11. DiMaggio P. J., Powell W. The iron cage revisited: institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields / W. Powell and P. J. DiMaggio (edc.) // The New Institutionalism in Organizational Analysis, Chicago: University of Chicago Press, 1991.
12. Hocking B., Batora J. Diplomacy and the European Union (Introduction) // The Hague Journal of Diplomacy. 2009. 4. P. 113-120.
13. Kagan R. Power and Weakness // Policy Review. № 113. June and July 2002 // http://www. mtholyoke.edu/acad/intrel/bush/kagan.htm
14. March J. G., Olsen J. P. Rediscovering Institutions. The Organizational Basis of Politics // The Free Press. New York, 1989.
15. Morgenthau Hans J. Politics among Nations for Power and Piece / revised by Kenneth W. Thompson, New York: McGraw-Hill, 1993.
16. Solana J. The EU’s External Projection: Improving the Efficiency of Our Collective Resources // Paper Submitted to the Informal General Affairs Council, Evian, 2000 // http://www.consilium.europa.eu/uedocs/ cms_data/docs/pressdata/en/reports/76748.pdf
17. Spence D. The Evolving Role of Foreign Ministries in the Conduct of European Affairs / B. Hocking and D. Spence (edc.) // Foreign Ministries in the European Union: Integrating Diplomats: Palgrave, 2005. P. 235-259.
18. Walker N. Late Sovereignty in the European Union / Neil Walker (ed.), Sovereignty in Transition; Oxford and Portland OR: Hart Publishing, 2003.
Н. С. Зайберт
ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В НОРВЕГИИ
Раскрываются основные этапы политики противодействия торговле людьми в современной Норвегии, сопровождающейся принятием планов действий правительством Норвегии.
Ключевые слова: торговля людьми, сексуальная эксплуатация, проституция, принудительный труд.
N. Zaybert
POLICY OF COMBATTING HUMAN TRAFFICKING IN NORWAY
The article analyses the main stages of the policy of combating human trafficking in Norway and the adoption of action plans by the Norwegian Government.
Keywords: human trafficking, sexual exploitation, prostitution, forced labour.
Конституция Норвегии, принятая в 1814 году, устанавливает обязанность государственных властей соблюдать и защищать права человека. Права человека и демократия являются ключевыми элементами основополагающих ценностей норвежского общества. Обеспечение того, чтобы каж-
дый человек в Норвегии пользовался универсальными правами человека и основными свободами, является долгосрочной и всеобъемлющей целью.
В области предотвращения торговли людьми Норвегия ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной
организованной преступности и ее Палермский протокол в 2003 году, а также Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года. Торговля людьми в Норвегии является уголовным преступлением. В национальном законодательстве торговля людьми запрещена параграфом 224 Уголовного кодекса Норвегии. В Норвегии проблема торговли людьми очень тесно взаимосвязана с проблемой сексуальной эксплуатации человека, что будет показано ниже. С 2003 года Норвегия приняла уже три плана действий с целью борьбы с торговлей людьми.
Вопрос законодательного запрета на покупку сексуальных услуг стоял на повестке дня в Норвегии в течение многих десятилетий, однако только в 2000 году парламент запретил покупку сексуальных услуг от несовершеннолетних. 8 октября 2004 года рабочая группа, назначенная Министерством юстиции с целью сбора информации и обеспечения более широкой базы знаний с тем, чтобы принять решение, запрещать ли покупку сексуальных услуг в стране или нет, представляя отчет, публично подвергла сомнению шведский запрет на покупку сексуальных услуг [7, с.5].
Появление такого интереса к возможности торговли людьми в сфере сексуальной эксплуатации должно быть понято в свете драматических изменений на рынках проституции Норвегии, которые значительно пополнились иностранными женщинами в сферах уличной проституции и проституции в помещениях. Восточноевропейские женщины быстро сформировали большую и видимую группу на рынках проституции Норвегии, однако в 2004 году женщины из Нигерии стали самой большой группой в сфере уличной проституции в больших городах страны (число нигерийских проституток увеличилось от двух в 2003 году до 128 человек в 2004 году и приблизительно до 400 — в 2006 [7, с.6]). Что касается проституции в помещениях, то здесь норвежские женщины, восточноевропейские жен-
щины и женщины из Тайланда оставались самыми большими группами. Дополнительно частично в ответ на увеличенное полицейское присутствие в традиционной области проституции уличная проституция переместилась из дальних улочек в Квад-ратурене, недалеко от Центральной станции Осло, на Карл Йохан-стрит (Карл Йохан-стрит проходит мимо парламента, университета Осло, национального театра до королевского замка, то есть это — национальный памятник, место для туризма, для посещения магазинов и ночной жизни, а также и для парадов 17 мая, национального праздника Норвегии).
Некоторые исследователи стремились проанализировать, как норвежская пресса освещала внезапное прибытие нигерийских проституток в главные города Норвегии. Рассказы СМИ вращались приблизительно вокруг трех конфликтов: «норвежский рынок проституции», подчеркивая соревнование между женщинами различных этнических происхождений, предлагающих сексуальные услуги; «норвежские линии терпимости и благопристойности», описывая конфликт между проститутками и «регулярными гражданами» в использовании общественного места; и «глобальный сексуальный рынок», который подчеркивает неравные отношения между женщинами и мужчинами и между нигерийскими женщинами Норвегии и Нигерии [8, с. 1-4]. Нигерийские женщины в проституции изображались, как это ни парадоксально, в качестве незаконных иммигрантов, эксплуатирующих норвежских мужчин.
На фоне этих явлений в 2003 году правительство Норвегии приняло п е р в ы й «План действий по противодействию торговле женщинами и детьми» на период 2003-2005 гг. В то время акцент был сделан именно на противодействие эксплуатации женщин и детей и, в первую очередь, был нацелен на жертв торговли людьми в сфере сексуальной эксплуатации [2, с. 1]. Цель «Плана действий» — усиливать со-
трудничество между властями, профессионалами и некоммерческими организациями в Норвегии и заложить основу для более тесного сотрудничества с другими странами.
Уже 1 января 2005 года стартовал проект ROSA — реабилитация жертв торговли людьми, организация их безопасного местонахождения и предоставление помощи. Данный проект был создан по инициативе Норвежского министерства юстиции и стал источником информации о помощи жертвам, в частности, и о торговле людьми [4]. Проект имеет горячую линию, на которую можно позвонить 24 часа в сутки. В 2005 году 72 возможные жертвы торговли людьми позвонили в первый раз на телефон горячей линии, 18 человек приняли помощь в рамках проекта.
Необходимо отметить, что первый план действий норвежского правительства дал толчок развитию ситуации в сфере противодействия торговле людьми, включая проведение исследований в этой области. Норвежский исследовательский совет инициировал проект, нацеленный на изучение проблемы торговли детьми, включая сбор данных о методах перевозки детей из Молдовы в Норвегию и о жизни этих детей в Норвегии. Во время реализации этого плана была создана национальная система реагирования на случаи торговли людьми, а также поддержки и помощи жертвам торговли женщинами и детьми.
Второй «План действий правительства Норвегии по противодействию торговле людьми "Остановить торговлю людьми"» был принят на период 2006-2009 гг. Данный план расширил свою сферу влияния также на противодействие принудительному труду и торговле человеческими органами. Цель правительства могла быть достигнута только посредством тесного и активного сотрудничества между ответственными сторонами, поэтому в данном плане действий уделялось внимание совершенствованию уровня знаний и усилению межведомственного сотрудниче-
ства для осуществления хорошо скоординированных и согласованных действий.
В 2006-2009 годах правительство продолжало помогать жертвам торговли людьми, обеспечивая безопасное жилье в убежищах через проект ROSA, финансируемый правительством с целью оказания помощи жертвам сексуальной эксплуатации. Через проект ROSA и систему социального обеспечения жертвы получали разные виды помощи, включая жилье, правовую помощь, доступ к полиции (если они хотели поддержать обвинения против их торговцев), деньги для покупки еды, медицинскую помощь, изучение норвежского языка и другую поддержку. Однако до 2010 года обеспечение работой жертв торговли людьми было довольно трудным делом.
В 2006 году в Норвегии также был учрежден Координационный совет по предотвращению торговли людьми, который был расположен в Полицейском директорате, а в январе 2007 года Полицейский департамент г. Осло учредил так называемую группу STOP, которая взяла на себя ответственность за борьбу с сутенерством и торговлей людьми. Эта группа обменивается информацией с другими центральными представительствами в данной области и наращивает потенциал в работе с торговлей людьми. Например, в большую операцию против болгарской сети, подозреваемой в торговле людьми, в мае 2007 года полиция смогла включить несколько организаций, оказывающих пострадавшим помощь, с тем чтобы удостовериться, что предполагаемые жертвы получили ее своевременно и надлежащим образом.
В 2008 году количество женщин, вовлеченных в занятия проституцией в Норвегии, приблизительно составляло 3000 человек. Данное количество базируется на подсчете уличных проституток, организованном социальными организациями муниципалитетов, работающими с этими женщинами, и на регистрации активных телефон-
ных номеров в рекламе проституции, выложенной в Интернете [5, с. 40].
Согласно отчету Бюро демократии, прав человека и труда за 2009 год, в 2008 году Норвегия была страной назначения для женщин, мужчин и детей, привезенных в результате торговли людьми из Нигерии (115 человек), Румынии (40 человек), Эритреи (18 человек), Литвы (15 человек), Эфиопии (12 человек), Китая (11 человек), Болгарии (10 человек), Кении (10 человек), России (10 человек) и Шри-Ланки (10 человек). Еще 40 стран в Африке, Европе, Латинской Америке и Азии были странами исхода для меньшего количества людей [6].
В течение 2008 года полицией Норвегии было проведено 46 расследований случаев торговли людьми, 41 из которых — торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации, четыре — с целью трудовой эксплуатации, и один — с целью удаления органов. В 2007 году были выявлены случаи принудительного труда, когда мужчины были использованы для асфальтоукладочных работ в Норвегии. Это стало подтверждением того, что торговля людьми имеет место в различных областях бизнеса и промышленности, и не только в других странах, но и в Норвегии. Жертв привозили в Норвегию транзитом через Швецию, Данию, Испанию, Италию, балтийские и балканские страны. Кроме случаев торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации, появлялись сообщения о женщинах, проданных в Норвегию с целью замужества. Хотя женщины могли добровольно приехать в Норвегию с целью замужества, они иногда становились жертвами эксплуатации, как только достигали пункта назначения.
Увеличивается количество расследуемых случаев торговли детьми в Норвегии. К концу 2007 года в стране были идентифицированы, по крайней мере, 60 детей — жертв торговли людьми. Этих жертв эксплуатировали в сферах принудительного труда или попрошайничества.
Главное изменение, влияющее на рынки проституции, которое, несомненно, повлияет и на усилия против торговли людьми в Норвегии, — это принятый после долгого периода обсуждений в 2009 году закон, запрещающий покупку сексуальных услуг, основанный на шведской модели. Таким образом, после Швеции, которая приняла подобный законопроект в 1998 году, Норвегия стала второй страной в мире, которая законодательно закрепила покупку, но не продажу сексуальных услуг. Некоторые ученые и комментаторы утверждали, что Норвегия пошла по стопам Швеции в значительной степени из-за лоббирования широкого феминистского движения, которое преуспело в том, чтобы рассмотреть проституцию как насилие над женщинами.
В 2010 году правительство Норвегии увеличило количество принятых решений относительно торговли людьми и увеличило срок осужденным торговцам людьми, хотя норвежские власти не вынесли решения ни по одному случаю принудительного труда. Правительство также расследовало преступления, связанные с принудительным трудом несовершеннолетних. Так, в 2010 году полиция Бергена обвинила шесть граждан Румынии в торговле пятью детьми из Румынии в Норвегию с целью воровства, попрошайничества и распространения наркотиков [1].
В декабре 2010 года правительство Норвегии приняло новый план действий по борьбе с торговлей людьми на 2011-2014 гг. как часть долгосрочной деятельности против всех форм торговли людьми на национальном и международном уровнях. В данном плане действий правительство выступило с намерением продолжать и активизировать усилия по борьбе с торговлей людьми, а также совершенствовать созданную структуру. План также фокусируется на защите детей, на мониторинге потоков нелегальных денежных средств, полученных от торговли людьми, и в борьбе с при-
нудительным попрошайничеством. Таким образом, правительство Норвегии старается адекватно и вовремя реагировать на проблемы, возникающие в стране.
Правительство Норвегии считает, что внимание должно быть сосредоточено на положении трудящихся, которые выполняют работу по дому, по уходу за детьми и другие работы в частных домах, т. е. «домашней прислуги». Многие работники полностью зависимы от работодателей, которые платят им мало, держат их в изоляции и не предоставляют время для отдыха. Также эксплуатация возможна в рамках «ведения хозяйства по договоренности» — это схема, в основном, культурного обмена, где молодые люди могут учиться другому языку и другой культуре, проживая у принимающей семьи, выполняя у них легкую домашнюю работу и оказывая помощь по уходу за ребенком. В период между 2000 и 2008 годами число таких случаев культурного обмена в Норвегии оценивается от 691 до 2860, из которых филиппинцы — самая большая группа.
В плане на 2011-2014 годы говорится и о том, что в последние годы общество Норвегии стало свидетелем увеличения числа людей, которые приезжают в Норвегию, чтобы попрошайничать и зарабатывать деньги в качестве продавцов цветов, уличных музыкантов и пр.
В плане на 2011-2014 годы также заявлено о том, что границы между социальным демпингом и принудительным трудом могут быть проблемой в различении вопросов, связанных с торговлей людьми в целях принудительного труда и социальным демпингом. В Норвегии используется
термин «социальный демпинг» как для иностранных, так и для норвежских работников в случаях, когда им предлагают заработную плату и другие социальные условия, неприемлемо низкие по сравнению с тем, что обычно предоставляются норвежским рабочим. Правительство представило два плана действий и мер против социального демпинга, последний из которых был принят в 2009 году. Благодаря усилиям против социального демпинга общество Норвегии узнало о том, что есть работодатели в Норвегии, которые готовы к эксплуатации иностранных работников [3, с. 3-10].
Рост интереса к проблеме торговли людьми во всем мире связан с противоречивой проблемой проституции. Дебаты о проституции, о существовании добровольной проституции были центральными в переговорах, предшествующих появлению Палермского протокола. Представители некоторых стран также выдвигают такую точку зрения, что проституция и торговля людьми в сфере сексуальной эксплуатации не разделимы, и считают торговлю людьми «глобализированной проституцией».
Норвегия не является единственной страной, где акцент на торговлю людьми в сфере сексуальной эксплуатации изменил подход к вопросам, которые поднимались в отношении проституции. Однако 30 лет назад проституция считалась индивидуальным социальным злом и проблемой общественного порядка, в то время как в настоящее время на нее смотрят в Норвегии как на общественную социальную проблему, которую надо решать путем социального вмешательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад 2011 года по противодействию торговле людьми: Норвегия. Государственный департамент США. 27 июня 2011. 34 с. <http://www.unhcr.org/refworld/country„„NOR„4e12ee572dДhtml>
2. Краткий обзор Плана действий Правительства Норвегии по противодействию торговле женщинами и детьми на 2003-2005 гг. <http://www.childcentre.info/projects/traffickin/summary_of_plan.doc>
3. Норвегия: Комплексные действия по борьбе с торговлей людьми. План по борьбе с торговлей людьми (2011-2014). Министерство юстиции и полиции Норвегии, 2010.
4. Сайт проекта ROSA: http://www.rosa-help.no/pdf/rosa_english.pdf
5. СкилбрейМ.-Л. Внося дела о торговле людьми в суд. г. Осло, Норвегия: Институт ФАФО по прикладным международным исследованиям. С. 40-56. <http://rokkan.uni.no/progemi/files/2010/12/Skilbrei-2010-T aking-Trafficking-to-Court.pdf>
6. Страноведческий отчет США по практике в области прав человека 2009 года. Бюро демократии, прав человека и труда. 11 марта 2010.
7. Почему Норвегия запретила покупку сексуальных услуг: идеи и политика в области проституции / Грег Бакен-Кнапп, Йохан Карлссон Шафер. Подготовлено для ежегодной встречи Шведской ассоциации политических наук. Готенберг, 30 сентября — 2 октября 2010. С. 1-16 <http://www.pol.gu.se/ digitalAssets/1316/1316607_gbk-jksch-norway-prostitution-policy.pdf>
8. Янсен С. Э. Женщины, пересекающие границы, — черная магия? Критический анализ освещения норвежскими средствами массовой информации нигерийских женщин в проституции в Норвегии. Берген, Осло: Университет г. Осло, 2007. 114 с. <https://bora.uib.no/bitstream/1956/2390/1/Masterthesis_ Jahnsen.pdf>
REFERENCES
1. Doklad 2011 goda po protivodejstviju torgovle ljud'mi: Norvegija. Gosudarstvennyj departament SShA. 27 ijunja 2011. 34 s. <http://www.unhcr.org/refworld/country„„N0R„4e12ee572d,0.html>
2. Kratkij obzor Plana dejstvij Pravitel'stva Norvegii po protivodejstviju torgovle zhenshchinami i det'mi na 2003-2005 gg. <http://www.childcentre.info/projects/traffickin/summary_of_plan.doc>
3. Norvegija: Kompleksnye dejstvija po bor'be s torgovlej ljud'mi. Plan po bor'be s torgovlej ljud'mi (20112014). Ministerstvo justicii i policii Norvegii, 2010.
4. Sajt proekta ROSA: http://www.rosa-help.no/pdf/rosa_english.pdf
5. Skilbrej M.-L. Vnosja dela o torgovle ljud'mi v sud», Institut FAFO po prikladnym mezhdunarodnym is-sledovanijam, g. Oslo, Norvegija. S. 40-56, <http://rokkan.uni.no/progemi/files/2010/12/Skilbrei-2010-Taking-Trafficking-to-Court.pdf>
6. Stranovedcheskij otchet SShA po praktike v oblasti prav cheloveka 2009 goda. Bjuro demokratii, prav cheloveka i truda. 11 marta 2010.
7. Pochemu Norvegija zapretila pokupku seksual'nyh uslug: idei i politika v oblasti prostitutsii / Greg Ba-ken-Knapp, Johan Karlsson Shafer. Podgotovleno dlja ezhegodnoj vstrechi Shvedskoj Assotsiatsii politicheskih nauk. Gotenberg, 30 sentjabrja — 2 oktjabrja 2010 goda. S. 1-16 <http://www.pol.gu.se/ digitalAs-sets/1316/1316607_gbk-jksch-norway-prostitution-policy.pdf>
8. Jansen S. Je. Zhenshchiny, peresekajushchie granicy — chernaja magija? Kriticheskij analiz osveshche-nija norvezhskimi sredstvami massovoj informatsii nigerijskih zhenshchin v prostitutsii v Norvegii. Bergen, Oslo: Universitet g. Oslo, 2007 god. 114 s. <https://bora.uib.no/bitstream/1956/2390/1/Masterthesis_ Jahn-sen.pdf>
Е. Л. Левашова
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Рассматриваются: социальные особенности молодёжи, ее позиция в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способность не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественно-политические отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем, включая совершение правонарушений и преступлений членами различных молодежных групп и другие формы антисоциального поведения.
Ключевые слова: молодежная субкультура, общественные организации, типология, антисоциальное поведение, просоциальная культура.