Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ'

ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
168
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ДИАСПОРА / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ / МИГРАНТЫ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акимова Алёна Олеговна, Акимов Олег Олегович, Семенько Любовь Сергеевна

В статье анализируется политика Российской Федерации относительно соотечественников за рубежом на основе предложенной А. Гемленом типологии мер привлечения диаспоры. Автор рассматривает сотрудничество России с соотечественниками за рубежом по трем основным направлениям: мероприятия по мобилизации, мероприятия с целью предоставления прав и меры с целью возложения обязанностей для представителей соотечественников за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Акимова Алёна Олеговна, Акимов Олег Олегович, Семенько Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S POLICY TOWARDS COMPATRIOTS ABROAD: DEVELOPMENT POTENTIAL

The article analyzes the policy of the Russian Federation regarding compatriots abroad on the basis of the typology of measures to attract the diaspora proposed by A. Gemlin. The author considers Russia's cooperation with compatriots abroad in three main areas: mobilization measures, measures to grant rights and measures to impose duties on representatives of compatriots abroad.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI: 10.48137/23116412_2023_1_88 УДК: 323.2

Алёна АКИМОВА, Олег АКИМОВ, Любовь СЕМЕНЬКО

ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье анализируется политика Российской Федерации относительно соотечественников за рубежом на основе предложенной А. Гемленом типологии мер привлечения диаспоры. Автор рассматривает сотрудничество России с соотечественниками за рубежом по трем основным направлениям: мероприятия по мобилизации, мероприятия с целью предоставления прав и меры с целью возложения обязанностей для представителей соотечественников за рубежом.

АКИМОВА Алёна Олеговна - старший преподаватель кафедры Международных отношений и геополитики транспорта Российского университета транспорта (МИИТ). Адрес: Российская Федерация, 127055, г. Москва, ул. Новосущевская, д. 26А. E-mail: kafedra.moigt@bk.ru

АКИМОВ Олег Олегович - аспирант кафедры Международных отношений и геополитики транспорта Российского университета транспорта (МИИТ).

СЕМЕНЬКО Любовь Сергеевна - аспирант кафедры Международных отношений и геополитики транспорта Российского университета транспорта (МИИТ).

Ключевые слова: политика, диаспора, соотечественники за рубежом, мигранты, Россия.

Постановка проблемы

На протяжении последних 100150 лет в России наблюдались несколько волн эмиграции в зарубежные страны [6]. В то же время, закрепление в Конституции РФ государственных гарантий по удовлетворению национально-культурных и языковых потребностей россиян, проживающих за пределами государства [1], обусловило формирование в последующие годы односторонней формы взаимодействия между РФ и россиянами за ее пределами. В то же время экономи-

ческое развитие РФ не позволяло в полной мере и на качественном уровне выполнять задекларированные обязательства, что приводило к отказу сотрудничать с государственными органами, разочарованию и критике со стороны представителей соотечественников за рубежом. Учитывая экономическую ситуацию и последние политические события в стране, работа России с соотечественниками за рубежом должна быть пересмотрена и определены новые принципы сотрудничества.

Анализ исследований и публикаций

Весомый вклад в исследование соотечественников за рубежом сделан российскими учеными Е.И. Васильевой и Т.Е. Зарчаниновой, которые, среди прочего, исследовали волны российской эмиграции и структуру русских общин за рубежом [8]. Работы В.А. Герасимовой [9] посвящены анализу государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом и содержат рекомендации по улучшению сотрудничества. С точки зрения государственного управления рассматривают проблемы соотечественников за рубежом также С.В. Рязанцев [16], Т.К. Ростовская [13] и другие. Большинство исследователей отмечает декларативность помощи соотечественникам за рубежом со стороны государства и, в то же время, предлагает усилить финансирование мероприя-

тий. Без внимания остается паритетность отношений между РФ и соотечественниками за рубежом.

Основными задачами статьи является анализ политики РФ в отношении соотечественников за рубежом на основе предложенной А. Гемленом (A. Gamlen) типологии мероприятий привлечения диаспоры и освещения приоритетных направлений дальнейшего сотрудничества.

Типология мер использования диаспоры («Diaspora Engagement Policies»), целью которых является привлечение ресурсов как отдельных мигрантов, так и общин мигрантов для стимулирования развития страны происхождения, разработана А. Гемленом на основе анализа соответствующей политики 70 стран из разных частей мира.

В результате мероприятия были сгруппированы в три основных направления:

1) мероприятия по мобилизации диаспоры;

Мероприятия по мобилизации диаспоры имеют две основные цели: а) создание транснациональной идентичности, которая тесно связа-

2) мероприятия с целью предоставление прав представителям диаспоры;

3) меры с целью возложения обязанностей на диаспору (табл. 1) [19].

на со страной происхождения, и б) развитие институтов, которые устанавливают контакты с мигрантами, поддерживают и координируют их

Таблица 1.

Типология мер привлечения диаспоры по А. Гемлену

Мобилизация Символическое создание наций Конференции и Конвенции

Использование СМИ и PR-компаний

Популяризация культуры

Объединяющая риторика и символы

Развитие институтов Консульства и консультативные учреждения

Развитие транснациональной сети

Мониторинг деятельности

Соответствующий государственный аппарат

Органы министерского уровня

Проставление прав Политическое вовлечение Возможность баллотироваться на должности

Представительство в парламенте

Неограниченное голосование

Голосование по почте

Голосование в посольстве

Необходимость возврата для голосования

Двойное гражданство

Специальный статус (членство)

Гражданские и социальные права Защита благосостояния

Туристические услуги

Возложение обязанностей Инвестиционная политика Программы обмена знаниями

Частные денежные переводы и прямые иностранные инвестиции

Специальные экономические зоны

Обязательные платежи

Лоббирование Возложение обязанностей

Осуществление лоббирования

активность [19]. Соответствующая система мер направлена на формирование чувства национальной идентичности и поощрение потребности и желания у мигрантов поддерживать контакты со страной происхождения вместе с созданием необходимой для этого инфраструктуры [20, С 21].

Анализ политики России относительно соотечественников за рубежом свидетельствует о наличии ряда мер, которые относятся к политике мобилизации диаспоры. До направления символического нации можно отнести такие:

Во-первых, при финансовой и организационной поддержке государства проводятся парламентские слушания, конференции, конвенции, круглые столы и другие мероприятия по проблемам как русской диаспоры, так и российских трудовых мигрантов.

Во-вторых, Россия привлекает средства массовой информации к формированию общей национальной идентичности российских мигрантов.

В-третьих, популяризация русской культуры происходит за счет финансовой поддержки целого ряда мероприятий, направленных на удовлетворение научно-образовательных, языковых, культурных и информационных потребностей соотечественников за рубежом. Например, в составе зарубежных дипломатических учреждений создаются культурно-информационные центры, которые, по состоянию на 2020 г., действовали в 22 странах [11, С. 13]. Осуществляется госу-

дарственная поддержка библиотек в местах компактного проживания соотечественников за рубежом. Также иностранным гражданам российского происхождения предоставляются стипендии для обучения в высших учебных заведениях РФ [11, С. 12].

Как пишет А. Гемлен, символическое нации происходит на уровне риторики высокого государственного уровня, что может проявляться в создании образа мигрантов как национальных героев и вручение им наград [19, С. 7]. В РФ существует традиция награждать Указом Президента РФ представителям соотечественников за рубежом за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета РФ, популяризацию ее исторического наследия и современных достижений.

Развитие государственных институтов, в сферу компетенции которых входит поддержка связей с соотечественниками за рубежом, находится в России в постоянной трансформации. Сейчас в России отсутствует единый государственный орган, который бы координировал работу с российскими мигрантами за рубежом. Зато на государственном уровне отдельно ведется работа с российскими трудовыми мигрантами и соотечественниками за рубежом - «лицами, которые являются гражданами другого государства или лицами без гражданства и имеют русское этническое происхождение или происходят из РФ», как это определено в Законе РФ «О государствен-

ной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [5].

Вопросами российских трудовых мигрантов занимаются Министерство социальной политики РФ [4] и Центры занятости населения [3].

После административной реформы сотрудничество с соотечественниками за рубежом распределено между рядом министерств. Специальные структурные подразделения созданы в Министерстве иностранных дел (Департамент связей с соотечественниками за рубежом и культурно-гуманитарного сотрудничества) и Министерстве культуры РФ.

Предоставление прав и возложение обязанностей на представителей диаспоры является завершающим этапом формирования транснационального гражданства. Однако меры с целью предоставления прав диаспоре (среди которых политическое участие, гражданские и социальные права) не является распространенной практикой среди стран мира из-за опасения государств потерпеть вмешательство во внутренние дела и дополнительные расходы на социальные гарантии для лиц, которые не платят налогов в бюджет страны происхождения [19, С. 10].

Зато в России ситуация имеет другой вид. Хотя российское законодательство не предусматривает двойного гражданства и, таким образом, не предоставляет прав иностранным гражданам (к которым относятся соотечественники за рубежом по официальному определению) участвовать в выборах или

баллотироваться на должности в РФ, государство предусмотрело для соотечественников за рубежом другой вид привлечения - предоставление специального статуса. Речь идет о статусе соотечественника за рубежом. Владельцы статуса уравнены с гражданами РФ и отдельно указано их равенство в праве на труд и предпринимательскую деятельность в РФ.

Кроме того, для соотечественников за рубежом предусмотрены ежегодные квоты в высшие учебные заведения РФ в пределах объемов государственного заказа и упрощена процедура приобретения гражданства РФ [5].

Среди прочего, Россия обязана обеспечить социальную и правовую защиту трудовых мигрантов и членов их семей; усилить сотрудничество с иностранными государственными органами, международными и общественными организациями, которые занимаются вопросами внешней трудовой миграции; создать благоприятные условия для добровольного возвращения в Россию трудовых мигрантов и членов их семей, их реинтеграции в общество и вложения трудовыми мигрантами инвестиций в национальную экономику; содействие обеспечению надлежащей защиты прав и свобод трудовых мигрантов и членов их семей за рубежом; удовлетворять национально-культурные и образовательные (международное сотрудничество по вопросам образования, организация дистанционного обучения) потребности

трудовых мигрантов и членов их семей за рубежом; заключать международные договоры по вопросам, связанных с защитой прав трудовых мигрантов и членов их семей за рубежом; создать для трудовых мигрантов оптимальные условия для осуществления переводов средств в Россию (например, открытие корреспондентских счетов банков в иностранных банках, удешевление стоимости переводов, предотвращения злоупотреблений монопольным положением на рынке таких услуг); предотвращать двойное налогообложение доходов трудовых мигрантов и тому подобное.

Роосийские трудовые мигранты в случае утверждения законопроекта получают ряд прав, например, право на добровольную уплату единого страхового взноса. А также право уплатить взносы на общеобязательное государственное социальное страхование за предыдущие периоды позволит решить вопросы социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов в случае их возвращения в Россию.

Трудовым мигрантам предоставляется право подтвердить результаты неформального обучения, которое было получено за пределами РФ.

Сейчас система признания неформального обучения в России находится на стадии разработки. Например, поскольку самым распространенным видом экономической деятельности российских трудовых мигрантов за рубежом является строительство (45,7% от

общего количества) [9, С. 45], консультанты Международной организации труда в сотрудничестве с Министерством социальной политики РФ, Министерством образования и науки РФ и Федерацией работодателей РФ разработали предложения по системе признания неформального обучения в области строительства. Также подготовлены предложения в области туризма и общественного питания [12]. В перспективе - разработка предложений в области сельского хозяйства, где количество работающих трудовых мигрантов из РФ составляет 11,3% от общего количества, в соответствии с результатами модульного выборочного обследования по вопросам трудовой миграции в РФ 2021 года [12, С. 45].

Инвестиции трудовых мигрантов приравниваются к иностранным инвестициям. Гарантируется сохранение имущественных прав трудовых мигрантов и членов их семей в случае возвращения в Россию.

Экономический и политический выгоду от мигрантов государства стремятся получить благодаря возложению обязанностей на диаспору, включающую в себя инвестиционные меры (как финансовые, так и человеческие инвестиции) и внешнее лоббирование интересов страны происхождения.

Одной из инвестиционных мер, которую часто используют страны в отношении своих граждан, являются обязательные платежи, или, другими словами, «налоги на утечку мозгов» [19, С. 13].

Частные денежные переводы мигрантов являются наиболее распространенной мерой инвестиционной политики. В РФ объемы частных денежных переводов из-за рубежа постепенно росли с 2009 г. и в 2021 г. составили по подсчетам Центрального банка РФ 7,5 млрд долл. Преимущественно денежные потоки в Россию поступали из США (9,3%) и Германии (6,2%). На страны СНГ в 2021 г. приходилось 40,1% объемов денежных переводов из-за рубежа, а на страны ЕС -34,9% [14].

По российскому законодательству переводы мигрантов считаются иностранным доходом и подлежат налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом РФ [2]. Обнародованная в 2021 г. сумма переводов от российских трудовых мигрантов привлекла внимание общественности и правительства к этой теме. Как следствие, Министерство финансов РФ объявило об усилении контроля за уплатой родственниками мигрантов налогов с полученных переводов, что вызвало, в свою очередь, общественный резонанс. Однако эта норма Кодекса действует в РФ еще с 1993 года.

Кроме того, на время пребывания за пределами РФ трудовые мигранты обязаны принять меры для установления временной опеки или попечительства в отношении своих детей или недееспособных членов семьи и выделять средства на их содержание. Такая норма должна способствовать решению многих проблем, возникающих сейчас у детей и пожилых людей, оставшихся

без кормильца из-за массовой трудовой миграции из РФ.

К инвестиционным мероприятиям относятся также программы по обмену и передаче знаний. Поскольку знания сегодня считаются основным двигателем развития, государства стремятся инвестировать в высшее образование и исследования отраслей народного хозяйства. Распространенным мероприятием в странах, которые страдают от «утечки мозгов», является привлечение высококвалифицированных представителей диаспоры к распространению и продуцирования знаний в стране происхождения. Привлечение мигрантов происходит с помощью различных программ по обмену знаний, предоставление стипендий, программ временного возвращения исследователей в страну происхождения для проведения консультаций, развития сети циркуляции мозгов» [19, С. 16]. К сожалению, в России это направление не развито, хотя имеет большой потенциал.

Россия не уделяет значительного внимания вопросу лоббирования своих интересов на международной арене с помощью соотечественников за рубежом. Некоторых успехов удалось достичь в вопросе признания Голодомора 1932-1933 гг. актом геноцида против русского народа [9, С. 8]. Однако обычно лоббирование осуществляется ситуативно и в основном по инициативе самих представителей соотечественников за рубежом [17, С. 176].

Заключение

Анализ мер государственной политики РФ относительно соотечественников за рубежом по типологии А. Гемлена обнаружил задекларированное патерналистское отношение государства к россиянам за границей: довольно развитыми являются направления мобилизации и предоставлении прав соотечественникам за рубежом, однако направление относительно возложения обязанностей на эту категорию лиц используется недостаточно.

В таком случае следует принимать во внимание, что повышенное внимание государства к россиянам за границей может создать дисбаланс в обществе, поскольку мигранты получают преференции перед другими группами населения [20, С. 17]. Не следует также забывать, что мигранты являются наиболее энергичными, предприимчивыми и креативными представителями общества. Кроме того, они могут восприниматься населением страны происхождения как люди, покинувшие свою Родину. И, в конце концов, довольно часто мигранты являются более состоятельными, чем население без миграционного опыта.

С другой стороны, наблюдается недофинансирование запланиро-

ванных государством мер для поддержки соотечественников за рубежом, что приводит к формированию негативного имиджа власти и свидетельствует о низкой эффективности таких программ.

Таким образом, Россия должна обратить внимание на возможности, которые предоставляет миграция для развития страны, и перейти на новый уровень сотрудничества с соотечественниками за рубежом на паритетной основе, который бы способствовал развитию самоорганизации и активности русских общин за рубежом. Россия должна стать координатором жизни общин соотечественников за рубежом, а не их основным донором.

Среди приоритетных направлений дальнейшего сотрудничества предлагается отойти от практики финансирования сугубо потребительских мероприятий и оптимизировать расходы из Федерального бюджета; привлекать человеческий капитал российских мигрантов в образовательных проектов и лоббирование интересов РФ за рубежом; создавать условия для распространения и передачи приобретенных за рубежом знаний; способствовать использованию положительного влияния миграции на развитие местных общин.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Российская газета. N 148-149. 06.08.1998.

3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.

4. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 08.10.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ», 25.06.2012, N 26, ст. 3528.

5. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ», 31.05.1999, N 22, ст. 2670 .

6. Баженов Ю.М., Акимова А.О. Российские диаспоры в зарубежных странах как фактор культурноисторического наследия // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Колл. монография по мат. IX Всероссийской научно-практической конференции. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. С. 292 - 295.

7. Байков А.А., Лукьянец А.С., Письменная Е.Е., Ростовская Т.К., Ря-занцев С.В. Эмиграция молодёжи из России: масштабы, каналы, последствия // Социологические исследования. 2018. №11. С. 75-84.

8. Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е. Институционализация и реализация государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом // Вопросы управления. 2020. №5(66). С. 99-111.

9. Герасимова В.А. Российские соотечественники за рубежом // Постсоветские исследования. 2019. №2(1). С. 904-922.

10. Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 - 30-х гг. // Новый исторический вестник. 2002. №2(7). С. 207-217.

11. Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С. Государственная политика поддержки молодых соотечественников за рубежом // Вопросы управления. 2019. 4(59). С. 26-33.

12. Молодикова И.Н. Российская политика в отношении соотечественников за рубежом: роль государственных и общественных институтов // Социальная политика и социология. 2017. №16(1). С. 123-132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ростовская Т.К., Гневашева В.А., Очирова Г.Н. Внешняя молодёжная политика как инструмент вовлечения молодых соотечественников в процесс гражданской социализации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского по-

литехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2020. №13(4). С. 105-114.

14. Ростовская Т.К., Егорычев А.М., Гневашева В.А. Русская культура как фактор сплочённости и социальной активности соотечественников за рубежом // Вестник славянских культур. 2021. №59. С. 141-160.

15. Ростовская Т.К., Письменная Е.Е., Родин Н.В. Молодёжные объединения как механизм взаимодействия с соотечественниками за рубежом // Человеческий капитал. 2020. №10. С. 71-79.

16. Рязанцев С.В. Эмигранты из России: русская диаспора или русскоговорящие сообщества? // Социологические исследования. 2016. №12. - С. 84-94.

17. Рязанцев С.В., Сивоплясова С.Ю. «Русские жены» на международном брачном рынке // Социологические исследования. 2020. №(2). С. 84-95.

18. Фархутдинова Ю. Д. Причины популярности обучения российских студентов за рубежом. Современные проблемы образования: сборник научных статей. Екб.: Ажур. 2014. С. 96-97.

19. Gamlen A. Diaspora Engagement Policies: What are they, and what kinds of states use them? / Alan Gamlen. Working Paper № 32. Centre on Migration, Policy and Society. University of Oxford. 2006. 31 p.

20. Vezzoli S. Building Bonds for Migration and Development. Diaspora Engagement Policies of Ghana, India and Serbia / Simona Vezzoli, Thomas Lacroix. Discussion Paper. Eschborn: Deutsche Gesellschaft fuer Technische Zusammenarbeit. 2010. 58 p.

AKIMOVA Alyona O. - senior lecturer at the Department of International Relations and Geopolitics of Transport of the Russian University of Transport (MIIT). Address: 26A Novosushchevskaya str., Moscow, 127055, Russian Federation. E-mail: kafedra.moigt@bk.ru

AKIMOV Oleg O. - postgraduate student of the Department of International Relations and Geopolitics of Transport of the Russian University of Transport (MIIT).

SEMENKO Lyubov S. - postgraduate student of the Department of International Relations and Geopolitics of Transport of the Russian University of Transport (MIIT).

Keywords: politics, diaspora, compatriots abroad, migrants, Russia

RUSSIA'S POLICY TOWARDS COMPATRIOTS ABROAD: DEVELOPMENT POTENTIAL

Annotation

The article analyzes the policy of the Russian Federation regarding compatriots abroad on the basis of the typology of measures to attract the diaspora proposed by A. Gemlin. The author considers Russia's cooperation with compatriots abroad in three main areas: mobilization measures, measures to grant rights and measures to impose duties on representatives of compatriots abroad.

References

1. The Constitution of the Russian Federation // http://www.pravo.gov.ru (date of appeal: 04.07.2020).

2. The Tax Code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 N 146-FZ (ed. of 29.11.2021) // Rossiyskaya Gazeta. N 148-149. 06.08.1998.

3. The Law of the Russian Federation of 19.04.1991 N 1032-1 (ed. of 19.11.2021) "On employment of the population in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, N 17, 22.04.1996, art. 1915.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 06/19/2012 No. 610 (ed. of 08.10.2021) "On approval of the Regulations on the Min-

istry of Labor and Social Protection of the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation", 25.06.2012, N 26, Article 3528.

5. Federal Law of 24.05.1999 N 99-FZ (ed. of 23.07.2013) "On the state policy of the Russian Federation in relation to compatriots abroad" // Collection of Legislation of the Russian Federation", 31.05.1999, N 22, art. 2670 .

6. Bazhenov Yu.M., Akimova A.O. Russian diasporas in foreign countries as a factor of cultural and historical heritage // Natural and cultural heritage: interdisciplinary research, conservation and development. Coll. monograph on mat. IX All-Russian Scientific and Practical Conference. St. Petersburg: A. I. Herzen RSPU. 2020. pp. 292 - 295.

7. Baykov A.A., Lukyanets A.S., Pishchennaya E.E., Rostovskaya T.K., Ry-azantsev S.V. Emigration of youth from Russia: scale, channels, consequences // Sociological research. 2018. No.11. pp. 75-84.

8. Vasilyeva E.I., Zerchaninova T.E. Institutionalization and implementation of state policy in relation to compatriots living abroad // Questions of management. 2020. No.5(66). pp. 99-111.

9. Gerasimova V.A. Russian compatriots abroad // Post-Soviet studies.

2019. No.2(1). pp. 904-922.

10. Holotik S.I., Zimina V.D., Karpenko S.V. Russian emigration of the 1920s - 30s. // New Historical Bulletin. 2002. No.2(7). pp. 207-217.

11. Zerchaninova T.E., Nikitina A.S. State policy of supporting young compatriots abroad // Questions of management. 2019. 4(59). pp. 26-33.

12. Molodikova I.N. Russian policy towards compatriots abroad: the role of state and public institutions // Social Policy and Sociology. 2017. No.16(1). pp. 123-132.

13. Rostovskaya T.K., Gnevasheva V.A., Ochirova G.N. Foreign youth policy as a tool for involving young compatriots in the process of civic socialization // Bulletin of the South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Series: Socio-economic Sciences.

2020. No.13(4). pp. 105-114.

14. Rostovskaya T.K., Egorychev A.M., Gnevasheva V.A. Russian culture as a factor of cohesion and social activity of compatriots abroad // Bulletin of Slavic Cultures. 2021. No.59. pp. 141-160.

15. Rostovskaya T.K., Pismennaya E.E., Rodin N.V. Youth associations as a mechanism of interaction with compatriots abroad // Human capital. 2020. No.10.pp.71-79.

16. Ryazantsev S.V. Emigrants from Russia: Russian diaspora or Russian-speaking communities? // Sociological research. 2016. No.12. pp. 84-94.

17. Ryazantsev S.V., Sivoplyasova S.Yu. "Russian wives" on the international marriage market // Sociological research. 2020. No. (2). pp. 84-95.

18. Farkhutdinova Yu. D. Reasons for the popularity of teaching Russian students abroad. Modern problems of education: a collection of scientific articles. Ecb.: Openwork. 2014. pp. 96-97.

19. Gamlen A. Diaspora Engagement Policies: What are they, and what kinds of states use them? / Alan Gamlen. Working Paper № 32. Centre on Migration, Policy and Society. University of Oxford. 2006. 31 p.

20. Vezzoli S. Building Bonds for Migration and Development. Diaspora Engagement Policies of Ghana, India and Serbia / Simona Vezzoli, Thomas Lacroix. Discussion Paper. Eschborn: Deutsche Gesellschaft fuer Technische Zusammenarbeit. 2010. 58 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.