Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В США И КИТАЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В США И КИТАЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНТЫ / США / КИТАЙ / ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федорченко Лариса Владимировна

Тема патриотизма всегда была интересна политикам, так как патриотизм связан с устойчивостью власти, доверием студентов - будущего страны, к существующему социально-экономическому порядку. Вопрос актуален и с точки зрения конструирования политических идентичностей, целевых аудиторий, ориентированных на те или иные политические субъекты страны - партии. Это осознают и политики за рубежом, зная, что на власть, которая не может опереться на патриотически ориентированные массы, всегда можно оказать давление в ущерб национальным приоритетам. Автор анализирует патриотическую политику США и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE USA AND CHINA COMPARATIVE ANALYSIS

The analysis of the problem of Patriotic education of students of the modern University takes the minds of researchers from the last century. Also, this topic has always been of interest to politicians - because patriotism is closely related to the legitimization of modern power, the trust of students - the future of the country - to the existing socio-economic order. The issue is also relevant from the point of view of the construction of political identities, target audiences focused on certain political subjects of the country, political parties. This is also realized by foreign, transnational political interests, knowing that the government, which cannot rely on the Patriotic masses of young people and students, can always be put under pressure through lobbyists and improve the position of its representatives in the country's market, ignoring the national priorities. The author analyzes the Patriotic policy of the USA and China, focusing on the specifics of their models.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В США И КИТАЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 32.019.51

Политика патриотического воспитания студентов в США и

Китае

Сравнительный анализ

Лариса ФЕДОРЧЕНКО

Британский социальный психолог Г. Таджфел ещё в 70-е годы провёл эксперимент, разбив студентов-добровольцев на две случайные группы. Разделение было произвольное, но студентам было сказано, что они якобы были определены в группы по уникальным признакам. После этого стала фиксироваться групповая идентификация. Он назвал группу, с которой студенты себя отождествляли, ингруппой, а другую - аутгруппой. Таджфел обнаружил, что студенты всегда действовали так, чтобы это стало выгодно остальным членам их группы. Иными словами, определив своё социальное место, люди стремятся

повысить статус своих групп, усматривая в этом способ самоутверждения.

К схожим результатам пришёл и профессор психологии Мичиганского университета С. Престон, объясняя данное явление в рамках модели «перцептивного действия», когда появляется эмоциональное состояние: человек испытывает такие же эмоции, как и его близкие, друзья, знакомые по социальным группам, предварительно получая некое представление об их состоянии.

Социальный психолог из Нью-Йоркского университета Дж. Ван Бейвел позже решил повторить экс-

ФЕДОРЧЕНКО Лариса Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры «Международные отношения и геополитика транспорта» Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ). Е-тоИ: kascandra@mail.ru, SPIN-код: 2031-6628

Ключевые слова: патриотизм, студенты, США, Китай, политика патриотического воспитания.

перимент Таджфела, но уже с использованием современного оборудования. Сначала он также вольно разделил добровольцев на две группы. После этого их помещали в томограф и предлагали посмотреть изображения членов ингруппы и аутгруппы. Эксперимент дал интересные результаты: когда участники видели изображения членов своей ингруппы, у них активизировалось миндалевидное тело - наиболее древняя структура мозга, отвечающая за эмоциональную валентность. Когда же они видели изображения членов аутгруппы, то подобная активность мозга проявлялась намного меньше [1]. Кроме того, когда участники просматривали фотографии представителей своей ингруп-пы, у них активизировалась веретенообразная лицевая часть зрительной коры головного мозга, играющая важную роль в оценочной деятельности.

Профессор психологии Мэри-лендского университета А. Круглан-ски предложил теорию «когнитивного укрытия», проведя исследования в Пакистане, Индонезии и Индии. Согласно его предположению, человек, причисляющий себя к определённой группе, меньше испытывает чувство тревоги, слабости.

Как видно, существующие исследовательские разработки и теории выявляют тесную связь между психологической природой человека и его самоидентификацией, что заставляет современные системы об-

разования учитывать данный фактор в формировании гражданина через технологии патриотического воспитания.

Всё больше к аспекту патриотизма обращаются и отечественные политологи. Но особенность их работ заключается в выборе аксиологического (ценностного) подхода к научной проблеме.

Как отмечает главный эксперт Центра изучения проблем национальной и международной безопасности из Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского А. В. Рудаков, «...политика в области патриотического воспитания должна быть нацелена на реализацию сложной и долгосрочной стратегии. Она должна включать в себя проблемы семейного воспитания, укрепления исторического сознания, проблемы более широкого использования в идеологической и воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоление недооценки их значимости, разумного сочетания местной, региональной и общегосударственной символики... » [2, 3].

Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в вузах Соединённых Штатов Америки. Основная цель американского воспитания - формирование и развитие личности гражданина-патриота своей страны, профессионала, нацеленного на постоянное самосовер-

1 Пьоре А. Почему мы патриоты // URL: http://inosmi.ru/social/20151207/234705376.html

2 Рудаков А. В. О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2018. № 1.

3 Штоль В. В. Патриотизм на словах и на деле // Обозревагель-Observer. 2017. № 1.

шенствование [4]. Базовые условия патриотического воспитания американских студентов следующие:

- наличие целенаправленной государственной политики, проявляющейся в ежедневном контроле и заботе со стороны соответствующих органов о развитии у американской молодёжи высоких патриотических чувств;

- учёт наиболее полного совпадения интересов различных акторов -американского государства, армии, каждого гражданина - в обеспечении национальной безопасности страны.

В 2014 г. на базе Высшей школы экономики (ВШЭ) был проведён опрос 1399 российских и 382 американских студентов-бакалавров (Принстонский университет) по вопросам патриотизма.

Исследование показало, что у большинства студентов Принстонского университета доминирует ориентация на ценности либеральной демократии.

23% студентов считают, что страна «может существовать только как великая держава», тогда как 16% высказались, что «нашу страну должны бояться, только тогда её будут уважать». У опрошенных российских студентов (МГИМО, ВШЭ, МГУ) соответствующие показатели равны 62% и 50% [5].

Примечательно, что американские студенты миролюбивее рядовых американцев. Это можно объяснить тем, что у студентов США

есть более критическая оценка источников политической информации, тогда как рядовые американцы больше подвержены манипулятив-ному воздействию со стороны национальных и мировых средств массовой информации, так как патриотическое воспитание в американских вузах связано с формированием в рамках гуманитарных дисциплин и сократического метода преподавания так называемого критического мышления, направленного на поддержание эффективной культуры инноваций, в которой заинтересован бизнес - основной работодатель американских студентов [6].

М. Нуссбаум не случайно усматривает в любых попытках современных американских политиков более жёстко ориентировать систему образования на экономический рост серьёзную угрозу для будущего страны и выступает за сохранение той модели, когда американские студенты обязаны выбирать большое количество курсов, в том числе и значительное число социально-гуманитарных дисциплин.

По мнению Нуссбаум, данная модель оптимальна для воспитания образованного, самостоятельного и благожелательного гражданина демократического государства.

Справедливость в качестве оценки действий страны поддерживают 71%, а интересы страны -6% американских студентов.

4 Новашина М. С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США // Культура: теория и практика. 2017. Вып. 4 (Июль-август) // URL: http://theoryofculture.ru/ issues/77/977/

5 Урнов М, Касамара В. Как любят родину американские и российские студенты элитных вузов. Сложный анализ на патриотизм // Независимая газета. 2017. 25 апреля // URL: http:// www.ng.ru/scenarlo/2017-04-25/9_6981_patrlotism.html

6 Нуссбамум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. М.: ВШЭ, 2014.

При этом среди заявивших о важности для страны равенства всех граждан перед законом доля равняется 97%.

Удельный вес высказавшихся, что для США важна гарантированность прав меньшинств, - 94% (у российских студентов - 92% и 62% по тем же показателям). У американских студентов мнения о будущем своей страны более спокойные и последовательные, чем у российских. Уровень тревожности у студентов Америки тоже заметно ниже.

Но возможно ли это связать с патриотическим воспитанием?

Специалисты отмечают: «...Вневойсковая подготовка (патриотическое воспитание) американской молодёжи осуществляется на двух уровнях: первый охватывает подростков - учащихся школ, а второй -студентов университетов и колледжей... Второй уровень вневойсковой подготовки американской молодёжи проводится на так называемых курсах РОТС. По оценке американских экспертов, они являются основным источником пополнения вооружённых сил офицерами, особенно в мирное время. Курсы РОТС с четырёх- и двухлетним сроком обучения для сухопутных сил функционируют примерно при 300 университетах и колледжах США, для ВВС - при 600, для ВМС - при 60. Они финансируются государством, выделяющим значительные денежные ассигнования» [7].

Американское государство целенаправленно практикует разнообразные приёмы воздействия на студенчество и молодёжь для воспитания патриотизма в гражданах [4]. Важнейшими технологиями военно-патриотического воспитания у американских студентов являются:

- пропаганда положительного и созидательного образа «отцов-основателей».

Например, образ флага семантически привязан к конкретным событиям. Это означает, что флаг Штатов вывешивается в день инаугурации, день рождения президента Авраама Линкольна. Тесно связаны американский флаг и Президентский день (раньше - день рождения президента Джорджа Вашингтона). Американская политическая мифология видна и в связи образа флага с таким событием, как День Христофора Колумба.

Также большое значение отводится роли исторических личностей;

- участие традиционных религиозных конфессий в укреплении патриотического духа.

Как правило, «вдохновение верой» включается в риторику американских политиков разного уровня, а также звучит в речах американских президентов, губернаторов;

- пропаганда основных государственных символов. Существуют политические кампании поддержки и распространения образов государственного гимна, герба, флага;

- формирование глубоко уважительного отношения к американским вооружённым силам, воинскому труду как к таковому, военнослужащим США. Это видно на примере пропаганды связи флага с Днем вооружённых сил страны;

- активная популяризация героических поступков военнослужащих во время боевых действий;

- вовлечение молодёжи в разнообразные военно-патриотические клубы и движения;

7 Балуков Н, Иваничкин Ю. Патриотизм по-американски // Красная звезда. 2014. 18 февраля // URL: http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/14445-patriotizm-po-amerikanski

- пропаганда патриотических ценностей, находящая отражение в продукции индустрии комиксов, компьютерных и видеоигр;

- кинематографическая и анимационная пропаганда;

- организация патриотических мероприятий через американские студенческие братства и сестринства;

- работа ветеранских организаций.

Между тем необходимо отметить, что академическая сфера в США довольно автономна и политики откровенного навязывания элементов патриотического воспитания в учебном процессе, что есть, к примеру, в Китае, здесь, конечно, нет. Скорее можно говорить о специфике - уважение к собственной истории у американских студентов органично сочетается с возможностью критики внутренней и внешней политики собственного правительства. Поэтому более активное патриотическое воспитание осуществляется через военно-патриотические клубы и общества, участвовать в которых студентам не воспрещается.

В целом патриотическую политику современных государств имеет смысл изучать не только через кейсы пропаганды, но и через так называемую «систему духовных регуляторов», которая, по мнению некоторых авторов, «...призвана обеспечивать нормальные, упорядоченные взаимодействия лично-

стей, предотвращать и исправлять социальные отклонения (девиации), которые способны дезорганизовать общественную и политическую жизнь... » [8].

Интересно рассмотреть и кейс политики патриотического воспитания студентов в Китае. Это становится особенно актуальным на фоне намечающегося соперничества Вашингтона и Пекина за различные геополитические регионы [9].

В Законе о высшем образовании КНР записано: «Студенты должны соблюдать законы и правила, соблюдать нормы поведения и все правила системы управления учебного заведения, уважать учителей, усердно учиться, повышать уровень физической подготовки, воспитывать в себе патриотизм, коллективизм и социалистическую идеологию, усердно изучать марксизм, ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, обладать прекрасной идеологической нравственностью, обладать относительно высоким научным и культурным знанием и профессиональными навыками» [10].

В китайском варианте патриотического воспитания особая роль уделяется сохранению семейных ценностей, что достигается при воспитании честности, верности, порядочности, сострадания, любви на примере межличностных взаимоотношений.

Важно подчеркнуть, что патриотическое воспитание в среде китайских студентов невозможно пред-

8 Абрамов А. В. К вопросу о духовных регуляторах политической жизни современного российского общества // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. №. 3.

9 Ибрагимов А. Г. Соперничество США и Китая в Южно-Китайском море // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. №. 4.

10 Васильева Н.Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР // European Research. 2016. № 9.

ставить без деятельности Коммунистической партии и фактора коммунистической идеологии.

В своё время Министерство образования КНР в вузах запустило кампанию «Я люблю свою родину и буду вечно следовать за партией». Согласно распоряжению министерства элементы патриотического воспитания интегрированы во всю программу обучения, включая учебные материалы и экзамены.

В 2017 г. Департамент по связям с общественностью ЦК КПК официально заявил, что в стране планируется создать 41 новый образовательный центр патриотического воспитания. В итоге общее количество подобных центров вырастет до 428. Образовательные центры будут использовать важнейшие исторические события революционной эпопеи Китая, которые планируется связать с так называемым Великим походом китайских коммунистов 1934-1936 гг., когда китайские солдаты Рабоче-крестьянской красной армии совершили поход с юга на север страны для отражения наступления националистов Гоминьдана и противодействия японским оккупантам.

Как и США, КНР занимается формированием патриотизма в студенческой среде через конкретные технологии:

- патриотическая политика в рамках мероприятий Компартии;

- формирование нормативной среды патриотического воспитания. С появления постановления о праздновании государственных праздников и памятных дат в 1949 г. государственные праздники весны, с 2007 г. праздники начала лета и середины осени используются Ком-

партией для укрепления китайской культуры и традиций. Также в КНР вступил в силу новый закон о патриотическом воспитании;

- использование годовщин исторических событий, празднований для восстановления исторической памяти и исторического сознания.

Например, в Китае проходила «Золотая неделя», посвящённая 68-летней годовщине образования Китайской Народной Республики;

- организация патриотических мероприятий в рамках системы комсомола;

- проведение исторических реконструкций, посвящённых важным событиям Китая;

- создание в университетах специальных предметов по выбору -«Культура праздников», «Фольклорная культура»;

- роль армии.

В 2016 г. китайская армия начала специальный проект, направленный на продвижение патриотических ценностей в студенческие массы. Студентам было разрешено посещать казармы, военные базы и летние лагеря ракетных войск;

- кинематографическая и анимационная пропаганда, цензура. Помимо пропаганды собственных ценностей в Китае действует квота - за год на экраны кинотеатров страны выходит лишь 20 зарубежных фильмов, поэтому иностранные компании, чтобы проникнуть на китайский рынок, вынуждены сотрудничать с местным бизнесом;

- активное использование интернет-коммуникаций для распространения патриотической тематики. Для продвижения патриотических ценностей используется националь-

ная поисковая система Baidu.com (аналог Google), онлайн-энциклопе-дия Байдупедия, популярные среди китайских студентов мессенджеры QQ, WeChat. Также действуют тематические интернет-порталы, посвященные патриотической проблематике (портал «Дом патриота», «Китайское патриотическое воспитание» и др.), освящающие политические и любые другие современные новости через призму интересов Китая и патриотическую оценку;

- управление политической и общественной повесткой через социальные сети. Китайские власти уже давно осознали, что одной цензурой Интернета, режимами блокировок, практиками файерволла «Великая китайская огненная стена», программами контроля контента типа «Зелёная дамба - сопровождение для молодёжи» и пр. добиться серьёзного доверия со стороны населения в современных условиях уже невозможно. По этой причине практикуется активное взаимодействие властей с блогерами, которые защищают интересы Коммунистической партии и ценности существующего политического режима в самом Интернете. Например, известен кейс использования ресурса микроблогинга Sina Weibo (аналог Twitter) для создания специальной системы рейтингов, подразумевающей награждение баллами пользователей, обнаруживаю-

щих слабые места в тезисах критиков существующей власти [11, 12].

Третья волна политологического проекта «Глобальное исследование политизации социальных сетей» показала, что в Соединённых Штатах и Китае существуют так называемые сетевые политические идентичности, на которые пытаются оказать влияние различные акторы [13]. В условиях наступления сетевого, цифрового общества любому государству важно выигрывать информационную войну за поколение, которое проводит много времени в социальных сетях Интернета. Также важно отметить, что патриотическое воспитание всё больше связано с политическими технологиями и политическим кодированием, когда «...роль конкретных политико-коммуникационных кодов, масштабирующих политическую реальность для граждан, могут выполнять политические месседжи, метафоры, символы, имиджи, бренды, хэштеги, мемы, рингтоны, стеротипы, мифы, симулякры (киберсимулякры), сплетающиеся в общий поток управляемой интересантами политической повестки» [14].

Создаётся впечатление, что это понимают как в Китае, так и в США. Современной России, конечно, необходимо учитывать подобный опыт для защиты своей национальной безопасности.

11 Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ВШЭ, 2015.

12 Бахвалов Т. Китай и его прагматичный патриотизм // Мир ПК. 2012. № 6.

13 Лымарь Е. М., Федорченко С. Н., Белюстин А. А., Федорченко Л. В. Финальный аккорд: III волна исследования политизации социальных сетей Интернета // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. №. 3.

14 Федорченко С. Н. Политическое кодирование: постановка проблемы и компаративистика коммуникационных технологий управления массовым сознанием // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. № 3.

Современные технологии патриотического воспитания активно используются как в американских, так и в китайских высших учебных заведениях. Их сходство в том, что важнейшим модератором патриотической политики выступает государство. И в КНР, и в США государство успешно пользуется формированием патриотических ценностей через сохранение традиций государственных праздников.

Отличие заключается в том, что академическая сфера в США намного более автономна и политики откровенного навязывания элементов патриотического воспитания в учебном процессе, как в Китае, здесь не наблюдается.

Уважение к собственной истории у американских студентов органично сочетается с возможностью критики внутренней и внешней политики собственного правительства. Более активное патриотическое воспитание в США осуществляется через военно-патриотические клубы и общества. Параллельно американское правительство для закрепления патриотических ценностей использует каналы коммерческого сектора (кинематограф, компьютерные игры, комиксы).

Китай практикует схожие приёмы, но более централизованно - через систему органов Коммунистической партии, комсомола, технологии цензуры и квот (особенно в сфере кинематографической продукции). Вместе с тем современный Китай всё больше стремится использовать не традиционные методы политической цензуры, а ориентироваться на активное сотрудничество властей с интернет-пользователями для формирования политической повестки.

Библиография • References

Абрамов А. В. К вопросу о духовных регуляторах политической жизни современного российского общества // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. №. 3. С. 136-148.

[Abramov A. V. K voprosu o dukhovnykh regulyatorakh politicheskoy zhizni sovremennogo rossiyskogo obshchestva // Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2017. T. 1. №. 3. S. 136-148] Бахвалов Т. Китай и его прагматичный патриотизм // Мир ПК. 2012. № 6. [Bakhvalov T. Kitay i ego pragmatichnyy patriotizm // Mir PK. 2012. № 6] Балуков Н., Иваничкин Ю. Патриотизм по-американски // Красная звезда. 2014.18 февраля // URL: http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/14445-patriotizm-po-amerikanski [Balukov N., Ivanichkin YU. Patriotizm po-amerikanski // Krasnaya zvezda. 2014.18 fevralya // URL: http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/14445-patriotizm-po-amerikanski]

Васильева Н. Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР // European

Research. 2016. № 9. С. 59-63. [Vasil'eva N. B. Patrioticheskoe vospitanie studentov v vuzakh KNR // European

Research. 2016. № 9. S. 59-63] Ибрагимов А. Г. Соперничество США и Китая в Южно-Китайском море // Журнал

политических исследований. 2018. Т. 2. №. 4. С. 56-67. [Ibragimov A. G. Sopernichestvo SShA i Kitaya v Yuzhno-Kitayskom more // Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2018. T. 2. №. 4. S. 56-67]

Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ВШЭ, 2015. - 312 с. [KinDzh. Demokratiya i dekadans media. M.: VShE, 2015. - 312 s.] Лымарь Е. М., Федорченко С. Н, Белюстин А. А., Федорченко Л. В. Финальный аккорд: III волна исследования политизации социальных сетей Интернета // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. №. 3. С. 84-110. [Lymar' E. M, Fedorchenko S. N., BelyustinA. A., Fedorchenko L. V. Final'nyy akkord: III volna issledovaniya politizatsii sotsial'nykh setey Interneta //Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2018. T. 2. №. 3. S. 84-110] Новашина М. С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США // Культура: теория и практика. 2017. Вып. 4 (Июль-август) // URL: http:// theoryofculture.ru/issues/77/977/ [Novashina M. S. Koncepciya vospitaniya chuvstva patriotizma u studentov SSHA // Kul'tura: teoriya i praktika. 2017. Vyp. 4 (Iyul'-avgust) // URL: http:// theoryofculture.ru/issues/77/977/] Нуссбамум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.: ВШЭ, 2014. - 192 с. [Nussbamum M. Ne radi pribyli. Zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki. M.:

VShE, 2014. - 192 s.] Пьоре А. Почему мы патриоты // URL: http://inosmi.ru/social/20151207/ 234705376.html

[P'ore A. Pochemu my patrioty // URL: http://inosmi.ru/social/20151207/234705376. html]

Рудаков А. В. О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2018. № 1. С. 91-99. [Rudakov A. V. O problemakh sovershenstvovaniya gosudarstvennoy politiki v oblasti patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Istoriya i politicheskie nauki». 2018. № 1. S. 91-99] Урнов М, Касамара В. Как любят родину американские и российские студенты элитных вузов. Сложный анализ на патриотизм // Независимая газета. 2017. 25 апреля // URL: http://www.ng.ru/scenario/2017-04-25/9_6981_patriotism. html

[Urnov M., Kasamara V. Kak lyubyat rodinu amerikanskie i rossiyskie studenty elitnykh vuzov. Slozhnyy analiz na patriotizm // Nezavisimaya gazeta. 2017. 25 aprelya // URL: http://www.ng.ru/scenario/2017-04-25/9_6981_patriotism. html]

Федорченко С. Н. Политическое кодирование: постановка проблемы и компаративистика коммуникационных технологий управления массовым сознанием // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. №. 3. С. 44-78. [Fedorchenko S. N. Politicheskoe kodirovanie: postanovka problemy i komparativistika kommunikatsionnykh tekhnologiy upravleniya massovym soznaniem // Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2017. T. 1. №. 3. S. 44-78] Штоль В. В. Патриотизм на словах и на деле // Обозреватель-Observer. 2017. № 1. С. 32-46.

[SHtol' V. V. Patriotizm na slovah i na dele // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 1. S. 32-46]

Статья поступила в редакцию 3 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.