Научная статья на тему 'Политика развития малого и среднего предпринимательства в ЕС'

Политика развития малого и среднего предпринимательства в ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1460
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / РЫНОК / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / THE THEORY OF ECONOMIC MECHANISMS / ENTREPRENEURSHIP / INFORMATION / MARKET / SMES SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Эдуард Юрьевич, Гринберг Евгений Станиславович

В статье анализируется работы по экономике нобелевских лауреатов за последние 7 лет и их применимость в практической плоскости на территории Европейского союза в сфере развития малого и среднего предпринимательства в ЕС. Авторы, анализируя официальную документацию Европейской Комиссии, Совета ЕС, Европейского парламента,Европейского экономического и социального комитета и комитета регионов, подкрепляя статистическими данными Евростата, высказывают предложения, где данные результаты могли бы дать существенный эффект, а также послужили толчком для будущего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Politics for the development of small and medium enterprises in the EU

The article analyzes the work on the Economics Nobel laureates over the past 7 years and their applicability in practical terms within the European Union in the field of entrepreneur ship development. The authors, analyzing official documents of the European Commission, EU Council,the European Parliament, the European economic and social Committee and the Committee of the regions, to support the statistical data of Eurostat, make proposals, where these results could give a significant effect, and also served as an impetus for future development. A special place for authors is the approach to the development of small and medium enterprises in the European Union programs support it. In the «communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social Committee and the Committee of the regions, strategy and main challenges 2014-15» are the calls of the European Union. All Western Balkan countries face serious structural economic problems, high unemployment and low level of foreign investments. There remain serious problems with economic reform, competitiveness, job creation and fiscal consolidation. To date, none of the countries has not produced a comprehensive and convincing internal reforms. All this adversely affects the opportunities of development of small and medium enterprises, which are able to improve the situation in the troubled regions. Thus, in our view, the European Union must focus all your positive experience of support and development of small and medium entrepreneurship in problem areas of the EU.

Текст научной работы на тему «Политика развития малого и среднего предпринимательства в ЕС»

Политика развития малого и среднего предпринимательства в ЕС

В Европейском союзе большое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства и программам его поддержки.

В «сообщении комиссии для Европейского парламента, Совета Европейского экономического и социального комитета и комитета регионов, стратегии и основные вызовы 2014-15»1 приводятся следующие вызовы Европейского союза. Все страны Западных Балкан сталкиваются с серьезными структурными экономическими проблемами, высоким уровнем безработицы и низким уровнем иностранных инвестиций. Там остаются серьезные проблемы с экономической реформой, конкурентоспособностью, созданием рабочих мест и налогово-бюджетной консолидации. На сегодняшний день ни одна из стран не подготовила всеобъемлющий и убедительный перечень внутренних реформ. Это всё негативно сказывается на возможностях развития малого и среднего предпринимательства, которое способно улучшить ситуацию в проблемных регионах. Таким образом, на наш взгляд, Европейский союз должен сосредоточить весь свой позитивный опыт поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в проблемных зонах ЕС.

За последние 7 лет интерес вызывают работы следующих нобелевских лауреатов по экономике: Томаса Сарджента и Кристофера Симса за «эмпирические исследования причинно-следственных связей в макроэкономике» (2011 г.)2; Ллойда Шепли и Элвина Рота за «теорию стабильного распределения и практики

Э.Ю. Петров, Е.С. Гринберг

УДК 338.22:334.012.6 ББК 65.292 П-305

1 Сообщение комиссии для Европейского парламента, Совета Европейского экономического и социального комитета и комитета регионов, стратегии и основные вызовы 2014-15 [электронный ресурс] -Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=141 7267527429&uri=CELEX:52014DC0700

2 Экономический журнал Высшей школы экономики Малаховская О. А., Пекарский С.Э. Исследования причинно-следственных взаимосвязей в макроэкономике: нобелевская премия по экономике 2011 г. 2012. Т. 16. № 1. С. 3-30

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

устройства рынков» (2012)3; Лео Гурвиц, Роджера Майерсона, Эрика Маскина за «основополагающий вклад в теорию экономических механизмов»4.

В сообщении Европейской Комиссии Совету, Европейскому Парламенту, Европейскому «План действий: Европейская повестка дня для предпринимательства»5 приводятся следующие предполагаемые действия для стимулирования и развития предпринимательской деятельности в рамках Европейского Союза. Комиссия стремится улучшить финансовую среду для предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, через ряд финансовых инструментов. А также объединить информационное поле МСП и крупных игроков финансового сектора. Это делается для того, чтобы стимулировать обмен положительным опытом, а также увеличить понимание взаимных потребностей между МСП и финансовым сообществом. Опираясь на доклад, подготовленный Комиссией в сентябре 2006 года, можно заключить, что большинство инициатив, представленных в плане действий, были реализованы на практике. А в дальнейшем они нашли своё отражение в «Плане по Предпринимательству 2020»6. Который базируется на трёх основных принципах: 1) образование и обучение предпринимательству 2) создания благоприятных условий для развития предпринимательства 3) разработка моделей поведения и выход на «группы», чей предпринимательский потенциал не использован в полной мере.

На основе данного плана «2020» в 2013 году была создана рабочая группа «Укрепления бизнеса свободных профессий», которая провела четыре сессии за 2013-2014 года. Основной целью встреч было выявление пробелов в поддержке либеральных профессий и пути их преодоления. А также укрепление их позиции на рынке и участие в развитии экономики наравне с малым и средним бизнесом.

Единый внутренний рынок должен способствовать улучшению деловой активности, убирая технические барьеры и упрощая юридические процедуры, повышая взаимодействия игроков рынка. Тем не менее, его развитие по-прежнему остается приоритетным для Европейского Союза. Для того чтобы выработать взаимопонимание между компаниями, а также максимально быстро доработать «правила

3 Алескеров Ф. Т., Кисельгоф С. Г. Лауреаты Нобелевской премии - 2012: Ллойд Шеп-ли и Элвин Рот // Экономический журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 16. № 4. С. 433-442

4 Nobleprize [электронный ресурс] - Режим доступа: http://nobelprize.org/nobel_prizes/ economics/laureates/2007/ecoadv07.pdf.

5 Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Action Plan: The European agenda for Entrepreneurship /* C0M/2004/0070 final */ [электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52004DC0070

6 Entrepreneurship 2020 Action Plan [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/entrepreneurship-2020/index_en.htm

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

игры» на едином рынке, Европейская Комиссия продолжает содействовать вовлечению малого и среднего бизнеса в области стандартизации. Комиссия добивается эффективного диалога с МСП, а также заинтересована в том, чтобы МСП могло давать обратную связь о новых инициативах на первоначальных стадиях обсуждения и принятия решений. А также вносить конструктивную критику о существующей практике.

Возможным драйвером для развития европейских компаний могут послужить различные специализированные службы и услуги. Эти сервисы предоставляют информацию на локальном уровне, на различных стадиях развития. Данное содействие может быть весьма полезным, особенно для новых компаний.

Теория «экономических механизмом» Лео Гурвица, Роджера Майерсона, Эрика Маскина подтверждает правильность вектора создания единого информационного пространства всего бизнеса Евросоюза для достижения оптимального результата. Теория подразумевает ответ на прикладной вопрос: как должно быть выстроено информационное поле плановой экономики, чтобы потоки информации, служащие основой её функционирования, приносили рациональную пользу всем игрокам экономического рынка?

Для единого внутреннего рынка Европейского Союза, с точки зрения авторов, теория экономических механизмов применима в рамках европейского экономического пространства.

В качестве примера можно привести Enterprise Europe Network7. EEN предлагает информацию и специализированные услуги для бизнеса, внося ощутимый вклад в развитие предпринимательства и рост бизнеса в Европе.

Данная сеть является самой обширной в Европе сразу по нескольким ключевым показателям: географический охват и спектр предлагаемых услуг. Это позволяет создать универсальный консалтинговый сервис, обладающий всей информации, которая может быть полезной для европейского бизнеса. Он основан на концепции, близкой к принципу: «нет неправильных дверей». Иными словами, компании могут связаться с любым партнером по сети, который зачастую является самым близким, и затем в индивидуальном порядке перенаправляется в соответствующую службу.

В то время как сеть в основном ориентирована на малые и средние предприятия, крупные компании также могут получить помощь.

Enterprise Europe Network, включает следующий перечень услуг:

• облегчение доступа к финансированию, предоставляя бизнесу информацию об имеющихся возможностях;

• предоставление информации о политике, программах и законодательстве ЕС, которые имеют отношение к деятельности конкретного предприятия;

7 Enterprise Europe Network [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.enter-prise-europe-network.ec.europa.eu/index_en.htm

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

• урегулирования проблем, связанных со стандартами Сообщества и прав интеллектуальной собственности;

• помощь предприятиям в поиске и налаживании взаимоотношений с коммерческими партнерами;

• поощрение бизнеса в развитии инновационных отраслей. Содействие в участии в научно-исследовательских программах и завязывания технологического партнерства;

• обмен передовым опытом;

• посещение предприятий для оценки их потребностей.

Также существуют и иные ресурсы, которые способствуют развитию местного предпринимательства, но по своей масштабности они заметно уступают Enterprise Europe Network. Среди прочих стоит упомянуть: «Your Europe - Business», «European small business portal», «OPET» и т.д.

Рассматривая экономику Европейского союза в аспектах, затрагиваемых теорией экономических механизмов, в ней мы должны выделить следующие элементы: один центр, на котором лежит функция принятия решений о производстве и потреблении. При этом он лишён информации о ключевых аспектах, таких как производственные ресурсы и индивидуальные потребности. А второй обычный субъект, который обладает информацией об индивидуальных потребностях и производственных процессах. При этом их взаимодействие построено на последовательном обмене информации. Обычный субъект передаёт информацию о ресурсах, центр производит вычисления оптимального производства. И передаёт информацию в формате приказов обратно каждому субъекту, сообщая, как и что производить. При этом центр полностью лишён контроля, так как дополнительная проверка требует дополнительных ресурсов, которыми центр не обладает. По этой же причине центр лишён возможности производить контроль за текущим выполнением приказов. Эта ситуация позволяет простому субъекту манипулировать информацией, предоставляя недостоверные данные о производственных ресурсах в тех случаях, если приказ центра, при искажённых вводных, покажется им более предпочтительным. Либо и вовсе не соблюдать приказ, получая при этом большую выгоду. Однако зацикливание взаимодействия простых субъектов между собой, на локальных и региональных уровнях, должно исключить данную манипуляцию.

Теорию экономических механизмов можно проиллюстрировать формулой, разложив всё взаимодействие между центром и простым субъектом в три стадии.

1) Субъект сообщает центру информацию mi

2) Центр обрабатывает сообщения от всех субъектов и вычисляет предполагаемый результат: Y = f(m1,.. ,,mn)

3) Центр сообщает субъектам результат Y и, при необходимости, приводит его в исполнение.

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

Для микроэкономики европейского сообщества, и для МСБ в частности, имеет особое значение теорема эквивалентности: любые два механизма с равновесиями с одинаковыми функциями распределения, в которых игроки одного конкретного типа (например, игроки с нулевой оценкой) получают одинаковую полезность, дают продавцу одинаковый ожидаемый доход. Её основной составляющей является создание условий совместимости стимулов. Это можно легко проецировать на разработку схем оптимального налогообложения, определение оптимальных контрактов. Эта теория позволяет достигать равновесия в конкретных ситуациях.

Результаты Майерсона применимы к бизнес-пространству Европейского Союза. Они находят своё отражение в решении программ приватизации. Массовая приватизация должна способствовать децентрализации использования производственных активов. Ведь, находясь под управлением единого центра, они не могли рационально использоваться. Выйдя из под центрального управления, они могут быть использованы наиболее эффективно в частном порядке. Опираясь на теорему Коуза, можно заключить, что не имеет значения, каким образом будет произведено распределение приватизации, рынок сам произведёт эффективное распределение активов. Потому что эффективное распределение может быть достигнуто при отсутствии издержек переговоров, при открытом рынке и обозначенных правах на собственность.

Теорему Коуза стоит дополнить гипотезой о полноте информации. Необходимо, чтобы все субъекты, участвующие в действии обладали точной оценкой ценности активов и получаемых результатах при любом из возможных распределений. Если же информация неполна, то другой фундаментальный результат Майерсона, полученный в соавторстве с Марком Саттертуэйтом, но опирающийся на технику, развитую Майерсоном, показывает, что эффективного распределения в общем случае достичь невозможно. Даже теоретически не существует механизма, который мог бы во всех случаях обеспечить переход актива от неэффективного собственника к эффективному без вливания денег со стороны!

Исходя из этих данных, напрашивается следующий вывод: равномерное и полноценное распределение всей информации между игроками играет ключевую роль в эффективном распределении ресурсов и достижении оптимального результата. Отсутствие полноты информации или её неверная интерпретация хотя бы одним из игроков сводит к нулю все попытки эффективного распределения ресурсов.

Enterprise Europe Network направлено как раз таки на снабжение максимального количества игроков экономики всей доступной информации. Данное уравнивание МСП и крупных игроков экономического пространства всего европейского пространства исходными данными должно стимулировать оптимальное и поступательное развитие экономики.

В рамках Сообщения Комиссии Совету, Европейскому Парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов от 10 ноября

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

2005 года8 («Реализация программы Лиссабонского сообщества - Современная политика роста и занятости МСП».) можно отметить то, что малое и среднее предпринимательство вносит существенный вклад в развитие и создание рабочих мест в Европейском Союзе. И это на фоне растущего уровня безработицы.

Таблица 1

Данные Евростат: статистика по безработице ЕС за период 2012-2014 гг.

Данные Евростат: статистика по безработице1 2012 (июнь) 2013 (июнь) 2014 (июнь)

Европейский союз (28 стран) 10,5 10,9 10,2

Европейский союз (27 стран) 10,4 10,8 10,2

Европейский союз (25 стран) 10,5 10,9 10,3

Европейский союз (15 стран) 10,6 11,1 10,5

Зона Евро (ЕА11-2000, ЕА12-2006, ЕА13-2007, ЕА15-2008, ЕА16-2010, ЕА17-2013, ЕА18) 11,3 12,0 11,5

Зона Евро (18 стран) 11,3 12,0 11,5

Зона Евро (17 стран) 11,3 12,0 11,5

Зона Евро (16 стран) 11,3 12,0 11,5

Зона Евро (15 стран) 11,3 12,0 11,5

Зона Евро (13 стран) 11,3 12,0 11,5

Зона Евро (12 стран) 11,3 12,0 11,5

Бельгия 7,7 8,4 8,5

Болгария 12,4 12,9 11,6

Чешская Республика 6,9 6,6 6,1

Дания 7,6 6,8 6,5

Г ермания 5,5 5,3 5,1

Эстония 10,3 8,2

Ирландия 14,8 13,6 11,8

Г реция 24,9 27,6

Испания 24,8 26,2 24,5

Франция 9,8 10,3 10,2

Хорватия 15,3 17,5 16,3

Италия 10,8 12,2 12,3

Кипр 11,7 16,2 15,2

Латвия 15,6 11,7

Литва 13,6 11,8 10,5

8 Final communication from the commission to the council, the European parliament, the European economics and social committee and the committee of the regions implementing the community Lisbon programmemodern sme policy for growth and employment [электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52005DC0551551

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

Данные Евростат: статистика по безработице1 2012 (июнь) 2013 (июнь) 2014 (июнь)

Люксембург 5,1 5,9 6,3

Венгрия 10,8 10,3

Мальта 6,4 6,4 5,6

Примечание к таблице:

1 Данные Евростат, статистика по безработице [электронный ресурс] - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Unemployment_statistics

Новая политика, направленная на развитие МСП, проходит более последовательно. Содействие развитию предпринимательства и благоприятной среды для малого и среднего бизнеса позволит кампаниям стать более конкурентоспособными в рамках всего Европейского Союза.

МСП очень разнородно и разнообразно. Как следствие, у них возникают диаметрально-противоположные потребности и нет универсальной формулы, позволяющей решить все проблемы и нужды. Некоторые находятся в стадии поиска инвестиций, а другие развиваются быстрыми темпами. Если по определению все МСП имеют менее 250 сотрудников, то часть из них можно отнести к микропредприятиям, а некоторые и вовсе к семейному бизнесу. Соответственно, политика направленная на стимулирование роста МСП должна учитывать все эти особенности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве залога успеха новой политики развития МСП закладывалось эффективное участие всех заинтересованных сторон на различных уровнях: частном, региональном, национальном, государственном и европейском.

В рамках доклада выдвинуты пять ключевых направлений развития МСП:

• Содействие распространению и развитию предпринимательства и сопутствующих навыков. Содействие развитию предпринимательства; снижение рисков, связанных с созданием и ведением бизнеса; устранение негативных последствий, связанных с провалами стартапов; трансляция успешного бизнеса - это все те необходимые меры, способные обеспечит оптимальное раскрытие потенциалов предпринимательства в Европе. Требуется уделять особое внимание, поощрять и стимулировать развитие предпринимательства среди отдельных категорий граждан (женщин, молодежи, пожилых людей, и людей из этнических меньшинств). Это позволит сократить разрыв между уровнем навыков ведения бизнеса общества в целом.

• Облегчение выхода МСП на рынки. Всеобщий доступ к торгам на открытом рынке, активное вовлечение МСП в процессы стандартизации, информированность о правах на интеллектуальную собственность, тесное взаимодействие между предприятиями.

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

29 ^

На наш взгляд предпринимательству Европейского Союза необходимо учитывать одну из задач, сформулированных Эриком Маскиным в теории экономических механизмов. Данная задача требует неукоснительного соблюдения одного правила: все равновесия механизмов должны приводить к желаемой функции. В тех случаях, когда все игроки передают одинаковое сообщение, то желаемой становится данная альтернатива «а». В тех случаях, когда хотя бы один игрок передаёт иное сообщение, то механизм выбирает худшую для него альтернативу. Таким образом, МСП должны принимать активное участие в развитии экономического пространства, смело и чётко, обозначая свои потребности. Иначе будет выбираться не самый желаемый результат для комфортного и оптимального развития МСП.

• Сокращение бюрократической волокиты. Послабления в правилах, касающихся государственной помощи, участие малого и среднего бизнеса в программах Сообщества и налогообложения. Необходимо учитывать интересы МСП при подготовке будущего законодательства.

• Улучшение потенциала роста МСП. Развитие доступа МСП к финансовым, научно-исследовательским, инновационным и информационно-коммуникационным технологиям будет стимулировать поступательное развитие компаний. Финансовая поддержка, изначально предусмотренная на уровне Сообщества в рамках «Мультиежегодной программы для предприятий и предпринимательства» (2001-2006), увеличивается за счёт «рамочной программы конкурентоспособности и инноваций «(С1Р) (2007-2013)9. Актуальным остаётся также и стимулирование участия МСП в области инновационного развития. Этому способствует участие малого и среднего бизнеса в «Седьмой научно-исследовательской рамочной программе».

Результативность применения экономических теорий в рамках экономического пространства Европейского союза отражается, в определенной степени, на бизнес-инвестиции по институциональным секторам в процентах от ВВП.

Данные показывают инвестиции для бизнеса (Индикатор дает долю ВВП, которая используется для валовых инвестиций (а не используется для потребления, например, или экспорта) и приведены в таблице 210.

9 Данные Евростат, статистика по безработице [электронный ресурс] - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Unemployment_statistics

10 Eurostat tables, Investment by institutional sectors % of GDP [электронный ресурс] - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1 &pcode=tsdec210&language=en

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

Таблица 2

Данные Евростат: Бизнес-инвестиции институциональных секторов % от ВВП

за период 2010-2012 гг.

Данные Евростат: Бизнес-инвестиции институциональных секторов % от ВВП

2010 2011 2012

Зона Евро (17 стран) 10,61 10,96 10,68

Бельгия 12 12,8 12,53

Болгария 16,9 16,36 16,46

Чешская Республика 14,47 15,48 15,31

Дания 10,47 10,53 10,63

Г ермания 9,88 10,19 9,83

Эстония 11,2 15,25 15,35

Ирландия 5 5,09 5,9

Греция 7,45 6,57 5,97

Испания 12,33 12,77 12,77

Франция 10,36 10,69 10,45

Италия 10,21 10,17 9,52

Кипр 8,11 7,04 5,94

Латвия 12,43 14,53 16,08

Литва 9,5 11,46 10,93

Люксембург 9,03 9,61 10,78

Венгрия 11,15 11,79 11,12

Голландия 8,68 9,29 9,06

Австрия 14,01 15,18 15,35

• Стимуляция диалога с заинтересованными сторонами МСП. Наблюдается острая нехватка обмена информацией между предприятиями и европейскими институтами. Систематизирование сотрудничества и оказание консультаций заинтересованными сторонами - важный ориентир новой политики развития МСП.

Вышеперечисленные шаги Европейского союза находят своё отражение в теориях Гурвица11. Основным вкладом Гурвица в экономическую науку является концепция экономического механизма. Гурвиц продемонстрировал необходимость формального моделирования передачи информации в экономических процессах (например, на вальрасовских рынках), системах (социализма, капитализма) и в рамках разных задач (производство общественных благ), требующих агрегирования информации индивидуальных субъектов.

11 Экономический журнал Высшей школы экономики Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007) Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М.. // Вопросы экономики, 2008. № 1. С. 4-26

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

31 ^

Рисунок 1

Бизнес инвестиции институциональных секторов % от ВВП за период 2010-2012 гг.

Зона Евро (17 стран)

В связи с этим, для европейского бизнес пространства будет верным утверждение, что механизм может быть разработан только в том случае, если известен желаемый результат в определённых условиях. Однако сами условия остаются неизвестными. Если создать такой механизм, то он должен включать в себя единые правила игры при любых обстоятельствах. Данная постановка механизма кажется абстрактной и невыполнимой, однако это повлекло за собой полную смену парадигмы макроэкономики. Вместо общего интереса во главу угла был поставлен частичный. Эти механизмы получили своё применение в прикладных областях экономической теории, например, в корпоративном управлении.

Вот что пишет об этом сам Гурвиц: «Наша задача - облегчить коммуникацию, интегрировав институциональные феномены в модели, которые были построены для изучения экономик, систем голосования и организаций. Прежде всего, нас интересуют экономические институты, однако некоторые аспекты модели являются достаточно общими, и их можно применить также к анализу политических и иных социальных институтов. В самом деле, эти неэкономические аспекты не могут быть оставлены без внимания, поскольку создание, имплементация и система принуждения к соблюдению правил являются основными элементами модели. Нашей отправной точкой станет теория экономических механизмов».

Гурвиц формализует суть института на основе понятия экономического механизма. Опираясь на Гурвица, экономический механизм задает вариативность вы-

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

боров экономических субъектов и завязывает результаты на каждое из возможных решений. Механизм задает систему стимулов и близок тем самым к понятию экономического института, который тоже, за счет создания правил, структурирует выигрыши от тех или иных стратегий, выстраивая систему стимулов.

Игроки европейского рынка, как любой другой системы, могут исходить из двух побуждений: принуждения и стимула. Гурвиц воспринимает имплементацию гораздо шире принуждения. По факту она подразумевает тот факт, что люди будут следовать правилам, предписанным институтом, опираясь при этом не на принуждение, как таковое, а на наделение объекта верными стимулами, механизмами, стратегией.

Если экономическое взаимодействие описывается в виде некооперативной игры, то любая стратегия игрока - это заявление (не всегда истинное) о своих преференциях в игре. При этом возможно существование нелегальных стратегий

- стратегий, запрещенных правилами игры. Механизм принуждения является действенным, если такие стратегии становятся менее привлекательными, чем легальные стратегии, допустимые правилами.

Анализируя МСБ, нельзя не упомянуть, что теория экономических механизмов выросла из «прикладного» раздела экономической науки, занимающегося изучением устройства и функционирования плановых экономик. По ходу своего развития теория механизмов дала и прямые практические приложения - от многомиллионных аукционов на радиоспектр до схем эффективного распределения донорских органов. Сейчас на ней базируется вся современная микроэкономика

- невозможно представить себе содержательный курс этого предмета, который не использовал бы соображений совместимости равновесного поведения экономических субъектов со стимулами.

Ллойд Шепли совместно с Дэвидом Гейлом в 1962 г. поставили принципиально новую для экономики задачу - задачу о построении обобщенных паросочетаний. Спроецируем их пионерную работа «Зачисление в колледжи и устойчивость браков» на поддержу развития МСП в Европе. Рассматривается следующая модель: имеется некоторое количество компаний МСП и научных институтов, заинтересованных в партнёрстве. Каждый научный институт располагает информацией о векторе развития и роде деятельности МСП (в форме рейтинга, основанного на статистических данных ключевых показателей компаний). Каждая компания МСП, в свою очередь, имеет предпочтения относительно партнёрства с научным институтом. Некоторые научные институты могут быть совершенно неприемлемы для МСП, и, симметрично, некоторые МСП могут быть неприемлемы для конкретного взятого научного института. Кроме того, число компаний, с которыми может сотрудничать научный институт, ограничено, причем ограничения у каждого свои. Задача состоит в том, чтобы соединить МСП и научный институт с учетом предпочтений всех участников и ограничений. Фактически такая постановка задачи соответствует поиску равновесия на рынке, однако допустим, что в дан-

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

33 ^

ном случае отсутствует ключевой инструмент достижения рыночного равновесия - деньги. Так как партнёрство подразумевает обмен информацией и научных достижений, которые применимы не ко всем областям. Тем не менее, оказалось, что такое безденежное равновесие может быть достигнуто.

В заключение следует отметить, на фоне роста безработицы и спада в экономике, теории нобелевских лауреатов, хоть и с оговорками, но могут быть применимы для оптимального развития малого и среднего предпринимательства. Они помогут улучшить финансовую среду для предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, а также объединить информационное поле МСП и крупных игроков финансового сектора и позволят достичь скорейшего достижения оптимального результата для всего бизнеса Европы.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Action Plan: The European agenda for Entrepreneurship /* COM/2004/0070 final */ [электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52004DC0070

Enterprise Europe Network [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.enterprise-europe-network.ec.europa.eu/index_en.htm

Entrepreneurship 2020 Action Plan [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/entrepreneurship-2020/index_en.htm

Eurostat tables, Investment by institutional sectors% of GDP [электронный ресурс] - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1 &pcode=tsdec210&language=en

Final communication from the commission to the council, the European parliament, the European economics and social committee and the committee of the regions implementing the community Lisbon programmemodern sme policy for growth and employment [электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52005DC0551551

Nobleprize [электронный ресурс] - Режим доступа: http://nobelprize.org/nobel_prizes/eco-nomics/laureates/2007/ecoadv07.pdf.

Reccomendation of 29 June 2009 on measures to improve the functioning of the single market [электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ ALL/?uri=CELEX:32009H0524 COMMISSION

Support to business [электронный ресурс] - Режим доступа: http://europa.eu/legislation_ summaries/enterprise/business_environment/n26099_en.htm

Данные Евростат, статистика по безработице [электронный ресурс] - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Unemployment_statistics (Dan-nye Evrostat, statistika po bezrabotice [jelektronnyj resurs])

^общение комиссии для Европейского парламента, Совета Европейского экономического и социального комитета и комитета регионов, стратегии и основные вызовы 201415 [электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

?qid=1417267527429&uri=CELEX:52014DC0700 (Coobshhenie komissii dlja Evropejskogo parlamenta, Soveta Evropejskogo jekonomicheskogo i social'nogo komiteta i komiteta regionov, strategii i osnovnye vyzovy 2014-15 [jelektronnyj resurs])

Малаховская О. А., Пекарский С.Э. Исследования причинно-следственных взаимосвязей в макроэкономике: нобелевская премия по экономике 2011 г. // Экономический журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 16. № 1. С. 3-30 (Malakhovskaya O.A, Pekarskii S.E., (2012) issledovaniya prichinno-sledstvennyx vzaimosvyazej v makroekonomike: nobelevskaya premiya po ekonomike 2011 god [Research the cause-effect relationships in macroeconomics: the Nobel Prize in Economics in 2011]. Economicheskiy jurnal viscshey scholi economiki, 2012. No 1 pp. 3 - 30)

Алескеров Ф. Т., Кисельгоф С. Г. Лауреаты Нобелевской премии - 2012: Ллойд Шепли и Элвин Рот 2012. // Экономический журнал Высшей школы экономики, Т. 16. № 4. С. 433442 (Alesgerov F.T., Kiselgof S.G. (2012) Laureati nobelevskoy premii - 2012: Lloyd Shapley and Alvin Roth [Nobel Prize Winners - 2012: Lloyd Shapley and Alvin Roth]. Economicheskiy jurnal viscshey scholi economiki, 2012. No 4 pp. 433 - 442)

Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007) Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М.. // Вопросы экономики, 2008. № 1. C. 4—26 (Izmalkov S.B, Sonin K.I., Yudkevich MM (2007) Teoriya ekonomicheskih mehanizmov (nobelevskaya premiya po economike 2007 god) [Theory of economic mechanism: the Noble prize in economics]. Voprosi economici, 2008. No 1 pp. 4 - 26.)

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.