А.А. АЛИМБАЕВ,
директор Института регионального развития (г. Караганда), доктор экономических наук наук, профессор
Т.П. КАЗАКОВА,
ведущий научный сотрудник Института законодательства РК (г. Астана),
кандидат экономических наук, доцент
ПОЛИТИКА РОСТА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
В условиях распространения глобального экономического кризиса возрастает актуальность энергосбережения. Энергопотребление в Республике Казахстан в настоящее время растет ежегодно на 5-6% и составляет более 75 миллиардов кВт/ч в год [1].
Республика Казахстан - одна из стран, которая, обладая большими запасами первичных энергоресурсов, способна удовлетворять внутренние потребности в энергии, а также осуществлять их добычу для экспорта. На долю Казахстана приходится около 0,5% минеральных энергетических ресурсов мира, что составляет 90 млрд. тонн нефтяного эквивалента топлива (т.н.э.), в их числе - 70% угля, 22% нефти и газового конденсата и 8% газа [2]. Кроме того, Казахстан имеет в распоряжении значительные запасы возобновляемых энергетических ресурсов, таких как гидроэнергия, энергия ветра и солнечная энергия. Гидроэнергетический потенциал Казахстана оценивается в 163 млрд. кВт/ч. Исходя их реальных технических возможностей, можно использовать энергию этих источников в объеме 62 млрд. кВт/ч, из которых использование 27 миллиардов кВт/ч с экономических позиций оправдано.
В структуре отечественного потребления электроэнергии с начала 90-х годов произошли явные изменения вследствие реорганизации национальной экономики. При этом, несмотря на
сокращение промышленного производства в течение определенного периода, доля промышленного сектора в общем объеме потребления электроэнергии осталась высокой. Основная доля потребления электроэнергии приходится на топливный комплекс (увеличение добычи нефти и газа) и металлургию. Требующие модернизации электростанции вынуждены потреблять больше электроэнергии для собственных нужд; при этом производство электроэнергии снизилось на 43% в течение анализируемого периода. Данные по удельному потреблению электроэнергии в разрезе отраслей Республики Казахстан представлены в таблице 1. Из таблицы видно, что на долю промышленности, включая электроэнергетику, в 2003 г. приходилось 72,2% потребляемой в республике электроэнергии. На долю черной и цветной металлургии приходилось 44,8% объема электропотребления. В целом доля потребления энергоресурсов промышленностью от общего потребления энергоресурсов в стране в 2003 г. составила 45% (в 1992 году - 51%). Потребление энергоресурсов в промышленности по сравнению с 1992 годом снизилось на 55%; тем не менее, с 1999 г. наблюдается устойчивый рост энергопотребления в промышленности (за период с 1999 г. по 2003 г. рост составил 30%).
Таблица 1
Потребление электроэнергии различными отраслями промышленности, %
Сводные данные конечного потребления энергии в различных секторах промышленности в зависимости от ее источников представлены в таблице 2, из которой видно, что основным источником энергии в промышленности является уголь, доля которого в источниках энергии составляет около 55%, однако его потребление приходится только на черную металлургию и прочие отрасли обрабатывающей промышленно-
сти, не относящиеся к основным промышленным секторам. Нефтепродукты и электроэнергия являются преобладающими источниками энергии для остальных ведущих отраслей отечественного производства (760 тыс. т.н.э. и 1375 тыс. т.н.э. соответственно). Основными потребителями энергии среди ведущих отраслей являются черная металлургия (17,8%) и добывающая промышленность (15,8%).
Таблица 2
Конечное потребление энергии в секторах промышленности по источникам энергии в 2003 году (тыс. т.н.э.)
Одной из актуальных и острых современных проблем промышленности РК является ее низкая энергоэффективность. В настоящий момент средние затраты энергии на единицу произведенной в отечественной экономике продукции примерно в 2-3 раза выше, чем в развитых странах [3]. В мировой практике с учетом технической специфики выделяют четыре основные отрасли, где особо актуально внедрение мероприятий по повышению энергоэффективности. Это - промышленность, строительство, энергетика и транспорт. Во всех этих секторах наблюдается высокая доля прямых потерь энергии на пути от производителя к потребителю (например, по некоторым оценкам, в промышленных и коммунальных сетях отопления потери тепла превышают 50%, достигая уровня 60-70%) [4].
Низкая эффективность энергоиспользования во многом объясняется использованием устаревших технологий и оборудования, а также остаточным подходом к управлению и контролю за использованием энергоресурсов в промышленности. Кроме того, в советский период цены на энергоресурсы занижались, поэтому их доля в себестоимости
промышленной продукции была очень мала. Изменения, вызванные рыночными преобразованиями, привели к многократному увеличению цен на энергоносители. Соответственно, выросла их доля в себестоимости продукции, которая в ряде отраслей достигает 20-40% и выше.
По данным Международного энергетического агентства, по выбросам СО2 на единицу ВВП Казахстан занимает сегодня пятое место в мире. Наибольшая доля в выбросы СО2 принадлежит энергетике, а из энергоносителей — углю, как наиболее распространенному и дешевому топливу, занимающему порядка 60% в структуре топливного баланса РК. На выбросы диоксида углерода от его сжигания приходится в среднем около 80% общего количества выбросов СО2 [5]. Сохранение такого положения чревато сдерживанием общего экономического развития республики и снижением отдачи от реализации других программ развития. Поэтому повышение энергетической эффективности является важнейшим фактором ускорения экономического роста в Республике Казахстан, который зависит не только от продажи
ГйП
нефти и газа за рубеж, но и от эффективности использования топлива и энергии в рамках собственной экономики.
В Стратегии индустриально - инновационного развития Казахстана заложено положение о снижении энергоемкости производства в 2 раза с одновременным поднятием ВВП. Для достижения этого результата необходимо заложить реальные механизмы в нашу экономику и в первую очередь в энергетический сектор страны. Этими механизмами могут стать перевооружение производственной базы, привлечение новых технологий и опыта в управлении производством, развитие высокотехнологичных производств и усиление роли прикладной науки. Поэтому основными задачами отечественной промышленности в сложившихся условиях становятся рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий, что является важнейшим условием повышения рентабельности и конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий. Мало того, эффективное использование энергии относится к ключевым элементам экономики любой страны, поскольку улучшение показателей энергоэффективности приводит к одновременному получению экологических и энергетических преимуществ национальной экономики.
Зарубежная практика демонстрирует, что в США и Европе давно подсчитали, что энергосбережение приносит ощутимые финансовые выгоды. Государственная политика США в этом направлении предусматривает вложение средств в две группы целенаправленных мероприятий по повышению энергоэффективности:
- технологическое развитие на основе научных исследований;
- менеджмент на основе регулирующих государственных программ.
К европейским лидерам в сфере энергоэффективности сегодня относят Германию, где еще в 2001 г. были приняты акты по возобновляемой энергетике. Немецкий опыт получил широкое распространение в других европейских странах. Регионы OECD, которые имеют сейчас самое низкое энергоиспользование, улучшали свою эффективность ежегодно в среднем на 1.8% в течение 80-х годов. С начала 90-х годов этот показатель снизился до 0.4% в год. Внутри ОЕСD лучшие показатели были достигнуты NAFTA и ЕС, в то время как, начиная с 1990 г., удельные энергозатраты в Тихоокеанском регионе OECD увеличились.
Следует подчеркнуть, что в промышленных странах улучшение энергоэффективности проходило на фоне экономического роста. В то же вре-
мя, например, в 1997 г., удельные энергозатраты в странах, не относящихся к OECD, были в 3 раза, а в СНГ и странах ЦВЕ - в 5 раз выше [5].
В 1990 г. энергоемкость экономики по первичной и подведенной энергии в целом по СНГ была в 3.2 раза выше, чем в Европейском Союзе, в 7.2 раза выше, чем в Германии, и в 3.5 раза выше, чем в Японии. За 1990—1993 гг. эти показатели возросли и стали в среднем в 3,9 раза выше, чем в Европейском Союзе. До настоящего времени в странах СНГ сохраняется неэффективное производство, транспортировка и потребление энергоресурсов. Оценка состояния энергетики показывает, что при повышении темпов экономического роста к 2025 г. страны СНГ смогут достичь современного уровня энерго- и электроемкости промышленно развитых стран. При этом повышение энергоэффективности должно стать ключевой задачей их внутренней энергетической политики [6].
В мировых масштабах лучшие показатели энергоэффективности отмечены именно в промышленности, где удельные энергозатраты уменьшились на одну треть по сравнению с 1980 г. Тем не менее, в странах ЦВЕ производство одной единицы продукции требует в 2-5 раз больше энергии, чем в развитых странах, а показатель энергоиспользования в странах с переходной экономикой все еще выше по уровню, чем 25 лет назад в странах OECD. Следовательно, в странах, не входящих в OECD, имеется значительный потенциал повышения энергоэффективности как в экономическом, так и в техническом отношении (от10-30% до 40-45% в ближайшие десятилетия). Однако его задействование требует увеличения инвестиций в повышение энергоэффективности.
Экономика Казахстана имеет большой потенциал энергосбережения. Он обусловлен такими причинами, как устаревшие неэкономичные технологии и оборудование, подвергшееся значительному физическому и моральному износу, а также высокая энергоемкость ВВП по сравнению с аналогичным показателем развитых стран. Процесс модернизации и внедрения новых технологий в промышленности Казахстана уже начался, однако темпы его протекания еще низкие.
Оценка потенциала энергосбережения, проведенная в обзоре политики в области энергоэффективности Республики Казахстан (Протокол к Энергетической Хартии) проведена на основе ранжирования секторов промышленности по убыванию величины данного потенциала, что проявляется в приоритетности секторов относительно осуществления политики роста энергоэффективности. При этом приоритетность распределяется следующим образом: электроэнергетика, цветная металлургия, черная металлургия, угольная про-
мышленность, машиностроение и металлообработка, нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность.
Приоритетные направления и задачи национальной политики в области энергоэффективности, пути их реализации сформулированы и обозначены в многочисленных государственных документах, таких как:
- «Стратегия развития Казахстана до 2030 года»;
- «Программа развития электроэнергетики до 2030 года» (Постановление Правительства Республики Казахстан, 1999 г.);
- «О развитии ветроэнергетики» (Постановление Правительства Республики Казахстан, 2003 г.);
- Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике», (2004 г.);
- «Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы»;
- «Программа по развитию Единой Энергетической Системы Казахстана до 2010 года и долгосрочному развитию до 2015 года» (КазНИ-ПИЭнергопром).
В этих документах прослеживается комплексный государственный подход к энергетической политике, которая преследует следующие ключевые цели:
- обеспечение надежной энергетической базы для устойчивого экономического роста;
- обеспечение удовлетворения потребностей населения республики в энергетических услугах по приемлемым ценам;
- развитие надежных энергосберегающих систем, гарантирующих энергетическую безопасность;
- сохранение здоровой окружающей среды и предупреждение неконтролируемого изменения климата.
В целях повышения энергоэффективности и снижения воздействия энергетики Казахстана на окружающую среду Правительству Казахстана оказывают помощь различного уровня такие международные организации, как ЮСАИД, ПРООН, ЕЭК ООН. В рамках сотрудничества в области энергоэффективности реализуются проекты международных организаций ЕС, TACIS , SYNERGY, BISTRO, ЕБРР, МБРР и другие.
Реализацию государственной энергетической политики обеспечивает Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. Наряду с ним важную роль в государственном управлении энергетическим сектором играют такие государственные органы, как, Агентство по регулированию естественных монополий,
Министерство индустрии и торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство охраны окружающей среды и другие. В абсолютном большинстве разрабатываемых ими программ развития секторов находят отражение вопросы энергоэффективности. Подобные программы развития разрабатываются органами исполнительной власти на местах и крупными национальными компаниями.
Можно констатировать, что если на начальном этапе реформ приоритеты отдавались крупномасштабному наращиванию производства энергетических ресурсов, то к настоящему времени главным приоритетом энергетической стратегии стало повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение.
Существующие проблемы энергоэффективности объясняются наличием таких барьеров, как:
- отсутствие сильного политического лобби, поддерживающего рациональную политику энергоиспользования и энергоэффективности;
- недостаточная согласованность в работе структур, задействованных в реализации политики энергоэффективности;
- недостаток информации и опыта у производителей и потребителей, для того чтобы инвестировать в новое энергосберегающее оборудование;
- отсутствие современных средств автоматизации, измерительных приборов и оборудования для контроля;
- узкий круг специальностей подготовки специалистов в области энергоэффективности и энергосбережения;
- отсутствие действенных лиц (участников рынка), отвечающих за экологические аспекты рационального энергопотребления;
- малый и бессистемный объем информации (в том числе статистических данных), касающейся экономических показателей, адаптированных к национальной энергетической экономике;
- отсутствие экономических стимулов введения мероприятий по энергоэффективности;
- ограниченный доступ к передовым энергосберегающим технологиям;
- финансовые ограничения.
Важнейшим, если не сказать - ключевым направлением политики в области энергоэффективности является ее технологическая составляющая. И если для развитых стран решение этой задачи осуществляется преимущественно путем технологического развития на основе научных исследований, то в соответствии с законом РК «Об энергосбережении» технический блок предполагает более широкий набор инструментов, исходя из реальной ситуации. К этим мерам относятся:
- оптимизация производства и потребления энергии;
- организация учета и контроля энергии на всех этапах производства, транспортировки, распределения, хранения энергии и конечного пользования;
- утилизация вторичных энергетических ресурсов и отходов;
- реализация проектов по внедрению энергоэффективной техники и продукции, передовых технологий;
- внедрение научных исследований и новых способов управления в энергопотреблении;
- сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов при их добыче, преобразовании, транспортировке, хранении и потреблении.
Деятельностью остальных блоков, таких как экономический, институциональный и законодательный, информационный и образовательный, является обеспечение соответствующих условий для поиска, внедрения и эффективной эксплуатации техники и технологий необходимого уровня, обеспечивающего адекватную современным требованиям энергоэффективность.
Одна из проблем на пути повышения энергоэффективности видится в том, что энергопользование реализуется в разных сферах и отраслях, вследствие этого задача координации вопросов совершенствования управления энергоиспользованием на всех уровнях является очень сложной. Поэтому в рамках государственного регулирования энергопотребления требуется дальнейшая конкретизация целевых подпрограмм энергосбережения, разрабатываемых органами исполнительной власти на местах и национальными компаниями, а также их расширение.
Разные секторы экономики демонстрируют неодинаковые условия для эффективной отдачи от энергопотребления. Общим для них является только необходимость государственной поддержки по обеспечению необходимых стимулов и мотиваций, а также поддержки слабых структур. Номинально государственную политику энергосбережения осуществляет Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. Следует признать, что эта структура в большей степени ориентирована на поставки энергии. Мониторинг энергоэффективности с позиций надзора и контроля за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, распределения и потребления энергии осуществляет Комитет по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (Комгосэнергонадзор). В числе его функций - мониторинг выполнения стратеги-
ческими инвесторами работ по улучшению состояния основных фондов в электроэнергетике, проведения реконструкции и модернизации оборудования; разработка предложений по работе стратегических инвесторов в части повышения эффективности работы энергетического оборудования, его реконструкции и модернизации; организация проведения энергетических экспертиз на энергетических объектах по безопасному и рациональному производству, использованию электрической и тепловой энергии, контроль за выполнением энергосберегающей политики.
Исходя из того, что основными движущими силами энергоэффективности в сложившихся условиях являются такие факторы, как необходимость поддержания конкурентоспособности промышленной продукции и необходимость рационального использования имеющихся энергетических, финансовых и иных ресурсов, требуется усиление координации действий по технологической модернизации отечественной промышленности со стороны Совета по устойчивому развитию Республики Казахстан. Совет призван содействовать формированию государственной политики по вопросам устойчивого развития и выполнения решений Всемирного саммита по устойчивому развитию на основе межсекторального сотрудничества государственных органов, частного сектора и общественных организаций, а также интеграции экономического, социального и экологического секторов развития Республики Казахстан. При этом целесообразно активнее использовать потенциал и возможности созданных для реализации индустриально-инновационного развития Республики Казахстан институтов развития, которые готовы принять конкурентоспособные проекты, способствующие повышению эффективности использования ресурсов и энергии, внедрению новейших высоких технологий, а также оказать содействие в поиске партнеров, трансферте технологий и т.п.
Решение обозначенных выше проблем требует разработки общих критериев и показателей для оперативного учета и оценки энергосбережения, его резервов, выявления тенденций изменения эффективности энергоиспользования на отдельных предприятиях, в отраслях промышленности и других секторах экономики. Реализация подобной работы может быть осуществлена при совершенствовании системы мониторинга энергоэффективности, который представляет собой регулярное получение всеми заинтересованными сторонами информации об уровне и динамике показателей энергоэффективности отдельных предприятий и отраслей промышленности, а также ее анализ. Одна из задач мониторинга - создание и перио-
дическое обновление информационной базы для принятия решений по рационализации энергопотребления в промышленности.
Систематическое фиксирование значений измеряемых параметров позволяет создать статистическую базу для дальнейшего детального анализа. Такая база показателей позволит обнаруживать местонахождение и границы зон повышенного энергопотребления, выделять конкретные отрасли и отдельные предприятия, требующие анализа и оптимизации технологических процессов, а также выявлять тенденции в протекании отдельных явлений (суточные, сезонные, годовые режимы нагрузки), оценивать взаимную зависимость величин и параметров.
Создание такой системы позволит осуществлять целенаправленное, упорядоченное распределение усилий различных организаций, что не исключает возможность их работы на конкурентной основе и проведение самостоятельных исследований в научных или коммерческих интересах.
Таким образом, система измерения энергоэффективности должна обеспечить выполнение следующих функций:
- сигнализировать о необходимости вмешательства в процессы энергоиспользования с целью повышения энергоэффективности;
- передавать информацию, на каком участке системы необходимо осуществлять вмешательство;
- выдавать информацию, дополняющую другие системы измерения результативности организации или отрасли;
- обеспечивать информационную базу для определения приоритетов или указывать на относительную значимость различных результатов измерений.
Что касается основного показателя, отражающего уровень использования энергии, то существуют различные взгляды на его содержание. Различают две основные стороны в определении энергоэффективности производства, заключающиеся в отношении, во-первых, результатов к целям и, во-вторых, результатов - к затратам. Энергоэффективность производства - это результативность, соотношение результатов производственной деятельности и затраченных на их достижение энергетических ресурсов. Сущность процесса повышения энергоэффективности производства состоит в снижении удельных расходов энергоносителей на производство продукции, работ и услуг, в рационализации режимов энергоиспользования, изменении структуры энергопотребления. Оптимальная энергоэффективность - это уровень энергоэффективного производства, наилучший с точки зрения выбранных критериев и ограничений.
До настоящего времени отсутствует единое
мнение по поводу показателей энергоэффективности промышленных предприятий. Предлагаются как обобщающий, так и частные показатели, выражающие степень эффективности применения отдельных видов ресурсов: производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, а также показатель энергоемкости производства. Обобщающий показатель, в свою очередь, выступает в интегрированном виде и отражает общее состояние управления энергоэффективностью предприятия. Тем не менее, исходя из целей управления энергоэффективностью, выделение универсального интегрального показателя невозможно, любой такой показатель будет лишь приблизительной характеристикой. Поэтому для всесторонней оценки эффективности скорее всего, следует применять как интегральный показатель, так и систему частных показателей, которые выполняют информационную, оценочную и стимулирующую функции.
Результаты анализа политики энергоэффективности в Республике Казахстан, проведенного в рамках Протокола к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам, демонстрируют, что количественная оценка энергоэффективности крайне затруднена, так как данные по целому ряду соответствующих параметров и показателей отсутствуют. Из-за отсутствия достоверной статистики невозможно сделать полноценные выводы относительно баланса потребления энергии между секторами экономики, и тем более, отраслями промышленности. Поэтому требуется создание единой системы показателей энергоэффективности, для разработки которой необходимо привлечь специалистов в области энергетики, энергопотребления и общей статистики с последующим включением этих показателей в структуру статистической отчетности и учета.
Перспективным видится отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения в пользу оптимальной деконцентрации источников энергии с приближением их к потребителям. Такой подход не является новым в мировой практике и, с учетом масштабов территории страны, является вполне обоснованным. Стратегия организационной и технической децентрализации энергетических систем, стимулирует развитие малой энергетики, производящей электроэнергию и тепло, что способствует более интенсивному использованию местных энергоресурсов и развитию локальных энергетических рынков. В этом направлении получает развитие использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в рамках Программы развития электроэнергетики Республики Казахстан до 2030 г. Суммарное производство электроэнер-
гии на базе возобновляемых источников энергии (включая гидроисточники) в Казахстане составляло 8,3 млрд. кВт/ч в 1995 г. с планируемым увеличением до 9,8 млрд. кВт/ч к 2015 году. При этом технически возможный к использованию гидропотенциал республики равен 62 млрд. кВт/ч, экономический - 27 млрд. кВт/ч, из которых на сегодня производится всего 7-8 млрд. кВт/ч в год (8860,9 млн. кВт/ч в 2002 г.) [2].
В Программе развития электроэнергетики до 2030 г. предусмотрены возможности создания в Казахстане 564 новых ГЭС и восстановления 14 ГЭС; Общая установленная мощность 38 крупных ГЭС составляет 3296 МВт, выработка электроэнергии - около 12 млрд. кВт/ч. Мощность малых ГЭС (540 станций) составляет 2412 МВт, выработка - около 11 млрд. кВт/ч. Программа выделяет 22 наиболее перспективных проекта. Предполагается в основном полная замена гидромеханического и электромеханического оборудования [7].
Кроме того, Казахстан располагает значительным потенциалом ветровой энергии, особенно в районе «Джунгарских ворот» и «Шелекского коридора» Алматинской области, где среднегодовая скорость ветра составляет соответственно 7-9 м/с и 5-9 м/с. Близость существующих линий передач электроэнергии, хорошая корреляция сезона ветров с потребностью в электроэнергии, а также местный рынок спроса на электроэнергию создают нужные условия для эффективного использования этих ресурсов. Проект «Ускорение развития ветроэнергетики в Казахстане» по исследованию ветропотенциала в указанных районах осуществляется Глобальным Экологическим Фондом. Программа развития ООН в рамках Инициативы по развитию рынка ветровой энергии и является частью Правительственной стратегии по выполнению обязательств РКИКО-ОН (Конференции Сторон Рамочной конвенции об изменении климата ООН) по использованию значительных ветряных ресурсов Казахстана. Проект «Казахстан: изучение развития рынка ветровой энергии» по исследованию ветропотен-циала в Центральном Казахстане осуществляется голландским подрядчиком и финансируется Правительством Голландии.
Реализация данного направления в энергетике будет оптимизирована при условии снижения стоимости ветряных турбин, если к их производству будут привлечены отечественные производственные и сборочные предприятия. По предварительным оценкам, ряд бывших машиностроительных предприятий при сотрудничестве с западными производителями могут быть переведены на производство определенных компонентов ветряных турбин.
В ключе повышения энергоэффективности
следует выделить еще один аспект, связанный с реконструкциями действующих систем подачи энергии как в промышленности, так и для конечных потребителей. Это установление новых или усовершенствованных приборов контроля и учета подачи различных видов энергии, тепловой изоляции и других элементов системы снабжения и потребления энергии. Мировой рынок наукоемкой продукции представлен сегодня в первую очередь оборудованием дальней связи и электронных компонентов (25% совокупного экспорта). При этом научно-измерительная аппаратура и приборы занимают в совокупном экспорте 17%. [8]. Учитывая научный и промышленный потенциал Казахстана, следует отметить, что отечественная промышленность в состоянии осваивать этот рынок в машиностроительном комплексе, в производстве строительных материалов, и в некоторых других отраслях. В этом случае, преследуя цели повышения энергоэффективности, удастся решить ряд других задач - содействие диверсификации производства, созданию рабочих мест, развитию науки и т.д.
Итак, для более полной реализации имеющегося потенциала необходимо постоянно вносить определенные коррективы в действующие программы развития и целенаправленные подпрограммы. Помимо вышеуказанных путей улучшения энергоэффективности имеется целый ряд рекомендуемых мировой практикой освоенных и перспективных направлений совершенствования политики энергоэффективности:
- в процессе отбора проектов, предлагаемых для внедрения при финансировании экологическими фондами, следует руководствоваться в первую очередь критериями улучшения энергоэффективности;
- проводить постоянный анализ и поиск новых финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных технологий, а также по расширению масштабов применения уже существующих эффективных и энергосберегающих технологий в этой области;
- министерствам и ведомствам, определяющим и реализующим политику энергоэффективности, необходимо добиться приближения и расширения перечня обязательных статистических показателей энергоэффективности и законодательства в этой сфере к международным стандартам;
- для повышения мотивации потребителей любых форм собственности в проведении энергоэффективных мероприятий надо расширять и поощрять индивидуальный учет потребления энергии, и достичь 100%-го охвата;
- с учетом мировых тенденций и накопленного другими странами опыта следует активизировать и развивать внедрение использования нетрадици-
онных и альтернативных видов энергии;
- следует уделить внимание развитию системы энергосервисных компаний и информационной сети энергоэффективных технологий и оборудования;
- учитывая большой положительный опыт сотрудничества с международными организациями, целесообразно расширить международные связи и контакты, направленные на совместное изучение проблем энергоэффективности, обмен опытом, поиск партнеров и инвесторов и т.п.;
- необходимо изучить возможности снижения до минимального уровня сжигания попутного газа в факелах и разработать меры поощрение при его использовании, привлечь для исследования этой проблемы институты развития Республики Казахстан;
- продолжить работы по утилизации метана, образующегося в результате добычи угля, на мусорных свалках и в ходе сельскохозяйственной деятельности;
- изучить зарубежный опыт новой маркировки изделий и оборудования, проанализировать необ-
ходимость использования маркировки изделий и оборудования в отечественной экономике с учетом их энергоэффективности;
- министерствам и ведомствам, реализующим политику энергоэффективности, взять под контроль детальное отслеживание следующих инноваций в энергетике и энергопотреблении:
- энергетические технологии (технологии, обеспечивающие более эффективную добычу углеводородов и сокращение экологических последствий их производства и использования; технологии глубоководной добычи нефти и газа; извлечение газа из газогидратов и другие);
- технологии, связанные с сооружением усовершенствованных энергосетей, сверхпроводимостью, нанотехнологиями и другие.
С этих позиций следует положительно оценить разработку нового Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении», действие которого будет направлено на централизацию и систематизацию мер по повышению энергоэффективности в отечественной экономике.
Использованная литература
1. Бозумбаев К. Для модернизации энергетики в Казахстане необходимо около 1,8 млрд. тенге. 02.04.2007 / экономика. Интернет-ресурс: http://www.nomad.su
2. Регулярный обзор политики в области энергоэффективности. Страна: Республика Казахстан, 2006 г. // Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам ПЭЭСЭА.
3. Интернет-ресурс: http://www.dan.kz
4. Касьяненко В. Технологии энергоэффективности в США // «Нефть Газ Промышленность» - №5 (10). Интернет-ресурс: http://www.oilgasindustry.ru
5. Фиронова В. Глобальное изменение климата, или трудный путь к консенсусу. Казахстанская правда, 15, 2005 // Интернет-ресурс: www.kazpravda.kz
6. Энергоэффективность - важное направление государственной политики. Интернет-ресурс: http:// www.greenparty.ua/
7. Программа развития электроэнергетики до 2030 года (Утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан № 384 от 09.04.1999 года).
8. Некрасова Т.П. Экономическая оценка высоких технологий (концепция, принципы, методика)/ Автореферат на соискание ученой степени д.э.н. - СПб., 1996.
Авторлар мацаласында К^азацстан Республикасындагы энерготшмдшктщ eсуi саясаты туралы эцпме цозгайды.
Авторы статьи раскрывают вопросы политики роста энергоэффективности в Республике Казахстан.