Научная статья на тему 'Политика Коминтерна в Монголии'

Политика Коминтерна в Монголии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
615
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MONGOLIA / SOVIET RUSSIA / CHINA / INDEPENDENCE / POLITICS / COMINTERN / MONGOLIAN REVOLUTION OF 1921 / GEOPOLITICAL POSITION / МОНГОЛИЯ / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ КИТАЙ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПОЛИТИКА / КОМИНТЕРН / МОНГОЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1921 Г. / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батунаев Эдуард Владимирович

Внешнеполитический курс Советской России в 20-30-е гг. XX в. был направлен на распространение идей мировой революции и борьбой с международным империализмом. В связи с поражением революционного движения в Европе, азиатское направление революционизации стало наиболее перспективным. Коминтерн выступал в роли проводника идей мировой революции на Восток, в первую очередь в Китай. В политике Коминтерна Монголия занимала важную роль в плане продвижения революционных идей с использованием национально-освободительного движения монгольских народов, панмонголизма. В дальнейшем с изменением международной ситуации Коминтерн сосредоточил работу на укреплении собственных позиций, в поддержке «левых» во внутриполитической борьбе, а также реализаций планов по некапиталистическому развитию Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The policy of the Comintern in Mongolia

The foreign policy course of Soviet Russia in the 1920s and 1930s of the 20th century was aimed at spreading the ideas of the world revolution and the struggle against international imperialism. In connection with the defeat of the revolutionary movement in Europe, the Asian direction of revolutionization became the most promising. The Comintern acted as a conductor of the ideas of the world revolution to the East, first of all, China. In the policy of the Comintern, Mongolia played an important role in promoting revolutionary ideas using the national liberation movement of Mongolian peoples, panmongolism. Later, as the international situation changed, the Comintern concentrated its work on strengthening its own positions in supporting the «left» in the domestic political struggle, and in realizing plans for non-capitalist development in Mongolia. Today, in the Russian and Mongolian historiography, the role of the Comintern in Mongolia is viewed ambiguously and has a contradictory character, in connection with authoritarian methods of management, repression, participation in foreign policy struggle. On the other hand, the Comintern played a certain role in strengthening the country's defense capability and developing Soviet-Mongolian relationss.

Текст научной работы на тему «Политика Коминтерна в Монголии»

БАТУНАЕВ Эдуард Владимирович

канд. ист. наук, младший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Улан-Удэ) Электронная почта: [email protected]

Политика Коминтерна в Монголии

УДК 94 (517) асш 10.24866/2542-1611/2017-3/18-24

Монголия, Советская Россия Китай,

независимость,

политика,

Коминтерн,

монгольская революция 1921 г.,

геополитическое положение

Внешнеполитический курс Советской России в 20-30-е гг. XX в. был направлен на распространение идей мировой революции и борьбой с международным империализмом. В связи с поражением революционного движения в Европе, азиатское направление революционизации стало наиболее перспективным. Коминтерн выступал в роли проводника идей мировой революции на Восток, в первую очередь в Китай. В политике Коминтерна Монголия занимала важную роль в плане продвижения революционных идей с использованием национально-освободительного движения монгольских народов, панмонголизма. В дальнейшем с изменением международной ситуации Коминтерн сосредоточил работу на укреплении собственных позиций, в поддержке «левых» во внутриполитической борьбе, а также реализаций планов по некапиталистическому развитию Монголии.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту №15-21-03006 «Монгольский мир в условиях взаимодействия России и Восточной Азии в ХХ-ХХ1 вв.»

В 1911 г. в результате национально-освободительного движения Монголия провозгласила независимость от Цинской империи. Главой монгольского государства в форме теократической монархии стал Джебцзун-Дамба-хутухта. В тех условиях Царская Россия, преследуя свои экономические и политические цели, поддержала вновь созданное монгольское государство и выступила в роли посредника в решении «монгольского вопроса». Таким образом, с одной стороны, Монголия была своеобразным «мостом» в русско-китайской торговле, а с другой стороны, представляла «буфер» от возможной экспансии с востока. Тем самым «монгольский вопрос» оставался одним из приоритетных направлений не только внешней, но и внутренней политики России.

После подписания ряда договоров по решению «монгольского вопроса» (русско-монгольского 1912 г., русско-китайской декларации 1913 г., русско-китайско-монгольского соглашения 1915 г.) был определен юридический статус Монголии как широкой автономии в составе Китая. Это означало, что Монголия «де-юре» находилась в составе Китая, а «де-факто» была независимым государством. На тот момент такое положение Монголии отражало баланс сил, сложившийся между Россией и Китаем. Революция и гражданская война в России, а затем в Китае по сути сломала кяхтинскую систему 1915 г. и вывела на политическую арену новых акторов, тем самым существенно повлияв на расстановку сил в центральноазиат-ском регионе.

Китай, воспользовавшись ослаблением России, в 1919 г. ликвидировал автономию Внешней Монголии, нарушив кяхтинское соглашение 1915 г. В этих условиях в Монголии возникают первые революционные кружки с целью национального освобождения страны. Единственной страной, которая могла оказать помощь в борьбе за национальную независимость, стала Советская Россия. В связи с этим была отправлена делегация монгольских революционеров из числа знаменитой «семёрки» с обращением помощи к Советской России.

По мнению А. С. Железнякова, «в этих условиях монгольская делегация оказалась перед выбором: вернуться на родину ни с чем или попытаться разобраться в логике большевистского видения будущего Монголии». В спорах и столкновениях как внутри делегации, так и советскими партнерами по переговорам у отдельных «кружковцев зрело убеждение в целесообразности сделать ставку на то, чтобы заинтересовать большевиков возможностью создания в Монголии своеобразной степной Коммуны» [4, с. 49]. Идеологической основой перехода Монголии к «некапиталистическому пути» развития стало высказывание В. И. Ленина на встрече с монгольской делегацией: «... единственно правильным путем для ... вашей страны является борьба за государственную и хозяйственную независимость в союзе с рабочими и крестьянами Советской России» [6, с. 246].

Более того, руководство большевиков рассматривало азиатские страны как один из наиболее перспективных регионов продвижения идей мировой революции. В 1919-1920 гг. Исполком Коминтерна создал ряд органов, занимавшихся проблемами национально-освободительного движения в разных районах мира. Координацию всей работы по развёртыванию национально-освободительной борьбы осуществлял Восточный отдел, созданный по решению Бюро ИККИ от 11 декабря 1919 г. [1, с. 10].

При Сиббюро РКП(б) была организована секция восточных народов в которую, в свою очередь, вошли китайский, корейский, монголо-тибетский, японский отделы. В ходе реформирования секция перешла в ведение Дальневосточного секретариата ИККИ [1, с. 26], руководителем которой был назначен известный революционер, член Реввоенсовета 5-й армии, член Сибревкома, уполномоченный Наркомата иностранных дел на Дальнем Востоке Б. З. Шумяцкий. Особая заслуга Б. З. Шумяцкого состояла в привлечении кадров в Монголию, способных трудиться на различных участках государственной и хозяйственной деятельности. Секция, являвшаяся фактически филиалом Коминтерна, была основным центром «революционной дипломатии» в сопредельных странах Дальнего Востока. В задачи секции входило: подготовка и организация коммунистических групп и партий в Китае, Японии, Корее и Монголии; военно-техническая и идеологическая помощь оппозиционным силам (не обязательно коммунистическим) в этих странах; подготовка профессиональных революционеров из числа национальных кадров. Л. Б. Жабаева в деятельности Коминтерна в Монголии первой половины 20-х годов выделяет два основных направления: «Во внешнеполитическом плане. большевистские руководители рассматривали Монголию, как вполне конкретный плацдарм продвижения революции вглубь Азии, как перевалочную базу снабжения китайских революционеров. Во внутреннем плане проводилась линия на упрочнение позиций ВКП(б),

Коминтерна и Советов, на преодоление упорного противодействия и даже противоборства со стороны правительства МНР, выступавших за самобытный путь развития» [3, с. 272].

После того как барон захватил Ургу и изгнал оттуда китайцев, задача Коминтерна с политической точки зрения изменилась, стала значительно проще. На первый план выдвигается борьба с Унгерном, и делу освобождения Монголии был придан характер ликвидации «классового врага» и вместе с тем уничтожения опасного для советских границ плацдарма в Монголии. В военном отношении существовало два варианта уничтожения Азиатской дивизии Унгерна. Руководитель Дальневосточного секретариата Коминтерна Б. З. Шумяцкий зимой предложил план разгрома Унгерна путем завлечения его к советской границе, используя в качестве «приманки» монгольские революционные отряды. «Этот план, - отмечал он в одном из писем наркому по иностранным делам Г. В. Чичерину, - позволил бы избежать изнурительного ... и не нужного для советской России похода на Ургу». Другой подход, разработанный в правительстве ДВР, наоборот, предусматривал военную экспедицию на столицу Внешней Монголии [8, с. 74].

В связи с этим всё более активизировалась деятельность Коминтерна в Монголии. Всемерное содействие китайской революции, усилить советское и коминтерновское влияние на монгольской территории. Деятельность Монголо-Тибетского отдела Секции восточных народов (далее - Секвостнар), общей задачей которого является революционирование монголо-тибетской массы, распространение на нее влияния Советской России и вовлечение в борьбу с мировым империализмом в его азиатских проявлениях, распадаясь на работу на местах непосредственно, должна строиться на безусловном учете тех особенностей, какие являются результатами экономического уклада этих двух стран и их исторической судьбы. В планы монголо-тибетского отдела Секвостнар входили установление отношений с Тибетом, организация отделов партии в крупных центрах Монголии, вербовка способных агитаторов, создание агентуры итд. В связи с этим было принято решение о создании политической и военной школы в городе Иркутск для подготовки кадров с преподаванием на монгольском языке. (РГАСПИ Ф. 495. Оп. 152. Д. 3. Л. 25-30).

По линии Коминтерна оказывалась существенная помощь финансами, военными инструкторами из числа бурятов и калмыков, а также поставками оружия и другими материальными средствами. Помимо стратегических соображений при анализе монгольского фактора советское руководство учитывало и обстоятельство революционной целесообразности. Причем, уже на данном этапе Коминтерн предлагал использовать в Монголии: «. панмонгольскую основу для революционного движения, что дало бы «положительный материал к . пробуждению национального самосознания монголов»; тактику единого фронта всех слоев населения Монголии на почве активной революционной борьбы с китайским империализмом». Левые лозунги на разжигание классовой борьбы внутри Монголии между аратами и князьями и организацию совдепов Коминтерн считал преждевременными, сохраняя их на будущее (РЦХИДНИ Ф. 495, Оп. 152, Д.1, Л. 26-29). Коминтерн для достижения своей цели в деле распространения мировой революции поддерживал панмонгольские устремле-

ния, стремясь использовать многочисленные монголоязычные народы Внутренней Монголии для революционизации Китая. В связи с этим поддерживались связи по линии Коминтерна с НРП Внутренней Монголии.

Стратегически Китай оставался соперником Советской России в связи с тем, что последняя оказывала помощь монгольским революционерам, борющимся за независимость, но тактически в конце 1919 - начале 1920 гг., коминтернов ское руководство рассматривало его как возможного временного союзника в борьбе с семёновским режимом и влиянием «старой» России [7, с. 89]. По мере подготовки (коммунистических групп) из китайского, монголо-тибетского, корейского, японского отделов секция восточных народов перебрасывает их в соответствующие страны для организации и ведения работы на местах как партий самостоятельных, предварительно представляя их на утверждение в ЦК и через него Коминтерну» (РЦХИДНИ Ф. 495, Оп. 154, Д. 21, Л. 81).

Необходимо отметить, что советские власти не хотели в этот период портить отношения с китайским режимом из-за Монголии и открыто включаться в монгольские дела. Идея «Китайской Федерации», прозвучавшая на переговорах в Иркутске и Москве, была вновь обозначена в «Платформе» (программе) Монгольской народной партии, принятой 1-3 марта 1921 г. в г. Кяхте. В ней, в частности, говорилось, что «МНП стремится: в будущем, объединив все монгольские народы, создать единое государство; ныне - сбросив жестокий китайский гнет, восстановить власть недавно уничтоженной автономной Внешней Монголии (п. 2)» [7, с. 232].

В следующем пункте говорилось о том, что поскольку Китай населяют многие народы, различные по происхождению и вероисповеданию, то его следовало бы разделить на несколько независимых государств: Южный Китай, Северный Китай, Сычуань, Тибет, Туркестан, Маньчжурию, Монголию, которые были связаны договором о взаимопомощи. Это было бы договорное (федеративное) Срединное государство, которое могло бы успешно бороться с внешними империалистическими странами - и МНП за участие в таком государстве [9, с. 28-29].

Но в то же время Коминтерн постоянно контролировал вопросы политики, идеологии и организации не столько своих коммунистических секций, но и сочувствующих партий, не всегда учитывая условия этих стран, предъявляя им требования единого образца, зачастую бесцеремонно вмешиваясь в их внутренние дела, навешивая на сомневающихся в его политике ярлыки «правых», «левых» оппортунистов и даже решая судьбу их руководителей. Кроме того, президиум ИККИ принял специальную резолюцию по монгольскому вопросу, на содержание которой сильно сказались итоги V Конгресса Коминтерна (июнь-июль 1924 г.), выдвинувшего задачу большевизации партий-секций. И главный смысл резолюции - распространение идеи «большевизации» на МНП (хоть эта партия была лишь «сочувствующая»), добиться реализации политического курса «левых» [5, с. 75]. По мнению монгольского историка О. Батсайхана, «со стороны Коминтерна предпринимались попытки по расколу руководителей партии и государства Монголии на «правых» и «левых», а также по делению на «сельских» и «городских», «старых» и «молодых» [2, с. 203]. Тем са-

мым Коминтерн стремился навязать монгольскому руководству свою политику через своих представителей, ограничить его власть.

Коминтерн и его полномочные представители в Монголии стремились пересмотреть ориентацию на национально-демократическое развитие страны, организовать внутри монгольского общества силы, признающие социалистические цели и борющиеся за то, чтобы противопоставить «левых» монгольских руководителей «правым». Вместе с тем следует упомянуть о серьёзном личном и политическом конфликте представителя Коминтерна МНР Турара Рыскулова с видным бурятским деятелем Э. Д. Ринчино, командированным в Монголию Дальневосточным секретариатом Коминтерна в 1921 г. в качестве советника правительства. Э. Д. Ринчино, один из лидеров революционного и национально-освободительного движения бурятского народа, находился у истоков создания национальной государственности бурят. В Монголии участвовал в разгроме частей барона Унгерна, за что в 1922 г. был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Э. Д. Ринчино в своих взглядах удивительным образом пытался совместить идеи панмонголизма и мирового революционного движения, которые, в свою очередь, не совпадали с общей политикой ко-минтерновского руководства. Борьба Т. Рыскулова и Э. Д. Ринчино проявлялась через призму личных неприязней и соревнования за влияние вне зависимости от их принципиальных разногласий. Следует отметить, что в углублении конфликта определенную роль сыграла позиция полпредства в лице А. Н. Васильева, поддерживающего Э. Д. Ринчино и имеющего старые счеты с Т. Рыскуловым по Туркестану [10, с. 150] Тем не менее было сделано немало полезного по содействию активизации всей общественной жизни, разработке важных документов. В то же время были допущены промахи и ошибки: слабый учет местных особенностей, авторитарные методы, чрезмерный радикализм. Рыскулов разделял бытовавшее в Москве мнение, что пора освободить Монголов от влияния Ринчино. Конфликт зашел так далеко, что 15 июня 1925 г. ЦК МНРП на закрытом заседании принял решение обратиться в ИККИ с просьбой отозвать в Москву и Рыскулова, и Ринчино (РГАСПИ Ф. 495, Оп. 152. Д. 33, Л. 203-204).

По мнению С.К. Рощина, «национальным демократам, находившимся под перекрестным огнем критики со стороны коминтеровских представителей и худонской оппозиции, с немалым трудом удавалось проводить свою политическую линию и сохранять единство своих рядов». По существу, в феврале 1927 г. национальные демократы кратко сформулировали своё политическое кредо, суть которого заключалась в укреплении монгольского национального корня (т. е. в обеспечении национального возрождения Монголии), устранении разграничений на ургинцев и худонцев, на старых и новых. Правда, вскоре под давлением коминтерновской политики, партийное руководство отмежевалось от этого призыва, но он был популярным и фактически в известной мере продолжал действовать.

К 1928 г. в руководстве ВКП(б) и Исполкоме Коминтерна (ИККИ) укреплялась линия на усиление борьбы с «правой опасностью» в МНР. На VII съезде МНРП (23 октября - 11 декабря 1928 г.) национальные демократы («правые») потерпели поражение. Решающую роль в этом сыграла делегация Коминтерна, которая руководство-

валась резолюцией ИККИ по монгольскому вопросу от 14 сентября 1928 г. [11, с. 59]. В начале 1932 г. в Москве пришли к выводу, что настала пора детально обсудить монгольский вопрос в связи с сигналами об ухудшении положения в стране, о разногласиях в монгольском руководстве и среди советских и коминтерновских представителей. Это означало, что многолетняя практика работы уполномоченных Коминтерна заканчивалась, решили переходить на «единоначалие». Главное заключалось в том, что курс брался на приоритеты двухсторонних межпартийных связей (ВКП(б) - МНРП) и межгосударственных отношений (СССР—МНР) [5, с. 94]. Политика МНРП, направленная на форсированное строительство социализма и перехода к «некапиталистическому развитию», получила название «левого курса». Ошибки и перегибы проводимого курса, в частности, антирелигиозная компания, насильственная коллективизация, повышение налогов монастырских хозяйств, вызвали широкую волну недовольства среди населения, результатом которого стало восстание в Монголии 1932 г. Восстание было жестоко подавлено с помощью вооруженных сил МНРА, участники были подвергнуты преследованиям и репрессиям. На III Чрезвычайном пленуме ЦК МНРП были приняты решения, направленные на исправление ошибок «левого курса», которые вошли в историю под названием политики «нового курса».

Таким образом, политика Коминтерна Монголии проводилась, с одной стороны, в рамках продвижения идей мировой революции на Востоке, где Монголия выступала в роли плацдарма в революци-онизации Китая с использованием национально-освободительного движения монгольских народов, идей панмонголизма, а с другой, для укрепления собственных коминтерновских позиций и советских партийных структур во внутриполитической борьбе и реализаций планов по некапиталистическому развитию Монголии. С изменением международной ситуации в 30 - 40-е гг. XX в. связанный с агрессивными планами Японии внешнеполитический курс Коминтерна в Монголии был пересмотрен в сторону укрепления обороноспособности и развития советско-монгольских межпартийных связей.

Литература

1. Адибеков Г. М. Организационная структура Коминтерна. 1919-1943. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 287 с.

2. Батсайхан О. Монголия на пути к государству-нации (1911-1946). - Иркутск: Оттиск, 2014. - 384 с.

3. Жабаева Л. Б. Элбек-Доржи Ринчи-но и национально-демократическое движение монгольских народов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. - 334 с.

4. Железняков А. С. Рождение монгольского коммунизма // Вестник Московского университета. Сер. 13. 2000. № 1. С. 46-60.

5. История Монголии ХХ век. - М.:

Ин-т востоковедения РАН, 2007. - 448 с.

6. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. - 5 е изд. - М.: Политиздат. - 662 с.

7. Лузянин С. Г. Россия - Монголия - Китай в первой половине ХХ века. Политические взаимоотношения в 19111946 гг. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2000. - 268 с.

8. Лузянин С. Г. Монголия: между Китаем и Советской Россией (1920-1924) // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 2. С. 71-83.

9. Монгол ардын хувьсгалт намын нэгдугээр их хурал (1921 оны гуравдугаар сарын 1-3 Ундсэн баримт бичгууд). (Первый великий хурал Монгольской народно-

революционной партии. 1-3 марта 1921 г. Основные документы) - Уланбаатар, 1971. - 217 с.

10. Монголия в документах Коминтерна (1919-1934) / Науч. ред. Б. В. Базаров. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. - Ч. 1: (1919-1929). - 527 с.

11. Рощин С. К. Об идейных основах политики национальных демократов Монголии (1926-1928 гг.) // VII Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.): Доклады российской делегации. - М.: РАН, 1997. - С. 59-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.