Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 1 (100). С. 197—213. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no.1 (100). Р. 197—213.
12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Научная статья УДК 342.951
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.80.20.018
ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ США
Вильсур Фирдависович Саетгараев
Казанский юридический институт МВД России, г. Казань, Российская Федерация, [email protected]
Введение: в статье рассматриваются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия полиции США и гражданского общества, укрепление и развитие сотрудничества полиции с институтами гражданского общества официально объявлено важным направлением деятельности полиции во многих странах. Институты полиции и гражданского общества становятся важными субъектами осуществления правоохраны современных государств, партнерами в практике обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Материалы и методы: основу исследования образуют зарубежные и отечественные научные труды, публикации и нормативные правовые документы. Методологическую основу исследования составили общий диалектический метод научного познания, общенаучные: системный, структурный, функциональный и специальные: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой методы исследований.
Результаты исследования позволили определить специфику формирования партнерских отношений полиции США и институтов гражданского общества, которая позволяет эффективно противодействовать преступности.
Выводы и заключения: проанализированный опыт взаимодействия полиции США и гражданского общества при реализации правоохранительных задач дал возможность охарактеризовать партнёрскую модель взаимодействия.
Ключевые слова: полиция, институты гражданского общества, взаимодействие, партнерские отношения, сотрудничество.
Для цитирования: Саетгараев В. Ф. Политика содействия гражданского общества в деятельности полиции США // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2022. — № 1 (100). — С. 197—213. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.80.20.018
© Саетгараев В. Ф., 2022
12.00.11. Judicial activity, prosecutor's activity, human rights and law enforcement activity.
Original article
CIVIL SOCIETY ASSISTANCE POLICY IN THE ACTIVITIES OF THE US POLICE
Vilsur F. Saetgaraev
Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Introduction: the article examines the social relations developing in the field of interaction between the US police and civil society; the strengthening and development of cooperation between the police and civil society institutions is officially declared an important area of police activity in many countries. Institutions of the police and civil society are becoming important actors in the implementation of law enforcement in modern states, partners in the practice of ensuring the protection of public order and public safety.
Materials and methods: the basis of the research is formed by international, foreign and domestic normative legal documents, scientific works and publications. The methodological basis of the research was formed by the general dialectical method of scientific knowledge, general scientific: systemic, structural, functional and special: formal legal, historical legal, comparative legal research methods.
The results of the study allowed to determine the specifics of the formation of partnerships between the US police and civil society institutions, which allows you to effectively combat crime.
Findings and conclusions: the analyzed experience of interaction between the US police and civil society in the implementation of law enforcement tasks made it possible to characterize the partnership model of interaction.
Keywords: police, civil society institutions, interaction, partnerships, cooperation.
For citation: Saetgaraev V. F. Politika sodejstvija grazhdanskogo obshhestva v deja-tel'nosti policii SShA [Civil Society Assistance Policy in the activities of the US police]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii — Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, vol. no, 1 (100), pp. 197—213 (in Russ.). DOI: 10.55001/2312-3184.2022.80.20.018
Участие гражданского общества в правоохранительной деятельности рассматривается как условие развития правового государства [1, с. 52]. Наибольшей эффективности полиция достигает при поддержке подавляющего большинства общества. Опираясь на сотрудничество с институтами гражданского общества, современная полиция осуществляет правоохранительную деятельность и выполняет свое главное предназначение — служение обществу [2, с. 82—91]. Характерными признаками партнерской модели взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере противодействия преступности являются доверие граждан к государственным органам и вовлечен-
ность граждан в деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 62—63]. Российская полиция идет по мировой практике укрепления партнерской модели взаимоотношений с гражданским обществом, этот вектор получил отражение в Федеральном законе «О полиции» (гл. 2), в частности среди принципов деятельности полиции закреплены такие из них, как открытость и публичность (ст. 8), общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9) и взаимодействие и сотрудничество (ст. 10) [4]. В практической деятельности отечественной полиции партнерская модель воплощается при совместной работе по обеспечению правопорядка (охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, розыске пропавших без вести и т. д.) с различными общественными организациями: добровольными дружинами, волонтерскими объединениями, казачьими обществами и др. Также граждане активно участвуют в противодействии преступности и административным правонарушениям по таким направлениям деятельности МВД России, как оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная и административно-правовая деятельность, выступая при этом активными участниками соответствующего процесса (потерпевшими, свидетелями, специалистами, понятыми и т. д.) либо лицами, обладающими сведениями о преступлениях, которые используются в качестве оснований для проведения соответствующих процессуальных и непроцессуальных действий (оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, следственных действий).
Согласно экспертным оценкам, по состоянию на 2021 год Соединенные Штаты Америки (индекс преступности 47.81, индекс безопасности 52.19) и Россия (соответственно 39.99 и 60.01) находятся на одном уровне преступности, обозначенном как «умеренный» [5], в связи с чем нашей стране наиболее интересна практика полиции США по реализации партнерской модели сотрудничества с институтами гражданского общества.
США обладают положительным опытом сотрудничества полиции и гражданского общества на основе партнерской модели путем реализации специализированных правоохранительных программ. В США основополагающим принципом деятельности полиции является принцип «активного социального партнерства», предполагающий интеграцию общественной активности в правоохранительную деятельность. Население, обладая соответствующими ресурсами для осуществления самостоятельных действий, осознает свою высокую миссию выполнения гражданского долга по укреплению законности и правопорядка. Среди результативных форм участия граждан в правоохранительной деятельности можно выделить: формирование полицейского резерва (помощников); организацию патрулирования отрядами волонтеров общественных мест; создание общественных правоохранительных формирований.
Полицейский резерв, состоящий из представителей общественности, добровольно и безвозмездно выполняет обязанности по обеспечению общественной безопасности, при этом полицейские обеспечены служебной формой, проходят специальную подготовку и наделены полномочиями по пресечению правонарушений [6]. Популярностью в США пользуются так называемые народные полицейские академии, целью которых является знакомство населения с деятельностью полиции, формирование положительного отношения к полиции и усиление взаимосвязей полиции и граждан. Лица, окончившие такие академии, более четко понимают роль и специфику работы полиции, дей-
ственнее помогают полицейским и скорее идут на контакт с ними [7, с. 42]. Широкое общественное признание в США получила программа «Сторож соседского дома» (Neighborhood Watch Program), суть которой заключается в том, что жители, используя телефонную связь и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для помощи полицейским, сообщают о преступлениях, в том числе через социальные сети (Twitter или др.). В районах действия этой программы количество преступлений существенно уменьшается [8, с. 17—19].
В США на федеральном уровне полиции как таковой нет. Полиция в США — это полицейские формирования штатов, которые к тому же устроены неодинаково [9, с. 307]. Десятая поправка к Конституции США ограничивает полномочия федеральной исполнительной власти и обеспечивает развитие местного самоуправления, на ней и основывается юрисдикционная дифференциация полиции. Основной объем правоохранительных функций несут на себе полицейские структуры муниципалитетов и местного самоуправления, создаваемые нормативными актами штатов, которые самостоятельно формируют программы подготовки полицейских.
Организация деятельности полиции США основывается на социальной доктрине «нулевой терпимости к преступлениям», согласно которой правонарушение должно быть пресечено, а совершенное преступление наказано. В отношениях с общественностью полиция руководствуется идеями ^штил^у policing («полиция на службе общества»), пришедшая на смену традиционной профессиональной политике общения с общественностью, позиционирующейся как упрощенный метод работы офицеров полиции. Эта политика зачастую воспринималась как стереотип, описывающий полицейских, которые сидят и ждут сигналов о происшествиях в своих патрульных автомобилях, отвечая на «призывы к службе». В связи с чем традиционный метод работы полиции часто преподносился как неэффективный и дискредитирующий. Однако руководство полиции США постоянно работает над поиском наиболее эффективных путей улучшения качества работы ведомства, одним из которых является внедрение политики содействия гражданского общества (далее — политика содействия) в деятельности полиции, получившая широкую поддержку и среди самих офицеров полиции.
Следует отметить, что система оценки деятельности полицейских департаментов находится в конфликтной ситуации одних показателей с другими. С одной стороны, существуют стандартные статистические показатели, удобные для бюрократической отчетности: количество раскрытых дел, уровень преступности в округе, количество рецидивов. С другой стороны, с распространением концепции community policing все больше внимания уделяется оценке, которую дают деятельности полиции сами местные жители. Поэтому, параллельно с традиционной системой полицейской отчетности, существует практика опросов местного населения.
Преувеличение слабых сторон традиционных методов работы полиции тоже оказали ей «медвежью услугу», в связи с чем длительное время политика содействия общественности не получала поддержки среди офицеров полиции. Хотя на практике традиционные методы работы полиции тоже дают хороший результат, чем просто ответы на вызовы; они эффективно осуществляют помощь нуждающимся гражданам. Преувеличенная критика и надуманные высказывания длительное время мешали реализации философии политики содействия. Длительное время полицейские руководители недо-
оценивали практическую ценность так называемой философии полиции. Однако эта философия, заключающаяся в руководящих принципах надлежащего поведения полицейских, имеет существенное значение для всего полицейского департамента.
Философия полиции — это оценка убеждений, отношения и моральных ценностей, которые определяют действия и рациональность полиции. Если вопрос «Куда вы идете?» еще актуален, тогда смысл философии полиции помогает дать ответ на вопрос «Как вы туда дойдете?», политика содействия полиции предлагает это направление. Полицию без смысловой философии можно сравнить с кораблем без навигационной системы.
Правильно администрированная политика содействия имеет множество преимуществ, среди которых следует выделить ценностный ориентир на решение служебных задач. По этой причине полиции необходимо тесно работать с гражданским обществом, чтобы определять проблемы и пути их решения. Главное в политике содействия — оказание методической помощи в поведении и действии полицейских [10, с. 5]. Основа политики содействия — метод работы на территории оперативного обслуживания, где для предотвращения преступлений необходимо проверять квартал за кварталом, район за районом. Это, в свою очередь, подтверждает, что миссия полиции гораздо шире, чем «обеспечение правопорядка», т. к. полиция — это часть огромной социальной сети. «Политика работы с общественностью перспективна не потому, что это более приятный и добрый метод, а из-за того, что она требует больших ресурсов, реализует индивидуальные решения и направляет настоящие и принятые проблемы» [11, с. 55]. Офицеры полиции и граждане, сотрудничающие в процессе решения правоохранительных проблем, развивают взаимопонимание. Политика содействия и полицейские программы патрулирования имеют весомый потенциал для развития взаимодействия. Основным компонентом партнерства в политике содействия является введение метода решения задач с целью предотвращения преступлений в обществе. Проявление доверия — важная цель успешного партнерства, т. к. сотрудничество — ключ к успешному предотвращению преступлений и взаимному уважению.
Одна из главных проблем, затрагивающих политику содействия — ее недостаточно четкое определение. Некоторая терминология была взаимозаменяема и входила в общую философию политики содействия. Например, общую философию политики содействия можно найти в формах и методах работы с общественностью. Политика содействия представляет широкую философскую позицию. Методы работы с общественностью и программы патрулирования района применяют эту философию через проактив-ное участие граждан. Методы решения задач — стратегические и тактические способы достижения цели.
Как полагает Уиллард М. Оливер: «Выражение „политика содействия" это всеобъемлющая идея, фокусирующаяся на простой цели: уменьшение уровня преступности и страха мирных граждан... Политика содействия — термин, у которого нет конкретного определения» [12, с. 46]. Молли Уэзеритт акцентирует внимание на неоднозначности ее восприятия: «Политика содействия — это множество разных понятий для множества разных людей. Политика содействия — гибкий термин, который часто применяют для поверхностной согласованности широких и разрозненных действий полиции и различных форм общения в коллективе полиции» [13, с. 153—175]. Политика содействия имеет
разные уровни значения, которые необходимо выделить. М. Уэзеритт утверждает следующее: «На одном уровне политика содействия — это развитие набора программ или действий для полиции: пеший патруль, предотвращение преступлений при содействии граждан, способы консультирования общественности о существующих проблемах и способах работы полиции, которые они выбирают. Акцент делается на прагматичность и мелкомасштабность... На другом уровне политика содействия — это содействие улучшению взаимоотношений полиция — общественность и лучшему имиджу полиции... Это предпринято, потому что действия политики содействия кажутся хорошими сами по себе... Политика содействия — это также изменение в этосе полиции для выделения понятия службы, гибкости, ответственности граждан, примирения, консультации и договоренности» [13, 53—54].
Политика содействия вовлекает общественность в активное партнерство с полицией. Джером Х. Сколник и Дэвид Х. Бэйли отмечают, что эта политика не является новшеством, своими корнями она уходит в систему содействия Hue and Cry, основоположниками которой являются полицейские комиссионеры: Роберт Пил в 1829 году и Артур Вудс в 1914 году в городе Нью-Йорке, которые в свое время отстаивали систему содействия в полиции [15, с. 37]. Ли П. Браун в своем «Отчете адвоката дьявола» подтверждает, что «быстрый рост силы полиции произошел благодаря взаимной работе полиции и общественности. Победа зависит от усилий команды. Эта философская и организационная стратегия позволяет полиции и общественности работать вместе разными способами. Они вместе решают проблемы преступлений и беспорядков» [15, с. 1—5].
Исследователи современной перспективы общественной полиции Роберт Трояно-вич и Бонни Букеру отмечают: «Офицеры полиции и граждане, работающие вместе разными способами, могут помочь решить текущие проблемы общественности, связанные со страхом перед преступлениями, физическими расправами и погромами районов. Философия основывается на убеждении, что достижение этих целей требует от департамента полиции развития новых отношений с законопослушными людьми, предоставляя им право голоса в установке приоритетов местной полиции и вовлекая их в деятельность по улучшению общего качества жизни в их районах. Это сдвигает работу полиции от решения беспорядочных вызовов до решения проблем общественности» [16, 5]. С одной стороны — это не новая концепция для принципов, перенятых из старых традиций полиции... «Нова идея, что политика содействия — это не особенная программа внутри какого-то отдела департамента, а наоборот, должна стать доминирующей философией по всему департаменту» [16, с. 5]. Следовательно, политика содействия — не программа, a философия полиции.
Р. Троянович и Б. Букеру выделили девять «П», которые помогают раскрыть сущность политики содействия:
ПОЛИЦЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Основывается на убеждении, что текущие задачи требуют от полиции предоставления всего комплекса услуг, проактивных и реактивных, путем вовлечения граждан напрямую как партнеров в процессе идентификации, установки приоритетов и решения проблем. В эти проблемы входят сами преступления, страх перед преступлениями, нелегальные наркотики, социальные и физические бесчинства, разбой в районе. Обязательства всего департамента подразумевают перемены в политике и процедурах.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ. Предоставляя общественности собственного офицера полиции, политика содействия разрушает анонимность обеих сторон — офицеры полиции и жители района знают друг друга по именам.
ПОЛИТИКА. Политика содействия поддерживает строгое соблюдение закона. Участковые офицеры полиции принимают звонки и производят аресты как любые другие полицейские, но они также концентрируются на проактивном решении проблем.
ПАТРУЛИРОВАНИЕ. Участковые полицейские должны патрулировать свои районы. Чтобы освободить их от изоляции в патрульной машине, используются другие виды транспорта, например, велосипеды, скутеры или лошади, или пеший обход.
ПОСТОЯНСТВО. Политика содействия требует назначения полицейских на постоянной основе, чтобы у них было время и возможность для постоянного создания новых партнерских контактов. Постоянство означает, что участковые не будут выбиваться из своих обязанностей.
ПОЗИЦИЯ. Неважно какая, вся юрисдикция разбивается на определенные районы. Политика содействия децентрализует полицейских, часто привлекая к работе следователей. Участковые отличаются тем, что помимо обходов, они могут отвечать на нужды и запросы района. Более того, политика содействия децентрализует принятие решений. Это дает полицейским автономию и свободу действия, и уполномочивает полицейских участвовать в решении проблем в районе.
ПРОАКТИВНОСТЬ. Предоставляя весь спектр услуг, политика содействия уравновешивает реагирование полицейских на совершаемое преступление и срочность. Политика содействия также помогает предупреждать проблемы до их появления.
ПАРТНЕРСТВО. Политика содействия поддерживает взаимодействие между полицией и людьми, основанное на взаимном уважении и поддержке.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ. Политика содействия определяет миссию полиции как концентрацию на решении проблем для того, чтобы успех или неудача зависели от качественных результатов (решенных проблем) больше, чем от количественных (совершенных арестов, напечатанных допросов — так называемые учетные записи). Необходимы и качественные, и количественные показатели.
Таким образом, политика содействия — это философия полного комплекса услуг персонализированной полиции, где один полицейский постоянно патрулирует и работает в одном районе в проактивном содействии с гражданами для обнаружения и решения проблем [16, с. 3—4].
Философия работы с общественностью предполагает общую защиту, а не специфическую, реализуемую в процессе исполнения служебного долга. Герман Гольдштайн разработал проблемно-ориентированную концепцию политики решения проблем, которая помогает ответить на вопрос «Как мы дойдем туда?». Его подход к решению проблем и оценивании фокусируется на происшествиях. Традиционная полиция опирается на возникающие ситуации и реагирования на вызовы, а не на проблеме. «В огромном большинстве департаментов полиции телефон, гораздо больше, чем любое решение общественности или менеджмента, продолжает диктовать, как будут использованы ресурсы» [17, с. 20]. «Первичный пункт работы в профессиональной модели — это происшествие, то есть изолированное событие, которое требует реагирования полиции. Служба
911 значительно повысила спрос на услуги полиции и публичные ожидания, что полиция среагирует быстро» [17, с. 20].
«Часто полиция ограничена в повышении открытости, что является досадным симптомом проблемы. Предполагается, что полиция более продуктивная, если она реагирует на происшествия как симптомы, лежащие в основе проблем общественности. Проблема — это совокупность схожих, взаимосвязанных или повторяющихся происшествий, а не единичный случай, основная забота общественности и часть работы полиции. Однажды обнаруженная проблема может привлечь усилия полиции на решение возможных случаев таких проблем.
Метод решения проблем возлагает большие надежды на привлечение граждан. Полиции необходимо делать больше, чем она делала в прошлом для привлечения гражданских лиц в выполнение общих задач полиции... Общественность сама должна защищать себя. Полиция, в лучшем случае, может только помогать» [17, с. 20].
Метод решения проблем пытается нормализировать то, что многие годы делали правоохранительные органы. Он использует анализ преступлений, критическое мышление, традиционную и нетрадиционную технологии для раскрытия преступлений и решение адресных проблем. Полицейские должны применять процесс решения проблем и принятия решений для определения наиболее частых случаев преступлений в их районах и кварталах, затем проанализировать проблему, разработать операцию и оценить результат проведенной операции.
Полицейские, пользующиеся этим методом, пытаются раскрыть корень преступлений. Система быстрого реагирования была разработана с целью локализовать серийные преступления, связанные с повторяющимися насильственными действиями. Например, наркопреступления можно отнести к регулярным грабежам в определенном квартале. При обладании этими базовыми знаниями основной проблемы можно использовать информацию для поддержки полицейских участков и зачисления граждан для сотрудничества. Акцент делается не на реакцию на серию преступлений, а на методы борьбы с ними. Главное — анализ основных случаев преступного поведения для предотвращения их от повторения.
Метод или стратегия решения проблем состоит из четырех четких частей: сканирование, анализ, реагирование и оценка [17, с. 66]. Информация собирается и анализируется для того, чтобы разработать инновационные технологии решения проблем. Образцы преступлений могут потребовать нетрадиционные подходы, основанные на стратегиях работы с общественностью, т. е. обсуждение указов, предотвращение преступлений и сотрудничество с другими публичными и частными агентствами.
Многие департаменты полиции с разнообразным населением реализуют философию метода решения проблем в своих районах. Можно ли применять и политику содействия, и метод решения проблем вместе? Ответ «да». Каждый подход усиливает ожидаемые цели и эффект другого. Они являются взаимодополняющими компонентами. В то время как политика содействия — это концепция зонта, метод решения проблем включает специфические стратегии и тактику. Лучшая система комбинирует философию политики содействия и метод решения проблем. Основа решения проблем лежит в программах патруля кварталов. Суть политики содействия состоит в необходимости тесной
работы полиции со всеми сторонами общества, чтобы выявить причины и найти наиболее эффективные решения.
Исследователь программ соседских дозоров Д. П. Розенбаум, отмечает, что зачастую осуществляющаюся в планах политики содействия программа «Сторож соседского дома» хотя и привлекает к себе внимание, однако, как отмечают эксперты, редко обсуждаются шаги, ведущие к успеху. Многие департаменты полиции осуществляют программу «Сторож соседского дома» с большим успехом; тем не менее некоторые испытывают трудности в личной инициативе и умении поддержать отряды. К сожалению, это особенно заметно в тех кварталах, где больше всего нужна помощь. Кварталы, где проживают жители, относящиеся к среднему классу, испытывают меньше страха перед преступностью и поддерживают усилия полиции. С другой стороны, кварталы, где проживают люди с низким доходом, испытывают трудности в содержании отрядов, созданных из жителей квартала, даже в периоды повышенной преступности [18]. Практически разработка и поддержка гражданского участия в программах «Сторож соседского дома» остается трудной задачей для руководителей полиции. Продолжительность существования отрядов патрулирования достаточно низка, да и сама программа весьма проблематична. Формирование новых групп осуществляется постоянно. Программа поддерживается новыми участниками, которые заменяют ушедших по причине разочарования или считающих, что их проблемы уже решены.
Без доверия и сотрудничества граждан полицейские работают в информационном вакууме и недостатке сыска, необходимой для выполнения основных обязанностей. Выявление основных случаев преступления зависит, по большому счету, от граждан, которые замечают и сообщают о незаконных действиях. Полицейские исполнители должны вознаграждать за это граждан и предпринимать определенные шаги для поддержки помощи и сотрудничества со стороны граждан.
Философия разделяемого с общественностью предотвращения преступлений имеет большие перспективы, но требует от руководства большого вклада и по отношению к гражданам, и по отношению к полицейским. Некоторые администраторы проводят эти программы с привлечением гражданского населения без спешки и с осторожностью. Эти руководители, придерживаются концепции пяти шагов развития и поддержки программ «Сторож соседского дома». Без правильной базы программы выходят из-под контроля. Эти шаги устанавливают фундамент для повышения участия, сотрудничества и удержания членов программы «Сторож соседского дома».
Шаг первый: планирование стратегии. Прежде чем привлекать общественность, организаторы должны разработать стратегии работы со схожими преступлениями и сформировать правильные стратегии взаимодействия общественности и полиции.
Шаг второй: обучение полицейских. Подготовленные офицеры полиции становятся ключевыми примерами для руководства управления по борьбе с преступностью и вносят существенных вклад в успех программы «Сторож соседского дома».
Шаг третий: оценка нужд населения. Этот шаг включает эффективную оценку отношения и мнения общественности, касающиеся службы полиции и специфику программ «Сторож соседского дома».
Шаг четвертый: подбор и обучение волонтеров. Руководители полиции должны предоставлять качественное обучение участникам Программы «Сторож соседского до-
ма». Департаменты должны предоставлять время для обучения более чем один раз и в удобное время, чтобы все лидеры от кварталов могли посетить их. Впоследствии они сами станут инструкторами для новых членов программы «Сторож соседского дома».
Шаг пятый: разработка значимых проектов. Кураторам предписывается учитывать интересы и способности членов группы, мотивировать творческий подход по рекрутированию жителей. Этот шаг поддерживает заинтересованность местных жителей к программе.
Взаимоотношения между полицейскими и местными жителями, участвующими в профилактике преступности, значительно улучшаются при четком определении соответствующих ролей. «Мотивированный гражданин работает больше с, чем для полицейского, который является в основном ресурсом, доступным для гражданина, а не наоборот. В пределах законодательства превентивные действия гражданина ни в коем случае не направляются полицией. Он не может подчиняться, наоборот, они оба должны сотрудничать как партнеры. Поэтому там, где правильно разработаны стратегии участия населения, не приходится конфликтовать по вопросам контроля над Программой» [19, с. 201]. При распределении ролей кураторами патрулирования на первоначальном этапе планирования, конфликты значительно уменьшаются. Если этого не сделано, то теряется интерес участников, вследствие возникновения недопонимания личной миссии.
Бывает, что кураторы программ опускают руки на начальных стадиях программ патрулирования. Они часто говорят о злости или апатии членов отряда, что является самой трудной частью введения программы патрулирования. Полицейским необходимо преодолеть эти чувства и прислушаться к жалобам отряда. Если полицейские будут оставаться спокойными, то эти проблемы исчезнут. Участвующим полицейским нужно предугадывать, когда члены отряда готовы выйти в патрулирование. Может понадобиться какое-то время, чтобы волонтеры приобрели уверенность, без неё они не захотят участвовать в проектах. Незащищенность некоторых волонтеров может исходить из слабой подготовки и неправильного обучения. Лидеры полиции и патрульные координаторы должны постоянно оценивать уровень уверенности волонтеров и их способность решать поставленную задачу и достигать цели.
Организаторы волонтерского патруля в первую очередь должны создать правильный фундамент, иначе отряд не сможет развиваться с самого начала. Поэтому, лидеры программы «Сторож соседского дома» должны проводить мониторинг своих отрядов, разъяснять недопонимания и не спешить перескакивать через стадии развития. Развитие отряда имеет четыре стадии:
1) формирования. На этой стадии отряды патрулирования обычно не организованы и не уверены, поэтому основное внимание уделяется профессиональной ориентации и обучающим программам;
2) штурмования. Эта стадия связана с преодолением конфликтов среди членов группы, чтобы волонтеры научились справляться с конфликтами в будущем, отбрасывая вопросы личного характера для решения общественных интересов;
3) нормирования. Характеризуется развитием сплоченности и уверенности отряда, влияющие на успех отряда в работе;
4) выполнения задач. Психологи Джон П. Хауэлл и Дэн Костли отметили, что стадия выполнения задач ориентирована на командную работу; лидеры должны опреде-
лить роли, а члены должны быть готовы к более высоким уровням кооперации и работы. Другими словами, отряд, будучи единой командой, держится вместе, чтобы осуществлять основные цели и задачи [20].
Климат доверия, убирающий нервное напряжение, страх или волнение на стадиях формирования и штурмования, помогут при переходе к стадиям нормирования и выполнения задач. Позитивное общение, точная информация и игнорирование сплетен остаются важными во время этих стадий, чтобы поддержать положительное развитие отряда. За счет чего работает философия политики содействия и метод решения задач? Полицейские-практики понимают, что политика содействия — это философская позиция, а не решение. Офицеры полиции воспринимают мир реалистично; они редко бывают утопистами. Политика содействия не является ни новой, ни теоретической, а больше сдвигом в традиционной полиции. Жаргон может быть новым, а практика — такой же старой, как и концепция содействия.
При всех положительных аспектах организации совместной деятельности полиции США и гражданского общества необходимо обратить внимание на вопросы социальной сегрегации и неоднородности социальной структуры в этой стране. События, начавшиеся в США 26 мая 2020 года в городе Миннеаполисе, где при осуществлении задержания полицейскими погиб темнокожий гражданин, повлекли к погромам и массовым беспорядкам в разных городах страны. Одним из ключевых лозунгов бунтовщиков, в своей массе преимущественно темнокожих, стал: «Снять с финансирования полицию», в результате чего часть общественности противопоставила себя силам правопорядка.
Официально расовой сегрегации в США давно нет, ее отмена произошла в 1960-е годы XX века как раз благодаря активному общественному движению. Однако и в настоящее время многие белые и темнокожие американцы живут, практически не пересекаясь друг с другом. У афроамериканцев — собственная идентичность, которая в некоторых аспектах не только не пересекается с идентичностью общеамериканской, но и противоречит ей. Наличие различных правил для «белых» и «черных» ведет к объединению афроамериканцев для противостояния их дискриминации. В их сознании укореняется образ полицейских-расистов, ищущих любой повод привязаться к невиновным темнокожим. Отсюда недоверие так называемых цветных к стражам порядка. Впрочем, действиям полицейских при выполнении должностных обязанностей тоже имеется объяснение: согласно уголовной статистике, темнокожие ответственны за половину всех убийств и ограблений в стране, хотя они составляют только 12 процентов населения. О причинах данного явления в США идут горячие дискуссии, действенных механизмов решения этой проблемы, очевидно, еще не выработано [21].
Среди причин возникновения социальной сегрегации в США принято считать результат исторических межрасовых противоречий. Однако среди бунтовщиков в мае 2020 года наблюдалось немало и белых лиц, недовольных государственной политикой. Возникает вопрос — почему? Отдельные авторы отмечают, что сегрегация в США носит не столько расовый или классовый характер, а в её основе — деление на «неудачников» и «удачников», продиктованное протестантской религией и духом американского промышленного капитализма. Обозначая проблему в том, что за прошедшие десятилетия в США сформировалось слишком много «неудачников», они стали громадным социальным слоем, слились с теми меньшинствами, которые находятся внизу социальной пира-
миды. В результате чего можно наблюдать в этой стране «марксистскую» революцию [22]. Если в США не найдутся пути преодоления социальной сегрегации, можно с уверенностью прогнозировать рост массовых беспорядков и преступности.
Среди населения США имеются представители многих национальностей: индейцев, европейцев, афроамериканцев, мексиканцев, азиатов и др. Согласно статистическим данным, количество преступлений, совершаемых людьми с белой кожей, насчитывается меньше всего, на первом месте по количеству противоправных действий стоят афроаме-риканцы, на втором — выходцы из Латинской Америки [22].
На причины такого разрыва есть две точки зрения. Криминологи считают, что из-за дискриминации афроамериканцев им очень сложно найти работу и постоянное жилье. Многочисленные мигранты без денег постоянно пополняют ряды криминального мира. От безвыходности они идут на преступления. С другой стороны, численный перевес в Америке сейчас у афроамериканцев. Страна постепенно перестает быть государством «белых людей».
В США действуют бандитские группировки, которые известны организованностью и жестокостью. На их территории не хотят появляться даже полицейские. Ряды известных американских банд (Bandidos — мексиканцы, Crips и Bloods — банды афроамериканцев, Aryan Brotherhood — заключенные с пожизненным сроком, MS-13 — беженцы из Сальвадора) в 2013 году, после оглашения оправдательного приговора для убийцы афроамериканского подростка, пополнилось новым деструктивным гражданским движением Black Lives Matter (BLM — «черные жизни важны»), целью которого является подготовка революции и свержение власти. Началу движения был положен всего лишь хэштег в социальных сетях, затем активисты Великобритании и Америки вышли в час пик на оживленные дороги и заблокировали движение. Из-за дерзости поступка общественность восприняла движение негативно. У Black Lives Matter нет официального лидера, оно борется за права всех небелых рас, характеризуется тотальной децентрализацией. Пик популярности зафиксирован в конце мая 2020 года, сразу после скандального убийства белым полицейским афроамериканца. Движение получило колоссальную общественную поддержку, в протестных мероприятиях участвовало до 26 млн американцев по всей стране, включая даже Аляску. Это событие стало пусковым механизмом массовых протестов по всей стране. По последним данным, 50 % граждан США поддерживает движение, а 36 % — относится негативно. К сочувствующим примыкают люди с белой кожей, хотя в части штатов региональное отделение BLM не допускает их на свои собрания. Они мотивируют отказ тем, что с расизмом надо бороться в среде белых граждан [23].
Эффективное управление полицейскими структурами предполагает, что полицейские процедуры не должны основываться на ложных предположениях относительно тенденций в обществе. Полицейским необходимо налаживать партнерство с исследователями, свободными от идеологических влияний. Эти отношения совершенно необходимы, чтобы определять точную политику содействия и процедуры. Много времени уйдет на тщательное планирование, чтобы изменить «статус кво».
Томас Э. Бейкер отмечает, что исследователи, ученые и практики пытаются дифференцировать работу с общественностью, работу на квартале и политику решения проблем. Все подходы основаны на общепринятой теме взаимодействия и коммуникации
«полиция — граждане», непререкаемые концепции полиции. Все они связаны философией, практикой и правоприменением [19, с. 24]. Философский фундамент политики содействия определяет цель для департамента полиции и отражает рациональный взгляд на три основных вопроса:
1. Куда вы идете?
2. Как вы туда доберетесь?
3. Как вы узнаете, когда вы прибыли?
Последнее будет определено более формально через политику решения проблем, стратегическое планирование и процесс развития. Политика содействия и политика решения проблем воплощаются вместе и показывают себя как наиболее эффективный метод для будущего [25, с. 12—18.] Совершенно точно отметили С. Е. Пролетенкова и А. П. Беликов: «...при выстраивании системы обеспечения общественной безопасности с привлечением общественных структур следует признать, что формирование негосударственного сегмента обеспечения общественной безопасности вопрос длительного времени и кропотливой работы. Важнейшим принципом в этом отношении должна стать добровольность и заинтересованность институтов гражданского общества и отдельных граждан» [26, с. 257]. Отличительной чертой организации полиции США является ее децентрализованная система. Наличие широкой автономии полицейских структур, подкрепленное взаимодействием и сотрудничеством с гражданским обществом, обеспечивает их оперативность и результативность в реализации задач охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
В результате распространения концепции community policing, появились разнообразные попытки привязать оценку деятельности полицейских подразделений к удовлетворенности граждан, и к общему влиянию полиции на благополучие общества. Одно из следствий — повышенное внимание к функциям, относящимся скорее к категории сервиса для населения, чем к категории выявления преступлений и наказания нарушителей. В целом полиция в США подотчетна исключительно местному населению — напрямую или через выборные органы, в основном самого низшего уровня. Принятые в разных местах формальные индикаторы качества ее деятельности вторичны по сравнению с прямой удовлетворенностью населения работой полиции в пределах населенного пункта или района. Крайняя децентрализация полиции чрезвычайно затрудняет сравнительный анализ, а в определенной степени и делает его бессмысленным. Между тем именно эта децентрализация обеспечивает беспрецедентный уровень доверия к полиции на местах, структурную гибкость, и высокий авторитет полицейского в глазах общественности [27].
Население в США отличается высокой степенью бдительности. В обществе считается нормой информировать полицию, если возникли подозрения в незаконной деятельности родственников или друзей. Эта особенность менталитета американских людей позволяет предотвращать множество преступлений еще до момента их совершения. Во многих городах функционируют народные отряды (Neighborhood Watch), в составе которых граждане добровольно патрулируют улицы и следят за соблюдением правопорядка. Отечественный исторических опыт правоохранительных органов показывает, что подобная модель взаимодействия милиции и общественности эффективно сохраняла правопорядок в СССР и следует отметить, что прогрессивные США идут по советскому
пути, вовлекая население в предотвращение преступлений, снижая уровень преступности в стране. На современном этапе органы внутренних дел Российской Федерации активно возрождают накопленный положительный отечественный и зарубежный опыт взаимодействия с институтами гражданского общества, учитывая новые угрозы правопорядку.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Нижник Н. С. Полиция и гражданское общество: поиск вектора взаимодействия // Полицейская деятельность. — 2018. — № 5. — С. 52—66. DOI: 10.7256/2454-0692.2018.5.23796 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23796 (дата обращения: 13.04.2021).
2. Меньшикова Н. С. Партнерская модель взаимодействия государства и гражданского общества: содержание, признаки и условия создания // Вопросы государства и права: сборник научных трудов / Под общ. ред. Л. В. Карнаушенко. Вып. 2. Краснодар: Краснодарский университет МвД России, 2016. — С. 82—91.
3. Нижник Н. С., Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства / Н. С. Нижник, Н. С. Меньшикова // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2014. — № 2 (36). — С. 62—63.
4. О полиции: федер. закон Рос. Федерации от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
5. Рейтинг стран по уровню преступности [Электронный ресурс]. — URL: https://no-news.co/directory/lists/countries/crime-index (дата обращения: 08.10.2021).
6. Столичная полиция США. 2016. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.uscp.-gov/the-department/bureaus-and-offices (дата обращения: 26.11.2020).
7. Киричёк Е. В. Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 4 (30). — С. 40—49.
8. Случевская Ю. Зарубежный опыт партнерских отношений между полицией и населением // Профессионал. — 2011. — № 3. — С. 17—20.
9. Глушков М. Р. К вопросу о регулировании досудебного производства в США // Библиотека криминалиста. — 2016. — № 2 (25). — 305—318.
10. U. S. Department of Justice, Bureau of Justice Assistance, Understanding Community Policing (Washington DC: GPO, 1995), 5.
11. U. S. Department of Justice, Bureau of Justice Assistance, Neighborhood — Oriented Policing in Rural Communities: A Program Planning Guide (Washington, 1994), 55.
12. Willard M. Oliver, Community Policing Defined, (LawandOrder, 1992): 46.
13. Mollie Weatheritt, Community Policing: Rhetoric or Reality, In Community Policing: Rhetoric or Reality, ed., Jack R. Green and Stephen D. Mastrofski (New York: Praeger Publishers, 1991), 153—175.
14. Jerome H. Skolnick and David H. Bayley, National Institute of Justice, Community Policing: Issues and Practices Around the World (Washington, DC: GPO, 1988): 37.
15. Lee P. Brown, National Institute of Justice, Community Policing: A Report From The Devil's Advocate (Washington, DC: GPO, 1985): 1—5.
16. Robert Trojanowicz and Bonnie Bucqueroux. Community Policing: A Contemporary Perspective (Cincinnati, Ohio: Anderson Publishing Company, 1994).
17. Herman Goldstein, Problem Oriented Policing: A Practical Guide for Police Officers (New York: McGraw-Hill Publishing Company, 1990).
18. D. P. Rosenbaum, The Theory of Research Behind Neighborhood Watch, Crime and Delinquency (33. 1987): 103—134.
19. National Crime Prevention Institute, Understanding Crime Prevention (MA, Butterworth Publisher, 1986), 201.
20. Jon P. Howell and Dan Costley, Understanding Behavior for Effective Leadership (Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall, 2001).
21. Теперь запрещено белым. В США развивается расизм наоборот — РИА Новости, 24.02.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20190224/1551248219.html (дата обращения: 06.10.2021).
22. Соединённые Сегрегирующие Штаты — Fitzroy Недовольные в Америке: полиция Трампа и социальная сегрегация [Электронный ресурс]. — URL: https://fitzroymag.com/mir/-soedinjonnye-segregirujushhie-shtaty/ (дата обращения: 06.10.2021).
23. Практики оценки деятельности полиции в США [Электронный ресурс]. — URL: https://www.openpolice.ru/docs/doctype/31/ (дата обращения: 06.10.2021).
24. Уровень преступности в США 2021 году: причины и рост по штатам. [Электронный ресурс]. — URL: https://usaprosto.ru/gosudarstvo/pravo/prestupnost-v-ssha.html#i-8 (дата обращения: 06.10.2021).
25. Baker, Thomas E. Effective Police Leadership : moving beyond management / Thomas E. Baker- 3rd Edition Paperback, 2013.
26. Thomas E. Baker, Jane P. Baker, and Ralph Zezza, Neighborhood Watch: Leadership Challenge, The FBI Law Enforcement Bulletin (February 1999): 12—18.
27. Пролетенкова С. Е. О концептуальных основах обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации / С. Е. Пролетенкова, А. П. Беликов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. — № 1 (96). — С. 249—259.
REFERENCES
1. Nizhnik N.S. Policija i grazhdanskoe obshhestvo: poisk vektora vzaimodejstvija [Police and civil society: search for a vector of interaction]. Policejskaja dejatel'-nost'— Police activity. 2018, no. 5, pp. 52 — 66. DOI: 10.7256 / 2454-0692.2018.5.23796 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23796.
2. Menshikova N.S. Partnerskaja model' vzaimodejstvija gosudarstva i grazhdanskogo ob-shhestva: soderzhanie, priznaki i uslovija sozdanija [Partner model of interaction between the state and civil society: content, signs and conditions of creation]. Voprosy gosudarstva i prava: sbornik nauchnyh trudov — Questions of state and law: collection of scientific papers . Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016, pp. 82—91.
3. Nizhnik N.S., Menshikova N.S. Gosudarstvennye organy i instituty grazhdanskogo ob-shhestva: formirovanie modeli part-nerskih vzaimootnoshenij po realizacii pravoohranitel'noj funkcii rossijskogo gosu-darstva [State Bodies and Civil Society Institutions: Formation of a Model of Partnership Relations for the Implementation of the Law Enforcement Function of the Russian State]. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii — Vestnik of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014, no. 2 (36), pp. 62—63.
4. Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ "On the Police" // Collected Legislation of the Russian Federation. 02/14/2011. No. 7. Art. 900.
5. Rating of countries in terms of crime rate. Available at: https://nonews.co/directory/ lists/countries/crime-index (date accessed: 10/08/2021).
6. US Metropolitan Police. 2016. Available at: https://www.uscp.gov/the-department/bureaus-and-offices (date accessed: 11/26/2020).
7. Kirichyok E. V. Sovershenstvovanie dejatel'nosti policii po obespecheniju konstituci-onnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina i vzaimodejstviju s institutami grazhdanskogo ob-shhestva: kompleksnye mery [Improving the police activity to ensure constitutional human and civil rights and freedoms and interaction with civil society institutions: comprehensive measures]. Ju-ridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika — Legal Science and Law Enforcement Practice. 2014, no. 4 (30), pp. 40—49.
8. Sluchevskaya Yu. Zarubezhnyj opyt partnerskih otnoshenij mezhdu policiej i nasele-niem [Foreign experience of partnership between the police and the population]. Professional — Professional. 2011, no. 3, pp. 17—20.
9. Glushkov M.R. K voprosu o regulirovanii dosudebnogo proizvodstva v SShA [On the issue of regulation of pre-trial proceedings in the USA]. Biblioteka kriminalista — Criminalist Library. 2016, no. 2 (25), pp. 305—318
10. U. S. Department of Justice, Bureau of Justice Assistance, Understanding Community Policing (Washington DC: GPO, 1995), 5.
11. U.S. Department of Justice, Bureau of Justice Assistance, Neighborhood- Oriented Policing in Rural Communities: A Program Planning Guide (Washington, 1994), 55.
12. Willard M. Oliver, Community Policing Defined, (Lawand Order, 1992): 46.
13. Mollie Weatheritt, Community Policing: Rhetoric or Reality, In Community Policing: Rhetoric or Reality, ed., Jack R. Green and Stephen D. Mastrofski (New York: Praeger Publishers, 1991), p. 153—175.
14. Jerome H. Skolnick and David H. Bayley, National Institute of Justice, Community Policing: Issues and Practices Around the World (Washington, DC: GPO, 1988): 37.
15. Lee P. Brown, National Institute of Justice, Community Policing: A Report From The Devil's Advocate (Washington, DC: GPO, 1985): 1—5.
16. Robert Trojanowicz and Bonnie Bucqueroux. Community Policing: A Contemporary Perspective (Cincinnati, Ohio: Anderson Publishing Company, 1994).
17. Herman Goldstein, Problem Oriented Policing: A Practical Guide for Police Officers (New York: McGraw-Hill Publishing Company, 1990).
18. Rosenbaum D. P. The Theory of Research Behind Neighborhood Watch, Crime and Delinquency (33.1987): 103—134.
19. National Crime Prevention Institute, Understanding Crime Prevention (MA, Butterworth Publisher, 1986), 201.
20. Jon P. Howell and Dan Costley, Understanding Behavior for Effective Leadership (Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall, 2001).
21. Now white is forbidden. In the United States, racism is developing on the contrary — RIA Novosti, 02.24.2019. URL: https://ria.ru/20190224/1551248219.html (date accessed: 06.10.2021).
22. United Segregating States — Fitzroy Disaffected in America: Trump Police and Social Segregation. URL: https://fitzroymag.com/mir/soedinjonnye-segregirujushhie-shtaty/ (date accessed: 06.10.2021).
23. The practice of assessing police performance in the United States. URL: https://www.openpolice.ru/docs/doctype/31/ (date of access: 06.10.2021).
24. Crime rate in the USA 2021: causes and growth by state. URL: https://usap-rosto.ru/gosudarstvo/pravo/prestupnost-v-ssha.html#i-8 (date accessed: 06.10.2021).
25. Baker, Thomas E. Effective Police Leadership: moving beyond management / Thomas E. Baker-3rd Edition Paperback, 2013.
26. Thomas E. Baker, Jane P. Baker, and Ralph Zezza, Neighborhood Watch: Leadership Challenge, The FBI Law Enforcement Bulletin (February 1999): 12—18.
27. Proletenkova S. E., Belikov A. P. O konceptual'nyh osnovah obespechenija ob-shhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii [On the conceptual foundations of ensuring public safety in the Russian Federation]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituía MVD Rossii — Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2021. — No. 1 (96). — P. 249—259.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Саетгараев Вильсур Фирдависович, преподаватель кафедры оперативно-разысконой деятельности. Казанский юридический институт МВД России, 420059, Россия, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 130. ORCID: 0000-0001-8209-5098 ResearcherID: ABE-3515-2021
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Saetgaraev Vilsur Firdavisovich, Lecturer at the Department of Operational-Investigative Activities. The Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 130, Orenburgskii trakt, Kazan, Russia. 420059. ORCID: 0000-0001-8209-5098 ResearcherID: ABE-3515-2021
Статья поступила в редакцию 24.05.2021; одобрена после рецензирования 31.06.2021; принята к публикации 25.02.2022.
The article was submitted 24.05.2021; approved after reviewing 31.06.2021; accepted for publication 25.02.2022.