Научная статья на тему 'Политика сдерживания инфляции в КНР в период перехода от плановой к социалистической рыночной экономике (1978 2002 гг. )'

Политика сдерживания инфляции в КНР в период перехода от плановой к социалистической рыночной экономике (1978 2002 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНЫ / ИНФЛЯЦИЯ / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / PRICING / PRICES / INFLATION / PLANNED ECONOMY / SOCIALIST MARKET ECONOMY / REFORMING THE ECONOMY / GOVERNMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Целыковская Евгения Алексеевна, Коцофана Татьяна Викторовна

Проанализированы основные этапы реформирования китайской экономики в период перехода от планового к социалистическому рыночному хозяйству с точки зрения ценовой политики китайского правительства. Показано, что постепенность реформ, а также настойчивая независимая регулирующая политика государства стали ключевыми факторами сдерживания инфляции в анализируемом периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of inflation restraint in China in transition from planned to socialist market economy, 1978 20021

In the article the basic stages of the Chinese economy reforming in transition from planned to a socialist market economy are analyzed from the point of view of pricing policy of the Chinese government. It is shown that gradual reforms, as well as persistence and independence of the state regulatory policy became key factors for inflation restraint in the analyzed period.

Текст научной работы на тему «Политика сдерживания инфляции в КНР в период перехода от плановой к социалистической рыночной экономике (1978 2002 гг. )»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.24.021.8

Е.А. Целыковская, Т.В. Коцофана

ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В КНР В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ПЛАНОВОЙ К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (1978 - 2002 гг.)

Проанализированы основные этапы реформирования китайской экономики в период перехода от планового к социалистическому рыночному хозяйству с точки зрения ценовой политики китайского правительства. Показано, что постепенность реформ, а также настойчивая независимая регулирующая политика государства стали ключевыми факторами сдерживания инфляции в анализируемом периоде.

Ключевые слова: ценообразование, цены, инфляция, плановая экономика, социалистическая рыночная экономика, реформирование экономики, политика государства.

В декабре 1978 г. 3-й Пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, ознаменовавшее начало эпохи «реформ и открытий». Одной из реформ была рыночная. Ее проведение носило последовательный, поэтапный характер. Каждый этап имел свой лозунг, символизирующий соотношение между планом и рынком в регулировании экономики:

1-й этап (декабрь 1978 г. - сентябрь 1984 г.) - «плановая экономика - основа, рыночное регулирование - дополнение»;

2-й этап (октябрь 1984 г. - декабрь 1991 г.) - «плановая товарная экономика»;

3-й этап (с 1992 по 2003 г.) - «социалистическая рыночная экономика»1.

Переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике занял в КНР 25 лет.

Одна из основных задач реформы состояла в формировании рыночной инфраструктуры. Основное внимание сосредоточивалось на трех ее составляющих: инвестиционный спрос, внутренний рынок и система ценообразования.

Предмет нашего внимания - ценообразование и цены, а точнее - их роль в переходе к новой экономике.

Ясно, что политика ценообразования была тесно вплетена в общий процесс реформирования экономики, постоянно находилась под его воздействием, и следовательно, четко определить, в чем конкретно состояла ее роль и каковы инфляционные издержки указанной политики, достаточно трудно. Чтобы несколько облегчить решение этой задачи, мы посчитали необходимым опереться на плановую этапность осуществления реформы, а именно - первые три этапа, на которые пришлась наибольшая тяжесть проведения реформ.

Первый этап (1978 - 1984 гг.). Переход к новой экономике начался с сельского хозяйства. В отрасли было занято две трети всего населения. К началу этого этапа сельскохозяйственная экономика в основе своей представляла натурально-плановое хозяйство. Именно его преобразование было первым шагом к созданию условий и прежде всего утверждения многоукладной экономики как основы рынка и крестьянина как самостоятельного хозяина, субъекта рынка.

Преобразование состояло в переводе деревни на систему «производственной ответственности»: за крестьянами закреплялось два надела земли - «поле ответственности» и «поле пайка». Продукция, полученная с «поля ответственности», подлежала продаже государству по ценам, дотируемым в случае расхождения затрат крестьянина и установленных государством конечных цен. С этой целью в бюджете была выделена особая статья расходов - «ценовые субсидии»2. Продукция со второго поля -«поля пайка» поступала в собственность крестьянина, часть ее могла (впервые!) свободно продаваться на местном рынке.

В результате осуществления указанных мер резко увеличилась производительность труда и объем производства. Возродился местный рынок. К тому же теперь крестьяне могли покупать сельскохозяйственную технику (она впервые была признана товаром). Таким образом, предоставленная государством, хотя и ограниченная, свобода продажи производителем своей продукции и возможность покупки техники и других необходимых средств производства расширили связи крестьян с рынком.

1 Во многих источниках дается разное годовое деление на этапы. Мы в своей статье ориентируемся на подход А.В. Островского [2; 3].

2 Ценовое субсидирование существовало до 2005 г. Его доля в расходах бюджета составляла от 0,3% до 2,9%.

Одновременно местные власти активно способствовали созданию различных видов небольших промышленных предприятий - волостно-поселковых, индивидуальных, частных - для увеличения занятости населения, живущего в сельской местности3. Предприятия занимались переработкой сельскохозяйственной продукции, изготовлением традиционных китайских товаров, которые пользовались высоким спросом на мировом рынке (текстиль, одежда и другие потребительские товары). По существу, именно тогда были заложены основы крупной промышленности по производству потребительских товаров, позволившей вскоре развернуть их широкий экспорт.

В итоге завершения первого этапа реформы страна, во-первых, начала переход к разнообразным формам собственности как необходимому условию существования рынка; во-вторых, понятие товара было распространено на средства производства; в-третьих, изменение условий землепользования, введение практики дотирования, приблизившее уровень цен на сельскохозяйственную продукцию к рыночному и вызвавшее подъем производства, привели к резкому увеличению предложения товаров, что положительно в целом сказалось на общей динамике потребительских цен (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика индекса потребительских цен в 1978 - 1984 годах [3]

1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984

100,7 102,4 106,0 102,4 101,9 101,5 102,8

Считается, что общая устойчивость цен характерна, когда ежегодное повышение цен составляет менее 1,5%. В данном случае среднегодовой темп прироста цен равнялся 2,5%. Лишь однажды индекс был меньше 1,5% - в 1978 г. Рассматривая цены этого периода, можно сделать вывод: цены были относительно неустойчивы и отличались низкой инфляционностью. Практически это объяснялось тем, что в эти годы господствовала планово-распределительная система и цены носили в основной массе фиксированный характер.

Второй этап (1984 - 1992 гг.). Лозунг «Плановая товарная экономика». «Центр тяжести» реформы был перемещен в основном в город: государственные предприятия стали главным звеном реформы. Основное внимание - реформе цен4.

Реформа собственности в КНР осуществлялась иначе, чем в России. «Если в России реформа собственности свелась к замене общественной формы собственности на частную собственность посредством приватизации предприятий государственного и кооперативного секторов, то КНР пошел по пути развития необщественных форм собственности и изменения характера общественной посредством изменений форм ее реализации.

Преобразование государственных предприятий в необщественные формы собственности рассматривалось государством как важнейшая социальная задача реформы, имеющая прямое отношение к многоукладности экономики - основе создания рынка5.

Поиск указанных форм начался еще на первом этапе реформы, но найденные формы носили в большинстве случаев административный характер, то есть созданные государством за счет его имущества новые предприятия не были при этом наделены всеми необходимыми правами для самостоятельного ведения хозяйства, в том числе и правом продажи произведенной продукции на рынке. Однако государство оставило за собой право вмешательства в их деятельность.

В течение данного этапа и последующих лет использовались главным образом рыночные формы превращения (поглощение, слияние, выделение). Создаваемые предприятия были самых различных организационно-экономических форм. Это были новые государственные и контролируемые государством предприятия, государственные с участием иностранного капитала или национального, акционерные корпорации и т.п. Принципиально, что независимо от организационно-правовой формы

3 Понятие «волостно-поселковое предприятие» в китайской трактовке достаточно размыто, неопределенно. На практике это по сути либо частные, либо акционерные небольшие предприятия.

4 Если в 1978 г. доля экономически активного населения в сельской местности составляла 7,63%, то в в городе -18,6% [3. С. 31].

5 О роли «государственности» свидетельствуют следующие цифры. В 2007 г. доля государственных и контролируемых государством предприятий в нефте- и газодобыче, производстве электроэнергии и теплоэнергии достигали 97и 91%. В нефтепереработке, литейном производстве, переработке ядерного топлива их доля составляла 75,5%. В этом же году на долю частных предприятий приходилось 51,5% промышленной продукции [1. С. 75].

все предприятия находились под контролем, прежде всего контролировалось ценообразование. Таким образом, господствующим видом цен стали директивные. Государственные цены выступали как регулятор спроса и предложения на внутреннем рынке, а также экспортных цен.

В течение второго этапа наряду с преобразованием государственной собственности продолжала осуществляться программа развития экономики страны (ускорялись темп роста ВВП, техническая модернизация, инфраструктуризация), реализация которой требовала максимальной мобилизации финансовых ресурсов.

К этому времени значительно выросли сбережения сельского населения (один из результатов реформ в 1978 - 1984 гг.), накопления предприятий всех форм собственности, бюджета, увеличился поток иностранных инвестиций, что позволило государству резко увеличить капиталовложения в основной капитал и тем самым ввести в экономику чрезмерную массу ликвидности. Это сразу же вызвало рост цен: их пик пришелся на 1988 - 1989 гг. - 18,8% и 18%. Государство вынуждено было немедленно прибегнуть к крайним мерам, чтобы сдержать их рост: провести срочно реформу заработной платы в промышленности, налоговую реформу, сократить персонал на предприятиях всех форм собственности, снизить директивные цены на государственных и контролируемых государством предприятиях. Для усиления контроля за расходованием бюджета на инвестиции была создана система двойного бюджета: «регулярного» и «инвестиционного бюджета на новое строительство». В итоге к 1993 г. цены удалось стабилизировать.

Инфляционный всплеск цен 1988 - 1989 гг. выявил необходимость более жесткого учета зависимости уровня цен от объема денежной массы в условиях перехода к рыночному механизму.

Таблица 2

Динамика индекса потребительских цен в 1985 - 1991 годы

1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991

109,3 106,5 107,3 118,8 118,0 103,1 103,4

С учетом всплеска инфляции средний темп прироста цен на втором этапе рыночной реформы составлял 9,5%; без учета этого всплеска - 5,9%. Напомним, что на первом этапе среднегодовой темп прироста равнялся 2,5%.

Таким образом, низкая инфляция на первом этапе выросла с 2,5% до 5,9%, а с учетом всплеска

- до 9,5%. Причина повышения на втором этапе была названа. Но имела место и еще одна. В 1985 -1991 гг. наблюдался ускоренный рост частного капитала, как национального, так и с участием иностранного капитала, и на эту группу предприятий директивные цены не распространялись, а использовались индикативные и рыночные цены. Результатом либерализации стало их повышение, отразившееся тотчас на общем индексе потребительских цен.

Третий этап (1991 - 2002 гг.). Лозунг «Социалистическая рыночная экономика».

Считается, что предыдущие два этапа являлись подготовкой для реализации концепции реформы. Лишь в ходе третьего этапа совершается переход к «социалистической рыночной экономике», происходит их расширение и развитие.

Под расширением концепции имеются в виду, главным образом, определение и осуществление стратегии экспортной ориентации. В этот период создаются особые районы по производству экспортной продукции. Сюда же государство направляет основные капиталовложения. Четко формулируется ориентация экспортного производства - первоочередное удовлетворение потребностей внешнего рынка. Ориентация на внешний рынок - один из главных факторов роста ВВП в этот период.

Однако учитывается, что она имеет и отрицательную сторону, поскольку ведет к сокращению ресурсов для внутреннего рынка и его дефициту, а значит, угрожает инфляцией. Выход был найден: государство установило относительно высокий процент для вкладов населения и таким образом сориентировало использование его сбережений на увеличение своих вкладов, а не на покупку товаров (см. табл. 3)6.

6 Вот как интерпретировал эти данные В. Гельбрас: «Снижение доли внутренней торговли в % к ВВП в отдельные годы свидетельствует о том, что экономика в целом растет более высокими темпами, нежели торговля. Это значит, что производство не было ориентировано на удовлетворение спроса населения, следовательно, не создавались импульсы для расширения производства». Иначе говоря, экспортная ориентация, стимулируя производство, одновременно затормаживала рынок, рост уровня жизни населения [1].

Характерный признак развития экономики КНР в направлении рынка - использование рыночных методов в целях воздействия на показатели, от которых зависела инфляция. Это прежде всего соотношение ВВП и денежной массы, ВВП и наличной денежной массы, ВВП и расходами государственного бюджета.

Таблица 3

Динамика объема внутренней торговли и сбережений населения в КНР, % к ВВП [1. С. 79]

1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Внутренний товарооборот 47,0 47,8 44,3 38,8 39,4 36,7 36,1 33,8

Сбережения населения 8,8 18,0 38,8 48,8 64,8 77,0 76,3 69,1

Китайское правительство, если судить по таблице, обратилось к контролю за соотношениями между ВВП и расходами государственного бюджета с самого начала реформы и постепенно увеличивало число других контролируемых показателей данного типа. А. Островский, специально исследующий экономику КНР последующих десятилетий, составил по китайским статистическим сборникам таблицу динамики доли денежной массы, денежной базы, расходов государственного бюджета, объемов инвестиций в основные производственные фонды (в процентах к ВВП) за 1978 - 2008 гг. Мы частично воспроизвели ее, оставив за ее пределами абсолютные значения показателей (см. табл. 4).

Таблица 4

Динамика доли прироста денежных масс М2 и М0, расходов госбюджета и объема инвестиций в основные производственные фонды, % к ВВП, за 1978 - 2008 годы [3. С. 54]

1978 1985 1990 1994 1997 2000 2002 2008

Доля М2 в ВВП 81,9 97,3 115,2 135,7 153,7 157,8

Доля М0 в ВВП 14,2 15,1 12,9 14,8 14,4 11,3

Доля расходов госбюджета в ВВП 32,4 22,2 16,5 12,0 11,7 16,0 18,3 28,0

Доля объема инвестиций в основные производственные фонды в ВВП 28,2 24,2 35,4 31,6 23,2 36,2 57,3

О чем говорят эти данные? К сожалению, они дают возможность сделать только общие и приблизительные предположения.

Составитель таблицы связывает указанные значения количественных долей денежных масс, расходов госбюджета и инвестиций с предупреждениями инфляции. Против этого нет возражений. Но если, например, доля расходов госбюджета (государства!) в 1994 г. 12%, разве это не дает основание считать, что государство, учитывая свою специфику, проводя глубокие и многозатратные реформы и т.д., должно иметь резерв, экономически обеспечить себя? Это условие государственной безопасности.

И совсем по-другому, очевидно, должна оцениваться доля денежной массы в ВВП в 1997-2008 гг. Доля денежной массы в 2008 г. на 57,8% превысила ВВП. Почему? Вопрос остается открытым.

Выводы

В декабре 1978 г. 3-й Пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение о начале эпохи «реформ и открытости». В центр его деятельности был поставлен подъем производительных сил. «Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики» [1. С. 73]. Но стратегическую цель развития страны радикально сформулировал Дэн Сяопин: «Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22 лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше».

Реформы проводились постепенно, в процессе поиска уточнялись и, исходя из опыта, нередко дополнялись новыми решениями, продиктованными изменениями в стране и за ее пределами.

Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва провозгласил переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом «план - главное, рынок - вспомогательное».

На третьем этапе реформы (1992 - 2002 гг.) переход к «социалистической рыночной экономике» был осуществлен.

Таким образом, переход к рынку - одна из составляющих пакета реформ, направленных на достижение комплекса масштабных исторических целей развития КНР, и поэтому их осуществление не могло не отразиться на многих показателях формирующегося рынка, в том числе и инфляции.

Из особенностей китайской модели перехода от плановой экономики к «социалистической рыночной экономике», мы выделили бы следующие меры обеспечения низкой инфляции в период 1978

- 2008 гг.

Во-первых, изначально вместо однократной всеобщей либерализации цен был взят курс на фиксированные (директивные) цены, которые использовались в течение всего перехода к рыночной экономике на многие важные товары для внутреннего рынка и экспортного производства продолжительное время, вплоть до начала XXI в. На первом этапе фиксированные государством цены служили главным инструментом предупреждения инфляции.

Во-вторых, в рамках борьбы с инфляцией в расходах государственного бюджета предусматривались «ценовые субсидии», предназначенные для покрытия разницы между затратами на важнейшие товары в сельском хозяйстве и их розничной ценой.

В-третьих, преобразование государственной собственности, выразившееся в создании новых государственных предприятий и частных с участием государства, сохраняло за государством право вмешиваться в хозяйственную деятельность, в том числе и в ценообразование.

В-четвертых, в частном секторе государственный контроль за ценами выражался в установлении индикативных цен (плюс-минус 20% рыночной цены), которые к концу второго десятилетия реформ постепенно превращались в чисто рыночные.

По мере перерастания плановой экономики в рыночную возрастала роль ключевых макроэкономических инструментов обеспечения низкой инфляции.

В-пятых, для предупреждения дефицита бюджета как потенциального источника инфляции в КНР использовался с 1982 г. двойной бюджет: регулярный государственный бюджет и бюджет капитального строительства.

В-шестых, в условиях высокого темпа роста денежной массы в обращении правительству удалось добиться низкого уровня инфляции на протяжении всей тридцатилетней эпохи, при всем значении ценового фактора, за счет обеспечения трех макроусловий: ограничения доли в ВВП наличной денежной массы до 13-15%; доли расходов госбюджета в пределах 11,7-32,4%; увеличения инвестиций в основные производственные фонды с 24,2% ВВП до 57,3%, что позволило модернизировать и увеличить производство, а также повысить товарное предложение на внутреннем рынке7.

В-седьмых, не менее успешно использовалась кредитно-денежная политика: определение оптимальных соотношений уровней процентов на депозит и банковский кредит, при котором банковский процент значительно превышал процент по депозитам. В этих условиях избыточная денежная масса шла не на потребительский рынок (повышая тем самым спрос на внутреннем рынке), а на банковские депозиты или инвестиционный рынок, что позволяло снизить банковскую учетную ставку, сдержать инфляцию и получить дополнительный прирост производственных мощностей8.

Политика сдерживания инфляции КНР может показаться в основном общепринятой, а отнюдь не особенной. В отношении определенной части принятых мер с таким суждением можно согласиться.

В данном случае мы имеем дело и с общим подходом к бытию инфляции («быть ей или не быть»), и с новыми методами предупреждения борьбы с инфляцией, и с их значением с экономической и социальной точки зрения (одновременное использование плановых и рыночных мер, прямое вмешательство государства в ценообразование частных предприятий и т.п.)

Но главное все же не в этом. При декларации и проведении реформы перехода к «социалистической рыночной экономике» антиинфляционная политика держалась на государственной монополии в банковской системе, то есть в условиях, когда государство является «создателем и собственником

7 Этот эффект, по существу, результат реализации комплекса реформ.

8 Так, в 1998 г. по текущим депозитам процент составлял 1,71% годовых, а банковский процент по краткосрочному кредиту - 7-8%. [2. С. 54, 55].

почти всей банковской системы и руководителем - финансовой» [1. С. 76]. В качестве одного из примеров проявления этой двойственности служит длительное сохранение директивных цен, особенно на средства производства. Естественно, при этом издержки производства снижаются, инфляция сдерживается или вообще может отсутствовать, но это в совокупности выступает как перераспределительный акт, а не рыночный9.

В целом напрашивается вывод: достигнутый относительно устойчивый эффект использования указанных, в основном традиционных, инструментов сдерживания инфляции в реализации исторически особенного перехода от плана к «социалистической рыночной экономике» стал возможным благодаря настойчивой независимой регулирующей политике государства.

* * *

1. Гельбрас В. Тридцатилетие эпохи «Реформы и открытости» в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 6. С. 71 - 81.

2. Островский А. Некоторые особенности экономического развития КНР за 60 лет // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С. 47-63.

3. Островский А.В. Китайская модель перехода к рыночной экономике / РАН: Ин-т Дальнего Востока. М., 2007. 432 с.

Поступила в редакцию 10.09.11

E.A. Tselykovskaya, T. V. Kotsofana

Policy of inflation restraint in China in transition from planned to socialist market economy, 1978 - 2002

In the article the basic stages of the Chinese economy reforming in transition from planned to a socialist market economy are analyzed from the point of view of pricing policy of the Chinese government. It is shown that gradual reforms, as well as persistence and independence of the state regulatory policy became key factors for inflation restraint in the analyzed period.

Keywords: pricing, prices, inflation, planned economy, socialist market economy, reforming the economy, government policy.

Целыковская Евгения Алексеевна, доктор экономических наук, профессор Коцофана Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7I9 E-mail: tankotsofan@mail.ru

Tselykovskaya E.A., doctor of economics, professor Kotsofana T.V.,

candidate of economics, associate professor

St.-Petersburg State University 199034, Russia, St.-Petersburg,

University bank, 7/9 E-mail: tankotsofan@mail.ru

9 К сожалению, это положение - лишь импульс для исследования вопроса: как сочетаются подобные перераспределительные процессы с созданием «социалистической рыночной экономики»? Или может быть «социалистический» оставляет пока в экономике Китая трансакционые отношения?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.