Научная статья на тему 'Политика Российской империи в отношении получения образования сиротами в конце XVIII века'

Политика Российской империи в отношении получения образования сиротами в конце XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТА / ВОСПИТАНИЕ / ОПЕКА / ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ / ORPHAN / EDUCATION / GUARDIANSHIP / ORDERS OF PUBLIC CHARITY / ORPHANAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Б. В., Конахин П. М.

Статья анализирует состояние образования сирот в Российской империи в конце XVIII века в зависимости от сословной принадлежности и иных условий. Исследуются основные черты образования сирот на данном этапе развития российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of the Russian empire on education received by orphans at the end of the XVIII century

The article analyzes the state of education of orphans in the Russian Empire at the end of the X VIII century, depending on social status and other conditions. The article deals with the main features of education of orphans at this stage of the Russian state development.

Текст научной работы на тему «Политика Российской империи в отношении получения образования сиротами в конце XVIII века»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 349.3

политика российской ИМПЕРИИ в ОТНОШЕНИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИРОТАМИ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА

© Б. В. НИКОЛАЕВ, П. М. КОНАХИН Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории права и государственно-правовых дисциплин e-mail: nikolboris@yandex.ru

Николаев Б. В., Конахин П. М. - Политика Российской империи в отношении получения образования сиротами в конце XVIII века // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 147-150. - Статья анализирует состояние образования сирот в Российской империи в конце XVIII века в зависимости от сословной принадлежности и иных условий. Исследуются основные черты образования сирот на данном этапе развития российского государства.

Ключевые слова: сирота, воспитание, опека, приказы общественного призрения, воспитательный дом.

Nikolaev B. V., Konahin P. M. - Policy of the Russian empire on education received by orphans at the end of the XVIII century // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 147-150. - The article analyzes the state of education of orphans in the Russian Empire at the end of the XVIII century, depending on social status and other conditions. The article deals with the main features of education of orphans at this stage of the Russian state development. Keywords: orphan, education, guardianship, orders of public charity, orphanage.

Проблемы обеспечения права на образование для детей из особо незащищенных слоев населения представляются актуальными и научно и социально значимыми в нашей стране. Следует отметить наличие богатых отечественных традиций развития правовых гарантий права на образование для одной из наиболее уязвимых категорий населения - детей-сирот.

Государственное попечение в Российской империи, по состоянию на конец XVIII века, было направлено на следующие категории сирот, выделявшиеся в зависимости от причины, в силу которой ребенок остался без попечения родителей: незаконнорожденные; малолетние, занимающиеся нищенским промыслом ввиду смерти родителей, или родителей которых не удавалось определить; малолетние, ставшие сиротами ввиду смерти родителей.

Наиболее благоприятные условия для получения образования имели сироты, составлявшие последнюю группу, так как они не порывали связей со своим сословием и их судьбой занимались соответствующие сословные органы.

Так опекой малолетних осиротевших дворян занимался специальный орган - дворянская опека, учреждаемая при каждом верхнем земском суде. Информацию об осиротевших дворянских малолетних детях до дворянской опеки доводил дворянский предводитель. Дворянская опека не только наблюдала за состоянием имения и дел малолетнего и контроли-

ровала деятельность его опекуна, но и специально следила за тем, чтобы малолетний получил пристойное воспитание [14. 247-248].

городовой сиротский суд, учреждаемый при каждом городском магистрате, надзирал за состоянием дел малолетних сирот купцов и мещан. Непосредственный контроль наличия осиротевших детей городских жителей осуществлял глава города, который должен был уведомить городовой сиротский суд «об осиротевших малолетних детях всякого звания городовых жителей, которые в городе без родителей остались и без призрения находятся» [14. 261].

Получение осиротевшими городовыми жителями образования зависело от наличия имения, достаточного для получения образования. Если же «малолетний остался без всякого имения, тогда городовой сиротский суд старается поместить малолетнего, по состоянию его, или в общественных для сирот училищах, или у доброхотных людей, дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиниться добрым гражданином» [14. 262].

Также ввиду главенствующей роли дворянства в сословной структуре Российского государства и важности роли купечества для его экономического процветания, для детей дворян и купцов учреждались специальные учебные заведения, получить образование в которых осиротевшие дети данных сословий могли без всяких ограничений. Так, устав императорского

шляхетского сухопутного кадетского корпуса, утвержденный в 1766 году именным указом, закреплял преимущественное право поступления не обладающих достатком дворянских детей, чьи родители «были убиты или ранены служа Отечеству» [3. 964].

девушки дворянского происхождения также могли поступить в специально учрежденное для лиц благородного состояния при Воскресенском монастыре общество благородных девиц при условии, что ходатайствующие об их поступлении родственники и свойственники достоверно докажут дворянское их происхождение [5. 743].

В учрежденное в 1772 году для воспитания и обучения мальчиков из купеческих детей училище могли приниматься дети сверх утвержденного лимита набора в 100 воспитанников, если кто-либо (родители или родственники, а равно посторонние лица) внесет на обучение данного воспитанника необходимый капитал [2. 674]. Таким образом, данном случае препятствием к получению образования могло стать лишь отсутствие денежных средств.

В целях создания условий для получения образования не только лицами привилегированного сословия или лицами, имеющими на это средства, городским магистратам предписывалось «стараться прилежно, чтоб малолетние не только зажиточных, но и бедных людей, гражданских жителей дети, читать и писать и арифметике или цифирного счисления обучались и для того при церквах или где пристойно учредить школы, чтоб такие малолетние, а особливо бедных граждан дети, от которых вперед граду польза и вспоможение может быть, без обучения, в непотребство и в какой либо вред граду не возрастали» [8. 394-395].

Важная роль в деле общественного призрения отводилась учреждаемым в каждой губернии приказам общественного призрения, которым поручалось, кроме прочих задач, осуществлять попечение и надзор об установлении и прочном основании: 1. народных школ; 2. установление и надзор сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания.

из ведения приказов общественного призрения исключались «училища или установления, которые особыми привилегиями или жалованными грамотами снабжены, или особым правлениям духовным, или светским поручены повелением императорского Величества» [14. 271].

Таким образом, одним из важных участников процесса воспитания сирот являлись сиротские дома.

Стоит отметить, что идея учреждения заведений данного типа появилась задолго до основания первого сиротского дома. Большое внимание уделял, как и всему с чем соприкасался, проблеме сиротства Петр I, который издал ряд указов [7] об устройстве госпиталей, которые, кроме увечных, престарелых людей, должны были принимать и незаконнорожденных младенцев. данные госпитали предполагалось создать при церквах, избрав в качестве примера аналогичное заведение, учрежденное новгородским митрополитом Иовом [4. 181].

Указы Петра I, по-видимому, основывались еще на регламентирующем нищенство указе царя Федора Алексеевича, принятом в 1682 году. Согласно данному указу для устройства нищенствующих детей предполагалось, по примеру опыта западных стран, устроить особые дома, в которых предполагалось учить практическим наукам, как то: наука цифирная, фортификация или инженерная наука, живописная наука, геометрия, артиллерия. Также предусматривалось, что за время нахождения в данных домах воспитанники должны были получить какую-либо профессию [1. 92-93]. Как отмечается, данный указ «имел огромное значение в истории русской благотворительности, идеи, положенные в его основу, руководили затем всем законодательством русским по делам общественного призрения» [1. 94].

Так или иначе, практического воплощения благородных начинаний Петра I в течение долгого времени не последовало [15. 81] и первое, реально действующее учреждение по призрение сирот данного типа - воспитательный дом - было основано в 1763 году в г. Москве. Московский воспитательный дом должен был принимать незаконнорожденных младенцев, а так же младенцев, которых родители в силу отсутствия средств к существованию не имели возможности содержать.

Образовательный процесс в воспитательном доме был построен следующим образом:

- в возрасте от 7 до 11 лет как мальчики, так и девочки каждый день посещали по одному часу школу и учились читать, а также изучали основы веры «для укоренения в них заблаговременно страха божия»;

- в возрасте от 11 до 14 лет мальчики и девочки один час в день обучались письму и цифири, а так же изучали катехизис.

Таким образом, содержащиеся в сиротских домах дети обучались или в самих сиротских домах, или в учебных заведениях, находящихся поблизости [15. 81].

Основной целью содержания сирот в воспитательном доме было, все же, не получение ими образования, а овладение мастерством того или иного рода.

Но при этом было закреплено: «если из множества воспитываемых детей найдутся некоторые такого понятия и остроты, что государству больше пользы принести могут изучением наук и художеств, нежели каким-нибудь грубым мастерством, то дарования такового не должно пренебрегать, но, по довольным испытании особливой к тому способности, отсылать их для наук (ежели иначе невозможно будет) в императорский Московский университет, а для художеств в академию художеств» [9. 356].

Реализация сиротами данной возможности в условиях того, что воспитательные дома должны были в основном существовать за счет пожертвований частных лиц на практике неоднозначна, так как, хотя обучение в вышеуказанных заведениях и было бесплатным, необходимо было самому учащемуся обеспечить себя «квартирою и пищей» [6. 286].

В 1772 году воспитательный дом, аналогичный Московскому, был учрежден в Санкт-Петербурге [12. 569-570].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»

Таким образом, дети лиц, составляющих непривилегированные сословия, имели в случае сиротства возможность получить по крайней мере минимальное образование и, что даже более важно, навыки практического характера, которые создавали предпосылки для их последующего трудоустройства и, в целом, дальнейшей успешной социализации. В тоже время, следует отметить тенденцию крайне медленного развития системы воспитательных домов в остальных частях Российской империи [10].

Что немаловажно, манифестом об учреждении Воспитательного дома в Москве гражданам в других городах предоставлялось право учреждать заведения, аналогичные Московскому воспитательному дому, и воспитывать в них младенцев несколько лет, а по прошествии «двух, трех лет и более, не свыше пяти, могут их для совершенного воспитания и обучения привозить в удобное летнее время, и отдавать в Москве в Воспитательной дом в число принадлежащих к оному, на основании плана, исключая из оного по ясным доказательствам крепостных, отданных под видом обмана» [9. 356].

Вышедшие из воспитательных домов воспитанники оставались вольными, как их дети и потомки и никому из партикулярных людей ни под каким видом закабалены быть не могли [9. 360].

Стоит отметить, что в воспитательных домах содержались не только незаконнорожденные дети и дети, оставленные в них родителями в силу отсутствия возможности их содержать, но и малолетние вольные, ходящие по миру, так как должны были находиться в тех же учреждениях, в которых воспитывались и содержались незаконнорожденные, «до будущего определения» [13. 219-220].

Одной из гарантий на получение образования сиротами являлось закрепленное в 1744 году Сенатским указом правило: «ежели воспитатели явятся из купечества и из разночинцев, из написанных в цехи, то и воспитанных ими незаконнорожденных писать с теми их воспитателями на ряду; а которые будут у людей боярских и у крестьян, таких писать за помещиками и в тех вотчинах, где они воспитаны, с прочими ж на ряду...» [11. 192].

И хотя указом от 1746 года лицам непривили-герованных сословий вновь было предоставлено право записывать за собой приемышей крепостными [16. 684], статус лично свободных граждан давал несравненно больше шансов на получение образования, чем статус крепостного.

Ввиду того, что в Воспитательные дома принимались дети любого происхождения, за исключением крепостных, можно сделать вывод, что дети государственных крестьян, оставшиеся без попечения родителей, также могли быть помещены в данные воспитательные учреждения.

Получение образования детьми крепостных крестьян всецело зависело от воли помещика, как в силу того, что он мог отпустить крепостного учиться в училище или учредить школу для воспитания детей

крепостных, так и тем, что получение образования детьми крепостных в учебных заведениях по уровню выше училищ было запрещено законом, и только если помещик пожелает обучить наукам одаренного крепостного, он должен был такого молодого человека объявить вольным.

Таким образом, образование сирот на конец XVIII в. характеризовалось ярко выраженным сословным характером, хотя и следует отметить тенденцию расширения гарантий образовательных прав сирот из непривилегированных слоев населения. С точки зрения содержания образования превалировал скорее прагматический, профессионально ориентированный подход, нацеленный, в большей степени на получение конкретных профессиональных навыков, зачастую прикладных, чем обеспечение общего образования для детей-сирот. данный подход предполагал создание условий для нормальной социальной адаптации детей-сирот. к негативным сторонам развития системы образования и попечения в отношении сирот следует отнести практически полное исключение из образовательного процесса сирот крепостных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности в России / Под ред. П. И. Лыкошина. С.-Петербург: С.-Петербургская электропечатня, 1901. Т. 1. Ч. 1. 330 с.

2. Высочайше утвержденный план воспитательного училища из купеческих детей для коммерции, от «06» декабря 1772 года // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. XIX. № 13916.

3. Именной, данный Сенату, от «11» сентября 1766 года: «О напечатании и обнародовании нового устава кадетского сухопутного корпуса» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. XVII. № 12741.

4. Именной, объявленный из Сената, от «04» ноября 1715 года «Об учреждении в городах при церквах госпиталей для приему и содержанья незаконнорожденных детей» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. V. № 2953.

5. Именной, от «05» мая 1764 года, «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре, с приложением устава и штата сего воспитательного общества» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. XVI. № 12154.

6. Именной, от «24» января 1755 года: «Об учреждении московского университета и двух гимназий» // ПСЗ. Отделение 1. Т. XIV. № 10346.

7. Именной, от «31» января 1712 года: «Об учреждении во всех губерниях госпиталей» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. IV. № 2477. С. 791.; Именной, от 04 ноября 1714 года: «Об устройстве при церквах госпиталей для незаконно рожденных детей» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. V, № 2856. С. 128.

8. Инструкция магистратам, утвержденная указом от «30» декабря 1724 года // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. VII. № 4624.

9. Манифест, с приложением высочайше утвержденного проекта генерал-поручика Бецкого, от «01» сентября 1763 года: «Об учреждении в Москве воспитательного дома, с особым госпиталем для неимущих родительниц» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. XVI. № 11908.

10. По состоянию на 1857 г. в ведении приказов общественного призрения был 21 сиротский дом // Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Санкт-Петербург: Типография акц. общ. «Издательское дело», 1900. Т. XXX. С. 82.

11. Сенатский, от «03» августа 1744 года: «О записке незаконнорожденных в одном звании с их воспитателями, если сии последние не из дворян» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. XII. № 9011.

12. Сенатский, от «06» сентября 1772 года: «Об учреждении Санкт-Петербургского отделения Императорского Воспитательного дома и об открытии в оном

заседания» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. XIX. № 13862.

13. Сенатский, от «25» июля 1729 года: «Об отсылке впредь до будущего определения вольных малолетних детей, приводимых в полицию за хождение по миру, в коллегию экономии для обучения и содержания с незаконнорожденными» // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. VIII. № 5450.

14. Учреждения для управления губерний всероссийской империи, часть первая, от «07» ноября 1775 года // Полное собрание законов Российской империи. Отделение 1. Т. XX. № 14392.

15. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Санкт-Петербург: Типография акц. общ. «Издательское дело», 1900. Т. XXX.

16. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Санкт-Петербург: Типография акц. общ. «Издательское дело», 1900. Т. XVI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.