ЭКОНОМИКА
Природные ресурсы
Политика локализации
в нефтегазовой промышленности
В.Б. Кондратьев, д.э.н., профессор, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО)_
Политика локализации производства в нефтегазовом секторе для поддержки долгосрочного экономического роста впервые стала широко использоваться за рубежом в начале 1970-х годов после открытия крупных запасов углеводородов в Северном море и включала в себя как ограничения по импорту, так и прямое государственное вмешательство в нефтегазовый бизнес.
Со временем цели политики локализации эволюционировали от создания т.н. прямых, передних связей (т.е. переработка добываемых ресурсов до момента их экспорта с помощью например строительства нефтеперерабатывающих мощностей, развития нефтехимической промышленности и производства удобрений) к формированию обратных связей (т.е. снабжение национальной экономики ресурсами для производства товаров или услуг с помощью трансферта технологий, производство добавленной стоимости в секторе поставок ресурсов, создание внутренней занятости и повышение контроля и долевого владения собственностью).
Концепция «локальности» имеет ряд различных интерпретаций. Например, компания, у которой приобретаются необходимые товары или услуги, может иметь локальное базирование и локальную форму собственности, локально базироваться, но иметь иностранную форму собственности (частично или полностью) или даже иметь локальную форму собственности, но базироваться за рубежом. Эти различия важно учитывать по двум соображениям.
Во-первых, непосредственные выгоды для национальной экономики могут различаться в зависимости от структуры собственности «локальной» компании. Например, иностранные инвесторы могут в меньшей степени быть заинтересованными в инвестировании в компанию с мажоритарным «локальным» (национальным) пакетом акций, а также в передаче своих технологий в такую компанию, где этот инвестор не обладает соответствующим контролем. Во-вторых, любой мониторинг уровня локализации требует определения природы собственности и ее структуры. Если уровень локализации определяется уровнями продаж компании с локальной формой собственности и локальным базированием, необходимо сначала установить, что компания является «локальной» в соответствии с целевыми установками промышленной политики.
Уровень локализации может относиться к рабочим местам и добавочной стоимости, создаваемым на внутреннем рынке национальной экономики в результате деятельности нефтегазовых компаний, или в более узком понимании - к рабочим местам, создаваемым вокруг места деятельности нефтегазовой компании. Уровень локализации может также по-разному рассматриваться на разных стадиях цепочки добавленной стоимости нефтегазовой промышленности.
Уровень локализации, реальный и потенциальный, может быть различным на протяжении жизненного цикла нефтегазовой отрасли. Отдельное месторождение проходит через стадии разведки, обустройства и эксплуатации. Поскольку потребляемые материалы и услуги на этих стадиях могут значительно различаться,
размах и содержание локализации также могут различаться и во времени, и по отдельным стадиям производственной цепочки.
Анализ уровня локализации строится вокруг концепции отраслевых связей. В исследованиях отраслевой структуры хозяйства выделяются три типа связей:
1. Прямые связи, относящиеся к выпуску товаров одной отрасли, которые потребляются другими отраслями (служат ресурсами для их выпуска).
2. Ообратные связи, относятся к спросу одной отрасли на товары и услуги других отраслей (которые используются в качестве сырья, энергии и полуфабрикатов).
3. Финансовые связи относятся к налогам, которые уплачиваются отраслями государству (которые могут затем направляться на закупку других товаров и услуг или сберегаться).
Таким образом, увеличение выпуска в одной данной отрасли влияет на другие отрасли через например рост спроса на их продукцию, увеличение выпуска продукции в них и рост таким образом промежуточного потребления и через увеличение государственных доходов, которые в свою очередь могут использоваться для поддержки объектов экономического развития.
Цепочки добавленной стоимости в нефтегазовом секторе распадаются на различные стадии, некоторые из которых могут существовать даже в виде отдельных субсекторов. На различных стадиях этих цепочек используются различные технологии и промежуточные товары, поэтому потенциал увеличения уровня локализации может также быть различным на разных этапах цепочек добавленной стоимости. Возможности локальной (национальной) экономики поставлять такие промежуточные товары и услуги отрасли ограничены уровнем экономического развития и индустриализации.
Разработка эффективной и устойчивой политики локализации, а также выбор инструментов для ее имплементации требуют определения экономических, социальных и политических целей, которых государство стремиться достигнуть. При разработке такой политики необходимо принимать во внимание геологические и географические факторы (размер и достоверность запасов, их расположение, издержки эксплуатации и т.п.), уровень экономической диверсификации, структуру рынка рабочей силы (уровень безработицы, профессиональный уровень рабочей силы, ее распределение), доступность энергетических источников, структуру нефтегазового сектора (размер и мощность компаний, уровень конкуренции, степень интеграции), характер торговых соглашений и участия в экономических союзах, а также степень государственного регулирования. Этими факторами объясняется то обстоятельство, что одни и те же инструменты политики локализации могут давать разные эффекты в разных страновых условиях.
Локализация в нефтегазовом секторе имеет достаточно широкий спектр целей. Одними из наиболее распространенных являются создание рабочих мест и трансферт технологий. Среди других целей могут быть производство добавленной стоимости в отраслях поставок машин и оборудования, экономическая диверсификация, устранение региональных и локальных социоэкономических дисбалансов, формирование конкурентных преимуществ и исправление провалов рынка.
Политика локализации является частью более широкой экономической политики, направленной на совершенствование производственной структуры отдельных стран. По этой причине эффективность политики локализации зависит от ее взаимодействия и согласованности с политикой более широкого экономического развития и соответствующих инструментов реализации. Например, планы по увеличению занятости могут потребовать улучшения качества образования, повышения мобильности рабочей силы, совершенствования инфраструктуры и т.д. А стимулирование процесса диверсификации может потребовать стабилизации макроэкономического положения, привлечения прямых иностранных инвестиций, заключения торговых соглашений, совершенствования финансового рынка и т.п. Примером такой интеграции может служить Малайзия.
Возникновение нефтяной промышленности в Малайзии относится к 1910 г., когда компанией Shell Oil в стране была обнаружена нефть. До образования национальной нефтяной компании в 1974 г. ведущую роль в нефтегазовом секторе страны играли международные нефтяные компании. Образование национальной нефтяной компании дало импульс дискуссиям о локализации, направленной на развитие национального промышленного потенциала, усиление государственного контроля над сектором и формирование экономических связей с другими секторами хозяйства. Государство в Малайзии традиционно играло активную роль в экономическом развитии страны и ее индустриализации
Природные ресурсы
со времени ее независимости в 1957 году.
Сменяющие друг друга правительства принимали пятилетние планы, в каждом из которых устанавливались цели развития ключевых экономических, социальных и экологических сегментов страны. Эти планы были сфокусированы преимущественно на задачах диверсификации экономической базы и трансформации страны из чисто аграрной в экспортно-ориентированную индустриальную страну.
Политика секторальной интеграции получила дальнейший толчок и усиление в 2010 г. вместе с принятием Программы Экономической Трансформации (ETP), направленной на превращение Малайзии в страну с высоким доходом к 2020 г. Эта программа включает в себя 12 Национальных Ключевых Экономических областей (NKRAs), среди которых нефтегазовому сектору принадлежит важнейшая роль. Включенные в программу экономические сегменты, получают приоритетное государственное планирование, финансирование и ресурсное обеспечение.
В отношении нефтегазового сектора правительство собирается повысить конкурентоспособность своего сектора сервисных услуг и производства оборудования (OFSE) и стать к 2017 г. региональным нефтегазовым хабом. Для этого государственному контролю подлежат три ключевые показателя:
1. Объем инвестиций, осуществляемый международными сервисными нефтяными компаниями и производителями оборудования.
2. Число успешных поглощений ведущими производителями.
3. Число совместных предприятий между ТНК и местными OFSE-компаниями.
Новая политика локализации представляет собой существенное изменение предыдущих подходов, ориентированных на максимизацию уровня локализации, а не на рост добавленной стоимости, повышение конкурентоспособности и устойчивый экономический рост.
В целом нефтегазовый сектор отличается большими объемами капитальных вложений, специальным оборудованием и технологической сложностью, что часто оказывается серьезным барьером для местных производителей. Более того, новые компании на этом рынке сталкиваются с высокой монополизацией рынка, требующей экономии на масштабах производства и высокой конкурентоспособности.
В странах с недостаточным уровнем развития соответствующих мощностей политика локализации более успешно реализуется в сегментах с относительно низкими барьерами для входа на рынок. Некоторые сектора, такие как изоляционные работы и монтаж труб, аренда инструмента и ловиль-ные работы, управление твердыми отходами и др., отличаются относительно низким технологическим уровнем и требуют малого объема инвестиций. Ограниченные объемы оборота в этих сегментах достаточны для покрытия издержек и получения прибыли.
Однако ведущие международные нефтегазовые компании часто заключают долгосрочные контракты на поставку важнейших видов оборудования и услуг со своими традиционными партнерами. Такие соглашения обычно позволяют добывающим компаниям обеспечивать себе более низкие цены, необходимое качество работ и надежность услуг. Глобальные цепочки поставок часто настолько плотно интегрированы, что местным поставщикам, даже если они существуют, трудно получить возможность участия в тендере. Поэтому заинтересованные страны стимулируют интеграцию местных поставщиков в стратегию поставок нефтегазовых
Природные ресурсы
компаний с помощью стимулов и обязательных требований по локализации в сочетании с инфраструктурными инвестициями, расходами на образование и устранением административных барьеров.
Так, в Бразилии в 2003 г. Министерство шахт и энергетики совместно с национальной нефтяной компанией Рей-оЬгаэ приняли программу PROMINP, целью которой является «максимизация локализации товаров и услуг в национальной промышленности на устойчивом и конкурентном базисе при реализации нефтегазовых проектов в Бразилии и за рубежом». В рамках этой программы было проведено диагностическое исследование национальной конкурентоспособности для определения текущих и перспективных возможностей локализации на фоне расчетов ожидаемого спроса на нефтегазовые проекты в течение будущих 20 лет. Затем была разработана контрактная стратегия, принимающая во внимание относительный вес каждого подсектора в нефтегазовой отрасли, уровень местных производственных мощностей и конкурентоспособность каждого сегмента.
Например, в тех секторах, где существуют мощности производства комплектующих, но они недостаточны (как в производстве морских судов, кранов, арматуры и инжиниринговых услуг), стратегия была направлена на стимулирование иностранных компаний заключать партнерские соглашения с бразильскими фирмами. В тех же случаях, когда необходимые мощности отсутствуют или не могут получить развитие (как в производстве турбокомпрессоров, дизельных двигателей и инструментального оборудования), иностранные компании стимулируются к открытию своих отделений в Бразилии, включая строительство платформ, разгружающих судов, производство некоторых видов материалов и оборудования.
С начала действия программы удалось существенно повысить уровень участия бразильских компаний в поставках товаров и услуг для нефтегазовой отрасли, с 57% в 2003 г. до 75% в 2009 г. Это составило в стоимостном выражении 18 млрд долл. дополнительно произведенных товаров и услуг и 755 тыс. новых рабочих мест. Предполагается, что в целом за 2009-2016 гг. дополнительные объемы локализованного производства достигнут в Бразилии 190 млрд долл. [1].
В Индонезии нефть добывается уже более 150 лет и страна является вторым в мире экспортером сжиженного природного газа. С начала 1970-х годов страна приняла на вооружение активную политику экономического регулирования, направленную на развитие национальной обрабатывающей промышленности и повышение профессионального уровня рабочей силы. Однако отрасль по поставкам товаров и услуг для нефтегазовой промышленности остается в стране фраг-ментированной, с большим числом малых локальных предприятий, лишенных достаточных производственных и финансовых возможностей занять лидирующие позиции в данном сегменте и конкурировать на мировом рынке. Локализация в Индонезии ограничивается преимущественно рабочей силой и локальными формами собственности. Технологии и технологический прогресс не являются центральными факторами при выдаче прав собственности на месторождения и соответствующей промышленной политики. Имея в виду наукоемкий и капиталоемкий характер нефтяного сектора, такая политика результировалась в относительно низком уровне локализации по сравнению с региональными соседями Индонезии, обладающими меньшими запасами углеводородов. Несмотря на установление законодательно закрепленных минимальных требований к локализации, на
практике этот уровень колеблется в диапазоне 10.. .20% [2].
Одним из важнейших видов рыночной неэффективности является существование информационной асимметрии: ситуации, когда некоторые участники рынка не имеют доступа к информации, необходимой для принятия правильных инвестиционных решений. Информационная асимметрия, как известно, приводит к рыночной неэффективности и провалам рынка. Даже в странах с законодательно установленными требованиями к локализации поставок товаров и услуг подготовленные местные компании могут не располагать текущей и перспективной информацией о рыночных возможностях, поскольку тендерный процесс и процедуры могут быть организованы под уже известных старых традиционных поставщиков. Эти проблемы могут достаточно легко преодолеваться с помощью государственного регулирования.
Так, в Казахстане в 2002 г. было создано Казахстанское контрактное Агентство (КСА) для:
- повышения локализации через вовлечение казахстанских производителей товаров, работ и услуг в процесс поставок для нефтегазовой промышленности;
- сбора, анализа и управления информацией о проектах локализации и постоянного обновления Унифицированного Реестра Национальных производителей и Иностранных Инвесторов (КСА-Реестр);
- помощи национальным производителям в достижении соответствия промышленным стандартам и требованиям. С помощью КСА-Реестра удалось сделать процесс закупок
и поставок прозрачным как для национальных, так и для иностранных производителей. Нефтегазовые компании обязаны предоставлять всю информацию о поставках через Subsoil User Report Acceptence System (SURAC) для каждого тендера. Эта система SURAC помогает прослеживать информацию о всем процессе поставок от объявления торгов на поставку товаров, работ и услуг до контрактных спецификаций и заключения контракта. В 2012 г. 99% нефтегазовых компаний соблюдали требования по предоставлению информации о поставках товаров и услуг по сравнению с 50% в 2008 г. Кроме того, 98% всех нефтегазовых компаний публиковали информацию о планах будущих поставок (по сравнению с 45% в 2008 г). Общий объем транзакций по поставкам товаров и услуг составил в 2012 г. 8,3 млрд долл., удвоившись с 2010 г. (4,7 млрд долл.) и в четыре раза превысив уровень 2002г. (2 млрд долл.).
В Норвегии в связи с освоением ряда нефтяных месторождений в Баренцевом море в 1997 г. была создана Ассоциация поставщиков арктической нефти (PASA). Эта ассоциация финансируется ее членами и работает в тесном сотрудничестве с государственной компанией Statoil, региональными и муниципальными властями, нефтедобывающими и снабжающими предприятиями. Ассоциация способствует обмену информацией между нефтедобывающими компаниями и местным бизнесом о реализации проектов и программах обучения. Через PASA ее члены получают информацию о ходе реализации проектов, а также о поставках необходимых товаров и услуг. Среди членов ассоциации есть ряд крупных компаний, имеющих опыт работы на шельфе. Однако большая часть - малые и средние компании севера Норвегии, не имеющие специальных знаний и опыта в нефтегазовом секторе [3].
Отдельные звенья нефтегазовой цепочки добавленной стоимости имеют разную степень технологической сложности, уровня рисков и размера ренты. Большая часть деятельности в этой цепочке носит капиталоемкий характер и требует экономии на масштабах производства для генерирования
ЫБК — ЗАЛОГ НАИЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА
Since 1916
Компания ЫБК приводит мир в движение - например, в области горнодобывающей промышленности. Являясь лидером в производстве подшипников качения, ЫБК сочетает столетнюю историю успеха и высокое качество продукции.
MOTION & CONTROL"
www.nskeurope.ru
Природные ресурсы
прибыли. В верхней части цепочки добавленной стоимости прямые и обратные связи испытывают особенно сильное влияние динамики рынка (цены на сырьевые товары, уровень спроса, зрелость, размеры месторасположений и ресурсной базы, доступность и надежность источников энергии и т.д.), а также технологий.
Технологическая емкость нефтегазовой цепочки добавленной стоимости ограничивает возможности участия локальных компаний в качестве эффективных поставщиков товаров и услуг. Осознавая эти ограничения, некоторые страны разрабатывают планы по локализации производства для сегментов с относительно низкими технологическими и инвестиционными барьерами, фокусируясь на товарах и услугах, которые страна уже производит или может эффективно производить, с акцентом на развитие со временем конкурентных преимуществ.
Многие страны обладают достаточно ограниченной промышленной базой, которая не может получить развитие без тех или иных форм государственной поддержки. Поэтому не удивительно, что политика локализации содержит определенные меры протекционизма и поддержки отечественных частных и государственных компаний. Эти меры способны эффективно решать проблемы информационной и производственной асимметрии, защищая национальные компании от конкуренции и позволяя сосредоточиться на развитии необходимых компетенций и масштабов производства.
Надо отметить, что определенный уровень защиты или в форме заданной предельной цены, или в форме налогов, сборов, стимулов и других механизмов часто гарантируется национальным компаниям даже в странах с развитой индустриальной базой. Установление предельной цены является, вероятно, наиболее простым инструментом стимулирования развития локализации.
Но даже если ценовые преимущества законодательно устанавливаются в контрактах или в регулирующих документах, локальные компании не всегда имеют возможность воспользоваться этим из-за чрезмерного для них объема контракта. В этих случаях большие контракты могут разбиваться на несколько более мелких по объему, чтобы дать возможность локальным поставщикам участвовать в сложных цепочках поставок и совершенствовать свои компетенции, возможности и профессиональный уровень. Кроме того, такая разбивка может стимулировать внутреннюю конкуренцию, ведущую к росту эффективности и снижению цен, что частично компенсирует дополнительные издержки, возникающие в результате необходимости администрирования и координации большого числа контрактов.
В настоящее время существует большое число работ, посвященных значению передачи знаний и технологий между странами и их роли в экономическом развитии и эффективности национальных компаний. Однако при этом нужно иметь в виду, что размер инвестиций, доступность рынка и права интеллектуальной собственности часто ограничивают потоки знаний и технологий между странами и компаниями. Более того, в ряде работ, посвященных проблемам взаимосвязей между структурой собственности компаний и эффективностью, утверждается, что характер структуры собственности оказывает влияние на объемы передачи технологий и трансфер знаний: этот эффект оказывается более значимым, если доля иностранного инвестора в структуре собственности локальной компании является миноритарной [4] .
Вследствие технологической сложности нефтяного сектора и специализированных (потребляемых) факторов произ-
водства передача знаний и технологий выступает важнейшим условием успешного развития добавочной стоимости прямых и обратных связей, возникающих в национальной экономике вследствие ее локализации. В этой связи все нефтедобывающие страны проводят политику стимулирования, а в некоторых случаях принуждения передачи технологий и знаний.
Так, в Малайзии в дополнение к требованиям по реализации программ обучения каждая нефтедобывающая компания обязана ежегодно тратить 0,5% стоимости добываемой нефти на местные исследования и разработки. Такие инвестиции поддерживаются также и налоговыми льготами. В Бразилии нефтяные компании обязаны затрачивать 1% стоимости добытой с каждого месторождения нефти на исследования и разработки. До 50% таких инвестиций должны ре-ализовываться нефтяными компаниями в своих исследовательских центрах внутри страны. Другая половина идет на финансирование исследований в аккредитованных государством университетах и научных центрах.
В Норвегии политика локализации была законодательно оформлена в 1972 г. и образован Департамент Товаров и Услуг для:
- поддержки национальных компаний-поставщиков через создание совместных предприятий, стимулирования НИОКР и передачу технологий;
- наблюдения за тендерным процессом и обеспечения участия в них национальных компаний;
- установления минимальных требований к локализации и контролю за их соблюдением.
В действительности политика локализации в Норвегии определялась главным образом национальной стратегией на развитие исследований и разработок и передачу технологий. Иностранные добывающие компании, пришедшие в страну в конце 1970-х годов интенсивно стимулировались на создание партнерств в сфере НИОКР и совместных проектов и программ развития с норвежскими компаниями и исследовательскими институтами. Технологические инвестиции и стратегии передачи технологий нефтяными компаниями были центральным звеном лицензионного процесса.
Вступление Норвегии в Европейское экономическое пространство и нормы ВТО ограничили защиту национальной промышленности и ослабили политику локализации. Тем не менее Закон о нефти устанавливает требования относительно политики закупок нефтяных компаний:
- конкурентные норвежские компании должны иметь реальную возможность получать заказы;
- нефтяные компании обязаны заранее извещать норвежские промышленные и строительные фирмы о предстоящих тендерах;
- нефтяные компании обязаны не менее 50% всех необходимых им НИОКР осуществлять на территории Норвегии. Однако промышленность нефтегазовых поставок получила значительное развитие еще до присоединения к ЕЭС, усилив затем уже существовавшие производственные мощности в судостроении, судоходстве и добывающей промышленности.
Недостаток квалифицированной рабочей силы по всей нефтегазовой цепочке добавочной стоимости - распространенное явление практически во всех добывающих странах. Эта проблема связана со структурой рабочей силы, где средний возраст профессиональных кадров один из самых высоких в экономике, и где многие могут уйти на пенсию в ближайшие десять лет. Кроме того, в течение уже ряда лет наблю-
ЭКОНОМИКА
Природные ресурсы
дается понижательный тренд в наборе студентов на технические специальности, связанные с нефтегазодобычей. И этот уровень остается ниже, чем в 1980-е годы [5]. Наиболее типичным является дефицит технических специальностей высшего уровня в таких областях, как геологические науки и инженерные кадры, а также технические специалисты среднего звена и управленцы.
На дефицит профессиональных кадров могут оказывать влияние следующие факторы:
- качество национальной системы образования, которая не способна обеспечивать потребности в рабочей силе нужной квалификации и уровня знаний;
- размеры нефтегазовых запасов, которые могут быть недостаточны для поддержки развития устойчивых обратных связей;
- темпы добычи, слишком быстрые для адекватного развития квалификации рабочей силы.
В результате, дефицит кадров часто восполняется использованием экспатриантов, особенно на технических и управленческих должностях.
Политика занятости в нефтегазовом секторе может варьировать от «командного» типа (Индонезия, Казахстан) до более рыночноориентированного (Бразилия, Малайзия). Выбор той или иной политики и ее инструментов определяется характером и размерами дефицита кадров. В некоторых странах (например, в Индонезии, Малайзии) политика образования и занятости нацелена на формирование компетенций и знаний, которые могут быть использованы в других отраслях экономики. Такая политика включает в себя развитие профессиональных навыков, общих для всех отраслей, а также стимулирование развития кластеров отраслей, обладающих естественной синергией с нефтегазовым сектором экономики.
Нефтегазовая промышленность, как известно, отличается наличием крупных игроков, способных осуществлять масштабные инвестиции в НИОКР с целью снижения издержек, повышения производительности и обеспечения технологических преимуществ. Вследствие этого сотрудничество и взаимодействие между нефтегазовыми компаниями, сервисными фирмами, национальными нефтяными корпорациями и малыми специализированными (часто локальными) поставщиками товаров и услуг являются важнейшим фактором и условием устойчивого развития национальной промышленности. Поэтому рядом стран используются географические и отраслевые кластеры как средство ускоренного развития локальных предприятий и механизм усиления национальной технологической системы. Более того, в ряде стран кластерная концепция выходит за рамки внутреннего рынка с целью получения синергетического эффекта от развития межрегиональных хабов и интеграции процесса локализации в региональное пространство для получения экономии на масштабах производства, необходимой для поддержания национальных конкурентных преимуществ.
Например, Норвегия с момента начала эксплуатации нефтегазовых ресурсов столкнулась с проблемой формирования национальных компетенций в уже сложившейся индустрии. Хотя к этому времени в стране была создана определенная промышленная база, здесь не было достаточных компетенций и потенциала для нефтегазового сектора. Обладая хорошими макроэкономическими условиями и почти полной занятостью государство опасалось, что отданная на откуп свободному рынку эксплуатация ресурсов будет способствовать перегреву экономики.
Высокопрочный компаунд
КАЬСПЕТ
Сочетание преимуществ материала увеличивает срок эксплуатации оборудования:
■ Высокая износостойкость
■ Бесшовная футеровка и простая укладка
■ Высокая температурная устойчивость до 1200 °С
■ Защита поверхностей сложной геометрической формы
КАЬСКЕТ всегда имеется в наличии, легко наносится мастерком, методом литья и напыления.
<
s <
Павильон 1 Стенл 1АЗ
kalcret.com
( Г(| Kalenborn
* L Wear Protection Solutions
Природные ресурсы
Поэтому контроль над темпами освоения нефтегазовых месторождений и формирование национальных компетенций и соответствующей производственной базы стали приоритетами экономической политики. Это вылилось в прямое государственное вмешательство с помощью национальной нефтяной компании $1а1ш1, создания условий лицензирования, требующих передачи технологий от иностранных национальным компаниям и поддержки развития локальных поставщиков.
Эта стратегия помогла Норвегии сформировать мощный национальный кластер поставщиков товаров и услуг для нефтегазовых добывающих компаний, в котором занято около 120 тыс. человек, а объем продаж составляет 30 млрд долл. для внутреннего и 20 млрд долл. для внешнего рынка[6]. Входящие в этот кластер компании располагаются по все звеньям нефтегазовой цепочки добавленной стоимости, особенно в верхнем ее сегменте, имея в виду относительно малый размер норвежского товарного рынка. Размер этих компаний варьирует от транснациональных корпораций до небольших стартапов. Наиболее успешными из них являются те, что смогли включиться в процесс интернационализации. Согласно исследованиям сегментами с наивысшей нормой прибыли являются - геология, сейсмика и бурение, которые отличаются также высокой долей международных продаж [7].
Такие компетенции получили развитие в Норвегии в результате кооперации и сотрудничества компаний, поддержанных центральной и региональными властями. Кроме того, государство стимулировало дальнейшее развитие уже имеющихся компетенций и потенциала в смежных отраслях, таких как судостроение и горная промышленность. В то же время доминирующие позиции на рынке получила Statoi1 в деле поддержки поставщиков и стимулирования инноваций. Эта же компания активно участвовала в формировании кластеров и в других нефтедобывающих странах, таких как Ангола, Мексика, Бразилия и Россия.
В формировании нефтегазового кластера в Малайзии главную роль сыграла также государственная национальная компания Petronas, создающая возможности для роста местных компаний и развития их компетенций по всей цепочке добавленной стоимости. Промышленность нефтегазовых услуг и оборудования (OFSE) сосредоточена главным образом в верхних сегментах этой цепочки и включает в себя: услуги наземного и подводного бурения, геофизические услуги, инжиниринг и строительство, производство и сборка оборудования, производство, установка, управление и ремонт нефтегазовых морских платформ. При поддержке Petronas развитие получили и местные компании, работающие бок о бок с крупнейшими транснациональными корпорациями, открывшими свои производства в Малайзии.
В соответствии с Программой Экономической Трансформации (ЕТР) от 2010 г. правительство Малайзии разработало пакет всеобъемлющих мер по повышению конкурентоспособности своего OFSE сектора с целью превратить страну в ведущий нефтегазовый сервисный хаб Азии, а также повысить роль Малайзии в торговле сжиженным природным газом. Как известно, компании OFSE-сектора Западной Европы и США расположены в небольшом числе кластеров, таких как Абердин, Ставангер и Хьюстон. Малайзия имеет все возможности превратиться также в похожий развитый кластер, имея конкурентную рабочую силу, технологически сложно извлекаемые запасы (глубоководные), предъявляющие спрос на специальное сервисное и добывающее оборудование, географическую близость к богатым ресурсами странам Азии и Среднего Востока.
Для реализации этих конкурентных преимуществ государство разработало стратегию на:
- дальнейшее привлечение транснациональных OFSE-ком-паний в страну;
- выращивание из местных компаний региональных чемпионов, стимулируя развитие соответствующих мощностей;
- формирование совместных предприятий с транснациональными OFSE-корпорациями в ключевых сегментах цепочки добавленной стоимости.
В соответствии с этой стратегией в Малайзии в 2011 г. была создана Малайзийская корпорация нефтяных ресурсов с задачами контроля национальной промышленности, стимулирования координации между существующими, планируемыми и потенциальными кластерами в OFSE-сегменте, а также создания благоприятного предпринимательского климата для транснациональных корпораций. Вслед за финансовыми стимулами в страну часть своих операций перевели и такие международные компании, как Vitol Trading, YTL Power International Bhd, BBEnergy&Rotterdam Group.
Заключение
Проведенный анализ показал, что политика устойчивого экономического развития на базе нефтегазового сектора имеет долгосрочный характер. Не все страны, проводившие политику локализации для стимулирования экономической диверсификации, добились успехов. Причины в каждом случае были разными - от высоких политических рисков, слабой законодательной и регулятивной среды до плохого управления, отсутствия строгой концепции и плохого планирования.
Для стран, добившихся успехов в этой политике, можно выделить несколько важнейших факторов:
• Тщательный анализ секторов и кластеров, планируемых к поддержке (например, сервисные нефтяные услуги, машины и оборудование, нефтепродукты, нефтехимия, удобрения и т.п.), и возможное их влияние на развитие других сегментов и кластеров, смежных с нефтегазовым по характеру используемого исходного сырья, комплектующих и материалов (электроника, инжиниринг, строительство и т. д.);
• Четкое понимание:
- факторов, необходимых для развития определенных звеньев в цепочке стоимости того или иного сектора;
- возможностей локального рынка по поддержке таких секторов и их интернационализации;
- вклада каждого сектора в национальную экономику, по которому осуществляется приоритетность их поддержки.
• Оценка существующего разрыва в профессиональном уровне рабочей силы и мощностях по сравнению с другими странами, позволяющая задавать реалистические цели политики локализации, устанавливать правильные показатели, по которым осуществляется оценка результативности политики.
Информационные источники:_
1. Oil and Gas Brazilian Industry Mobilization Program. PROMINP, 2010, http://investimentos.mdic.gov.br/public/arquivo/arq1274106807.pdf
2. Report On Oil and Gas Field Equipment and Services Market in Indonesia. EEPC, January 2002, 40p. http://docslide.us/documents/i0128.html
3. http://www.petroarctic.no/
4. Dimelis S. and H. Louri. "Foreign Direct Investment and Efficiency Benefits: A Conditional Quantities Analysis." CERP Discussion Paper, No 2868, Center for Economic Policy Research, London, 2001, 29p. http://www.aueb.gr/imop/papers/DP149.pdf
5. Skills Shortages in the Global Oil and Gas Industry: How to Close the Gap. CRES and the United Nations Institute for Training and Research. CRES, 2008.
6. Sasson A. and Blomgren. "Knowledge Based Oil and gas lndustry."Bl Norwegian Business School. No. 3, 2011, 131p.; "The Norwegian Oilfield Service Analysis 2013". Ernst & Young, 2014,36p.
7. Leskinen O, P. Bekken, and M. Garcia. "Oil and Gas Cluster: A Story of Achieving Success through Supplier Development." Harvard Business School. 2012,36p.