Научная статья на тему 'Политика мультикультурализма в США: оценка эффективности и возможности имплементации в российских условиях'

Политика мультикультурализма в США: оценка эффективности и возможности имплементации в российских условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3800
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультикультурализм / поли- тика мультикультурализма / межэтнические от- ношения / межконфессиональные конфликты / межэтнические отношения / межконфессио- нальные конфликты / США / Россия / имплемента- ция политики мультикультурализма / эффектив- ность политики мультикультурализма / multiculturalism / a policy of multiculturalism / interethnic relations / interconfessional relations / interethnic conflicts / interconfessional conflicts / the United States / Russia / implementation of the policy of multiculturalism / efficiency of the policy of multiculturalism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Посухова Оксана Юрьевна, Сериков Антон Владимирович, Черноус Виктор Владимирович

В статье представлен анализ поли-тики мультикультурализма в США, как «госу-дарства мигрантов», имеющего очень специ-фические основы. Авторы рассматривают раз-личные теоретические подходы к обоснованиюполитики мультикультурализма, а также меха-низмы урегулирования возможных конфликтовна этнической и конфессиональной почве, сцелью выявления как позитивный, пригодных дляимплементации в современной России, так идисфункциональных явлений, демонстрирую-щих наличие в американском обществе глу-бинных противоречий и проблем в сфере меж-этнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY OF MULTICULTURALISM IN THE UNITED STATES: EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS AND THE POSSIBILITY OF IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN CONDITIONS

The article presents an analysis of the policy of multiculturalism in the United States as the «state of migrants» having a very specific framework. The authors examine the various theoretical approaches to the justification of the policy of multiculturalism. The authors examine the various theoretical approaches to the understanding of the policy of multiculturalism, as well as mechanisms for the resolution of potential conflicts on ethnic and religious grounds, in order to identify positive, suitable for implementation in modern Russia, and dysfunctional phenomena that demonstrate deep-seated contradictions and problems in inter-ethnic relations in American Society.

Текст научной работы на тему «Политика мультикультурализма в США: оценка эффективности и возможности имплементации в российских условиях»

УДК 316.4

Посухова Оксана Юрьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Milena.555@mail.ru

Сериков Антон Владимирович

кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Milena.555@mail.ru

Черноус Виктор Владимирович

кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Milena.555@mail.ru

Политика

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В США: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ1

Oxana Yy. Posuhova

candidate of sociological sciences, associate professor of a regionalistika and Euroasian researches of Institute of sociology and regional studies of the Southern federal university Milena.555@mail.ru

Anton V.Serikov

candidate of sociological sciences, associate professor of theoretical ociology and methodology of regional researches of Institute of sociology and Youzhny's regional studies federal University Milena.555@mail.ru

Viktor V. Chernous

candidate of political sciences, associate professor, professor of department of conflictology and national security of Institute of sociology and Youzhny's regional studies federal university Milena.555@mail.ru

The policy of multiculturalism

IN THE UNITED STATES: EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS AND THE POSSIBILITY OF IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN CONDITIONS

Аннотация. В статье представлен анализ политики мультикультурализма в США, как «государства мигрантов», имеющего очень специфические основы. Авторы рассматривают различные теоретические подходы к обоснованию политики мультикультурализма, а также механизмы урегулирования возможных конфликтов на этнической и конфессиональной почве, с целью выявления как позитивный, пригодных для имплементации в современной России, так и дисфункциональных явлений, демонстрирующих наличие в американском обществе глубинных противоречий и проблем в сфере межэтнических отношений.

Annotation. The article presents an analysis of the policy of multiculturalism in the United States as the «state of migrants» having a very specific framework. The authors examine the various theoretical approaches to the justification of the policy of multi-culturalism. The authors examine the various theoretical approaches to the understanding of the policy of multiculturalism, as well as mechanisms for the resolution of potential conflicts on ethnic and religious grounds, in order to identify positive, suitable for implementation in modern Russia, and dysfunctional phenomena that demonstrate deep-seated contradictions and problems in inter-ethnic relations in American Society.

Ключевые слова: мультикультурализм, политика мультикультурализма, межэтнические отношения, межконфессиональные конфликты, межэтнические отношения, межконфессиональные конфликты, США, Россия, имплементация политики мультикультурализма, эффективность политики мультикультурализма

Keywords: multiculturalism, a policy of multicul-turalism, interethnic relations, interconfessional relations, interethnic conflicts, interconfessional conflicts, the United States, Russia, implementation of the policy of multiculturalism, efficiency of the policy of multiculturalism.

Проблема межэтнических и межконфессиональных отношений, их преимуществ и недостатков в контексте построения государства и обеспечения национальной безопасности яв-

1

Статья подготовлена при поддержке РНФ проект № 15-18-00122

ляется одной из традиционных в социальных науках. Подходы к целому ряду вопросов, касающихся эффективности управления межэтническими отношениями и уменьшению рисков, связанных с возможными конфликтными проявлениями на межличностном и межгрупповом уровня х внутри многонациональных обществ, разра-

146

батывались и продолжают развиваться в политологии, социологии, социальной психологии, регионалистике, культурной антропологии, юридических и исторических науках.

В частности, основными направлениями таких исследований можно считать следующие вопросы: диалог и конфликт цивилизаций; особенности и проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений в традиционных и современных обществах; конфликты и риски, связанные с различными ценностными ориентациями и поведенческими моделями представителей различных национальностей, проживающих на территории единого государства; экономические, политические, правовые, культурные механизмы регулирования межэтнических и межкультурных взаимоотношений в демократических и недемократических государствах; миграция, вопросы адаптации, ассимиляции и акультурации; межкультурная коммуникация.

Как правило, теоретические подходы и аргументация в таких исследованиях основывается на эмпирических исследованиях, сфокусированных на положительных и негативных примерах реализации стратегии управления межэтническими и межконфессиональными отношениями в полиэтнических обществах. Исследования, направленные на выявление преимуществ полиэтнических обществ для развития экономики, культуры, взаимоотношений с другими государствами и нациями, подчеркивают соответствие механизмов регулирования межэтнических отношений современным тенденциям защиты государством прав человека и человеческого достоинства, равноправие всех граждан перед законом, постоянный межкультурный диалог внутри общества, открытость и прозрачность системы государственного управления, обеспечение высокого уровня доверия граждан к правохранительной и судебной системам, призванным обеспечивать равноправие и защищенность всех граждан страны безотносительно к их цвету кожи и религиозным убеждениям.

С этой точки зрения целый ряд современных государств лишь сейчас сталкивается с необходимостью разработки и совершенствования механизмов обеспечения успешного сосуществования различных этнических и конфессиональных групп на своей территории, что, как правило, связано с резким увеличением иммиграции в данные государства и появлением в них крупных этнических групп, проявляющих трудности или нежелание адаптации к правовой, норматичной, ценностной и поведенческой системе, принятой в данных обществах. В целом ряде современных индустриально развитых государств периодически возникают конфликты на почве затрудненного межэтнического сосуществования, национализма и экстремизма.

Как правило, одной из сторон (в качестве объекта или субъекта) в подобных конфликтах выступают мигранты. В связи с этим возникает вопрос: является ли миграция потенциальным источником межэтнических и межконфессиональных конфликтов? Способно ли современное государ-

ство успешно управлять межэтническими и межконфессиональными отношениями на своей территории и, более того, «поставлять» выработанную у себя методологию межкультурного диалога другим странам? Играет ли какую-либо роль в преодолении современных проблем, связанных с национализмом, экстремизмом и терроризмом, наличие у государства исторического опыта решения подобных вопросов (и наличие национальной истории вообще)?

Опыт Соединенных Штатов Америки как «государства мигрантов», имеющего очень специфические основы, относительно непродолжительную историю (в сравнении с историей России, большинства стран Европы и Азии), и, тем не менее, задающего тон и импульс формированию современного миропорядка с учетом своего национального опыта государственного строительства, является одним из актуальных и интереснейших объектов междисциплинарных исследований во всем мире и, в частности, в российской науке. И действительно, опыт США по интеграции постоянного потока эмигрирующих в Штаты человеческих ресурсов, по их включению в единую систему действий и решений, касающихся безопасности и развития американского государства и общества, основывается на методологии управления межэтническими и межконфессиональными отношениями на своей территории и участии США в межэтнические конфликтах практически во всем мире. Внутренний и внешний опыт апробации концептуальных нормативно-идеологических конструктов, разрабатываемых американцами начиная с самого написания конституции США, и заканчивая как конструктивной, так и деструктивной включенностью сШа во внутреннюю и внешнюю политику большинства государств мира, своей энергичностью и многовекторностью компенсирует отсутствие многовековой национальной истории и традиций.

Само государство США является своеобразным конструктом, концептуально сформулированным авторами Конституции США - «Отцами нации», которые, безусловно, задумывались о необходимости регулирования настоящих и будущих межэтнических процессов и полиэтнических вливаний в «плавильный котел» американского общества, отразив формулу равенства всех народов, проживающих в США и имеющих статус американских граждан, преамбулой к конституции: «Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать общему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, провозглашаем и учреждаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки» [1].

В российских научных исследованиях опыт и особенности разработанных в США механизмов регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений интересен и актуален по ряду причин, в том числе: российское общество все же уступает США в успешности решения ряда проблем, связанных с трудовой иммиграцией и необходимостью регулирования взаимо-

147

отношений между представителями различных конфессий и этнических групп, проживающих и приезжающих в РФ, российское государство заинтересовано в актуальном и положительном опыте США в борьбе с национализмом и ксенофобией, все чаще сталкиваясь со ставшими модными тенденциями проявлениями национализма, ксенофобии и экстремизма среди определенных кругов маргинализированной российской молодежи, отвечающей на вызовы неопределенности ценностной системы современного российского общества; США продуцируют свою, так называемую «Западную» систему ценностей на весь мир, тем самым предлагая, продавая или навязывая разработанную у себя систему ценностей и поведенческих моделей, которые сегодня более-менее успешно конкурируют с системой национальных ценностей в российском и других обществах, зачастую заменяя ставшие традиционными и подчас не имеющими сегодня конкретных рациональных оснований моделями поведения. В результате такой подмены ценностей определенные сегменты российского общества маргинализируются, осознанно или бессознательно лишаясь существенных связей со своим обществом, все еще находясь в нем пространственно, однако не имея с ним существенного функционального взаимодействия, тем самым лишая систему государственных институтов необходимого для их функционирования человеческого ресурса. На сегодняшний момент российское государство испытывает определенные сложности в управлении всем разнообразием ценностей и поведенческих моделей, практикуемых различными социальными, этническими, конфессиональными группами, и с этой точки зрения необходимо изучение тех механизмов, которые используются в США в качестве «противоядия» против продуцируемого ими самими на весь мир кажущегося хаотичным плюрализма ценностных и поведенческих установок, успешно сосуществующих в американском обществе, однако, становящейся поблемой в ряде других государств, в т.ч. в РФ.

Опыт США в управлении вопросами межэтнических и межконфессиональных отношений, а также решении периодически возникающих в американском обществе конфликтов на почве национализма и межрасовых отношений, нередко связывается в отечественной и зарубежной литературе с концепцией мультикультурализма. Проблема мультикуль-турализма в современной социологии, политологии, культурологии и смежных дисциплинах исследуется как в концептуальном, так и в инструментально-функциональном ключе [2].

Проблеме мультикультурализма в качестве одного из подходов к регулированию межэтнических и межконфессиональных отношений посвящен целый ряд современных российских исследований [3]. В частности, Е.П. Яценко пишет: «Стало общепринятым местом трактовать термин «мультикультурализм» в качестве синонима «сосуществования множества культур». Важным моментом является интерпретация культурных и социальных различий внутри отдельно взятой страны. Э. Орослань выделяет два основных подхода в трактовке мультикультурализма: де-

скриптивный и нормативный. Дескриптивный мультикультурализм предполагает наличие множества культурных структур внутри общества. Он рассматривается «de facto» в широком смысле слова как «определенная констатация реальной ситуации». Дескриптивный мультикультурализм провозглашает социальный мир в обществе и делает попытку создания условий для обеспечения взаимопонимания и терпимости. По мнению Э. Орослань, нормативный мультикультурализм «de jura» отстаивает идею «гомогенности государства-нации», «эксклюзивности прав каждой социальной группы». Он провозглашает право каждого человека «выбирать свою культуру, где угодно и когда угодно, а также отстаивать равенство всех культур». Как правило, нормативный мультикультурализм критикуют за то, что он создает благоприятные условия для социальных катаклизмов и, как следствие, для экстремистских подходов в решении сложных социальных проблем. На практике политика нормативного мультикультурализма положила конец «национальным мультикультурным идентичностям» в Европе, считает Э. Орослань. В своей статье она ссылается на еще одну классификацию мультикультурализма, предложенную немецким исследователем этого политического феномена Франком-Олафом Радтке. Он выделяет «воспитательный», «демографиче-

ский» и «активно-фундаменталистский» мультикультурализм. Сам автор подчеркивает условность такого деления, отмечая, что подобный подход позволяет лучше понять, как в современном глобальном мире «сосуществуют культурные идентичности различных диаспор». По мнению Франка-Олафа Радтке, «воспитательный» мультикультурализм - это «ответ на вызовы, проистекающие из культурных различий между иммигрантскими общинами и коренными европейцами». Задача состоит в том, чтобы успешно решать на государственном уровне острые социокультурные проблемы путем создания благоприятных условий для толерантности в обществе» [4].

Другой российский исследователь, В. В. Сахарова, считает модель мультикультурализма и опыт ее применения в США и Канаде исключительно продуктивными и однозначно применимыми для современного российского общества. Как пишет автор, «Сегодня в США и Канаде заканчивается процесс институционализации новой модели интеграции иммигрантов в американскую и канадскую нации - американизации и канадизации. Несмотря на растущее этническое и региональное многообразие, в этих странах удалось выработать национальную идею, вполне успешно консолидирующую мультикультурное общество. В Канаде, в частности, параллельно идут два процесса, находящихся в динамическом противоречии: растет мозаичность канадского общества, и канадизация ее населения, осознающего себя как мультикультурную общность. Составляющими модели формирования общегражданской идентичности являются: безусловный отказ от этнического федерализма и от формализованного политического представительства этнических и расовых групп, приоритет индивидуальных прав над групповыми, дальнейшее внедре-

148

ние одноязычия в США и двуязычия в Канаде в общественную и политическую жизнь, сохранение этнических институтов в качестве элементов гражданского общества без их политизации и т.д. Причем только усилий государства здесь недостаточно, необходимо активное участие коренных жителей и институтов гражданского общества ... Вспомним, что еще 40 лет назад в Соединенных Штатах Америки представители 8 разных рас и национальностей зачастую сидели на разных лавках, а сейчас это весьма толерантное общество. И нам не нужно стесняться учиться. Идея российской нации абсолютно продуктивна, и ее не нужно стесняться» [5].

Аналогичного взгляда придерживается целый ряд других российских авторов, которые рассматривают позитивный опыт институциональных практик мультикультурализма в различных сферах управления в США. Так, в своей докторской диссертации И.В. Балицкая проводит сравнительный анализ применения моделей мультикультурализма в учебных заведениях США, Канады и Австралии в качестве инструмента по управлению полиэтническими обществами данных государств мигрантов. Показывая концептуальную и инструментальную схожесть в применении модели мультикультура-лизма в данных странах, автор считает подобный опыт успешным и продолжающим распространяться благодаря соотвествующей государственной политике в области образования. Как пишет автор, «Важными условиями, гарантирующими соблюдение учебными заведениями США, Канады и Австралии требований мультикультурного образования, являются государственное финансирование учебных заведений за отказ от дискриминационной практики; административные меры по обеспечению равенства образовательных возможностей; десегрегация школ, введение образовательных программ изучения различных языков и культур.

Одним из основных условий воплощения в жизнь идей мультикультурного образования является подготовка культурно-компетентного специалиста, способного работать в полиэтническом, мультикультурном обществе, что требует отражения идей мультикультурного образования в высшей школе США, Канады, Австралии.

Идеи мультикультурализма находят отражение в программах и стандартах высшего образования США, Канады, Австралии. В некоторых областях используются общие для трёх стран стандарты (учительские стандарты NCATE). Стандарты определяют требования к учебным планам - отражение в них идей мультикультурности, что требует их существенного изменения и перестройки. Сторонники мультикультурного подхода предлагают осуществлять интегрированное изучение естественнонаучных и общественных дисциплин при учёте мультикультурной основы научных ценностей. Процесс получения знаний при мультикультурном подходе в учебных заведениях США, Канады и Австралии направлен на признание разных способов знания, типов интеллекта, акцент ставится на коммуникацию, динамику занятия и признание различных точек зрений. Иную роль начинают играть процессы оценки знаний.

При мультикультурном подходе используются различные виды занятий: дискуссии в больших и малых группах, игры, фильмы, ролевые игры, приглашение гостей и др. Подобные виды занятий позволяют студентам формировать собственные представления о социальной жизни общества и следовать им в жизни.

Мультикультурное образование призывает к партнёрству, сотрудничеству, альянсу всех сторон, в связи с чем многие учёные поддерживают холистический подход мультикультурной трансформации - изменение содержания обучения, методов обучения и создание мультикультурной образовательной среды.

Ряд высших учебных заведений прилагает усилия по осуществлению мультикультурного образования. Для подлинного преобразования учебного процесса необходимы фундаментальные и системные изменения в самой организации. Природа подобных изменений должна отражаться во всех компонентах учебного процесса. Вузы изменяют учебную стратегию и программы таким образом, чтобы удовлетворять потребности студентов из различных этнокультурных групп, готовить специалистов, умеющих эффективно действовать в многокультурном обществе.

Особая роль в реализации идей мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии отводится подготовке учителей. Высказывается мнение о том, что необходимо обеспечить такую профессиональную подготовку будущему специалисту, благодаря которой идеи мультикультурного образования стали бы его убеждениями и которая обеспечила бы его способность успешно выполнять профессиональные задачи в полиэтнической, многокультурной среде.

Мультикультурное педагогическое образование выдвигает определенные требования к учителю: знание этнографии, осознание собственной идентичности, преодоление этнокультурных стереотипов и предубеждений, высокие ожидания от школьников, умения интегрировать идеи мульти-культурализма в содержание учебного предмета, строить толерантные отношения с учащимися.

В США, Канаде и Австралии популярны суждения, что мультикультурное образование не может быть ограничено рамками самого учебного заведения, а должно осуществляться при сотрудничестве с неправительственными, профессиональными и общественными организациями» [6].

В ряде работ российских авторов концепция мультикультурализма и институциональные практики ее применения в США обсуждаются в качестве имеющих полезный прикладной характер для российских реалий, в частности, в связи с включенностью РФ в миграционные потоки и необходимостью совершенствования механизмов управления миграционными процессами внутри страны. Позитивное восприятие концепции мультикультурализма и опыта ее институционализации в США продолжает существовать и распространяться в российских научных изысканиях, несмотря на определенные сомнения и критику данной концепции, как в самих

149

обществах с большим опытом реализации модели мультикультурализма, так и в некоторых российских исследованиях.

Как пишет Т.П. Волкова, «Оппоненты мультикультурализма среди его изъянов называют создание «угрозы» национальной гармонии и единству, усложнение процесса ассимиляции, усиление межгруппового и межрасового недоверия, в частности из-за введения «квотирования» при приеме в вуз, поступлении на работу. Критики мультикультурализма также указывают, что, уделяя слишком много внимания «другим» культурам, политика мультикультурализма провоцирует расовые противоречия. Действительно, культивируя повышенный интерес к культурам этнических меньшинств, мультикультурализм абсолютизирует их специфику и устойчивость к изменениям. Это провоцирует шовинистически настроенных представителей этнического большинства на аналогичные действия. В результате культурные различия искусственно гипертрофируются обеими сторонами вплоть до того, что они объявляются непреодолимыми, и это создает почву для новых межкультурных конфликтов. Так или иначе, будущее глобального общества невозможно без сосуществования различных культур, и, несмотря на обширную критику в его адрес, мультикультурализм остается основным принципом нового общества, развивающегося в процессе глобализации. Несомненно, что американский мультикультурализм не мог не оказать своего влияния на развитие российской гуманитарной мысли. Проблемы мультикультурализма в России связаны с процессом построения гражданского общества, которое не может существовать без толерантного отношения другу к друг отдельных индивидов и различных групп, уважения к правам меньшинств. Современное мультикультурное общество представляет собой конгломерат различных групп, вынужденных существовать совместно. Задачи, стоящие перед обществом, требуют глубокого философского осмысления и, как следствие, появления новых философских теорий, проектов, которые позволили бы обосновывать и прогнозировать будущее общественное развитие в рамках современных мультикультурных реалий. Такой философской теорией для России может стать мультикультурализм» [7].

Концепция мультикультурализма, как и любая другая модель управления межэтническими отношениями, не является идеальной; более того, современные публикации по данной тематике, как в США и странах Запада, так и в РФ свидетельствуют об увеличении критических подходов и аргументов касательно успешности применимости и результативности данной модели в различных обществах, в том числе в американском. Так, Снежа Гунев считает мультикультурализм одной из современных политических стратегий и технологий «неоколониализма», скорее манипу-лятивной, нежели функциональной в том виде, в каком она подается и используется политическими популистами [8].

Мультикультурность или все же этнические различия? Исследования, проведенные английским

Home Office (Министерством внутренней политики), научно обосновывают тот факт, что чем разнообразнее этнический фонд, тем меньше доверия между людьми [9].

Английская Комиссия расового равенства исследовала вопрос воздействия контраста на положительные чувства. Было выяснено, что люди ощущают себя более решительными и счастливыми, если они живут вблизи со схожими для себя. Иными словами, для коренных жителей страны мигранты практически постоянно выглядят чужаками и источником опасности. А многократные попытки выделить момент идентификации, который прикрывал бы собой религиозную, культурную и народную подоплеку, закончились ничем.

Свидетельством этому является состояние дел в США. Их «плавильный котел» дал трещину. Выросло третье поколение мигрантов, которые не понимают английского языка, а более 32 % южноамериканских жителей разговаривают на испанском. Поэтому американскому президенту понадобилось выступить с инициативой и призвать переселенцев учить английский язык, чтоб лучше осознавать американский государственный характер. И сейчас в Соединенных Штатах языковая тема стала одной из актуальных проблем, требующих своего решения. Дело дошло до того, что собственно в США была создана организация Minuteman («Ополченец»), которая соединяет людей - приверженцев строгого иммиграционного законодательства. По всей Америке прошла волна масштабных антииммиграционных протестов. Если сравнивать сложившуюся ситуацию в США и странах-участницах ЕС, то в последних данная ситуация не находится в такой активной фазе. Однако в Великобритании треть школьников не знают английского и учителя вынуждены приглашать на уроки переводчиков [10].

Критика концепции мультикультурализма наблюдается также в работах российских авторов, которые предлагают использовать опыт применения данной модели в западных обществах и, в частности, в США с учетом возможных дисфункций и отклонений. «Надо подчеркнуть, - пишет А.Ю. Сунгу-ров, - что американская модель политики мульти-культурализма была направлена на решение, прежде всего, внутренних проблем американской нации, и было бы неверно относить ее к собственно миграционной политике. Кроме того, американский вариант мультикультурализма подразумевает развитие толерантности не только к этническим и конфессиональным меньшинствам, но и иным меньшинствам. Так, право на культурное самосознание и разнообразие признается за любыми формами «инаковости». Претензии на создание культурной традиции высказывают феминистки, сексуальные меньшинства и др. По мнению некоторых исследователей, такое направление мультикультурализма чуждо России. Кроме того, широко распространенная в США практика политкорректности в ряде случаев сопровождается позитивной дискриминацией, что иногда приводит к своеобразному «расизму наоборот». Все эти факторы дают нам основание проявлять определенную осторожность к использованию американского ва-

150

рианта мультикультурализма для развития российской миграционной политики» [11].

Таким образом, можно отметить развитие в российской науке исследований, нацеленных на выявление преимуществ и недостатков правовых, институциональных и концептуальных моделей преодоления и предотвращения межэтнических и межконфессиональных конфликтов в США через изменения в законодательстве, идеологии, а также через трансформацию разрабатываемых в США концептуальных подходов. Следует отметить реалистичность и деидеоло-гизированность большинства подобных исследований. По уровню разработанности различных аспектов проблемы регулирования вопросов межэтнических, межрасовых и межконфессиональных отношений существенно выделяется направление мультикультурализма в исследованиях российских авторов.

Вместе с тем, неопределенность и двоякость в характеристиках применимости модели мульти-культурализма, как одного из наиболее актуальных в США подходов к регулированию межэтнических отношений, прослеживаемые в современной Западной литературе, отражаются также и в российских исследованиях, что существенно снижает их инструментальный характер и обоснованность в плане применимости к российским реалиям.

Литература:

1. URL: https://www.constitutionfacts.com/content/ constitution/files/USConstitution_Russian.pdf

2. Citrin J. Multiculturalism in American Public Opinion / J. Citrin, D.O. Sears, Ch. Muste, and C. Wong // Cambridge University Press, 2001, pp. 247-275, http://ssgs.ucla.edu/sears/pubs/ A139.pdf; Owen, D. American Identity, Citizenship, and Multiculturalism. Paper presented at the Ger-man-American Conference cosponsored by the Bundeszenrale fur politische Bildung and the Center for Civic Education, September 11-16, 2005, Freiburg, Germany, URL: http://www.civiced.org/ pdfs/germanPaper0905/DianaOwen2005.pdf; Aus-ter L. How the Multicultural Ideology Captured America. The Social Contrast, Spring 2004, URL: http:// www.thesocialcontract.com/pdf/fourteen-three/ xiv-3-197.pdf; Kymlicka, W. American Multiculturalism in the International Arena. DISSENT, Fall 1998, pp. 73-79; «Multiculturalism and Political Integration in Modern Nation-States». International Journal on Multicultural Societies (IJMS), Vol. 5, № 1, 2003, URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0013/ 0013 87/138796e.pdf

3. Борисов А.А. Мультикультурализм в США: теории и практики. Пермь : Перм. ун-т, 2007.

4. Яценко Е.П. Мультикультурализм: преимуще-

ства и неудачи (британская и западноевропейская риторика по поводу формирования культурной идентичности) // Культура в современном мире, 2014, № 3. URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/

althome/news/KVM_archive/articles/2014/03/2014-03_r_kvm-s2.pdf

В большинстве компаративных российских исследований по политике США в сфере межэтнических отношений преобладают две основные тенденции: позитивный и негативно-критический подход к применимости моделей регулирования межэтнических отношений в США к современным российским реалиям (речь, преимущественно, идет о модели мультикультурализма), тогда как практически не обсуждается вопрос обоснованности подобных экстраполяций вообще. Между тем, существуют фундаментальные различия между российским и американским обществами, между формами акультурации, ассимиляции, адаптации в этих обществах. Кроме того, существенные различия в миграционной политике обеих стран создают необходимость специальных междисциплинарных исследований по обоснованию возможности и приемлемости подобных аналогий.

Тем не менее, анализ миграционной политики США в качестве механизма урегулирования возможных конфликтов на этнической и конфессиональной почве, с одной стороны, и, с другой стороны, как повода для новых проявлений ряда дисфункциональных явлений, демонстрирующих наличие в американском обществе глубинных противоречий и проблем, является перспективным направлением развития российских междисциплинарных исследований.

Literature:

1. URL: https://www.constitutionfacts.com/content/ constitution/files/USConstitution_Russian.pdf

2. Citrin J. Multiculturalism in American Public Opinion / J. Citrin, D.O. Sears, Ch. Muste, and C. Wong // Cambridge University Press, 2001, pp. 247-275, http://ssgs.ucla.edu/sears/pubs/ A139.pdf; Owen, D. American Identity, Citizenship, and Multiculturalism. Paper presented at the Ger-ma n-American Conference cosponsored by the Bundeszenrale fur politische Bildung and the Center for Civic Education, September 11-16, 2005, Freiburg, Germany, URL: http://www.civiced.org/ pdfs/germanPaper0905/DianaOwen2005.pdf; Aus-ter L. How the Multicultural Ideology Captured America. The Social Contrast, Spring 2004, URL: http:// www.thesocialcontract.com/pdf/fourteen-three/ xiv-3-197.pdf; Kymlicka, W. American Multiculturalism in the International Arena. DISSENT, Fall 1998, pp. 73-79; «Multiculturalism and Political Integration in Modern Nation-States». International Journal on Multicultural Societies (IJMS), Vol. 5, № 1, 2003, URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0013/ 0013 87/138796e.pdf

3. Borisov А.А. Multiculturalism in the United States: Theory and Practice. Perm : Perm. uni, 2007.

4. Yatsenko E.P. Multiculturalism: benefits and setbacks (British and Western European rhetoric about the formation of cultural identity) // Kul'tura v sov-remennom mire. 2014, № 3. URL: http:// infocultu-tu-

re.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/20 14/03/2014-03_r_kvm-s2. pdf

151

5. Сахарова В.В. «Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада». М., ООО Центр «Златоуст», 2011, сс. 5, 7. URL: http:// fictionbook.ru/static/trials/09/18/88/09188846.a4.pdf

6. Балицкая И.В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2008, URL: http:// www.dissercat.com/ content/ multikulturnoe-obrazo-vanie-v-ssha-kanade-i-avstralii

7. Волкова Т.П. «Классические философские концепции мультикультурализма и толерантности» // Вестник МГТУ, том 14, № 2, 2011, С. 259.

8. Gunew Sneja. Haunted Nations: The colonial

dimensions of multiculturalisms. London: Routledge, 2004. О критике концепции мультикультурализма как механизма предотвращения межэтнических конфликтов в полиэтнических обществах; см. также: Vasta, E. Accommodating diversity: why current critiques of multiculturalism miss the point. Working Paper № 53, University of Oxford, 2007, URL: https:// www.compas.ox.ac.uk/ fileadmin/ files/ Events/Events_2007/WP075 %20Accom %20Div %20Vasta.pdf; Kymlicka, W. Multiculturalism: Success, Failure, and the Future. Queens University, February 2012, URL:

http://www.upf.edu/dcpis/_pdf/ 2011-

2012/forum/kymlicka.pdf; Mansur S. The Muddle оf Multiculturalism: a Liberal Critique. Atlantic Institute for Market Studies Halifax, Nova Scotia December

2010, URL: http://www.aims.ca/site/

media/aims/Multicullturalism.pdf; Bloemraad, I. «Utter Failure» or Unity out of Diversity? Debating and Evaluating Policies of Multiculturalism. IMR, Volume 48, Number S1 (Fall 2014), Р. 292-334, URL:

http://sociology.berkeley.edu/sites/default/files/facult

y/bloemraad/Bloemraad_Wright_Debating_Multicult

uralism_2014.pdf

9. Исследования Home Office. URL: http://24ru. com/002/uk05.html

10. Бьюкенен П. демографические процессы. URL: http://www.languages-study.com/demography/ flood.html 11

11. Сунгуров А.Ю. Миграционная политика: сравнительный анализ зарубежного опыта и некоторые рекомендации для России. Публичная политика - 2010 // Сборник статей. СПб. : Норма,

2011, С. 59-75.

5. Saharova V.V. Multiculturalism policy and

the integration of immigrants: a comparative analysis of the experience of the leading countries of the West. M., LLC Center «Chrysostom» 2011, pp. 5, 7. URL: http://fictionbook.ru/static/trials/09/18/88/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

09188846.a4.pdf

6. Balitskaya I.V. Multicultural education in the US, Canada and Australia 6 Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. M., 2008, Available at: URL: http://www.dissercat.com/ content/multikulturnoe-obrazovanie-v-ssha-kanade-i-avstralii

7. Volkova T.P. Classical philosophical concepts of multiculturalism and tolerance // Bauman Bulletin, Volume 14, № 2, 2011, Р. 259.

8. Gunew Sneja. Haunted Nations: The colonial dimensions of multiculturalisms. London: Routledge, 2004; Vasta, E. Accommodating diversity: why current critiques of multiculturalism miss the point. Working Paper № 53, University of Oxford, 2007, URL: https:// www.compas.ox.ac.uk/ fileadmin/ files/ Events/Events_2007/WP075 %20Accom %20Div %20Vasta.pdf; Kymlicka, W. Multiculturalism: Success, Failure, and the Future. Queens University, February 2012, URL: http://www.upf.edu/dcpis/_pdf/ 2011-2012/forum/kymlicka.pdf; Mansur S. The Muddle оf Multiculturalism: a Liberal Critique. Atlantic Institute for Market Studies Halifax, Nova Scotia December 2010, URL: http://www.aims.ca/site/ me-dia/aims/Multicullturalism.pdf; Bloemraad, I. «Utter Failure» or Unity out of Diversity? Debating and Evaluating Policies of Multiculturalism. IMR, Volume 48, Number S1 (Fall 2014), Р. 292-334, URL: http://sociology.berkeley.edu/sites/default/files/facult y/bloemraad/Bloemraad_Wright_Debating_Multicult uralism_2014.pdf

9. Research Home Office Researches. URL: http://24ru.com/002/uk05.html

10. Buchanan P. Demographic processes. URL: http://www.languages-study.com/demography/flood. html

11. Sungurov А.Y. Migration policy: a comparative analysis of international experience and some advice for Russia. Public Policy - 2010 // Collection of articles. St.Petersburg : Norma, 2011, Р. 59-75.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.