Научная статья на тему 'Политика США на Ближнем Востоке в 1958-1966 гг'

Политика США на Ближнем Востоке в 1958-1966 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1391
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ / АРАБСКИЕ СТРАНЫ / ИЗРАИЛЬ / POLICY OF THE USA IN THE MIDDLE EAST / ARAB COUNTRIES / ISRAEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Ксения Андреевна

В статье анализируется политика США на Ближнем Востоке в 1958-1966 гг. Научная новизна статьи заключается в попытке комплексного подхода к изучению политики США в этот период. Укрепление Израиля в эти годы с помощью США позволил ему не только стать форпостом США, но и самостоятельно играть роль полицейского в регионе. Новым в политике США стало выделении тех арабских стран, которые имели для них важное значение, и прежде всего с точки зрения демонстрации преимуществ западного образа жизни под эгидой американцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US Policy in the Middle East 1958-1966

The Middle-Eastern policy of the US in 1958-1966 is analyzed in this article. The scientific novelty is in the attempt of complex approach to studying of the US policy in that period. The strengthening of Israel with the US help in those years allowed him not only to become an outpost of the USA but independently to play role of a police-state in the region. There appeared some new features in the US policy, namely, the allocation of those Arab countries that were of great importance to them and first of all those that could demonstrate advantages of the Western way of life under the aegis of the Americans.

Текст научной работы на тему «Политика США на Ближнем Востоке в 1958-1966 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

УДК 94 К. А. БЕЛОУСОВА

Московский государственный педагогический университет

ПОЛИТИКА США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В 1958-1966 гг._________________________________________________

В статье анализируется политика США на Ближнем Востоке в 1958-1966 гг. Научная новизна статьи заключается в попытке комплексного подхода к изучению политики США в этот период. Укрепление Израиля в эти годы с помощью США позволил ему не только стать форпостом США, но и самостоятельно играть роль полицейского в регионе. Новым в политике США стало выделении тех арабских стран, которые имели для них важное значение, и прежде всего с точки зрения демонстрации преимуществ западного образа жизни под эгидой американцев.

Ключевые слова: политика США на Ближнем Востоке, арабские страны, Израиль.

Период с 1958-го по 1966 г. является наименее изученным с точки зрения комплексного подхода в исследовании политики США в регионе Ближнего Востока. Этот период явился временем относительного спокойствия в отношении арабо-израильского конфликта. Однако неурегулированность отношений между Израилем и арабскими странами наложила отпечаток на весь политический климат в регионе БСВ.

Наиболее любопытным фактом для историка этого периода является невмешательство США в иракскую революцию, хотя нужно отметить, что внимание США к Ираку и до революции 1958 г. было весьма умеренным. Как считает американский историк Рубин, до революции на ирако-американские отношения влияли два фактора: палестинский вопрос и проблема создания новой системы региональной безопасности [1].

Сразу после революции в Ираке 1958 г. в действиях США стала прослеживаться новая тактика, которая может быть охарактеризована как заигрывание. Свидетельством этого является признание Ирака как США, так и странами Багдадского пакта, а также поездкой специального представителя Мэрфи в Багдад. Можно предположить, что невмешательство США во внутренние дела Ирака в 1958 г. было прямым следствием противостояния между СССР и США и предвидением реакции СССР на подобную акцию.

Обстановку в Ираке в апреле 1958 г. Ален Даллес назвал «наиболее опасной ситуацией в мире на сегодняшний день», мотивировав это тем, что коммунисты были близки к тому, чтобы «полностью захватить власть» [2]. Такой поворот в отношении США к Ираку был неслучаен. Если вначале Касем представлял собой возможного союзника (в докладах ЦРУ отмечалась антинасеровская направленность Касема), то позже, когда иракский лидер стал закупать оружие у СССР и даже включил в свое правительство нескольких коммунистов, отношение США к Ираку, естественно, изменилось.

В то же время Насер улучшил отношения с Соединенными Штатами. Частично это было сделано из уважения к Амману и Рияду, но, скорее всего, это было прямым следствием подъема коммунистической активности в Ираке и ухудшением отношений Насера с СССР.

Как СССР, так и США понимали бесперспективность создания какого-либо объединенного арабского государства. Но если в советской пропаганде под поддержкой лозунгов арабского единства подразуме-

валось объединение арабов в русле национально-освободительной борьбы, то американцы поддерживали локальные объединения на антинасеровской или антисирийской основе, т.е. «сводили дело к созданию условий для борьбы с националистическими режимами при опоре на консервативные арабские режимы, ориентирующиеся на тесные связи с Соединенными Штатами» [3].

Ситуация в Ливане после интервенции США

1958 г. была в какой-то степени стабилизирована, однако сохранение системы политического конфес-сионализма несло угрозу дальнейшего размежевания ливанцев по религиозной принадлежности. Во внутриарабской политике Ливан занял нейтральную позицию, улучшив отношения с Египтом и арабским миром в целом. В европейской политике новый режим поворачивал в сторону Франции. Еще 10 декабря 1958 г. правительство Ливана официально отказалось от доктрины Эйзенхауэра. В частности, для уравновешивания растущего французского влияния в Ливане, Соединенные Штаты, прямыми или косвенными средствами, начали поддерживать антиправительственную коалицию, которая начала медленно формироваться в стране.

После революции в Ираке Советский Союз начал активно помогать двум враждебным государствам: Ираку и Египту. Эта ситуация сыграла на руку Соединенным Штатам, которые только усилили свою политическую линию противопоставления Египта и Ирака.

События в Ираке в 1958 г. и в целом на Ближнем Востоке сблизили США и Израиль. Сразу же после иракской революции Бен-Гурион направил Эйзенхауэру секретное письмо, в котором констатировал наличие угрозы Израилю и Западу на Ближнем Востоке и предложил США решительно действовать против ОАР. В письме содержался анализ политики западных стран, которая была охарактеризована как колеблющаяся и нерешительная. Бен-Гурион просил правительство США «ясно заявить о своей политике в отношении Израиля как по существу, так и в форме определенной декларации, способной отпугнуть любую арабскую агрессию» [4]. И если ответ Эйзенхауэра был выдержан в официальном стиле, то в письме Даллеса, которое и явилось фактическим ответом, указывалось, что точка зрения Израиля совпадает с точкой зрения Госдепартамента. Даллес предложил немедленно начать вести переговоры с Израилем на дипломатическом уровне как по общим политическим

проблемам, так и по техническим вопросам поставок американского вооружения Израилю.

В конце июля — начале августа 1958 г. в Вашингтоне произошли переговоры, на которых американцы в лице Даллеса заверили израильтян, что «они не будут оставлены на произвол судьбы» и что США придут им на помощь [5].

То, что правительство Израиля в начале 1960 г. после определенного затишья второй половины 1959 г. вновь взяло курс на напряженность в районе Ближнего Востока, объясняется, в первую очередь, изменением тактики западных держав в отношениях с арабскими странами. Если ранее западные страны, и прежде всего США и Англия, открыто проводили на Ближнем Востоке политику с позиции силы, используя реакционные круги Израиля для проведения такой политики, то с

1959 г. они начали применять в отношениях с арабскими странами другие, более гибкие методы. Это, в свою очередь, вынудило США оказывать сдерживающее воздействие на агрессивные намерения израильских правящих кругов и повлекло за собой некоторое ограничение связей с Израилем.

США опасались серьезного военного столкновения между Израилем и ОАР, к которому могла привести экстремистская политика израильских правящих кругов. Новое столкновение могло вынудить США высказаться более определенно по ближневосточным вопросам, что затруднило бы им дальнейшее проведение политики лавирования между арабами и Израилем. Это, в свою очередь, повлекло бы за собой крах новой тактики по отношению к арабским странам.

В связи с этим США предприняли меры к сдерживанию Израиля, рассчитывая этим самым нажить себе политический капитал и в ОАР. Выступая на очередной пресс-конференции, Эйзенхауэр сделал заявление о том, что США впредь не будут поставлять оружие Израилю.

Однако в связи с поездкой Бен-Гуриона в США в марте 1960 г. можно сделать вывод, что обострение напряженности на Ближнем Востоке в феврале-марте этого года проистекало не только из противоречий между Израилем и ОАР, но и было заранее продуманным ходом Израиля, рассчитанным на укрепление его позиций на Ближнем Востоке и упрочение его связей с США.

Джон Кеннеди, пришедший на пост президента в 1961 г., раскритиковал курс администрации Эйзенхауэра. Атака Кеннеди на Эйзенхауэра основывалась в основном на двух обвинениях: администрация не смогла уловить действительные интересы развивающегося мира; Эйзенхауэр не воспользовался возможностью консолидировать некоммунистический арабский национализм. Во-вторых, он критиковал республиканскую администрацию за программу сокращения военных расходов, что сделало США неприготовленными воевать малыми войнами в «серых областях» «третьего мира».

Кеннеди сменил курс, пытаясь завоевать расположение арабов, опасаясь тенденции ряда руководителей стран Азии и Африки «рассматривать коммунистический эксперимент как образец для своего экономического развития» [6]. Политика «поддержки революции поднимающихся надежд» и явилась, в частности, попыткой отойти от «холодной войны» с теми странами, которых предыдущая администрация не рассматривала как своих союзников. Опасение что альтернативный подход может возобладать в этих странах, Кеннеди возлагал надежды на регулируемую Западом капиталистическую эволюцию.

В июне 1961 г. Кеннеди выдвинул план по па-

лестинскому вопросу. Как Израиль, так и арабские страны отрицательно отнеслись к новому плану США. Американцы предлагали сначала решить проблему беженцев, а затем через Примирительную комиссию ООН провести переговоры о заключении мира между Израилем и арабскими странами. По их плану, Израиль должен был репатриировать часть арабских беженцев и выплатить им компенсации за оставленное имущество, а затем начать переговоры о мире.

В апреле 1962 г. США пытались навязать арабским странам план Джонсона, предусматривающий интеграцию палестинских беженцев. Этот план имел две цели — укрепление Израиля и усиление вмешательства во внутренние дела арабских стран путем оказания им экономической «помощи» на содержание беженцев [7]. Арабские страны отклонили оба плана.

Администрация Л.Джонсона, сменившая команду Кеннеди осенью 1963 г., придерживалась более традиционной для США позиции на Ближнем Востоке, иными словами, произраильской. В годы президентства Джонсона не принимались во внимание выводы идеологов Кеннеди, которые склонны были считать коммунистический эксперимент оптимальным «путем ускоренного создания индустриальной экономики» во многих странах Азии и Африки [8].

Демократия Джонсона очень напоминала практиковавшийся республиканцами Эйзенхауэра «карантин против сирийского радикализма». Именно в период президентства Джонсона Соединенные Штаты стали уделять особое внимание использованию исламского фактора в борьбе против арабского национализма. Причем США не гнушались тем, что эти исламские силы, защищая свои исламские ценности, были готовы действовать методами террора. Начало использования исламского фактора было положено в 50-х гг., когда ЦРУ с помощью компании «Арамко», создало в восточной части Саудовской Аравии сеть небольших исламских групп, которые можно было задействовать по необходимости в своих целях. Затем при участии ЦРУ был создан исламский центр «Брать-ев-мусульман» в Женеве, на базе которого готовилось убийство Насера.

8 февраля 1963 г. к власти в Ираке пришла партия Баас. Эта перемена власти приветствовалась всеми реакционными силами и противниками революции 14 июля 1958 г. Братья Ареф, пришедшие к власти после 5-летнего правления Касема, пытались восстановить экономические и торговые связи с Западом. Репрессивный инструмент нового режима — Национальную гвардию — сравнивают с фашистами, да и в целом переворот называют фашистским [9]. Сразу после переворота начались репрессии на коммунистов и на прогрессивные силы в стране. В подготовке переворота приняли участие сотрудники ЦРУ, работавшие под крышей американского посольства [10; 11].

В первом официальном заявлении по багдадскому радио от имени Национального совета революционного командования было сказано, что «новая власть будет повышать финансовое благосостояние страны и гарантирует, что поставки нефти будут продолжаться» [12]. Таким образом, с самого начала было ясно, что переворот произошел с благословления и помощью иностранных нефтяных компаний.

Следуя пожеланиям Кеннеди, официальные лица Израиля стали реже выступать «с позиции силы» в деле решения арабо-израильского конфликта. Такая политика Израиля свидетельствовала о том, что оно пыталось, без особого ущерба для себя, устранить помехи, осложнявшие проникновение США в арабские страны.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

Прошедшая в январе 1964 г. в Каире конференция глав арабских государств послужила толчком к известному улучшению отношений между арабскими странами. Результаты Каирской конференции были действительно значимы, судя по реакции США, которые были недовольны ими, что было зафиксировано в выступлении представителя госдепартамента Алексиса Джонсона 21 января. Он заявил, что США не допустят вооруженного нападения каких-либо ближневосточных стран на другую страну в этом регионе.

В середине 1960-х гг. в политике США по отношению к развивающимся странам наметилась новая тенденция: подход к собственному военному вмешательству в дела развивающихся стран стал весьма осторожен. Однако ставка на местные прозападные режимы сохранилась. Ш. Ниязматов пишет: «...курс, взятый Соединенными Штатами, практически полностью совпадал с тем, который проводила до них Англия, и целью которого было обеспечить интересы Запада при опоре на местные монархические, консервативные и реакционные режимы, чтобы в перспективе можно было сколотить военно-политический блок, способный сдержать рост национально-освободительного и антизападного движения в регионе» [13].

США пересмотрели свою позицию по отношению к региону Персидского залива. Именно в этот период ставка была сделана на Саудовскую Аравию. Компания «Рэйтеон», производитель ракет системы «Хок», похожая по сути на АРАМКО, впервые появилась в Саудовской Аравии в 1966 г. Подобно тому как АРАМКО управляла нефтяной промышленностью Саудовского королевства, «Рэйтеон» управляла его противовоздушной обороной [14].

Таким образом, в годы президентства Кеннеди и Джонсона положение на Ближнем Востоке оставалось достаточно напряженным, но не выходило на уровень серьезного конфликта с вовлечением великих держав. Между Москвой и Вашингтоном в этот период не было систематического обмена мнениями по этому региону. Хотя в 1963 г. (после Карибского кризиса) и была установлена «горячая линия» между Москвой и Вашингтоном, задействована она была только во время Шестидневной войны. Ближний Восток, оставаясь одним из важных направлений американской политики, тем не менее не занимал приоритетного места.

Никакие заигрывания США с арабскими странами на протяжении этого периода не могли пересилить основной линии — поддержки Израиля. Так, сильная Иордания могла угрожать Израилю, поэтому политика США и Англии в Иордании была направлена на то, чтобы не дать ей усилиться. Визит короля Иордании в США весной 1964 г. американцы использовали для оказания на него давления в деле урегулирования палестинской проблемы, что для американцев означало сохранение статус-кво, а иначе, сохранения Израиля в пределах существующих на тот период границ. Этой цели фактически служил и американский план Джонстона, главной целью которого было заставить арабов и израильтян сесть за общий стол для обсуждения этого плана, начать переговоры и, таким образом, узаконить нормальные отношения. Расчленение Палестины, по сути, явилось реализацией англо-американского плана 1948 г. о разделе сфер влияния после изгнания Франции из Сирии и Ливана.

Произраильский курс США в их ближневосточной политике был продиктован рядом соображений. В 1950 гг. Вашингтон отказался от политики «массированного возмездия», заменив ее в 1960 гг. доктриной «гибкого реагирования», что означало смещение центра применения сил с глобального на региональ-

ный уровень. Израилю отводилась роль оказывать постоянное давление на арабские страны. К середине

1960 гг. Израиль, благодаря значительной поддержке Запада, существенно окреп, чтобы выполнять самостоятельно роль полицейского на Ближнем Востоке, оставаясь американским форпостом. В этот период Израиль получил от США экономическую помощь в размере около 2 млрд долл. по государственной линии, 7,7 млрд долл. — через Всемирную сионистскую организацию, а также около 2 млрд долл. — за счет предоставленных ФРГ кредитов и выплат за счет репараций [15]. Значительная часть этих денег была израсходована на закупку вооружений [16].

Кроме того, новый американский подход выразился в выделении группы стран, имевших для США важное значение, и прежде всего с точки зрения демонстрации преимуществ западного образа жизни под эгидой американцев.

Новизна статьи заключается в попытке комплексного анализа политики США на Ближнем Востоке в период с 1958 по 1966 гг. Материалы и выводы статьи можно использовать в лекциях и семинарах по новейшей истории Запада и Востока на исторических факультетах педагогических и профессиональных вузов.

Библиографический список

1. Rubin B. The Arab States and the Palestine Conflict. Syracuse University Press. New York, 1981. — P. 18.

2. Saddam's Iraq Revolution or Reaction? Committee against Repression and for Democratic Rights in Iraq. Zed Books Ltd, L., 1990. - P. 26.

3. Примаков Е.М. Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX — начало XXI века). — М. : Российская газета, 2006. — С. 64.

4. Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. — М. : Наука, 1989. — 176 с.

5. Ближневосточный конфликт 1957-1967. Из документов архива внешней политики РФ / отв. ред. В.В. Наумкин. — М., 2003. — Т.2. — Док. 96.

6. An Act for International Development / A Program for the Decade of Development. Wash., 1961. — P. 185.

7. Ближневосточный конфликт 1957-1967. Из документов архива внешней политики РФ / отв. ред. В.В. Наумкин. — М., 2003. — Т.2. — Док. 162.

8. Drysdale A. Hinnebush R. Syria and the Middle East Process. New York, 1991. — P. 176.

9. Saddam's Iraq Revolution or Reaction? Committee against Repression and for Democratic Rights in Iraq. Zed Books Ltd, L., 1990. — P. 31.

10. Agwani M.S. Communism in the Arab East. Asia Publishing House. London, 1969. — P. 143.

11. Penrose Edith and E.F. Iraq Boulder, 1978. — P. 288.

12. Evening Standard, 8 February, 1963.

13. Ниязматов Ш.А. Указ. соч. — С. 45.

14. Султан Халед ибн. Воин пустыни. М., 1996. — С. 86.

15. Медведко Л.И. К востоку и западу от Суэца (Закат колониализма и маневры неоколониализма на Арабском Востоке). — М. : Изд-во политической литературы, 1980. — С. 85.

16. O'Ballance E. The Third Arab-Israel War. L., 1972. — P. 46, 51.

БЕЛОУСОВА Ксения Андреевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории.

E-mail: thevp@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 06.08.2009 г.

© Белоусова К.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.