Научная статья на тему 'Политика кооперации аграрного сектора Узбекистана и ее перспективы в контексте опыта развитых стран Запада и Востока (США, Канады, Южной Кореи, Японии, Китая)'

Политика кооперации аграрного сектора Узбекистана и ее перспективы в контексте опыта развитых стран Запада и Востока (США, Канады, Южной Кореи, Японии, Китая) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
303
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА КООПЕРАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА / ПРОГРАММА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ВЫРАВНИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ИННОВАЦИИ / РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / POLITICS OF COOPERATION IN AGRICULTURAL SECTOR / PROGRAMME OF FUNCTIONING / SPECIAL LAWS / INERNATIONAL COMMUNITY / EQUALIZATION OF ECONOMIC CONDITIONS / INNOVATIONS / SOLVING OF SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Матчанова Амангуль

В статье рассматривается одна из кардинальных проблем большинства государств современности перспективы развития политики кооперации аграрного сектора. Решение вопроса в Узбекистане автор связывает с внедрением в отрасль новых технологий, реализацией политики кластерного подхода, опыт применения которого в странах конфуцианского культурного региона и Запада является приоритетным для государств Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses one of the cardinal problems of most modern states perspectives of development the politics of cooperation in agricultural sector. Solving this question in Uzbekistan the author connects with application of new technologies, realization of cluster politics, which was successfully applied in Confucian cultural region and in the West and is considered to be a priority for Central Asian states.

Текст научной работы на тему «Политика кооперации аграрного сектора Узбекистана и ее перспективы в контексте опыта развитых стран Запада и Востока (США, Канады, Южной Кореи, Японии, Китая)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287). Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 78-80.

А. А. Матчанова

ПОЛИТИКА КООПЕРАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА УЗБКИСТАНА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ ОПЫТА РАЗВИТЫХ СТРАН ЗАПАДА И ВОСТОКА (США, КАНАДЫ, ЮЖНОЙ КОРЕИ, ЯПОНИИ, КИТАЯ)

В статье рассматривается одна из кардинальных проблем большинства государств современности - перспективы развития политики кооперации аграрного сектора. Решение вопроса в Узбекистане автор связывает с внедрением в отрасль новых технологий, реализацией политики кластерного подхода, опыт применения которого в странах конфуцианского культурного региона и Запада является приоритетным для государств Центральной Азии.

Ключевые слова: политика кооперации аграрного сектора, программа функционирования, специальные законы, мировое сообщество, выравнивание экономических условий, инновации, решение социальных проблем.

В развитых странах мира функционирует политика поддержки фермерских хозяйств, кооперативов по различным направлениям деятельности (производственного,торгового, обслуживающего, консалтингового характера) и кредитования фермерских хозяйств.

Эта политика в корне отличается от структур сервисных услуг. Кооперативы, являясь добровольным объединением фермерских хозяйств, участвуют в процессе производства, заготовки, переработки и реализации продукции. Наравне с фермерскими хозяйствами и другими компаниями сельскохозяйственного профиля они заинтересованы и несут ответственность за повышение качества и конкурентоспособности конечного продукта.

Заслуживают внимания развитие и деятельность сельскохозяйственных кооперативов в США и Канаде1, где созданы специализированные кооперативы по реализации зерна, картофеля, различных видов овощей и фруктов. Так, в США функционируют специализированные кооперативы по продаже персиков (California Canning Peach Association), по продаже оливок (Olive Crowers Council), а также по продаже черных слив, абрикосов, томатов. В США 25 % от общего объема производства молока реализуется через кооперативы, которые оказывают существенное влияние на стабилизацию цен.

Политика кооперации функционирует по широкой программе и имеет свою давнюю историю (с 1900 года). Кооперативы этих стран защищены законом. В Канаде принят специальный закон «О Защите доходов фермеров» (Farm Income Protection Act), на основе которого в составе министерства сельского хозяйства созданы корпорации по различным направ-

лениям деятельности: Канадское пшеничное управление (1943), Канадская комиссия по молочным продуктам (1966), Национальный Совет по птичьим продуктам (1970), Канадская сельскохозяйственная кредитная корпорация (1959). Эти ассоциации выполняют функции отделов и управлений министерства и функционируют на хозяйственной и демократической основе, участвуют в производстве продукции. Они по направлениям участвуют в определении рыночной политики, в принятии решений парламента по конкретным производственным и торговым вопросам, защищая интересы товаропроизводителей.

Заслуживает внимания и опыт развитых стран Азии. Например, в Японии Министерством сельского и лесного хозяйства в 1946 году были разработаны реформы об упорядочении сельскохозяйственных угодий, а в 1949 году принят Закон о сельскохозяйственных кооперативах.

Согласно Закону были созданы кооперативы по производству и реализации риса, благодаря которым в течение двух лет практически был ликвидирован продовольственный кризис, создана производственная инфраструктура, получила дальнейшее развитие сельскохозяйственная наука, произошел рост доходов фермерских хозяйств2.

В Республике Узбекистан проводится политика создания благоприятных условий для производства и экспорта высокодоходных культур (пшеницы, ячменя, овса, молока, продукции птицеводства), приняты необходимые законы. Как справедливо отмечают авторы книги «Правовые и экономические основы фермерских хозяйств», «задачи этих законов и подзаконных актов направлены на стабилиза-

цию производства продукции, повышение доходности фермеров и пополнение бюджета за счет увеличения объема экспорта»3.

На основании этих законов в настоящее время в регионах создаются различные кооперативы. Объединяя свои потенциалы, эти кооперативы от имени фермеров ведут договорные отношение с заготовительными и перерабатывающими предприятиями.

Как показывают хозяйственная деятельность и первичные опыты этих кооперативов, они в качестве торгового агента могут оказать следующие услуги:

- определять сроки реализации продукции и цены;

- гарантировать оплату реализованной продукции;

- решать вопросы тары и упаковки, рассматривать претензии потребителей;

- защищать интересы членов кооператива перед государственными структурами;

- находить новые рынки сбыта продукции;

- производить сбор информации по конъ-юктуре рынка и новшеств, обеспечить ими членов кооперативов;

- проводить исследовательские работы.

Создавая структуры сервисного субъекта,

фермеры и другие предпринимательские хозяйства имеют следующие преимущества:

- товаропроизводители (фермерские и дехканские хозяйства) участвуют в распределении конечного дохода, будут иметь свою долю;

- обеспечивается свободный выход товаропроизводителей на внутренний и внешний рынок, будет ограничена монополия посредников, коррупция в торговле продуктами сельского хозяйства;

- кооперативы защищают интересы товаропроизводителей перед государственными и другими структурами;

- повысится качество и конкурентоспособность продукции, появится благоприятное условие для создания добавленной стоимости;

- демократизация способствуют более широкому участию фермеров в управлении;

- повысится общий уровень конкурентоспособности, эффективности аграрной сферы;

- появится более широкая возможность внедрения инновационной технологии и достижений научно-технического прогресса;

- создаются условия регулярного повышения знаний фермеров и дехканских хозяйств.

Все это определяет перспективы развития кооперации в сельском хозяйстве.

В поступательном развитии Узбекистана определяющую роль играет политика Республики Корея в аграрном секторе экономики государства. О его ценности свидетельствуют труды ученых Узбекистана, в частности, монография Б. С. Ли, С. К. Чепеля «Экономические связи Узбекистана и Кореи»; статьи А. А. Алимова,

А. Р. Халикулова и многих других. Ученые Узбекистана справедливо считают, что успешность развития внешнеэкономического сотрудничества между Республиками Кореи и Узбекистана обусловлены их демократической устремленностью, общностью менталитета, традиционностью жизненного уклада. Прав А. А. Алимов, который отмечает, что для Узбекистана в первые годы обретения Независимости актуальными стали проблемы, которые решала РК в годы сотворения «экономического чуда», именно: важность проведения политики на преодоление зависимости от импорта зерна, нефтепродуктов, неразвитости индустрии и т. д.4

Сегодня проблемы эти преодолеваются благодаря политике модернизации всех сфер экономики, включая сельское хозяйство.

Перспективному развитию кооперации в сельском хозяйстве способствовали целенаправленное внедрение новшеств, развитие разных форм кооперации, «концентрация конкурирующих и одновременно кооперирующихся компаний, поставщиков услуг и соответствующих институтов, всемерное изучение мирового экономического опыта»5. Весьма интересным для Узбекистана является опыт РК по созданию свободных экономических зон (СЭЗ), экспортно-производственных зон, обусловливающих необходимость нововведений в национальной экономике, развитие новых форм кооперации во всех отраслях хозяйства, включая сельскую. Важен и опыт Китая, который с 15 июля 1979 года создал особые экономические зоны в Шэньчжене, Чжухае. Подтверждением тому является создаваемая на базе международного аэропорта города Навои свободная индустриально-экономическая зона. Трансконтинентальный интермодальный центр логистики в этой зоне - единственный на территории СНГ.

Всемерное экономическое сотрудничество Узбекистана с мировым сообществом во многом способствовало формированию новых подходов в различных отраслях народного хозяйства Узбекистана. Например, Китай имеет серьезные экономические интересы в Узбекистане, связанные с нехваткой энергетических источников и продуктов питания

для растущего населения6. Так, сегодня в развитие кооперации в сельском хозяйстве все активнее вовлекаются малые формы бизнеса; используются технологические карты, важность которых определяется Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об итогах оптимизации размеров земельных участков, находящихся в ведении фермерских хозяйств» от 16 марта 2010 года. В настоящее время всячески поддерживаются кластерные инициативы, направленные на достижение результативности кооперации поставщиков оборудования и комплектующих, специализации производств и сервисных услуг, научных исследований в рамках территориально-производственных кластеров.

В этой связи примечательным представляется утверждение Е. Б. Менчук и Г. А. Власко

о том, что «кластеры максимально учитывают рыночные механизмы и могут быть эффективны только тогда, когда сами предприятия (для повышения своей прибыльности, улучшения качества товаров и услуг) приходят к необходимости объединения в кластер»7.

Бесспорно, перспективы сельскохозяйственной отрасли, развитие в ней кооперации зависят от слаженной работы обслуживающих ее предприятий - энергетической, ремонтной, транспортной, торговой, производства по переработке и хранению сельхозпродукции, а также от рационального размещения производства, приближения ее продукции к источникам сырья, топлива, энергии. На наш взгляд, этим обусловлено развитие межхозяйственной кооперации, значимость которой определяется тем, что «она повышает уровень обобществления, позволяет осуществить переход от

многоотраслевой к специализированному производству, более эффективно проводит его индустриализацию, способствует выравниванию экономических условий, решению социальных проблем». И в решении этих задач опыт Южной Кореи, Японии, Китая для Узбекистана представляет большой интерес.

Примечания

1 См.: Вахитов, К. И. История потребительской кооперации России : учеб. пособие. М., 1998.

2 См.: Молодяков, В. Э. История Японии /

B. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Мар-карьян. М., 2009. С. 262.

3 Правовые и экономические основы фермерских хозяйств / под ред. М. Тешабаева и др. Ташкент, 2007. С. 234.

4 См.: Алимов, А. А. Динамика и факторы экономического роста и конкурентоспособности Республики Корея : уроки для Узбекистана // Содействие развитию корееведения в странах СНГ : проблемы и решения. Ташкент, 2006.

C.245.

5 Халикулов, А. Р. Опыт Южной Кореи в создании СЭЗ и возможности его применения в Республике Узбекистан // Содействие развитию корееведения в странах СНГ : проблемы и решения. Ташкент, 2006. С. 257.

6 См.: Менчук, Е. Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России / Е. Б. Менчук, Г. А. Власко М., 1991. С. 59.

7 Лузянин, С. Китай и ближнее окружение : региональные и двусторонние аспекты отношений // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 3. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.