Научная статья на тему 'Политика КНДР в отношении "корейской волны"'

Политика КНДР в отношении "корейской волны" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
588
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / РК / "КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА" / "ХАЛЛЮ" / КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПОЛИТИКА "МЯГКОЙ СИЛЫ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петренко Диана Павловна

В статье рассматривается феномен «Корейской волны», а также политика КНДР в отношении южнокорейской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика КНДР в отношении "корейской волны"»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИКА КНДР В ОТНОШЕНИИ «КОРЕЙСКОЙ ВОЛНЫ»

Петренко Д.П.

Петренко Диана Павловна - студент, кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии, факультет истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается феномен «Корейской волны», а также политика КНДР в отношении южнокорейской культуры.

Ключевые слова: КНДР, РК, «Корейская волна», «Халлю», культурная дипломатия, политика «мягкой силы».

В эпоху глобализации современное мировое сообщество столкнулось с таким уникальным феноменом как «Халлю» (£]# - На11уи) или «Корейская волна» - явление, представляющее собой не только некий симбиоз восточной и европейской культур на базе национальной культуры, но также и входящие в него экономические и политические элементы. Популярность новой корейской культуры стала визитной карточкой страны в XXI в., во многом увеличив приток иностранной валюты в Южную Корею. Однако столь масштабное распространение «Корейской волны» особенно в странах Восточной Азии ведет к неконкурентоспособности национальных компаний, а в следствии и к оттоку внутреннего капитала из стран, непосредственно потребляющих корейский «продукт», что отрицательно сказывается на их экономике. Более того, южнокорейская культурная экспансия влияет на мировоззрение людей, их образ мышления, поведение и другие факторы, что особенно неприемлемо в такой стране как КНДР.

Зарождение термина «Корейская волна» произошло в КНР, где данное явление, набрав за сравнительно небольшой период времени огромную популярность среди китайской молодежи, стало именоваться «Корейским течением» - «Ханлю» (^ж -НапНи). Под «Ханлю» или «Халлю», как принято говорить, чаще всего подразумевается, во-первых, популярная корейская музыка - к-рор, а также телесериалы и кино: именно они принесли государству наибольшую известность во всем мире. Во-вторых, увлечение вышеперечисленными составляющими «Корейской волны» вызвали интерес и к другим элементам культуры: традиционной кухне, корейскому языку, литературе, моде и т.п. [1].

«Корейская волна», по мнению многих исследователей, представляет собой политику «мягкой силы» во внешнеполитических отношениях. Она служит мостом, по которому правительство РК осуществляет обмен различными элементами культуры и информацией, а также продвигает национальные интересы. Способ ведения международных отношений Южной Кореи - это ее культурная дипломатия -деятельность государства, в основе которой лежит достижение определенных политических целей или внешнеполитических намерений с помощью средств социально-культурной деятельности [2].

Приоритетной целью РК всегда было воссоединение корейского полуострова -Южной и Северной Кореи. Воссоединение государств - не только желание правительственной верхушки, но и самого народа, так как граждане обоих государств относятся к одной нации, у них одни и те же предки. К тому же после проведения демаркационной линии на корейском полуострове в 1953 г. многие семьи вынуждены находиться порознь, что также накладывает свой отпечаток на стремление к воссоединению. Проведение испытаний межконтинентальных баллистических ракет и наращивание ядерного оружия КНДР на территории корейского полуострова

отрицательно воспринимается РК, которая в свою очередь проводит совместные американо-корейские учения. Однако эти действия рассматриваются как политика «жесткой силы» и не способствуют воссоединению корейской нации.

Политика «мягкой силы», заключающаяся в демонстрировании привлекательности национальной культуры Южной Кореи, стала наиболее эффективным способом достижения данной цели. Возможно, изначально в планах южнокорейского правительства не было пункта «распространить свое влияние через новую корейскую культуру за пределами Азии», и, скорее всего, оно не ожидало бы от этого высоких результатов. Однако с огромным ростом популярности корейской культуры во всем мире правительство Южной Кореи, вероятно, стремится проникнуть именно в КНДР и изнутри завоевать расположение граждан, о чем свидетельствует возросшее влияние «Корейской волны» в Северной Корее, несмотря на усиление санкций.

Политика КНДР в этом вопросе двойственна. В первую очередь лидер страны Ким Чен Ын видит в «Корейской волне» угрозу своему политическому режиму, поэтому всячески пытается минимизировать распространение южнокорейской культуры на территории КНДР. Начиная с 2006 г. власти Северной Кореи пытались ограничить доступ в страну иностранных VCD дисков. Для этого была сформирована специальная инспекционная группа «109», состоящая из должностных лиц органов государственной власти и представителей министерства Национальной Безопасности. Их задачей является поиск нелегальных видео и их распространителей [3]. В 2014 г. была создана еще одна группа для борьбы с незаконными СМИ - «114» [4].

Чтобы остановить поток южнокорейских СМИ в пунктах контроля и досмотра с помощью металлодетекторов проверяют наличие USB и SD-карт, а затем изучают их содержимое. Кроме того, инспекционные группы уделяют особое внимание рынкам в Пхеньяне, тщательно проверяя товары продавцов. Людей, пойманных на распространении южнокорейских СМИ, часто отправляют в исправительные лагеря [5].

Правительство КНДР активно занимается созданием правовой инфраструктуры, направленной против «Халлю». Так, вследствие принятых в 2015 г. новых уголовных законов, тех, кто занимается контрабандой и «распространением декадентской культуры», северокорейский режим приговорил к 5 - 10 годам принудительного труда [6]. Это свидетельствует о резком усилении уровня наказания, так как раньше срок заключения составлял 4 - 5 лет, и, помимо этого, были случаи досрочного освобождения на несколько лет.

Однако, несмотря на то, что внутри страны ведется активная борьба против «Халлю», ощущается потепление в отношениях между КНДР и РК. В феврале 2018 г. в Национальном театре Южной Кореи прошел концерт Северокорейской группы «Самджён», который вызвал огромный интерес не только в принимавшей стране, но и во всем мире [7]. Более того, в ответ на приглашение в РК северокорейских артистов и чирлидиров в преддверии Олимпийских игр, южнокорейским артистам, k-pop исполнителям и команде по тхэквондо было разрешено принять участие в совместном концерте в Пхеньяне, который стал первым визитом за более чем 10 лет.

Политика Северной Кореи в отношении «Корейской волны» имеет свои причины: стремление сохранить свою власть и политический режим, обезопасить страну от иностранного вмешательства в государственные дела, избавиться от налагаемых на государство санкций и т.п. Однако любовь молодежи к южнокорейской культуре на сегодняшний день настолько сильна, что распространение южнокорейских сериалов и музыки не только не прекратиться, но и будет расти из года в год, пока растет влияние «Халлю». Что касается политического режима и абсолютной власти Ким Чен Ына, то они вряд ли претерпят какие-либо существенные изменения. Любовь к южнокорейской культуре не исключает любви к своему политическому лидеру, поэтому важно пересмотреть существующую политику в отношении «Халлю».

Список литературы

1. Халлю (Корейская волна). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.korea.net/AboutKorea/Culture-and-the-Arts/Hallyu/ (дата обращения: 05.07.2018).

2. ^Я'^Ш'^ВЙ^ЗДЬ^К [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinapda.org.cn/chn/jdal/t1009279.htm/ (дата обращения 05.07.2018).

3. Kwon Jeong Hyun. "Korean Dramas Regulated, 109 Groups Dispatched". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dailynk.com/english/korean-dramas-regulated-109-groups/ (дата обращения: 05.13.2018).

4. Lee Seok Young. More Pressure on Illict Media. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dailynk.com/english/more-pressure-on0illict-media/ (дата обращения: 05.13.2018).

5. North Koreans Search for Alternatives Amid S. Korean Media Crackdown. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dailynk.com/english/north-koreans-search-for-alternati/ (дата обращения: 05.13.2018).

6. Regime Threatened by Popularity of S. Korean Media Among Security Personnel. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dailynk.com/english/regime-threatened-by-popularity-of/ (дата обращения: 05.15.2018).

7. Цыбикдоржиев Д.В. Север и Юг Кореи спели об общем желании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infpol.ru/88374-server-i-yug-korei-speli-ob-obshchem-zhelanii/ (дата обращения: 05.18.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.