Алехандро СЕККАТО
Министерство науки, технологий и инноваций Аргентины
ПОЛИТИКА OPEN ACCESS в АРГЕНТИНЕ
13 ноября 2013 года Аргентинский сенат единогласно принял закон, легализующий требования о публикации результатов исследований в открытом доступе. Несколько дней спустя Министерство науки, технологий и инноваций Аргентины официально запустило работу национальной сети репозиториев на платформе D-NET, которая была разработана в рамках Европейского проекта DRIVER.
После этого Аргентина стала мировым лидером в области открытого доступа (Open Access) и является примером для подражания как в Латинской Америке, так и в остальных странах мира. Сильвия Накано (COAR, Конфедерация репозиториев открытого доступа) опубликовала интервью с доктором Алехандро Секкато из департамента по научным и техническим разработкам Министерства науки, технологий и инноваций Аргентины. Интервью дает представление о том, как Аргентина смогла добиться такого значительного прогресса во внедрении политики открытого доступа в течение последних нескольких лет.
- Что побудило Министерство подготовить проект этого закона?
- Министерство науки Аргентины обосновало поддержку этого закона необходимостью обеспечить равный доступ к информации и первичным результатам исследований, которые финансируются из государственного бюджета.
Этот закон был частью долгосрочной стратегии Министерства по укреплению научно-исследовательских институтов, координации их объема работы и ресурсов, обмену информацией и повышению квалификации их сотрудников.
В частности, законопроект был создан в расчете на то, что он будет иметь ряд конкретных преимуществ:
- станет стимулировать ученых размещать результаты исследований в открытом доступе;
- распределит функциональные обязанности между исследовательскими институтами по поддержанию национальной системы учета, управления и контроля результатов исследований;
- обеспечит большую прозрачность процесса научной работы;
- будет способствовать устранению экономических и правовых барьеров, которые затруд-
няют доступ к результатам научных исследований, что существенно ускорит процесс научной коммуникации и появление новых результатов;
- вернет обществу часть инвестиций в науку в виде доступа к результатам исследований.
- Проект закона был подготовлен в 2010 году, но сам закон приняли только в 2013 году. Были ли какие-либо конкретные проблемы, связанные с обеспечением открытого доступа, у аргентинских сенаторов?
- Нужно было пройти многочисленные инстанции, которые созывались двумя палатами, чтобы объяснить суть проекта и ответить на вопросы о его стоимости, социальном, техническом, экономическом и политическом воздействии. В конечном счете мы смогли объяснить сенату значение открытого доступа для аргентинских исследований и общества, заручившись его полной поддержкой. В последние полгода мы работали более интенсивно, чтобы законопроект не потерял статус парламентского и был принят сенатом до конца года.
- Какие детали Вы бы отметили?
- Закон возлагает особую ответственность на каждого участника научно-исследовательскго процесса, чтобы обеспечить открытый доступ к результатам исследований как для научного со-
# 1 (19), январь-февраль 2014
5
Алехандро СЕККАТО
Закон будет способствовать устранению экономических и правовых барьеров, которые затрудняют доступ к результатам научных исследований, что существенно ускорит процесс научной коммуникации и появление новых результатов
общества, так и для широкой общественности. Он также устанавливает конкретные сроки публикации и доступа к данным и информации.
В частности, закон обязывает:
- учреждения (национальные институты и научные и технологические центры): создавать и поддерживать собственные совместимые институциональные репозитории;
- исследователей: депонировать или разрешить депонирование своих работ (статьи, тезисы, технические отчеты) и первичных данных после рецензирования и публикации (эмбарго 6 месяцев для статей и 5 лет для первичных данных);
- государственные научные фонды: установить положение о финансировании проектов, которое будет требовать от исследователей заранее указывать, где они будут размещать результаты исследований.
Закон не предполагает никаких исключений и вводит штрафные санкции за его несоблюдение, которые касаются права на получение государственного финансирования будущих исследований для учреждений и отдельных лиц.
Министерство по науке, технологиям и инновациям Аргентины является органом исполнительной власти Закона.
- Опишите, пожалуйста, сеть репозиториев.
- Система Sistema Nacional de Repositorios Digitales (SNRD) - национальная сеть научнотехнических репозиториев, созданная Министерством науки. Создание сети инициировал в 2010 году комитет институциональных специалистов под эгидой Консультационного совета электронной библиотеки Министерства. Репозитории университетов и научно-технических центров, как ожидается, будут соблюдать правила, разработанные консультационным советом sNrD. SNRD определяет технические и организационные требования, которые подробно описывают ряд важных элементов: качество представляемых документов, совместимость содержания репозиториев, обеспечение человеческих и материальных ресурсов, а также продвижение открытого доступа в учреждениях.
В свою очередь, Министерство предлагает различные виды финансирования для содействия созданию и дальнейшего развития репозиториев и обучению технического персонала, исследователей и пользователей.
- Что Вы можете сказать об устойчивости?
- SNRD, как и большинство инициатив департамента разработки Министерства науки, создан с учетом долговечной работы и достаточной устойчивости. Национальная сеть репозиториев имеет годовой бюджет, который уже поддерживает реализацию закона. Кроме того, эксперты и консультационный совет комитета по SNRD, который включает в себя представителей всех научных учреждений, обеспечат реализацию инициативы на институциональном уровне для политических решений, принятых с учетом доступа к научной продукции и ее распространения.
Оригинал публикации:
https://www.coar-repositories.org/news-media/argentinian-senate-passes-law-requiring-open-access/ Фото: MINCyT
6
Научная периодика: проблемы и решения