Научная статья на тему 'Политика Китая в странах Северной Африки и Средиземноморья'

Политика Китая в странах Северной Африки и Средиземноморья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Северная Африка / Средиземноморье / арабская весна / Сирия / Ирак / пояс–путь / China / North Africa / Mediterranean / Arab spring / Syria / Iraq / BRI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дейч Татьяна Лазаревна

Статья посвящена роли Северной Африки и Средиземноморского региона в современной политике Китая. Основополагающий принцип китайской внешней политики – невмешательство во внутренние дела других стран. «Арабское пробуждение» стало своего рода испытанием для традиционной приверженности Пекина этому принципу, побудив его более активно защищать интересы своих граждан и бизнеса за рубежом. Ведущее место в сегодняшней стратегии Китая занимает инициатива «Один пояс – один путь» (OBOR) или «China’s Belt and Road Initiative (BRI)», в которой странам Северной Африки и Средиземноморья, расположенным на перекрестке сухопутного и морского «шелковых путей», отводится важная роль. Китайская инициатива предусматривает реализацию инфраструктурных проектов, включающих строительство портов, железных и шоссейных дорог, авиационное сообщение, сооружение энергетических объектов, промышленных парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China’s Policy in North African and Eastern Mediterranean Countries

The object of this paper is North Africa and Mediterranean. The subject of research is China’s policy towards North African countries during “Arab spring” and at the present historical stage. This article is devoted to the role of the North African and Mediterranean countries in contemporary China’s foreign policy and in new Chinese initiative “One Belt–One Road”(BRI). The methodological basis of research is comparative political approach. The fundamental China’s foreign policy principle is non – interference in internal affairs of other countries. The study shows, that “Arab awakening” has become a test for Beijings’ traditional commitment to this principle, composing it by measures for protection of Chinese citizens, business and financial investments abroad. At the same time, Beijing drew conclusions from the Libyan events. Together with Russia it has prevented the escalating of Syrian conflict under the Libyan scenario. In Beijing foreign policy strategy the new initiative BRI takes the leading place. The aim of this research is to show that the North African and Mediterranean countries, located at the crossroads of the land and sea Silk roads, play an important role in new Chinese project. Egypt, Algeria, Morocco and Tunisia are in focus of China’s interests. The implementation of Chinese initiative envisages infrastructure projects, which should cover all expanse of the Belt. These projects include the construction of railways and highways, aviation, energy, industrial parks, construction of ports in Turkey, Greece, Israel and other coastal countries. The author makes the conclusion: although China adheres to doctrine of non-interference in the internal affairs of other countries and avoids participation in armed confrontation, it aspires to play the role of influential player in North Africa and Mediterranean and to strengthen its economic, political and military influence in this important region.

Текст научной работы на тему «Политика Китая в странах Северной Африки и Средиземноморья»

Политика

ПОЛИТИКА КИТАЯ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

© 2018 Т.Л. Дейч

ДЕЙЧ Татьяна Лазаревна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт Африки РАН, Спиридоновка 30/1, Москва, 123001, Россия, e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена роли Северной Африки и Средиземноморского региона в современной политике Китая. Основополагающий принцип китайской внешней политики - невмешательство во внутренние дела других стран. «Арабское пробуждение» стало своего рода испытанием для традиционной приверженности Пекина этому принципу, побудив его более активно защищать интересы своих граждан и бизнеса за рубежом. Ведущее место в сегодняшней стратегии Китая занимает инициатива «Один пояс - один путь» (OBOR) или «China 's Belt and Road Initiative (BRI)», в которой странам Северной Африки и Средиземноморья, расположенным на перекрестке сухопутного и морского «шелковых путей», отводится важная роль. Китайская инициатива предусматривает реализацию инфраструктурных проектов, включающих строительство портов, железных и шоссейных дорог, авиационное сообщение, сооружение энергетических объектов, промышленных парков.

Ключевые слова: Китай, Северная Африка, Средиземноморье, арабская весна, Сирия, Ирак, пояс-путь

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-95-110

Пекин и события «арабской весны»

Китай сдержанно воспринял «арабскую весну». До начала событий в Тунисе китайско-тунисские отношения не отличались особой активностью. Тем не менее, Китай был главным азиатским торговым партнером этой страны. Тунисско-китайский торгово-ин-вестиционный форум в 2009 г. посетили 54 бизнесмена из 51 компании Туниса и 56 бизнесменов из 27 китайских компаний. Было установлено 27 прямых контактов, позволивших предпринимателям двух стран развивать сотрудничество [1]. После переворота в Тунисе заместитель министра иностранных дел КНР Чжай Чжуй 7 марта 2011 г. прибыл в страну, где состоялись его переговоры с Саидом Эссебси, премьер-министром Правительства национального единства. При этом Чжай заявил, что китайское правительство уважает выбор тунисского народа и стремится развивать с Тунисом традиционные отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Со своей стороны Са-ид Эссебси заявил, что Тунис придает важность связям с Китаем и стремится интенсифицировать обмены на разных уровнях и расширять сотрудничество [2].

Отношения с Египтом - первой африканской страной, признавшей Китайскую Народную Республику и установившей с ней дипломатические связи, - характеризовались

в Пекине как «стратегическое партнерство». Египет в 2011 гг. был пятым африканским торговым партнером Китая; более 1100 китайских предприятий инвестировали в египетскую экономику, с участием Китая в стране реализовывались 35 проектов. В Египте началось создание одной из шести Специальных экономических зон (СЭЗ) Китая в Африке - Суэцкой торгово-экономической зоны. Хотя китайское руководство поддерживало тесные отношения с Хосни Мубараком, его реакцией на падение режима последнего был призыв к сохранению стабильности в стране и напоминание о том, что иностранные державы не должны вмешиваться в дела Египта. Представитель министерства иностранных дел КНР Ма Цзяосю заявила, что Китай внимательно следит за ситуацией в Египте и надеется на скорейшее восстановление стабильности и порядка. При этом не было упомянуто, что Мубарак был отстранен от власти, и как это произошло. Столь же спокойной была реакция на египетские события китайских СМИ. «Чайна Дейли» вновь повторила лозунг «Стабильность превыше всего» [3].

Сдержанность в оценке египетских событий позволила Китаю получить дивиденды: Мохаммед Мурси свой первый визит в качестве президента страны совершил в августе 2012 г. в Китай. Си Цзиньпин, тогда в ранге заместителя председателя КНР выразил надежду, что этот визит даст импульс развитию двусторонних связей и откроет новую главу в китайско-египетской дружбе, добавив, что Китай всегда будет рассматривать Египет как ключевого партнера. Со своей стороны, Мурси заявил о заинтересованности Египта в китайских технологиях, рассказал о мерах, призванных упростить инвестиционное сотрудничество, а также о намеченных к реализации проектах, в которых китайские компании могут принять участие. Выступая на китайско-египетском торгово-экономическом форуме в августе 2012 г., глава Управления по созданию СЭЗ и инвестициям Египта Осама Салех заявил, что ситуация в Египте постепенно стабилизируется, и пригласил Китай принять участие в реализации в стране проектов в сфере энергетики, водных ресурсов, строительства дорог, аэропорта, логистики, медицины [4]. А 27 марта 2013 г. в ходе встречи председателя КНР Си Цзиньпина с М. Мурси на саммите БРИКС в Дурбане (ЮАР) стороны выразили готовность содействовать расширению китайско-египетского стратегического партнерства [5]. Китайские компании стали укреплять позиции в Египте. Так, Sinopec в августе 2013 г. приобрела за $3,1 млрд долю в 33% в американской компании Apache, добывающей в Египте нефть в объеме 100 тыс. баррелей в день [6]. После переворота новый президент ас-Сиси в декабре 2014 г. был приглашен в Пекин; визит завершился договоренностями о развитии стратегического сотрудничества. Несмотря на сложную ситуацию в Египте, где произошла серия терактов, совершенных боевиками ИГ, китайско-египетское сотрудничество набирает обороты.

Распространение «арабской весны» на Ливию заставило Китай внести коррективы в позицию «стороннего наблюдателя». Пекинское руководство признало, что, если 20 лет назад перемены в Африке мало отражались на Китае, сейчас ситуация изменилась. Китай стал крупным инвестором в страны континента; по объему торговли с ними он опередил США. В силу растущей вовлеченности Китая в дела Африки события на континенте непосредственно затрагивают его интересы. Что же касается кризисной ситуации в Ливии, то она оказалась чревата для Пекина серьезными проблемами. Китай импортировал из Ливии около 7 млн т нефти в год. С началом гражданской войны нефтяной экспорт Ливии был почти полностью парализован, а цена на нефть превысила $100 за баррель. Предприятия и компании, вкладывавшие средства в сырьевые ресурсы и инфраструктуру, понесли убытки. По статистике Министерства коммерции КНР, в страну инвестировали 75 китайских компаний (в том числе - 13 государственных); реализовы-вались 50 крупномасштабных проектов в сферах добычи нефти, железнодорожного и гражданского строительства, телекоммуникаций. С началом вооруженных столкновений многие проекты были приостановлены. Государственная инженерно-строительная

корпорация Китая заявила об угрозе срыва 20 строительных проектов, стоимостью $2,68 млрд, Корпорация железнодорожного строительства оставила незавершенными проекты стоимостью $4,24 млрд, Государственная металлургическая компания была вынуждена оставить незавершенными два проекта [7]. Первоначально объявленная Китаем сумма финансовых потерь в Ливии в $18,8 млрд включала стоимость всех контрактов. Однако большинство контрактов были в начальной стадии реализации. Сумма долгосрочных контрактов, заключенных с января 2007 г. по июнь 2009 г., составила $16,2 млрд, при этом только в 2010 г. были подписаны соглашения на $10 млрд и лишь три компании выполнили 50% предусмотренных контрактами работ. Таким образом, считают специалисты, сумма в $18,8 млрд завышена. Тем не менее, серьезные потери имели место [8].

Уже в первую неделю вооруженных столкновений 27 китайских служебных и жилых зданий подверглись нападениям оппозиционеров и были разграблены, 15 китайских рабочих получили ранения. В этих условиях Пекин принял срочные меры по эвакуации своих граждан. В ходе этой самой крупной и сложной операции с момента создания КНР в 1949 г. из Ливии были вывезены 35860 человек [9].

Несмотря на финансовые потери, руководство Китая заявило, что не готово вмешиваться в африканские события. «Китай не вмешивается во внутренние дела стран региона, и данная позиция является последовательной, - заявил бывший посол Китая Ань Хуэйхоу. - Поскольку мы не вмешиваемся в происходящее, мы не вступаем в конфликт с интересами арабских стран, а потому, сколько бы ни продлились беспорядки, и какие бы силы ни победили в итоге, наше сотрудничество с арабскими странами не подвергнется серьезной угрозе». Будущую роль Китая в регионе посол охарактеризовал как «роль миротворческой, стабилизирующей и готовой к сотрудничеству силы», подчеркнув, что «Китай не будет вмешиваться во внутренние дела арабских стран, несмотря на зависимость от поставок нефти из региона» [10, № 9 (650), с. 21].

Позиция Китая при голосовании резолюции СБ ООН 1973 (он, как и Россия, воздержался), вольное толкование которой странами Запада способствовало эскалации насилия, подверглась критике в Африке. «Новые возникающие державы спешат делать бизнес в Африке и сохраняют спокойствие перед лицом массовых убийств», - говорилось, в одной из статей в африканской печати [11, Issue 552].

Вместе с тем бомбардировки Триполи силами НАТО и рост числа жертв среди мирного населения побудили китайское руководство занять более жесткую позицию в отношении политики Запада. Этому способствовало и осознание Пекином определенной антикитайской направленности действий в Ливии западных государств, в первую очередь США. В разгар ливийского кризиса высказывалось мнение, что за борьбой НАТО с Каддафи стоит стремление Вашингтона вытеснить Китай и Россию из Средиземноморья. Заместитель министра финансов США при президентстве Рейгана, республиканец Пол Крейг Робертс напомнил, что «Китай осуществляет масштабные инвестиции в энергетический сектор Ливии и рассчитывает на нее в плане своих энергетических нужд, а Вашингтон пытается использовать свои военно-стратегические возможности, чтобы затормозить развитие китайской экономики». Впрочем, по мнению Робертса, «дело не только в нефти, но и в китайской экспансии в Африку в целом, и основная цель США - выгнать из Ливии Китай. Китайские компании теряют сотни миллионов долларов в результате этой интервенции, и Китай четко воспринимает западное вмешательство как акт агрессии против него» [12, XIX, с. 278].

Предсказывалась неизбежная потеря Китаем позиций в Ливии, поскольку западные страны, способствовавшие приходу к власти Переходного национального правительства, монополизируют контракты после конфликта. Однако Китай предвидел такую возможность. Поддерживая режим Каддафи, он, вместе с тем, пытался установить контак-

ты с оппозицией. В августе 2011 г. представитель Министерства коммерции КНР заявил на пресс-конференции в Пекине: «Мы надеемся, что после достижения стабильности Ливия будет вновь защищать интересы и права китайских инвесторов, и мы продолжим с ней экономическое сотрудничество» [13]. Официальный Пекин воздержался от комментариев по поводу гибели Каддафи, а тогдашний министр иностранных дел КНР Ян Цзечи заявил, что «страница ливийской истории перевернута». «Мы надеемся, - сказал он, - что Ливия включится в политический процесс, начнет экономическое восстановление и даст возможность народу жить в мире и счастье» [14].

Пекин признал Переходное национальное правительство Ливии и активизировал усилия по «возвращению» в эту страну. 11 июня 2012 г. министр иностранных дел нового правительства Ашур Бен Хаил посетил Пекин и встретился с тогдашним заместителем председателя КНР Си Цзиньпином. Си Цзиньпин высоко оценил прогресс, достигнутый Переходным правительством в восстановлении экономики и национальном примирении и заявил, что правительство КНР будет поощрять китайские компании к участию в восстановлении Ливии. Со своей стороны, Бен Хаил сказал, что Ливия придает важность отношениям с Китаем и приветствует его участие в реконструкции страны [15].

5 марта 2013 г. состоялся визит в Ливию представительной китайской делегации во главе с Ли Сяобином, заместителем руководителя Департамента Западной Азии и Африки Министерства коммерции КНР. Целью визита стало обсуждение условий возвращения в Ливию китайских компаний. В ходе встречи стороны согласились изучить потери Китая во время событий 2011 г. [16] В июне 2013 г. ливийское правительство возобновило начатые при Каддафи переговоры с Китайской корпорацией строительства железных дорог (СЯСС) [17]. Напомним, что в 2008 г. Китай и Ливия заключили контракт на строительство железнодорожной линии от Сирта до Хомса и затем - до границы с Тунисом; Китай также выиграл тендер на участие в строительстве 800-километровой дороги между Мисратом и Вади-Шатти. Ключевая проблема для Китая, как и для России, которая имела контракт на $5 млрд на строительство небольшой части сети, -добиться компенсации. Пока в качестве компенсации Китайской корпорации строительства железных дорог были предоставлены в мае 2013 г. контракты на строительство жилых помещений в Бенгази [18].

Для Пекина участие в реконструкции Ливии может стать шагом по возвращению в богатую нефтью страну Северной Африки. Однако перспективы урегулирования ситуации в Ливии туманны, учитывая непрекращающиеся стычки правительственных войск с разнородными «ополчениями».

Китай и конфликтная ситуации в Ираке и Сирии

Хотя в Пекине считают, что потрясения в арабских странах - следствие внутренних социально-экономических и политических причин и не являются прямым результатом иностранного вмешательства, США включились в события и «предприняли шаги, чтобы направить их в русло собственных интересов». По мнению китайского руководства, за последние двадцать лет США, добиваясь абсолютного контроля над нефтяными ресурсами, нарушили хрупкий баланс сил и социальную структуру арабского мира. Китайцы усматривают в этом не ошибку какого-то одного президента, а стратегию, последовательно осуществляемую несколькими поколениями американских лидеров, и считают, что дальнейшие усилия Запада по «демократизации» в арабо-африканском регионе приведут лишь к новым фундаментальным осложнениям [19].

Справедливость этого заявления подтвердили события на Ближнем Востоке. Террористическая деятельность ИГ в Ираке и гражданская война в Сирии, а также растущее

участие уйгурских сепаратистов в глобальных джихадистских движениях побудили Пекин внести определенные коррективы в свою ближневосточную политику.

В 2013 г. Китай обогнал США как крупнейший мировой импортер нефти и стал главным торговым партнером Ирака, а Ирак - шестая в мире страна по производству нефти - стал пятым партнером Китая по нефти после Саудовской Аравии, Анголы, Омана и России. На долю трех ведущих китайских нефтяных компаний - Ре1тосЫпа, $1порес, СЫООС в 2014 г. приходилось более 1/5 иракских нефтяных проектов [20] в стране работали 10 тыс. китайских нефтяников [21]. В результате боевых действий китайские нефтяные интересы в стране оказались под угрозой. Когда ИГ предпринял атаки на Багдад, Китай вывез из конфликтной зоны 1300 своих рабочих.

Помимо угрозы нефтяным интересам Китая, действия ИГ представляют опасность для Пекина и ввиду участия в вооруженной борьбе в Сирии и Ираке китайских граждан. Сообщалось, что в борьбе против режима Асада в Сирии участвуют более двух тысяч уйгурских боевиков. При этом часть боевиков, вернувшись в Китай, организует террористические акции. 19 января 2017 г. в ходе бомбардировки США тренировочного лагеря Аль-Кайды в провинции Идлиб (Сирия) погибли более 100 боевиков, в том числе, уйгуры, сражавшиеся в составе Джебхат-ан-Нусры [22].

Китай сделал выводы из ливийских событий. Как постоянный член СБ ООН Китай поддержал Россию в сирийском конфликте: 4 октября 2011 г., 4 февраля и 19 июля 2012 г. и 22 мая 2014 г. он вместе с Россией наложил вето на проекты резолюций СБ ООН по сирийской проблеме. В августе 2013 г. Китай вместе с Россией выступил против применения силы в отношении Сирии, тем самым, воспрепятствовав эскалации конфликта по ливийскому сценарию. Пекин осудил военную интервенцию США в Сирии, заявив, что Вашингтон не получил «добро» на эту акцию от Асада. В то же время он счел действия России в Сирии легитимными, поскольку они были согласованы с Асадом. Китайские СМИ выражали сочувствие России, которая стремится помешать США устранить сирийский режим, подчеркивая при этом, что сам Китай выступает исключительно за политический путь решения конфликта путем переговоров.

Вместе с тем, в печати Китай не раз обвиняли в поставках оружия участникам конфликтов. Писали, что после наложения санкций на Иран Китай поставил этой стране 31,7% вооружений на $4,25 трлн. Между тем, Иран - второй после России поставщик оружия Сирии, а значит нельзя исключать, что вооружая Иран, Китай вооружает и Сирию. Обвиняли Китай и в том, что он продает оружие Саудовской Аравии, и большую часть этого оружия используют сирийские мятежные группы. То есть, хотя Китай и не вносит вклад в кровопролитие, «двери в его магазин открыты для всех» [23].

Если ранее Китай ограничивался призывами к мирному решению сирийского конфликта, то теперь он выступил в качестве посредника в его урегулировании. В заявлении, принятом на встрече заместителя министра иностранных дел КНР Чжай Чжуна с Баширом Асадом в Дамаске, говорилось, что Китай готов работать с сирийским правительством, оппозицией, ЛАГ и арабскими странами в поисках политического решения сирийского кризиса. 24 декабря 2015 г. по приглашению министра иностранных дел КНР Ван И Пекин посетил его сирийский коллега Валид аль-Моаллем, а 5 января 2016 г. - глава Национальной коалиции сирийских революционеров и оппозиционных сил Халед Ходжа [24]. В марте 2016 г. Си Цзиньпин учредил новый пост Специального представителя Китая по Сирии. Им стал опытный дипломат, бывший посол Китая в Иране, Эфиопии и Африканском союзе Се Сяоянь. Цель этого назначения, как заявил представитель МИДа КНР Хун Лэй, более эффективно координировать связи с участниками переговоров, чтобы внести «позитивную энергию» в политическое решение сирийского кризиса. Более того, Пекин перешел от дипломатической поддержки Дамаска к военной помощи, дав обещание во время визита в Сирию 16 августа 2016 г. китайско-

го контр-адмирала Гуань Юфэя, директора Департамента международного военного сотрудничества Центрального военного совета КНР, поставлять военную технику сирийской армии и обучать военных специалистов [25].

Со своей стороны Башар Асад в марте 2017 г. призвал Китай принять участие в восстановлении сирийской экономики, а также высказался за сотрудничество сирийских и китайских разведывательных служб в борьбе против уйгурских сепаратистов, которые проникают в Сирию и присоединяются к террористическим группировкам. Как заявил Ван Ювей из Школы международных исследований Пекинского Университета, участие Китая в восстановлении инфраструктуры Сирии отвечает задачам инициативы «Один пояс - один путь», поскольку BRI пройдет через Дамаск [26].

Продолжается сотрудничество Китая с Ираком. Пекин не раз подчеркивал, что в Ираке воюют китайские граждане, поддавшиеся на пропаганду экстремистов и пополнившие ряды ИГ, а потому две страны имеют общие интересы. «Китай - также жертва экстремистских сил, и поддержка антитеррористической борьбы в регионе выгодна нам тоже» [20]. В 2014 г. на встрече с Генсеком ООН Пан Ги Муном председатель Си Цзиньпин заявил, что Китай будет по мере сил поддерживать правительство Ирака в деле стабилизации ситуации в стране [27]. А в июле 2017 г. Си Цзиньпин объявил, что Китай предоставит помощь Ираку на послевоенное восстановление в объеме $11,7 млн [28].

Сказанное позволяет сделать следующие выводы. В результате «арабской весны» к власти во многих арабских странах пришли исламисты, а в регионе в целом усилилась политическая нестабильность. Кризисные ситуации в Африке и арабском мире затрагивают интересы Китая в силу его растущей вовлеченности в дела региона и активного проникновения в нефтяную сферу. Непосредственную опасность видит Китай в растущей агрессии исламского фундаментализма, представляющего угрозу не только для китайских компаний, действующих в этих странах, но и для самого Китая, поскольку среди террористов, участвующих в вооруженной борьбе в Сирии и Ираке, есть китайские граждане. Тем не менее Китай сохраняет приверженность своему основному внешнеполитическому принципу - невмешательства во внутренние дела других стран и продолжает ратовать за политическое решение кризисных ситуаций. Пекин критически воспринимает пренебрежение принципами Устава ООН. В силу сказанного он подверг критике действия США в Ливии и Сирии. Бывший китайский спецпредставитель по Ближнему Востоку Ю Сайк обвинил западные страны в том, что революции, которые потрясли арабский мир с конца 2010 г., использовались этими странами, чтобы «протолкнуть» свою повестку. «Запад виноват в миграционном кризисе, с которым столкнулась Европа после того, как он вмешался в дела ближневосточных стран в попытках навязать им свои ценности, такие, как демократия, но только вызвал хаос», - заявил он [29].

Вместе с тем, «арабское пробуждение» стало своего рода испытанием для традиционной приверженности Пекина принципу невмешательства во внутренние дела других государств. Китай осознал необходимость более активно защищать интересы своих граждан и своего бизнеса за рубежом. В 2015 г. он подписал контракт сроком на 10 лет с Джибути о создании в стране первой китайской военной базы. 22 июля 2017 г. два корабля доставили в Джибути китайских военных. Как заявил министр иностранных дел Ван И, база «отражает стремление Китая играть конструктивную роль в политическом решении международных и региональных проблем, создать более безопасные и стабильные условия для китайской деятельности за рубежом». Китайская газета Global Times писала о преимуществах базы: рабочие места и зарплата для джибутийцев, поддержка инициативы «Один пояс - один путь», обеспечение судов провизией, помощь местному населению [30. Issue № 195].

Если китайские источники подчеркивают, что политика Пекина носит оборонительный характер и не преследует цель военной экспансии, западные обозреватели расценили размещение китайской базы в Джибути как признак растущего превращения Китая в крупную морскую державу и показатель его стремления наращивать численность своих вооруженных сил в Африке и на Ближнем Востоке. База создаст возможность поддерживать операции ВМС Китая в Индийском океане, контролировать морские пути, оперативно реагировать на события в регионе. Нельзя отрицать, что превращение в морскую державу - важная цель Китая. Это касается, в частности, доминирования в ЮжноКитайском море, где еще в 2012 г. было создано командование морских сил в Шанша провинции Хайнань с целью обеспечения безопасности.

Армия КНР - самая крупная в мире (2 млн 300 тыс. человек). Темпы роста военного бюджета - 9,5% в год [31]. НОАК (Народно-освободительная армия Китая) представляет собой современную военную организацию с упором на военно-морские и военно-воздушные силы, способную проводить совместные операции. Пример такого рода операций - эвакуация китайских граждан из Ливии, в которой участвовали военно-транспортная авиация и военно-морские силы КНР. В 2016 г. в Китае вступил в силу принятый в декабре 2015 г. Закон о борьбе с терроризмом. Его важная часть - положение о том, что НОАК и Народная вооруженная полиция могут проводить за рубежом антитеррористические операции с одобрения Центральной военной комиссии и с согласия соответствующей страны [32]. Китай проводит совместные с другими странами военные учения. Первыми такого рода учениями двух стран стали состоявшиеся в октябре 2016 г. «антитеррористические учения» специальных сил Китая и Саудовской Аравии.

Китайская инициатива «Один пояс - один путь»: роль Северной Африки и Средиземноморья

Инициатива «Один пояс - один путь» выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпи-ном в сентябре 2013 г., представляет собой комплекс стратегий «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Первый проект направлен на Евразию; его цель - связать Поднебесную с Европой через страны Центральной Азии и Россию. Второй ориентирован на развитие сотрудничества со странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Африки и Европы. Для финансирования проекта Китаем создан Фонд Шелкового пути. В ноябре 2014 г. Си Цзиньпин заявил о готовности Китая вложить в Фонд $40 млрд. Фонд Шелкового пути будет финансировать инфраструктурные проекты, включая транспортную сеть, объекты электроснабжения, телекоммуникации. На эти же цели будут направлены и средства Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

17-18 мая 2017 г. в Пекине состоялся первый форум «Один пояс - один путь», на котором Си Цзиньпин заявил о намерении вложить в проект $124 млрд. Помимо $40 млрд, предоставленных ранее, эта сумма включает около $14,5 млрд, озвученных на Форуме [33]. Си Цзиньпин заявил о готовности инвестировать в развитие портов, железных и автомобильных дорог, других объектов инфраструктуры в 65 государствах Европы и Азии. В ближайшие три года КНР планирует выделить около $9 млрд на помощь развивающимся странам, участвующим в проекте нового Шелкового пути.

Воплощение в жизнь китайской инициативы предусматривает реализацию инфраструктурных проектов, охватывающих все пространство «пояса» и включающих строительство железных и шоссейных дорог, модернизацию авиационного сообщения, проекты в энергетике, промышленные парки. Пекин рассчитывает создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах. Для него это не только

путь реализации своих ресурсных возможностей в производстве стали, цемента, алюминия и финансов, но и средство обеспечить как занятость крупных строительных компаний, так и рост потребительского спроса в государствах, вовлеченных в проект. Пекином отмечается также важность экологической составляющей проекта, позволяющей уменьшить выбросы CO2 в атмосферу.

Строительство нового «шелкового пути», призванного создать некую буферную зону из дружественно настроенных к Китаю государств, рассматривают в Пекине не только как средство ускорения развития и самого Китая, и задействованных в проекте стран, но и как своего рода защитный барьер. Новый транспортный путь позволит по мысли Пекина не только переориентировать часть грузов по более короткому маршруту, но и быстрее реагировать на вызовы и угрозы интересам Китая в Индийском океане и у берегов Африки.

Китай отрицает наличие у BRI политических интересов, заявляя, что он является исключительно коммерческим проектом. Однако эксперты считают, что это ответная стратегия на американский «поворот к Азии». Новый Шелковый путь - прагматичный проект, главная задача которого - сделать доступными для китайских инвесторов недра азиатского региона. В Китае считают, что на завершение намеченных проектов потребуется около 35 лет. Все работы могут быть завершены к 2049 г., к 100-летнему юбилею КНР.

Африке, в первую очередь Северной и Восточной, отводится важная роль в реализации проекта. В 2015 г. в Китае была начата кампания с призывом включить африканские страны в новую стратегию «Один пояс - один путь - один континент». Джастин Юфу Линн, бывший главный экономист Всемирного банка, декан Национальной школы развития Пекинского университета заявил, что с помощью развития инфраструктуры Китай ускорит рост африканских стран и передаст Африке свои достижения в развитии промышленности [34]. Плохая железнодорожная инфраструктура, препятствующая развитию торговли между странами континента и африканской интеграции, - одна из главных проблем Африки. Китай, обладающий сетью высокоскоростных железных дорог, имеет опыт и финансовые возможности, позволяющие ему участвовать в решении этой проблемы. Китайские эксперты видят в новой стратегии два главных преимущества для Африки. Первое - развитие инфраструктуры континента позволит Китаю использовать свои возможности в строительной сфере, что принесет пользу странам континента и одновременно стимулирует рост Китая, который замедлился в последние годы. Второе - реализация проекта - это возможность передать Африке промышленные предприятия интенсивного труда, что приведет к росту производства на континенте, числа рабочих мест и оплаты труда. Эксперты считают эти два компонента двумя столпами китайско-африканского сотрудничества в предстоящие годы. Высказываются однако критические замечания по поводу как самого проекта, так и включения в него Африки. Скептики считают, что OBOR затруднит продвижение китайской экономики к модели более активного потребительского спроса, что является долгосрочной целью правительства. Выражаются сомнения, сможет ли Африка расплатиться по китайским займам. Обращают внимание на политические риски, плохой инвестиционный климат в ряде африканских стран как на препятствия реализации проекта, на нереальность задачи передать Африке предприятия интенсивного труда, поскольку примеров подобной передачи в странах Африки немного, и они вызывают много вопросов [34].

Отношения Пекина со странами Средиземноморского региона стали активно развиваться с 2013 г., когда Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Один пояс - один путь». Сегодня Китай превращается в нового игрока в Средиземноморье. Подтверждение этому - присутствие на 3-м форуме "Средиземноморские диалоги" в Риме 6 декабря 2017 г. главы Банка Китая Чэнь Сыцина, который говорил о важности Средиземномор-

ского бассейна, расположенного на перекрестке сухопутного и морского Шелковых путей. Чэнь Сыцин отметил, что в рамках строительства "Пояса и пути" этот регион станет ключевой точкой инфраструктурной взаимосвязанности проекта. Средиземноморье - одно из любимейших мест китайских туристов; здешнее вино, оливковое масло, текстиль, кожаные изделия высоко ценятся в Китае, поэтому здесь будет расположен важный торговый узел "пояса и пути" [35].

В 2016 г. торговля Китая со странами Средиземноморья превысила $150 млрд. Согласно президенту Китайского института арабских исследований Ли Шаосяну заинтересованность Китая в регионе связана в основном с импортом энергоносителей и в меньшей степени с притягательностью его как рынка для китайского экспорта и инфраструктурных инвестиций. Ученый подчеркивает важность региона для взаимодействия Азии и Европы, а также его роль как потенциального торгового хаба. Реализация инициативы по мнению китайских ученых преследует скорее экономические цели, нежели задачи обеспечения безопасности. Однако ученые обращают внимание на то, что амбиции Пекина в сочетании с латентной политической нестабильностью на Ближнем Востоке ставят под вопрос возможности Китая сбалансировать экономические выгоды от экспансии в регион с рисками безопасности, которые такая экспансия порождает.

В январе 2016 г. консорциум в составе China Construction, China Harbor и Algerian Group создали СП для строительства нового порта Алжира. Проект стоимостью $3,3 млрд имеет целью появление в Средиземном море порта мощностью 6,5 млн контейнеров и 30 млн т грузов в год. Активный интерес проявляет Китай и к Тунису. 13 мая 2016 г. в ходе официального визита в Тунис китайский министр иностранных дел Ван И встретился с президентом страны Саидом Эссебси. В ходе встречи было заявлено, что Китай готов укреплять сотрудничество с Тунисом в таких сферах, как инфраструктура и промышленность, а также расширять двусторонние торговые связи и инвестиции [36].

28-29 ноября 2017 г. в Марракеше (Марокко) состоялся китайско-африканский инвестиционный форум (CAIF). Форум планировался как стратегическая встреча ведущих китайских и африканских экономистов, призванная содействовать установлению деловых контактов между инвесторами и предпринимателями, в частности, в промышленном секторе и инфраструктуре. В форуме участвовали более 400 представителей китайского и африканского бизнеса. Программа форума включала конференции и дебаты по вопросам финансового содействия экономикам африканских стран, в первую очередь включенных в китайскую инициативу Шелкового пути. Обсуждались проекты сотрудничества, в том числе в сфере возобновляемой энергии, и вклад Китая в этот сектор в странах Африки, где более 600 млн человек еще не имеют доступа к электричеству. Затрагивались и вопросы инвестиционной деятельности таких финансовых институтов, как Африканский Банк инфраструктурных инвестиций (AIIB), Фонд Шелкового пути, Новый банк развития БРИКС, Китайско-африканский фонд развития (China-Africa Development Fund, CADF), их особенности в сравнении с традиционными инвесторами в Африку.

Марокко лишь недавно оказалось в фокусе активного внимания Китая. Страна, не имеющая подобно Анголе или Алжиру нефтяных запасов, неожиданно приобрела важную роль в осуществляемой Пекином политике диверсификации сфер приложения инвестиций. Популярность этой страны выросла после визита в 2016 г. в Китай короля Мохаммеда VI, о чем свидетельствует открытие здесь сразу трех Институтов Конфуция. Марокко привлекательно тем, что оно представляет собой островок относительной стабильности в нестабильном арабском регионе. Способствовало развитию двусторонних отношений и «возвращение» Марокко в Африканский союз на саммите в Аддис-Абебе в 2017 г., более чем через три десятилетия после того, как страна в 1984 г. вышла

из АС в знак протеста против признания континентальной организацией независимости Западной Сахары, которую Марокко считало своей исторической территорией [37]. Сегодня Китай предпочитает не комментировать болезненную для Марокко проблему Западной Сахары, а Марокко хранит молчание по поводу проблемы мусульманских сепаратистов в Синьцзяне. С 2011 по 2015 г. китайские прямые инвестиции в Марокко выросли на 195%, при этом в 2014-2015 гг. - на 93%. В июле 2016 г. открыт построенный с китайской помощью мост короля Мохаммеда VI - самый длинный в Африке ванто-вый мост, соединяющий столицу Рабат с г. Сале и входящий в масштабный инфраструктурный проект по созданию крупнейшей в Марокко сети автомобильных дорог от средиземноморского Танжера до финансовой столицы страны Касабланки. В совместных планах - строительство многомиллиардной высокоскоростной железной дороги между Марракешем и Агадиром, реализация ряда других проектов [38].

В сфере интересов Китая оказался и Египет, который Пекин считает «стратегической осью», «региональным приоритетом» и фокусируется на взаимодействии стратегии национального развития Египта и BRI. Египетский президент в рамках «курса на Восток» нацелен на привлечение китайских инвестиций в энергетику, инфраструктуру, сельское хозяйство и финансовый сектор страны. В 2016 г. Си Цзиньпин в ходе визита в Египет подписал 21 соглашение почти на $15 млрд в секторах электрификации, транспорта и инфраструктуры. Только в проект развития русла Суэцкого канала предполагается вложить $2,5 млрд. Китай уже главный торговый партнер Египта: объем торговли достиг на 2016 г. $12 млрд [39]. Китай - крупнейший инвестор в создание Специальной экономической зоны Суэцкого канала, которую строит китайская корпорация TEDA. Первая фаза зоны уже функционирует и притягивает многие предприятия и крупные инвестиции. Двусторонние отношения вошли в новую фазу: интенсифицировались политические, экономические и культурные контакты, заметно вырос туристический обмен. Свидетельство укрепления китайско-египетских отношений - валютный своп: две страны проводят торговые операции в национальных валютах.

В числе значимых для китайского проекта стран - Турция. По данным МИДа Турции ее торговля с Китаем выросла с $24,16 млрд в 2011 г. до $27,76 млрд в 2016 г. При этом торговля ведется в валютах двух стран. Накопленные китайские прямые инвестиции в Турции выросли с $509 млн в 2015 г. до $809 млн в январе 2017 г., причем львиную долю составили вложения в инфраструктуру, транспорт, логистику и финансы. Турция может сыграть стратегическую роль в BRI как мост между Востоком и Западом, но главным препятствием для развития китайско-турецких отношений остается проблема Восточного Туркестана. Турецкое правительство поддерживает уйгурские меньшинства в Синьцзяне, что Пекин рассматривает как вмешательство в свои внутренние дела [40].

Китай проявляет интерес к вложениям в инновации и строительство портов в Израиле. China Harbor Pan Mediterranean Engineering Company строила в 2014 г. порт Аш-дод, другая китайская компания - порт Хайфы. Шанхайская International Port Group выиграла тендер на работы в порту Bayport сроком на 25 лет, начиная с 2021 г., когда, как ожидают, строительство порта завершит израильский консорциум.

Внимание Пекина к строительству и модернизации средиземноморских портов подтверждают его отношения с Грецией. Китайский государственный конгломерат COSCO Shipping занят в кораблестроении и портовой промышленности порта Пирей, который превращается в средиземноморский транспортный хаб и может функционировать как стартовый пункт инициативы «трех морей» и высокоскоростной железнодорожной линии, которая свяжет Грецию через Балканы с Венгрией. Инвестиции в этот порт на практике показывают, как китайские государственные предприятия могут помочь европейской экономике, создавая рабочие места и возможности для бизнеса.

Не осталась в стороне и Италия. В начале 2017 г. COSCO Shipping приобрела 40%-ную долю в итальянском порту Vado около Генуи. China Communication Construction Company Group заключила контракт на проект оффшорного порта в Венеции.

По мнению экспертов сам перечень портов, в которые инвестировал или планирует инвестировать Пекин, высвечивает препятствия, подстерегающие BRI, готовый распространиться по всему миру, исключая, разве что США. Так, существует большая разница между Пиреем в Греции, где начинается инициатива «трех морей», и проектами в Италии и Испании, а также в Словении, на Алжирском побережье, в Центральной и Восточной Европе [41], что, безусловно, усложняет задачи инициаторов BRI.

Однако Китай уже наметил будущий курс Средиземноморья, простирающийся за пределы торговли и экономики. Воплощая в жизнь инициативу «Один пояс - один путь», он обещает внести вклад в процветание, мир, борьбу с терроризмом, сотрудничество между народами и религиями - христианством, иудаизмом и мусульманством. «Средиземноморье должно продемонстрировать мирную политику Китая, его новую роль как глобального игрока и представителя взаимовыгодной (win-win) дипломатии», - пишет Тзогопулос, преподаватель Европейского института в Ницце (Франция) в статье в Global Times [40]. Насколько реальна задача, которую ставит Пекин, покажет будущее.

Источники

1. Tunisia-China: Investment and Trade Forum. The Foreign Investment Promotion Agency FIPA-Tunisia. 15.06.2009.

2. China respects choice of Tunisian people: vice FM. Xinhua News Agency. 8.03.2011.

3.China Reacts Cautiously to Events in Egypt. News RSS Feed. February 12, 2011.

4. Egypt calls for more Chinese investment. People's Daily Online. Aug.30.2012 http://english.people.daily.com.cn.90883/792275.html (дата обращения 20.03.2016)

5. Си Цзиньпин и М. Мурси заявили о своем намерении способствовать укреплению китайско-египетского стратегического взаимодействия. Синьхуа. 2013-03-28. http://russian.cri. cn41/2013/03/281 s462775. htm (дата обращения 11.05.2013)

6. China partners with U.S. firm in Egypt. CNN Money Fortune. N.Y. 30 August, 2013 money.cnn.com/2013/08/30/news/economy/apache (дата обращения 15.01.2017)

7. China counting financial losses in Libya. Global Times. March 4, 2011.

8. Салицкий А. Юпитер и бык в мировой политике (Кто выиграл войну в Ливии?) 02.10. 2011. https://www.fondsk.ru/news/2011/10/02/upiter-i-byk-v-mirovoj-politike (дата обращения 10.11.2011)

9. Ding Ying. Out of Libya. Beijing Review. March 10, 2011 http://china-wire.org/r.p=10523 (дата обращения 15.01.2017)

10. Дейч Т.Л. Ливийский кризис в свете интересов России. Китая и Африки. Азия и Африка сегодня. 2011. № 9 (650).

11.Campbell H. Opposing Qaddafi's massacre and foreign intervention in Libya.2011-03-24. Pambazuka News. Issue 552 http://pambazuka.org/en/category/features (дата обращения 10.11.2011)

12. Алексей Васильев. Николай Петров. Рецепты арабской вены. Русская версия. (Гл. XIX. Т. Л. Дейч. Кризис в свете интересов России, Китая и Африки, с. 278). М. Алгоритм. 2012. 303 c. ISBN 978-5-4438-0148-3.

13. Junbo J. China's second coming in Libya. Asia Times. Aug.31, 2011.

14. China Urges Inclusive Political Process in Libya. This Day Live. 21 Oct. 2011.

15. Libya: China, Libya Vow to Cooperate in Libyan Reconstruction. Capital FM. June 12. 2012.

16. Libya expects Chinese companies to resume business. African News. 2013-03-06 English news.cn (дата обращения 15.05.2013)

17. Elumami Ah. Libya awaiting Chinese team for railways talks. China Railway Construction Corporation (CRCC). Tripoli. 27 Febr. 2013. www.libyaherald.com/2013/02/27/(libya-awaiting-chinese-team-for-railway-talks (дата обращения 15.01.2015)

18. Fornaji H. Chna's new Libyan ambassador faces big challenges on stuck contracts. 2013/08/06. http://www.libyaherald.com/2013/08/06/chinas-new-libyaherald.co/chinas-new-libyan-ambassador-faces-big-challenges-on-stuck-contracts (дата обращения 15.09.2013)

19. Соперничество КНР и США на арабском перекрестке. Мировая политика и ресурсы. 14 февраля 2012 г. www.wprr.ru/arvhives/2634 (дата обращения 11.05.2013)

20. Blanchard B. China says may have citizens fighting in Iraq. Reuters. July 28, 2014. https://www.investing.com/news/world-news/china-says-may-have-citizens-fighting-in-Iraq (дата обращения 20.09.2014)

21. Cendrowski Sc. China's Iraq Oil Problem. Fortune. June 30, 2014. fortune.com/2014/06/30/ chinas-iraq-oil-problem (дата обращения 20.09.2014)

22. Botobekov U. What's are China's Stakes in Syria? The Diplomat. Jan.27, 2017. thediplomat.com/2017/01/whats-are-chinas-stakes-in-syria/ (дата обращения 30.01.2017)

23. Volodzko D. How China Helped Cause the Syrian Refugee Crisis. The Diplomat. Sept 14, 2015. https://the diplomat.com/2015/09/how-chona-helped-cause-the-syrian-refugee-crisis (дата обращения 24.09.2015)

24. Rudolf M. China's New Era of Diplomacy: Engaging in Syria. The Diplomat. Jan.25, 2016. https://the diplomat.com/2016/01/25/chinas-new-era-of-diplomacy-engaging-in-syria (дата обращения 03.02.2016)

25. Цатурян С. «Шелковый путь»: Китай пробирается в Евросоюз через турецкий Хатай. REGNUM. 25 марта 2017 г. https://regnum.ru/news/polit/2169563.html (дата обращения: 26.03.2017)

26. Why China wants in Syria's Reconstruction Program. Sputnik. Middle East. 16.03.2017. https://sputniknews.com/middleeast/201703161051647897china-syria-reconstruction-cooperation (дата обращения 03.02.2018)

27. China Support Iraqi gov't in stabilizing situation. People's Daily Online (Xinhua). Aug.16, 2014 https://www.globalsecuruty.org/wmd/library/news/iraq/2014-iraq140816 (дата обращения

03.10.2015)

28. Lee J. China offers Iraq 11.7 m for Reconstruction. Construction & Engineering in Iraq. July 13, 2017.

29. Former China diplomat pins blame for refugee crisis on West. Reuter. Nov. 2. 2015. https://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-china-former-diplomat (дата обращения

05.02.2016)

30. Pant H.V. Haidar A.M. China's Expanding Military Footprint in Africa. ORF Issue Brief. Issue № 195. Sept. 2017.

31. Rinehart J. E. The Chinese Military Overview and Issues for Congress. 24.03.2016. https: fas.org/sdp/crs/row/R44196 pdf (дата обращения 05.04.2016)

32. China to Set-up Counter-terrorism Intelligence Center.Law. Xinhuanet. December 27, 2015 http;//news.xinhuanet.com/english/2015-12/ (дата обращения 15.01.2016)

33. China earmarks $124 bn for Belt and Road economic plan. The BRICSPost. May 14, 2017. thebricspost.com (дата обращения 15.01.2018)

34. Yun Sun. Inserting Africa into China's One Belt, One Road Strategy. A new opportunity for jobs and infrastructure. The Brookings. Africa in Focus. March 2, 2015.

35.Председатель Банка Китая: Средиземноморский регион занимает важное место в строительстве «Пояса и пути». Russian News. Cn. 2017-12-03. russian.news.cn./2017-12/03/c-136796147 htm (дата обращения 15.01.2018)

36. China, Tunisia pledge to boost cooperation in trade, infrastructure. Xinhua. 2016-05-14. www..xinhuanet.com/English/2016-05/14/c_ 135358823.htm (дата обращения 15.05.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Morocco rejoins African Union after more than 30 years. The Guardian. Global Development. 31 January, 2017. https://www.theguardian.com/global-development/2017/jan/31/ morocco-rejoins -african-union (дата обращения 15.09.2017)

38. Under the Radar. What's behind China's love affair with Morocco. Global Rish Insights. March 26, 2017. https://globalrisksinsights.com/2017/03/chinas-love-affair-with-morocco (дата обращения 15.09.2017)

39. Ближневосточный тур Си Цзиньпина - десятки соглашений, новые партнеры. РИА Новости. Россия сегодня. 23.01.2016. https://ria.ru/world/20160123/1363961791.html (дата обращения 05.02.2016)

40. Tzogopoulos G. China fosters integration in Mediterraneen. Global Times 2017/12//6 www.globaltimes.cn.content/1079025.shtml (дата обращения 15.09.2018).

41. Doyon J., Codement Fr. China and the Mediterraneeen Open for Business? European Council on Foreign Relations. 21 June 2017. www.ecfreu/publications/summary/china-and-the-mediterraneen-open-for-business (дата обращения 15.09.2017)

CHINA'S POLICY IN NORTH AFRICAN AND EASTERN MEDITERRANEAN COUNTRIES

© 2018 Tatiana Deych

DEYCH Tatiana L., Dr.Sc. (History). Leading Research Fellow, Institute for African Studies RAS, Spiridonovka 30/1, Moscow, 123001, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract. The object of this paper is North Africa and Mediterranean. The subject of research is China's policy towards North African countries during "Arab spring" and at the present historical stage. This article is devoted to the role of the North African and Mediterranean countries in contemporary China's foreign policy and in new Chinese initiative "One Belt-One Road"(BRI). The methodological basis of research is comparative political approach. The fundamental China's foreign policy principle is non - interference in internal affairs of other countries. The study shows, that "Arab awakening" has become a test for Beijings' traditional commitment to this principle, composing it by measures for protection of Chinese citizens, business and financial investments abroad. At the same time, Beijing drew conclusions from the Libyan events. Together with Russia it has prevented the escalating of Syrian conflict under the Libyan scenario. In Beijing foreign policy strategy the new initiative BRI takes the leading place. The aim of this research is to show that the North African and Mediterranean countries, located at the crossroads of the land and sea Silk roads, play an important role in new Chinese project. Egypt, Algeria, Morocco and Tunisia are in focus of China's interests. The implementation of Chinese initiative envisages infrastructure projects, which should cover all expanse of the Belt. These projects include the construction of railways and highways, aviation, energy, industrial parks, construction of ports in Turkey, Greece, Israel and other coastal countries. The author makes the conclusion: although China adheres to doctrine of noninterference in the internal affairs of other countries and avoids participation in armed confrontation, it aspires to play the role of influential player in North Africa and Mediterranean and to strengthen its economic, political and military influence in this important region.

Keywords: China, North Africa, Mediterranean, Arab spring, Syria, Iraq, BRI

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-95-110

References

Blanchard B. China says may have citizens fighting in Iraq. Reuters. July 28, 2014. https://www.investing.com/news/world-news/china-says-may-have-citizens-fighting-in-Iraq (accessed 20.09.2014)

Blizhnevostochnij tur Si Tsin-pina - deciatki soglasheniy, novije partner (Xi Jinping Middle East Tour - Tens of Agreements, New partners) RIA Novosti. Rossija segodnja. 23.01. 2016. https://ria.ru/world/20160123/1363961791.html (accessed 05.02.2016)

Botobekov U. What's are China's Stakes in Syria? The Diplomat. Jan.27, 2017. thediplomat.com/2017/01/whats-are-chinas-stakes-in-syria/ (accessed 30.01.2017)

Campbell H. Opposing Qaddafi's massacre and foreign intervention in Libya.2011-03-24 Cendrowski Sc. China's Iraq Oil Problem. Fortune. June 30, 2014. fortune.com/2014/06/30/ chinas-iraq-oil-problem (accessed 20.09.2014)

China counting financial losses in Libya. Global Times. March 4, 2011.

China earmarks $124 bn for Belt and Road economic plan. The BRICS Post. May 14, 2017. thebricspost.com (accessed 15.01.2018)

China partners with U.S. firm in Egypt. CNN Money Fortune. N.Y. 30 August, 2013. money.cnn.com/2013/08/30/news/economy/apache (accessed 15.01.2017)

China Reacts Cautiously to Events in Egypt. News RSS Feed. February 12, 2011. China respects choice of Tunisian people: vice FM. Xinhua News Agency. 8.03.2011.

China Support Iraqi gov't in stabilizing situation. People's Daily Online (Xinhua). Aug.16, 2014 https://www.globalsecuruty.org/wmd/library/news/iraq/2014-iraq140816 (accessed 03.10.2015)

China to Set-up Counter-terrorism Intelligence Center.Law. Xinhuanet. December 27, 2015. http;//news.xinhuanet.com/english/2015-12/ (accessed 15.01.2016)

China, Tunisia pledge to boost cooperation in trade, infrastructure. Xinhua. 2016-05-14. www..xinhuanet.com/English/2016-05/14/c_ 135358823.htm (accessed 15.05.2016) China Urges Inclusive Political Process in Libya. This Day Live. 21 Oct. 2011. Deych T.L. Livijsky krisis v svete interesov Rossii, Kitaja i Afriki. (Lybian crisis in the view of Russia, China and Africa interests). Aziya i Africa Segodnya. 2011. № 9 (650).

Ding Ying. Out of Libya. Beijing Review. March 10, 2011. http://china-wire.org/r.p=10523 (accessed 15.01.2017).

Doyon J., Codement Fr. China and the Mediterranean Open for Business? European Council on Foreign Relations. 21 June 2017. www.ecfreu/publications/summary/china-and-the-mediterraneen-open-for-business (accessed 15.09.2017)

Egypt calls for more Chinese investment. People's Daily Online. Aug.30.2012. http://english.people.daily.com.cn.90883/792275.html (accessed 20.03.2016)

Elumami Ah. Libya awaiting Chinese team for railways talks. China Railway Construction Corporation (CRCC). Tripoli. 27 Febr. 2013. www.libyaherald.com/2013/02/27/(libya-awaiting-chinese-team-for-railway-talks (accessed 15.01.2015)

Former China diplomat pins blame for refugee crisis on West. Reuter. Nov. 2, 2015. https://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-china-former-diplomat (accessed 05.02.2016)

Fornaji H. Chna's new Libyan ambassador faces big challenges on stuck contracts. 2013/08/06. http://www.libyaherald.com/2013/08/06/chinas-new-libyaherald.co/chinas-new-libyan-ambassador-faces-big-challenges-on-stuck-contracts (accessed 15.09.2013)

Junbo J. China's second coming in Libya. Asia Times. Aug.31, 2011.

Lee J. China offers Iraq 11.7 m for Reconstruction. Construction & Engineering in Iraq. July 13, 2017.

Libya: China, Libya Vow to Cooperate in Libyan Reconstruction. Capital FM. June 12, 2012. Libya expects Chinese companies to resume business. African News. 2013-03-06. English news.cn (accessed 15.05.2013)

Morocco rejoins African Union after more than 30 years. The Guardian. Global Development. 31 January, 2017. https://www.theguardian.com/global-development/2017/janZ31/morocco-rejoins-african-union (accessed 15.09.2017)

Pambazuka News. Issue 552. http://pambazuka.org/en/category/features (accessed 10.11.2011) Pant H. V. Haidar A. M. China's Expanding Military Footprint in Africa. ORFIssue Brief. Issue № 195. Sept. 2017.

Predsedatel Banka Kitaja: Sredizemnomorsky region zanimaet vazhnoje mesto v stroitelstve "Pojasa i Puti" (Bank of China President: Mediterranean Occupies an Important Place in Building of "Belt and Road") Russian. News. Cn. 2017-12-03. russian.news.cn./2017-12/03/c136796147.htm (accessed 15.01.2018)

Rinehart J.E. The Chinese Military Overview and Issues for Congress. 24.03.2016. https: fas.org/sdp/crs/row/R44196 pdf (accessed 05.04.2016)

Rudolf M. China's New Era of Diplomacy: Engaging in Syria. The Diplomat. Jan.25, 2016. https://thediplomat.com/2016/01/25/chinas-new-era-of-diplomacy-engaging-in-syria (accessed

03.02.2016)

Salitskij A. Upiter i byk v mirovoj politike (Kto vyigral vojnu v Livii?) Upiter and Bull in World Politics (Who wined war in Libya?) Slanet.ru. 02.10. 2011. https://www.fondsk.ru/news/2011/10/ 02/upiter-i-byk-v-mirovoj-politike (accessed 10.11.2011)

Sopernichestvo KNR i SSHA na Arabskom Perekrestke. (China and USA Rivalry on the Arab Cross-road) Mirovaja politika i resursy. 14 Febr.2012 www.wprr.ru/arvhives/2634 (accessed 11.05.2013)

Tsaturjan S. "Shelkovij put" probiraetsja v Evrosojuz cherez turetskij Chataj ("Silk Road" Makes its Way into European Union through Turkish Hattay). REGNUM. 25 March 2017. https://regnum.ru/ news/polit/2169563.html (accessed: 26.03.2017)

Tunisia-China: Investment and Trade Forum. The Foreign Investment Promotion Agency FIPA-Tunisia. 15.06.2009

Tzogopoulos G. China fosters integration in Mediterraneen. Global Times 2017/12//6. www.globaltimes.cn.content/1079025.shtml (accessed 15.09.2018)

Under the Radar. What's behind China's Love Affair with Morocco. Global Rish Insights. March 26, 2017. https://globalrisksinsights.com/2017/03/chinas-love-affair-with-morocco (accessed 15.09.2017)

Vasilev Aleksey. Petrov Nikolaj. Recepty arabskoj vesny. Russkaja versija. Gl. XIX. Deych.T.L. Crisis v svete interesov Rossiji, Kitaja i Afriki. (Recipes of Arab Spring.Russian version. Chapter XIX. Crisis in the view of interests of China, Russia and Africa) Moscow. Algoritm. 2012. 303 p. ISBN 978-5-4438-0148-3.

Volodzko D. How China Helped Cause the Syrian Refugee Crisis. The Diplomat. Sept 14, 2015. https://thediplomat.com/2015/09/how-chona-helped-cause-the-syrian-refugee-crisis (accessed

24.09.2015)

Why China wants in Syria's Reconstruction Program. Sputnik. Middle East. 16.03.2017 https://sputniknews.com/middleeast/201703161051647897china-syria-reconstruction-cooperation (accessed 03.02.2018)

Xi Jinping I M.Mursi zajavili o svoem namereniji sposobstvovat ukrepleniju kitajsko-egipetskogo vzaimodejstvija. .Xi Jinping and M. Mursi declared their intention to promote strengthening China-Egypt strategy cooperation. Xinhua. 2013-03-28. http://russian.cri.cn41/2013/03/28 1s 462775.htm (accessed 11.05.2013)

Yun Sun. Inserting Africa into China's One Belt, One Road Strategy. A new opportunity for jobs and infrastructure. The Brookings. Africa in Focus. March 2, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.