Научная статья на тему 'Политика Республики Корея в Северо-Восточной Азии'

Политика Республики Корея в Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1931
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / "МЯГКАЯ СИЛА" / ЭКОНОМИКА / ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИДЕРСТВО / THE REPUBLIC OF KOREA / NORTHEAST ASIA / “SOFT POWER” / ECONOMY / RESPONSIBLE LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Алина Дмитриевна

В статье характеризуются основные сферы взаимодействия Республики Корея со странами Северо-Восточной Азии. Исследуются инструменты достижения Южной Кореей политического влияния, анализируются ее роль и место в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA IN NORTHEAST ASIA

The article characterizes the main areas of cooperation between the Republic of Korea and North-East Asian countries. It investigates South Korea’s instruments to achieve political influence. Its role and place in the region are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Политика Республики Корея в Северо-Восточной Азии»

А.Д. Кожевникова ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA IN NORTHEAST ASIA

В статье характеризуются основные сферы взаимодействия Республики Корея со странами Северо-Восточной Азии. Исследуются инструменты достижения Южной Кореей политического влияния, анализируются ее роль и место в регионе.

Ключевые слова: Республика Корея, Северо-Восточная Азия, «мягкая сила», экономика, ответственное лидерство.

The article characterizes the main areas of cooperation between the Republic of Korea and North-East Asian countries. It investigates South Korea's instruments to achieve political influence. Its role and place in the region are also analyzed.

Key words: The Republic of Korea, Northeast Asia, "soft power", economy, responsible leadership.

Сегодня на мировой арене всё более заметную роль начинают играть государства, которые можно назвать странами «средней силы» [1]. Они вполне обоснованно выказывают желание стать более весомыми участниками в выработке решений, как в региональных, так и в глобальных рамках. Такие государства должны иметь определенный уровень экономического потенциала, развитый ВПК и внутреннюю гуманитарную привлекательность. В Тихоокеанском регионе к таким государствам относят Республику Корея (РК).

Целью данной работы является характеристика политики Республики Корея в регионе Северо-Восточная Азия (СВА). Для выполнения этой цели следует решить следующие задачи:

1) рассмотреть, что собой представляет Республика Корея сегодня;

2) выявить, каким влиянием она располагает в регионе СВА;

3) описать внешнеполитические инструменты, которыми она пользуется для его достижения;

4) охарактеризовать сферы сотрудничества с соседями по региону;

5) выделить проблемные стороны взаимодействия;

6) определить место и роль Южной Кореи в регионе.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению политического курса РК, следует выяснить, что нам вообще известно об этой стране. Даже в современном глобализирующемся мире она, как и весь восточный мир, кажется чем-то далеким и неизведанным. За исключением того, что Корейский полуостров разделен на проамериканский юг - Республику Корея, и

социалистический север - Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), о нашем азиатском соседе мы практически ничего не знаем. А ведь сегодня корейская продукция является неотъемлемой частью жизни россиян. На электронике в наших квартирах белеют надписи Samsung и LG, по нашим дорогам разъезжают Kia и Hyundai, а в салаты на празднествах добавляется корейская морковь, хотя всего несколько десятилетий назад Южная Корея, раздираемая захватчиками, восстаниями и военной диктатурой, была одной из беднейших стран мира.

Поэтому стоит приоткрыть завесу «корейской тайны» хотя бы с одной, южной, стороны.

Северо-Восточная Азия - это, в какой-то мере, центр современной индустрии. В состав региона входят три наиболее перспективные азиатские страны, так называемые СВА-3, а именно - Китайская Народная Республика, Япония и, разумеется, Республика Корея.

Южная Корея сегодня имеет значительный вес как участник международного диалога. В связи с этим некоторые эксперты даже заявляют, что в региональном плане для нее открываются лидерские перспективы. Конечно, такие заявления далеки от реальности. Вряд ли Южной Корее удастся претендовать на всеобъемлющее региональное лидерство, имея в соперниках вторую и третью экономики мира - Китай и Японию соответственно. Тем более, что в политическом плане Сеул сильно зависим от позиции Вашингтона. Однако ограниченное лидерство в рамках «триумвирата» СВА ему вполне доступно, потому как Южная Корея действительно играет весомую роль в развитии региона. Приведем ниже аргументы этому заявлению.

Республика Корея - это демократическая президентская республика. Имеет площадь около 100 тыс. кв. км, что меньше территории Саратовской области. Эта маленькая аграрная страна за ограниченный срок превратилась в одного из «четырех азиатских тигров», передовое индустриальное государство, которое в настоящее время является 13-й экономикой мира [2].

Сегодня Сеул - это азиатский центр многих востребованных индустрий: нано- и биотехнологий (так, например, корейские ученые открыли эффективный способ по борьбе с раковыми клетками [3]); электроники; пластической хирургии; косметических процедур. Кроме того, Республика Корея - крупнейший в мире судостроитель [4].

Южнокорейские производители «завалили» рынки Северо-Восточной Азии, причем не только продуктами в прямом смысле этого слова, но и ме-диатоварами. Этот фактор значительно стимулирует корейский туристический бизнес и, возможно, даже является его основой. Все дело в том, что в 1990-е гг. по региону прокатилось явление, которое получило название «Хал-

лю», или «корейская волна». Сегодня корейский медиарынок уже давно вышел за пределы региона, однако именно там сохраняет самые сильные позиции. Для закрепления полученного результата Южная Корея создает в странах-партнерах бесплатные центры корейской культуры. Благодаря этому огромное количество молодежи полюбили Корею, ее культуру, историю и стремятся попасть в Сеул. Такое желание кажется странным, когда в нашем сознании существует определенный стереотип тех мест, куда люди хотят уехать: обычно это страны Запада, а не Востока.

Всё это не только экономические преимущества страны на мировом рынке, но и значительная составляющая так называемой «мягкой силы», которой пользуются государства для утверждения и закрепления своего влияния в других странах. Это некое давление, пропагандистская «атака» в положительном смысле слова на население соседних и не только стран.

«Мягкую силу» принято также называть «народной дипломатией», т.к. для достижения поставленных целей в ней обычно используют не политическую и военную мощь, а интеллектуальное, культурное и информационное влияние страны на окружающий ее мир. Это неотъемлемая часть всей международной политики государства, ведь чтобы оно могло иметь значительный вес на международной арене и предъявлять претензии на какое-либо лидерство, ему просто необходим благоприятный имидж. А он строится из восприятия этого государства простым иностранным обывателем. Именно в этой области страны СВА и другие ближайшие регионы так и не оправились от «корейского шока», по сей день признавая лидерство за корейской медиа-сферой. Сериалы, фильмы, поп-группы, фан-клубы которых насчитывают миллионы - через это жители соседних стран видят развитую демократию, отличные жизненные условия и высокоразвитую гуманитарную сферу. И это действительно так.

Сеул - это большой industrial city, наполненный небоскребами, робототехникой и электромобилями. Это такой уровень жизни и инфраструктуры, которому позавидовали бы многие государства Европы. При этом Южная Корея - невероятное сочетание высокотехнологичного общества и древней культуры. В корейской народной дипломатии традиционная одежда и сама приверженность конфуцианским традициям - всё это стало трендом. Корейская национальная письменность «хангыль» зарегистрирована в ЮНЕСКО как мировое наследие, т.к. является самой рациональной, простой и в то же время научной формой письма. «Хангыль - лучшая из мировых систем письменности, созданная на традиционных философских принципах и научной теории», -подчеркивает Вернер Сассе [5].

Конечно, и в Южной Корее есть то, что заставит задуматься иностранца о том, все ли так хорошо под красивой корейской упаковкой. Минусы действительно есть, и их немало, однако в большинстве своем они связаны с менталитетом народа. Например, при очень низком уровне преступности, общенациональным вопросом уже давно является суицид среди молодежи. По статистике 2007 г., каждые 2 часа 3 корейца лишали себя жизни [6]. Это связано как с иерархичным устройством общества, так и с хрупкой эмоциональной системой людей. Дело в том, что корейцы - очень трудолюбивая нация. Работая, чтобы получить результат, пройти все ступени на пути к вершине карьеры, они совершенно не жалеют себя. Кроме того, в Корее существует культ образования при очень сложной системе поступления в вузы. Из-за этого школьники учатся круглые сутки, что порождает нервные срывы. Все эти нагрузки некоторые корейцы сбрасывают с моста Мапо (Mapo Bridge), получившего неофициальное название «Мост смерти».

Однако в целом Южная Корея имеет достаточно предпосылок для того, чтобы претендовать на лидерские позиции. Стабильное развитие означает, что государство ответственно перед своим народом, перед окружающей средой, а, следовательно, заслуживает определенное доверие на глобальном уровне и имеет весомое влияние на региональном.

В чем же именно это выражается?

Как уже было сказано, основная область взаимоотношений Сеула со странами региона - экономическая. Южная Корея - это «экономическое чудо на реке Ханган»: раньше там не существовало какой-либо промышленности, и страну ждала реальная перспектива стать очередным рынком сбыта продукции развитых государств. Однако Сеул провел серию реформ, Южная Корея вышла на первые позиции по производству наукоемкой продукции и сохраняет их до сих пор. Этому способствует быстрая реакция на мировые и внутренние вызовы на основе пятилетних планов: борьба с коррупцией, отказ от спонсирования приближенных к власти предпринимателей, привлечение иностранного капитала [7]. Однако по большей части межрегиональный товарооборот производится с помощью «чеболей» - поддерживаемых государством промышленных групп, производящих высококачественную продукцию. Сегодня 50 таких конгломератов играют доминирующую роль в экономике страны, например «Хендэ», «Самсунг», «Дэу». Поэтому основные статьи экспорта Республики Корея - это наукоемкая, металлургическая и нефтехимическая продукция, продукция машиностроительной отрасли и сфера услуг.

Южнокорейское торговое сотрудничество со странами региона и мировыми лидерами вполне сбалансировано. Так, РК стала первым государством Тихоокеанской Азии, заключившим договор о свободной торговле с Евросою-

зом [8]; при этом Пекин и Токио в списке торговых партнеров Сеула занимают первую и третью позицию соответственно. Сотрудничество с Китаем с каждым годом набирает обороты, т.к. последний заинтересован в развитии своей тяжелой и химической промышленности. А Япония остается одним из крупнейших инвесторов в южнокорейскую экономику.

Кроме того, имеются и даже развиваются экономические отношения с Северной Кореей. Бывали даже моменты, когда это была единственная сфера, связывающая Север и Юг после установки демилитаризованной зоны в районе 38-й параллели.

Важно также указать, что на данный момент концентрация торговли в СВА выше, чем между странами ЕС. Однако в противовес экономическому взаимодействию в регионе, военно-политическое взаимодействие отнюдь не продолжает эту позитивную для РК тенденцию.

В этой связи следует уточнить, что если раньше все проблемы СевероВосточной Азии были связаны с насаждением идеологии и борьбой двух противоборствующих блоков - социалистического (СССР-КНР-КНДР) и капиталистического (США-Япония-РК), то после окончания холодной войны и перестройки отношений между этими странами появились противоречия, уже не зависящие от идеологических установок, но исходящие от национальных интересов государств.

Конечно, нельзя отрицать, что Южная Корея и сегодня является одним из форпостов политики Вашингтона на Востоке, однако региональная политика Сеула во многом диктуется именно его собственными целями, что будет продемонстрировано ниже.

Так, одной из проблем современной СВА являются территориальные претензии. Все страны региона спорят между собой по поводу принадлежности тех или иных островов. Южная Корея имеет территориальные конфликты и с Китаем по поводу принадлежности рифа Иодо/Суян в Восточно-Китайском море, и с Японией по поводу архипелага Лианкур (Такэсима/Токто) в Японском море [9].

При этом ситуация приобретает опасный характер, потому как, в соответствии с современными нормами международными права, юрисдикция над этими островами определяет пределы исключительной экономической зоны, область исследования континентального шельфа, а также зону ПВО.

На примере последнего аспекта как раз можно понять всю важность данной проблемы. Этим трем государствам, особенно Китаю, который на сегодняшний день является претендентом на глобальное лидерство, необходимо установить зону своей противовоздушной обороны. Однако именно включение Пекином спорных островов в свою зону ПВО в 2013 г. вызвало

резкую критику его соседей, что привело регион на какой-то момент к возможности вооруженного столкновения. Не заставило себя ждать и вмешательство в этот вопрос Вашингтона, что сделало проблему еще опаснее и вывело ее на общемировой уровень, поставив под угрозу весь регион [10].

Также по сей день большой проблемой остается «корейский вопрос». При предыдущем президенте Ли Мен Баке южнокорейское правительство смогло добиться определенных успехов на пути к мирному преодолению проблемы объединения Корейского полуострова и разрешению вопроса о ядерном разоружении КНДР. Однако проамериканская политика нынешнего президента Пак Кын Хе дала толчок новому витку межкорейского противостояния. Сегодня Северная Корея не дает мировой общественности забыть о том, что она является «горячей точкой». Об этом свидетельствует заявления Пхеньяна об успешном испытании водородной бомбы 6 января 2016 г. [11]

Усугубляется военно-политическое противостояние в регионе еще и кровной враждой азиатских наций. Так, корейцы не могут простить Японии преступления первой половины XX столетия, когда Корея находилась в подчинении японских милитаристов.

Все эти факторы в некотором плане дискредитируют экономические достижения стран СВА и являются угрозой региональной безопасности. При этом для Сеула понятие его национальных интересов совпадает с обеспечением региональной безопасности, т.к. само южнокорейское государство является частью «горячей точки». Поэтому разрешение всех вышеперечисленных противоречий, основанное на поиске компромиссов, должно стать главной задачей Сеула на ближайшие годы. То есть у Южной Кореи есть шанс стать связующим звеном в региональном урегулировании.

Таким образом, получается, что Южная Корея сегодня имеет сразу несколько статусов, которые содержат в своем составе слово «сила» - это страна «средней силы», «мягкой силы», а также «сила регионального урегулирования». Сеул демонстрирует своим партнерам значительный успех рыночной экономики при новом уровне инновационного развития - «зеленом росте», развитой демократии и культурном возрождении, чем не располагает тот же Китай. Поэтому важность Республики Корея в региональных рамках отрицать никак нельзя.

Список использованных источников и литературы

1. Тихоокеанская Азия: проблема «ответственного лидерства» (среднесрочный прогноз экономического и политического развития) / Под ред. В.Б. Амирова, В.В. Михеева. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - С. 57.

2. Gross Domestic Product 2014 // The World Bank. - URL: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf

3. South Korean Scientists Develop the World's First Cancer-Treating Nanorobots // NUVIUN. - 06.02.2014. - URL: http://nuviun.com/content/nanorobots

4. Кирьянов О.В. Корея и корейцы. О чем молчат путеводители. -М.: РИПОЛ классик. 2013. - С. 34.

5. Хангыль: в чем принцип самой простой системы письма? // Школа Жизни. - 09.06.2009. - URL: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/25993/

6. Кирьянов О.В. Корея и корейцы. О чем молчат путеводители. - С.

224.

7. Тихоокеанская Азия: проблема «ответственного лидерства» (среднесрочный прогноз экономического и политического развития). - С. 5773.

8. Иванов А.В. Состояние и перспективы решения территориальных споров между Японией и ее соседями: Республикой Корея и Китайской Народной Республикой // Аналитические записки. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2012. - Вып. 1 (47). - С. 4.

9. Договор о свободной торговле между ЕС и Южной Кореей вступил в силу // Белорусский репортер. - 01.07.2011. - URL: http://reporter.by/world/Dogovor-o-svobodnoi-torgovle-mezhdu-ES-i-Juzhnoi-Koreei-vstupil-v-silu

10. Борзяков С. Пекин расправил плечи // Взгляд. - 06.12.2013. -URL: http ://vz.ru/world/2013/12/6/663157. html

11. США, Япония и Южная Корея условились «надавить» на КНДР // РИА Новости. - 13.01.2016. - URL: http://ria.ru/world/20160113/1359046241.html

Коротко об авторе

Кожевникова Алина Дмитриевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: alishyni@mail.ru

Briefly about the author

Kozhevnikova Alina Dmitrievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: alishyni@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.