Научная статья на тему 'Политика регулирования валютного курса: мировая практика для Вьетнама'

Политика регулирования валютного курса: мировая практика для Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ / ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ / ВЕКСЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — То Динь Тон

Настоящая статья посвящена рассмотрению регулирования валютного курса в условиях глобализации и ускорения оборачиваемости на мировом и региональных рынках товаров, капиталов, услуг, рабочей силы. Адаптация к новым тенденциям в мирохозяйственных связях выражается в применении более гибких курсов, в основе которых лежит рыночный механизм. Рассматриваются основные направления валютно-финансовой политики государства на примере Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF REGULATION OF THE RATE OF EXCHANGE: WORLD PRACTICE FOR VIETNAM

The present article are devoted consideration of regulation of the rate of exchange in the conditions of globalisation and acceleration turn on world and regional commodity markets, capitals, services, a labour. Adaptation to new tendencies in world economic communications is expressed in application of more flexible courses in which basis the market mechanism lies. The basic directions of a currency-financial policy of the state on a sign of Vietnam are considered.

Текст научной работы на тему «Политика регулирования валютного курса: мировая практика для Вьетнама»

_ТО ДИНЬ ТОН

ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА: МИРОВАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ ВЬЕТНАМА

Настоящая статья посвящена рассмотрению регулирования валютного курса в условиях глобализации и ускорения оборачиваемости на мировом и региональных рынках товаров, капиталов, услуг, рабочей силы. Адаптация к новым тенденциям в мирохозяйственных связях выражается в применении более гибких курсов, в основе которых лежит рыночный механизм. Рассматриваются основные направления валютно-финансовой политики государства на примере Вьетнама.

_TO DYNE TON

POLICY OF REGULATION OF THE RATE OF EXCHANGE: WORLD

PRACTICE FOR VIETNAM

The present article are devoted consideration of regulation of the rate of exchange in the conditions of globalisation and acceleration tuzn on world and regional commodity markets, capitals, services, a labour. Adaptation to new tendencies in world economic communications is expressed in application of more flexible courses in which basis the market mechanism lies. The basic directions of a currency-financial policy of the state on a sign of Vietnam are considered.

Ключевые слова: глобализация, мировая финансовая система, валютный курс, региональные рынки, денежный оборот, вексельный оборот.

Регулирование валютного курса является одной из основных функций деятельности Центробанка. Роль регулирования валютного курса одинаково высока, как в кризисных условиях мировой финансовой системы, так и в условиях нормального экономического развития страны. Объектом валютного регулирования и контроля являются национальные валюты с полной или ограниченной обратимостью в отношении других валют. В условиях глобализации и ускорения оборачиваемости на мировом и региональных рынках товаров, капиталов, услуг, рабочей силы (миграции населения) реальный денежный оборот дополняется вексельным оборотом, который по объему в отдельных развитых странах сравним с реальным денежным оборотом.

В отличие от реальных денег вексель используется не как средство инвестирования, а как средство расчетов. Вексельная система означает одновременное функционирование двух единиц - денег и векселей - на финансовом рынке. Формой товарно-денежных отношений между странами является валюта - национальная и международная денежная единица, используемая для расчетов по торговым, финансовым, производственным и другим формам связей и операциям.

Между национальными обратимыми валютами (доллар США, швейцарский франк, японская иена) и международными валютами (евро) есть различия в отношении их происхождения, эмиссии и функций. Национальные валюты, выступающие в роли международных, и евро качественно отлича-

ются от национальных валют, используемых в странах. Это качественное отличие определяется тем, что в международной сфере валюты более полно выполняют функции денег и приобретают новые функции и свойства. За пределами страны функции денег в форме валют расширяются и приближаются к первым двум функциям денег как мировых (которые раньше выполняло золото), поскольку национальным обратимым валютам и международным валютам противостоит мировое хозяйство, мировой товарный и валют-но-финансовый рынок. Наряду с функциями обычных денег (как средства соизмерения цен и средства обращения) ряд валют выступают как всеобщее средство платежа и всеобщее покупательное средство.

Согласно западным прогнозам к 2030 г. в мировом финансовом хозяйстве может возникнуть шесть валютных зон: доллара, евро, иены, юаня, рупии и рубля, но некоторые аналитики считают, что таких зон может быть только три (доллара, евро и иены). Или возникнет иная валютная конфигурация, особенно после формирования в Азии Восточно-азиатского сообщества в составе АСЕАН+6 (Китай, Индия, Япония, РК, Австралия, Новая Зеландия) к 2020 году.

Валютное регулирование и контроль являются одними из важнейших составляющих государственного управления экономикой. Валютное регулирование как часть монетарной политики представляет собой комплекс мер, направленных на создание правовой основы, определение принципов и порядка проведения валютных операций. Функция валютного контроля состоит в обеспечении соблюдения норм законодательства при осуществлении валютных операций. Валютное регулирование в значительной мере реализуется с помощью валютного контроля.

Эффективность валютного регулирования и контроля как части монетарной политики государства и экономической политики в целом прямо связана с ролью государства в макрорегулировании экономики, которая начала создаваться в 30-х годах ХХ столетия. В процессе развития рыночных отношений большую роль играло государство, взаимодействующее с рынком и корректирующее его функционирование. Среди всеобщих методов и институтов государственного макрорегулирования были административные, правовые, прямые и косвенные методы. К административным (прямым) методам относятся выдача лицензий, введение ограничений на экспорт и импорт, прямой контроль над ценами и качеством продукции, доходами. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства, установленных в них норм и правил.

К косвенному регулированию относятся такие его формы, как регулирование денежной массы, определение условий предоставления государственных кредитов, тарифная, таможенная политика и пр. Непосредственно в стране главная цель валютного регулирования и контроля состоит в обеспечении стабильности национальной валюты. Во внешней сфере валютное регулирование может оказывать большое влияние на уровень конкурентоспособности страны. Механизм конвертируемости валют служит необходимым условием участия страны в производственных, торговых, инвестиционных,

научно-технических, валютно-финансовых, гуманитарных, культурных и других формах международного взаимодействия. Ежедневный оборот основных валютных рынков в начале этого столетия составлял более 3 трлн. дол.

Одним из главных факторов роста мировой торговли и инвестиций была валютная либерализация текущих операций, а затем - постепенная отмена контроля за движением капитала.

Тенденции использования контроля за платежами по текущим операциям и движением капитала в последние годы прошлого и первые годы нового столетия показывают, что большинство стран-членов МВФ продолжали отменять ограничения, и этот процесс в целом стал более интенсивным. При этом важнейшими факторами являются введение конвертируемости валют и регулирование режимов валютных курсов.

В середине 90-х годов введение конвертируемости (обратимости) валют по текущим платежам явилось свидетельством тенденции к либерализации валютных режимов в этой сфере международных расчетов. Об этом говорит значительный рост числа стран-членов МВФ, присоединившихся к разделам 2,3 и 4 ст. VIII Устава МВФ, предусматривающим отсутствие ограничений при текущих платежах. В начале 1990-х гг. таких стран было более 70, а в 2000 г. их насчитывалось уже около 150. Доля этих стран в сумме квот МВФ составляет около 95%, а в мировом экспорте - более 93%.

В нормах ст. VIII Устава МВФ содержатся важнейшие условия, касающиеся обязательств в области валютного режима и валютной политики государств-членов, а также их прав в отношении валютных ограничений. Присоединение к этой статье означает преодоление качественно нового рубежа в области статуса национальной валюты какой-либо страны, прежде всего, с точки зрения международного валютного права. Ее валюта вступает в новое состояние, де-юре ей ничто не мешает участвовать в международных расчетах наравне с другими конвертируемыми валютами. В соответствии со ст. VIII валюта практически становится юридически конвертируемой по текущим операциям для резидентов и нерезидентов, т.е. обладает уже не только внутренней, но и внешней обратимостью. Эта форма валютной обратимости означает, что иностранцы могут свободно использовать средства в национальной валюте данной страны для покупки иностранной валюты, оплаты товаров и других платежей (но только по текущим операциям). Однако внешняя обратимость получает свое полное развитие тогда, когда валюта данной страны реально становится признанным средством международных платежей, котируется на мировых валютных рынках. Для этого (помимо необходимых экономических и финансовых предпосылок) необходимо обеспечение ее полной конвертируемости, т.е. обратимости по текущим и капитальным операциям.

Характерным для 90-х годов и первых лет нового века было то, что, как правило, меры по либерализации валютного режима обгоняли шаги по ужесточению валютных ограничений. Особенно заметной была либерализация платежей по «невидимым» операциям. В то же время быстро сокращалось число двухсторонних платежных соглашений.

Процессы глобализации, либерализации и финансовых инноваций оказали и оказывают большое влияние на режимы валютных курсов. Адаптация к новым тенденциям в мирохозяйственных связях выражается в применении более гибких курсов, в основе которых лежит рыночный механизм. Отчасти это отражает движение к конвертируемости и в то же время осложняет достижение различных целей экономической политики. Так, более крупные потоки капитала, которые могут перемещаться под влиянием изменений в процентной и курсовой политике, требуют большей координации монетарной политики и политики валютного курса. В большинстве случаев при притоке капитала применяются режимы более гибких валютных курсов. Тем не менее, в основном развивающиеся страны направляют свою монетарную политику на поддержание различных форм «привязки» валютного курса в качестве элемента программ стабилизации экономики и структурных реформ или в целях усиления участия в региональной интеграции.

Анализ основных форм валютного курса в 90-х годах - начале XXI века, проведенный МВФ, показывает, что среди развитых стран 50% приходится на страны, входящие в Валютный союз (т.е. Зоны евро). В то же время в этой группе постоянно возрастала доля стран, применяющих режим независимого плавания национального валютного курса.

Среди развивающихся стран самыми применяемыми режимами валютного курса являются привязка к какой-либо валюте, валютные интервенции на рынке, «независимое плавание».

В группе стран с нарождающимися рынками в более трети применяется «независимое плавание», и примерно 16% стран используют различные формы «управляемого плавания».

В период азиатского финансового кризиса 1997 г. использовалась так называемая расширенная система валютного контроля, которая охватывала текущие и капитальные операции. В основном это делалось с целью предотвращения массового бегства иностранного капитала.

Под влиянием региональных финансовых кризисов в Азии и Латинской Америке мировое финансовое и, в частности, банковское сообщество начало принимать меры к снижению издержек и рисков в своей финансово-банковской деятельности. Достижение этих целей происходило за счет в основном инноваций, т.е. освоения новых стандартов и технологий: прежде всего, на основе использования международных стандартов повышения качества менеджмента ISO 9001:2000 (СМК), решений Базельского комитета по банковскому надзору (известных как «Базель-1», «Базель-2» и «Базель-3»). Главным пунктом соглашений «Базель-1» и «Базель-2» является определение достаточности капитала банка, учитывающее кредитный риск заемщика, банковские рыночный и операционный риски1.

1 Стандарты «Базель-2» являются обязательными для банков, осуществляющих инвестиции в реальный сектор экономики. Они касаются не только самих банков, но и заемщиков, так как позволяют им привлекать более дешевые кредитные и инвестиционные ресурсы за счет снижения банками норм отчислений в резерв -ные фонды. В отличие от соглашения «Базель-1» стандарты «Базель-2» ставят такого рода отчисления в зависимости от кредитного риска заемщика. Чем он ниже, тем меньше объем средств, отвлекаемых на создание резервов. Предполагают, что стандарты «Базель-2» вступят в силу в начале 2006 г.

Во Вьетнаме долгие годы сосуществовали официальный (государственный) и неофициальный (черный) валютные рынки с разными обменными курсами иностранных валют. Как и во многих других развивающихся странах, где существовал дефицит баланса платежей, а центральный банк не имел достаточного резерва, параллельный рынок валюты во Вьетнаме стал сильно развитым, с обменным курсом более выгодным, чем официальный курс Государственного Банка.

Главная проблема в политике регулирования обменного курса донга (национальной вьетнамской денежной единицы) состояла в реальной оценке стоимости официального обменного курса донга. Одним из подходов, часто применяемым в международной практике, был поиск различных компонентов баланса платежей и определение базисного периода, в течение которого действующий официальный курс и «равновесный» параллельного рынка оказываются одинаковыми. Следующим шагом является определение, в какой степени может измениться «равновесный курс» в результате изменений в его фундаментальной структуре. Эти подходы не могли быть приняты во Вьетнаме из-за того, что не был установлен год, который можно было бы рассматривать в качестве базисного.

Практической альтернативой стало использование курса параллельного рынка как индикатора политики обменного курса для измерения реальности установленного курса. Пришлось пойти на усиление взаимосвязи между официальным и параллельным курсами путем создания межбанковского рынка.

Основной упор в политике обменного курса делался на достижение внешней конкурентоспособности экономики Вьетнама и на создание условий для роста экспортной активности, а также на достижение разумного баланса платежей. Обменный курс оставался относительно стабилен до азиатского кризиса, но затем произошел обвал на 30% по отношению к доллару США, сильной валюте, а хождение доллара наравне с национальной валютой - донгом - было характерно для вьетнамской экономики в послевоенное время 70-х годов. «Долларизация» денежного рынка обслуживала все основные функции национальной валюты: средство накопления, обмена, платежа.

Население и бизнесмены предпочитали превращать донги в золото и в доллары, пытаясь тем самым защитить реальную стоимость своих активов путем уменьшения использования донга. Долларизация снижала эффективность финансовой политики и увеличивала зависимость экономики от внешнего развитиях [1].

На финансовом рынке долларизация ухудшала деятельность национальных предприятий с точки зрения их доходности и отчисления взносов в бюджет, способствовала тому, что значительная часть предпринимателей могла уйти от налогообложения. В денежном обороте долларизация сокращала возможности контроля. Зависимость от крупных внешних заимствований проявлялась в том, что держатели валюты принимали решение о том, куда ее вложить в зависимости от процентных ставок за границей. В целом

расширение долларизации привело к увеличению влияния иностранной денежной политики на экономику СРВ.

Несмотря на совокупность мер по решению проблемы долларизации, Вьетнам оставался сильно долларизованной страной вплоть до последнего времени. Депозиты в иностранной валюте и кредиты (в млн. долл. США и в виде доли от активов банковской системы) резко выросли с начала реализации курса на либерализацию. Количество долларов, имеющих хождение в стране, было высоким, ценность товаров длительного пользования и недвижимости измерялась только в долларах [2].

Одно из главных направлений валютно-финансовой политики государства в XXI веке состоит в создании условий для мобилизации средств населения на цели экономического развития и на укрепление доверия к банкам и государственным ценным бумагам, оборачивающимся на двух крупных фондовых биржах в Ханое и Хошимине. Вьетнам последовательно проводит политику на сокращение большого дефицита торгового баланса, сохранение положительного сальдо текущих платежей и на улучшение платежного баланса.

В первом десятилетии XXI века банковско-финансовая система продолжала укрепляться и расширяться. Итоги исполнения государственного бюджета в 2006-2007 гг. показали положительную динамику роста доходов (28% ВВП). Одновременно росли расходы государственного бюджета, их доля в ВВП превысила 33%, что приводит к сохранению отрицательного сальдо баланса государственного бюджета, которое в 2007 г. превысило 5% ВВП.

Потребительский спрос и инвестиционные нужды ужесточают кредитно-денежную экспансию Государственного Банка, вызывая инфляцию, которая возросла с 7,5% в 2006 г. до 12,63% - в 2007 г. Это вынуждает Госбанк ограничивать денежное обращение путем регулирования процентных ставок: начиная с 2006 г., установлены повышенные ставки по долгосрочным, краткосрочным и среднесрочным кредитам в среднем на уровне 8,25%, ставки рефинансирования - 6,5%, переучетные (дисконтные) ставки - 4,5%, кредитные ставки по долларовым банковским депозитам - 5% [3]. Одновременно приняты меры по пресечению возникновения тенденции колебания валютного курса донга к долл. США из-за возможного влияния на Вьетнам мирового финансового кризиса, начавшегося в 2006-2007 гг. В связи с этим курс донга к долл. США в 2007 г. составил 16,5 тыс. донгов, но рост по сравнению с 2006 г. не превышал 1,03%, т.е. в тех же параметрах прошлых лет. Несмотря на потрясения мирового финансового рынка, правительство Вьетнама по-прежнему прилагает усилия по достижению к 2016 г. полной конвертабельности национальной валюты.

Укрепление активов банковской системы проводится Госбанком СРВ путем повышения жестких требований к минимальному размеру банковского капитала и создания системы укрупненных банков. Минимальный уровень

капитализации банков в 2008 г. составляет 4,4 млн. долл. США, но ожидается его увеличение до 62 млн. долл. США к 2015 г.1

Литература

1. Development of stock market in Vietnam and China, Hanoi, 2004.

2. Tran Ngoc Tho. Exchange Kate Policy in the Post-WTO Period. Vietnam Economic Review, 2007. N 2. P. 20-21.

3. Truong Thi My Nhan. Liberalization of Interest Kates in Vietnam. Vietnam Economic Review, 2008. N 1. P. 22-24.

1 Банковская система СРВ включает наряду с Государственным Банком коммерческие банки с государственным участием, коммерческие банки с участием нерезидентов. В финансовую систему входят народные кредитные фонды и 10 лизинговых компаний, пять из которых являются дочерними компаниями государственных банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.