Philippines. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://manila.usembassy.gov/fact-sheet-us-philippines-bilateral-relations-april-2014.html Последнее посещение: 08.12.2015
13 U.S. Relations With the Philippines. Fact Sheet. / U.S. Department of State. Bureau of East Asian and Pacific Relations. November 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2794.htm Последнее посещение: 08.12.2015
14 Вашингтон 3. Сайсип, один из наиболее заметных практикующих аудиторов на Филиппинах и в Азии, сторонник более тесных отношений между Филиппинами и Соединенными Штатами, Европой, Азией, а также член большого количества финансовых, общественных и других организаций. Полный список см.: Washington Z. Sycip. Executive profile. / Bloomberg Business. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.bloomberg.com/research/stocks/private/person.asp?personId=114 99947&privcapId=723672 Последнее посещение: 08.12.2015
15 Fulbright Commission in the Philippines. / Fulbright Philippine-American Education Foundation. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://fulbright.org.ph/about-paef/ Последнее посещение: 08.12.2015
16 About the Program. / Kennedy-Lugar Youth Exchange and Study (YES) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://yesprograms.org/about Последнее посещение: 08.12.2015
17 U.S. Government Assistance Enhances Education in the Philippines. / 2015 U.S. Embassy Press and Photo Releases. Embassy of the United States, Manila, Philippines [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://manila.usembassy.gov/press-photo-releases-2015/us-government-assistance-enhances-education-philippines.html Последнее посещение: 08.12.2015
18 Overview of Philippines - United States of America Bilateral Relations. / Embassy of the Philippines, Washington, DC. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.philippineembassy-usa.org/philippines-dc/embassy-dc/ph-us-bilateral-relations-dc/ Последнее посещение: 08.12.2015
19 Fact Sheet: United States-Philippines Bilateral Relations. / 2014 Press and Photo Releases. Embassy of the United States, Manila, Philippines. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://manila.usembassy.gov/fact-sheet-us-philippines-bilateral-relations-april-2014.html Последнее посещение: 08.12.2015
20 Confidence in the U.S. President Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/6/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
21 Opinion of the United States Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа:
URL:http://www.pewglobal.org/database/indicator/1/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
22 Opinion of Americans Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/2/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
23 U.S. Partner/Enemy Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/55/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
24 U.S. Influence on Country Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/53/country/173/response/Not+t oo+much--No+influence+at+all/ Последнее посещение: 08.12.2015
25 World's Leading Economic Power Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/17/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
26 World's Leading Economic Power Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/17/country/173/response/China/ Последнее посещение: 08.12.2015
27 World's Leading Economic Power Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/17/country/173/response/Japan/ Последнее посещение: 078.12.2015
28 World's Leading Economic Power Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/17/country/173/response/Europ ean+Union/ Последнее посещение: 08.12.2015
29 U.S. President's International Policies Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/54/country/173/response/Disapp rove/ Последнее посещение: 08.12.2015
30 Opinion of China Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/24/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
31 Views of Chinese President Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/69/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
32 China's Growing Military Power Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/65/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
33 China Partner/Enemy Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/64/country/173/response/Neithe r/ Последнее посещение: 08.12.2015
34 World's Leading Superpower Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/33/country/173/ Последнее посещение: 08.12.2015
35 China Influence on Country Opinion Poll. / Pew Research Centre [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.pewglobal.org/database/indicator/63/country/173/response/Not+t oo+much--No+influence+at+all/ Последнее посещение: 08.12.2015
36 Intensify the Offensives to Seize Further Initiative in Advancing the People's War. / Message of the Central Committee of the Communist Party of the Philippines to the Red commanders and fighters of the New People's Army. March 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://ndfp.net/web2014/index.php/discourse/2070-intensify-the-offensives-to-seize-further-initiative-in-advancing-the-people-s-war Последнее посещение: 08.12.2015
37 Toledo, John. On US Strategic Interests in the Philippines. / Philippine Collegian, November 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://josemariasison.org/on-us-strategic-interests-in-the-philippines/ Последнее посещение: 08.12.2015; Sison, Jose, M. E.g. APEC's Neoliberal Offensive and its Effect on Philippine Education. June 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://josemariasison.org/apecs-neoliberal-offensive-and-its-effect-on-philippine-education/ Последнее посещение: 08.12.2015; US Imperialism and People's Resistance in the Philippines. September 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://josemariasison.org/us-imperialism-and-peoples-resistance-in-the-philippines/ Последнее посещение: 08.12.2015; Enhanced Defense Cooperation Agreement Highlights Obama-Aquino Meeting in Manila. April 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://josemariasison.org/enhanced-defense-cooperation-agreement-highlights-obama-aquino-meeting-in-manila/ Последнее посещение: 08.12.2015
38 Опора на острова. / Виктория Кузьменко. Русская планета, апрель 2014. [Электронныйресурс] - Режим доступа: URL: http://rusplt.ru/world/opora-na-ostrova-9588.html Последнее посещение: 08.12.2015
39 Youth to Intensify Protests vs APEC2015. / by Karen Macalalad. Philippine Collegian, November 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.philippinecollegian.org/youth-to-intensify-protests-vs-apec2015/ Последнее посещение: 08.12.2015