Научная статья на тему 'Политика России и экономическое развитие Калмыкии в первой половине xviii в'

Политика России и экономическое развитие Калмыкии в первой половине xviii в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панченко Ирина Сергеевна

Рассматривается влияние политики Российской империи на развитие экономики Калмыцкого ханства в первой половине XVIII в. Анализируются проблемы взаимоотношений Калмыцкого ханства и России, возникшие в условиях хозяйственного освоения территории Нижнего Поволжья. Использованы источники, отложившиеся в Национальном архиве Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Policy and Economical Development of Kalmykia in the First Half of the 18th Century

The article is devoted to the political infuence of Russian empire on the economical development of Kalmyk Khanate in the first half of the 18th century. The author analyses the problems between Kalmyk Khanate and Russia arrived during the developing the Lower Volga Region. The article is based on the source books in the National Kalmyk Archives.

Текст научной работы на тему «Политика России и экономическое развитие Калмыкии в первой половине xviii в»

И.С. Панченко

Политика России и экономическое развитие Калмыкии в первой половине XVIII в.

Формирование государственной территории Российской империи, укрепление культурно-экономических и политических связей между различными регионами были длительным и сложным процессом. Поэтому изучение процессов интеграции различных народов в состав России является важной задачей в современной историографии. Особенно ярко эти процессы происходили на окраинах империи. Одной из таких окраин была территория Калмыцкого ханства, где тесно сплетались интересы различных народов и даже государств.

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I. Эти преобразования затронули все сферы жизни общества: реформе подвергся государственный аппарат в центре и на местах, были созданы регулярная дипломатическая служба, единая армия и флот, реформы коснулись культуры и просвещения, различных сторон жизни людей, были проведены широкие преобразования в промышленности и торговле. Именно в этот период Россия включается в систему мировой экономики, активно развивается экономическая жизнь внутри страны. Интенсивное развитие экономики России определило развитие хозяйства отдельных регионов страны, в том числе и Нижнего Поволжья, которое в этот период находилось под пристальным вниманием центральной власти как важная с геополитической точки зрения территория. С этим регионом правительство связывало планы по укреплению южных границ России, поэтому экономическое и политическое влияние Астрахани росло.

В XVII в. в политике правительства в Нижнем Поволжье прослеживались военно-административные методы, характеризовавшиеся стремлением заселить пустующие земли с целью окончательного их закрепления за Россией, в следующем столетии первостепенную позицию заняли методы экономического освоения приграничных территорий. Экономические возможности этого региона были очень широкими, а выгодное географическое положение было весьма благоприятным для развития торговли. Однако такие перспективы экономического развития сдерживались чрезвычайно низкой заселенностью края и, соответственно, нехваткой рабочих рук. Вплоть до начала столетия плотность населения в Нижнем Поволжье оставалась весьма низкой. В 1719 г. Астраханская губерния вместе с Кавказом насчитывала 46744 душ мужского пола (не считая кочевые племена). При этом рост населения отмечался незначительный.

К 1762 г. численный состав оседлого населения Астраханской губернии достиг всего 73344 душ [1, с. 233]. Это сочеталось с огромными пространствами, которые представляли собой территории южной окраины Российской империи, включая Приволжские и Придонские степи. К началу века на всем протяжении между Саратовом и Астраханью в качестве опорных пунктов можно назвать лишь Царицын, Дмитриевскую и Черноярскую крепости.

Остальные территории Нижнего Поволжья были отведены под кочевья калмыков. В XVIII в. право собственника постепенно становится определяющим фактором в перераспределении земли. Начинают вноситься некоторые изменения в решение вопросов о землевладении и землепользовании. Несмотря на то что территории кочевий и пастбищ были отданы калмыкам во владение, царская администрация начала урезать их пастбищные земли и передавать переселенцам, что было связано со стремлением освоить территорию Нижнего Поволжья.

С началом XVIII в. на территории Нижнего Поволжья развернулась широкомасштабная колонизация, прежде всего государственная. Важным этапом в этом процессе стало строительство Царицынской сторожевой линии; к 20-м гг. XVIII в. от Царицына до станицы Качалинской на Дону были уже 4 крепости и 23 форпоста, между которыми тянулись ров и вал [2, с. 40]. Активно развивалась и казачья колонизация Дона и его притоков. Но в наибольшей степени на хозяйстве калмыков сказывалась колонизация правобережья Волги, в результате которой создавались преграды для сезонных перекочевок калмыков.

Основу экономики Калмыцкого ханства составляло кочевое скотоводство. Скот являлся источником существования, богатства, высокого социального положения для большинства калмыков. Российское правительство было заинтересовано в поставках калмыцких лошадей и другой продукции скотоводческого производства, поэтому был разработан целый ряд законов, направленных на поощрение калмыцкой торговли. В 1715 г. Сенат указал не брать с пригоняемых в Москву лошадей пошлин «мостовщины» [3, т. VII, с. 184]. 26 октября 1716 г. посланцам хана, прибывшим в Москву «с табунами для покупок», выделялось «жалование за поденные кормы и за питье и на отпуск и за прогоны на всех обще указным числом по 300 рублей на год». 26 февраля 1719 г. Сенат постановил не брать пошлины с посланцев хана,

политология

если стоимость их товаров не превышает 3000 руб. и имеется разрешение Коллегии иностранных дел [3, т. V, с. 479, 670]. Таким образом, поощрительная политика царской администрации способствовала росту и развитию внутренней торговли не только России, но и ее регионов.

Значительное влияние на экономическое состояние Калмыцкого ханства оказывало постоянное участие калмыцкой конницы в войнах России, которые особенно часто случались в XVIII в. Объективно тенденция привлечения вооруженных сил Калмыцкого ханства была проявлением военно-политической интеграции калмыков в состав России. Участие в войнах, безусловно, приносило кочевникам определенный доход. Но постепенно наметилась тенденция их тотального привлечения, а военные походы уже не приносили калмыкам былую добычу. В различных военных действиях России постоянно принимали участие до 30-40 тыс. калмыков, до 70-80 тыс. лошадей, что было сопряжено с большими затратами во время подготовки калмыцкой конницы к походу.

Важнейшей составляющей экономики Нижнего Поволжья было рыболовство. Еще в XVII в. правительство развернуло широкомасштабную деятельность, направленную на увеличение добычи рыбы. К концу столетия добыча рыбы уже достигла значительных размеров, и в начале XVIII в. рыболовство было объявлено казенной монополией. Указ Петра I от 6 января 1704 г. предписывал все рыбные ловли «взять на себя, великого государя». Вскоре после этого указа в Астрахани была создана рыбная контора, которая обслуживала 50 богатых рыболовных участков, передавала в аренду купцам-промышленникам учуги и ватаги [1, с. 237].

С началом XVIII в. происходило постоянное увеличение числа рыболовных угодий. В основном преобладали следующие их виды: казенные, принадлежавшие государству, откупные, сдаваемые в аренду, также было распространено частное рыболовство.

Расположение калмыцких кочевий в непосредственной близости к Волге, контакты с местным рыболовецким населением приводили к постепенному приобщению определенной части калмыков к этому виду хозяйственной деятельности. Особенно активно данный процесс происходил после большого падежа скота, вызванного необычайно суровой зимой или болезнями, после феодальных усобиц, в которых в основном страдало простое население Калмыцкого ханства. При этом калмыцкое рыболовство развивалось по двум направлениям: шло становление собственно калмыцкого рыболовства и в то же время калмыки привлекались к рыболовству в качестве наемных ловцов. Калмыки или имели собственные лодки, снасти и другие орудия лова и занимались ловлей самостоятельно, или шли в наем к владельцам ватаг и учугов, не имея возможности приобретать

орудия для лова. При этом местная губернская администрация была в большей степени заинтересована в развитии рыболовства именно по найму. Привлечение калмыков к этой сфере экономической деятельности было призвано в некоторой степени ослабить остроту проблемы нехватки людских ресурсов в регионе в целом и в рыболовецкой отрасли в частности. Кроме того, развитие калмыцкого рыболовства в качестве самостоятельного направления экономики часто приводило к столкновениям с местным оседлым населением и затрагивало интересы волжских рыбопромышленников и казны [3, т. XII, с. 587].

Изменения в хозяйственной деятельности и постепенная переориентация части калмыцкого общества на рыболовство были связаны прежде всего с социально-политическими процессами внутри Калмыцкого ханства. После смерти хана Аюки (1669-1724 гг.) в Калмыцком ханстве начинается период длительной борьбы за власть различных группировок знати; противоречия между калмыцкими феодалами не раз приводили к открытым вооруженным столкновениям.

Ситуацию усугубляла позиция российской администрации, прекрасно осознававшей, что раздоры среди калмыцкой знати играют ей на руку: в такие периоды враждующие стороны обращались за помощью именно к правительству, и каждая стремилась обелить себя, а значит, становилась законопослушной, что давало возможность царским властям вмешиваться во внутренние дела ханства, эффективнее влиять на поведение калмыцких тайшей [4, с. 171].

Все это негативным образом отражалось на благосостоянии калмыцкого народа, который в этот период испытывал большие тяготы и лишения, терял скот, без которого вынужден был искать другие источники для существования. Об обеднении калмыцкого населения напрямую говорил даже наместник ханства Дондук-Даши (1741-1761), при этом он считал рыболовство единственным способом выживания калмыков, а торговлю рыбой - лучшим средством для поправки кочевого хозяйства населения Калмыцкого ханства [4, с. 315].

В эти годы отмечается увеличение количества калмыков, бежавших к русским городам и стремившихся найти здесь средства для существования и выживания. Другая часть «скудных» калмыков сосредотачивалась по берегам крупных рек и пыталась прокормиться рыболовством [3, т. XI, с. 987].

Кроме этого, решающее значение для расширения калмыцкого рыболовства имело и ухудшение природно-климатических условий в этот период, негативно отразившееся на состоянии традиционного скотоводства [3, с. 316; 5, д. 123, л. 19об.-20, 28, 34об.].

Обострение сложившейся ситуации ставило администрацию перед необходимостью принятия решительных мер. Во-первых, признавая необходимость регламентации взаимоотношений между частными

калмыками-рыболовами и владельцами откупных и казенных вод, а также их подчиненными, в 1742 г. астраханский губернатор В.Н. Татищев разрабатывает довольно подробные правила о пользовании калмыками рыболовными угодьями. Было внесено предложение Дондук-Даше определить всех «скудных» калмык по ватагам, учугам и к Гурьеву городку [5, д. 143, л. 22об.]. Кроме того, было принято решение запретить калмыкам ловить рыбу в октябре, ноябре и зимой до вскрытия льда от острова Песчаного до учугов, разрешался лов лишь в малых протоках и озерах [5, д. 143, л. 21]. Вводились ограничения и на орудия лова, разрешалось использовать только удочки, сомовые сети и неводы не более 100 саженей в длину [5, д. 143, л. 4].

Во-вторых, выход из хозяйственного кризиса виделся властям в привлечении калмыков к рыболовству по найму. В частности, вводя те же ограничения на орудия лова, власти оговаривали, что калмыкам, которые занимались рыболовством по найму, разрешается использовать любые снасти [5, д. 143, л. 4]. Это, естественно, вызывало недовольство в среде калмыцких рыболовов, о чем не раз говорилось в письмах Дондук-Даши к астраханскому губернатору [5, д. 143, д. 13, 16об.].

Параллельно проводились и другие мероприятия. Предпринимались попытки отвода калмыкам территорий для занятия рыболовством. Так, при планировании постройки крепости для Дондук-Даши определенные территории близ нее отводились для занятия рыбной ловлей [5, д. 143, л. 17об.]. Кроме того, астраханская администрация стремилась переключить внимание калмыцких рыболовов с Волги на Яик, где были более благоприятные условия для рыбной ловли и даже отводилась десятиверстная полоса вверх по Яику, но при этом запрещалось устройство забоек, так как это могло воспрепятствовать проходу рыбы к Яицкому городку.

Излишки рыбы калмыкам разрешалось продавать лишь собственно калмыцкому населению, а в города привозить для продажи запрещалось. Эта мера вызвала недовольство со стороны калмыцких рыболовов, усилившееся в связи с запретом продавать соленую рыбу, рыбий клей, визигу [5, д. 143, л. 22], потому что «калмыки... на соление той рыбы соль употребляют не казенную, но берут со степных озер» [4, с. 317].

С одной стороны, все эти действия были призваны упорядочить взаимоотношения в сфере добычи и сбыта рыбы, а с другой стороны, правительство предполагало снизить темпы развития рыболовства в калмыцкой среде, сохранив его в рамках подсобного хозяйства.

Подобные ограничения вызывали большое недовольство калмыцких властей, считавших, что при таких запретах ущемляются интересы калмыцких рыболовов и они лишаются возможности дополни-

тельного заработка, в том числе для поддержания и восстановления традиционного хозяйства.

Тем не менее калмыцкое рыболовство на протяжении всего XVIII столетия получает значительное развитие, что связано как с внешними причинами

- переселение калмыков в междуречье Яика, Волги и Дона, упадок традиционного хозяйства, так и с внутренними - тяжелое социально-экономическое положение большей части калмыцкого народа в условиях непрекращающихся усобиц. Массовый характер калмыцкого рыболовства и отход значительной части калмыцкого населения от традиционного скотоводства в первой половине XVIII в. вызвали повышенный интерес к этой проблеме со стороны как центральных, так и местных властей. Центральное правительство стремилось законодательно регламентировать занятие калмыками рыболовством, беспокойство же калмыцких властей было связано с упадком основной отрасли хозяйства, отвлечением огромной массы кал-мыков-простолюдинов на различного рода подсобные занятия. Постепенно значительная часть калмыцкого общества втягивается в сферу новых экономических отношений на рыночной основе, большая часть отходников становится источником рабочей силы для астраханских рыбопромышленников. Этот процесс сыграл определенную роль в переходе калмыцкого народа к оседлому образу жизни, более активном его вовлечении во всероссийский рынок.

На рубеже веков значительное развитие имел и соляной промысел на озерах Астраханского края. Соляное дело в России долгое время было государственным. Поступления от продажи соли даже в 50-е гг. XVIII в. составляли 14% от государственного бюджета [6, с. 20-25]. В годы петровских реформ были приняты первые крупные государственные акты, ограничивавшие поставку калмыками в русские города яицкой и илецкой соли. В 1705 г. специальным указом Петр I запретил степным народам продажу соли в российских городах. В 1716 г. при соляных разработках были поставлены специальные комиссары, следившие за выполнением императорских указов. В сентябре 1748 г. калмыкам было разрешено вывозить соль и поставлять ее в казенные магазины Дмитриевска и Саратова, но кочевать около озера, а также по рекам Еруслан и Хараман было запрещено, чтобы не мешать перевозке соли [1, с. 236]. В 1754 г. Сенат запретил калмыкам кочевать вдоль Саратовской и Дмитриевской дорог, по которым возили соль с Эльтона [3, т. XIV, с. 73-74]. Запреты кочевать вблизи мест добычи соли исходили и от калмыцкого хана [1, с. 236].

Тенденция по ограничению калмыцких кочевий в дальнейшие годы продолжала развиваться.

В XVIII в. в политике правительства прослеживаются тенденции усиления административного контроля в Калмыцком ханстве. М.М. Батмаев, подробно исследовавший социально-экономическую историю

политология

Калмыкии, отмечал, что мирные хозяйственно-торговые и культурные связи временами прерывались столкновениями с донскими и яицкими казаками, башкирами, набегами на соседние уезды. Эти столкновения были вызваны негативными сторонами национальной политики царизма, недальновидной политикой степной знати, недостаточной урегулированностью территориально-хозяйственных и торговых проблем, особенностями быта казаков (походы за «зипунами», т.е. за добычей), высокомерно-стяжательским поведением отдельных представителей администрации нижневолжских городов [4, с. 138-139, 190].

Внутренняя политика Российской империи в отношении Калмыцкого ханства не оставалась неизменной. В первой половине XVIII в. она характеризовалась общей сложной обстановкой на международной арене, во многом противоречивыми тенденциями, связанными с активизацией в этот период внешнеполитической угрозы. Во время войн царская администрация была заинтересована в сильной ханской власти, способной мобилизовать вооруженные силы Калмыцкого ханства. Поэтому Российская империя продолжала придерживаться осторожной политики. Например, правительство, внося изменения в отношении калмыков в судебное законодательство, не стремилось изменить их традиционную социальную организацию. Основное внимание было уделено последовательному включению калмыков не только в систему бюрократически организованного государства, но и в экономическую систему территории Нижнего Поволжья.

С началом XVIII в. характер российской политики в ханстве определялся стремлением освоить территорию Нижнего Поволжья. Впервые программа этой политики была четко сформулирована при Петре I, а продолжена В.Н. Татищевым. России необходимо было удовлетворить потребности зарождавшейся промышленности в сырье, государственной казны -в денежных средствах. Страна нуждалась в расширении внутренних и внешних рынков, в удобном

транзите, привлечении иностранных купцов в сферу российской внешней торговли, защите интересов российского купечества.

Постепенно политика империи по отношению к калмыкам трансформируется. Внешнеполитические проблемы отходят на второй план, а доминирующими становятся экономические интересы царизма в Калмыкии. Земельная политика государства была направлена на обеспечение лояльного отношения к нему калмыков и одновременно на обеспечение заселяемой границы землей под крепостное строительство и раздачу ее поселенцам. Вследствие династийных усобиц после смерти хана Аюки контроль калмыков над правобережьем Волги ослабел, и оно сразу было заселено переселенцами и занято рыбопромышленниками. Сокращение территории в самом центре калмыцких кочевий постепенно создавало трудности для сезонных перекочевок, что неминуемо отражалось на экономическом благосостоянии калмыков. А уменьшение рыболовных и лесных угодий, которыми ранее пользовались калмыки, а также географии и масштабов торговли приводило к росту недовольства широких масс калмыцкого народа.

Таким образом, неурегулированность вопроса о калмыцких кочевьях, сочетающаяся с экстенсивным развитием традиционного для калмыков скотоводства, политические противоречия внутри Калмыцкого ханства приводили к нарастанию кризисных явлений в экономике Калмыкии, что в свою очередь способствовало развитию нетрадиционных для скотоводов видов хозяйственной деятельности (например, рыболовство, соледобыча), специфику которых определяли природно-климатические особенности региона, контакты с оседлым населением Астраханской губернии, политика российской администрации, характеризующаяся стремлением ввести Калмыцкое ханство в общегосударственную систему управления Российской империи, о чем свидетельствуют законопроекты этого периода.

Библиографический список

1. История Астраханского края. - Астрахань, 2000.

2. Водолагин, М.А. Очерки истории Волгограда / М.А. Водолагин. - М., 1968.

3. Полное собрание законов Российской империи.

- СПб., 1830. - Т. ^ХГУ.

4. Батмаев, М.М. Калмыки в XVП-XVШ веках / М.М. Батмаев. - Элиста, 1993.

5. Национальный архив Республики Калмыкия.

- Ф. 36 : Состоящий при калмыцких делах при астраханском губернаторе.

6. Введенский, Р.М. Проекты реорганизации соляного дела в начале XIX в. и их социальная сущность / Р.М. Введенский // Из истории общественно-политической мысли России XIX в. - М., 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.