Введение
В современном мире политика «мягкой силы» все больше обращает на себя внимание и показывает свою эффективность для достижения национальных интересов. Именно в этом контексте Республика Корея выделяется как одно из передовых государств, успешно использующее данную политику как инструмент своего экономического развития. Продвижение корейского искусства и культуры за пределы страны является важной частью политики «мягкой силы». Это комплексная стратегия, направленная на привлечение и удержание внимания международной общественности, включающая в себя дипломатические усилия и культурный обмен. Она основана не на военной или экономической мощи, а на позитивном образе страны и ее способности влиять на другие государства.
С 1980-х гг. правительство Южной Кореи оказывало обширную поддержку развитию культуры, и, заметив рост интереса к своей культуре за рубежом, воспользовалось открывшимися возможностями. Уже с 1990-х гг. «Халлю», или «корейская волна» –распространилась по всему миру [1].
Стратегия политики «мягкой силы» является одним из ключевых элементов, используемых в достижении поставленных экономических задач. Она основана на привлечении и удержании инвестиций, разработке высокотехнологичных продуктов и создании привлекательных условий для владельцев бизнеса [2].
Результаты исследования
В 1960 г. экономический уровень Кореи был примерно таким же, как у Ганы, богатой африканской страны. В наши дни эти две страны сильно отличаются друг от друга. За следующие пятьдесят лет Южная Корея стала десятой по величине экономикой в мире с доходом на душу населения более 15 000 долларов. Она является важным членом «Большой двадцатки» и присоединилась к ОЭСР [3]. Экономический фактор не только становится частью рассматриваемой политики, но и оказывает влияние на остальные ее проявления. Вряд ли слабые в экономическом отношении страны в состоянии наработать арсенал впечатляющих и убедительных свидетельств «мягкой силы» и использовать ресурсы для их демонстрации.
В современных условиях усложняются факторы, определяющие экономическую мощь и влияние того или иного государства [4]. Например, еще в том веке наличие значительного запаса уникальных сырьевых ресурсов или превосходство в количестве населения страны считались проявлением силы. Однако в нынешней экономической обстановке традиционные представления переосмысляются и наличие огромного населения страны уже мало о чем говорит. Куда важнее продолжительность жизни этого населения, уровень образования, факторы интеллектуального потенциала, профессиональной подготовки, структура и мобильность человеческих ресурсов.
Также агрессивные и резкие действия менее предпочтительны, чем гибкие методы действия. В противном случае будет проблематично сохранить престиж, а также авторитет страны для применения других методов воздействия. Более того, агрессивная и конфронтационная экономическая политика часто имеет эффект бумеранга, который в будущем плачевно влияет на зачинщика конфликта и далее отрицательно воздействует на состояние мировой экономики.
Одной из главных целей политики «мягкой силы» в Южной Корее является привлечение иностранных инвестиций. Страна активно использует свою культурную дипломатию, а также пользуется международными форумами и выставками, чтобы привлечь потенциальных инвесторов. Богатое наследие корейской культуры, такое как уникальная архитектура, обычаи и традиции (такие как чайная церемония), достопримечательности мирового значения (например, Долина Тандзункасона) и непревзойденные произведения искусства корейских художников – все это помогает представить Корею как страну, заинтересованную в иностранном капитале и его влиянии в экономике республики [5].
Политика «мягкой силы» также играет ключевую роль в наращивании экономических связей с другими странами. Она помогает наладить партнерские отношения с различными правительствами, бизнес-сектором и академическим сообществом. Страна активно поддерживает программы обмена студентами и учеными, а также организует международные конференции и форумы для обмена бесценным опытом и знаниями. [6] Это дает возможность привлечь профессионалов из различных стран и создать репутацию Южной Кореи как центра передовых идей и технологических инноваций. Благодаря этим мерам стал возможен перенос новейших технологий, создание новых рынков для корейских товаров и услуг, а также наращивания экспорта.
Не смотря на большое количество преимуществ данной политики, она, как и любая другая стратегия развития страны, сталкивается с рядом вызовов.
Первый вызов связан с конкуренцией со стороны других государств. В последние годы многие страны предпринимают попытки для усиления и продвижения своего собственного влияния через культурные программы и туризм [7]. Это создает давление на Южную Корею, чтобы она не только сохраняла привлекательность своей культуры и образа жизни для зарубежных аудиторий, но также разрабатывала новые инновационные подходы к этому.
Второй вызов заключается в том, что «мягкая сила» может быть подвержена изменениям политической обстановки в мире. Геополитические и экономические сдвиги способны повлиять на спрос на культурные программы и популярные на данный момент продукты Южной Кореи за рубежом [8]. Поэтому необходима постоянная адаптация и модернизация этой политики для достойной конкурентоспособности республики.
Наконец, последний вызов связан с поддержанием баланса между рассматриваемой стратегией и другими способами развития, такими как экспорт товаров и услуг или привлечение прямых иностранных инвестиций. Несмотря на значительный потенциал культурного дипломатии для стимулирования экономического роста, необходимо учесть возможное неравновесие в расходовании ресурсов и времени между различными направлениями развития.
Все эти вызовы требуют постоянного анализа и рассмотрения со стороны экспертов.
Выводы
В заключение, политика «мягкой силы» играет важную роль в экономическом развитии Южной Кореи. Можно сказать, что государство успешно применяет политику «мягкой силы» для экономического развития страны. Используя различные инструменты, такие как культурный обмен, образование, научные исследования и дипломатия, Корея смогла привлечь иностранные инвестиции, повысить свою репутацию на мировой арене и стимулировать развитие собственного бизнеса. Благодаря этой политике, Корея становится все более привлекательной для иностранных студентов, ученых и предпринимателей, что способствует развитию инноваций, технологий и улучшению качества жизни граждан. В то же время, активное участие в международных организациях и проектах позволяет стране влиять на мировую политику и экономику, укреплять свои позиции на международной арене и защищать собственные интересы.
Однако, стоит отметить, что успех политики «мягкой силы» зависит не только от внешних факторов, но и от внутренней стабильности и экономического благополучия страны. Таким образом, Республика Корея должна продолжать совершенствовать свою стратегию и искать новые возможности для расширения своего влияния, сохраняя при этом открытость и гибкость в международных отношениях.
Список литературы
1. Бураев, Д.И., Гармаханов, М.Ц. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и распространения. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/koreyskaya-volna-i-myagkaya-sila-strategiyarazvitiya-i-rasprostraneniya.
2. Joseph, S. Nye. South Korea’s Growing Soft Power. – URL: http://www.projectsyndicate.org/commentary/south-korea-s-growingsoft-power (дата обращения: 12.11.2023).
3. Асмолов, К.В. Современная ситуация и проблема феномена «Корейской волны». – URL: http://makkawity.livejournal.com/819307.html (дата обращения: 18.11.2023).
4. The Soft Power 30. London, Portland Communications, 2020. URL: https://softpower30.com/ (дата обращения 14.11.2023).
5. Русакова, О.Ф. Концепт «мягкой силы» (soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2020. – Вып. 10. – С. 174–175. – ISSN 1818–0566.
6. Riza, Weganofa. ‘Korean Wave’ – The Pop Culture Comes As Cultural and Economic Imperialism in Asia. – URL: http://rizaweganofa.blogspot.ru/2013/02/korean-wave-pop-culture-comes-as_2696.html (дата обращения: 19.11.2023).
7. Лебедева, М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы. Вестник МГИМО – Университета, 2017, № 3 (54), С. 212-223.
8. Шарма, Р. Прорывные экономики. В поисках следующего экономического чуда.2013. С. 350-352.
References
1. Buraev, D.I., Garmahanov, M.C. Korejskaja volna i mjagkaja sila. Strategija razvitija i rasprostranenija. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/koreyskaya-volna-i-myagkaya-sila-strategiyarazvitiya-i-rasprostraneniya.
2. Joseph, S. Nye. South Korea’s Growing Soft Power. – URL: http://www.projectsyndicate.org/commentary/south-korea-s-growingsoft-power (data obrashhenija: 12.11.2023).
3. Asmolov, K.V. Sovremennaja situacija i problema fenomena “Korejskoj volny”. – URL: http://makkawity.livejournal.com/819307.html (data obrashhenija: 18.11.2023).
4. The Soft Power 30. London, Portland Communications, 2020. URL: https://softpower30.com/ (data obrashhenija 14.11.2023).
5. Rusakova, O.F. Koncept “mjagkoj sily” (soft power) v sovremennoj politicheskoj filosofii // Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdelenija Rossijskoj akademii nauk. – 2020. – Vyp. 10. – S. 174–175. – ISSN 1818–0566.
6. Riza, Weganofa. ‘Korean Wave’ – The Pop Culture Comes As Cultural and Economic Imperialism in Asia. – URL: http://rizaweganofa.blogspot.ru/2013/02/korean-wave-pop-culture-comes-as_2696.html (data obrashhenija: 19.11.2023).
7. Lebedeva, M.M. “Mjagkaja sila”: ponjatie i podhody. Vestnik MGIMO – Universiteta, 2017, № 3 (54), S. 212-223.
8. Sharma, R. Proryvnye jekonomiki. V poiskah sledujushhego jekonomicheskogo chuda.2013. S. 350-352.