Научная статья на тему 'Политика российских властей в Царстве Польском накануне Первой мировой войны (1912−1914) в освещении польской историографии'

Политика российских властей в Царстве Польском накануне Первой мировой войны (1912−1914) в освещении польской историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ / KINGDOM OF POLAND / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR ONE / ПОЛЬША / POLAND / ПОЛЬСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / POLISH HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев Дмитрий Геннадьевич

В статье анализируется польская историография, посвященная политике российских властей в Царстве Польском накануне Первой мировой войны (1912-1914). Рассматриваются основные этапы изучения данной проблематики в польской историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Authorities Policy in the Kingdom of Poland on the Eve of World War One (1912-1914) in the Mirror of the Polish Historiography

The article analyses the Polish historiography dealing with the policy of the Russian authorities in the Kingdom of Poland on the eve of World War One (1912-1914). It considers main stages in studying this problem in the Polish historiography.

Текст научной работы на тему «Политика российских властей в Царстве Польском накануне Первой мировой войны (1912−1914) в освещении польской историографии»

Д. Г. Дмитриев (Москва)

Политика российских властей в Царстве Польском накануне Первой мировой войны (1912-1914) в освещении польской историографии

В статье анализируется польская историография, посвященная политике российских властей в Царстве Польском накануне Первой мировой войны (1912-1914). Рассматриваются основные этапы изучения данной проблематики в польской историографии. Ключевые слова: Царство Польское, Российская империя, Первая мировая война, Польша, польская историография.

В истории России периоду 1912-1914 гг. придается исследователями весьма существенное значение. С одной стороны, это было время интенсивной модернизации российского общества. Высокими темпами развивались промышленность и сельское хозяйство. Первые, хотя и весьма противоречивые результаты принесла столыпинская аграрная реформа, ставшая значительным шагом в утверждении частнособственнических отношений в аграрном секторе и вместе с тем еще более обнажившая социальные противоречия в деревне. В стране произошли весьма глубокие социальные перемены, отразившиеся на всех классах и социальных слоях российского общества. Сформировалась система общественных и политических организаций, выражавших интересы гражданского общества (профсоюзы, предпринимательские объединения, кооперативы, промышленные и финансовые корпорации, политические партии и творческие объединения и клубы). Важные модернизационные перемены происходили и в системе государственной власти, когда самодержавие постепенно эволюционировало в направлении монархии буржуазного типа. С другой стороны, период 1912-1914 гг. стал временем нового революционного подъема и резкого обострения национальных противоречий. Последние стали одной из причин, подталкивавших правительства великих держав к развязыванию мировой войны. В столицах Антанты и Тройственного союза рассчитывали таким путем не только переделить мир, но и подавить революционное движение.

Отмеченные процессы в полной мере относились и к Королевству Польскому (Царству Польскому) в Российской империи. В составе Российской империи Царство Польское имело особое значение как один из крупнейших экономических и политических центров страны, важный

центр национального и революционного движения, один из наиболее значительных объектов захватнических планов и геополитических замыслов великих держав. Этими обстоятельствами объясняется научное значение изучения истории Царства Польского предвоенных лет, предшествовавших началу Первой мировой войны. Естественно, что наиболее значительный вклад в этой области принадлежит польской историографии, анализ которой и составляет предмет настоящей статьи.

Первые попытки проанализировать политику имперского центра в Царстве Польском накануне Первой мировой войны предпринимались сразу после обретения Польшей независимости. На польскую историческую мысль межвоенного периода огромное влияние оказали перемены, которые принес 1918 год. Обретение независимости расширяло поле для научных исследований. Принципиальное значение для развития исторической науки имело появление новых научных центров (университеты в Познани, Вильно, Люблине). Польские историки межвоенного периода продолжали подчеркивать цивилизационные противоречия между Польшей и Россией. Яркими представителями такого видения истории можно назвать: Вацлава Липиньского (1896-1949), Юлиана Стахевича (1890-1934), Владислава Побуг-Малиновского (1899-1962), Стефана По-мараньского (1893-1944). Следуя традициям Шимона Аскенази, историки межвоенного периода, описывая историю Царства Польского начала ХХ в., говоря о политике царских властей, главное внимание уделили «русификации», следуя сложившимся стереотипам о жесткости и враждебности полякам внутренней политики российской администрации.

Из наиболее значительных работ этого периода укажем на изданный в 1929 г. обобщающий труд Т. Мантейфеля1 по образовательной политике российских властей на польских землях, в котором центральное место принадлежало тезису, согласно которому царское правительство, насаждая русский язык, последовательно проводило меры, препятствующие поступательному развитию польской национальной культуры. Та же мысль проводилась и в классическом очерке польской истории М. Бобжиньского2. Отдельные главы его третьего тома посвящены русификации, которую историк связывал с

" 3

политикой «русского национализма»3.

Таким образом, и после обретения Польшей независимости польская историография межвоенного периода в основном продолжила историографические традиции начала XX в., ограничиваясь утверждениями, что политика держав, разделивших Речь Поспо-литую, препятствовала успешному экономическому и культурному развитию польских земель.

После окончания Второй мировой войны положение Польши в Европе и в мире, а также социально-политические преобразования в ПНР не могли не отразиться и на польской исторической науке. Исследование польско-российских отношений в течение всего периода существования ПНР было осложнено идеологическими, политическими и цензурными ограничениями, что породило определенный идеологический и методологический схематизм. Польско-российские отношения описывались с помощью схемы «плохая власть - хорошее общество» или же «злой царь - добрый народ». Подобная оценка не лишена оснований, однако и она отнюдь не свободна от схематизма, поскольку в ней игнорируется важнейший фактор российской и польской истории XIX - начала ХХ в. - объединенное общей целью противостояние царизму русского и польского освободительного движения.

Следует отметить, что количество работ, посвященных польской истории XIX - начала ХХ в., в ПНР значительно возросло по сравнению с межвоенным периодом. В Народной Польше издано довольно много обобщающих трудов и монографий, изучавших конкретные аспекты, такие как образование в Царстве Польском, политика имперских властей в религиозных вопросах, экономическая политика российской администрации на польских землях.

Российская империя расценивалась историками ПНР как тюрьма народов, а царизм - как величайшее зло, поэтому во многом их точка зрения оказалась созвучной взглядам ученых межвоенного периода, которые продолжали свою исследовательскую деятельность и после Второй мировой войны, были учителями нового поколения историков, сформировавшихся в годы Народной Польши. К числу таких ученых старшего поколения можно отнести Яна Рутковского (18861949), который стоял у истоков исследования экономической истории Польши. В 1950 г. в Познани был издан второй том его фундаментального исследования по истории польской экономики4. В нем уже прослеживается влияние официального «исторического материализма», особое место уделяется зарождению и классовой борьбе пролетариата5. Анализируя экономическое развитие Царства Польского накануне Первой мировой войны, автор подчеркивает, что царское правительство, покровительствуя российским предпринимателям, препятствовало сбыту польской продукции не только на внутреннем рынке империи, но и на рынке самого Царства Польского6.

В 1950-е гг. марксистская методология становится в ПНР обязательной, что было связано с окончанием периода «народной демократии» в странах, попавших в зону влияния СССР. С этого времени

стало весьма характерным сравнение в исторических трудах положения и условий развития польских земель в рамках трех империй, а политика держав-захватчиков анализируется в контексте усиления классовой и национальной борьбы. К числу таких исследований можно отнести монографии К. Гжибовского7, Л. Тшечаковского8.

Из специализированных работ следует отметить монографию Э. Сташиньского9, посвященную политике имперской администрации Царства Польского в области образования. Она также написана в духе марксистской историографии, отдельные главы посвящены борьбе пролетариата против имперского гнета10. Отдавая дань критике «русификации», Сташиньский подчеркивает, что количество средних школ в начале ХХ в. не соответствовало возросшему числу жителей11. Системе народного просвещения на селе посвящена монография З. Кмечика12. Автор подчеркивает, что большое количество начальных школ не имело собственных помещений. Если в 1904 г. таких школ было 1070, то в 1914 г. их количество возросло до 215713. Кмечик особо отмечает низкий организационный уровень сельских школ: так, в 1914 г. из 4977 школ только в 63-х работало по два преподавателя, в остальных же было всего по одному педагогу14. Несмотря на такие проблемы в области образования, частные учебные заведения подвергались гонениям со стороны царской администрации15, поскольку в них находили продолжение польские национальные традиции народного просвещения.

Со второй половины 1970-х гг. в польской историографии проявляется тенденция оценивать политику царских властей на территории Царства Польского не столь односторонне. Так, С. Кеневич в работе по истории Варшавы в 1795-1914 гг.16 подчеркивает, что, несмотря на русификацию и политическое давление, именно в начале XX в. происходит экономический и культурный расцвет польской столицы.

В 1980 г. к истории народного просвещения обращается Р. Вро-чиньский17, уделив значительное внимание периоду накануне Первой мировой войны. Отметив значительное, почти десятикратное увеличение числа народных школ к этому времени18, он в целом повторил традиционные для польской историографии выводы, что свидетельствовало о неизменности позиции польских историков в оценке политики «русификации» в течение всего периода существования ПНР.

В 1980-е гг. появляются работы, изучающие абсолютно новые аспекты жизни польского общества начала ХХ в. Одной из таких работ является монография З. Кмечика о польской прессе в Царстве Польском19, в которой автор отходит от официальной марксистской методологии и от стереотипов, присущих его предшественникам.

Итак, польская историография времен ПНР концентрировала свое внимание прежде всего на негативных аспектах царской политики в Царстве Польском, традиционно уделяя главное внимание политике «русификации». Доминирование марксистской методологии, ослабление влияния которой наблюдается только со второй половины 1970-х гг., сковывало развитие исторической мысли, препятствовало свободной научной дискуссии.

Рубежом формирования новейшей польской историографии стал конец 1980-х - начало 1990-х гг. Современные польские историки существенно расширили тематику исследований по истории Польши начала ХХ столетия и круг используемых источников, в частности, на основе материалов открывшихся для зарубежных исследователей российских архивов. Польские ученые пытаются в том числе выявить тенденции и закономерности в действиях имперской администрации. Большое внимание уделяется восстанию 1863-1864 гг., именно здесь ученые видят причину резкого изменения политики властей в Царстве Польском. Историки стремятся критически оценить социально-политические тенденции развития польского общества, проанализировать стратегию и тактику действий польских политических сил как субъектов польской политики, выявить допущенные ими ошибки, не возлагая всю ответственность на «проклятый царизм». Однако позитивные тенденции в польской исторической науке не означают еще преодоления многих стереотипов, появившихся еще в межвоенный период, которые нередко находят себе место на страницах современных монографий.

Новый период в развитии польской историографии позволил историкам исследовать новые вопросы и проблемы, которые в прошлом по известным причинам считались якобы «бесперспективными». Среди наиболее интересных работ следует выделить труды Л. Химяка20 о варшавских генерал-губернаторах и А. Хвальбы21 о поляках на царской службе. Обе книги содержат чрезвычайно богатый конкретно-исторический материал, зачастую впервые вводимый в научный оборот. При этом авторы поднимают очень важную тему о роли бюрократии в России и в Царстве Польском, о формах и методах правительственной политики в Польше, о сложном и раз-новекторном процессе взаимодействия власти и польского общества.

В современной Польше опубликовано довольно много обобщающих трудов по истории польского народа, среди которых можно выделить монографии Е. Здрады22, А. Хвальбы23, М. Калласа24. Е. Здра-да уделяет большое внимание экономическому развитию польских

земель в составе Российской империи. По его мнению, Царство Польское по многим параметрам уступало Галиции и Познанщине, например, в 1914 г. Царство Польское располагало слаборазвитой се-

25

тью железных дорог по сравнению с другими польскими землями25. Данный тезис представляется достаточно поверхностным, так как сравнению подлежит система железных дорог трех империй. Каждая из этих систем имела свои исторические основания, задачи и функции, что делает весьма проблематичным их формальное сопоставление. А. Хвальба в трудах по истории Польши и европейской истории XIX - начала ХХ в. уделяет много внимания проблемам социальной истории, что позволяет обогатить наши представления о взаимодействии социальных и политических процессов на польских землях, в особенности в начале ХХ в. В центре внимания М. Калласа - история государства и права Польши с древнейших времен и до наших дней, что представляет несомненный интерес, поскольку отражает собой современную интерпретацию фундаментальных достижений и традиций польской историко-правовой науки ХХ в., в частности и по вопросу о правовом статусе польских земель в составе Российской империи в начале минувшего столетия.

Говоря о состоянии современной польской историографии, можно констатировать, что за последние 20 лет в польской исторической науке произошли положительные сдвиги. Изучаются новые аспекты деятельности российской администрации в Царстве Польском, издаются новые монографии, посвященные экономическому, демографическому, культурному, политическому развитию польских земель в составе Российской империи. Однако, несмотря на положительную динамику развития польской историографии, публикуются отдельные работы откровенно антироссийской направленности, продолжающие негативные традиции межвоенной историографии. В целом же истории Царства Польского в период 1912-1914 гг. (кануна Первой мировой войны) уделено явно недостаточно внимания. Фрагментарно данная проблематика затрагивается лишь в обобщающих трудах и только ожидает монографического исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Manteuffel Т. СеШта1пе wladze oswiatowe па terenie Ь. Kшlestwa Kongresowego (1807-1915). Warszawa, 1929.

2 ВоЬ^ут^ М. Dzieje Ро^Ы w zarysie. Warszawa, 1931. Т. 3.

220

ff. r. ffMumpueB

3 Ibid. S. 344.

4 Rutkowski J. Historia gospodarcza Polski. Poznan, 1950. T. 2.

5 Ibid. S. 363.

6 Ibid. S. 249.

7 Grzybowski K. Galicja 1848-1914: Historia ustroju politycznego na tle historii Austrii. Kraków, 1959.

8 Trzeciakowski L. Pod pruskim zaborem. 1850-1918. Rzeszów, 1973.

9 Staszynski E. Polityka oswiatowa caratu w Królestwie Polskim (od powstania styczniowego do I wojny swiatowej). Warszawa, 1968.

10 Ibid. S. 111.

11 Ibid. S. 242.

12 Kmiecik Z. Ruch oswiatowy na wsi. Warszawa, 1963.

13 Ibid. S. 97.

14 Ibid.

15 Ibid. S. 176.

16 Kieniewicz St. Warszawa w latach 1795-1914. Warszawa, 1976.

17 Wroczynski R. Dzieje oswiaty polskiej 1795-1945. Warszawa, 1980.

18 Ibid. S. 255.

19 Kmiecik Z. Prasa warszawska w latach 1908-1918. Warszawa, 1981.

20 Chimiak L. Gubernatorzy rosyjscy w Królestwie Polskim 1864-1915. Szkic do portretu zbiorowego. Wroclaw, 1999.

21 Chwalba A. Polacy w sluzbie Moskali. Warszawa, 1999.

22 Zdrada J. Historia Polski 1795-1914. Warszawa, 2007.

23 Chwalba A. Historia Polski 1795-1914. Kraków, 2000.

24 Kallas M. Historia ustroju Polski X-XX w. Warszawa, 2003.

25 Zdrada J. Historia Polski... S. 713.

Dmitriev D. G. The Russian Authorities Policy in the Kingdom of Poland on the Eve of World War One (1912-1914) in the Mirror of the Polish Historiography

The article analyses the Polish historiography dealing with the policy of the Russian authorities in the Kingdom of Poland on the eve of World War One (1912-1914). It considers main stages in studying this problem in the Polish historiography. Keywords: Kingdom of Poland, Russian Empire, World War One, Poland, Polish historiography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.