Научная статья на тему 'Политика Петра i в области общественного призрения в первой половине XVIII века'

Политика Петра i в области общественного призрения в первой половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2041
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеснокова Ю. В.

Статья посвящена анализу становления и развития общественного призрения в Российском государстве в период царствования Петра I. Автор подчеркивает, что в годы правления Петра Великого правительство принимает ряд законодательных актов по осуществлению государственной политики, направленной на оказание социальной помощи нуждающимся, создание сети светских учреждений призрения. Вместе с тем, автор подчеркивает, что в первой половине XVIII века возникла необходимость активизации политики в отношении профессионального нищенства, а также была сделана попытка в организации медицинских учреждений в России. В статье рассматриваются основные законодательные акты в сфере социальной защиты и помощи нуждающимся, позиция Петра I в отношении профессионального нищенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Петра i в области общественного призрения в первой половине XVIII века»

ПОЛИТИКА ПЕТРА I В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

© Чеснокова Ю.В.*

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза

Статья посвящена анализу становления и развития общественного призрения в Российском государстве в период царствования Петра I. Автор подчеркивает, что в годы правления Петра Великого правительство принимает ряд законодательных актов по осуществлению государственной политики, направленной на оказание социальной помощи нуждающимся, создание сети светских учреждений призрения. Вместе с тем, автор подчеркивает, что в первой половине XVIII века возникла необходимость активизации политики в отношении профессионального нищенства, а также была сделана попытка в организации медицинских учреждений в России. В статье рассматриваются основные законодательные акты в сфере социальной защиты и помощи нуждающимся, позиция Петра I в отношении профессионального нищенства.

В Х^ЬХ^П вв. назрела необходимость формирования единой системы государственного призрения, поскольку значительно увеличилась численность нищих, живших милостыней.

В годы царствования Петра Великого правительство принимает законодательные акты по осуществлению государственной политики, направленной на оказание социальной помощи нуждающимся, упорядочение частной благотворительности, создание сети светских учреждений призрения и др. Основным звеном данной политики был учет «просящих милостыню и вспоможение» с целью их классификации по категориям, отделение действительно нуждающихся от лженищих. Петр I считал наилучшим способом борьбы с нищетой - ее предупреждение, при этом выделяя из нуждающихся работоспособных, «профессиональных нищих» и иных категорий.

В указах Петра I проявляется непримиримая позиция в отношении профессионального нищенства. В соответствии с петровским указом 1700 г. во всех губерниях предполагалось построить богадельни для старых и увечных, «кои работать не могут», а также выдавать «кормовые деньги» этой категории лиц до их кончины. Указом предписывалось «молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать».

На губернии возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются указы Петра I «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадель-

* Доцент кафедры Гражданского права и гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент.

ни нищих, больных и престарелых (1701 г.) и «Об учреждении во всех Губерниях гошииталей» (1712 г.), в последнем предписывалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием не зазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены», а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к «казенным работам» и т.п.). За «профессиональное нищенство» взимался штраф от 5 до 10 рублей [2, с. 24]. Любой желающий мог передать милостыню в богадельни, госпиталя и другие подобные заведения. Для этого властями было вынесено соответствующее распоряжение. В связи с этим общественные круги выразили недовольство. Тогда Петр I в декабре 1701 года издал указ о раздаче нищих по монастырям.

Указами 1710 и 1712 гг. Государь обязал административные органы решительно принуждать работоспособных нищих к тому, чтобы «снискивать пропитание трудами».

Отвращение царя Петра к нищенству высказалось и в духовном регламенте. Духовная коллегия должна была сочинить наставление о том, как подавать милостыню. «Многие бездельники, - говорится в регламенте, -при совершенном здравии, за леностью пускаются на прошение милостыни и по миру ходят безстудно, иные с притворным стенанием перед народом поют и простых невежд еще вяще обезумливают, приемля за то вознаграждение себе ... по дорогам, где угодно видят, разбивают, зажигатели суть, на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются, клевещут на властей высоких и самую власть верховную обносят... и что еще меру превосходит безсовестие и безчеловечье оных, младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойны» [1, с. 426]. Вменялось духовной коллегии изыскать способы отвратить духовенство от алчности и бесстыдного нахальства, с каким оно обирало прихожан за разные требы и молитвословия. Надлежало устроить так, чтобы священники, имея довольные средства, не вымогали ничего за венчание, крещение, погребение и прочее. При этом священникам не возбранялось принимать добровольное подаяние. Духовные судились в синоде, а если духовное лицо совершало преступление, то его сперва лишали сана и потом уже предавали мирскому суду; в делах же гражданских духовные ведались в коллегиях наравне со всякими другими российскими подданными. Указом 14 февраля 1721 года монастырский приказ уничтожался, и все патриаршие и архиерейские имения поведено ведать синоду.

Таким образом, духовенство лишилось власти и самостоятельного управления. Поскольку предпочтение было отдано губернскому административному управлению, государство тем самым спровоцировано рост нищенства.

В качестве профилактики «профессионального нищенства» создается системы защиты и помощи нуждающимся. Так, в главе X Регламента или устава Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». Указывалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». В Регламенте обозначены основные институты общественного призрения: «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» - для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» -для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; « другие домы от разных болезней бедных лечат». Предписывалось, данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты показано в инструкциях о внутренней регламентации монастырей и о магистрате [7, с. 187].

Оценка монашеской жизни показана в преамбуле Указа (от 31 января 1724 г.) о внутренней регламентации монастыря: «... что же прибыль обществу от сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть». Святейшему Синоду было предписано: 1) отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «гошпитали по регламенту»; 2) монахов определить для «служения» отставным военным, лишним монахам, не задействованным на «служении», выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали; 3) монахиням «лишним» вместо пашни вменялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы» [6, с. 687].

В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г.) в § 33 упомянато о необходимости обучения малолетних детей, не только «пожиточных, но и бедных». Вводилось обучение таких детей чтению, письму, «цифирному счислению», арифметике в школах при церквях. Городское попечение над малолетними включало в с себя не только обучение, но и опеку. Магистратам предписывалось осуществлять контроль за деятельностью опекунов и надзор за процессом воспитания: «... пожитки не расточать и детей воспитывати».

Заботясь о судьбе больных и увечных воинов, Петр I своим указом от 31 января 1712 г. повелел учреждать повсеместно для призрения за ними особые госпитали. Одним из таких госпиталей, предназначенных для больных и увечных матросов, являлась «Матросская тишина». Гораздо позже она была переоборудована в известную тюрьму для государственных преступников. За неполных первых два десятилетия XVIII в. число госпиталей-богаделен возросло в Москве почти в десять раз: с 9 до 90. Во столько

же раз увеличилась и численность находящихся в них лиц, составив к началу 1719 г. около 4 тыс. человек.

Таким образом, в годы правления Петра I достаточно разветвленная система мер социальной помощи нуждающимся.

Медицинская часть в России была издавна оставлена совершенно без внимания. Петр I сделал попытку организации медицины в России. К этому побуждали царя моровые поветрия, которые, как известно, с древних времен опустошали русские края. В 1720 году Петр издал указ о повсеместном введении таких охранительных мер. Губернатор, получив известие о моровом поветрии, тотчас должен был устроить в пристойных местах заставы, где бы поддерживались постоянно огни, всех едущих из зараженных мест расспрашивать и по надобности задерживать на шесть недель, не дозволяя ни с кем сообщаться. Письма, шедшие через такую заставу, переписывались в двух списках - оригинал оставался на заставе, а копия отправлялась по назначению. Если зараза прорывалась куда-нибудь, зараженное место запиралось и укреплялось караулами, которые не выпускали никого из жилого места и не пускали внутрь его. Дома, где были больные заразительною болезнию сжигались, а обитатели выводились с домашним скотом и рухлядью. Для большей острастки жителям велено ставить виселицы, назначенные для тех, которые бы стали тайком прокрадываться мимо заставы [1, с. 425-426].

14 августа 1721 года была учреждена медицинская контора, которая являлась центральным местом управления медицинскою частью. Ей подведомственны были все врачи и аптекари с их аптеками во всей России. Но медицинское дело не могло удачно идти при правлении Петра I, поскольку до него не было в России ни одного учебного заведения для «приготовления врачей». Все врачи в России издавна были только иностранцы и не всегда искусные, так как их некому было оценивать. Царь, во всех своих преобразованиях показывал желание, чтоб у него в государстве было то, что он видел за границей. Так, побывавши несколько раз на минеральных водах в Германии, Петр I хотел, чтоб и в России были минеральные воды. Нашлись такие воды - олонецкие. Петр оказал к ним большое доверие, но русская публика, от своих предков усвоившая недоверие к медицинским средствам, не относилась к этим водам так, как царь, и тогда Петр издал грозный указ, запрещавший порочить воды [1, с. 425-426].

К петровскому периоду относится и еще один существенный шаг для дальнейшего развития государственных мер помощи нуждающимся: в соответствии с указами от 23 октября 1723 г. [3, с. 159] и 3 июня 1724 г. [3, с. 238] проводится перепись больных, нищих и сирот для их учета и определения средств, необходимых для оказания им помощи. Указом от 31 января 1724 г. велено для тех бедных, которые еще способны к труду, организовать специальные работы: для мужчин земледельческие, а для женщин прядильные, «чтоб тем могли себе пропитание иметь» [4, с. 226].

Таким образом, при Петре I происходит активизация политики в отношении профессионального нищенства, усиливается роль государства в становлении системы социальной защиты.

Список литературы:

1. Костомаров Н.И. История Руси Великой: в 12 т. Т. 3. - М., 2004.

2. Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России. - СПб., 1906.

3. Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 1830. - Т. 7.

- Ст. 4335.

4. Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 1830. - Т. 7.

- Ст. 4522.

5. Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 1830. - Т. 7.

- Ст. 4450.

6. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи: в 10 т. Т. 4. - СПб., 18721910.

7. Реформы Петра I. Сборник документов / Сост. В.И. Лебедев. - М., 1937.

ПОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Шуршалова Е.С.*

Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Энгельс

В настоящей статье рассматриваются проблемы реализации прав беженцев в Российской Федерации. Анализ действующего законодательства свидетельствует о нечеткости содержания некоторых подзаконных актов, регулирующих права и свободы беженцев в Российской Федерации, что приводит к уменьшению гарантий предоставленных им федеральным законодательством.

Конституция РФ выделяет институт прав и свобод человека и гражданина в отдельную главу. Это означает, что российское государство, признавая общечеловеческие ценности и являясь демократическим, правовым государством, возводит принцип незыблемости прав и свобод человека на первое место в процессе осуществления своей государственной внутренней и внешней политики.

* Старший преподаватель кафедры Публичного права, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.