Научная статья на тему 'Политика кризисного восстановления моногородов: модель реформирования регионального пространства северных территорий'

Политика кризисного восстановления моногородов: модель реформирования регионального пространства северных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) МОНОГОРОД / ПОЛИТИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ / КРИЗИС / ОБНОВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА / NORTHERN (ARCTIC) SINGLE-INDUSTRY TOWN / RESILIENCE POLICY / CRISIS / RENEWAL / INNOVATION / SOCIAL CAPITAL / LOCAL COMMUNITIES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика кризисного восстановления моногородов: модель реформирования регионального пространства северных территорий»

ПОЛИТИКА КРИЗИСНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНОГОРОДОВ: МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

SINGLE-INDUSTRY TOWNS' CRISIS RECOVERY POLICY: A MODEL OF REFORMING REGIONAL SPACE OF THE NORTHERN TERRITORIES

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-406-412 КНЯЗЕВА Галина Алексеевна

Профессор, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, руководитель Коми регионального отделения ВЭО России, д.э.н., профессор Galina A. KNYAZEVA

Professor, Sorokin Syktyvkar State University, Head of the Komi Regional Branch of the VEO of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor

В статье рассмотрены вопросы восстановления экономики моногородов российской Арктики в условиях изменений, вызванных ростом глобальных экономических потерь из-за последствий пандемии коронавируса. Выявлены проблемы реализации стратегических планов развития моногородов на основе модели диверсификации экономики градообразующего предприятия. Показано, что модель на основе только государственной поддержки градообразующего предприятия может решить проблемы экономики моногорода на небольшой период времени, возникнет необходимость поиска новых моделей для развития моногородов. Предложена модель реформирования пространства, в которой к ресурсной экономике добавляются диверсифицированные возможности сообщества.

The article considers the issues of economic recovery in single-industry towns of the Russian Arctic under changes caused by the growth of global economic losses due to the consequences of the coronavirus pandemic. We identified the problems with implementing strategic plans for the development of single-industry towns based on a model of diversified economy of a city-forming enterprise. Such model based only on state support of a city-forming enterprise can solve the problems of the economy of a single-industry town for a short period of time, there will be a need to search for new

Аннотация

Abstract

models for the development of single-industry towns. We propose the space-reforming model in which diversified community capabilities are added to the resource economy.

Ключевые слова Северный (арктический) моногород, политика восстановления, кризис, обновление, инновация, социальный капитал, местные сообщества.

Keywords Northern (arctic) single-industry town, resilience policy, crisis, renewal, innovation,

social capital, local communities.

Введение

В последние годы исследователи социально-экономических проблем Арктики отводят все большее внимание моногородам с преобладанием одного предприятия с монопрофильной структурой экономики. В Арктической зоне находится 18 моногородов, в которых проживает около 30% населения Арктики. Исторически сложилось так, что индустриализация Арктики началась в середине ХХ века с открытием уникальных месторождений природных ресурсов в условиях благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков. В этот послевоенный период восстановление промышленности нуждалось в ресурсах в значительных масштабах. Экономическая деятельность по добыче природных ресурсов поддерживала малые северные поселения и во многом опиралась на внешнюю рабочую силу. Послевоенные переселения гарантировали много рабочих мест с хорошей оплатой труда, что помогало местной экономике двигаться дальше. Важно, что для того, чтобы промышленные предприятия работали в удаленных местах, работникам необходимо получать соответствующие социальные услуги. В результате государство в значительной степени инвестировало в здравоохранение, услуги и инфраструктуру для создания хорошего качества жизни по стандартам 1960-х и 1970-х годов. Реструктуризация, которая произошла в экономической и политической сферах России после 1990-х годов, изменила эти базовые условия.

Проблема моногородов привлекла внимания исследователей только во время кризиса 2008 г., когда отрицательные характеристики стали особенно заметны, пошел процесс сокращения инвестиционных программ, резкое снижение стоимости экспортной продукции и спроса на нее привели к сокращению финансовых возможностей градообразующих предприятий и, соответственно, значительно снизили бюджетную обеспеченность моногородов. С учетом опыта прежнего индустриального периода многие исследователи связывают решение проблем моногородов с экономической диверсификацией, с нахождением новой экономически оправданной специализацией. Однако в современных условиях новая специализация города может быть конкурентной на небольшой период времени, а дальше возникает необходимость инновационного обновления экономики. Источник ускоренных изменений, с которыми сегодня сталкиваются небольшие городские населенные пункты, двигается мировой экономикой. Последние экономические бумы и глобальный экономический спад, начавшийся в 2008 году, показали скорость, с которой могут происходить эти изменения, и степень их воздействия.

Существующий подход к решению проблем развития моногородов в настоящее время ограничен предложениями, связанными с диверсификацией производства градообразующего предприятия, поддержкой социальной сферы и инвестициями в инфраструктурные объекты. Множество новых факторов управляют конкурентным преимуществом в настоящее время, включая инновации, обучение, повышение ка-

чества образования и способность управлять местными активами. Все традиционные составляющие конкурентных преимуществ по-прежнему важны, например хорошая инфраструктура, подходящее расположение и экономическая поддержка. Теперь, однако, сообществам в моногородах необходим социальный капитал и социальная сплоченность. От того, как моногорода на Севере реагируют на изменения и используют их уникальные активы и условия, зависит их успех в новой экономике. Поэтому изучение всей совокупности факторов, которые оказывают и будут оказывать на развитие северных моногородов в условиях глобализации, и того, как небольшие сообщества могут на них реагировать, является актуальным.

Развитие моногородов:

диверсификация экономики градообразующего предприятия

Северные моногорода связаны с экстремальными климатическими и природными условиями, характер и направления развития во многом определяются неблагоприятным транспортно-географическим положением. По результатам исследования Институтом прикладных и политических исследований в Аналитическом докладе «Моногорода Арктической зоны РФ: проблемы и возможности развития» сделан вывод, что большинство северных (арктических) моногородов по основным показателям социально-экономического развития, инфраструктурной обеспеченности существенно отличаются от моногородов в других российских регионах. Поэтому необходима разработка мер государственной поддержки с «включением» специфических мультипликационных параметров, учитывающих особенности каждого арктического моногорода на основе методического инструментария по внедрению и применению соответствующей модели [1].

Анализ основных социально-экономических показателей северных моногородов показывает, что эти регионы характеризуются низкими показателями по численности населения и численности занятых в экономике. Динамика населения - один из наиболее доступных и простых индикаторов социально-экономического развития города. Убыль населения, обусловленная в моногородах в основном миграционным оттоком, свидетельствует о неблагоприятной ситуации на рынке труда, низком качестве социально-бытовых условий [2].

Стратегия развития моногородов, принятая федеральными органами власти, разрабатывается с применением подхода «сверху вниз». Правительством РФ были приняты ряд мер, направленных на решение социально-экономических проблем моногородов, в числе которых - разработка моногородами Комплексных инвестиционных планов (КИп) модернизации этих городов. Несмотря на принятый подход к условиям выделения средств государственной поддержки моногородам, основанный на принципах стратегического планирования и управления их развитием, он не отвечает целям и задачам развития города как системы [3].

Для моногородов, которые не обладают потенциалом диверсификации градообразующего предприятия, необходимы другие модели развития, в том числе сжатия или ликвидации. Для северных городов наиболее оправданной является сценарий «управляемое сжатие». Эта модель прежде всего связана с сокращением численности населения города до оптимального размера. При этом с учетом состояния городской экономики обеспечиваются социальные гарантии жителям, которые остаются в городе. Условием реализации этой модели является наличие в городе или поселке перспективы на структурную перестройку городской экономики [4].

Сложившееся положение в арктических моногородах к настоящему времени отражает социально-экономическая ситуация города Воркуты Республики Коми, который входит в состав Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Воркута является крупным центром добычи угля Печорского угольного бассейна с единственным градообразующим предприятием АО «Воркутауголь». Город расположен на крайнем северо-востоке Республики Коми, в Большеземельской тундре, в зоне распространения многолетней мерзлоты, в 160 километрах севернее Полярного круга и в 140 километрах от побережья Северного Ледовитого океана. В 2019 г. город причислен к моногородам, а в 2015 г. отнесен к моногородам с высокими рисками ухудшения социально-экономического положения.

Официально на начало 2019 года в городе проживало 54 223 чел., что составляет 26% от численности населения в 1990 году. Воркута является городом-лидером не только в Республике Коми по сокращению численности населения, а также самым быстро вымирающим городом России. Следует отметить, что 14 тыс. пенсионеров, имеющих северный стаж, стоят в очереди на переселение в центральные районы России. Трудная проблема для Воркуты - это брошенные дома, в городе зарегистрирован самый большой в стране фонд пустующего муниципального жилья -5,1 тыс. квартир, на их содержание из бюджета выделяется около 500 млн руб. [5].

После включения Воркуты в список моногородов сформирована и обучена в Фонде развития моногородов управленческая команда, в состав которой входят глава моногорода, представитель региональной власти и институтов развития, представитель бизнеса. По окончании обучения управленческая команда разработала программу социально-экономического развития города и создания комфортной городской среды.

Основные надежды моногород связывает с АО «Воркутауголь», на котором работают 6 тыс. чел., примерно в подрядных обслуживающих организациях занято примерно столько же. Лицензия на разработку угля и соответствующая программа работы разработана до 2037 г. Продолжение угледобычи после 2037 года акционерное общество связывает с получением налоговых инвестиционных преференций, которые могут предоставить в рамках принятия арктического законодательства. Рассматривается также государственно-частное партнерство по строительству новых шахт. Ситуация в Воркуте и в экономическом, и социальном аспектах настолько сложная, что развитие ее находится на президентском контроле. Президентом РФ было поручено до конца 2019 года разработать и утвердить стратегический «План развития моногородов Воркута и Инта», обратив особое внимание в документе мерам по поддержке занятости населения, перспективам развития угледобычи, а также определению источников финансирования мероприятий плана. План был разработан, он базируется в основном на увеличении угледобычи. Однако такой подход связан с большими рисками. По прогнозам, мировые цены на уголь будут падать, а внутреннее потребление - снижаться. На основе оценки предложенных мероприятий можно сделать вывод, что перехода от моногорода к диверсификационной экономике не произойдет, велики также риски получения новых потрясений от снижения цен на энергоресурсы.

Обновление моногородов:

реформирование пространства с переходом к экономике места

Существенное значение для понимания специфики социально-экономических функций и роли северных моногородов имеют труды специалистов, исследующих различные аспекты городской экономики в целом и экономики отдельных видов город-

ских поселений на севере. В некоторых работах авторы подвергают критике широко распространенную в отечественной научной литературе оценку ситуации в монопрофильных городах, которая в основном базируется на анализе отраслевой специализации промышленности моногорода, соответственно рекомендации относятся в основном к развитию градообразующего предприятия. В отличие от этого авторы предлагают реформирование моногородов с включением исследования фундаментальных основ экономического развития, а именно - способности городской системы к инновационному поиску [6].

В зарубежных северных странах реализуются новые модели развития сырьевых регионов, основанные на научных исследованиях и опыте перехода всего сообщества к обновлению. Такая модель названа исследователями «экономика места», или локальная экономика. Важно, что в этих моделях экономическое развитие опирается на инновации и прочную основу развития сообщества.

Переход скандинавских северных стран к разработке новой модели развития по переходу местных сообществ к обновлению начался в 90-е годы. В качестве примера можно привести «Проект Процессов Преодоления в Приполярной области», который разработан в Институте прикладной науки в норвежском Университете Тромсе и стал основой стратегии развития северных территорий Норвегии [7]. Новая модель основана на развитии всего сообщества и включает элементы, которые должны присутствовать в стратегии малых городов, сельских поселений:

■ Инновационные ответы на глобализацию. Стратегия должна быть инновационной, она должна содержать элементы, которые являются новыми в сообществе, и представлять собой новый способ ведения или маркетинга традиционной деятельности.

■ Коллективные действия. Это имеет отношение к одной из сравнительных преимуществ небольших сообществ - силе социального капитала, которая облегчает инновационное сотрудничество на уровне группы или сообщества.

■ Формирование идентичности - от традиционной к гибридной. Стратегия должна иметь смысл для большинства людей на местном уровне и отражать культурные особенности местных сообществ.

■ Государственная поддержка. Одним из аспектов новой модели является вопрос о роли и месте государства в преодолении негативных процессов на севере, вызванных глобализацией. Государство в большинстве случаев, по крайней мере в Норвегии, служит буфером для поглощения негативных последствий сил глобализации, вносит свой вклад в поддержание сельских сообществ.

Экономика Северной Британской Колумбии Канады, индустриализированная (после 1950 г.) с использованием модели промышленного расширения ресурсов, все еще сильно зависит от экспорта природных ресурсов. Обновленная модель «экономики места», предложенная Институтом развития сообществ в Университете Северной Британской Колумбии, определяет три элемента стратегического подхода к локальному процессу развития малых городов. Первый предполагает выявление базовых составляющих сообщества и его целей. Второй включает в себя разработку списка вариантов и возможностей, а также создание бизнес-кейсов для этих вариантов и возможностей, в то время как третий включает в себя стратегию внедрения, которая сосредоточена на развитии партнерств, долгосрочных обязательств, долгосрочного финансирования, гибкости и прозрачности применения [8].

Экономические и социальные изменения, происходящие в сельской местности и малых городах, очень схожи по всему Северу. Создано международное партнерство

с целью устойчивого развития северных муниципалитетов и сохранения и поддержки традиционного образа жизни коренных народов Севера, во взаимодействии с Университетом Арктики, в которое вошли университеты стран-участников, такие как Норвежский Арктический университет в Тромсе, Университет Северной Британской Колумбии (Канада), Северо-Восточный федеральный университет (Россия), Сыктывкарский государственный университет (Россия). Научные коллективы, сформированные на базе этих университетов, проводят исследовательскую и практическую работу по местному и региональному развитию в ряде российских регионов. Основные виды совместной практической работы - это проведение семинаров, воркшопов в городах и сельских поселениях Республики Коми и Республике Саха (Якутия). Основная задача практической деятельности Университета Арктики - помочь местным сообществам переосмыслить планы развития территории, оценить потенциал и ресурсы для создания новых возможностей, которые соответствуют интересам местных сообществ и региона. Университеты явились образовательными площадками для проведения бизнес-школ по предпринимательству и социальному проектированию для жителей северных муниципалитетов. Участники партнерства понимают, что местное и региональное развитие в быстро меняющейся глобальной экономике является не одномоментным решением, поэтому настоящая и дальнейшая деятельность партнерства нацелена, как и прежде, на создание устойчивых сообществ, экономики, культуры и окружающей среды.

Заключение

Государственная поддержка моногородов прежде всего нацелена на диверсификацию градообразующего предприятия, моногород рассматривается как центр производства, а не как сложная многофункциональная система со значительными объемами материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Однако «диверсификация» не помогает вскрыть процессы развития и трансформации экономики моногорода, приводит к упрощенному представлению о роли и приоритетах развития моногородов, затрудняет их развитие, сдерживает формирование новых функций, ограничивает возможности защиты интересов местного сообщества.

Региональный подход к решению проблем развития северных территорий должен базироваться на инструментах и моделях, учитывающих ресурсы и возможности экономики на месте, находя баланс между экономическими, общественными, экологическими и культурными проблемами.

Библиографический список

1. Моногорода Арктической зоны РФ: проблемы и возможности развития. Аналитический доклад / Институт прикладных политических исследований, Центр обеспечения деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Москва, 2015. URL: http://www.arctic. дата обращения: 20.01.2020).

2. Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию: монография. - Москва: Директ-Медиа, 2014.

3. РябоваЛ.А, ДидыкВ.В, Корчак Е.А., Башмакова Е.П, Емельянова Е.Е.Арктические моногорода Российской Федерации: социальные проблемы, пути их решения и роль ресурсных корпораций // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - № 3. - 2013. - С. 34-50.

4. Моногорода. Перезагрузка. Поиск новых моделей функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях. БАЗЭЛ. URL: http://www.basel.ru/bitrix/images/catalog.pdf. (Дата обращения: 18.01.2018).

5. Воркута - зеркало Русской Арктики. Валентин Юшкевич https://regnum.ru/news/economy/2787574. html (Дата обращения: 30.02.2020).

6. Замятина Н. Ю, Пилясов А.Н. Инновационный поиск в монопрофильных городах: блокировки развития, новая промышленная политика и план действий. - М: ЛЕНАНД, 2015.2016 с.

7. Аарстетер Н. Стратегия преодоления на Севере: модель для реструктуризации сообщества на примере Северной Норвегии //Устойчивое развитие на циркумполярном севере /под ред. Тура Герцена и Грега Халсета-Тематическая сеть Университета Арктики по местному и региональному развитию, 2015. С. 64-74.

8. Markey S., Halseth G., Manson D. Investing in Place. Economic Renewal in Northern British Columbia. UBC Press 2012.338 p.

References

1. Monogoroda Arkticheskoi zony RF: problemy i vozmozhnosti razvitiya. Analiticheskii doklad / Institut prikladnykh politicheskikh issledovanii, Tsentr obespecheniya deyatelnosti Gosudarstvennoi komissii po voprosam razvitiya Arktiki. Moskva, 2015. URL: http://www.arctic. data obrashcheniya: 20.01.2020 g.).

2. Turgel' I.D. Monofunktsionalnye goroda Rossii: ot vyzhivaniya k ustoichivomu razvitiyu: monografiya. -Moskva: Direkt-Media, 2014.

3. Ryabova L.A.,DidykV.V., KorchakE.A., Bashmakova E.P.,Emelyanova E.E.Arkticheskie monogoroda Rossiiskoi Federatsii:sotsialnyeproblemy,putiikh resheniya irol'resursnykh korporatsii//Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie Severa: Vestnik nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. - № 3. - 2013. - S. 34-50.

4. Monogoroda. Perezagruzka. Poisk novykh modelei funktsionirovaniya monogorodov Rossii v izmenivshikhsya ekonomicheskikh usloviyakh. BAZEL. URL: http://www.basel.ru/bitrix/images/catalog.pdf. (Data obrashcheniya: 18.01.2018).

5. Vorkuta - zerkalo Russkoi Arktiki. Valentin Yushkevich https://regnum.ru/news/economy/2787574.html (Data obrashcheniya: 30.02.2020).

6. ZamyatinaN.Yu,PilyasovA.N.Innovatsionnyipoiskvmonoprofilnykhgorodakh:blokirovkirazvitiya,novaya promyshlennaya politika i plan deistvii. - M: LENAND, 2015.2016 s.

7. Aarsteter N. Strategiya preodoleniya na Severe: model' dlya restrukturizatsii soobshchestva na primere Severnoi Norvegii // Ustoichivoe razvitie na tsirkumpolyarnom severe/ pod red. Tura Gertsena i Grega Khalseta-Tematicheskaya set' Universiteta Arktiki po mestnomu i regionalnomu razvitiyu, 2015- s. 64-74.

8. Markey S., Halseth G., Manson D. Investing in Place. Economic Renewal in Northern British Columbia. UBC Press 2012.338 p.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»

167001, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д. 55.

Sorokin Syktyvkar State University, 55, Oktyabrskiy pr., Syktyvkar, 167001, Russia

Князева Галина Алексеевна / Galina Knyazeva

gknyazeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.