Научная статья на тему 'Политика регулирования контента в интернете'

Политика регулирования контента в интернете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
634
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / КОНТЕНТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТЕНТА / REGULATION OF CONTENT / ЦЕНЗУРА / CENSORSHIP / WEB CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокофьева Ирина

В начале 21 века произошли кардинальные изменения, новый технологический виток, вызванный появлением не известной ранее формой коммуникации сети Интернет. Это отразилось на всех процессах отношений и взаимодействий в обществе. Произошла трансформация в области коммуникаций. Автор анализирует систему и механизмы регулирования контента в интернете, оценивает существующее законодательство по данному вопросу и определяет его результативность, а также дает оценку медийной грамотности населения. На наших глазах происходит глобальная трансформация. Мировой переворот, который совершило человечество за последние десятилетия привел нас к новой реальности, что безусловно явилось гигантским шагом на пути к построению постиндустриального общества в том числе и в России. Мир погружается в киберпространство. Приспосабливаясь к новым условиям, целые государства переходят в киберпространство появляются электронные правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика регулирования контента в интернете»

ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ

Автор: ПРОКОФЬЕВА И.

Для цитирования: Прокофьева И. Политика регулирования контента в Интеренете // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №2. 2017. С. 69-75.

ПРОКОФЬЕВА Ирина - студентка 4 курса ИГСУ РАНХиГС, программа «Общественные связи в государственном и муниципальном управлении»; e-mail: luckyanowa.irina@yandex.ru

Аннотация. В начале 21 века произошли кардинальные изменения, новый технологический виток, вызванный появлением не известной ранее формой коммуникации сети Интернет. Это отразилось на всех процессах отношений и взаимодействий в обществе. Произошла трансформация в области коммуникаций. Автор анализирует систему и механизмы регулирования контента в интернете, оценивает существующее законодательство по данному вопросу и определяет его результативность, а также дает оценку медийной грамотности населения. На наших глазах происходит глобальная трансформация. Мировой переворот, который совершило человечество за последние десятилетия привел нас к новой реальности, что безусловно явилось гигантским шагом на пути к построению постиндустриального общества в том числе и в России. Мир погружается в киберпространство. Приспосабливаясь к новым условиям, целые государства переходят в киберпространство -появляются электронные правительства.

Ключевые слова: интернет, контент, регулирование контента, цензура Среда Интернета

Мы можем утверждать, что Интернет - что-то абсолютно новое для человека с технологической точки зрения. С другой стороны, интернет и виртуальная среда - близкие понятия. Понятие виртуальной среды существует очень давно - это мифологичный мир, мир литературы и религии, и даже мир нашей собственной фантазии.

Конечно, имеются особые признаки, которые отличают виртуальность именно в Интернете. Но если заглянуть в историю, о виртуальности говорил еще Платон, создавший мир идей, Лейбниц, даже Сковорода выделял разные уровни миров - духовный, символичный (виртуальный) и телесный, буквальный (реальный). Все это - разные проявления структурированной идеи виртуальных пространств, которая существовала в представлениях людей. «Думая о чем-то, мы не мыслим линейно. Это не дано человеку от природы. Поэтому так непросто научиться структурировать свои идеи. У нас в голове -сложное переплетение мыслей, внимание иногда переключается на самые неожиданные вещи. Текст - линейный, а наш мозг работает, как гипертекст. Поэтому среда Интернета во многом естественна для человека» - объясняет в

своей научной статье «Как виртуальная реальность меняет наш реальный мир» кандидат психологических наук Александр Белоус.

Регулирование Интернет-контента

Проанализировав международный опыт механизмов и систем регулирования интернет контента, можно говорить о том, что законодательная база имеется далеко не во всех странах мира. К слову в нашей стране она отсутствует. Контроль и регулирование содержимого интернет-ресурсов осуществляться государствами и частными конторами, занимающимися предоставлением услуг связи: регистраторами доменных имен, хостинг-провайдерами, владельцами и администраторами интернет-ресурсов.

По мере увеличения роли Интернета в жизни общества, отношение государств к нему менялось. Все большее количество размещаемого в Сети контента вступало в противоречие с законодательством отдельных стран, их социальными нормами и политической линией властей. Интернет также оказал существенное влияние на ситуацию с интеллектуальной собственностью и телекоммуникациями, поставив под угрозу экономические интересы целых отраслей. Эти тенденции привели к появлению потребности в фильтрации определенных видов контента, и вызвали дискуссии о допустимых пределах вмешательства государства в функционирование Сети.

На сегодняшний день существует 5 моделей цензуры в Интернете:

1. Азиатская модель (характерная черта: расплывчатое определение категорий блокируемого контента, предоставляющее правительству широкие возможности в области цензуры; страны: Китай. Вьетнам, КНДР, Сингапур).

2. Ближневосточная модель (характерная черта: доминирующий религиозный фактор при принятии решений о блокировании Интернет-ресурсов; Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн, Йемен, Объединенные Арабские Эмираты, также к этой категории можно отнести Индонезию).

3. Рестрикционная модель (характерная черта: акцент на блокировании Интернет-ресурсов радикальной политической оппозиции и правозащитных групп; Иран, Сирия, Эфиопия, Узбекистан).

4. Континентальная модель (характерная черта: фильтрация социально -опасных ресурсов по четко обозначенным категориям, а также борьба с нарушениями авторских прав; Страны: Франция, Германия, Великобритания, Бельгия).

5. Либеральная модель (характерная черта: стремление избежать централизованного и систематического блокирования определенных категорий Интернет-ресурсов. Одновременно с этим принятие властями мер к закрытию нарушающих закон ресурсов и преследование их владельцев; Страны: США, Япония, Бразилия).

Как на самом деле выглядит мировая карта интернет-цензуры на сегодняшний день можно увидеть на рисунке 1:

I FREE | ] PARTLY FRHE Щ NOT FREE ' NO DATA

Рисунок 1: Мировая карта интернет-цензуры

Законодательные ограничения функционирования Интернета

В России отсутствуют законодательные ограничения на предоставление услуг доступа в Интернете. Бессмысленно рассуждать о полном копировании в России любой модели фильтрации интернет-контента, используемой в других странах. Любые решения в этой области должны приниматься исходя из тех целей и задач, которые ставят перед собой государство и общество. Последнее социологическое исследование на тему того, что россияне думают о государственном регулировании Сети, было проведено Фондом «Общественное мнение» в январе 2013 года. Наиболее интересные данные из этого исследования приведены ниже:

Рисунок 2: Ведение реестра запрещенных сайтов и информации

Как видно из этих опросов, российское общество довольно консервативно настроено по отношению к тому контенту, который размещается в Сети, и, в целом, считает желательным его регулирование со стороны государства. На этом фоне позиция представителей государственной власти выглядит даже несколько более либеральной.

С каким из следующих утверждений вы согласны больше всего?

Параметры опроса ДАННЫЕ В 46 ОТ ГРУПП

Карточка, один отаат

^т Запрет на распространение какой-либо информации в интернете недопустим - ни пс решении суда, ни без неге ^Ж Запрет на распространение некоторой информации в интернете допустим, но только по решению суда Запрет на распространение некоторой информации в интернете допустим и без решения суда Затрудняюсь ответить

Население в целом

43 |

го

| Суточная интернет-аудитория

29

1 -1

Источник: проект »Доминантых. опрос уфОМнибуся. 2 декабря 2012

Рисунок 3: Запрет на распространение информации в Интеренете

Недостатки функционирующей в России системы фильтрации вредной для детей информации. Кратко, их можно охарактеризовать следующим образом:

1. Недостаточный уровень экспертизы государственных органов (Роспотребнадзор и ФСКН), принимающих решения о внесении тех или иных сайтов в реестр.

2. Избыточная фильтрация сторонних сайтов из-за несовершенства механизма блокировки ресурсов по 1Р-адресу.

3. Сложность процедуры апелляции для владельцев внесенных в реестр Интернет-ресурсов.

4. Отсутствие отработанных и прозрачных алгоритмов взаимодействия с крупными международными сервисами.

Выводы. На сегодняшний день перед нами стоит задача: разработать политико-правовые решения по регулированию контента в сети интернет и также стоит ребром вопрос, касающийся медиа грамотности населения. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ведет работу по оценке текущего состояния и перспектив изменения уровня медиа грамотности населения Российской Федерации, а также по определению актуальных задач массового медиа образования. Целью этой работы является повышение конкурентоспособности российской медиа отрасли и уровня освоения гражданами современных средств массовой коммуникации.

Задачи:

- внедрение курсов медиа грамотности и основы медиа грамотности в учебных программах ведущих российских вузов;

- подготовка материалов, рассказывающих об основах медиа грамотности; разработка краткого курса медиа грамотности;

- проведение информационных кампаний в СМИ с целью разъяснения подходов к источникам информации;

- привлечение к продвижению медиа грамотности региональных властей;

- проведение замеров уровня медиа грамотности.

В рамках программы по развитию медиа грамотности Минсвязи также проводит обучение основам «родительского контроля», в рамках которого у родителей развиваются навыки проведения курса личной безопасности детей по их действиям в социальных сетях и сети интернет. Граждане обучаются основам безопасности, связанным с сохранением как личной, так и конфиденциальной информации. Пожилые люди - основам защиты от мошенничества в сети интернет.

По данным последних исследований уровень медиа грамотности населения Российской Федерации в 2015 году составил 20, что на 5% больше по сравнению с предыдущим годом, а количество пользователей легального контента в интернете - 10 миллионов человек.

Источники

1. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. М.: Дашков и К, 2016.

2. Андросов Н. Интернет-маркетинг на 100%. СПб: Питер, 2012.

3. Баранов А. Прогноз возврата инвестиций в интернет-маркетинг: Настольная книга маркетолога. Взгляд практика. М.: ИЦ РИОР, 2010.

4. Вирин Ф. Интернет-маркетинг. М.: Эксмо, 2010.

5. Смирнов А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете / А. Смирнов, Ю. Суздаль. СПб, 2015.

6. Сухарев, О.С. Функциональный и интернет-маркетинг. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

7. Тихомиров В.П. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинг коммуникации: Учебное пособие / В.П. Тихомиров. СПб: Питер, 2013.

8. Громов Г.Р. 2004. От гиперкниги к гипермозгу: Информационные технологии эпохи Интернета: Эссе. Диалоги. Очерки / Г.Р. Громов. М.: Радио и связь, 2004.

9. Косихин В. История Интернета // UPGRADE, 2007, № 2. С. 36-42.

10. Краткий курс истории Интернет / Б. Лейнер, В. Серф, Д. Кларк и др. // Jet Info, 1997, № 14. С. 4-18.

11. Леонтьев В.П. Интернет: история, возможности, программы / В.П. Леонтьев. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

12. Штрик А.А. Состояние и перспективы формирования информационного общества в России до 2015 года // Информ. технологии, 2010, № 6. С. 1-32.

INTERNET CONTENT REGULATION POLICY

For citation: Prokofieva I. Internet Content Regulation Policy. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No. 2. 2017. P. 69-75.

Author: PROKOFIEVA I.

PROKOFIEVA Irina - 4th grade student of 'Public relations in state and municipal management', Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); e-mail: luckyanowa.irina@yandex.ru

Abstract. In the early 21st century, there have been dramatic changes, the new technological revolution caused by the emergence of a previously unknown form of communication on the Internet. This is reflected in all the processes of relationships and interactions in society. Besides, there was a transformation in communications. In the paper, the author analyzes the system and mechanisms of regulation of Internet content, assesses the existing legislation on the matter and determines its outcome, and assesses media literacy. We are witnessing a global transformation. Global revolution that humanity has made over the past decade has led us to a new reality, which certainly was a giant step towards construction of a postindustrial society, including in Russia. The world is immersed in cyberspace. Adapting to the new conditions, the entire state are moving in cyberspace - e-government.

Keywords: web content, regulation of content, censorship

References:

1. Akulich M.V. Internet marketing: Textbook for bachelors / M.V. Akulich. M.: Dashkov I K, 2016 (In Russ.)

2. Androsov N. Internet marketing 100%/ N. Androsov. SPb: Peter, 2012 (In Russ.)

3. Baranov A. Prediction of return on investment in Internet marketing: Handbook of marketing / A. Baranov. M.: IC RIOR, 2010 (In Russ.)

4. Virin F. Internet marketing. M.: Eksmo, 2010 (In Russ.)

5. Smirnov A. The Battle of Leads. Marketing tools for business promotion in the Internet / A. Smirnov, Y. Suzdal. SPb: Ves, 2015 (In Russ.)

6. Sukharev O.S. Functional and Internet marketing. M: INFRA-M, 2013 (In Russ.)

7. Tikhomirov V.P. Social Media Marketing. Internet marketing communications: textbook / V. P. Tikhomirov. SPb: Peter, 2013 (In Russ.)

8. Gromov G.R. From hyper books to a hyper mind: Information technology in the Internet age / G.R. Gromov. M.: Radio and communication, 2004 (In Russ.)

9. Kosyhin V. Internet History. In: UPGRADE, 2007, No.2. P. 36-42 (In Russ.)

10. A brief history of the Internet / ed. by B. Leiner, V. Cerf, D. Clark et al. In: Jet Info, 1997, No. 14. P. 4-18 (In Russ.)

11. Leontiev V. P. The Internet: history, opportunities, programs / V.P. Leont'ev. M.: OLMA Media Grupp, 2008 (In Russ.)

12. Shtrik A.A. Status and prospects of formation of information society in Russia till 2015. In: Inform. Technology, 2010, No. 6. P. 1-32 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.