Научная статья на тему 'Политика российского государства по управлению кочевыми народами в первой половине XIX века (на примере калмыков)'

Политика российского государства по управлению кочевыми народами в первой половине XIX века (на примере калмыков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЛМЫЦКАЯ СТЕПЬ / КАЛМЫКИ / ГУБЕРНАТОР / НАМЕСТНИК ХАНСТВА / КОЛЛЕГИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ / ГЛАВНЫЙ ПОПЕЧИТЕЛЬ / КОМИССИЯ КАЛМЫЦКИХ ДЕЛ / KALMYK STEPPE / KALMYKS / GOVERNOR / GOVERNOR OF THE KHANATE / THE COLLEGIUM OF FOREIGN AFFAIRS / CHIEF OF TRUSTEES / THE KALMYK AFFAIRS COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горяев М.С., Команджаев А.Н.

В статье рассматривается политика российского государства по управлению калмыками в первой половине XIX в. После ухода большей части калмыцкого народа на территорию цинского Китая статус его государственности претерпевает большие изменения. В ходе преобразований правителей Российской империи Екатерины II, Павла I и Александра I была четко разработана и введена в действие система управления калмыками. Рядом законодательных актов на долгое время, вплоть до государственного переворота 1917 г., была установлена административная опека над народом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Policy of the Russian State on the Governance of Nomadic Peoples in the First Half of the XIX Century (the Case Study of Kalmyks)

The article deals with the policy of the Russian state on the governance of Kalmyks in the first half of the XIXth century. After the departure of the most part of the Kalmyk people to the territory of Qing China, the status of its statehood was undergoing great changes. The system of the governance of Kalmyk people was clearly worked out and put into operation during the reforms of the governors of the Russian Empire, Catherine II, Paul I and Alexander I. The administrative guardianship was established over the Kalmyk people with a number of legislative acts for long time, till 1917.

Текст научной работы на тему «Политика российского государства по управлению кочевыми народами в первой половине XIX века (на примере калмыков)»

ББК 63.3 (2Рос=Калм) УДК 94(470.47).066

ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОЧЕВЫМИ НАРОДАМИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКОВ)

The Policy of the Russian State on the Governance of Nomadic Peoples in the First Half of the XIX Century (the Case Study of Kalmyks)

М. С. Горяев (M. Goryaev)1, А. Н. Команджаев (A. Komandzhaev)2

'кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Калмыцкого государственого университета (Ph. D. of History, Associate Professor of the Russian History Department at Kalmyk State University). E-mail: mergengoryaev@mail.ru.

2доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Калмыцкого государственного университета (Ph. D. of History, Professor of the Russian History Department at Kalmyk State University). E-mail: ak.narma@mail.ru.

В статье рассматривается политика российского государства по управлению калмыками в первой половине XIX в. После ухода большей части калмыцкого народа на территорию цинского Китая статус его государственности претерпевает большие изменения. В ходе преобразований правителей Российской империи Екатерины II, Павла I и Александра I была четко разработана и введена в действие система управления калмыками. Рядом законодательных актов на долгое время, вплоть до государственного переворота 1917 г., была установлена административная опека над народом.

Ключевые слова: Калмыцкая степь, калмыки, губернатор, наместник ханства, Коллегия иностранных дел, Главный попечитель, Комиссия калмыцких дел.

The article deals with the policy of the Russian state on the governance of Kalmyks in the first half of the XIXth century. After the departure of the most part of the Kalmyk people to the territory of Qing China, the status of its statehood was undergoing great changes. The system of the governance of Kalmyk people was clearly worked out and put into operation during the reforms of the governors of the Russian Empire, Catherine II, Paul I and Alexander I. The administrative guardianship was established over the Kalmyk people with a number of legislative acts for long time, till 1917.

Keywords: Kalmyk steppe, Kalmyks, governor, governor of the khanate, the Collegium of Foreign Affairs, Chief of Trustees, the Kalmyk Affairs Committee.

На рубеже ХУШ-Х1Х вв. Российское государство переживает экономический и политический подъем. В это время российское правительство уделяет значительное внимание взаимоотношениям с кочевыми народами Юга России, стараясь действовать осторожно в рамках интереса охраны южных границ государства. Одними из первых номадов, подпавших под влияние российской администрации, были калмыки, кочевавшие в этот период на степных просторах Астраханской губернии. До 1771 г. правительство явно не вмешивалось во внутреннее управление калмыцкого народа, однако после ухода значительной их части в пределы Цинской империи указом императрицы

Екатерины II государственность калмыков была ликвидирована, титул хана упразднен. При этом первоначально правительство не решалось на кардинальные меры и сохраняло единоличную власть в руках сына хана Дондук-Омбо, правителя Багацохуровского улуса Алексея Дондукова, назвав его «главным над калмыцким народом». В дальнейшем и эта форма правления была ликвидирована, а вся власть отдана нойонам — владельцам улусов. Делами самих калмыков стало заведовать Астраханское Калмыцкое правление, надзор в степи осуществляли приставы.

Различным вопросам национальной государственности, социально-экономиче-

ского развития Калмыкии ХУШ-Х1Х веков посвящены труды отечественных исследователей [Бурчинова 1983; Карагодин 1988; Команджаев 1999; Максимов 2000; Коман-джаев 2003; Деев 2004; Абеева 2006; Горяев 2009; Лиджиева 2015]. В первой половине XIX в. начались преобразования, затронувшие вопросы юридического статуса калмыцких земель, административного устройства калмыцких улусов, системы управления калмыцким народом, а также перевода калмыков на оседлый образ жизни и заселения дорог на калмыцких землях [История Калмыкии 2009: 464-514].

В 1800 г. с целью создания более четкой организации управления калмыцким народом происходит назначение особого чиновника из Коллегии иностранных дел и начинается новый этап в управлении номадами Астраханской губернии. Согласно Именному указу Коллегии иностранных дел № 6 от 29 августа «Об определении Коллежскаго Советника Макарова к управлению делами Калмык, Кабардинцов, Трухменцов, и На-гайцов и других Азиатских народов», к делам калмыков и других азиатских народов был определен коллежский советник Макаров. Непосредственно на месте он должен был находиться в подчинении астраханским военному и гражданскому губернаторам [ПСЗРИ 1830, Т. XXVI. № 19536].

По указу императора Павла I в том же году калмыки восстановили свою государственность в форме ханства с наместником во главе, суд Зарго, хоть и в ограниченном составе, а в области религии утверждался верховный Лама. Согласно грамоте от 14 октября, Чучей Тундутов, владелец Ма-лодербетовского улуса, назначался наместником Калмыцкого ханства. Этой же грамотой при новоназначенном правителе восстанавливался местный суд Зарго [ПСЗРИ 1830, Т. XXVI. № 19599]. В его функции входило разрешение дел на основе древнего калмыцкого права. Правда, члены совета теперь выступали в качестве чиновников на русской службе и получали за это жалованье, а в случае разногласия определялся представитель центральной власти с правом решающего голоса [Максимов 2002: 156].

Таким образом, российское правительство законодательно оформило контроль над внутренней жизнью кочевников-калмыков без применения силы, постепенно интегрируя Калмыцкую степь в политическое и правовое поле Российской империи.

В 1800 г., как отмечает К. Н. Максимов, калмыки утрачивают национально-государственный суверенитет и не имеют своей системы государственного управления [Максимов 2002: 157]. В начале XIX в. правительство также взяло под свой полный контроль и назначение высшего духовного лица буддийской церкви в Калмыцкой степи. Согласно жалованной грамоте «О свободном отправлении всех духовных обрядов калмыков», Ламой калмыцкого народа был утвержден Сойбинг-Бакша [ПСЗРИ 1830, Т. XXVI. № 19599]. В дальнейшем политика российских властей в области религии характеризуется определенной веротерпимостью. В частности, инструкция Коллегии иностранных дел Главному приставу при калмыках и мирных чеченцах полковнику А. И. Ахвердову рекомендовала оказывать содействие и покровительство духовному сословию калмыков. Правда, это не мешало правительству поощрять принятие кочевниками-калмыками христианства.

После смерти Павла I император Александр I подтвердил привилегии калмыцкого народа, но отделил их в области управления от кабардинцев, туркмен и ногайцев и несколько ограничил власть наместника ханства, который теперь подчинялся астраханскому военному губернатору. В 1801 г. в штат управления Калмыцкой степью была введена отдельная должность — Главный пристав калмыцкого народа, который имел право участия в управлении калмыцкими делами и защиты интересов номадов Астраханской губернии. Кроме того, в его функции входило следить за всеми процессами, происходившими в калмыцком обществе. Таким образом, население Калмыцкой степи подпадало под полный контроль российских властей.

После смерти Чучея Тундутова в мае 1803 г. звание наместника было упразднено и больше никогда не восстанавливалось, суд Зарго полностью подчинился астраханскому губернатору. При этом дела между калмыками разбирались на основании обычного права, а уголовные дела контролировались русскими чиновниками, чтобы «преступники не наказывались отнятием членов и клеймением, но отсылались в ближайшие земские суды для отправления на поселение или в каторжную работу» [Бюлер 1846: 72].

В 20-х годах XIX в. произошли административные преобразования, коснувшиеся

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№ 4 2015

и управления калмыцким народом. Правительство, стараясь содействовать «постепенному введению его в состав общаго губернскаго управления», разрабатывает «Правила для управления калмыцким народом». Утвержденные 10 марта 1825 г. Правила указывали, что Министерство внутренних дел надзирает вообще за благосостоянием калмыцкого народа, охраняет права его и пользы. В его компетенцию входило и назначение Главного пристава калмыцкого народа [ПСЗРИ 1830, Т. ХЬ. № 30290].

Высшим органом власти на этот период являлась Комиссия калмыцких дел во главе с астраханским гражданским губернатором. Власть Комиссии была распорядительной, но рассматривались и судебные дела на сумму от 400 до 1000 рублей, решения по которым принимались в Зарго, но не устраивали подавших иск калмыков. Уголовные дела окончательно передавались российским судам. Комиссия также рассматривала дела по управлению аймаками, разбирала разногласия между зайсангами. Как видим, местная администрация постепенно подчиняет себе внутреннее управление номадами губернии, вмешиваясь и в их сословные отношения. Однако, несмотря на фактическое подчинение жизни калмыцкого народа российскому законодательству, в Правилах подчеркивалось: «Все вообще дела.... производятся и решаются по.. Калмыцкому Уложению.» [ПСЗРИ 1830, Т. ХЬ. № 30290].

В реальном же общественном устройстве калмыков продолжали сохраняться отношения подчинения калмыков-простолюдинов кочевой аристократии. Положение 1825 г. не изменило социальные отношения в калмыцком обществе. Документ просто узаконил и подтвердил привилегированное положение калмыцкой знати. Н. В. Устюгов справедливо отмечал значение этого закона: Калмыцкая степь стала одной из внутренних областей империи. Хотя Правила 1825 г. усиливали роль представителей правительства в областном управлении калмыками, они не затронули отношений калмыцких владельцев и зайсангов к подвластному им населению [Устюгов 1960: 29].

Стараясь законодательными мерами исправить существующее положение, российская администрация под руководством астраханского военного губернатора Пят-кина составила новое положение, утвержденное 24 ноября 1834 г. [Фарфоровский

1909: 9]. Согласно этому документу, главное управление калмыками предоставлялось Министерству внутренних дел, местное управление составляли астраханский военный губернатор и главный Попечитель, учрежден был Совет Калмыцкого управления, заведовал всеми делами суд Зарго [Бю-лер 1846: 82]. Новый закон только ограничил привилегированные права калмыцкой аристократии.

В 1837 г. должности Главного попечителя калмыцкого народа и председателя Астраханской палаты государственных имуществ были объединены, и с этого времени управление кочевниками перешло в ведение Министерства государственных имуществ.

В 1847 г. с целью улучшения управления калмыцким народом вышло новое «Положение по управлению калмыцким народом», утвержденное 23 апреля, уточнившее и дополнившее ряд статей с учетом новых требований, связанных с переводом калмыков в категорию государственных крестьян. Этот закон в своей основе содержал основные положения документа 1834 г. и был направлен на усовершенствование жизни, быта, правового положения калмыцкого народа, дабы ускорить его интеграцию в социальную структуру российского общества. Этим Положением калмыки законодательно были приближены к полноправным гражданам Российской империи, так как власти старались постепенно стереть сословные различия в кочевом обществе и приблизить их к сословию государственных крестьян. Что, в свою очередь, было связано с привлечением кочевников-калмыков к оседлому образу жизни.

Положение также ограничило власть и произвол нойонов и зайсангов запрещением «продавать, закладывать и дарить подвластных им Калмыков» [ПСЗРИ 1830, Т. ХХ11. № 21144]. Кроме того, в законе четко определялись повинности. Денежные повинности с кибитки составляли 8 рублей 15 коп. серебра в год. Из этой суммы 57 коп. поступали в пользу зайсанга. Остальная сумма в казенных улусах назначалась на содержание управления, остатки обращались в общественный капитал; во владельческих улусах на управление и общественный капитал шло 44 коп. серебром, остальные семь рублей 14 коп. составляли албан для владельцев [Максимов 2002: 198]. Помимо денежных сборов, калмыки были обязаны

нести ряд повинностей: наряд подвод для чиновников, поставку кибиток для помещения улусных управлений; наряд для содержания в улусах пикетов; наряд 200 калмыков для кордонной службы; наряд рабочих [ПСЗРИ 1830, Т. XXII. № 21144].

В первой половине XIX в. российское правительство постепенно начинает уделять значительное внимание организации управления кочевниками Юга России, в том числе калмыцким народом. Рядом законодательных актов система управления калмыками была четко разработана и введена в действие на долгое время, вплоть до государственного переворота 1917 г., и выражалась прежде всего в административной опеке над ними. Важную роль в этот период играла система попечительства. В целом же дореформенный период жизни кочевников ознаменовался попытками центральных властей сделать калмыков полноправными гражданами Российской империи.

Источники

ПСЗРИ - Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е (1649-1825). Т. XXII. Санкт-Петербург: Тип. 2 Отд. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 1158 с.; Т. XXVI. Санкт-Петербург: Тип. 2 Отд. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 873 с.; Т. XL. Санкт-Петербург: Тип. 2 Отд. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 765 с.

Литература

Абеева О. Н. Политика российского правительства по управлению Калмыкией в конце XVIII - первой половине XIX вв. Диссертация ... кандидата исторических наук. Элиста, 2006. 205 с. Бурчинова Л. С. Определение правового статуса калмыцкого крестьянства в системе российской государственности // Общественный строй и социально-политическое развитие дореволюционной Калмыкии. Элиста, 1983. С. 3-22.

Бюлер Ф. А. Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии инородцы // Оте-

чественные записки. СПб., 1846. Т. XLVII. Кн. 7. С. 1-28; Кн. 8. С. 59-125.

Горяев М. С. Калмыкия в составе Российской империи: особенности социально-экономического и политического положения (1771 - 1825 гг.). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009. 132 с.

Деев С. Ю. Административные реформы в национальных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. (На материалах Калмыкии). Дис. ... канд. ист. наук. Элиста, 2004. 209 с.

История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х т. Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. Т. 1. 848 с.

Карагодин А. И. Хозяйство и общественно-политический строй приволжских калмыков в последней трети XVIII - первой половине

XIX в. Ростов-на-Дону, 1988. 150 с.

Команджаев А. Н. Хозяйство и социальные отношения в Калмыкии в конце XIX-начале

XX века: исторический опыт и современность. Элиста: АПП «Джангар», 1999. 262 с.

Команджаев Е. А. Органы управления и суда в Калмыкии XVIII-XIX вв. Элиста, АПП «Джангар», 2003. 80 с.

Лиджиева И. В. Финансово-хозяйственная деятельность органов местного самоуправления Калмыцкой степи в XIX в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 1. С. 16-21.

Максимов К. Н. История национальной государственности Калмыкии (начало XVII-XX вв.). М.: Профиздат, 2000. 311 с.

Максимов К. Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVII-XX вв.). М.: Наука, 2002. 524 с.

Сарангов В. Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. 108 с.

Устюгов Н.В. Калмыки в первой половине XIX века // Записки КНИИЯЛИ. Вып. 1. Элиста, 1960. С. 17-34.

Фарфоровский С. В. Калмыки Ставропольской губернии. Ставрополь: Тип. Губ. правления, 1908. 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.