УДК 32.019.51
Политика патриотического воспитания студентов в США и
Китае
Сравнительный анализ
Лариса ФЕДОРЧЕНКО
Британский социальный психолог Г. Таджфел ещё в 70-е годы провёл эксперимент, разбив студентов-добровольцев на две случайные группы. Разделение было произвольное, но студентам было сказано, что они якобы были определены в группы по уникальным признакам. После этого стала фиксироваться групповая идентификация. Он назвал группу, с которой студенты себя отождествляли, ингруппой, а другую - аутгруппой. Таджфел обнаружил, что студенты всегда действовали так, чтобы это стало выгодно остальным членам их группы. Иными словами, определив своё социальное место, люди стремятся
повысить статус своих групп, усматривая в этом способ самоутверждения.
К схожим результатам пришёл и профессор психологии Мичиганского университета С. Престон, объясняя данное явление в рамках модели «перцептивного действия», когда появляется эмоциональное состояние: человек испытывает такие же эмоции, как и его близкие, друзья, знакомые по социальным группам, предварительно получая некое представление об их состоянии.
Социальный психолог из Нью-Йоркского университета Дж. Ван Бейвел позже решил повторить экс-
ФЕДОРЧЕНКО Лариса Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры «Международные отношения и геополитика транспорта» Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ). Е-тоИ: [email protected], SPIN-код: 2031-6628
Ключевые слова: патриотизм, студенты, США, Китай, политика патриотического воспитания.
перимент Таджфела, но уже с использованием современного оборудования. Сначала он также вольно разделил добровольцев на две группы. После этого их помещали в томограф и предлагали посмотреть изображения членов ингруппы и аутгруппы. Эксперимент дал интересные результаты: когда участники видели изображения членов своей ингруппы, у них активизировалось миндалевидное тело - наиболее древняя структура мозга, отвечающая за эмоциональную валентность. Когда же они видели изображения членов аутгруппы, то подобная активность мозга проявлялась намного меньше [1]. Кроме того, когда участники просматривали фотографии представителей своей ингруп-пы, у них активизировалась веретенообразная лицевая часть зрительной коры головного мозга, играющая важную роль в оценочной деятельности.
Профессор психологии Мэри-лендского университета А. Круглан-ски предложил теорию «когнитивного укрытия», проведя исследования в Пакистане, Индонезии и Индии. Согласно его предположению, человек, причисляющий себя к определённой группе, меньше испытывает чувство тревоги, слабости.
Как видно, существующие исследовательские разработки и теории выявляют тесную связь между психологической природой человека и его самоидентификацией, что заставляет современные системы об-
разования учитывать данный фактор в формировании гражданина через технологии патриотического воспитания.
Всё больше к аспекту патриотизма обращаются и отечественные политологи. Но особенность их работ заключается в выборе аксиологического (ценностного) подхода к научной проблеме.
Как отмечает главный эксперт Центра изучения проблем национальной и международной безопасности из Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского А. В. Рудаков, «...политика в области патриотического воспитания должна быть нацелена на реализацию сложной и долгосрочной стратегии. Она должна включать в себя проблемы семейного воспитания, укрепления исторического сознания, проблемы более широкого использования в идеологической и воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоление недооценки их значимости, разумного сочетания местной, региональной и общегосударственной символики... » [2, 3].
Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в вузах Соединённых Штатов Америки. Основная цель американского воспитания - формирование и развитие личности гражданина-патриота своей страны, профессионала, нацеленного на постоянное самосовер-
1 Пьоре А. Почему мы патриоты // URL: http://inosmi.ru/social/20151207/234705376.html
2 Рудаков А. В. О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2018. № 1.
3 Штоль В. В. Патриотизм на словах и на деле // Обозревагель-Observer. 2017. № 1.
шенствование [4]. Базовые условия патриотического воспитания американских студентов следующие:
- наличие целенаправленной государственной политики, проявляющейся в ежедневном контроле и заботе со стороны соответствующих органов о развитии у американской молодёжи высоких патриотических чувств;
- учёт наиболее полного совпадения интересов различных акторов -американского государства, армии, каждого гражданина - в обеспечении национальной безопасности страны.
В 2014 г. на базе Высшей школы экономики (ВШЭ) был проведён опрос 1399 российских и 382 американских студентов-бакалавров (Принстонский университет) по вопросам патриотизма.
Исследование показало, что у большинства студентов Принстонского университета доминирует ориентация на ценности либеральной демократии.
23% студентов считают, что страна «может существовать только как великая держава», тогда как 16% высказались, что «нашу страну должны бояться, только тогда её будут уважать». У опрошенных российских студентов (МГИМО, ВШЭ, МГУ) соответствующие показатели равны 62% и 50% [5].
Примечательно, что американские студенты миролюбивее рядовых американцев. Это можно объяснить тем, что у студентов США
есть более критическая оценка источников политической информации, тогда как рядовые американцы больше подвержены манипулятив-ному воздействию со стороны национальных и мировых средств массовой информации, так как патриотическое воспитание в американских вузах связано с формированием в рамках гуманитарных дисциплин и сократического метода преподавания так называемого критического мышления, направленного на поддержание эффективной культуры инноваций, в которой заинтересован бизнес - основной работодатель американских студентов [6].
М. Нуссбаум не случайно усматривает в любых попытках современных американских политиков более жёстко ориентировать систему образования на экономический рост серьёзную угрозу для будущего страны и выступает за сохранение той модели, когда американские студенты обязаны выбирать большое количество курсов, в том числе и значительное число социально-гуманитарных дисциплин.
По мнению Нуссбаум, данная модель оптимальна для воспитания образованного, самостоятельного и благожелательного гражданина демократического государства.
Справедливость в качестве оценки действий страны поддерживают 71%, а интересы страны -6% американских студентов.
4 Новашина М. С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США // Культура: теория и практика. 2017. Вып. 4 (Июль-август) // URL: http://theoryofculture.ru/ issues/77/977/
5 Урнов М, Касамара В. Как любят родину американские и российские студенты элитных вузов. Сложный анализ на патриотизм // Независимая газета. 2017. 25 апреля // URL: http:// www.ng.ru/scenarlo/2017-04-25/9_6981_patrlotism.html
6 Нуссбамум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. М.: ВШЭ, 2014.
При этом среди заявивших о важности для страны равенства всех граждан перед законом доля равняется 97%.
Удельный вес высказавшихся, что для США важна гарантированность прав меньшинств, - 94% (у российских студентов - 92% и 62% по тем же показателям). У американских студентов мнения о будущем своей страны более спокойные и последовательные, чем у российских. Уровень тревожности у студентов Америки тоже заметно ниже.
Но возможно ли это связать с патриотическим воспитанием?
Специалисты отмечают: «...Вневойсковая подготовка (патриотическое воспитание) американской молодёжи осуществляется на двух уровнях: первый охватывает подростков - учащихся школ, а второй -студентов университетов и колледжей... Второй уровень вневойсковой подготовки американской молодёжи проводится на так называемых курсах РОТС. По оценке американских экспертов, они являются основным источником пополнения вооружённых сил офицерами, особенно в мирное время. Курсы РОТС с четырёх- и двухлетним сроком обучения для сухопутных сил функционируют примерно при 300 университетах и колледжах США, для ВВС - при 600, для ВМС - при 60. Они финансируются государством, выделяющим значительные денежные ассигнования» [7].
Американское государство целенаправленно практикует разнообразные приёмы воздействия на студенчество и молодёжь для воспитания патриотизма в гражданах [4]. Важнейшими технологиями военно-патриотического воспитания у американских студентов являются:
- пропаганда положительного и созидательного образа «отцов-основателей».
Например, образ флага семантически привязан к конкретным событиям. Это означает, что флаг Штатов вывешивается в день инаугурации, день рождения президента Авраама Линкольна. Тесно связаны американский флаг и Президентский день (раньше - день рождения президента Джорджа Вашингтона). Американская политическая мифология видна и в связи образа флага с таким событием, как День Христофора Колумба.
Также большое значение отводится роли исторических личностей;
- участие традиционных религиозных конфессий в укреплении патриотического духа.
Как правило, «вдохновение верой» включается в риторику американских политиков разного уровня, а также звучит в речах американских президентов, губернаторов;
- пропаганда основных государственных символов. Существуют политические кампании поддержки и распространения образов государственного гимна, герба, флага;
- формирование глубоко уважительного отношения к американским вооружённым силам, воинскому труду как к таковому, военнослужащим США. Это видно на примере пропаганды связи флага с Днем вооружённых сил страны;
- активная популяризация героических поступков военнослужащих во время боевых действий;
- вовлечение молодёжи в разнообразные военно-патриотические клубы и движения;
7 Балуков Н, Иваничкин Ю. Патриотизм по-американски // Красная звезда. 2014. 18 февраля // URL: http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/14445-patriotizm-po-amerikanski
- пропаганда патриотических ценностей, находящая отражение в продукции индустрии комиксов, компьютерных и видеоигр;
- кинематографическая и анимационная пропаганда;
- организация патриотических мероприятий через американские студенческие братства и сестринства;
- работа ветеранских организаций.
Между тем необходимо отметить, что академическая сфера в США довольно автономна и политики откровенного навязывания элементов патриотического воспитания в учебном процессе, что есть, к примеру, в Китае, здесь, конечно, нет. Скорее можно говорить о специфике - уважение к собственной истории у американских студентов органично сочетается с возможностью критики внутренней и внешней политики собственного правительства. Поэтому более активное патриотическое воспитание осуществляется через военно-патриотические клубы и общества, участвовать в которых студентам не воспрещается.
В целом патриотическую политику современных государств имеет смысл изучать не только через кейсы пропаганды, но и через так называемую «систему духовных регуляторов», которая, по мнению некоторых авторов, «...призвана обеспечивать нормальные, упорядоченные взаимодействия лично-
стей, предотвращать и исправлять социальные отклонения (девиации), которые способны дезорганизовать общественную и политическую жизнь... » [8].
Интересно рассмотреть и кейс политики патриотического воспитания студентов в Китае. Это становится особенно актуальным на фоне намечающегося соперничества Вашингтона и Пекина за различные геополитические регионы [9].
В Законе о высшем образовании КНР записано: «Студенты должны соблюдать законы и правила, соблюдать нормы поведения и все правила системы управления учебного заведения, уважать учителей, усердно учиться, повышать уровень физической подготовки, воспитывать в себе патриотизм, коллективизм и социалистическую идеологию, усердно изучать марксизм, ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, обладать прекрасной идеологической нравственностью, обладать относительно высоким научным и культурным знанием и профессиональными навыками» [10].
В китайском варианте патриотического воспитания особая роль уделяется сохранению семейных ценностей, что достигается при воспитании честности, верности, порядочности, сострадания, любви на примере межличностных взаимоотношений.
Важно подчеркнуть, что патриотическое воспитание в среде китайских студентов невозможно пред-
8 Абрамов А. В. К вопросу о духовных регуляторах политической жизни современного российского общества // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. №. 3.
9 Ибрагимов А. Г. Соперничество США и Китая в Южно-Китайском море // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. №. 4.
10 Васильева Н.Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР // European Research. 2016. № 9.
ставить без деятельности Коммунистической партии и фактора коммунистической идеологии.
В своё время Министерство образования КНР в вузах запустило кампанию «Я люблю свою родину и буду вечно следовать за партией». Согласно распоряжению министерства элементы патриотического воспитания интегрированы во всю программу обучения, включая учебные материалы и экзамены.
В 2017 г. Департамент по связям с общественностью ЦК КПК официально заявил, что в стране планируется создать 41 новый образовательный центр патриотического воспитания. В итоге общее количество подобных центров вырастет до 428. Образовательные центры будут использовать важнейшие исторические события революционной эпопеи Китая, которые планируется связать с так называемым Великим походом китайских коммунистов 1934-1936 гг., когда китайские солдаты Рабоче-крестьянской красной армии совершили поход с юга на север страны для отражения наступления националистов Гоминьдана и противодействия японским оккупантам.
Как и США, КНР занимается формированием патриотизма в студенческой среде через конкретные технологии:
- патриотическая политика в рамках мероприятий Компартии;
- формирование нормативной среды патриотического воспитания. С появления постановления о праздновании государственных праздников и памятных дат в 1949 г. государственные праздники весны, с 2007 г. праздники начала лета и середины осени используются Ком-
партией для укрепления китайской культуры и традиций. Также в КНР вступил в силу новый закон о патриотическом воспитании;
- использование годовщин исторических событий, празднований для восстановления исторической памяти и исторического сознания.
Например, в Китае проходила «Золотая неделя», посвящённая 68-летней годовщине образования Китайской Народной Республики;
- организация патриотических мероприятий в рамках системы комсомола;
- проведение исторических реконструкций, посвящённых важным событиям Китая;
- создание в университетах специальных предметов по выбору -«Культура праздников», «Фольклорная культура»;
- роль армии.
В 2016 г. китайская армия начала специальный проект, направленный на продвижение патриотических ценностей в студенческие массы. Студентам было разрешено посещать казармы, военные базы и летние лагеря ракетных войск;
- кинематографическая и анимационная пропаганда, цензура. Помимо пропаганды собственных ценностей в Китае действует квота - за год на экраны кинотеатров страны выходит лишь 20 зарубежных фильмов, поэтому иностранные компании, чтобы проникнуть на китайский рынок, вынуждены сотрудничать с местным бизнесом;
- активное использование интернет-коммуникаций для распространения патриотической тематики. Для продвижения патриотических ценностей используется националь-
ная поисковая система Baidu.com (аналог Google), онлайн-энциклопе-дия Байдупедия, популярные среди китайских студентов мессенджеры QQ, WeChat. Также действуют тематические интернет-порталы, посвященные патриотической проблематике (портал «Дом патриота», «Китайское патриотическое воспитание» и др.), освящающие политические и любые другие современные новости через призму интересов Китая и патриотическую оценку;
- управление политической и общественной повесткой через социальные сети. Китайские власти уже давно осознали, что одной цензурой Интернета, режимами блокировок, практиками файерволла «Великая китайская огненная стена», программами контроля контента типа «Зелёная дамба - сопровождение для молодёжи» и пр. добиться серьёзного доверия со стороны населения в современных условиях уже невозможно. По этой причине практикуется активное взаимодействие властей с блогерами, которые защищают интересы Коммунистической партии и ценности существующего политического режима в самом Интернете. Например, известен кейс использования ресурса микроблогинга Sina Weibo (аналог Twitter) для создания специальной системы рейтингов, подразумевающей награждение баллами пользователей, обнаруживаю-
щих слабые места в тезисах критиков существующей власти [11, 12].
Третья волна политологического проекта «Глобальное исследование политизации социальных сетей» показала, что в Соединённых Штатах и Китае существуют так называемые сетевые политические идентичности, на которые пытаются оказать влияние различные акторы [13]. В условиях наступления сетевого, цифрового общества любому государству важно выигрывать информационную войну за поколение, которое проводит много времени в социальных сетях Интернета. Также важно отметить, что патриотическое воспитание всё больше связано с политическими технологиями и политическим кодированием, когда «...роль конкретных политико-коммуникационных кодов, масштабирующих политическую реальность для граждан, могут выполнять политические месседжи, метафоры, символы, имиджи, бренды, хэштеги, мемы, рингтоны, стеротипы, мифы, симулякры (киберсимулякры), сплетающиеся в общий поток управляемой интересантами политической повестки» [14].
Создаётся впечатление, что это понимают как в Китае, так и в США. Современной России, конечно, необходимо учитывать подобный опыт для защиты своей национальной безопасности.
11 Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ВШЭ, 2015.
12 Бахвалов Т. Китай и его прагматичный патриотизм // Мир ПК. 2012. № 6.
13 Лымарь Е. М., Федорченко С. Н., Белюстин А. А., Федорченко Л. В. Финальный аккорд: III волна исследования политизации социальных сетей Интернета // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. №. 3.
14 Федорченко С. Н. Политическое кодирование: постановка проблемы и компаративистика коммуникационных технологий управления массовым сознанием // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. № 3.
Современные технологии патриотического воспитания активно используются как в американских, так и в китайских высших учебных заведениях. Их сходство в том, что важнейшим модератором патриотической политики выступает государство. И в КНР, и в США государство успешно пользуется формированием патриотических ценностей через сохранение традиций государственных праздников.
Отличие заключается в том, что академическая сфера в США намного более автономна и политики откровенного навязывания элементов патриотического воспитания в учебном процессе, как в Китае, здесь не наблюдается.
Уважение к собственной истории у американских студентов органично сочетается с возможностью критики внутренней и внешней политики собственного правительства. Более активное патриотическое воспитание в США осуществляется через военно-патриотические клубы и общества. Параллельно американское правительство для закрепления патриотических ценностей использует каналы коммерческого сектора (кинематограф, компьютерные игры, комиксы).
Китай практикует схожие приёмы, но более централизованно - через систему органов Коммунистической партии, комсомола, технологии цензуры и квот (особенно в сфере кинематографической продукции). Вместе с тем современный Китай всё больше стремится использовать не традиционные методы политической цензуры, а ориентироваться на активное сотрудничество властей с интернет-пользователями для формирования политической повестки.
Библиография • References
Абрамов А. В. К вопросу о духовных регуляторах политической жизни современного российского общества // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. №. 3. С. 136-148.
[Abramov A. V. K voprosu o dukhovnykh regulyatorakh politicheskoy zhizni sovremennogo rossiyskogo obshchestva // Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2017. T. 1. №. 3. S. 136-148] Бахвалов Т. Китай и его прагматичный патриотизм // Мир ПК. 2012. № 6. [Bakhvalov T. Kitay i ego pragmatichnyy patriotizm // Mir PK. 2012. № 6] Балуков Н., Иваничкин Ю. Патриотизм по-американски // Красная звезда. 2014.18 февраля // URL: http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/14445-patriotizm-po-amerikanski [Balukov N., Ivanichkin YU. Patriotizm po-amerikanski // Krasnaya zvezda. 2014.18 fevralya // URL: http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/14445-patriotizm-po-amerikanski]
Васильева Н. Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР // European
Research. 2016. № 9. С. 59-63. [Vasil'eva N. B. Patrioticheskoe vospitanie studentov v vuzakh KNR // European
Research. 2016. № 9. S. 59-63] Ибрагимов А. Г. Соперничество США и Китая в Южно-Китайском море // Журнал
политических исследований. 2018. Т. 2. №. 4. С. 56-67. [Ibragimov A. G. Sopernichestvo SShA i Kitaya v Yuzhno-Kitayskom more // Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2018. T. 2. №. 4. S. 56-67]
Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ВШЭ, 2015. - 312 с. [KinDzh. Demokratiya i dekadans media. M.: VShE, 2015. - 312 s.] Лымарь Е. М., Федорченко С. Н, Белюстин А. А., Федорченко Л. В. Финальный аккорд: III волна исследования политизации социальных сетей Интернета // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. №. 3. С. 84-110. [Lymar' E. M, Fedorchenko S. N., BelyustinA. A., Fedorchenko L. V. Final'nyy akkord: III volna issledovaniya politizatsii sotsial'nykh setey Interneta //Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2018. T. 2. №. 3. S. 84-110] Новашина М. С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США // Культура: теория и практика. 2017. Вып. 4 (Июль-август) // URL: http:// theoryofculture.ru/issues/77/977/ [Novashina M. S. Koncepciya vospitaniya chuvstva patriotizma u studentov SSHA // Kul'tura: teoriya i praktika. 2017. Vyp. 4 (Iyul'-avgust) // URL: http:// theoryofculture.ru/issues/77/977/] Нуссбамум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки.
М.: ВШЭ, 2014. - 192 с. [Nussbamum M. Ne radi pribyli. Zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki. M.:
VShE, 2014. - 192 s.] Пьоре А. Почему мы патриоты // URL: http://inosmi.ru/social/20151207/ 234705376.html
[P'ore A. Pochemu my patrioty // URL: http://inosmi.ru/social/20151207/234705376. html]
Рудаков А. В. О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2018. № 1. С. 91-99. [Rudakov A. V. O problemakh sovershenstvovaniya gosudarstvennoy politiki v oblasti patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Istoriya i politicheskie nauki». 2018. № 1. S. 91-99] Урнов М, Касамара В. Как любят родину американские и российские студенты элитных вузов. Сложный анализ на патриотизм // Независимая газета. 2017. 25 апреля // URL: http://www.ng.ru/scenario/2017-04-25/9_6981_patriotism. html
[Urnov M., Kasamara V. Kak lyubyat rodinu amerikanskie i rossiyskie studenty elitnykh vuzov. Slozhnyy analiz na patriotizm // Nezavisimaya gazeta. 2017. 25 aprelya // URL: http://www.ng.ru/scenario/2017-04-25/9_6981_patriotism. html]
Федорченко С. Н. Политическое кодирование: постановка проблемы и компаративистика коммуникационных технологий управления массовым сознанием // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. №. 3. С. 44-78. [Fedorchenko S. N. Politicheskoe kodirovanie: postanovka problemy i komparativistika kommunikatsionnykh tekhnologiy upravleniya massovym soznaniem // Zhurnal politicheskikh issledovaniy. 2017. T. 1. №. 3. S. 44-78] Штоль В. В. Патриотизм на словах и на деле // Обозреватель-Observer. 2017. № 1. С. 32-46.
[SHtol' V. V. Patriotizm na slovah i na dele // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 1. S. 32-46]
Статья поступила в редакцию 3 апреля 2019 г.