Чанышев Р.Н., Ахмадиева К.С. Политика президента США Барака Обамы в отношении ядерной программы Ирана
29 марта 2023 10:47 // 2023-2(35)
Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 2. С. 16-16.
Nauka. Obsestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 2. P. 16-16.
УДК: 327(73+55)
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-2-16-16
Поступила в редакцию: 25.12.2022 г. Опубликована: 29.03.2023 г. Submitted: December 25, 2022 Published online: March 29, 2023
Для цитирования: Чанышев Р.Н., Ахмадиева К.С. Политика президента США Барака Обамы в отношении ядерной программы Ирана // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №2(35). С. 1616.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-16-16.
For citation: Chanyshev R.N., Akhmadieva K.S. The policy of US President Barack Obama regarding Iran's nuclear program. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(2):16-16. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-16-16.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
QiiNOACCEiS
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Обзорная статья
ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА США БАРАКА ОБАМЫ В ОТНОШЕНИИ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ИРАНА
Чанышев Рустем Наримович 1 , Ахмадиева Камила Салаватовна 2
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6482-1703, e-mail: [email protected]
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2113-7159, e-mail: [email protected]
Аннотация:
В статье рассматривается политика администрации президента США Барака Обамы в отношении Ирана в контексте иранской ядерной программы. Несмотря на то, что Обама не стремился активно включать регион в центр своих первостепенных внешнеполитических устремлений, для выстраивания отношений с ключевыми игроками Ближнего Востока нужны были новые доктринальные формулировки, стратегические подходы и внешнеполитические действия Соединенных Штатов. Иран и развитие его ядерного потенциала вызвали серьезное беспокойство администрации Обамы, которая попыталась скорректировать политику в отношении Исламской Республики, учитывая ошибки предыдущих лидеров США.
Методологической основой представленной работы послужили принципы историзма, стремление к максимальной научной объективности и системности в анализе политики США на Ближнем Востоке. Структурным кодом в отношениях между США и странами Ближнего Востока являлось историческое наследие прошлого, выраженное в системе договорных отношений с рядом ближневосточных государств, конфликтность во взаимоотношениях на фоне общей заинтересованности США в зоне Персидского залива, который традиционно воспринимался как сфера экзистенциальных интересов. В связи с этим исследование строится на аналитическом принципе и с целью выделить наиболее важные аспекты политики США в отношении иранской ядерной программы. Руководствуясь принципом объективности, авторы стремились реконструировать схему принятия внешнеполитических решений администрации Обамы, исходя не из субъективного восприятия, а из тех закономерностей, которые становятся очевидными при анализе фактов. Авторы пришли к выводу о том, что для администрации Обамы относительно успешное заключение ядерного соглашения с Ираном стало крупным достижением внешней политики, которое воспринималось президентом в качестве вклада в задачу нераспространения ядерного оружия. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что соглашение с Ираном также вызвало глубокую тревогу среди партнеров США по безопасности на Ближнем Востоке, особенно у Израиля и стран Совета сотрудничества Арабских государств Персидского залива. По мнению авторов, упорное стремление Обамы заключить ядерную сделку с Ираном можно считать важнейшей целью политики США на Ближнем Востоке. Несмотря на успехи по вопросам ядерной сделки в 2015 году, наиболее проблематичным в подходе Обамы к Ирану было его уклонение от продолжения переговоров в рамках всеобъемлющей стратегии.
Ключевые слова: США, Ближний Восток, Иран, ядерная программа Ирана, внешняя политика США, иранская ядерная сделка, Барак Обама, Джордж У. Буш, Дональд Трамп, Исламская Республика Иран, ООН, МАГАТЭ, Новруз, санкции, обогащенный уран
ВВЕДЕНИЕ
Барак Обама унаследовал непростую ситуацию на Ближнем Востоке. К тому времени, когда бывший президент Джордж У. Буш покинул свой пост, США достигли самой низкой точки в отношениях с основными игроками на ближневосточном поле.
Положение США серьезно пошатнулось из-за вопросов как со стороны союзников, так и со стороны оппонентов относительно того, могут ли США, учитывая весь свой прошлый негативный опыт, действовать как рациональный игрок для поддержания хрупкого баланса сил в регионе, принимая во внимание реалии региональных международных отношений. Неспособность США справиться с угрозой транснационального терроризма, их односторонние действия привели к усилению недоверия по отношению к американскому государству и продемонстрировали относительно низкий уровень релевантности американских внешнеполитических подходов.
Барак Обама старался придерживаться умеренно реалистического подхода в решении разногласий, традиционно поднимая вопросы коллективной безопасности и взаимных интересов, а не только продвижения демократии и прав человека. Несмотря на то, что Ближний Восток никогда не был приоритетом для администрации Обамы, он стремился исправить ошибки предыдущих лидеров, начав процесс сокращения военного присутствия, борьбу с терроризмом и формулировку собственных подходов в отношениях с иранским руководством.
В вопросах отношений с Ираном Обама старался избирать последовательный и осмотрительный подход, который, тем не менее не исключал введения санкций и ультимативных формулировок. Обама пытался продемонстрировать свою решительность в борьбе с кризисами на Ближнем Востоке, заручится поддержкой мирового сообщества и союзников, чтобы действия США в регионе носили менее односторонний характер. Однако вполне очевидно, что в центре всех этих концептуальных перестановок имплицитно присутствовала задача преследовать Соединенными Штатами в первую очередь собственные национальные интересы.
Сохраняющееся отчуждение между Соединенными Штатами и Ираном до сих пор представляет собой центральный вопрос современной американской политики в Персидском заливе. К разногласиям между двумя государствами можно отнести иранскую ядерную программу, попытки США оказать давление на государственный строй в Иране, критика позиции Ирана в отношении Израиля и общие геополитические противоречия.
Беспорядки, произошедшие после президентских выборов 2009 года в Иране, в некоторой степени раскололи руководство, породили самое крупное народное движение за политические реформы со времен революции 1979 года. Внутриполитические обстоятельства режима усугублялись сильным экономическим давлением, вызванным санкциями, введенными за предыдущие годы.
Администрация Обамы неоднократно заявляла о том, что конечная цель политики США -устранение угроз, создаваемых стремлением Ирана к манифестации собственного ядерного потенциала, поддержкой терроризма и злоупотреблениями в отношении собственных граждан.
СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗИТИВНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МЕЖДУ США И ИРАНОМ
Во время своей предвыборной кампании 2008 года Обама, однако, выражал заинтересованность в диалоге с любой из стран с целью улучшения отношений. Его первоначальные усилия в отношении Ирана были направлены на то, чтобы продемонстрировать готовность США к решению проблемы, связанной с ядерной программы именно путем переговоров. Этот подход отличался от политики прошлого президента США Джорджа Буша, который всячески отвергал возможность переговоров с Ираном в принципе.
В своей инаугурационной речи 2009 года президент Обама обратился к мусульманскому миру, заявив, что он ищет «новый путь вперед, основанный на взаимных интересах и взаимном уважении» [1].
В том же 2009 году в марте президент Обама записал специальное видеообращение для всех, кто празднует Новруз. В специальном послании по случаю праздника он обращался к народу и правительству Ирана, признав напряженность в отношениях за последние несколько десятилетий. Он выражал надежду и желание урегулировать разногласия, но вместе с тем обращал внимание на то, что правильное место для Ирана в международном сообществе «не может быть достигнуто террором или оружием, а скорее с помощью мирных действий, которые
демонстрируют истинное величие иранского народа и цивилизации». Примечательно то, что в знак своего уважения, Обамой были использованы слова на фарси, а также президент процитировал слова персидского поэта Саади. За время своего выступления президент дважды использовал официальное название государства Исламская Республика Иран, тем самым отойдя от политики предшественников, относящих страну к «оси зла». В своем обращении он ясно старался дать понять, что с помощью дипломатии, которой он придерживается, он хочет добиться конструктивных, позитивных отношений с Ираном, чтобы избавиться от вражды [13].
Однако реакция на данное обращение была не взаимной. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хомейни отклонил предложения президента США, заявив, что Тегеран не видит никаких изменений в политике при новой администрации США: «Они скандируют лозунг перемен, но на практике никаких изменений не наблюдается». Хомейни задавался вопросом, как Обама может поздравлять иранцев с новым годом и одновременно обвинять страну в поддержке терроризма и ядерного оружия в одном и том же послании. Хомейни подробно излагал длинный список претензий к США, скопившийся за последние 30 лет, заявлял, что американцы продолжают вмешиваться во внутренние дела Ирана. Он упомянул санкции США против Ирана, поддержку иракскому диктатору Саддаму Хусейну во время войны 1980-1988 годов против Ирана, а также сбитый иранский авиалайнер над Персидским заливом в 1988 году [6].
Тем не менее, Обама стал первым президентом, признавшим ошибки, совершенные его предшественниками, в том числе и участие в свержении правительства Моссадыка во время Иранского переворота 1953 года. В своей Каирской речи Обама упомянул, что он стремится к новым отношениям, «основанным на взаимных интересах и взаимном уважении» [7].
Однако позже поняв, что прогресса в переговорах не ожидается, Барак Обама решил создать условия для содействия в этом вопросе других государств, в частности России и Китая. На саммите стран большой восьмерки, проходившей в июле 2009 года, Обама выступил с речью, согласно которой он выразил надежду, что Иран вступит в переговоры по ядерному вопросу. Обама предупредил, что Тегерану нужно выполнить свои обязательства до сентября, иначе страна столкнется с последствиями в виде жестких санкций. После саммита руководство Ирана согласилось пойти навстречу, тем не менее в конце сентября поступила информация о том, что Иран занимается строительством секретного завода по обогащению урана около города Кума. Новый завод, существование которого Иран категорически отрицал, предназначался для производства оружия и находился на последних этапах завершения строительства. Представители американской разведки на тот момент предполагали, что Ирану потребуется по меньшей мере год, чтобы полностью развить способность создавать ядерное оружие.
1 октября 2009 года состоялся раунд переговоров между Группой 5+1 (США, Германия, Россия, Франция, Китай, Великобритания), Европейским союзом и Ираном. В рамках этой встречи было решено, что Иран переместит большую часть своих запасов низкообогащенного урана за пределы страны, а также даст доступ к заводу около города Кума для инспекторов ООН (Организация Объединенных Наций). И уже 21 октября в Вене Наблюдательный совет ООН по ядерной программе представил проект соглашения по сокращению запасов обогащенного урана в Иране.
Однако Иран не торопился идти на поводу у США, не спешил сокращать размер своих запасов до уровня ниже того, который потребовался бы для разработки ядерного оружия, а в феврале 2010 года иранские руководители заявили о том, что обогащение урана будет производиться до 20 процентов.
Это значительно отразилось на очередном видеообращении Обамы к иранскому народу в честь Новруза в марте 2010 года. В своей речи, признавая сохраняющиеся разногласия с правительством Ирана, президент подчеркнул свою приверженность более справедливому и обнадеживающему будущему для всех иранцев. Однако на этот раз уже не использовал официальное название Ирана [8].
НОВЫЙ ЭТАП САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ИРАНА ДЛЯ ВЫБОРА «ЛУЧШЕГО ПУТИ»
В июне 2010 года Совет Безопасности ООН проголосовал за введение новых санкций против Ирана в связи с его ядерной программой. За Резолюцию №1929 проголосовало 12 стран, против резолюции Совета Безопасности выступили Турция и Бразилия. Ранее они заключили сделку с Ираном по обогащению урана. Ливан воздержался. Принятые меры включали в себя запрет Ирану закупать тяжелые вооружения, такие как ударные вертолеты и ракеты. Также были ужесточены правила финансовых операций по отношению к иранским банкам, было увеличено число иранских физических лиц и компаний, активы которых были заморожены. Помимо этого, существовала система досмотров грузов для выявления и пресечения приобретения Ираном незаконных материалов [10]. Президент США Барак Обама заявил, что санкции являются безошибочным инструментом для прекращения распространения ядерного оружия, но добавил, что они «не закрыли двери для дипломатии», и призвал Иран «выбрать другой и лучший путь» [14].
Новые меры были предприняты в июле 2010 года - Закон о всеобъемлющих санкциях против Ирана.
Спустя четыре месяца после введения санкций, в сентябре, на 65-й Генеральной Ассамблее ООН, Барак Обама и Президент Иранской Исламской Ркспублики Махмуд Ахмадинежад заявили, что возобновят переговоры, чтобы положить конец противостоянию по поводу ядерных целей Тегерана. В своем выступлении Ахмадинежад сообщил, что Иран уже давно готов к переговорам, однако отверг предположение, что он поддается давлению: «Мы никогда не поддавались незаконно навязанному давлению и никогда не будем этого делать» [5].
6-7 декабря прошли переговоры в Женеве, в ходе которых крупные мировые державы попытались оказать согласованное давление на Иран. Западные державы выразили заинтересованность в том, чтобы Иран в конечном счете согласился ограничить свою деятельность по обогащению урана, которая могла иметь как мирные, так и военные цели.
Новая встреча по ядерной проблеме между крупными державами и Ираном состоялась в Стамбуле 21 января 2011 года. Иран настаивал на том, чтобы обсуждения были сосредоточены на таких вопросах, как глобальное разоружение и предполагаемый ядерный арсенал Израиля. Таким образом, на протяжении нескольких лет диалог между Ираном и США долго не выстраивался. За 2011-2012 года главы Группы 5+1 и Ирана встречались в таких городах как Багдад, Москва, Алматы, Нью-Йорк, Стамбул. Но лишь в 2013 году в отношениях стал проявляться прогресс.
Наконец, 24 ноября 2013 года в Женеве Иран заключил соглашение с США и пятью мировыми державами, приняв строгие ограничения своей ядерной программы в обмен на частичное снятие санкций. В течение последующих шести месяцев Иран должен был прекратить обогащение урана свыше 5%, перестать увеличивать запасы низкообогащенного урана, допустить ядерные инспекции со стороны МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). В своей речи в Белом Доме президент США заметил, что наконец-то был совершен первый шаг, знаменующий собой значительный и ощутимый прогресс, которого его администрация пыталась добиться в отношениях с Ираном с тех пор, как он вступил в должность: «Сегодня дипломатия открыла новый путь к более безопасному миру - будущему, в котором мы можем быть уверены в том, что ядерная программа Ирана носит мирный характер» [11].
Таким образом, второй срок Барака Обамы начался весьма успешно, так как одна из важнейших проблем того времени была частично урегулирована. В июле 2014 года, во время переговоров в Вене, действие соглашения было продлено до 24 ноября. Это соглашение можно считать первым подписанным между главами США и Ирана после Иранской революции 1979 года.
Началом следующего важного этапа в отношениях двух государств можно считать подписание 14 июля 2015 года Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) между Ираном и Группы 5+1. В рамках этого соглашения было решено, что Иран избавится от 98 процентов запасов обогащенного урана, демонтирует две трети установленных центрифуг, необходимых для производства высокообогащенного урана для бомбы, и не будет использовать их в течение следующего десятилетия. На следующий день после подписания Обама объяснил выгоду соглашения, главной целью которого было обеспечить уверенность в том, что у Ирана не будет возможности создать ядерную бомбу. По его словам, было две альтернативы решения ядерной проблемы: либо «дипломатическим путем, путем переговоров», либо силой - через войну. Он добавил, что мир может рисковать «еще большей войной на Ближнем Востоке» без ядерного соглашения с Ираном. 18 октября 2015 года ядерная сделка была официально принята, и Иран приступил к ограничению своей ядерной программы [9]. В свою очередь Соединенные Штаты отменили санкции, связанные с ядерной деятельностью Ирана.
В том же месяце Соединенные Штаты обвинили Иран в испытании баллистической ракеты, и на заседании Совета Безопасности ООН подняли вопрос об этом как о возможном нарушении резолюции 1929 Совета Безопасности ООН [15]. Это привело к призывам в Конгрессе США ввести новые санкции в отношении Тегерана. В ответ на заявление посола США в ООН Саманты Пауэр о том, что испытания не соответствуют резолюции 2231 Совета Безопасности ООН, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф сообщил, что ракеты не предназначены для того, чтобы нести ядерные боеголовки [4].
Тем не менее, наблюдалось потепление в отношениях двух стран, так как Иран продолжал соблюдать свои ограничения в соответствии с СВПД, о чем сообщали ежеквартальные отчеты МАГАТЭ. Вместе с тем в декабре 2016 года Конгресс принял закон о продлении санкций в отношении Ирана еще на 10 лет. Ранее он должен был истечь 31 декабря. Примечательно то, что Белый Дом не возражал и не настаивал на принятии закона, но закон вошел в силу без подписи президента Обамы. Члены Конгресса и представители администрации заявили, что продление действия Закона о санкциях в отношении Ирана не нарушит ядерное соглашение с Ираном, достигнутое годом ранее [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время последней недели на посту президента Барак Обама выступил с рекомендацией для новой администрации Трампа, предупредив о ценности ядерной сделки с Ираном.
Нельзя не отметить конструктивную составляющую политики Барака Обамы в отношении Ирана. Несколько сточив остроту углов агрессивной внешнеполитической риторики предыдущих администраций, ему в значительной степени удалось, также при поддержки ведущих государств выстроить диалог с Исламской Республикой Иран, перевести его на рационально-прагматические рельсы. Сделка стала крупнейшим шагом к сближению между Ираном и Западом со времен Исламской революции 1979 года.
С самого начала своего президентства Обама был сосредоточен на двойном подходе к Ирану и его ядерной программе. Он налаживал общение непосредственно с иранским народом, но в тоже де время уделял внимание рычагам воздействия на политическую элиту Ирана. Какое-то время переговоры с Соединенными Штатами приводили к расколам в иранской элите. Упор ставился на том, чтобы изменить поведение Ирана путем переговоров, в то же время признавая тот факт, что Исламская Республика являлась важным региональным игроком, интересы которого надо учитывать.
Наследие Обамы во многом зависело от непосредственных действий президента, в политическом расчете которого, Иран в итоге занял далеко не последнее место. Ставка была на то, что соглашение, ограничивающее способность Ирана разрабатывать ядерное оружие на протяжении следующих пятнадцати лет, приведет к решению вопроса безопасности, относительной стабильности на Ближнем Востоке и предотвращению распространения ядерного оружие. На таких условиях соглашение можно было назвать самым значительным достижением президента Обамы в ближневосточном направлении внешней политики США.
Список литературы
1. Barack Obama's historic 2009 inaugural address // CNN. January 20, 2009 [on-line]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=BuUH2csd4Yo (accessed 28.08.2022)
2. Emanuele Ottolenghi. The Enforcement Dilemma // Begin-Sadat Center for Strategic Studies. -2021. - 6 p.
3. H.R.6297 — 114th Congress (2015-2016) // Congress Government. [on-line]. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/6297/text/pl? overview=closed (accessed 19.09.2022)
4. Iran Insists Missile Launches Legal After US Urges International Response // VOA News. March 15, 2016 [on-line]. Available at: https://www.voanews.com/a/iran-insists-missile-launches-legal-after-us-urges-international-response/... (accessed 18.10.2022)
5. Iranian President Ahmadinejad Remarks // C-SPAN. September 23, 2010 [on-line]. Available at: https://www.c-span.org/video/?295632-3/iranian-president-ahmadinejad-remarks (accessed 28.08.2022)
6. Iran's Supreme Leader Rebuffs Obama Message // New York Times. March 21, 2009 [on-line]. Available at: https://www.nytimes.com/2009/03/22/world/middleeast/22iran.html (accessed 28.08.2022)
7. President Obama Speech to Muslim World in Cairo // C-SPAN. June 4. 2009 [on-line]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=B_889oBKkNU (accessed 14.10.2022)
8. President Obama's Nowruz Message // The White Hose. March 20, 2010 [on-line]. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2010/03/19/president-obamas-nowruz-message (accessed 14.10.2022)
9. Press Conference by the President // The White House. July 15, 2015 [on-line]. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/07/15/press-conference-president (accessed 28.08.2022)
10. Security Council Imposes Additional Sanctions on Iran, Voting 12 in Favour to 2 Against, with 1 Abstention // United Nations. June 09, 2010 [on-line]. Available at: https://www.un.org/press/en/2010/sc9948.doc.htm (accessed 19.09.2022)
11. Statement By The President On First Step Agreement On Iran's Nuclear Program // The White House. November 23, 2013 [on-line]. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/11/23/statement-president-first-step-agre... (accessed 28.08.2022)
12. The Conundrum of Iran: Strengthening Moderates without Acquiescing to Belligerence // Sage Journals. July 01, 2008 [on-line]. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0002716208316732
13. The President's Message to the Iranian People // The Obama White House. March 20, 2009 [online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=HY_utC-hrjI (accessed 19.09.2022)
14. UN votes for new sanctions on Iran over nuclear issue // BBC News. June 09, 2010 [on-line]. Available at: https://www.bbc.com/news/10276276 (accessed 28.08.2022)
15. US Confirms Iran Tested Nuclear-Capable Ballistic Missile // International Business Times. October 17, 2015 [on-line]. Available at: https://www.ibtimes.com/us-confirms-iran-tested-nuclear-capable-ballistic-missile-2145146 (accessed 14.10.2022)
Информация об авторах
Чанышев Рустем Наримович, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Ахмадиева Камила Салаватовна, бакалавр кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Чанышев Рустем Наримович, e-mail: [email protected]
INTERNATIONAL RELATIONS
Review
The policy of US President Barack Obama regarding Iran's nuclear program
Rustem N. Chanyshev 1, Kamila S. Akhmadieva 2
1 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6482-1703, e-mail: [email protected]
2 Kazan (Volga Region) Federal University,
Kazan, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2113-7159, e-mail: [email protected]
Abstract:
This article examines the policy of the administration of US President Barack Obama towards Iran in the context of the Iranian nuclear program. The Middle East direction of foreign policy is traditionally included in the sphere of acute political and economic interest of the United States. Despite the fact that Barack Obama did not actively seek to include the region in the center of his primary foreign policy aspirations, new doctrinal formulations, strategic approaches and foreign policy actions of the United States were needed to build relations with key players in the Middle East. Iran and the development of its nuclear potential caused serious concern to the Obama administration, which tried to adjust its policy towards the Islamic Republic, taking into account the mistakes of previous US leaders.The methodological basis of the presented work was the principles of historicism, the desire for maximum scientific objectivity and consistency in the analysis of US policy in the Middle East. The structural code in the relations between the United States and the countries of the Middle East was the historical legacy of the past, expressed in the system of contractual relations with a number of Middle Eastern states, the conflict in relations against the background of the general interest of the United States in the Persian Gulf, which was traditionally perceived as a sphere of existential interests. In this regard, the study is based on an analytical principle and in order to highlight the most important aspects of US policy regarding the Iranian nuclear program. Guided by the principle of objectivity, the authors tried to build a scheme for making foreign policy decisions of the Obama administration, based not on subjective perceptions, but on those patterns that become obvious when analyzing the facts. In a Cairo speech in June 2009, Barack Obama set himself a difficult task. On the agenda was the call of Arab leaders to fight extremism through democracy, religious freedom, respect for women's rights and economic development, to solve problems related to the Arab-Israeli conflict and the proliferation of nuclear weapons. The President made it clear that the United States will be a willing partner in striving for a better future for the region and its peoples. The legacy of President George W. Bush, which left a growing socio-economic crisis in the region, required new approaches. The President has outlined a course for building new relations. For the Obama administration, the relatively successful conclusion of the nuclear agreement with Iran was a major achievement of foreign policy, which the Obama administration perceived as a contribution to the task of non-proliferation of nuclear weapons. However, we cannot ignore the fact that the agreement with Iran has also caused deep alarm among the parties.
Keywords: USA, Middle East, Iran, Iranian nuclear program, US foreign policy, Iranian nuclear deal, Barack Obama, George W. Bush, D. Trump, Islamic Republic of Iran, UN, IAEA, Novruz, sanctions, enriched uranium
References
1. Barack Obama's historic 2009 inaugural address // CNN. January 20, 2009 [on-line]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=BuUH2csd4Yo (accessed 28.08.2022)
2. Emanuele Ottolenghi. The Enforcement Dilemma // Begin-Sadat Center for Strategic Studies. -2021. - 6 p.
3. H.R.6297 — 114th Congress (2015-2016) // Congress Government. [on-line]. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/6297/text/pl?
overview=closed (accessed 19.09.2022)
4. Iran Insists Missile Launches Legal After US Urges International Response // VOA News. March 15, 2016 [on-line]. Available at: https://www.voanews.com/a/iran-insists-missile-launches-legal-after-us-urges-international-response/... (accessed 18.10.2022)
5. Iranian President Ahmadinejad Remarks // C-SPAN. September 23, 2010 [on-line]. Available at: https://www.c-span.org/video/?295632-3/iranian-president-ahmadinejad-remarks (accessed 28.08.2022)
6. Iran's Supreme Leader Rebuffs Obama Message // New York Times. March 21, 2009 [on-line]. Available at: https://www.nytimes.com/2009/03/22/world/middleeast/22iran.html (accessed 28.08.2022)
7. President Obama Speech to Muslim World in Cairo // C-SPAN. June 4. 2009 [on-line]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=B_889oBKkNU (accessed 14.10.2022)
8. President Obama's Nowruz Message // The White Hose. March 20, 2010 [on-line]. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2010/03/19/president-obamas-nowruz-message (accessed 14.10.2022)
9. Press Conference by the President // The White House. July 15, 2015 [on-line]. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/07/15/press-conference-president (accessed 28.08.2022)
10. Security Council Imposes Additional Sanctions on Iran, Voting 12 in Favour to 2 Against, with 1 Abstention // United Nations. June 09, 2010 [on-line]. Available at: https://www.un.org/press/en/2010/sc9948.doc.htm (accessed 19.09.2022)
11. Statement By The President On First Step Agreement On Iran's Nuclear Program // The White House. November 23, 2013 [on-line]. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/11/23/statement-president-first-step-agre... (accessed 28.08.2022)
12. The Conundrum of Iran: Strengthening Moderates without Acquiescing to Belligerence // Sage Journals. July 01, 2008 [on-line]. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0002716208316732
13. The President's Message to the Iranian People // The Obama White House. March 20, 2009 [online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=HY_utC-hrjI (accessed 19.09.2022)
14. UN votes for new sanctions on Iran over nuclear issue // BBC News. June 09, 2010 [on-line]. Available at: https://www.bbc.com/news/10276276 (accessed 28.08.2022)
15. US Confirms Iran Tested Nuclear-Capable Ballistic Missile // International Business Times. October 17, 2015 [on-line]. Available at: https://www.ibtimes.com/us-confirms-iran-tested-nuclear-capable-ballistic-missile-2145146 (accessed 14.10.2022)
Information about the authors
Rustem N. Chanyshev, Cand. Sci. (History), Senior lecturer of the Department of international relations, world policy and diplomacy, Institute of international relations of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Kamila S. Akhmadieva, Bachelor of the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy of the Institute of International relations of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Corresponding author
Rustem N. Chanyshev, e-mail: [email protected] Nauka. Obsestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 2. P. 16-16.