ПОЛИТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ В РОССИИ I
Т. В. Хромова I
В предлагаемой статье рассматривается сущность политики планирования семьи в России, ее цели и задачи, направления и субъекты реализации. Особо раскрываются
и характеризуются роль и функции социального работника в службах планирования |
семьи. *
Политика планирования семьи — это совокупность социальных, медицинских, правовых и иных мер, направленных на достижение такой цели, как рождение желанных и здоровых детей в семье. Данная цель достижима через реализацию следующих целей: 1) сохранение репродуктивного здоровья будущих родителей и их детей; 2) воспитание в обществе культуры ответственного и осознанного родительства. Особенно велика роль планирования семьи в снижении детской смертности благодаря увеличению интервалов между родами, профилактике невынашивания беременности, улучшению условий жизни беременных женщин. Кроме того, меры по поддержанию репродуктивного здоровья молодежи включают в себя предоставление информации о вреде раннего начала половой жизни, о заболеваниях, передающихся половым путем, о риске наступления ранней беременности, особенностях исходов родов и абортов. Планирование семьи является средством достичь желаемого числа детей в оптимальные для родителей сроки и ведет не к снижению рождаемости, а к сокращению абортов. Хорошо налаженная работа служб планирования семьи может способствовать повышению рождаемости за счет улучшения репродуктивного здоровья населения.
В современном российском обществе крайне актуальной целью политики планирования семьи является формирование у молодежи установки на ответственное ро-дительство. Как указывает Т. В. Шеляг, ответственное родительство должно заключаться в принятии «...сознательного решения о рождении ребенка с учетом социальных возможностей родителей дать ему соответствующие средства, необходимые для его развития, с учетом их здоровья, генетических и других факторов, чтобы предупредить появление на свет людей, обреченных на несчастное и неполноценное существование. Этот принцип требует, чтобы родители обеспечивали ребенка не только
комплексным уходом, но также давали ему чувство эмоциональной приязни и защищенности, без чего никакое материальное благополучие не создаст здоровую, счастливую личность» [7, с. 111]. Однако такое ответственное отношение обоих родителей встречается не всегда.
В нашей стране существенные измене- j ния в социальном контексте политики планирования семьи произошли после участия России в Каирской конференции по народонаселению (1994). Важнейшей чертой, характеризующей развитие планирования семьи в России в 1993 — 1994 гг., стало то, что 1 этот феномен, в особенности в аспекте ис- ! кусственных абортов, был осознан обществом как приоритетная социальная и здра-воохраненческая проблема. Постепенно изменились субъект-объектные взаимоотноше- j ния в проведении и формировании полити- I ки планирования семьи. Раньше единствен- J ным выразителем (субъектом) экономиче-ских, демографических целей и соответ- [ ственно формирования политики общества j были властные структуры, а население рассматривалось лишь в качестве объекта приложения такой политики. В настоящее время непосредственно само население все в I большей степени становится субъектом фор-мирования политики планирования семьи [6]. Возможно, именно 1994 г., когда Россия участвовала в Каирской конференции, стал ! годом окончания формирования политики планирования семьи «сверху» и началом ее формирования «снизу».
В качестве основных принципов политики планирования семьи можно выделить следующие: а) семья должна выступать в роли главного объекта и субъекта политики;
б) приоритет интересов ребенка при планировании семьи, времени и количестве детей;
в) обеспечение условий для выполнения родительских обязанностей матерью и отцом;
г) сотрудничество семей, государственных, общественных и религиозных организаций в сфере планирования семьи и др.
© Т. В. Хромова, 2012
Серия «Социологические науки»
175
Право на планирование семьи является неотъемлемым правом каждого человека, которое закреплено в международных документах, а также в российских нормативно-правовых актах. В частности в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) указывается перечень предоставляемых населению услуг в области планирования семьи. Кроме того, в 1994 г. Указом Президента РФ в рамках президентской программы «Дети России» была утверждена федеральная целевая подпрограмма «Планирование семьи» [5], основными направлениями реализации которой явились: организация службы планирования семьи; подготовка и повышение квалификации кадров; обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения; закупка и разработка средств контрацепции.
В ходе реализации данной программы в России была создана сеть учреждений по планированию семьи. В настоящее время структура служб планирования семьи действует на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако реальная ситуация характеризуется тем, что службы планирования семьи чаще всего представляют собой не отдельные учреждения, а кабинеты в женских консультациях, где работает исключительно медицинский персонал, соответственно, социальный аспект их деятельности резко сужается. Центры охраны репродуктивного здоровья, в отличие от служб планирования семьи, предполагают более широкий спектр услуг населению. Соответственно кроме медицинского обслуживания в центрах возможна реализация сразу нескольких направлений социальной работы: организация адаптационных обучающих программ для будущих родителей; организация пред абортного и послеабортного консультирования; консультативная работа с бесплодными парами на предмет усыновления и приемного воспитания и т. д.
Необходимо отметить, что кроме служб планирования семьи в систему субъектов, участвующих в процессе реализации политики планирования семьи, входят:
— государственные органы власти, определяющие законодательную базу политики планирования семьи;
— медицинские учреждения, занимающиеся сохранением здоровья населения, прежде всего репродуктивного;
— образовательные учреждения, проводящие занятия по подготовке подростков и молодежи к семейной жизни;
— учреждения социальной защиты населения, занимающиеся устранением социальных последствий проблем в сфере планирования семьи;
— научно-исследовательские центры, осуществляющие разработку и внедрение современных репродуктивных технологий;
— средства массовой информации, распространяющие идеи планирования семьи и ответственного родительства;
— фирмы-производители контрацептивных средств, рекламирующие свою продукцию;
— неправительственные организации (Российская ассоциация планирования семьи, Российское общество по контрацепции и др.), проводящие пропагандистскую и консультативную работу в сфере планирования семьи;
— центры и школы перинатальной культуры, предоставляющие услуги будущим родителям в процессе подготовки к рождению ребенка;
— церковь, религиозные организации, оказывающие влияние на репродуктивные установки населения и установки по применению контрацепции.
Основным же субъектом процесса планирования семьи является сама семья, будущие родители, которые в итоге и принимают окончательное решение о времени рождения детей, их количестве в семье. Однако в процессе внутрисемейного планирования супругов, личных решений молодых людей возможны различные ошибки, которые в совокупности своей проявляются в виде следующих негативных явлений в обществе: аборты, раннее начало половой жизни, подростковая беременность, юное материнство, одинокие родители, социальное сиротство, ухудшение состояния репродуктивного здоровья, болезни, передающиеся половым путем, бесплодие и т. д. Кроме того, несогласованность в принятии супругами решения о рождении ребенка и как следствие чаще всего появление нежеланного ребенка может привести в будущем к конфликтам в семье: между самими супругами, между родителями и ребенком.
Ряд из указанных проблем может успешно решаться социальными работниками. Рассматривая деятельность социального работника в службах планирования семьи, нужно отметить, что это специалист с высшим образованием, владеющий методами индивидуальной, групповой, общинной работы, который фактически первым встречает клиента, пришедшего в Центр планирования семьи. Он проводит предварительное
176
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | >*? 1
консультирование, помогая клиенту уточнить и правильно сформулировать свои проблемы и потребности, разъясняя ему, какие виды помощи он может получить в данной службе. Находясь в поле этих проблем, специалист социальной работы выполняет ряд типичных профессиональных функций, которые, по мнению М. А. Беляевой [1] и А. В. Мартыненко [4], наполняются следующим содержанием:
1. Диагностическая функция: специалист выявляет в курируемом районе нуждающихся в медико-социальной помощи по вопросам планирования семьи (подростки, социально-неблагополучные и асоциальные семьи, лица с интеллектуальными ограничениями).
2. Функция социального сопровождения: осуществляет патронаж групп риска, оказывает им содействие в получении соответствующих услуг.
3. О хранно-защитная функция: специалист отвечает за защиту репродуктивных и других прав человека. В частности, среди обратившихся за посткоитальной контрацепцией он выявляет случаи сексуального насилия, участвует в социальной реабилитации таких клиентов, помогает решить возникающие проблемы в семье, по месту работы или учебы.
4. Информационно-пропагандистская функция: в ходе индивидуального консультирования, а также групповой и общинной работы специалист формирует у подростков, юношества и других потенциальных клиентов ответственность за свое репродуктивное здоровье и сексуальное поведение, а также здоровье и поведение партнера; распространяет информацию об услугах службы планирования семьи; через взаимодействие со СМИ укрепляет в обществе идеи ответственного родительства, охраны репродуктивного здоровья женщин, детей и подростков, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального образования подростков.
5. Координационно-посредническая функция: специалист организует взаимодействие Центра планирования семьи с учреждениями общего и профессионального образования, общественными организациями и средствами массовой информации по оказанию необходимой социальной помощи населению, связанной с планированием семьи.
6. Организационно-методическая функция: организует методические семинары (лектории) для специалистов системы образования, социальной защиты и иных ведомств по вопросам планирования
семьи, охраны репродуктивного здоровья населения; участвует в разработке методических и информационных материалов для специалистов и потенциальных клиентов.
В реальной практике реализация социальной работы в рамках медицинских учреждений находится в затянувшейся стадии становления и если осуществляется, то силами медицинского персонала, психологов, волонтеров — представителей конфессий, задействованных, например, в предаборт-ном консультировании. В целом в России политика планирования семьи относится к поддерживающему типу, т. е. удовлетворяет все запросы граждан на средства и медицинские услуги по планированию семьи. Отличительные признаки данного типа политики: стимулирование рождаемости, государственная поддержка семей с детьми, налаженная система социально-ориентиро-ванных программ развития вспомогательных репродуктивных технологий. Однако, как указывает В. И. Жуков, основная причина современной депопуляции заключается в изменении репродуктивных установок, поскольку привлекательность низкой рождаемости для большинства населения оказывается глубоко укорененной в образе жизни и системе ценностей современных городских обществ [2]. Поэтому, по мнению Г. И. Климантовой [3], в настоящее время крайне важным и актуальным является формирование государственной идеологии, пропагандирующей и восстанавливающей значение семейных ценностей как неизмеримо более важных, чем материальный достаток, карьерный рост и культ успеха, свободная любовь и т. д.
Таким образом, государство должно осуществлять целый комплекс мер и создавать сеть служб по охране здоровья своих граждан, по поддержке семей с детьми, но отдельный человек, семья не должны снимать с себя ответственности в принятии таких решений, как планирование беременности и рождение ребенка. Распространение служб планирования семьи говорит о возросшей потребности у населения в соответствующих услугах. Семьи все больше осознают важность планирования времени рождения ребенка, необходимость грамотного использования контрацепции для сохранения своего здоровья и здоровья своих будущих детей. Необходимо и в дальнейшем распространять среди населения идеи ответственного репродуктивного поведения: с помощью рекламы в СМИ, пропагандистской и воспитательной работы, прежде всего
Серия «Социологические науки»
среди молодежи. Однако задача по распространению идей сознательного роди-тельства трудно достижима усилиями толь-
ко одного государства без осознания каждой семьей всей важности проблем планирования семьи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляева М. А. Деятельность специалиста социальной работы по профилактике проблем репродуктивного поведения молодежи // Соц. работа и сестринское дело в системе здравоохранения : проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров : сб. ст. и тез. докл. II Межрегион, науч.-практ. конф., 17 — 19 нояб. 2009 г., Урал. гос. мед. акад. // под ред. К. В. Кузьмина. — Екатеринбург, 2009. — С. 286 — 292.
2. Жуков В. И. Россия в глобальной системе социальных координат : соц. анализ и прогноз / В. И. Жуков // Социол. исследования. - 2008. - № 10. - С. 29-40.
3. Климантова Г. И. Проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики / Г. И. Климантова // Гос. семейная политика. — М. : Изд-во МГСУ, 2004. — С. 27 — 35.
4. Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы : учеб. пособие для вузов / А. В. Мартыненко. — М. : Гардарики, 2007. — 159 с.
5. О президентской программе «Дети России» : Указ Президента Рос. Федерации от 18 авг. 1994 г. № 1696 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 17, ст. 1955. — С. 384 — 401.
6. Попов А. А. Демонополизация политики планирования семьи в России / А. А. Попов //
Семья в России. - 1995. - № 3-4. - С. 109-119.
7. Шеляг Т. В. Современная семья и социальная работа / Т. В. Шеляг. — М. : МГСУ, 2007. — 147 с.
Поступила 28.11.11.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
И. Ю. Эрзина, Е. Н. Новикова
В статье анализируется социальный портрет молодых семей в условиях современной семейно-демографической политики, приводятся данные социологических исследований.
Существуют различные типы молодых семей, что определяет разнообразие подходов к ним в реализации государственной молодежной семейной политики: полные и неполные; благополучные, малообеспеченные и маргинальные; семьи военнослужащих и сотрудников других силовых структур; семьи с малолетними детьми; многодетные семьи; студенческие семьи с детьми; семьи с детьми-инвалидами; приемные и пат-ронатные семьи. Социальный портрет молодой семьи характеризуется следующими
показателями: демографическими предпосылками формирования молодых семей, семейными ценностями, функциями, брачно-семейными отношениями, репродуктивным здоровьем и репродуктивными установками, уровнем жизни, жилищными условиями и пр. Остановимся подробнее на характеристике некоторых из них.
Семья, как любой другой социальный институт, выполняет определенные функции, присущие именно ей. Функции молодой семьи представляют собой способ про-
178
И. Ю. Эрзина, Е. Н. Новикова, 2012
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1